На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа ЦФО Стратегии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
Глава 1. Центральный Федеральный  Округ
1.1 Общая характеристика  ЦФО
1.2 Общая характеристика климата
1.3 Экономика ЦФО
1.4 Экологические проблемы ЦФО
1.5 Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального федерального округа
1.6 Вызовы и угрозы
Глава 2. Стратегия развития ЦФО
 2.1. Цели и задачи стратегии социально-экономического развития
2.2  Сценарий социально-экономического развития Центрального федерального округа
2.3  Социальная  политика.
 2.4 Инвестиции и инвестиционный фонд.
Заключение
Приложения
Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Федера?льные округа? Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г.[1].
Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной  частью административно-территориального деления Российской Федерации и  были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством  и составом.
В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов.[1] Первым изменением их количества (увеличением  до восьми) и состава стало выделение  Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании  указа президента Д.А.Медведева 19 января 2010. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000.
По предложению  президента Медведева (от июня 2011 года) планируется создание Столичного федерального округа (границей которого предполагается ЦКАД).
Почти все округа состоят преимущественно или  только из административно-территориальных  образований (субъектов федерации). Единственным из округов, который почти  полностью состоит из национально-территориальных  субъектов (республик), является Северо-Кавказский округ.
В округах определены города-центры, в которых размещаются  их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя  президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором  центр не является крупнейшим городом  округа, а также административным центром или крупнейшим городом  одного из входящих субъектов.
Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.
Руководство округов  главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные (в федеральных ведомствах действуют  управления по федеральным округам).
 

Ном. Название округа Площадь (км?) Население (на 01.01.2009)[2] 
Субъектов РФ  Административный  центр
1 Центральный федеральный  округ 652,800 37 121 812 18 Москва
2 Южный федеральный  округ  416,840 14 686 261 6 Ростов-на-Дону
3 Северо-Западный федеральный округ 1,677,900 13 462 259 11 Санкт-Петербург
4 Дальневосточный федеральный округ 6,215,900 6 460 094 9 Хабаровск
5 Сибирский федеральный  округ 5,114,800 19 545 470 12 Новосибирск
6 Уральский федеральный  округ 1,788,900 12 254 976 6 Екатеринбург
7 Приволжский федеральный  округ 1,038,000 30 157 844 15 Нижний Новгород
8 Северо-Кавказский федеральный округ 159,860 8 215 263 7 Пятигорск
 
Центр федерального округа — г. Москва
    Белгородская область
    Брянская область
    Владимирская область
    Воронежская область
    Ивановская область
    Калужская область
    Костромская область
    Курская область
    Липецкая область
    Московская область
    Орловская область
    Рязанская область
    Смоленская область
    Тамбовская область
    Тверская область
    Тульская область
    Ярославская область
    Город федерального значения Москва
Южный федеральный округ
Центр федерального округа — г. Ростов-на-Дону
    Республика Адыгея
    Республика Калмыкия
    Краснодарский край
    Астраханская область
    Волгоградская область
    Ростовская область
Северо-западный федеральный округ
Центр федерального округа — г. Санкт-Петербург
    Республика Карелия
    Республика Коми
    Архангельская область
    Вологодская область
    Калининградская область
    Ленинградская область
    Мурманская область
    Новгородская область
    Псковская область
    Город федерального значения Санкт-Петербург
Дальневосточный федеральный округ
Центр федерального округа — г. Хабаровск
    Республика Саха (Якутия)
    Камчатский край
    Приморский край
    Хабаровский край
    Амурская область
    Магаданская область
    Сахалинская область
    Еврейская автономная область
    Чукотский автономный округ Ненецкий автономный округ
Сибирский федеральный округ
Центр федерального округа — г. Новосибирск
    Республика Алтай
    Республика Бурятия
    Республика Тыва
    Республика Хакасия
    Алтайский край
    Забайкальский край
    Красноярский край
    Иркутская область
    Кемеровская область
    Новосибирская область
    Омская область
    Томская область
Уральский федеральный округ
Центр федерального округа — г. Екатеринбург
    Курганская область
    Свердловская область
    Тюменская область
    Челябинская область
    Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
    Ямало-Ненецкий автономный округ
Приволжский федеральный округ
Центр федерального округа — г. Нижний Новгород
    Республика Башкортостан
    Республика Марий Эл
    Республика Мордовия
    Республика Татарстан
    Удмуртская Республика
    Чувашская Республика
    Кировская область
    Нижегородская область
    Оренбургская область
    Пензенская область
    Пермская область + Коми-Пермяцкий автономный округ (формально)
    Пермский край (фактически)
    Самарская область
    Саратовская область
    Ульяновская область
Северо-Кавказский федеральный округ
Центр федерального округа — г. Пятигорск
    Республика Дагестан
    Республика Ингушетия
    Кабардино-Балкарская Республика
    Карачаево-Черкесская Республика
    Республика Северная Осетия — Алания
    Чеченская Республика
    Ставропольский край.
Глава 1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
      Общая характеристика  ЦФО
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ (ЦФО) объединил два экономических района: Центральный и Центрально-Черноземный. Его площадь - 650,7 тыс. кв. км, численность постоянного населения на 1 января 2000 г. - 36,9 млн чел. В состав ЦФО входят 18 субъектов Российской Федерации (17 областей и город федерального значения - Москва).
В Центральном  федеральном округе недра играют наименьшую роль в экономике. Хотя по некоторым полезным ископаемым этот округ занимает лидирующее положение  в России. Здесь сосредоточено 66% всех промышленных запасов железных руд (добыча составляет более половины от общероссийской), 25% запасов фосфоритов, 25% цементного сырья (добыча - более 40%) и 15% запасов бокситов. Наиболее используемыми из всех природных ресурсов являются стройматериалы (глина, песок, гравий, щебень) и подземные воды. Добывали в этом округе и уголь (Подмосковный бассейн). Однако сейчас развитие этого производства нерентабельно, оно составляет всего 1% от общероссийского.
В зависимости  от уровня развития производительных сил выделяют Старопромышленные и Приокские регионы, а также регионы Черноземья.
Экономика Старопромышленных регионов
К старопромышленным регионам относятся: Московская (с Москвой), Владимирская, Костромская, Ивановская, Тверская и Ярославская область.
МОСКВА - как столица, как крупнейший центр науки, культуры, управления, образования, медицины, промышленности - занимает среди субъектов Федерации особое положение.
Датой основания  Москвы считается 1147 г. Столицей Московского  государства, затем Российской империи  город был до 1712 г., когда главным  городом стал Санкт-Петербург. Однако, в экономической сфере своей  роли как главного российского рынка, основного транспортного узла Москва никому не уступала. В 1918 г. она - снова  столица. Вскоре ее командные функции "учетвертились": оставаясь столицей РСФСР, она стала столицей СССР, центром области и самостоятельной территориальной единицей (с 1929 г.). Этим объясняется чрезвычайная концентрация в Москве управленческих структур. В начале 1991 г. в столице насчитывалось 95 органов союзного управления (министерства, госкомитеты, ЦК КПСС, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Академия наук и др.), 45 органов союзно-республиканского значения, 40 органов управления РСФСР.
