На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Квотирование и лицензирование !!! Внимание рисунки отсутсвуют!!!

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения нетарифных ограничений  во внешней торговле……………………………………………….5

      Классификация нетарифных ограничений…………………………………6
1.2 Квотирование  и лицензирование, как две наиболее  распространенных формы количественного  ограничения………………………………………….9
1.3 Лицензирование  в РФ……………………………………………………….15
Глава 2. Применение квотирования и лицензирования в  Российской Федерации……………………………………………………………………….21
2.1Квотирование  в РФ…………………………………………………….……..21
      Лицензирование экспорта и импорта в РФ………………………….……..27
2.2.1 Лицензирование  экспортных товаров…………………………………….30
2.2.2 Лицензирование  импортных товаров……………………………….…….32
2.3 Лицензирующие  органы……………………………………………...….…..33
Глава 3 Проблемы и перспективы развития системы  квотирования и лицензирования в  РФ…………………………………………………...…….….37

Заключение………………………………………………………...…………..…43

Список используемых источников и литературы………………………...……45

Введение

 
     Исследование  роли нетарифных ограничений во внешнеторговых операциях стран, безусловно, актуальная на сегодняшний день тема. Многие страны уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно  применяют их. По заключению экспертов  ЮНКТАД, по общему объему используемых нетарифных ограничений в международной  торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость  использования инструментов нетарифного  регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.
     Таможенно-тарифные ограничения остаются важнейшими инструментами  внешнеторговой политики, но их роль постепенно слабеет. Тарифы снижаются в связи  с регулированием внешней торговли соглашениями ВТО, ведь в современных условиях практически невозможно рассчитывать на полноправное участие какого-либо государства в мировой торговле без членства в этой международной организации. Но странам невыгодно терять свои выигрыши от снижения тарифов, и за последние годы возрастает влияние нетарифных ограничений на международную торговлю из-за их скрытого характера. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера. По данной теме пока нет достаточного количества практического материала по причине «закрытости» нетарифных ограничений и, соответственно, слабого отражения в статистике.
     В данной работе я ставила перед  собой цель проанализировать такие виды нетарифных ограничений, как квотировании и лицензирование, и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ.
     Исходя  из указанной цели, мною были поставлены следующие задачи:
        изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
        разработать классификацию  форм и разновидностей нетарифных ограничений;
        определить эффективность применения квотирования и лицензирования, как форм нетарифного ограничения;
        рассмотреть эффективность использования квотирования и лицензирования, как нетарифных методов регулирования в российской экономике;
        выявить перспективные направления использования квотирования и лицензирования, как нетарифных инструментов в РФ.
     Объектом данной работы является внешнеторговая деятельность, а предметом – квотирование и лицензирование, как формы нетарифных ограничений.
     В работе рассматривается целесообразность использования квотирования и лицензирования в РФ, их эффективность, экономическое влияние на производителей, потребителей и благосостояние страны в целом. Также в работе был обобщен материал по использованию нетарифных инструментов во внешнеторговой политике РФ, с учетом анализа нормативно-правовых актов, докладов чиновников, статей по данной тематике и найденных статистических данных.
     Исходя  из выше сказанного, можно определить структуру работы. Данная работа включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения

     нетарифных  ограничений во внешней  торговле.

 
     Многие  процессы, происходящие в мировой  экономике, такие как неравномерность  развития отдельных стран, экономические  и политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, расширение номенклатуры товаров, требуют жесткого регулирования. В то же время «открытые» меры таможенно-тарифного регулирования  приводит к тому, что любое одностороннее  действие страны по изменению тарифных ставок немедленно выявляется и вызывает ответные действия противоположной  стороны, результатом чего становится потеря ожидаемых выигрышей. Взаимное повышение импортных тарифов, например, может привести к общему спаду  производства, как это происходило  в начале 30-х годов во время  «Великой депрессии».
     Несомненно, таможенные тарифы остаются важнейшим  инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия  постепенно ослабла. Следовательно, в  тех случаях, когда возможности  таможенно-тарифного регулирования  оказываются недостаточно эффективными в регулирования внешней торговли, применяются другие административные методы. Так, возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование - нетарифные ограничения.
     Нетарифные  ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки [1].
     Из-за своего скрытого характера нетарифные меры регулирования внешней торговли часто дают правительствам возможность  действовать почти бесконтрольно. Они нередко отдают предпочтение нетарифным ограничениям, поскольку  политически такие методы считаются  более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более  удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти  не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует  себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).
        Классификация нетарифных ограничений.
 
