На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальные технологии в социальной работе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


               Содержание 
    Содержание и задача курса    «Технологии социальной работы»………………….…………………………………………. 3
    2.  Сущность, принципы и основные понятия социальной технологии……………………………………………………………..4
          2.1 Понятие социальных технологий………………………………………..4
          2.2 Классификация социальных технологий………………………………..6
          2.3 Конструирование социальных технологий……………………………...9
          2.4 Свойства и особенности социальных  технологий………………………
          2.5 Специфика и классификация технологий  в социальной 
      работе………………………………………………………………………….. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Содержание и задача курса «Технологии социальной работы»
 
Учебный курс «Технологии социальной работы»  включает в себя чрезвычайно обширный и разнородный материал, изложение которого затруднено в силу разнообразия теоретических подходов различных ученых и практиков, а также в силу того, что объем, содержание и совокупность используемых в нем понятий зачастую еще не получили всеобщего признания. Это относится даже к наименованию профессии, которую получает в результате подготовки специалист по социальной работе. Применяемые некоторыми авторами термины «соционом» или «социальный инженер» содержат в себе некоторые указания на те социально-управленческие, программно-проектные функции, которые предстоит выполнять сотруднику социальной сферы, однако эти термины не общепризнанны и не утверждены нормативными документами, содержащими требования к уровню подготовки, знаниям и умениям специалистов. В связи с этим используются в одинаковом значении термины «специалист по социальной работе» и «социальный работник». Принципы классификации социальных технологий, проанализированные далее,  свидетельствуют о том, что вычленение одной из многих технологий во многом зависит от конкретных целей исследования или конкретных целей оказания помощи клиенту.
Исследования показывают, что в каждом социальном действии можно выделить два взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса — адаптация и трансформация, которые по причине их всеобщности можно назвать социальными метатехнологиями. Они характерны для всех социальных процессов. Во взаимодействии двух социальных субъектов или более можно видеть либо адаптацию одного субъекта к другому, либо их взаимную адаптацию. Приспособление индивида к социальной среде является частным случаем такой ситуации, ибо, как правило, среда выдвигает агента адаптации (лицо, орган или учреждение, которое побуждает или вынуждает к адаптации) либо индивид сам осознает необходимость приспособления. Для этого необходимы изменение (сознательное или бессознательное) адаптирующегося субъекта, перестройка структуры личности, пересмотр взглядов на себя или свое окружение.
Хотя  среди видов человеческой деятельности значительное место занимает неадаптивная активность, все технологии социальной работы в большей или меньшей степени являются адаптационными. Само предназначение социальной работы состоит в том, чтобы предоставить клиенту возможность социального функционирования, усилить ее либо восстановить в случае утраты. Соответственно, этот процесс может приобрести черты абилитации (привития навыков социального функционирования) либо реабилитации. В то же время было бы неправильно односторонне рассматривать эти процессы. Адаптация клиента требует трансформации каких-то черт его поведения или характера, структуры личности или обстоятельств жизни. Но и общество не только может, но в ряде случаев должно трансформироваться, чтобы адаптироваться к нуждам и потребностям индивидов. Это прямо провозглашается в международных документах по отношению к людям с ограниченными возможностями; это же утверждается по отношению, например, к такой категории клиентов, как дезадаптированные дети и подростки, для которых их асоциальное, противоправное поведение нередко является единственной формой адаптации к жестокости общества.
Если  рассматривать связь между метатехнологиями (которые отражают процессы, происходящие не только в социальной работе и даже не только в социальной среде, но, возможно, на биологическом, организменном уровне в целом) и технологиями социальной работы, можно отметить, что и те и другие являются элементами единой структуры, в которой наиболее общим уровнем являются метатехнологии. Далее располагается общая социальная технология, охватывающая рациональные, структурированные элементы изменений в обществе; затем — теоретический уровень, содержащий общие технологии социальной работы; наконец, непосредственное доведение воздействий до конкретных реципиентов и получение ожидаемого (или неожиданного) результата осуществляют конкретные технологии и методы социальной работы. 