Вторая отличительная  черта Москвы: высокая доля сферы  науки, научного обслуживания, в которой  была занята 1/5 экономически активного  населения - около 1 млн человек.
Москва - крупнейший по численности населения город России и один из крупнейших в мире. В нем - 8717 тыс. человек. Но, во-первых, за счет "дневного населения" (то есть тех, кто приезжает из области на работу или с другими целями) численность увеличивается примерно на 1 млн человек; во-вторых, не учитывается число "рыночников"-торговцев; в-третьих, абсолютно не учитываются беженцы из российских "горячих точек", из ближнего (грузины, азербайджанцы, армяне, таджики) и дальнего зарубежья (курды, афганцы, вьетнамцы и др.). До 100 тыс. составляют бездомные. Общее число "москвичей и гостей столицы" достигает не менее 10 миллионов человек. Этнический состав следующий: русские - 89,7%; украинцы - 2,9; евреи - 2,0; татары - 1,8; белорусы - 0,8; армяне - 0,5%.
По  объему промышленной товарной продукции Москва не имела себе равных среди субъектов РФ и только в 1994 г. уступила первенство Свердловской области. Структура промышленности (в %): машиностроение и металлообработка - 26,3; пищевая - 24,0; легкая - 6,2; цветная металлургия - 1,6; химическая и нефтехимическая - 4,7; электроэнергетика - 12,6; промышленность стройматериалов - 7,4; деревообработка - 4,1; топливная - 4,7; черная металлургия - 0,7; полиграфическая - 1,3%. Основные отрасли специализации - машиностроение (прежде всего автомобили, станки, точные машины и приборы), легкая, химическая и полиграфическая промышленность. Ее предприятия производят более 30% цветных телевизоров и грампластинок, свыше 25% часов и обычных телевизоров, более 15% металлорежущих станков, компьютеров, более 10% швейных изделий, магнитофонов страны, 26% грузовых и 7% легковых автомобилей.
Строительство - одна из крупнейших сфер хозяйства, где занято 11% работающих; развито жилищное (в лучшие годы в столице вводилось до 5 млн кв. м жилья; в 1993 г. обеспеченность жилплощадью - 19 кв. м на человека), инженерное, транспортное (первое в стране метро, насчитывающее уже 150 станций) строительство.
Транспорт - ключевая сфера жизни и трудообеспечения столицы. Городской транспорт Москвы (метро, автобус, трамвай, троллейбус) за годы реформ практически не снизил качество своего обслуживания. Износ транспортных средств компенсируется развитием отечественного производства. Сокольнический вагоноремонтный завод освоил выпуск комфортабельного городского автобуса.
Москва - крупнейший в мире железнодорожный узел. Ежесуточно на вокзалы столицы прибывает  и отправляется 3050 поездов пригородного сообщения и 780 поездов дальнего следования.
Пример Москвы показывает, что в ходе реформ неизбежна  перестройка территориальных структур субъектов Федерации. Столица была разделена на 9 административных округов. Но при этом управление округом утратило контакты с микрорайонами и пришлось формировать муниципальные округа - их насчитывается 180. Таким образом, территориальная структура управления стала трехзвенной: муниципальный  округ - административный округ - мэрия  Москвы.
МОСКОВСКАЯ  ОБЛАСТЬ окаймляет поясом в 100-120 км столицу России - Москву. Часто город и область объединяются топонимом "Московский столичный регион". Этот регион дает 13% промышленной продукции России, а 87% приходится на остальные 87 субъектов Федерации. Площадь Московской области в современных границах составляет 47 тыс. кв. км.
Будучи столичной не только географически, но и по существу, Московская область без труда могла присоединить к себе земли соседних областей. В то же время ее территорию изнутри начала захватывать "раковая опухоль" бурно растущей столицы. Основное противоречие в развитии столичного города - это противоречие между расширяющимися и усложняющимися функциями (политического, экономического управления, развития науки, культуры и пр.) и ограниченными ресурсами - в первую очередь территориальными, а также трудовыми, рекреационными, водными. Площадь Москвы за советский период увеличилась с 177 до 879 кв. км (1960 г.) - по периметру Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), которая считалась естественной границей города. В 1984 г. Москва забрала у области еще 115 кв. км и ее территория приблизилась к 1000 кв. км. Влияние столицы на область сказывается и в сфере рекреации. По количеству коек в санаториях и домах отдыха область опережает и Сочи, и район Кавминвод.
Во многих городах  подмосковья находятся филиалы столичных заводов, вузов. Развитие сферы науки в Москве обусловило появление в области особых "научных" городов и поселков - Пущино, Протвино, Дубна, Черноголовка, Троицк.
Минеральные ресурсы как важнейший элемент природных условий в Московской области играют второстепенную роль (хотя она не лишена некоторых из них - торф, фосфориты, строительные материалы). Главную ценность представляют климатические условия и ландшафт. Обильная речная система, неровности рельефа, растительность (леса занимают 40% территории), охотничьи угодья, реки и плесы - все это имеет значение в первую очередь с точки зрения эмоциональной, физической разгрузки колоссального скопления городского населения.
Население области - 6626 тыс. человек, из них 80% горожан (48 городов областного, 23 районного подчинения). Основное население - русские (93,5%).
Структура промышленности (в %) :электроэнергетика - 11,0; черная металлургия - 2,2; цветная металлургия - 3,2; химическая и нефтехимическая - 7,9; машиностроение и металлообработка - 33,8; лесная и деревообрабатывающая - 5,0; производство стройматериалов - 11,3; легкая - 10,9 (область занимает первое место в России по производству шерстяных и шелковых тканей, второе - по выпуску хлопчатобумажных тканей после Ивановской области, третье - по производству трикотажных изделий после Москвы и Смоленской области); пищевая - 9,1. Крупнейшие промышленные центры с населением около и свыше 100 тыс. человек:  Подольск (207,6) - паровые котлы для ТЭС, аккумуляторы, швейные машины, кабель, сельхозмашины, цемент; Люберцы (164,3) - вертолеты, сельхозмашины; Коломна (163,7) - тепловозы, станки, текстильные машины, резинотехника, мебель; Мытищи (154,1) - вагоны метро, приборы; Электросталь (152,9) - качественная сталь, тяжелые станки; Серпухов (140,7) - конденсаторы, нефтеприборы, инструмент, химическое волокно, мебель, бумага; Орехово-Зуево (136,2) - хлопчатобумажные и шелковые ткани, приборы, пластмассовые изделия, новое производство - вагоны; Балашиха (137,6) - криогенное оборудование, автокраны, резинотехника; Ногинск (121,6) - хлопчатобумажные и шелковые ткани, топливная аппаратура, резинотехника; Сергиев Посад (115,5) - оптико-механическая продукция, лаки и краски (завод выведен из Москвы); Щелково (109,4) - хлопчатобумажные и шелковые ткани, лаки и краски; Клин (95,1) - стекло и стеклоприборы, химическое волокно, станки; Красногорск (91,7) - фотокиноаппаратура, космическая техника. Одинцово, Жуковский, Калининград известны экспериментальными производствами ВПК.
Область отличается интенсивным сельским хозяйством: 37% дает растениеводство, 63% - животноводство. Преобладают культуры пригородного типа - овощи (по урожайности первое место в России), картофель; развито  садоводство. Животноводство мясо-молочного  направления, свиноводство, птицеводство (самый крупный в России "куриный  двор" - 40 млн голов и 4,5 млрд штук яиц в год).