     Как известно, в мире действуют официальные  классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной  торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Эти системы  классификации применяются для  сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных  групп нетарифных ограничений, составления  национальных систем регулирования  внешнеторговой деятельности. 
     Наибольшее  распространение в настоящее  время получила классификация, разработанная  ГАТТ/ВТО. Она нашла широкое применение в рамках ЮНКТАД и других международных организаций, а также в ходе международных торговых переговоров. Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты, которые представлены пятью группами:
     1. Финансовые способы  ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков (скользящие сборы, пограничный налоговый режим);
     2, 3, 4 и 5 группы относятся к административным мерам.
     2. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля в странах с рыночной экономикой);
     3. Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта, а также требований о содержании местного компонента в производстве готовой продукции зарубежными экспортереми-производителями;
     4. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);
     5. Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов) [2].
       Классификацию нетарифных ограничений  можно представить в унифицированной форме (смотри таблицу 1). 

     Таблица 1
Система нетарифных ограничений
I.Финансовые  меры:
1.Сборы дополнительные  сборы внутренние (уравнительные) налоги и сборы пограничные налоги и сборы скользящие  сборы импортные депозиты
2.Налоги
3.Пошлины
II. Административные меры:
1.Количественные 2.Скрытые  методы 3.Финансовые
Квотирование (контингентирование) экспортная  квота Технические барьеры соблюдение  нац. станд.  качества Субсидирование прямая  субсидия
импортная квота требования  к упаковке косвенная
индивидуальная  квота Сан-гигиен. нормы внутренняя
глобальная  квота требования  к рекламе экспортная
Лицензирование разовая лицензия Внутренние  налоги прямые Демпинг спорадический
генеральная косвенные преднамерен
глобальная Политика  в рамках государственных   закупок постоянный
автоматическая  лицензия обратный
взаимный
"Добровольное" ограничение экспорта Требование  о содержании местного компонента Экспортное  кредитование субс. кредиты экспор-м
гос.кредиты  имп-м
Страх-ие эксп.рисков
 
 
 
1.2 Квотирование и  лицензирование, как  две наиболее распространенных  формы количественного  ограничения 

     Количественные  ограничения административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Они могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.
     В своей работе я рассмотрю первые две формы: квотирование и лицензирование.
    Квотирование/ Контингентирование
     Наиболее  распространенной формой количественных ограничений является квота или  контингент. Два этих понятия имеют  практически одно и то же значение с той разницей, что понятие  контингента иногда используется для  обозначения квот сезонного характера.
     Квотирование (контингентирование) -  установление государством на определенный период количественных или стоимостных ограничений объема экспорта и импорта товаров (работ, услуг) определенной номенклатуры в натуральном или стоимостном выражении. 
     Квотирование  во внешней торговле - мера оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством, которая: 
     1) накладывает количественные и  стоимостные ограничения на ввоз  товара в страну/вывоз из нее; 
     2) вводится на определенный срок  применительно к определенным  товарам, транспортным средствам,  работам, услугам и т.п., к странам  либо к группам стран; 
      3)выступает в качестве: 
     а) нетарифной меры внешнеэкономического регулирования; 
     б) регулятора спроса и предложения  на внутреннем рынке; 
     в) ответной меры на дискриминационные  акции зарубежных торговых партнеров  и т.д [3].
     Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. Квота это своего рода протекционистская мера, имеющая как плюсы, так и минусы. Экономический выигрыш для производителей и занятых в защищенных отраслях весьма существенен, что выражается в росте рентабельности. Предприятия, испытывающие потребность в ограничении конкуренции зарубежных производителей, могут оказывать весьма ощутимое политическое давление, требуя введение квоты. Вместе с тем издержки таких ограничений перекладываются на потребителя, т. к. отечественные товары оказываются дороже, чем в условиях свободной торговли, а диапазон потребительского выбора сокращается.
     Виды  квот можно рассмотреть на следующих  схемах:
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис
     Рис.1 Виды квот по охвату 

       
 
 
 
 
 

Рис. 2 Виды квот по направленности действия
     Существует  ряд других квот.
     Индивидуальная  квотаквота, ограничивающая размер поставки какого-либо товара из одной страны в другую.
     Тарифная  квота представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам; товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам. 
     Естественная  квота - связана с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.
     Исключительная  квота - вводится в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.
     Миграционная  квота — это количественное ограничение численности прибывающих в страну мигрантов, устанавливаемое органами власти принимающей страны в виде абсолютной, либо относительной величины (процентной доли) по стране в целом, отдельным территориям, видам экономической деятельности (отраслям), странам происхождения, профессиональным группам.
     Квоты (контингенты) групповые  – это квоты, устанавливаемые по товару (товарам) с определением группы стран, куда товар (товары) экспортируется или из которых он (они) импортируется и т.д [4]. 

