На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Становление рынка и его инфраструктуры в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. СТРУКТУРА  РЫНКА, СТАНОВЛЕНИЕ  РЫНКА  В  РОССИИ
1.1 Сущность  рынка его  структура  и  функции
1.2 Преимущество  и  недостатки  рынка. Роль  государства  в  рыночной  экономике
1.3 Становление  рынка  в  России
2. ПОНЯТИЕ  ИНФРАСТРУКТУРЫ  РЫНКА
2.1 Сущность, функции  и  основные  элементы  инфраструктуры  рынка
2.2 Биржи, их  виды  и  функции. Банки  и  банковская  система
2.3 Аудиторские  институты  и  их  место в  рыночной  инфраструктуре
2.4 Консалтинговые  фирмы  как  элемент  инфраструктуры  рыночной  экономики  и  рынок  труда
3.РОЛЬ  РЫНОЧНОЙ  ИНФРАСТРУКТУРЫ  В  ОБЕСПЕЧЕНИИ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ  СТРАНЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ  ЕЁ  РАЗВИТИЯ  В  РОССИИ
3.1 Задачи  поддержки  научно-образовательной  инфраструктуры и  развития  общехозяйственной  инфраструктуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 
     

ВВЕДЕНИЕ
      Тема  данной курсовой работы «становление рынка и его инфраструктуры в России». В работе даются общие сведения о рыночной структуре экономики, ее задачах и функциях, а так же рассматриваются процессы становления рынка в России, представлена авторская оценка реформ Гайдара-Черномырдина и изучение проблем современного рынка. Характеристику рынка как совокупности или  арены  актов купли-продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы и инфраструктуры рынка является  важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.
      Любое общество, независимо от степени его  экономической зрелости, сталкивается с необходимостью выбора той или  иной формы организации для решения  основных проблем макроэкономики: что? как? и для кого производить? На основе мирового опыта, можно сделать вывод, что рыночная организация оказалась наиболее эффективной в этом отношении, и в своей работе я привожу доказательства этого.
      Рыночная  экономика, экономика, развивающаяся  по законам рынка и товарного  хозяйства, спроса и предложения, стоимости. Для рыночной экономики характерно наличие определенной инфраструктуры: товарные и фондовые биржи; биржи труда; рынок ценных бумаг, капиталов и т.д.
      Как и всякая, объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин "Инфраструктура" был впервые использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы.
      Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое.
     Без целостной эффективно функционирующей  инфраструктуры существование современной рыночной экономики невозможно. В связи с этим актуальность данной темы (формирование рыночной инфраструктуры в России) не вызывает сомнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.СТРУКТУРА   РЫНКА, СТАНОВЛЕНИЕ   РЫНКА  В   РОССИИ
    1.1 Сущность  рынка его  структура и  функции
      Рынок – это объективное явление  экономики, известное любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки, а происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому практически нечего терять. И все же рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся определениях не удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок.
  В длительной экономической эволюции «сотворение» рынков произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: нередкие, ограниченные ресурсы – неограниченные потребности человека в разнообразных благах». Согласно учению А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776 г.), возникновение рынков является следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производительных возможностей человека. Экономические ресурсы и производительные возможности людей ограничены, относительно и в сравнении с их безграничными потребностями. Человек любых наклонностей и способностей может что-либо эффективно производить только в одной какой-нибудь области, однако потребности его исчисляются миллионами наименований потребительских благ.
      В  целом  рынок – сложная  структура. Описание  его  структуры  зависит  от  выбранных  критериев  классификации. Наиболее  важным  критерием  является  экономическое  назначение  объектов  рыночных  отношений. В  соответствии  с  данным  критерием  в  национальном  рынке  можно  выделить  три  основных  вида  рынков: потребительских товаров и услуг, факторов  производства  и  финансовый.