Высокий уровень  развития транспорта всех видов (кроме  морского) обусловлен столичными функциями  областного центра. Область насыщена радиальными линиями железных дорог, шоссе, трубопроводов, ЛЭП, насчитывается 5 подмосковных аэропортов - Шереметьево 1 и 2, Внуково, Домодедово, Быково. Протяженность железных дорог - 2703 км, из них 2120 км электрифицировано. Автодорог с твердым покрытием - 15 тыс. км. Речное сообщение по Москве, Оке, каналу имени Москвы и Волге имеет выходы к морям Балтии, Каспию, Азово-Черноморскому бассейну.
ВЛАДИМИРСКАЯ  ОБЛАСТЬ находится к востоку от Москвы по долине реки Клязьмы и левобережью Оки. Самостоятельной область стала 14 августа 1944 г. Центр - г. Владимир (356 тыс. жителей). Территория области - 29 тыс. кв. км.
Население области - 1648 тыс. человек. Городских жителей - 78%. Многие города области возникли несколько веков, и даже тысячелетие назад: Муром - в 862 г., Суздаль - в 1024 г., Владимир - в 1108 г., Юрьев-Польский - в 1152 г., Гороховец - в 1239 г., Киржач - в 1328 г. Всего в области насчитывается 9 городов областного и 12 городов районного подчинения. Этнический состав: русские 95,8%, украинцы - 1,3%.
Природные ресурсы - торф и стекольные пески (и то, и другое используется в славящейся своей известностью стекольной промышленности области).
Промышленность  (в %): машиностроение и металлообработка - 41,1 (тракторы, электромоторы, автоприборы - Владимир; экскаваторы, мотоциклы, стрелковое оружие - Ковров; радио- и телеаппаратура - Александров; текстильные машины, осветительная аппаратура - Вязники; кабель - Кольчугино; инструмент - Киржач; тепловозы и электровозы, холодильники "Ока", радиоприборы - Муром); легкая - 9,7 (хлопчатобумажные ткани - Карабаново, Струнино, Собинка; льняные - Вязники, Меленки; шелковые - Киржач, трикотаж - Владимир); пищевая - 9,5; лесная и деревообрабатывающая - 4,0 (детали для текстильной промышленности, фанера, мебель); химическая - 3,6 (пластмассы - Владимир, искусственные кожи - Александров); цветная металлургия - 5,2 (обработка металлов - Кольчугино, родина первого советского "кольчугалюминия"); промышленность стройматериалов - 9,2 (стекло, хрусталь, стекловолокно - Гусь-Хрустальный).
По выпуску  хлопчатобумажных тканей (около 1 млрд кв. м) область уступает лишь Ивановской и Московской областям, а льняных тканей (230 млн кв. м) - уверенно держит первенство в России.
Для промышленности области характерно равномерное  размещение, отсутствуют сгустки  чрезмерной концентрации. Существует почти идеальная система городов - промышленных центров: три города с населением свыше 100 тыс. человек - Владимир, Ковров, Муром; 4 города "средних" - Гусь-Хрустальный, Александров, Вязники и Кольчугино; эти "субрегиональные центры" поддерживаются созвездием "малых" городов с населением 15-25 тыс. человек и поселками городского типа.
Транспортная сеть Владимирской области довольно густая, железные магистрали трижды пересекают ее территорию (из Москвы на Ярославль, Нижний Новгород, Казань). Протяженность железных дорог - 965 км, из них 361 км электрифицировано. Автодорог с твердым покрытием - 2517 км. По Оке и нижнему течению Клязьмы осуществляется судоходство.
В России область  выделяется производством льняной  пряжи (44%), мотоциклов (19%), тракторов (15%), радио- и телеаппаратуры (11%).
КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ занимает пространство в Заволжье между Ярославлем и Нижним Новгородом. Территория - 60,1 тыс. кв. км. Население - 809 тыс. человек. Городское население - 531 тыс. (66%), из которого более половины проживает в Костроме (282 тыс. человек). Всего 7 городов областного и 4 города районного подчинения. Этнический состав однороден: 96,3% русские, 1,2% украинцы.
Область - это территория древнего славянского заселения. Такие города, как Кострома и Галич, известны с 12 века. В современных границах область образована 13 августа 1944 г.
Природных ресурсов кроме торфа (Космыникское месторождение) нет.
В структуре промышленности в последние годы резко возрос удельный вес электроэнергетики - до 31,7%. Основной производитель электроэнергии - Костромская ГРЭС. Увеличился удельный вес производства стройматериалов (до 4,5%); но это увеличение произошло за счет резкого падения доли машиностроения (с 17,2 до 14,4%), ключевой отрасли - лесообработки (с 18,7 до 16%), пищевой промышленности (с 20,6 до 16,4%) и главной отрасли специализации - легкой промышленности (с 17,2 до 8,1%). Вся промышленность сконцентрирована в Костроме, из малых городов выделяются Галич (экскаваторы), Нерехта (льнокомбинат), Шарья (деревообрабатывающее объединение). В других малых городах и поселках действуют леспромхозы, льнозаводы, маслосырозаводы.
Сельское  хозяйство. Область славится молочными породами крупного рогатого скота. Из посевных культур преобладают кормовые, овес, рожь, ячмень, из технических - лен (четвертое место по сбору после Тверской, Смоленской и Вологодской областей). Развито птицеводство.
Пользуются известностью народные художественные промыслы из меди, латуни, серебра (село Красное-на-Волге).
Транспорт. Главная транспортная магистраль - Северная железная дорога Ярославль - Буй - Галич - Шарья со связкой на Кострому. Общая протяженность железных дорог - 592 км, автодорог - 9 тыс. км. Судоходство осуществляется по Волге и нижнему течению ее притоков.
ИВАНОВСКАЯ  ОБЛАСТЬ расположена по правобережью Волги между Ярославлем и Нижним Новгородом. Территория области составляет 22,1 тыс. кв. км.
Впервые г. Иваново (образованный в 1871 г. слиянием сел Иваново  и Вознесенское, до 1932 г. Иваново-Вознесенск) стал административным центром в 1918 г., когда образовалась Иваново-Вознесенская губерния, с 1929 г. - Ивановская Промышленная область. После отделения Ярославской  области в 1936 г., Владимирской и Костромской - в 1944 г., Сокольского района в 1993 г. область приняла современные очертания.
Население области - 1275 тыс. человек. Численность населения области сокращается. Доля городского населения - 81%. 95,8% населения - русские.
Из природных ресурсов имеются значительные запасы торфа.
Промышленность весьма развита. В течение семи лет слово "промышленная" входило в ее официальное наименование. Область известна как "текстильный" (или "ситцевый") край, до начала реформ она не имела себе равных по выпуску хлопчатобумажных тканей (почти 1/3 российского производства). Третье место в стране занимает по выпуску шерстяных и льняных тканей, седьмое - по выпуску шелковых.
Структура промышленности (в %): легкая - 35,6%; машиностроение и металлообработка - 18,7; пищевая - 15,4; лесная и деревообрабатывающая - 3,2; производство строительных материалов - 3,7; химическая - 6,2%.