    Лицензирование  – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
     Лицензирование  может являться составной частью процесса квотирования (документ, подтверждающий право ввоз или вывоз товар в рамках полученной квоты) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.
      Во втором случае лицензирование приобретает ряд конкретных форм: разовой, генеральной, автоматической и глобальной лицензий. 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 3 Виды лицензий 

     Лицензирование  используются многими странами мира, прежде всего развивающимися, для  целей государственного регулирования  импорта. Развитые страны чаще всего  используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты [3].
     Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:
      Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее  высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;
      Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период  или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот.
      Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями [5].
     Страны  используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная  обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному  методу. 

1.3 Лицензирование в  РФ 

      Основным  нормативным актом, регулирующим деятельность по лицензированию и перечень видов  деятельности, подлежащих лицензированию, является Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".  Под лицензией понимается  разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
        Перечень видов  деятельность для осуществления  которых требуется лицензия определяется Федеральным законом. Для получения  лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо выполнить установленные нормативными правовыми актами требования и условия. В этом случае лицензирующие органы - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством РФ, проводят мероприятия по выдаче лицензии. Для учета выданных лицензий уполномоченными органами ведется реестр лицензий - совокупность содержащих сведения о выданных, приостановленных, возобновленных и об аннулированных лицензиях на осуществление лицензиатами конкретных видов деятельности баз данных лицензирующих органов [6].
      Основными принципами осуществления  лицензирования являются:
      защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
      обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
      утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
      гласность и открытость лицензирования;
      соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
    К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление  которых может повлечь за собой  нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование  которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
    Лицензия  выдается отдельно на каждый лицензируемый  вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом  или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой  федеральными органами государственной  власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.
    Деятельность, на осуществление которой лицензирующим  органом субъекта Российской Федерации  выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территориях иных субъектов  Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии  уведомления лицензиатом лицензирующих  органов соответствующих субъектов  Российской Федерации, если иное не установлено  вступившими в силу до момента  вступления в силу настоящего Федерального закона федеральными законами.
    За  осуществление деятельности на основании  лицензии, выданной лицензирующим органом  субъекта Российской Федерации, на территориях  иных субъектов Российской Федерации  без уведомления лицензирующих  органов данных субъектов Российской Федерации лицензиат несет ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.
    Срок  действия лицензии устанавливается  положением о лицензировании конкретного  вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может  быть предусмотрено бессрочное действие лицензии [6].
    Лицензия  выдается на срок менее чем три  года только по заявлению соискателя лицензии. Срок действия лицензии может  быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
    В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы  нарушения лицензионных требований и условий.
    Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении  лицензиатами лицензируемых видов  деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а  также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
    В отношении лицензируемых видов  деятельности, требующих специальных  условий для их осуществления, в  лицензионные требования и условия  могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным  специальным условиям объекта, в  котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении  лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного  вида деятельности.
    Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
      заявление о выдаче лицензии с указанием:
      наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя;
      лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;
      копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц;
      копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуальных предпринимателей;
      справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
      документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии [6].
    В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может  быть предусмотрено представление  иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным  лицензионным требованиям и условиям.
    Требование  от соискателя лицензии представления  иных документов, не предусмотренных  Федеральным законом «О лицензировании…», иными федеральными законами и положениями  о лицензировании конкретных видов  деятельности, не допускается.
    Все документы, представленные в соответствующий  лицензирующий орган для получения  лицензии, принимаются по описи, копия  которой направляется (вручается) заявителю  с отметкой о дате приема документов указанным органом.
    За  предоставление недостоверных или  искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. За рассмотрение лицензирующим  органом заявления соискателя лицензии указанным органом взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора [6].
    Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.
Выдача  документа, подтверждающего наличие  лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем  лицензии документа, подтверждающего  оплату лицензионного сбора. В случае, если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную  лицензию.
Основанием  для отказа в выдаче лицензии является:
    наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
    несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
 
Глава 2. Применение квотирования и лицензирования в Российской Федерации
     2.1 Квотирование в  РФ 