    Рынок  потребительских  товаров  и  услуг – сфера  обращения,  посредством  которой  реализуются  товары  народного  потребления  и  услуги. Эта  сфера  обеспечивает  удовлетворение  потребностей  различных  социальных  групп, каждой  семьи, каждого  человека. Данный  рынок  наиболее  подвержен  колебаниям  спроса  и  предложения,  денежного  обращения, инфляции. Для  функционирования  рынка  товаров  и  услуг  требуется  развитие  оптовой  и  розничной  торговли, маркетинговых  служб. В  рамках  рынка  потребительских  товаров  и  услуг  необходимо  выделить  рынок  продовольственных  товаров  и  рынок  промышленных,  то  есть  непродовольственных,  товаров. Каждый  из  них  обладает  собственной  спецификой  в  силу  различий,  как  отраслей, их  выпускающих,  так  и  способов  и  форм их  продвижения  от  производства  до  потребителей.
    Рынок  факторов  производства  предполагает  куплю  и  продажу  ресурсов.
      Рынок  труда  представляет  собой  куплю-продажу  услуг  всех  работающих,  включая  услуги  неквалифицированных  и  квалифицированных  рабочих,  административно-управленческого   персонала  фирм.  Функционально-организационная  структура  рынка  труда  основана  на  принципах  государственной  политики  в  области  занятости,  правовом  регулировании  трудовых  отношений, системе  подготовки  кадров, найма,  переподготовки  и  переквалификации  работников,  включая  биржу  труда.
      Важнейший  механизм  этого  рынка – биржа труда,  где непосредственно  формируется  спрос  на  рабочую  силу  различного  вида  и  ее  предложение. Биржа  труда  располагает  информацией  о  конъюнктуре  на  рынке  труда, фиксирует  имеющийся  резерв  рабочей  силы  и  вакантные  рабочие  места,  занимается  организацией  общественных  работ,  оказывает  консультационную  помощь  при  трудоустройстве. Биржа  труда – государственное  учреждение,  подчиненное  министерству  труда. Наряду  с  ней  могут  функционировать  платные  частные  агентства  по  трудовому  посредничеству, а  также  посредническое  бюро  по  трудоустройству  при  профсоюзных, религиозных,  молодежных  организациях.
      На  рынке  труда,  как  и  на  любом  другом  рынке, действует  закон  спроса  и  предложения, в  соответствии с  которым   устанавливается  цена (заработная  плата)  на  рабочую  силу (труд).  Постоянная  динамика  производительных  сил, общественного  разделения  труда, структурные  сдвиги  в  экономике  обусловливают  одновременно  как  излишки  труда, так и  его нехватку,  то  есть,  наличие  безработных  при  имеющихся  вакансиях  рабочих  мест. Речь  идет  о  том,  что  одни  отрасли  или  регионы  испытывают  недостатки  рабочих  рук, тогда  как  другие  располагают  их  избытком.
      Другой  составной  частью  рынка  факторов  производства  является  рынок  реального капитала,  к нему  следует отнести, прежде  всего,  товары  и  услуги  производственного  назначения,  то  есть,  те  товары  и  услуги,  которые  непосредственно  не  предназначены  для  удовлетворения  потребностей  населения,  но  используется  для  решения  задач  по  удовлетворению  потребностей  общества  в  необходимых  благах. Для  данного  рынка  характерна  устойчивость  производственных  связей, крупномасштабность  коммерческих  операций  и  долгосрочный  характер  отношений  между  партнерами, ибо, как  правило,  с  этим  рынком  сопряжено  решение  проблем  инвестиций,  капитальных вложений.
      К  разновидности  данного  типа  ранка   следует  отнести  продукцию  научного  производства. В  условиях НТП  она  становится  определяющим  фактором  в  отношении  совершенствования  технологий,  техники,  систем  организации  и  управления  хозяйственными  и  социально-экономическими  процессами. Для  этого  рынка  характерны  высокоинтеллектуальный  и творческий  труд,  сверхсовременные  инвестиционные  товары  и  материалы, а  также  с  ним  связана  высокая  степень  риска,  особенно  в  области  фундаментальных  и  прикладных  исследований. На  этом  рынке  объектами  купли-продажи  являются  патенты, лицензии, ноу-хау (знание  и  опыт),  опытные  образцы и т.п.