Крупнейший промышленный центр - Иваново (481 тыс. жителей). Кроме  обязательных для городов области  текстильных предприятий, в областном  центре много машиностроительных заводов (текстильное и торфяное оборудование, станки, автокраны, приборы). Второй по значению город - Кинешма (лесохимия, бумагоделательные  машины, электротехника). Шуя - машины, металлопрокат, химическое волокно; Комсомольск - электротехника и ГРЭС, работающая на торфе.
Сельское  хозяйство ориентировано в первую очередь на снабжение продуктами городского населения. Развиты молочно-мясное животноводство, свиноводство, птицеводство. В растениеводстве 1/3 площадей отведена под кормовые культуры.
Транспорт. Общая длина железных дорог - 334 км, автодорог с твердым покрытием - 2,3 тыс. км. Судоходство осуществляется по Волге.
В России область  выделяется производством тканей и  пряжи - хлопчатобумажной (24%), штапельной (8%), льняной (14%), также оборудования для легкой промышленности (13%).
ТВЕРСКАЯ  ОБЛАСТЬ. Площадь - 84,1 кв. км. Областной центр - Тверь (в 1931-1990 гг. Калинин) - один из старейших городов, вплоть до конца 15 века, соперничавший с Москвой в собирании русских земель (в 1485 г. присоединен к Московскому княжеству). Область образована 29 января 1935 г. (из частей Московской и Западной областей). Население - 1653 тыс. человек, в том числе городское - 1183,6 тыс. человек. Имеется 11 городов областного и 12 районного подчинения. Этнический состав: русские составляют 93,5%, украинцы - 1,7%, карелы - 1,4% (до войны существовал национальный район - Новокарельский, но был ликвидирован).
Полезные  ископаемые - бурый уголь (Нелидово) и торф (повсеместно). Нельзя не отметить обилия рек реакционных ареалов международного значения (Селигер, Иваньковское водохранилище - "Московское море").
Промышленность  (в %): легкая промышленность - 8,9; машиностроение и металлообработка - 26,8; пищевая - 10,7; электроэнергетика - 28,2 (Калининская АЭС; Конаковская ГРЭС, ТЭЦ в Твери, Вышнем Волочке); лесная и деревообрабатывающая - 7,0 (по вывозке древесины, производству, пиломатериалов и фанеры область уступает в Центральном округе только Костромской, по выпуску бумаги занимает первое место); химическая - 4,2; производство стройматериалов - 7,5. Промышленные предприятия сконцентрированы преимущественно в областном центре (455,6 тыс.) - производство вагонов, экскаваторов, электроаппаратуры, химического волокна, искусственных кож, хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей; два крупнейших полиграфических комбината. Другие индустриальные центры: Ржев (70,9) - автотракторное электрооборудование, краны, льняная пряжа, мебель; Вышний Волочек (64,5) - хлопчатобумажные ткани и трикотаж, стекло, пианино; Кимры (61,8) - кожаные изделия и обувь, станки, трикотаж, мебель; железнодорожная станция города - Савелово - дала имя одному из московских вокзалов; Торжок (50,6) - вагоны, противопожарное оборудование, обувь, продукция масло сыроделия; крупнейший узел газопроводной сети; Конаково (43,1) - ГРЭС, фарфоровая и фаянсовая посуда и сувенирные изделия (золотые и серебряные медали на международных выставках); Бологое (35,5) - арматура, строительные и монтажные машины; Бежецк (30,6) - льноуборочные машины, гаражное оборудование; Нелидово (30) - гидравлические прессы, станочные нормали, добыча бурого угля; Осташков (26,8) - обувь и другая кожевенная продукция, масло сыроделие; Кашин (21,2) - электроаппаратура, льно пряжа, минеральная вода.
Сельское  хозяйство. Основные культуры - рожь, овес, зернобобовые, картофель, кормовые, лен-долгунец (по валовому сбору делит со Смоленской областью 1-2-е места в стране). Животноводство мясо-молочного направления (по поголовью коров) в округе уступает только Московской области.
Транспорт. Протяженность железных дорог - около 2 тыс. км, из них две магистрали - от Москвы на Санкт-Петербург и на Ригу. Развиты автомобильный и речной транспорт; через территорию области проложены важные газопроводы - Серпухов - Санкт-Петербург, Вуктыл - Торжок - Брест, нефтепровод Ярославль - Полоцк.
В России область  является почти "монополистом" по производству пассажирских вагонов (94%). Заметна ее роль в выпуске экскаваторов (18%), химического волокна, оконного стекла (7%).
ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ расположена к северо-востоку от Москвы по обеим сторонам Волги. Площадь - 36,4 тыс. кв. км. Население - 1456 тыс. человек, 98% - русские. Центр - Ярославль (635 тыс.; один из старейших городов России, основан в 1010 г. Ярославом Мудрым). Кроме него еще 9 городов (из них 5 областного подчинения, наиболее значительный - Рыбинск, насчитывающий 251 тыс. жителей). Доля городского населения - 81,4%. Плотность сельского населения - 7 человек на кв. км.
Область образована 11 марта 1936 г. при разукрупнении Ивановской Промышленной области, в составе  которой ее территория находилась с 1929 г. До этого с 1796 г. существовала Ярославская  губерния, по территории почти совпадающая  с современной областью; в средние  века, с 1218 по 1463 г., было Ярославское княжество.
Промышленность (в %): машиностроение и металлообработка - 31,2; легкая - 4,0; химическая - 12,7; пищевая - 8,5; топливная - 24,1.
Главные промышленные центры - Ярославль (моторы, топливная и дизельная аппаратура, деревообрабатывающие станки, оборудование для полимерной индустрии, синтетический каучук, шины, лаки и краски, продукты нефтепереработки, технические ткани); Рыбинск (полиграфические и дорожные машины, моторы, деревообрабатывающие станки, суда, мебель, спички, пищевые предприятия; Рыбинская ГЭС); Углич (часы - НПО "Углич", НИИ маслоделия и сыроделия); Тутаев (моторы). Текстильная промышленность развита в Переславле-Залесском, Гаврилов-Яме, Ростове, Тутаеве; в Поречье-Рыбном - консервный завод. На базе народных промыслов создана фабрика "Ростовская финифть".
Сельское  хозяйство: две третьих валовой продукции в животноводстве и треть в растениеводстве. Овощи и картофель. Из зерновых - рожь, пшеница, ячмень, овес - основные культуры. Из технических - традиционная культура - лен. Животноводство молочно-мясного направления (в области 20 сыродельных заводов, производящих известные сорта сыра - ярославский, угличский, пошехонский).
Транспорт. Эксплуатационная длина железных дорог - 707 км, основные магистрали электрифицированы. Протяженность дорог с твердым покрытием - 3553 км. По Волге и Рыбинскому водохранилищу осуществляется судоходство. Ярославль - своеобразный узел нефте- и газопроводов, идущих от Сургута, от Нового Уренгоя на Москву и в Западную Европу.
В России область  выделяется производством полиграфических  машин (27%), оборудования для промышленности полимеров (16%), шин (15%), часов (8%) и синтетического каучука (7%).