     В настоящее время международная  практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в  исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств. Подобную тенденцию можно наблюдать и  у нас в стране.
        Квоты - количественные ограничения на перемещение товаров через таможенную границу РФ, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях. Объем квот устанавливается ежегодно. Таможенное оформление квотируемых товаров осуществляется только при предъявлении лицензии, выданной уполномоченным ведомством.   
     Рис. 4 Категории квот 

     Нетарифные  квоты могут быть установлены  в отношении импорта и экспорта. Виды квотируемых товаров и размер квот устанавливаются Правительством РФ [7]. 
   Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.95 г. № 157-ФЗ определено, что экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений.
     Количественные  ограничения экспорта и импорта  могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:
    обеспечения национальной безопасности РФ;
    выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем рынке;
    защиты внутреннего рынка РФ, если какой-либо товар или товары импортируются в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ.
     Срок  действия защитной меры, ее досрочная  отмена или продление, а также  все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия в отношении них защитной меры устанавливаются Правительством РФ с учетом международных обязательств РФ.
     Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или фактического проведения операций по экспорту/импорту с предоставлением федеральным органом исполнительной власти определенной квоты организациям-изготовителям.
     Целью проведения конкурсов и аукционов  является выполнение решений Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта, а также обеспечение равенства участников внешнеторговой деятельности, защита их прав и законных интересов при продаже экспортных и импортных квот.
     Участники ВЭД, участвующие в конкурсе, направляют в комиссию по организации проведения конкурса свои предложения по применению тех или иных выделяемых квот. По итогам рассмотрения представленных предложений предпочтение отдается участникам ВЭД, способным реализовать квоту на наиболее выгодных для РФ экономических условиях.
     Аукционная  продажа квот производится российскими  товарными биржами на основании соглашения о взаимодействии между этими биржами и Министерством торговли.
     Комиссия, исходя из специфики товара, выставляемого  на аукцион, и особых условий экспорта или импорта (международные обязательства  или другие аналогичные причины), может определять круг участников ВЭД, допускаемых к аукциону.
     Победителю  аукционной продажи квот Министерство торговли России через своего уполномоченного  в соответствующем регионе выдает сертификат, дающий победителю право получить лицензию на экспорт или импорт квотируемых товаров. Срок действия сертификатов, выдаваемых победителям аукциона, не может превышать срока действия квоты, а также продлеваться.
     Выдача  лицензии победителю аукциона осуществляется Министерством торговли России на основании  полученного им сертификата. В случае оформления лицензии на часть приобретенной на аукционе квоты владелец сертификата лишается права аукционной продажи оставшейся ее части, которая доводится Министерством торговли России до комиссии для ее повторной продажи на аукционе [8].
     Реестр  квотируемых товаров можно увидеть  в приложении 1.
     В настоящее время в России проходит активное развитие в области усовершенствования системы квотирования иностранной рабочей силы. Государство в этом очень заинтересовано. Квотирование трудовой миграции действует с 2007 г. Порядок формирования квот на использование иностранной рабочей силы в РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 783«Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации».
     Согласно  данному порядку, российские компании-работодатели не позднее 1 мая текущего года должны предоставить в межведомственную правительственную комиссию заявки на привлечение иностранных работников на следующий год. На основании этих заявок формируется объем необходимых вакансий и определяется общая потребность в иностранной рабочей силе на предстоящий год. Окончательное количество устанавливается Постановлением Правительства РФ. Правительство устанавливает квоты отдельно для трудовых мигрантов из стран с визовым режимом и из стран ближнего зарубежья.