      Информационный  рынок  выступает  в  роли  предвестника  будущего  состояния  прочих  рынков. Этот  рынок  предоставляет  самые  разнообразные  и  многоплановые  сведения  о  состоянии  дел  на  том  или  ином  рынке  с  целью  принятия  адекватных  решений в  соответствии  со  складывающейся  ситуацией. Поэтому  прямое  функциональное  назначение  информационного  рынка  сводится  к  обеспечению  хозяйственных  субъектов  разнообразной  информацией  и  среднесрочного  характера.
      Одним  из  структурных  подразделений  рынка  ресурсов  является  рынок  земли. Под  землей  в  данном  случае  понимаются  не  просто  земельные  участки  для  сельскохозяйственного  производства, строительства  или  других  нужд, а и недра земли,  полезные  ископаемые. Поэтому  на  рынке  земли  встречаются  представители  и  сельского  хозяйства,  и  строительной  индустрии, и  промышленности,  прежде  всего  добывающих  отраслей, и  государственных структур. Большинство  сделок  на  данном  рынке  имеет  следующий  характер: происходит  передача  земли  на  определенный  срок  в  аренду. Исключительное  право  собственности  остается  за  собственником,  который  реализует  экономические  отношения  владения  посредством  присвоения  ренты. Таким  образом,  присвоение  земельной  ренты  представляет  собой  экономическую  форму  реализации  собственности  на  землю. Следовательно, на  рынке  земли  рента  выступает  своеобразной  ценой  земли.
    Финансовая система занимает важное место в рыночной  экономике. Под ней понимается  система формирования,  распределения и использования  денежных  ресурсов  в  процессе  общественного  воспроизводства. Финансовые  отношения  пронизывают  все  уровни  национальной  экономики. На  микроуровне,  то  есть,  на  уровне  непосредственно  хозяйственных  единиц, формируются  и  действуют  финансовые  фонды  предприятий, отражающие  движение  денежных  ресурсов  предприятия в различных формах (заработная  плата, прибыль, налоги, кредиты).
      На  макроуровне,  то  есть,  на  уровне  национальной  экономики,  важную  роль  играют  централизованные  фонды  финансовых  ресурсов. Это – федеральные, региональные и  местные  бюджеты. При  этом  бюджетные  финансовые   ресурсы  не  имеют  рыночного  характера. Бюджеты  всех  уровней, а  также  некоторые  внебюджетные  финансовые  фонды  образуются  посредством безвозмездного (рынок  предполагает  непременную  возмездность) изъятия части доходов граждан, предпринимательского  дохода  в виде  налогов,  отчислений, взносов и используются  в  соответствии с  задачами  экономической  и  социальной  политики  страны  путем  бюджетных  ассигнований.
      Благодаря  системе  государственных  финансов  решаются  многие  социально-экономические  проблемы, которые  не  могут  быть  решены  с  помощью  рыночного  механизма: обороноспособности  страны, развития  образования, здравоохранения, науки и т.п. Важнейшее  составное  звено  системы  государственных  финансов – налоговая  система,  благодаря  которой  формируется  доходная  часть  федеральных  и местных  бюджетов.
      Рынок  ценных  бумаг  тесно  взаимосвязан  с  рынком  капитала, ибо  он  представляет  реально  существующий  капитал  в  титулах  собственности – акциях, облигациях, векселях. Фактически  происходит  раздвоение  капитала  на  реальный  и  фиктивный, каждый  из  которых, несмотря  на  взаимную  предопределенность,  получает  самостоятельное  движение, обращение. Реальный  капитал – фонды  предприятий (здания  и  сооружения, машины  и  оборудование, сырье  и  материалы). Фиктивный  капитал отражает  реальный  капитал  в  ценных  бумагах, они  получают  хождение  как  самостоятельный  товар  и  обладают,  как  и  любой  другой  товар, ценой,  которая  называется  курсом  ценных  бумаг.  На  рынке  ценных  бумаг  существуют  две  организационные  формы  торговли  этими  бумагами: фондовые  биржи, где  обращаются  ценные  бумаги (главным  образом  акции)  прежних  выпусков, и  внебиржевой  оборот,  где  идет  первичное  размещение  новых  эмиссий (выпусков)  акций  и  облигаций,  а  также  продаются  и  покупаются  акции  и  облигации  прошлых  выпусков  не  самых  крупных  корпораций. Движение ценных  бумаг  вызывает  перелив  капиталов  из  одних  производств  и  отраслей  в  другие  на  основе  более  выгодного  вложения и, следовательно, структурные  сдвиги  в  экономике.