2.Сущность, принципы и основные понятия социальной технологии
      Понятие социальных технологий
Современное человеческое общество как никогда нуждается  в управлении, причем не в стихийном, а преимущественно сознательном.
      Управление  – это осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество, с целью упорядочить и усовершенствовать его социально-деятельностную структуру.  Воздействие означает способы, формы, приемы решения как глобальных, так и конкретных общественных проблем. Цель воздействия – оптимизировать функционирование объектов, субъектов, явлений, социальных процессов.
      Следовательно, вольно или невольно мы сталкиваемся с необходимостью технологизации социальных процессов, которая сводится к следующему:
    разграничение, разделение, расчленение процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
    координация и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата;
    однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.
Социальная технологизация базируется на социальных технологиях. Социальные технологии можно трактовать двояко:
1) как способы  применения теоретических выводов  той или иной науки в решении  практических задач. Общественные  науки имеют дело прежде всего  с практическими задачами, связанными  с функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае следует понимать не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы в разных сферах жизнедеятельности;
2) как совокупность  приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем, Это более конкретная характеристика социальных технологий.
В социальных технологиях  можно выделить две формы:
программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности);
• саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами.
Социальные технологии рассматриваются как способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Это общее определение, его можно отнести ко всем видам человеческой деятельности, в том числе и к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, прежде всего социально уязвимых групп населения.
Термин  «социальные технологии» появился в отечественном обществознании сравнительно недавно. Однако это не означает, что в стране вообще не занимались социальными технологиями. Были выработаны способы применения теоретических выводов общественных наук для решения широкого круга социальных проблем, применялись различные приемы, методы и воздействия для достижения целей социального развития общества. В данном случае можно отметить тот же феномен, что и в социальной работе: социальной работой, как профессиональной, так и непрофессиональной, занимались, но она обозначалась другими терминами.
Для доказательства тезиса о практической реализации социальных технологий без употребления этого термина целесообразно сослаться на тесную взаимосвязь между социальными технологиями и социальным управлением, особенно с такими его компонентами, как техника и технология управления.
Сравним для этого стадии социальных технологий и социального управления: 

Социальные  технологии           Социальное управление
• теоретическое обоснование;    • постановка управленческой
• технологические  процедуры;         проблемы;
•технологический инструмен-    •сбор необходимой информа-тарий;                           ции;
• критерии и методы;             • выработка решения;
• замеры результатов;             • принятие решения;
• гуманитарно-экономическое     • организация исполнения при-обеспечение;                     нятого решения (т.е. конкрет-
• этапы  внедрения                 ные действия по его выполнению);
• контроль (обратная связь)
Особую  значимость для понимания и реализации социальных технологий имеют социологические знания, разработка программ социологического исследования социальной проблематики, в том числе социальной работы. Напомним, что методологическая часть программы трактует способы применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методическая же (процедурная) часть — это, во-первых, совокупность приемов и методов получения искомой информации, во-вторых, нацеленность на выработку таких выводов, рекомендаций и предложений, которые способствовали бы решению социальных проблем, в том числе проблем социальной работы с различными группами населения.
В итоге  можно сделать вывод:
Социальная  технология – это способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение и преобразование (изменение состояния) социального объекта и достижение заданного результата. Специфика социальной технологии состоит в том, что она алгоритмизирует социальную деятельность (жизнь) и может быть не только многократно использована, т. е. тиражирована, но и использована для решения сходных задач, т. е. использована многообразно.
  2.2 Классификация социальных технологий
Социальные  технологии весьма разнообразны ты, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.
Социальные  технологии можно классифицировать по различным  основаниям – по видам, уровням, сферам применения, по характеру решаемых задач – универсальные и частные. Чаще всего используются следующие подходы к классификации социальных технологий:
    выделяют социальные технологии глобального и сферного, частного характера. Сферный подход – дифференциация по сфере применения. Социальные технологии рассматриваются как технологии, регулирующие проблемы различных сфер деятельности человека – производственно-экономической, общественно-политической, духовно-культурной.
