Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Демократия как политический режим, достоинства и недостатки

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Международный Славянский Институт 
 
 

Факультет экономический 

Специальность: Финансы и Кредит 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

По предмету: «Политология» 
 
 

На тему: «Демократия как политический режим, достоинства и недостатки» 
 
 
 

                                                                              Выполнила: студентка гр.113 ФиК
                                                                              Терентьева С.Н.
                                                                              Проверила: к.ф.н., Манахова И.А.

Москва 2009

                         
     Содержание: 

     Введение………………………………………………………………………3 

    Демократия: сущность, условия  формирования, основные формы.……………………………………………………………………..4
 
      Достоинства и  недостатки демократического  политического режима……………………………………………………………………..10
 
    Проблемы  становления демократии в современной  России……….16
 
    Заключение……………………………………………………………………18 

    Список  используемой литературы…………………………………………19 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение
     Данная  тема сейчас достаточно актуальна. Проблема демократии и ее роль в общественно-политической жизни занимает одно из центральных  мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем  мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот,  Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.
     Для понимания данной проблемы нужно сначала разобраться в самом термине «демократия».  Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos  – народ,  kratos – власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения. А. Линкольн определил демократию так: «Правление народа, для народа, посредством народа».
     В настоящее время демократию рассматривают  как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима. (2,112)
     Каждому историческому типу государства, соответствовала  своя форма демократии. Так и сейчас можно сказать:  «Сколько стран  столько и демократий». Каждая демократия различна. Нет двух одинаковых, так как на политический строй влияет множество факторов. 
 
 
 
 

    1. Демократия: сущность, условия формирования, основные формы.
     В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа. Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).
     Зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Отметим, что современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.
     Что представляет собой современная  политическая демократия? В самом  общем плане ее можно определить как режим, в котором народ  имеет возможность реализовать  свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.
Сущность  демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и  процедур. Рассмотрим основные из них.
     1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.
     2. Периодическая выборность основных  органов власти позволяет обеспечить  четкий легитимный механизм преемственности  власти. Государственная власть  рождается из честных выборов,  а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.
     3. Всеобщее, равное избирательное  право и тайное голосование.  Демократические выборы предполагают  реальную соревновательность различных  кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства.
     4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют  принципы отношений между государством  и гражданами и определяются  как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.
     5. Гражданские права. Этими правами  люди пользуются как частные  лица, и они защищают граждан  от произвола власти. К ним  можно отнести равенство всех  граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.
     6. Политические права дают гражданину  возможность участвовать в процессе  управления и влиять на принятие  решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.
     7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. (5,70)
Характерные черты демократического политического режима:
- Реализация  принципа разделения властей  на законодательную, исполнительную  и судебную                                                                                                                           - Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании.
- Высокая  степень развитости гражданского  общества; оно контролирует государство,   всю  политическую  систему.                                                                                  - В деятельности государственной власти исключены неполитические методы (физический террор), преобладают методы компромисса. Государство — правовое.                                                                                                                                   - Многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках  конституции.                                                                                                             - Легальная оппозиция наделяется всеми политическими правами и свободами, как и правящее большинство. Она — неотъемлемый элемент политического процесса.
- СМИ  свободны от цензуры и могут  на законных основаниях критиковать  власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению.
- Силовые  структуры обеспечивают внутреннюю  и внешнюю безопасность, их деятельность  регламентируется законами. Они  — вне политики.
- Провозглашенные  права и свободы гарантируются  всей социальной системой.
- Широкие  возможности и высокая степень  участия различных социальных  групп и слоев в политической  жизни общества.
- Плюралистическая  политическая культура.
-Возникающие  в обществе конфликты разрешаются  через механизм, закрепленный в  законе.
-Идеологический плюрализм, отсутствие какой-либо официальной идеологии. Демократия, как сложная форма взаимоотношений власти и граждан, представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических и стабильных обществах. Демократический политический режим – это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. (1,27)
Условия формирования и функционирования демократического политического  режима