      Особое  место  занимает  денежный  рынок. Если  на  обычном  товарном  рынке  деньги  выполняют  посредническую  функцию  в  обмене  товарами  и  выступают  мерой  их  цены,  то  на  финансовом  рынке  они  сами  становятся  полноправным  товаром. При  этом  цена  за  их  использование  согласно  законам  рынка  устанавливается  на  основе  спроса  и предложения. Она  принимает  форму  процента, то  есть,  дохода, получаемого  за  предоставленные в  ссуду  деньги. Предложение  денег,  прежде  всего,  формируется  за  счет  сбережений  населения, а  также  накоплений  предприятий и организаций. Причем  предложение  денег  обусловлено  стремлением  их  владельцев  к  получению  процента. Следовательно, предложение  денег  связано  с  наличием  временно  свободных  денежных  средств. Спрос  на  деньги  возникает у  хозяйственных  агентов, а  также  у  государства,  когда  собственных  средств  оказывается  недостаточно  для  финансирования  тех  или  иных  социальных  или  хозяйственных  проектов  и  программ.
Функции  рынка 
      Рыночные  отношения    оказывают  огромное  воздействие  на  все  стороны  хозяйственной  жизни,  выполняя  ряд  существенных  функций.
      Функция  информационная. Через  постоянно  меняющиеся  цены,  процентные  ставки  на  кредит  рынок  дает  участникам  производства  объективную  информацию  об  общественно  необходимом  количестве, ассортименте  и  качестве  тех  товаров  и  услуг,  которые  поставляются  на  рынок.
      Функция  посредническая. Экономически обособленные  производители в  условиях  глубокого  разделения  труда  должны  найти  друг  друга  и  обменяться  результатами  своей  деятельности. Без  рынка  практически  невозможно  определить, насколько  взаимовыгодной  является  та  или  иная  технологическая  и  экономическая  связь  между  конкретными  участниками  общественного  производства.
      Функция  ценообразующая. На  рынок  поступают  обычно  продукты  и  услуги  одного  назначения,  но  содержащие  неодинаковое  количество  материальных  и  трудовых  затрат. Но  рынок  признает  лишь  общественно  необходимые  затраты,  только  их  согласен  оплатить  покупатель.
      Функция  регулирующая – самая  важная. Она  связана  с  воздействием  рынка  на  все  сферы  экономики  и  прежде  всего  на  производство. Рынок  дает  ответ  на  вопросы, поставленные  американским  экономистом П. Самуэльсоном: что производить? Для кого  производить? Как производить? Рынок немыслим  без конкуренции. Внутриотраслевая  конкуренция стимулирует  снижение  затрат  на  единицу  продукции, поощряет  рост  производительности  труда,  повышение  качества  продукции. Межотраслевая  конкуренция  путем  перелива  капиталов  из  отрасли  в  отрасль  формирует  оптимальную  структуру  экономики, стимулирует  расширение  наиболее  перспективных  отраслей. Важную  роль  в  рыночном  регулировании  играет  соотношение спроса  и  предложения, соответственно  влияющих  на  цены. Растет  цена-это сигнал  к расширению  производства, падает - сигнал  к  сокращению.
      Функция  санирующая. Рыночный  механизм –  это  не  благотворительная  система. С  помощью  конкуренции  рынок  очищает  общественное  производство  от  экономически  неустойчивых, нежизнеспособных  хозяйственных  единиц и, напротив,  дает  зеленый свет  более предприимчивым  и эффективным. В результате  непрерывно  повышается  средний уровень устойчивости  всего хозяйства в целом.