    социальные технологии различаются по характеру  их новизны или традиционности – инновационные или традиционные, рутинные.
Социальные  технологии существенно отличаются друг от друга по своему содержанию. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий, что поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть затем специфику технологий в социальной работе.
Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах, приводя к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.
Глобальные  социальные технологии выделяются с точки зрения масштабности. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких знаниях, методах, способах, которые способствуют уяснению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Внедрение глобальных технологий прямо или косвенно касается жизнедеятельности и социальной защищенности людей.
Рутинные социальные технологии, в отличие от инновационных технологий, предусматривают такие методы воздействия на социальные процессы, которые характеризуются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального воздействия и не стимулируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.
Региональные социальные технологии направлены на изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерное ее изменение.
Одной из разновидностей универсальных технологий является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).
Информационные социальные технологии охватывают способы и приемы оптимизации информационного процесса, его воспроизводства и функционирования.
Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие творческих способностей людей.
      Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования.
Демографические технологии нацелены на изучение механизма воспроизводства населения и выработку способов изменения его численности, состава, размещения и т.д.
Социальные технологии согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимодействия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических.
Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности
Административно-управленческие технологии среди управленческих технологий имеют особую важность как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) напрямую связан с осуществлением задач социальной работы.
Психологические технологии — это способы воздействия на психологические процессы, качества, явления и отношении, методы воздействия на установки, характер, реакцию, волю личности, межличностные взаимодействия.
Психофизические технологии направлены на изменение параметров процессов, происходящих внутри человека при возмущающих факторах. Данные технологии используются при оказании медико-социальных услуг населению.
Социологический подход к классификации социальных технологий реализуется дифференциацией их на жесткие и гибкие социальные технологии. С точки зрения этого подхода, наибольший интерес представляет классификация технологий с позиции отношения их к управленческим решениям. В этом случае выделяется два типа социальных технологий:
    направленные на подготовку управленческих решений (другими словами, технологии социологической диагностики);
    направленные на реализацию управленческих решений (другими словами, социальные технологии реализации).
Кто участвует  в создании социальной технологии, и кто пользуется результатом этого процесса – самой технологией? Ответив на этот вопрос, мы определим субъект социальной технологии. Будем исходить из того, что субъектом любого процесса является тот, кто оказывает влияние на этот процесс. Следовательно, субъектом социальной технологии является ее разработчик (конструктор, исследователь) и человек (или люди), включенный в процесс самой технологии. Тогда для технологий социальной работы мы имеем право определить субъект социальной работы следующим образом.
      Во-первых, субъектом является любой человек, семья или группа людей, которые находятся или потенциально могут оказаться в «слабой» позиции и в силу этого объективно нуждаются в понимании связанных с этой позицией трудностей, проблем, получении реальной помощи для преодоления этих трудностей.
      Во-вторых, субъектом социальной работы выступает специалист, ее осуществляющий, - социальный работник.
      В-третьих, субъектом социальной работы, безусловно выступает специалист, участвующий в подготовке социальных работников.
      Четвертый субъект социальной работы – ее исследователи.
И, наконец, пятый субъект - административные структуры социального управления.
1.3 Конструирование социальных технологий
Анализ  условий возникновения социальных технологий убеждает в том, что «всякая социальная технология опирается на некий обязательный фундамент», иными словами, существуют принципы построения (конструирования) технологий, которые в свою очередь базируются на общечеловеческих универсалиях культуры, приоритете человеческих ценностей, философии гуманизма.
      Базовые принципы конструирования социальных технологий не имеют ценностного  ранжира, среди них нет особо  важных и важных «во вторую очередь», поскольку действие каждого определяется соблюдением любого другого. Однако существует некая «онтогенетическая» иерархия, позволяющая определить принцип системности как «золотой» принцип конструирования социальной технологии, действующий вне зависимости от сферы ее применения и являющийся материнской основой действия других принципов: несоблюдение принципа системности автоматически лишает совокупность процедур возможности быть технологией. Все остальные принципы в своей совокупности являются репрезентацией действия принципа системности.