     Порядок получения разрешений на работу утвержден Постановлением Правительства РФ № 681 от 15 ноября 2006 г., которое установило Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ. Прежде чем обратиться в Федеральную миграционную службу или ее территориальный орган за получением разрешения на работу для иностранца, российская компания должна обратиться в территориальный орган занятости населения и предоставить сведения о потребности в работниках и наличии свободных рабочих мест. Также за месяц до подачи документов в Федеральную миграционную службу или ее территориальный орган компания должна подать сведения о потребности в работниках в территориальный орган занятости населения по месту нахождения компании. На основании поданных сведений орган занятости формирует реестр и направляет данные сведения по запросу ФМС, когда компания подает заявление об оформлении разрешений на работу.
     ФМС вправе отказать в оформлении разрешения в случае, если компания не обратилась в службу занятости населения или обратилась в ФМС ранее, чем через один месяц после обращения в службу занятости, или в течение данного месяца отказала в трудоустройстве российскому гражданину, направленному из службы занятости по заявленной для иностранного гражданина вакансии [9] .
     Что касается квот на трудовую миграцию, ежегодно Министерством здравоохранения и социального развития России издается приказы с внесенными корректировками по данному вопросу. Так, издан приказ на 2011 год, согласно  которому произведена корректировка распределения квоты по профессиональным направлениям и увеличено количество квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
     В приказе отмечается, что количество квот на 2011 год по Москве будет увеличено  на 8728 шт. - с 126623 до 135351, по Московской области  на 3462 шт — с 116448 до 119910, в то же время  резерв квоты по России на 2011 год  будет снижен на 34283 шт — с 505798 до 471515. Похоже обстоит дело с распределением на 2011 год квоты по субъектам РФ по профессиям, специальностям и квалификациям  иностранных работников: например, в целом по Центральному федеральному округу количество такой квоты будет  увеличено на 13360 шт- с 383764 до 397124, а  резерв квоты по РФ будет уменьшен на 17953 — с 523751 до 505798.
     Как показывает практика, такие меры Министерством  применяются достаточно часто: как  правило, уже в наступившем году оно корректирует количество квот на текущий год в большую или  меньшую сторону. Обусловлена данная мера целым рядом причин: экономическим  положением в стране (что безусловно влияет на уровень занятости национальных кадров, и, как следствие, необходимость  привлечения кадров «со стороны»), состоянием террористической угрозы (достаточно показателен в этом плане 2010 год  — получить квоты на иностранных  работников было практически невозможно даже образцовому работодателю, да и их размер был снижен, а неформальной причиной этого назывался мартовский взрыв в московском метро).
     Эти меры показывают, что государство  реагирует на изменяющуюся обстановку в сфере трудовых отношений и  стремится улучшить положение работодателей, привлекающих иностранных работников, которых, по каким-то причинам, не могут  заменить работники отечественные.
     В РФ распространены тарифные квоты на мясо крупного рогатого скота, свинины, тримминга и мяса домашней птицы. Так, Правительством РФ приняло постановление от 24 декабря N1111 "О тарифных квотах на говядину, свинину и мясо домашней птицы в 2011 году". Документом утверждено распределение между странами-поставщиками объемов тарифных квот, установленных на 2011 г решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины, свиного тримминга, тушек, ножек кур, мяса индеек. Общий объем тарифной квоты на мясо крупного рогатого скота свежее или охлажденное составляет 30 тыс т, из которых 29 тыс т приходится на ЕС и 1 тыс т – на другие страны. Общий объем тарифной квоты на мясо крупного рогатого скота замороженное составляет 530 тыс т, из которых 60 тыс т приходится на ЕС, 41,7 тыс т – на США и 428,3 тыс т – на другие страны.
     Общий объем тарифной квоты на свинину  свежую, охлажденную или замороженную составляет 472,1 тыс т, из которых 225 тыс  т приходится на ЕС, 57,5 тыс т –  на США и 189,6 тыс т – на другие страны. Общий объем тарифной квоты  на свиной тримминг составляет 27,9 тыс  т. Свиной тримминг может ввозиться  как в рамках тарифной квоты, установленной  в отношении свиного тримминга, так и в рамках тарифной квоты, установленной в отношении свинины [9].
     Распределение объемов тарифных квот, установленных  на 2011 г решением Комиссии Таможенного  союза от 18 ноября 2010 г N505 в отношении  говядины, свинины и мяса домашней птицы можно увидеть в приложении 2. 