      Функция  стимулирующая. Состоит  в  побуждении  производителей  к  созданию  новой  продукции,  необходимых  товаров  с  наименьшими  затратами  и  получением  достаточной  прибыли;  в  стимулировании  НТП  и  на  его  основе – интенсификации  производства  и  эффективности  функционирования  всей  экономики. Выполнение  рынком  стимулирующей  функции  очень  важно  для  развития  экономики: без давления  рынка работники предприятия будут избирать  директорами не  лучших  специалистов, а наиболее  популярных  и менее требовательных  людей. В результате  происходит  падение  объемов  производства  и  уровня  индивидуального  материального  благосостояния.
1.2 Преимущество  и недостатки  рынка. Роль  государства в рыночной  экономике
Преимущества  рынка:
    Рынок  способствует  более  эффективному  использованию  ресурсов;
    Рынок  способствует  развитию  техники, созданию  новых  технологий, методов  организации  и  управления производством, так  как  это  повышает  прибыль;
    Рынок  обеспечивает  свободный  выбор  производителей  и  потребителей.
 
Недостатки  рынка:
    Рынок  не  стимулирует  производство  общественных  товаров;
    Неравенство  доходов;
    Макроэкономическая  нестабильность;
    Асимметрическая  информация.
Роль  государства  в  рыночной  экономике
      Для решения важнейших экономических  проблем – что, как и для  кого производить – рынки выступают наиболее эффективной системой организации взаимосвязей. Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии определенных условий, формируемых государством. К ним относятся:
    законодательное определение прав собственности;
    защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной формы предпринимательской деятельности, разрешенной законом;
    гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации;
    использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков;
    ограничение монопольных тенденций в экономике.
      Вмешательство государства в рыночную экономику  необходимо также в тех случаях, когда имеют место так называемые провалы рынка, когда по различным  причинам рыночная конкуренция и  свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного  решения экономических и социальных проблем. Примером могут служить  сферы совокупного социального или муниципального потребления, где использование рыночных механизмов ограничивается государством: оборона, охрана общественного порядка, обслуживание крупных инфраструктурных комплексов и энергетических сетей, водоснабжения и т. п. Рыночные механизмы также неуместны в сфере социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных и других групп населения. Составляемые государством социальные программы призваны обеспечить материальную помощь людям с низкими доходами; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание; предусмотреть разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам.
      К «провалам» рынка относят зачастую и некоторые макроэкономические проблемы: общее равновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция. Особенностью рыночной организации экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы подчас не только не устраняют, но, напротив, способны усугублять нежелательные явления в экономике. Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой, которые будут рассмотрены в других темах.
1.3 Становление  рынка   в  России
Предпосылки для создания рыночной экономики.
      Достигнутые в СССР к 60 – 70-м годам достаточно высокие уровни развития производительных сил и жизни населения привели к существенной дифференциации потребностей людей, их быстрой изменчивости. Производительные силы для своего дальнейшего развития требовали совершения технологического переворота во всей системе производства. Между тем существовавшие общественные отношения сдерживали развертывание качественных преобразований системы «наука – техника – производство». Значительный отрыв интересов бюрократизированной части партийно-государственного аппарата от интересов основной массы населения, громоздкость системы управления, замедленность ее реакции на изменения общественных потребностей существенно снижали заинтересованность членов общества в высокопроизводительном труде, в использовании новейших достижений научно-технического прогресса.
      Объективно  назревшая задача отхода от единой административно-командной системы  неизбежно приняла форму задачи формирования рыночной системы хозяйствования. Решение этой «двуединой» задачи в ее общей постановке соответствует потребностям современного российского общества. Однако разные интересы социальных групп и слоев приводят к разному пониманию рыночной системы хозяйствования и путей ее формирования. Поэтому столь важно определить такой характер рыночной системы хозяйствования и такие пути ее формирования, которые соответствовали бы интересам основной массы населения. Чтобы правильно подойти к решению этой задачи в ее экономическом и социальном аспектах, необходимо выявить ряд проблем философско-методологического плана.