      Итак, принцип системности создание социальной технологии заключается в том, что при конструировании она – социальная технология – рассматривается как система, т.е. как совокупность взаимосвязанных элементов, каждый из которых обладает свойствами такой совокупности. При этом связи между элементами в свою очередь являются элементами системы.
      Основным  принципом при создании социальных является принцип оптимальности. Его можно назвать «золотым правилом», которому следуют безусловно и которое в качестве принципа действия закладывается как исходное в любое из приводимых определений понятия социальная технология. Принцип оптимальности означает наилучшее использование имеющихся ресурсов и средств для достижения цели воздействия. Он предполагает:
    Рассмотрение социальной сферы деятельности как очень сложной, динамичной, вероятностной системы отношений;
    Определение и учет главной цели частных задач социального воздействия, из которых вытекает выбор способов и средств их последовательного достижения;
    Учет неизбежной ограниченности ресурсов на каждом этапе решения социальных целей и задач.
Принцип модальности заключается в гибком подходе к выбору методов и конкретных методик осуществления планируемых действий. Он подразумевает учет особенностей конкретного региона, культурных различий, традиций, специфики личности индивида, его гендерных и возрастных особенностей. Другими словами, выбор методов и конкретных методик должен осуществляться в соответствии с социальным, этническим, семейным и психологическим статусом индивида или группы.
      Принцип рациональности организации помощи человеку не в абстрактных формах, а в форме планирования конкретных действий конкретных людей и организаций – это то, что отличает социальную программу от социальной технологии и позволяет социальной программе действовать, принося конкретный результат. Принцип рациональности – это принцип, делающий социальную технологию инструментом для достижения социально значимых целей.
      Понятие технологии подразумевает непрерывность  в совершаемых действиях по достижению результата. Эта непрерывность обеспечивается соблюдением принципа перманентности. Действия, рассматриваемые как этапы технологии, безусловно дискретны и дифференцируемы по своему содержанию: каждое из них обеспечивает некий промежуточный результат технологии. Но этот результат является в то же время исходной точкой для следующего технологического этапа. Технология не может быть прервана без того, чтобы перестать быть исходной, планируемой технологией, поскольку время также является элементом системы «социальная технология». Прерывание технологии автоматически лишает ожидаемого результата, хотя может обеспечить какой-либо иной результат.
      Личностный  подход как принцип построения социальных технологий акцентирует внимание на человеке как на личности, индивидуальности. Человек есть единство уникального и универсального, биологического и социального, этничности и мировой культуры. Личностный подход предусматривает поиск возможной одаренности, потенциальных способностей, индивидуализацию в групповой работе, знание особенностей и этапов социализации. Взаимодействие между людьми должно строиться на принципах сотрудничества, добровольности и свободы выбора. Принцип аттракции подразумевает доверие к другому: к партнеру по взаимодействию, к клиенту. Только в этом случае можно говорить  о достижении взаимопонимания между людьми. Принцип альтруизма предполагает отказ конструирующего и проводящего технологию от эгоистических, сиюминутных мотиваций во имя высших (в данном случае -  социально значимых) целей. 