      Лицензирование экспорта и импорта в РФ
 
     Лицензирование  экспорта и импорта как инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности имеет свои особенности. Специальное разрешение здесь необходимо не для осуществления самой деятельности, связанной с ввозом или вывозом  товаров, а для экспорта или импорта  отдельных видов товаров, перечень которых обусловлен экономическими интересами государства.
      
     Рис. 5 Лицензируемые экспортные товары
       
     Согласно  Положению о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта  товаров (работ, услуг) в Российской Федерации (утвержденному постановлением от 6 ноября 1992 г. № 854) при экспорте и  импорте отдельных товаров оформляются  генеральные и разовые лицензии, которые являются разрешением на ввоз или вывоз товаров из страны в установленные сроки [5].
      Генеральная лицензия оформляется сроком на один календарный год; экспортные или импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться как по одной, так и по нескольким сделкам. Разовая лицензия оформляется сроком до одного года для осуществления экспортных или импортных операций по каждой отдельной сделке.
      Приказом  Министерства внешних экономических  связей РФ (МВЭС РФ) от 9 марта 1994 г. № 107 утверждена Инструкция "О порядке  работы по доведению квот, выдаче лицензий и ведению Федерального банка  лицензий". В инструкции определены основания выдачи лицензий, порядок  выдачи, приостановления действия и  аннулирования лицензий, а также  установлен порядок экспорта и импорта  отдельных видов товаров.
        В соответствии с Положением  о порядке лицензирования и  квотирования экспорта и импорта  товаров (работ, услуг) в Российской  Федерации (утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854"О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации") можно выделить общие квоты: для государственных нужд, региональные, для аукционной продажи. Как правило, общие квоты устанавливаются Министерством экономики РФ по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами Российской федерации, а затем распределяются по регионам.
        Рассматривая квотирование, хотелось  бы отдельно уделить внимание  особенностям экспорта нефти  и нефтепродуктов. До 1 января 1995 г.  вывоз нефти осуществляли определенные  экспортеры, назначаемые государственными  органами (спецэкспортеры). В настоящее  время квотирование экспорта  нефти и нефтепродуктов как  таковое отменено.  При экспорте нефти и нефтепродуктов применяют "естественное квотирование", заключающееся в ограничении пропускной способности магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах. Основные условия использования системы магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1994г. № 1446 "О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 года". Допуск к нефтепроводам предоставляется нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим организациям пропорционально объемам добычи (переработки) нефти и нефтепродуктов. Производители нефти и нефтепродуктов могут уступить(передать или продать) свое право экспорта другой организации, в пределах объемов, установленных квартальными графиками транспортировки. Контроль за реализацией права пользования системой магистральных нефтепроводов осуществляет Межведомственная комиссия. 

2.2.1 Лицензирование экспортных товаров
 
      Указом  Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1007 "Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт" было установлено, что с 1 июля 1994 г. лицензирование и квотирование экспорта товаров и услуг осуществляется только в отношении товаров и  услуг, экспортируемых в соответствии с международными обязательствами  РФ. Для остальных товаров они  отменены. В целях реализации данного  Указа постановлением Правительства  РФ от 1 июля 1994 г. № 758 "О мерах  по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров  и услуг" были утверждены:
    Перечень товаров, экспорт которых осуществляется в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации; Перечень товаров, по которым сохраняется особый порядок экспорта;
    Перечень товаров, экспорт которых осуществляется с 1 июля 1994 г. на основе регистрации контрактов [10].
      К товарам, экспорт которых осуществляется в соответствии с международными обязательствами, относятся: нити и  пряжа, ткани, некоторые виды готовой  одежды и прочие готовые текстильные  изделия. Ограничения на экспорт  и импорт указанных товаров установлены  с целью выполнения международных  обязательств РФ по количественному  ограничению экспорта товаров. Так, например, по соглашению между РФ и  ЕЭС о торговле текстильной продукцией Россия приняла на себя обязательства не поставлять в страны ЕЭС отдельные виды текстильных товаров. В связи с этим только при экспорте текстиля в страны ЕЭС необходимо наличие лицензии (телеграмма ГТК РФ от 12 августа 1994 г. № Т-42146).
        Минэкономики РФ, МВЭС РФ, ГТК  РФ, Роскомметаллургией и Роскомхимнефтепромом  был утвержден "Порядок квотирования  и лицензирования поставок товаров  на экспорт, осуществляемых в  соответствии с международными  обязательствами Российской Федерации". Международные обязательства действуют  в отношении некоторых стран.
        В перечень стратегически важных  товаров, экспорт которых осуществляется  в особом порядке, утвержденном  постановлением Правительства РФ  от 1 июля 1994 г. № 758, в настоящее  время включены: дикие животные; лекарственное сырье; шифровальные  средства; вооружение и военная  техника; взрывчатые вещества  и средства взрывания; ядерные  материалы; драгоценные природные  камни и изделия из них; информация  о недрах; наркотические и психотропные  средства; яды; другие товары, экспорт  которых осуществляется также  по лицензиям.
        До 25 марта 1995 г. основным условием  для выдачи лицензии на экспорт  и импорт стратегически важных  товаров была регистрация в  МВЭС РФ предприятий и организаций-экспортеров.  Однако Указом Президента РФ  от 6 марта 1995 г. регистрация в  МВЭС РФ экспортеров стратегически  важных сырьевых товаров была  отменена [10].
        Постановлением Правительства РФ  от 1 июля 1994 г. № 758 был также  утвержден перечень товаров, экспортируемых  при условии регистрации контрактов  в МВЭС РФ. В настоящее время  в данный перечень включены: рыба, пшеница, семена сои и подсолнечника,  спирт этиловый, газ природный,  электроэнергия, удобрения, деловая древесина хвойных пород, целлюлоза, нефть сырая (включая газовый конденсат), продукты переработки нефти и другое. Контракты на экспорт указанных товаров регистрируются в соответствии с Порядком регистрации контрактов на экспорт товаров в Российской Федерации, утвержденным МВЭС РФ, Минэкономики РФ и ГТК РФ 18,22 августа 1994 г. № 01-20-8553. При этом выдается сертификат, который впоследствии предъявляется организациями-экспортерами во время таможенного контроля. 