      Основу  современной организации национального  хозяйства составляют два «начала»: рынок и государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой  организации доказана практикой, что  в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики.
Государственные реформы 1991-1994гг.  Программа реформ.
      Ослабление, а затем и падение союзных  структур власти позволили российскому руководству энергичнее взяться за реализацию социально-экономических реформ.
      В октябре 1991 г. правительство России представило первую программу радикальных  реформ. Она предусматривала экономическую  стабилизацию в течение года с последующим подъемом производства. Главным звеном программы стала реформа ценообразования, автором которой выступал Е. Гайдар. Он справедливо полагал, что именно нерешительность в этой сфере погубила экономические реформы Горбачева. Поэтому с 1 января 1992 г. намечалось отпустить цены на большинство продуктов. Это был не только сильный и решительный, но и опасный шаг российского руководства, способный вызвать мощный социальный взрыв. В декабре того же года Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. После этого правительство России дополнило программу реформ мерами по приватизации государственной собственности. На 1992 г. предусматривалась приватизация 20% госпредприятий в промышленности и 70% предприятий торговли и сферы услуг. Предполагалось также осуществление жесткой финансово-кредитной политики. Авторы нового курса рассчитывали с помощью предложенных мер не только ослабить экономический кризис в стране, но и сформировать новый класс собственников, каковым, по их мнению, могло бы стать большинство населения страны. Этот «средний класс», по их прогнозам, должен был по западному подобию явиться своего рода буфером между нарождающейся крупной буржуазией и трудящимися, оплотом социальной стабильности в обществе.
Реформы Гайдара – Черномырдина.
      Реформа Гайдара исходила из того, что вначале  произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. Это было прямо противоположно программе «500 дней». В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, по существу, конфискованы. Соответственно покупать акции приватизируемых предприятий оказалось не на что. В этих условиях летом 1992 г. была утверждена программа приватизации, согласно которой с 1 октября 1992.г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий, которые в перспективе должны были обеспечить получение прибылей. Однако одновременно с выдачей ваучеров началась их неконтролируемая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами.
      В январе 1992 г., наряду с освобождением  цен, была упразднена централизованная система распределения ресурсов. И все же центральным положением реформы стали новые цены. При сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100 – 150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10 – 15 раз. Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу). Изменение структуры питания, отсутствие у малообеспеченных слоев населения возможности получить квалифицированную медицинскую помощь привели к абсолютному сокращению населения России в 1992 г. на 70 тыс. человек. Продолжался спад промышленного производства, достигший в первом году реформ 35%. Не удалось добиться перелома и в проведении финансовой реформы: жесткая кредитная политика первых месяцев 1992 г. сменилась под давлением Верховного Совета, директорского корпуса, профсоюзов новыми крупными кредитами убыточным предприятиям России и государствам рублевой зоны. К январю 1993 г. в России было напечатано денег в 4 раза больше; чем их было в июле 1992 г. Это привело к новой волне инфляции.
      Не  оправдались и расчеты Гайдара  на значительную финансовую поддержку Запада. Ссылаясь на неустойчивость политической ситуации в России, Международный валютный фонд и страны «семерки»» отказали России в обещанных кредитах. Япония попыталась связать финансовую поддержку российских реформ с возвращением ей четырех островов Курильской гряды.
Нестабильность  обстановки вела и к тому, что  российские предприниматели полученные в ходе реформ доходы вклады - вали в западные банки и предприятия. Только за 1992 г. из России было вывезено более 17 млрд. долларов. Прежде скрытая коррупция государственных чиновников стала носить открытый характер.
