На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные принципы международного права. Ответственность в международном праве

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
1. Основные принципы международного права 3
1.1 Принцип неприменения силы и угрозы силой 4
1.2 Принцип разрешения международных споров мирными средствами 6
1.3 Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств 7
1.4 Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом 8
1.5 Принцип равноправия и самоопределения народов 10
1.6 Принцип суверенного равенства государств 11
1.7 Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву 12
1.8 Принцип нерушимости государственных границ 13
1.9 Принцип территориальной целостности государств 14
1.10 Принцип уважения прав человека и основных свобод 14
2.Ответственность в международном праве 15
Список использованных источников 18
 

1. Основные принципы  международного права

    В международных юридических документах и в теоретических трудах встречаются  такие понятия, как «принципы  международного права», «общие принципы международного права», «отраслевые  принципы международного права», «общепризнанные  принципы международного права», «императивные  принципы международного права», «основные  принципы международного права».
    Очевидно, что первое из перечисленных понятий  является наиболее общим, охватывающим все последующие. Вряд ли можно подвергнуть сомнению суждение о том, что общепризнанные принципы международного права включают как основные, так и отраслевые принципы международного права.
    В конституционном праве и судебной практике различных государств, и  Российской Федерации в том числе, под общепризнанными принципами международного права понимаются принципы общего международного права, то есть признанные большинством государств, включая то, в котором они подлежат применению.1  
    Понятие общих принципов международного права имеет по крайней мере два толкования: общие для международного права и национально-правовых систем, а также общие для всех школ науки международного права.
    Императивный  принцип международного права (jus cogens) определен в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года1 как «императивная норма общего международного права», «которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер» (ст. 53).
    Однако  обращение к универсальным международным  договорам не дает возможности обнаружить в них перечень тех или иных принципов международного права. В доктрине по этому вопросу нет единого мнения. Можно утверждать, пожалуй, лишь следующее: основные принципы международного права являются универсальными и не включают отраслевых принципов; основные принципы международного права имеют характер общепризнанных; основные принципы международного права являются принципами jus cogens.
    Этот  вывод основывается на следующем. Статья 2 Устава ООН2 обязывает саму организацию и ее членов действовать в соответствии с определенными принципами: суверенное равенство всех членов; добросовестное выполнение обязательств по Уставу; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применения; отказ от помощи любому государству, против которого ООН предпринимает меры превентивного или принудительного характера, и оказание помощи ООН в осуществлении таких мер; обеспечение действий государств - нечленов ООН в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности; невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
    Вряд  ли можно подвергнуть сомнению то, что в год принятия Устава ООН  государства считали эти принципы международного права основными.
    Ровно через четверть века после вступления в силу Устава ООН, 24 октября 1970 г., Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН3. В ней были торжественно провозглашены следующие принципы международного права: воздержание в международных отношениях от угрозы силой или ее применения; разрешение международных споров мирными средствами; невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства; сотрудничество государств в соответствии с Уставом ООН; равноправие и самоопределение народов; суверенное равенство государств; добросовестное выполнение обязательств, принятых в соответствии с Уставом ООН. В разделе 3 этой Декларации определенно утверждается, что эти принципы «представляют собой основные принципы международного права».
    В 1975 году Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Заключительном акте сформулировало Декларацию принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях. В ней содержится уже не семь, а десять принципов. Но они, во-первых, не названы основными, а во-вторых, приняты в документе регионального характера.
    Представляется, что основные принципы международного права - это концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