2.2.2 Лицензирование импортных товаров 

     В отношении импортных товаров  в настоящее время квоты не установлены, хотя Законом "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" предусмотрено установление квот в  определенных случаях. Лицензирование импорта существует только в отношении  специфических товаров и подпадающих  под особый режим контроля (вооружение, продукция двойного применения и  т.д.). Лицензирование ввоза отдельных  товаров осуществляется на основании  постановления Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта  товаров(работ, услуг) на территории Российской Федерации" [10].
      Постановлением  Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 был утвержден Перечень специфических  товаров (работ, услуг), импорт которых  осуществляется по лицензиям, а постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1994 г. № 331 в него были внесены изменения. В настоящее время перечень включает химические средства защиты растений, промышленные отходы, шифровальные средства (в том числе шифровальную технику, детали для шифровальной техники и пакеты программ для шифрования),нормативно-техническую документацию к шифровальным средствам (включая конструкторскую и эксплуатационную). Согласно указанию ГТК РФ от 28 марта 1995 г. № 01-13/4265, ввоз радиоэлектронных средств осуществляется на основании особого разрешения. Следует добавить, что лицензирование импорта осуществляется на основании правительственных решений. 

2.3 Лицензирующие органы 

     В ст. 17 Закона "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" установлено, что лицензии на экспорт  и импорт отдельных товаров выдаются одним федеральным органом исполнительной власти, назначенным Правительством Российской Федерации совместно  с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Однако реальная ситуация, сложившаяся на данный момент, не отвечает требованиям Закона. В постановлении  Правительства РФ от 6 ноября 1992 г., продолжающем действовать и в настоящее  время, прямо указано, что органами, выдающими лицензии на экспорт и  импорт товаров, могут быть МВЭС РФ, а также другие министерства и  ведомства Российской Федерации. Фактически в настоящее время лицензирование экспорта и импорта товаров осуществляют несколько органов: Министерство внешних  экономических связей(МВЭС РФ), Государственный  комитет по военно-технической политике (ГКВТП РФ), Министерство здравоохранения  и медицинской промышленности РФ(Минздравмедпром  РФ), Министерство охраны окружающей среды  и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ) и Главное управление государственного надзора за связью в России (Главгоссвязьнадзор РФ).
        Ниже приведены перечни товаров,  экспорт и импорт которых осуществляется  на основании лицензии этих  органов, а также нормативные  акты, регулирующие ввоз и вывоз  товаров и порядок получения  лицензии на осуществление данных  операций [10].
Товары, экспорт и импорт которых осуществляется на основании лицензии:
МВЭС  России
      - товары, экспортируемые в соответствии  с международными обязательствами  ("Порядок квотирования и лицензирования  поставок товаров на экспорт,  осуществляемых в соответствии  с международными обязательствами  Российской Федерации" (от 3, 15 марта  1995 г., 19, 21декабря 1994 г. № 01-20/3124);
      - взрывчатые вещества, в том числе  после утилизации боеприпасов,  а также отходы их производства, средства взрывания, порохи промышленного  применения и пиротехнические  изделия (постановление Правительства  РФ от19 июня 1994 г. № 732);
      - товары двойного применения:
1) отдельные  виды сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической  информации, которые могут быть  применены при создании вооружения  и военной техники (товары двойного  применения) (постановление Правительства  РФ от 10 марта 1994 г. № 197 с  изменениями и дополнениями от 3 июня 1995 г.). Перечень товаров, которые  могут быть применены при создании  вооружения и военной техники,  экспорт которых контролируется  и осуществляется по лицензиям,  утвержден распоряжением Президента  РФ от 11февраля 1994 г. № 74-рп;
2) оборудование, материалы и технологии, применяющиеся  при создании ракетного оружия (постановление Правительства РФ  от 27 января 1993 г. №70, распоряжение  Президента РФ от 11 января 1993 г.  № 20-рп);