В результате главная задача первого года реформ – макроэкономическая стабилизация - так и не была решена. Правда, из 250 тыс. государственных и муниципальных предприятий за 1992 г. в частную собственность перешло около 47 тыс., а 5631 предприятие было преобразовано в акционерные общества. Значительно расширился рынок продовольственных и промышленных товаров. Это несколько ослабило социальную напряженность, хотя реформы Гайдара вызвали у многих россиян полное неприятие. Естественно, это не могло не отразиться на расстановке политических сил, активизации оппозиции реформаторам. В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России оценил деятельность правительства как неудовлетворительную и добился отставки Е. Гайдара с поста и. о. премьер-министра. Новым главой правительства был избран бывший руководитель газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин. С его приходом в рыночные реформы были внесены коррективы. Сохраняя общее направление движения в сторону рынка, новый премьер сделал ставку на поддержку государственных (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получившим от правительства значительные кредиты. В декабре 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере. Все это потребовало новых средств и привело в итоге к усилению инфляции. На Западе, да и в самой России заговорили не о корректировке, а о смене курса реформ. В этих условиях Президент Б. Ельцин назначил вице-премьером Гайдара, который вместе с министром финансов Б. Федоровым путем возобновления жесткой финансовой политики сумел снизить темпы инфляции к концу 1993 г. В то же время протекционизм продолжал оставаться главной чертой политики Черномырдина. Из-за несогласия в принципах проведения реформ Гайдар и Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию.
Экономика России в 1993г.
      В 1993 году чековая приватизация продолжалась. К концу года было приватизировано  почти 40 тысяч предприятий. Росло  количество частных банков и бирж. В сельском хозяйстве на долю предприятий с государственной формой собственности приходилось не более 15% земельных угодий. Однако главными производителями продукции по-прежнему оставались 24000 колхозов. Из-за роста трудностей прекратили свою деятельность 14 тысяч фермерских хозяйств. Тем не менее, в негосударственном секторе экономики было занято 40% работающих. Продолжался спад производства, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В первом случае он составил 16, 2%, во втором – 4% по сравнению с .1992 г. По этой причине сократилось число грузовых перевозок, на 25% увеличился объем незавершенного строительства. Бюджетный дефицит составил свыше 12 трлн. рублей.
      Осложнение  экономической ситуации не могло  не вызвать и обострения социальных проблем. Цены на потребительские товары за 1993 г. выросли в 9 раз, а на платные услуги – в 25 раз. Ускорилось расслоение общества на богатых и бедных. К началу 1994 г. доходы 10% наиболее обеспеченных в 11 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных. К этому времени 40 млн. человек имели денежный доход ниже прожиточного минимума. Численность безработных составила почти 8 млн. человек. Однако, несмотря на угрожающую статистику, число забастовок в стране сократилось по сравнению с 1992 г. в 4 раза. Первые годы реформ привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Завершилась первая стадия приватизация, в результате чего почти полностью истребленная прежде частная собственность вновь стала реальностью. Произошла определенная адаптация производителей и потребителей к рынку. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли привела к тому, что заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить, внутреннюю конвертируемость рубля, пополнить золотой и валютный запасы. Россия постепенно интегрируется в мировое хозяйство.
2. ПОНЯТИЕ  ИНФРАСТРУКТУРЫ  РЫНКА
2.1 Сущность, функции   и  основные  элементы  инфраструктуры  рынка
      Развитый  цивилизованный  рынок  требует  и  развитой  инфраструктура. Несмотря  на  широкое  использование  этого  термина, единой  трактовки  понятия  не  существует.
      Одна  группа  авторов  определяет  инфраструктуру  рынка  как  всю  систему  обслуживания, видя  функцию  инфраструктуры  в  предоставлении  услуг  производству  и  населению, в  обслуживании  производства  и  населения. Другие  понимают  под  инфраструктурой  только  систему  производственного  обслуживания  в  виде  ее  назначения  в  создании  общих  условий  производства, в  обеспечении  деятельности  основного  производства. Сегодня  выделяют  производственную  инфраструктуру, обслуживающую  производство (транспорт, связь, оптовая  торговля и т.д.), социальную  инфраструктуру – совокупность  объектов  отраслей  сфер  обслуживания (транспорта и связей  по  обслуживанию  населения, образования, здравоохранения, социального  обеспечение и т.д.), деятельность  которых  направлена  на  удовлетворение  личных  потребностей, обеспечение жизнедеятельности  и  интеллектуального  развития  населения, а  также  инфраструктуру  рынка.