1.1 Принцип неприменения  силы и угрозы  силой

    Принцип неприменения силы и угрозы силой  относится к числу принципов, становление которых произошло  в XX столетии. До этого международное право считало обращение к войне как к способу урегулирования международных разногласий и споров естественной функцией государства, его неотъемлемым правом.
    Принятые  на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 годов Конвенции о мирном решении  международных столкновений4 и об ограничении применения силы при взыскании по договорным долговым обязательствам не отменяли права государства на войну (jus ad bellum), а лишь призывали государства «по возможности» предупреждать обращение к силе, «насколько позволят обстоятельства». Становление принципа неприменения силы началось с запрещения агрессивных войн. Устав ООН придал более широкое толкование запрещению войны, закрепив его в форме неприменения силы или угрозы силой. Статья 2, пункт 4, Устава обязывает государства воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.
    Нормативное содержание принципа неприменения силы и угрозы силой получило конкретизацию  в Декларации ООН о принципах  международного права 1970 года, в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года5. Анализ всех этих документов дает возможность определить в наиболее полной степени нормативное содержание принципа.
    Прежде  всего, рассматриваемый принцип  является универсальным по своему характеру и обязательным, независимо от политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого государства (Декларация 1987 г.). Это означает, что принцип распространяется на все государства. Запрещая все проявления силы или ее угрозы, Декларация 1970 года обращает особое внимание на обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью: 1) нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров или вопросов, касающихся государственных границ; 2) нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемирия; 3) актов репрессалий, связанных с применением силы; 4) насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость; 5) организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства; 6) организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствования подобным актам в пределах собственной территории; 7) военной оккупации территории государства или ее приобретения в результате угрозы силой или ее применения.
    Принцип неприменения силы и угрозы силой  не исключает правомерного применения силы в порядке самообороны и в случае применения мер объединенными вооруженными силами от имени ООН в целях поддержания международного мира и безопасности. Право ООН на применение вооруженной силы для поддержания международного мира и безопасности также поставлено в определенные рамки. Применение такой силы может иметь место только в случаях угрозы миру, нарушения мира и акта агрессии по решению Совета Безопасности и под его руководством. Что касается применения невооруженной силы, то государства вправе обращаться к мерам, не связанным с использованием вооруженных сил, в порядке реторсии или репрессалии в ответ на недружественное поведение или правонарушение, не имеющее характера международного преступления.
    Принцип неприменения силы и угрозы силой  самым тесным образом связан с  системой поддержания международного мира и безопасности, являясь ее центральным звеном.

1.2 Принцип разрешения  международных споров  мирными средствами

    Принцип разрешения международных споров мирными  средствами - один из важнейших основных принципов современного международного права. В качестве такового он закреплен в Уставе ООН. В п. 3 ст. 2 говорится: «Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».
    Как императивный этот принцип сложился в международном праве лишь в  XX столетии. Его становление проходило параллельно со становлением принципа неприменения силы и угрозы силой. Хотя международному праву с момента его возникновения были известны мирные средства разрешения международных споров, оно не содержало обязательства для государств разрешать споры исключительно мирным путем, не прибегая к силе, в том числе вооруженной. В принятой впервые на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 годов специальной Конвенции о мирном решении международных столкновений содержался лишь призыв к государствам «предупредить, по возможности, обращение к силе» (ст. 1) и, «прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству» (ст. 2).
    Лишь  в Парижском договоре об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 года6 (пакт Бриана - Келлога), объявившем агрессивную войну запрещенной с точки зрения международного права, было закреплено обязательство государств разрешать свои споры исключительно мирными средствами. Статья 2 договора гласила: «Высокие договаривающиеся стороны признают, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов независимо от характера их происхождения, которые могут возникнуть между ними, должны осуществляться только мирными средствами». Следовательно, если до подписания Парижского договора мирные средства были лишь одним из возможных путей решения международных споров, то с его подписанием разрешение любого спора или несогласия отныне стало возможным только путем применения мирных средств.
    Подтверждение и закрепление в Уставе ООН  принципа разрешения международных споров мирными средствами придало ему всеобъемлющий характер.
    Для лучшего понимания нормативного содержания принципа разрешения международных  споров мирными средствами необходимо уточнить понятие «международный спор». Большинство юристов полагают, что под международным спором надо понимать наличие между субъектами международного права неурегулированных вопросов, разногласий по самым различным проблемам международных отношений, а также расхождений в толковании международных договоров. При этом международный спор предполагает четко обозначенный предмет спора и взаимные претензии.
    Международные споры разрешаются на основе принципа суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Стороны могут прибегать к любым процедурам и средствам по своему выбору с учетом того, что любой спор должен быть решен на основе международного права и принципа справедливости. Принцип оставляет сторонам свободу выбора того или иного средства, известного международному праву. Это переговоры, добрые услуги, посредничество, следственная и согласительная процедуры, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к органам международных организаций, а также любая процедура урегулирования, согласованная до возникновения спора.