Политические:                                                                                                                   1. Развитое гражданское общество.                                                                                     2. Стабильность политической власти.                                                                              3. Существование и функционирование политических партий и движений                     4. Политический плюрализм.
Экономические:                                                                                                                         1. Высокий уровень индустриального и экономического развития в целом.                  2. Высокая степень урбанизации.                                                                                        3. Развитость массовых коммуникаций.                                                                            4. Рыночная конкурентная экономика.                                                                               5. Плюрализм форм собственности.
Внешнеполитические:                                                                                                      1. Прямое военное, политическое, экономическое, культурно-информационное воздействие.                                                                                                                           2. Влияние примера демократических государств.                                                             3. Стабильные дружественные отношения с другими государствами, отсутствие военной угрозы.
Социальные:                                                                                                                               1. Относительно высокий уровень благосостояния граждан.                                            2. Сглаживание социального неравенства.                                                                           3. Рассредоточение в обществе различных социальных благ (декомпозиция социального неравенства).                                                                                                    4. Социальный плюрализм.                                                                                                     5. Наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, предпринимателей.
Культурные:                                                                                                                           1. Грамотность населения, его образованность в целом.                                                  2. Гражданская политическая культура.                                                                        3. Демократические традиции.                                                                         Демократический тип личности. Это — личность, которую характеризуют:                   1) полифоничность мышления;                                                                                             2) толерантность (терпимость к инакомыслию);                                                                3) конструктивность и созидательность, терпимое отношение к существующей власти;                                                                                                                                    4) раскрепощенность, отсутствие зацикленности;                                                            5) многомерность восприятия;                                                                                           6) потребность в самореализации;                                                                                      7) осознанный выбор пути;                                                                                                      8) достижение целей уже сейчас с ориентацией на будущее.
     Основные  формы демократии
Прямая  демократия. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений.
Подобный  вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и  небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают  проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ.
Распространенность  подобной практики ограничивается территориальным  фактором и зависит от того, насколько  децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в  ходе которых осуществляется волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.
Законодательство  многих стран предусматривает и  непосредственные формы участия  граждан в законотворчестве - референдумы  и инициативные движения.
Референдум, иногда называемый плебисцитом (в дословном переводе - народное решение), представляет собой прямое голосование народа по важнейшим государственным вопросам. Различают два вида референдумов. Одни из них представляют собой своеобразный опрос мнения, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты.
Результаты  референдумов другого рода имеют  значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов. Так, в декабре 1993 г. посредством референдума был  одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило ее легитимность. Мировой опыт показывает, что вопросы, выносимые на референдум, могут быть самыми разнообразными: замена монархии республикой (Греция, 1974 г.), о независимости какой-либо территории (провинция Канады Квебек, 1995 г.), разрешение разводов и абортов (Италия).
Инициатива - это процедура, посредством которой  граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме  либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума.(1,54)
К другим формам демократического участия, позволяющим  гражданам влиять на власть, можно  отнести демонстрации, митинги, шествия, обращения во властные структуры  всех уровней и в СМИ.
Представительная (репрезентативная) демократия. 
В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.
2. Достоинства и  недостатки демократического  политического режима.
    В современной ситуации вполне актуальным является вопрос: зачем вообще нужна демократия и можно ли без неё обойтись? В ответ на это в политической мысли и в политической науке были сформулированы соответственно ценностное и рационально – утилитарное обоснования демократии.  