      При конструировании социальных технологий необходимо учитывать следующие  факторы, соблюдать условия конструирования, обеспечивающие удовлетворение требований социальной ситуации:
    Каждая технология должна содержать требование и критерий надежности результата;
    Технология должна удовлетворять требованиям безопасности для тех, кто ее применяет, для тех, кто ей подвергается, и для окружающей среды;
    Все технологии, в том числе и социальные, предусматривают использование определенного уровня качества, поставляемых в определенные сроки и за определенную плату;
    Каждая конкретная социальная технология должна соответствовать законам биологического и психического развития людей, учитывать психологическое состояние и людей, использующих эту технологию, и тех, кто подвергается ее воздействию;
    Эффективность технологии (соотнесение расходов, в том числе и природных ресурсов, на создание технологии и стоимости основного продукта) является, во-первых, планируемой и, во-вторых, одним из основных критериев для принятия решения о применении той или иной социальной технологии;
    При конструировании социальных технологий важен учет природы и размера побочных эффектов технологии;
Изменение в отношениях человека со средой обитания в эпоху научно-технического прогресса, возрастание агрессивности в этих отношениях можно отнести и за счет технологического и технократичного «воспитания» не предусматривающего внимания к «второстепенным»  вещам – сути и размеру побочных эффектов, особенно тех, которые реально проявляются реально через некоторое время после достижения результата, предусмотренного технологией. Каждое следующее поколение учится не обращать ни на что внимания, кроме собственной цели. Часто при проектировании глобальных и региональных социальных технологий отсроченный побочный эффект вовсе не принимается во внимание (принцип «решения проблем по мере их возникновения»). Такой подход дал сюжетную основу для многих художественных произведений жанров триллер и фильм-катастрофа, но, к сожалению, массовым сознанием чаще всего воспринимается как фантастика.  История нашей страны  знает ситуацию вокруг Аральского моря, освоение целинных земель, изменившее не только ландшафт, но и климат, строительство Байкало-Амурской магистрали, которое не только принесло экономический убыток, но и нарушило экологический баланс тайги, борьба за спасение Байкала от последствий строительства химического комплекса на его берегах вошла в историю жизни нескольких поколений ученых.
      Этот  же фактор проявляется при конструировании  как учет необходимых и доступных расходов по обслуживанию технологии и учет последствий применения технологии:
    Фактор требований к начальной фазе социальной технологии – проба, первоначальное внесение изменений, в случае необходимости – как можно более ранняя коррекция технологического цикла;
    Высокая степень субъектности социальных технологий диктует необходимость «защиты от дурака»;
    Прогноз возможных последствий и расчет возможного предела вмешательства «постороннего», проектирование способов сохранения технологии от вмешательства;
    Фактором конструирования является и степень социальной инновационности технологии – в соответствие принятым социальным нормам и табу.
Парадокс  конструирования социальных технологий заключается в том, что для  формулирования принципов, факторов и критериев и тому подобных «атрибутов» необходимо тоже сформулировать ряд правил.  Эти правила, в свою очередь, являются «рамкой» конструирования при создании технологии. Как поступать, если у вас нет такого списка? Как формулировать принцип, как узнать, каким критериям должна соответствовать технология? Сам процесс формулирования критериев является технологией, которая «невидимо управляется» критериями.
Опыт  показывает, что формулировка критериев, которым должна соответствовать  конструируемая технология, всегда представляет совой некую самостоятельную операцию, в основе своей базирующуюся на трех факторах:
    Уверенности, что проблема имеет решение,
    Творческом использовании общих(командных) знаний о физическом, экономическом и общественном  ситуационном фоне данной технологии и опыте работы с подобными технологиями в прошлом в аналогичных ситуациях,
    Обсуждениях с целью услышать мнение о сформулированных положениях.
Таким образом, совершенно естественным является вывод:
Создание  социальных технологий – это коллективная деятельность.
Конструирование на основе базовых принципов с учетом перечисленных факторов обеспечивает социальным технологиям ряд свойств.
1.4. Свойства и особенности социальных технологий
Характерной особенностью социальных технологий является их тесная связь с конкретным историческим временем и зависимость от конкретных социально-исторических условий. Социальная технология возникает как отклик на конкретную социальную проблему и обеспечивается субъектами, живущими в конкретных исторических условиях, т.е. обладающими знаниями, определенными уровнем научно-технического прогресса в это историческое время.
Главными  особенностями социальных технологий являются:
    Сильная связь и зависимость использования технологий от групповых и личных качеств, деловой культуры пользователей;
    Отсутствие очевидной эффективности применения;
    Сравнительная простота усвоение и сложность применения;
    Быстрота распространения технологий;
    Высокая цена для человеческих судеб;
    Привлекательность цели технологии для населения;
    Простота ее обоснования;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.