1.3 Принцип невмешательства  в дела, входящие  во внутреннюю  компетенцию государств

    Суверенность  государства является политико-правовой предпосылкой для его полноправного и равноправного участия в международном общении и в принципе - независимой деятельности на мировой арене. Это свойство государства обусловливает и самостоятельность во всем, что касается его внутренней жизни: от установления и поддержания подходящего для него экономического и политического строя, создания и функционирования органов власти, управления и правосудия до различных проявлений общественной жизни, равно как и осуществления всякого рода преобразований. Все это многообразие внутренней жизни государства не может являться предметом каких-либо повелений, указаний, непрошеных советов и т.п. действий любого другого государства или международной структуры либо их действий, направленных на оказание влияния или давления на то, что происходит внутри страны.
    В  Уставе ООН, где невмешательство  трактуется как один из принципов  деятельности Организации и поведения  государств - ее членов: «Настоящий Устав, - сказано в этом документе, - ни в  коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство  в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства», и  не требует от членов ООН «представлять  такие дела на разрешение в порядке  настоящего Устава»; этот принцип не затрагивает, однако, применения принудительных мер, предусмотренных Уставом.
    Формулы принципа невмешательства воплощают наиболее важные элементы его содержания. Другими его элементами являются обязательства государства:
    - не организовывать, не разжигать,  не финансировать, не подстрекать или не допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, не способствовать ей, а также не вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве;
    - воздерживаться от оказания содействия, поощрения или поддержки, прямо или косвенно, мятежной или сепаратистской деятельности в других государствах под каким бы то ни было предлогом или от каких-либо действий, направленных на нарушение единства либо подрыв стабильности другого государства или любого из его институтов;
    - воздерживаться от организации,  обучения, финансирования или вооружения  политических и этнических групп  на своей территории или территории другого государства с целью осуществления подрывной деятельности, создания беспорядков или волнений в других странах.
    Не  является вмешательством во внутренние дела осуществление мер контроля, проверки и инспекции на месте, предусмотренных  международными соглашениями, в частности  по вопросам разоружения, хотя бы эти меры носили далеко идущий интрузивный, то есть вторгающийся во внутреннюю сферу государства, характер, как это предусмотрено, в частности, в Конвенции 1993 года о запрещении химического оружия7 и в Договоре 1996 года о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
    Взаимозависимость государств, расширение и углубление сфер их общения, особенно на многосторонней основе, закономерно приводят к сужению и ограничению той сферы, которая может считаться сферой исключительно внутренних дел государства. Все большее число конкретных вопросов охватывается международным регулированием.

1.4 Принцип обязанности  государств сотрудничать  друг с другом

    Принцип сотрудничества государств был заложен  в основу деятельности Организации Объединенных Наций и закреплен в ее Уставе в качестве одного из основных принципов современного международного права. Так, в п. 3 ст. 1 Устава провозглашается, что одной из целей ООН является «международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера».
    Генеральная Ассамблея ООН уполномочена «рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности» и делать соответствующие рекомендации (ст. 11 Устава), а согласно ст. 13 она организует исследования и делает рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, социальной, культурной сферах, в области образования, здравоохранения, содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, а также для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации.
    Важнейшая обязанность государств - сотрудничать между собой и с ООН - установлена  по Уставу ООН прежде всего в целях  поддержания международного мира и безопасности как главной предпосылки достижения всех других целей ООН.
    В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений  и сотрудничества между государствами  в соответствии с Уставом ООН, 1970 года нормативное содержание принципа сотрудничества государств раскрыто следующим  образом: «Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и  социальных систем, в различных областях международных отношений с целью  поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия».
    При этом четко определяются правовые рамки  межгосударственного сотрудничества.
    Прежде  всего, обязанность сотрудничества во всех сферах международного общения существует независимо от различия политических, экономических и социальных систем государств.
    Далее, сотрудничество между государствами  должно быть подчинено достижению определенных целей. Первейшей такой целью, главным определяющим фактором межгосударственного сотрудничества является поддержание международного мира и безопасности.
    Другая  важнейшая цель сотрудничества - содействие обеспечению международной экономической стабильности и прогрессу, повышение общего благосостояния народов.
    Декларация  обязывает государства сотрудничать «в установлении всеобщего уважения и соблюдении прав человека, основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации  и всех форм религиозной нетерпимости». Тем самым подчеркивается важность и обязанность широкого сотрудничества государств в соответствии с Уставом ООН в гуманитарной сфере.
    Принцип сотрудничества не следует понимать буквально. Его необходимо рассматривать в контексте с принципом государственного суверенитета, в силу которого каждое государство свободно в выборе форм своих взаимоотношений с другими государствами. Принцип сотрудничества как международно-правовую обязанность государств следует отличать от самой деятельности государств по реализации сотрудничества, которая должна осуществляться в соответствии с этим принципом. Эта деятельность должна осуществляться в рамках международного права и прежде всего при строгом соблюдении предписаний других основных принципов международного права.