1.2 Общая характеристика  климата
Климат. Округ  лежит в пределах умеренного климата  по тепловому режиму и средней  увлажненности с возрастающей континентальностью к югу и востоку. Для него характерны не слишком холодная зима и теплое, но не чрезмерно жаркое лето. Во все сезоны преобладают западные ветры, приносящие воздух атлантического происхождения.
Наиболее низкие температуры наблюдаются в январе: в среднем от -8 на западе до -12 на востоке района. Летом различия внутри района гораздо меньше, чем зимой: от 18 ?на северо-западе до 20 на юго-востоке. Среднее продолжительность безморозного периода составляет 125-140 дней для открытого ровного места, что позволяет успешно возделывать в регионе большую часть зерновых, картофель, овощи, кормовые травы, лен. Среднегодовое количество осадков составляет 450-600 мм.
1.3 Экономика ЦФО
Специализация экономики округа территориально дифференцирована. Юг округа (Центрально-Черноземный район) специализируется на горнорудной, металлургической, пищевой промышленности, некоторых отраслях машиностроения и химии, а также на интенсивном сельскохозяйственном производстве. На севере и в центре (Центральный экономический район) преобладают высокоразвитое многоотраслевое машиностроение и металлообработка, химическая промышленность, отрасли военно-промышленного комплекса, легкой промышленности. Лидирующими отраслями в структуре промышленного комплекса Центрального федерального округа являются машиностроение и металлообработка. В округе развиты ракетно-космическая промышленность, авиастроение, электронная и радиопромышленность, железнодорожное машиностроение, производство точных машин, станков с числовым программным управлением, робототехники. Важное место в структуре промышленного производства занимает химическая промышленность, представленная не только производством удобрений, но и продукцией органического синтеза: синтетические смолы, пластмассы, лавсан.
Регион производит до трети продукции российской легкой промышленности, занимает ведущее место  в стране по выпуску хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей. В высокоразвитой пищевой промышленности лидируют сахарная, мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная, спиртовая, кондитерская, плодоовощная и табачная отрасли. Центральный  федеральный округ — один из крупнейших производителей полиграфической продукции, значительная доля которой выпускается  на комбинатах в Москве, Московской области, в Туле, Твери, Ярославле, Рязани. Московский регион (Москва и Московская область) занимает ведущее место  в экономике округа, обеспечивая 84% поступлений округа в федеральный  бюджет. Округ выделяется самой значительной в стране территориальной дифференциацией денежных доходов населения (десятикратной между Москвой и Калужской областью). Топливно-энергетический комплекс Центрального федерального округа включает в себя самую мощную в стране электроэнергетику, развитую нефтеперерабатывающую промышленность, предприятия угольной и торфяной промышленности. На территории округа расположены Московский, Рязанский и Ярославский нефтеперерабатывающие заводы, обеспечивающие потребителей основными видами нефтепродуктов.
На территории Центрального федерального округа находится  крупнейший экономический, политический, научный и культурный центр России — ее столица, город Москва с населением свыше 11 млн. человек. Это крупнейший финансовый центр России, важнейший транспортный узел, обеспечивающий широкий комплекс транспортных услуг. Здесь достигнут наиболее высокий в стране уровень развития сферы услуг, оптовой и розничной торговли. В городе развивается сектор информационных и коммуникационных услуг. В сфере промышленного производства в Москве ведущую роль играют наукоемкие отрасли машиностроения, автомобилестроение, станкостроение, электроэнергетика, производство строительных материалов, различные отрасли легкой и пищевой промышленности. Среди других промышленных центров округа выделяются Воронеж, Тула, Ярославль. Предпосылками дальнейшего развития хозяйства Центрального федерального округа являются его выгодное экономико-географическое положение, производственный и научно-технический потенциал и развитая инфраструктура.
1.4 Экологические проблемы  ЦФО
Крупные и крупнейшие центры России стали средоточием  большинства экологических проблем  страны. Иногда, именно они оказывают  наиболее масштабное воздействие на состояние окружающей среды на обширных пространствах, являясь болевыми экологическими точками.
 Взаимосвязь  урбанизации и состояния окружающей  среды обусловлена рядом факторов  в сложной системе социально-экономического  развития и взаимодействия общества  и природы. Понимание общих  и конкретных особенностей состояния  окружающей среды в регионах  и городах важно для создания  условий экологически безопасной  среды жизнедеятельности человека, экологизация урбанизированных территорий, объектов городского хозяйства.
 Комплекс  эколого-гигиенических и экономических  проблем присущ любой территории, где существует интенсивная хозяйственная  деятельность. Наиболее выражен  он в условиях городов, где  негативное воздействие на природную  среду усугубляется негативным  воздействием на население. Перечислим  основные факторы, влияющие на  здоровье населения городов Центрального  федерального округа (гг. Москва, Воронеж, Смоленск, Ярославль и др.).
Неблагоприятное состояние воздушной среды в  результате выбросов загрязняющих веществ  в атмосферу транспортом, производственными  и теплоэнергетическими объектами, повышенной запыленности атмосферы приводят к болезням органов дыхания, массовым отравлениям, что сопровождается падением содержания гемоглобина в крови и ухудшением снабжения тканей организма кислородом. Так в г.Москве уровень заболеваемости болезнями органов дыхания у населения на 25-40% выше, чем средний показатель по России.
 Слабость  водного хозяйства и ограниченность  водных ресурсов (Брянск, Курск, Тамбов), сбpос неочищенных и недоочищенных сточных вод в водные объекты, смыв загрязнения с территории города приводит к тому, что качество воды, как правило, не соответствует международным стандартам. В целом по Российской Федерации только 1% поверхностных источников для питьевого водоснабжения соответствует нормативу I класса качества для питьевых водозаборов по ГОСТу.
 Немаловажной  проблемой является инженерно-геологическое  и гидрогеологическое неблагополучие  городов России, что приводит  к провалам территории и ряду  других неблагополучных последствий  геоэкологического свойства. Нередко новые районы создаются на неблагоприятных в инженерно- геологическом и гидрогеологическом отношениях участках.
 Следует упомянуть  о проблеме образование большого  количества отходов производства  и потребления и как следствие  создание несанкционированных свалок. Только в Москве насчитывается  88 таких свалок общей площадью 387,7 га., являющихся источниками болезнетворных бактерий и вирусов, размножения крыс, мышей, бродячих собак и насекомых.
 В настоящее  время эколого-планировочные, организационные  и технические мероприятия по  улучшению условий проживания  в городах предусматриваются  в генеральных планах развития  этих городов. Практически во  всех новых генеральных планах  максимально учитываются экологические  требования, оптимальная организация  и регламентация использования территорий.
 По нашему  мнению на территориях городов  Центрального федерального округа  целесообразно приоритетно реализовать  ряд мер природоохранного характера,  которые положительно отразятся  на устойчивом развитии сферы  жизнедеятельности человека и  его здоровье, в частности: 
    модернизировать технологическую базу особо вредных производств, расположенных в промышленных центрах;
    в городах с наибольшей плотностью населения (гг.Москва, Владимир, Белгород и др.) разработать новые методические подходы к расчетам платы за наносимый эколого - гигиенический и экономический ущерб;
    разработать систему городского мониторинга и городских кадастров для принятия на их основе управленческих решений городского (муниципального) уровня, повышающих экологическую безопасность окружающей среды.