    С точки зрения ценностной теории, демократия является ценностью сама по себе, так в ней воплощены общечеловеческие ценности: свобода, равенство и братство. Слабости такого подхода к объяснению необходимости демократии видны невооруженным глазом:
    1) Во– первых, эти ценности разделяются далеко не всеми национальными культурами – есть среди них и такие, которые выдвигают на первый план не свободу, а коллективизм, дисциплину и сильную власть (например, культура большинства мусульманских стран);
    2) Во – вторых, необходимо помнить,  что реальная демократия не  гарантирует полной свободы и тем более равенства;
    3) В – третьих – для основной  массы людей практические соображения  и материальные интересы были  и остаются важнее любых идеалов.  Утилитарный подход к обоснованию  необходимости демократии считает  её полезной обществу по следующим  причинам:
    1) Демократия позволяет полноценно  выражать и гармонично сочетать  разнообразные социальные интересы;
    2) Именно она обеспечивает восприимчивость  общества к новым веяниям в  политической, экономической и культурной  сферах, способствует его ускоренному развитию;
    3) Позволяет обществу свободно  выбирать устраивающих его политиков  и политический курс;
    Со  всем этим применительно к развитой современной демократии безусловно, можно согласиться, однако и утилитарный  подход к пониманию демократии содержит в себе определенные недостатки:
    1) Для того, чтобы демократия работала, необходим заинтересованный в  ней разумный и ответственный  индивид, что не всегда бывает, так как люди по своей природе  несовершенны;
    2) Демократическое устройство не  всегда является эффективным и отвечающим интересам общества, так как слабая и неустойчивая демократия хуже воспринимается обществом, чем сильный и устойчивый авторитарный режим – именно он, зачастую лучше обеспечивает стабильность и гарантирует благосостояние граждан.
    Таким образом, реально полезна для общества только эффективная, устойчивая и работающая демократия. А для того, чтобы она была таковой, необходимо выполнение целого ряда условий. Общими же предпосылками эффективной демократии, по распространенному среди политологов мнению, являются следующие:
    1) Высокий уровень индустриального  и экономического развития страны  в целом – мировой опыт показывает, что демократия и слаборазвитость  несовместимы;
    2) Вторая вытекающая из этого  предпосылка – наличие высокого  уровня благосостояния, т.к. резко разделенное по имущественному признаку общество будет не стабильно демократичным, а конфликтным и неустойчивым;
    Вполне  очевидна и обратная закономерность. Так, например, по результатам исследований международной организации "Фридом хауз", из 25 наиболее богатых стран мира демократическими не являются только Гонконг и Сингапур. Объясняется все достаточно просто: богатые страны – это стабильные страны, где есть возможность для перераспределения социальных благ в пользу ущемленных групп и сглаживания общественных противоречий.
    3) Высокий уровень урбанизации  (развития городов и городской  среды) – очевидно, что жители  городов больше тяготеют и  лучше приспособлены к демократии, нежели более консервативное  сельское население; 
    4) Развитие массовых коммуникаций – т.е. распространение в обществе радио, газет и телевидения – именно они информируют граждан о политических событиях, делая политику сравнительно открытой и подконтрольной обществу;
    5) Рыночная экономика, основанная  на праве частной собственности и свободной конкуренции. Общеизвестно: в мировой истории нет примера демократических государств с нерыночной (т.е. планово – государственной) экономикой.
    Объяснение  этого явления достаточно очевидно: именно экономическая конкуренция  препятствует абсолютной концентрации политической и экономической власти в руках узкой группы лиц, гарантирует индивиду гражданские и политические свободы.
    6) Наличие многочисленного и влиятельного  среднего класса – т.е. экономически  самостоятельных (имеющих независимый от государства источник дохода) и достаточно состоятельных людей, обладающих определенным уровнем дохода, образования и политической культуры. Представители среднего класса в гораздо большей степени, чем богатейшие слои (олигархи) и неимущие (люмпены) заинтересованы в стабильной и устойчивой демократии, т.к. именно она гарантирует политическую стабильность, неприкосновенность индивидуальной свободы и частной собственности;
    7) Наличие определенного уровня  гражданской политической культуры, в которой сознательная и высокая политическая активность личности сочетается с подчинением закону и воле большинства (т.е. демократия – это не только умение и желание бороться за свои права, но и подчинение определенным правилам). Важными признаками такой личности являются развитое правосознание, стремление к социальному согласию и решению спорных вопросов путем нахождения компромисса.
    На  основании всего сказанного можно  сказать, что демократия представляет собой весьма сложный и хрупкий  политический механизм, социальное благо, по – настоящему доступное лишь богатым, стабильным и цивилизованным странам. Путь к ней для большинства остальных неизбежно будет весьма сложным и долговременным. (5,70)
         В теории, когда каждый человек  и каждый голос являли собой  абстрактную, атомную единицу, каждый из этих политических элементов – национальный, провинциальный или местный – также считался абстрактной, мельчайшей единицей. Каждая имела собственную, четко определенную сферу полномочий, свою сферу власти, свои права и обязанности. Но по мере развития индустриализма, когда экономика становилась все более интегрированной, последствия решений, принимавшихся каждой из этих политических единиц, сказывались за пределами их сферы полномочий, и таким образом по необходимости вызывали ответные действия других органов власти. (4,38)
              К середине XX столетия десятки  тысяч, казалось бы, суверенных  и вполне независимых органов  политической власти, разбросанных  по всей планете, оказались  в одной связке благодаря координации  экономики, небывало возросшему объему перевозок, миграции и развитию средств коммуникации, а потому они усилили свою деятельность, побуждая друг друга к активности.
    Политическая  система, возникшая в определенное время, в определенной части земного  шара, в определенных социальных, культурных и политических условиях, считается сегодня единственным носителем (в политической сфере) вечных моральных ценностей – свободы и достоинства человеческой личности.  Изучение политической истории позволяет сделать два вывода по проблеме соотношения демократии, с одной стороны, социальной и экономической эффективности системы – с другой.
    1. На различных этапах исторического  развития более жизнеспособными  и эффективными оказываются то  более, то менее демократические  политические системы. Прямой связи между двумя этими переменными не существует. Так, античные демократии одерживают победу над восточной деспотией персов, однако вслед за этим проигрывают монархии Александра Македонского. Спустя две с половиной тысячи лет в конце 30-х – начале 40-х гг. ХХ в. европейские демократии одна за одной проигрывают войну гитлеровскому тоталитаризму, но спустя несколько десятилетий выигрывают экономическое соревнование у гораздо более жизнеспособных авторитарных режимов в Советском Союзе и Восточной Европе.
    2. Тем не менее, по крайней  мере в новое и новейшее  время среднестатистически, в крупном историческом масштабе, демократические политические системы оказываются более жизнеспособными, нежели антидемократические.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.