1.5 Принцип равноправия  и самоопределения  народов

    Принцип равноправия и самоопределения  народов стал основным принципом общего международного права с образованием ООН.
    В Уставе Организации этот принцип  упоминается дважды. В п. 2 ст. 1 провозглашается, что одна из целей Организации - «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». В ст. 55 самоопределение народов отнесено к одной из основ мирных и дружественных отношений между нациями, которые сами являются условиями стабильности и благополучия. Показательно, что сама эта статья входит в главу «Международное экономическое и социальное сотрудничество».
    Несколько иное толкование право на самоопределение  приобретает после принятия Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Статья 2 провозгласила, что «все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие».
    Однако  в ст.6 содержится важное ограничительное  положение о том, что «любая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность  страны, несовместима с целями и  принципами Устава Организации Объединенных Наций».
    В Декларации о принципах международного права 1970 года есть положение, касающееся принципа равноправия и самоопределения  народов, и сводится оно к тому, что «все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».
    В то же время в нем содержатся и  важные ограничительные положения. Во-первых, говорится, что «каждое  государство обязано содействовать  путем совместных и самостоятельных  действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом».
    Во-вторых, дается краткое, но тем не менее довольно четкое перечисление способов осуществления права на самоопределение, таких как «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом».
    И в-третьих, в Декларации не только подтверждается важнейшее требование об отказе от любых действий, ведущих к расчленению  или частичному или полному нарушению  территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, но и указываются условия, при соблюдении которых само право на самоопределение, по существу, ограничивается и не может включать в себя расчленение государств, нарушение территориальной целостности, политического единства государства. Важнейшее из них - наличие «правительства, представляющего весь народ, и принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи». Поэтому если правительство на недискриминационной основе с соблюдением основных прав человека и свобод предоставляет своему населению право на участие в политической и социальной жизни государства, то попытки, направленные на расчленение государства, подрыв его территориальной целостности, политического единства, являются незаконными.
    Итак, право народов на самоопределение должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями других принципов международного права.
    Нередко право народов на самоопределение, провозглашаемое основой всех других прав человека, стремятся свести к  праву только на отделение, при практической реализации которого происходит грубейшее  нарушение прав и свобод человека.

1.6 Принцип суверенного  равенства государств

    Государства участвуют во взаимных отношениях и  в многостороннем международном общении, обладая суверенитетом как политико-правовым свойством, выражающим верховенство каждого из них внутри страны и его самостоятельность и независимость во внешних делах. Наличие у государств одного и того же свойства суверенности, их участие в международном общении в одинаковом качестве субъектов международного права закономерно уравнивают их в правовом положении, создают объективную основу для равноправия. Чтобы быть равноправными, государства должны быть суверенными; чтобы оставаться суверенными, они должны быть равноправными. Эта органическая взаимосвязь суверенитета и равноправия составляет существо принципа суверенного равенства государств как одного из общепризнанных принципов международного права.
    При характеристике содержания принципа суверенного  равенства государств в Декларации 1970 года указывается, что государства  имеют одинаковые права и обязанности  и являются равноправными членами  международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.
    Согласно  Декларации, концепция суверенного  равенства включает, в частности, следующие элементы: 1) все государства юридически равны, или, как точнее сказано в Хартии экономических прав и обязанностей государств8, принятой ООН в 1974 году, «юридически равноправны»; 2) каждое государство пользуется правами, «присущими полному суверенитету»; 3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; 4) территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны; 5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему; 6) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
    Заключительный  акт ОБСЕ 1975 года связывает принцип  суверенного равенства государств с их обязательством уважать «также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.