 
1.5. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального федерального округа 

     Конкурентные  преимущества Центрального федерального округа – это, прежде всего, экономическая  и социальная освоенность территории, экономико-географическое положение (место  прохождения важнейших транспортных магистралей), мощная научно-интеллектуальная база, диверсифицированная экономика  макрорегиона, наличие привлекательных  туристических активов, близость к  крупнейшим мировым рынкам, налаженные внешнеэкономические связи, высокий  уровень жизни и миграционная притягательность.
     Ключевые  внешние факторы социально-экономического развития Центрального федерального округа:
      низкая конкурентоспособность обрабатывающей промышленности округа за пределами России, слабое участие в международном разделении труда, за исключением продукции отдельных предприятий, в основном оборонно-промышленного комплекса.
      высокая зависимость от импорта продовольствия, сырья и комплектующих, машин и оборудования, товаров повседневного и длительного пользования;
      зависимость от колебаний цен на продукцию топливно-энергетического комплекса и сырьевые товары на мировых рынках;
      зависимость энергогенерирующих предприятий округа от поставок топлива из других субъектов Российской Федерации;
      высокая степень кооперации экономики округа с другими субъектами Российской Федерации.
      быстрые изменения климата и связанные с этим негативные погодные (гидрометеорологические) явления.
Ключевые внутренние факторы социально-экономического развития Центрального федерального округа:
      доминирующее положение в округе г. Москвы и Московской области (почти 80 %суммарного валового регионального продукта округа);
      существенные диспропорции в социально-экономическом развитии регионов Центрального федерального округа;
      высокий уровень временной (маятниковой) трудовой миграции между регионами Центрального федерального округа;
      кризисные демографические явления, долговременная тенденция естественного снижения трудовых ресурсов;
      наличие единой энергосистемы с развитой системой перетока мощности между регионами Центрального федерального округа;
      наличие разветвленной транспортной инфраструктуры.
 
 
1.6 Вызовы и угрозы 

     Отсутствие  четкой государственной стратегии  развития макрорегиона создает опасность  деградации его производственного, интеллектуального и социального  потенциала, его интегрирующих возможностей в системе экономических и  пространственных связей страны. Это  является реальной угрозой национальной безопасности страны.
     Центральный федеральный округ, обладая наивысшей  в стране концентрацией научного и инженерного потенциала, самой  развитой производственной, транспортной и энергетической инфраструктурой, лучшими в стране возможностями  для ведения предпринимательской  деятельности, в то же время заметно  отстает в эффективности использования  своего потенциала от ведущих стран  мира.
     Ключевым  вызовом для округа является резкое ускорение внедрения в мировую  экономику и повседневную жизнь  населения результатов научной  и инженерной деятельности, в первую очередь в сфере информационно-коммуникационных технологий, фармацевтики, био- и нанотехнологий, энергетики, автомобилестроения. В настоящее время вклад России и округа в этот процесс связан в основном с применением заимствованных технологий и использованием конечных результатов в качестве пользователей. Резкое усиление инновационной направленности развития округа, проведение реальной модернизации экономики и информатизации социальной сферы может быть адекватным ответом этому вызову.
     Среди угроз безопасности, препятствующих эффективной реализации государством задач в социально-экономической  сфере выделяются коррупция, преступления в сфере экономики, проявления криминального  передела собственности, сохраняется  террористическая угроза, угрозы возникновения  техногенных катастроф.
             Ключевыми внутренними угрозами развития округа являются:
      уменьшение численности населения, долговременные кризисные демографические процессы;
      недостаток квалифицированных кадров;
      отставание темпов обновления промышленных мощностей от потребностей развития;
      резкая дифференциация жизни в городах и сельской местности, образование вымирающих деревень и неперспективных районов, появление большого числа монопоселений, вынужденных менять направление развития своей экономики;
      расслоение населения по уровню жизни, рост социальной напряженности, распространение алкоголизма и наркомании;
      стягивание населения в Московский регион и крупные центры, возникновение территориальной дифференциации;
      формирование моноцентрической системы функционирования экономики и системы оказания услуг округа, чрезмерная концентрация транспортных и бизнес-потоков в центре округа;
      ухудшение экологической ситуации в округе: загрязнение атмосферного воздуха, низкое качество пресной воды, неразвитость системы переработки отходов жизнедеятельности;
      запаздывание адаптации систем жизнеобеспечения округа к изменениям климата.
 
Глава 2. Стратегия развития ЦФО 

      2.1. Цели и задачи  стратегии социально-экономического  развития 

     Центральный федеральный округ является частью более крупных социально-экономических  систем – России, Содружества Независимых  Государств, мировой системы. Поэтому  стратегия выражает место, которое  макрорегион стремится занять в  этой внешней для него среде. Исторически  в Центральной России формировалась  государственная идеология, национальная идентичность, интеллектуальный потенциал  страны. Здесь создавалась основа экономики и отсюда в течение  столетий к окраинам России текли  финансовые и людские потоки, связывающие  ее в единое целое.
     Центральный федеральный округ по своей роли в стране и мире четко разделяется  на две части – Московский регион и окружающее его периферическое кольцо. Московский регион обладает максимальной в стране концентрацией интеллектуального  потенциала, во многом задает уровень  производства наукоемкой продукции, темп обновления экономики и сферы  услуг, распространения в стране всего нового, инновационного. Московский регион выступает для мирового сообщества как российский центр деловой  активности и оказания бизнес-услуг, и его задача – соответствовать  требованиям, предъявляемым в мире к столичным регионам и мировым  городам по уровню сервисных и бизнес-услуг и комфортности пребывания.
     Приоритетом развития Центрального федерального округа на мировом уровне является превращение  Московского региона в современный  комфортный столичный центр мирового значения. Этот процесс предполагает:
    повышение транспортных возможностей, комфортности и безопасности перемещения за пределами и внутри г. Москвы и Московской области;
    улучшение экологической обстановки;
    повышение уровня предоставления сервисных и бизнес-услуг.
     Периферийное  кольцо округа серьезного значения в  общемировом смысле не имеет (кроме  металлургического кластера и отдельных  видов машиностроительной, химической и пищевой продукции).
     Общероссийское  значение Центрального федерального округа и особенно Московского региона  чрезвычайно велико. Московский регион выступает как главное в стране место оказания сервисных услуг высокого уровня: образовательных, медицинских, культурных, спортивных, торгово-развлекательных, научных, проектных, юридических, консалтинговых, финансовых, страховых, посреднических, транспортно-логистических и других. Московский регион является центром притяжения населения и бизнес сообщества всей страны, является инициатором обновления экономики и социальной сферы России.
     Приоритетом округа на общероссийском уровне является сохранение лидирующих позиций в  индустриально-постриндустриальном развитии страны, производстве интеллектуальных услуг и наукоемкой продукции, оказания сервисных услуг высокого уровня, что подразумевает:
    создание современной инфраструктуры производства интеллектуального продукта, формирование реальной основы перехода к экономике знаний;
    развитие инфраструктуры производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
    развитие инфраструктуры оказания сервисных услуг высокого уровня;
    развитие индустрии производства высокоточной машиностроительной продукции ракетно-космического, оборонного, транспортного и других назначений, выпуска бытовой техники;
    развитие химических и нефтехимических производств, лесопромышленного комплекса, пищевой и легкой промышленности;
    усиление роли округа в металлургическом комплексе страны;
    индустриализация аграрнопромышленного комплекса, обеспечение продовольственной безопасности страны;
    создание вместе со всей страной высоконадежной, гибкой и сбалансированной энергетической и транспортной инфраструктуры России.