3) химикаты, оборудование и технологии, которые  имеют мирное назначение, но могут  быть применены при создании  химического оружия(постановление  Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 50, распоряжение Президента  РФ от 7 декабря 1994 г. № 621-рп);
4) оборудование  и материалы двойного применения  и соответствующей технологии, применяемые  в ядерных целях (постановление  Правительства РФ от 27 января 1993 г. № 68, распоряжение Президента  РФ от 29 декабря 1992г. № 827-рп);
      - ядерные материалы, технологии, оборудование, установки; специальные неядерные  материалы; радиоактивные источники  ионизирующего излучения и изотопная  продукция (постановление Правительства  РФ от 21декабря 1992 г. № 1005, постановление  Правительства РФ от 6 октября  1994г. № 1136). Для получения лицензии  на экспорт и импорт ядерных  материалов необходимо разрешение  Госатомнадзора РФ. Порядок выдачи  временных разрешений утвержден  приказом Госатомнадзора РФ от 14 ноября 1994 г. №128;
      - товары с содержанием драгоценных  металлов, драгоценных камней, янтаря  и изделий из него (постановление  Правительства РФ от 24 января1994 г.  № 35, постановлением Правительства  РФ от 24 января 1994 г. № 35,указание  ГТК РФ от 7 сентября 1994 г. №  01-12/979). При ввозе и вывозе руды  и концентратов цветных и черных  металлов необходимо представлять  таможенным органам сертификат  химического состава, подтверждающий  отсутствие в них драгоценных  металлов. (Порядок выдачи сертификатов  химического состава в части  содержания драгоценных металлов  на руды и концентраты цветных и черных металлов и производные от них продукты, утвержденный Госстандартом РФ и Роскомдрагмета от 19, 22 апреля 1994 г.№№ 520/277, 30-088-351/747);
      -шифровальные  средства (Указ Президента РФ  от 3 апреля 1995 г. №334);
      -наркотические  средства, психотропные вещества  и яды (постановление Правительства  РФ от 6 ноября 1992 г. № 854).
ГКВТП РФ
      -продукция,  работы и услуги военного назначения  в Российской Федерации (постановление  Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 879).
Минздравмедпром РФ
     -лекарственные  средства, иммунобиологические препараты,  фармацевтические продукты (постановление  Правительства РФ от 6 ноября1992 г.  № 854; Положение о порядке разрешения  экспорта и импорта лекарственных  средств в Российской Федерации  от 7 февраля 1993 г. №01-3/3957 (утвержденное  ГТК РФ 2 февраля 1993 г., МВЭС РФ 7 февраля 1993г., Минздравом РФ 29 января 1993 г
Минприроды  РФ
     -дикие  животные, дикорастущие растения, кости  ископаемых животных, кости слонов, рога, копыта (постановление Правительства  РФ от 6 ноября1992 г. № 854, приказ  Минприроды РФ от 30 декабря 1993 г. № 286).
Главгоссвязи  РФ
     -радиоэлектронные  средства, высокочастотные устройства (указание ГТК РФ от 28 марта  1995 г. № 01-13/4265).
 

     
Глава 3 Проблемы и перспективы  развития системы  квотирования и лицензирования в РФ 

     Как правило, применение квотирования и  лицензирования как инструментов нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности не столь распространено в РФ.  Эти инструменты  в основном используются в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств. И каждый год Россия вносит свои коррективы в эту систему нетарифного регулирования. Так, в этом году в России вступает в силу федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", отменяющий лицензирование 17 видов деятельности.
     Цель данного изменения - упростить вход на рынок компаний, которые могут контролироваться рыночными механизмами, а именно - страхованием гражданской ответственности, надзором за соблюдением технических регламентов, саморегулируемыми организациями. Лицензируемыми в России останутся 49 видов деятельности, при этом документ будет выдаваться компаниям бессрочно. С этого года государство освобождает предпринимателей, обеспечивающих авиабезопасность, выпускающих и реализующих специальное игровое оборудование, протезно-ортопедические изделия, реставрирующих памятники культурного наследия. А с 1 января 2012 года без лицензий смогут работать компании, занятые на тушении пожаров, в том числе лесных. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.