     Развитие  макрорегиона должно обеспечивать возможности  каждому жителю для улучшения  качества его жизни, роста его  благосостояния, при условии сохранения природных ресурсов и окружающей среды для нынешнего и будущих  поколений жителей.
     Для Центрального федерального округа в  этом контексте наиболее адекватной является модель гармоничного развития территории. Образ будущего Центрального федерального округа как территории гармоничного развития – это:
    макрорегион с комфортным жизненным пространством;
    макрорегион с развивающейся эффективной экономикой.
     Необходимым условием развития Центрального федерального округа является общедоступная социальная сфера, предусматривающая, в том числе обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов и услуг социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи и информации. Социальная сфера создает базис для гармоничного развития каждого жителя макрорегиона. Это требует существенной модернизации имеющейся инфраструктуры профилактики и лечения заболеваний, получения качественного востребованного обществом и экономикой образования, удовлетворения культурных запросов, занятий физической культурой и спортом.
     Наукоемкие  технологии могут коренным образом  изменить социальную сферу Центрального федерального округа в результате внедрения новых методов защиты здоровья и получения образования. Это позволит создать и внедрить новые стандарты обучения всех уровней, удовлетворить потребности экономики в квалифицированных кадрах.
     Макрорегион гармоничного развития – это территория, на которой созданы все условия  для формирования комфортного жизненного пространства, в том числе –  здоровой экологии. В этом плане  приоритетом является принципиальное изменение отношения окружающего  пространства к жителям – из ограничителя жизненных возможностей оно должно превратиться в мощное средство самореализации личности, доставляя каждому жителю дополнительные возможности для  комфортной жизни. Это особенно актуально  учитывая тяжелые и даже негативные экологические условия во многих городах и населенных пунктах  Центрального федерального округа, проблемы с обеспечением многих территорий чистой водой, быстрое изменение климата.
     Комфортная  жизненная среда реализуется  через создание удобного личного  жизненного пространства, включающего  обеспечение доступа населения  к качественному и доступному жилью, создание и поддержание надежной инженерной инфраструктуры, обеспечение  доступности всех современных информационных и коммуникационных возможностей: высокоскоростной интернет, современная связь, цифровое телевидение высокой четкости и  др.
     При этом доступность жилья определяется, прежде всего, уровнем дохода человека.
     Комфортное  жизненное пространство предполагает также наличие благожелательной сферы обслуживания, которая реализуется  через обеспечение удобного взаимодействия с органами власти и доступность  повседневных услуг обеспечения  жизнедеятельности. Главной задачей  здесь выступает повсеместное внедрение  информационных технологий при общении  человека с властью и сферой обслуживания.
     В Центральном федеральном округе особую важность имеет задача сохранения территорий естественной природы, биологического разнообразия, обеспечения рационального  природопользования, и восстановления ландшафтного дизайна территории.
     Третьей составляющей гармоничного развития является формирование в макрорегионе развивающейся  эффективной экономики. Основные принципы в этой части следующие:
    Принцип инновационности – возможность реализовывать масштабные инновационные проекты в интересах всей страны, в том числе на основе международного сотрудничества.
    Принцип ресурсоэффективности развития регионов Центрального федерального округа, где ресурсы понимаются в широком смысле: первичные ресурсы, полезные ископаемые, трудовые ресурсы, интеллектуальные ресурсы. Максимальное использование естественного и эволюционного потенциала территории.
    Кластерный подход в территориальном развитии, усиление специализации регионов Центрального федерального округа.
    Рационализация транспортной сети, максимальное использование транзитных возможностей территории.
     Критическим для Центрального федерального округа здесь является обеспечение качественного  скачка в развитии инфраструктуры –  транспортного и энергетического  каркаса территории, социальной сферы.
     Но  кроме глобальных проектов и создания крупных предприятий нельзя упускать из виду развитие малых и средних  предприятий, как более мобильных  и восприимчивых к производству инновационной продукции, и как  ключевой фактор снижения рисков монопрофильного развития населенных пунктов и всех сопутствующих этому негативных явлений.
     В построении инновационной экономики  макрорегиона особая роль отводится  таким тенденциям мирового и российского  технологического развития как разработка и внедрение нано- и биотехнологий, которые существенно изменят принципы создания высокотехнологичных продуктов как в промышленности, так и в агропромышленном комплексе и здравоохранении.
     Происходящие  процессы интеграции России в мировые  экономические структуры, в том  числе возможное вступление во всемирную  торговую организацию, предполагают изменение  потоков движения товаров и услуг, что окажет существенное влияние  на экономику макрорегиона. Данные процессы диктуют внедрение принципов  благоприятствования условиям ведения  торговли, увеличение свободы информации о движениях товаров и услуг  для всех участников рынка. Прогнозируемое при этом усиление конкуренции на внутреннем рынке, в сочетании с ускоренной модернизацией экономики и социальной сферы, повлечет за собой повышение конкурентоспособности макрорегиона в масштабе страны и мира.
     Развитие  эффективной экономики невозможно без мощного финансового обеспечения. Основой этого станет использование  механизмов государственно-частного партнерства, активизация всех инструментов привлечения  инвестиций в экономику Центрального федерального округа. При этом координирующая роль на пересечении процессов стратегического  планирования, прогнозирования, бюджетирования, осуществления государственных  закупок, нормативного правового регулирования  и т.д. отводится методу программно-целевого бюджетирования.
     Кроме того, в последние годы возникли серьезные противоречия между развитием  г. Москвы как мегаполиса – крупнейшего  сервисного, торгового, образовательного, научного, финансового, медицинского, спортивного и транспортного  центра страны, города, в котором  необходимо обеспечить комфортные условия  жизни более чем 10,5 млн. жителей  и исполнением им столичных функций. В первую очередь это выразилось в транспортном коллапсе города.
     Существует  также настоятельная необходимость  сбалансированного развития г. Москвы и Московской области, теснейшим  образом связанных общей транспортной, энергетической, социальной и сервисной  инфраструктурой, а также наличием большого числа взаимосвязанных  федеральных организаций и, наконец, фактически, общим потенциалом трудовых ресурсов и территорий проживания, особенно с учетом сезонной миграции. По-существу г. Москва и Московская область вынуждены развиваться как единый Московский регион.
     Таким образом, стратегической целью развития макрорегиона является формирование пространства гармоничного развития, через создание условий для успешного развития человеческого капитала и повышения  уровня жизни населения, формирование комфортной среды проживания и развивающейся  эффективной экономики.
     Основные  цели развития Центрального федерального округа:
     - Создание условий для повышения уровня жизни населения;
     - Формирование комфортного жизненного  пространства;
     - Формирование диверсифицированной  конкурентоспособной экономики;
     - Снятие инфраструктурных ограничений  развития экономики;
     - Формирование финансовых механизмов  развития экономики.
     Задачи:
     - Обеспечение развития транспортной  сети, удовлетворяющей потребности  макрорегиона и других регионов  страны с учетом растущей транспортной  нагрузки, рациональная организация  транспортных потоков с учетом  снижения загрязнения атмосферного  воздуха выбросами загрязняющих  веществ от автотранспорта.
     - Содействие модернизации основных  фондов добывающих и обрабатывающих  отраслей промышленности, инфраструктурных  отраслей.
     - Выявление и формирование кластеров,  формирование условий для их  развития, создание возможностей  для перспективной экономической  специализации регионов Центрального  федерального округа.
     - Обеспечение условий для опережающего  развития транспортной инфраструктуры.
     - Обеспечение условий для опережающего  развития энергетической инфраструктуры.
     - Создание благоприятного инвестиционного  климата.
     - Использование механизмов государственно-частного  партнерства.
     - Формирование эффективного рынка  труда, создание эффективной системы  трудоустройства выпускников, молодежи  и социально незащищенных категорий  граждан.
     - Сохранение и укрепление здоровья  населения.
     - Обеспечение рациональной организации,  сохранения и воспроизводства  человеческого капитала.
     - Обеспечение соответствия структуры  и качества подготовки специалистов  системой образования макрорегиона  потребностям экономики.
     - Обеспечение доступности для  населения, в т.ч. для молодежи, качественного жилья (коэффициент доступности жилья – меньше 5 лет).
     - Доведение общей площади жилых  помещений, приходящейся в среднем  на одного жителя до уровня 30,2 кв. м. 

        2.2 Сценарий социально-экономического развития Центрального федерального округа 

     В качестве возможных сценариев социального  и экономического развития Центрального федерального округа рассматриваются:
     1. Эволюционный (инерционный) сценарий – прямое пролонгирование основных параметров социально-экономического развития макрорегиона, имеющих место в ретроспективе. Очевидно, что данный сценарий предпочтителен в том случае, если на протяжении достаточно длительного периода времени имела место устойчивая позитивная динамика социально-экономического развития макрорегиона по всем основным рассматриваемым в Стратегии направлениям. В этом случае сохраняются приоритеты развития, пропорции ресурсного обеспечения различных мер, а также состав применяемых механизмов и институтов.
     Традиционными преимуществами такого сценария являются отработанность механизмов поддержки, наличие сложившейся системы управления и снижение издержек управления, получение заметного эффекта в ближнесрочной перспективе.
     К возможным рискам сценария относятся  падающая эффективность, вытеснение частных  инвестиций, сохранение круга активных субъектов социально-экономического и инновационного развития, исчерпание ресурсного и/или технологического потенциала, сужение базы для долгосрочного  развития. Критический параметр –  исчерпание потенциала трудовых ресурсов округа.
     В случае центрального макрорегиона, очевидно, такой сценарий не применим в силу того, что главное условие –  наличие устойчивой позитивной динамики основных направлений – не соблюдается.
     2. Инвестиционный сценарий – преимущественное развитие инфраструктурной базы макрорегиона.
     Его преимущества – это развитие инфраструктурного  потенциала для долгосрочного развития, повышение инвестиционной привлекательности, формирование «институционального  ядра» в социально-экономической  сфере, реализация отдельных прорывных  направлений научно-технического развития.
     Возможными  рисками сценария являются некорректность выбора направлений инвестиций, замораживание  вложенных средств, неэффективность  использования нового инфраструктурного  потенциала.
     3. Партнерский сценарий – развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение новых инвесторов, частного бизнеса к участию в реализации Стратегии в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений.
     Преимущества: расширение круга инвестиционно-активных компаний, рост внебюджетного софинансирования, усиление координации стратегических мероприятий, рациональность выбора направлений развития.
     Риски: «размывание» приоритетов развития, смещение целей субъектов реализации Стратегии к ближней перспективе (2 - 3 года), рост финансовых и временных  издержек управления Стратегией.
     4. Комплексный сценарий – включает элементы всех трех сформулированных выше сценариев.
     Возможные преимущества: объединяет основные преимущества каждого из сформулированных выше сценариев.
       Возможные риски: при реализации  данного подхода риски носят  исключительно системный характер.
     На  основе проведенного анализа социально-экономического состояния макрорегиона, основных тенденций  его развития, с учётом инновационного сценария Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а так же с учетом оценки рисков и преимуществ каждого из сценариев, именно данный, комплексный, сценарий наиболее полно использует конкурентные преимущества регионов Центрального федерального округа и в дальнейшем рассматриваться в качестве базового (целевого).
     Принятый  в Стратегии за базовый сценарий развития Центрального федерального округа увязан с инновационным сценарием  Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
     Такой подход предполагает развитие макрорегиона по инновационному пути, обеспечивая  опережающее прорывное развитие в тех секторах экономики, которые  определяют специализацию округа в  масштабах страны и мира. Это, в  свою очередь, требует реализации конкурентных преимуществ: в сфере научной  и изобретательской деятельности, внедрении  наукоемких технологий, развитии транспорта, энергетики, инвестиционной и банковской инфраструктуры, капитализации предприятий, состоянии бизнес-среды и благосостоянии населения.
     Базовый сценарий предусматривает:
    модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения и определяющую качество человеческого капитала;
    опору на рост производительности труда, который позволит приблизить доходы граждан к уровню развитых стран;
    модернизацию инфраструктурных отраслей, направленную на преодоление ограничений развития экономики и создание условий для ускоренного экономического развития регионов Центрального федерального округа;
    масштабное технологическое обновление и модернизацию производств;
    развитие новых секторов экономики, обеспечивающих производство продукции с высокой долей добавленной стоимости;
    создание условий для развития предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологичных секторов экономики и проектов развития;
    создание и развитие наукоградов, инновационно-производственных центров, технопарков, образовательных и научных центров;
    ускоренное развитие институтов, обеспечивающих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, административных барьеров, повышение качества государственных услуг, развитие государственно-частного партнерства.
     В период до 2020 года выделяются 2 этапа экономического развития.
    Первый этап (2011 - 2015 годы) предусматривает:
    модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры;
    модернизацию промышленности и индустриализацию сельского хозяйства;
    интеграцию информационных и производственных технологий, развитие систем контроля качества, ориентацию продукции на требования конкретного потребителя, поддержку продукции в течение жизненного цикла, усиление обслуживающего сектора;
    внедрение природосберегающих технологий и восстановление нарушенной природы;
    внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.
     Лимитирующими факторами этого этапа будут  последствия финансово-экономического кризиса, недостаток квалифицированных  кадров, проблемы со строительной и  дорожной техникой, отставание темпов обновления от потребностей развития.
     Второй этап (2016 - 2020 годы) предусматривает продолжение крупномасштабного внедрения инновационных технологий в сфере добывающей и перерабатывающей промышленности, энергетики, транспорта, агропромышленном комплексе, бытовой сфере. Возрастание технологической и инновационной составляющей в экономике макрорегиона будет определяться качеством профессиональных кадров и необходимостью общего повышения качества жизни через модернизацию и ускоренное развитие социальной сферы, включающей образование, здравоохранение, жилищный сектор.
     На  втором этапе предусматривается:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.