      Инфраструктура  рынка (от лат. infra – ниже, под и structura–строение, расположение) – это совокупность  правовых  форм, опосредствующих движение  товаров и услуг, акты  купли – продажи, или совокупность  институтов,  систем, служб, предприятий,  обслуживающих рынок  и  выполняющих  определенные  функции  по  обеспечению  нормального  режима  его  функционирования. 
      Экономика предполагает создание товаров и  их доведение до потребителей. Последнее требует организации сферы обращения товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение институтов инфраструктуры. Представления о развитии рыночной экономики формируются в обществе постепенно: сначала очерчивается содержание данного понятия, затем оценивается ситуация, выясняются возможности ее изменения, со временем выкристаллизовывается понимание инфраструктуры выбранной модели рынка как формы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Инфраструктура рынка является звеном, связывающим производство и потребление, и поэтому в большой мере влияет на экономику. Это понятие разноплановое, сущность его можно определить как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, которые обеспечивают нормальное функционирование товарного и иных рынков, взаимодействие и эффективное обслуживание товаропроизводителей и потребителей. Хорошо развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно урегулировать временный дефицит товаров, ибо информационные, сервисные, банковские, страховые и прочие услуги в комплексе способствуют эффективной инвестиционной среде и удовлетворению спроса.
Функции  инфраструктуры  рынка:
    облегчать  участникам  рыночных  отношений  реализацию их  интересов;
    повышать  оперативность  и  эффективность  работы  рыночных  субъектов на  основе  специализации  отдельных  субъектов  экономики  и  видов  деятельности;
    упрощать  форму  юридического  и экономического  контроля, государственного  и  общественного  регулирования  деловой  практики.
Основные  элементы  инфраструктуры  рынка:
    биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их  организационно  оформленное  посредничество;
    аукционы, ярмарки  и  другие  формы  организационного  небиржевого  посредничества;
    кредитная  система  и  коммерческие  банки;
    эмиссионная  система  и  эмиссионные  банки;
    система  регулирования  занятости  населения  и  центр  государственного  и  негосударственного  содействия  занятости (биржа  труда);
    информационные  технологии  и  средства  деловой  коммуникации;
    налоговая  система  и  налоговая  инспекция;
    система  страхования  коммерческого  хозяйственного  риска  и  страховые  компании;
    специальные  рекламные  агентства, информационные  центры  и  агентства  средств  массовой  информации;
    торговые  палаты,  другие  общественные, добровольные  и  государственные  объединения (ассоциации) деловых  кругов;
    таможенная  система;
    профсоюзы  работающих  по  найму;
    коммерческо – выставочные  комплексы;
    система  высшего  и  среднего  экономического  образования;
    аудиторские  компании;
    консультативные (консалтинговые) компании;
    общественные  и  государственные  фонды,  предназначенные  для  стимулирования  деловой  активности;
    специальные  зоны  свободного  предпринимательства. 
2.2 Биржи, их  виды  и  функции.  Банки  и   банковская  система
      Важную  роль в рыночной экономике играют биржи. Они могут быть товарные и фондовые. Товарные биржи реализуют биржевые товары - однородную, стандартизированную продукцию типа зерна, нефти и т.д. Купля-продажа товаров, т.е. сделки на реальный товар, может осуществляться с немедленной их поставкой в будущем (форвардные сделки), однако большую часть сделок на современных товарных биржах составляют т.н. фьючерсные сделки.  Товарные биржи, как и фондовые, играют большую роль в экономике. Они служат ее рыночными стабилизаторами, выравнивая спрос и предложение, благодаря непрерывному потоку купли-продажи. Товарная биржа – это организация оптового рынка, на котором торговля осуществляется по установленным биржей правилам в форме гласных публичных торгов, которые проводятся в определенном месте в определенное время.
  Отличительные черты биржи:
    Биржа является особым видом рынка, где производится торговля
  товарами, которые могут отсутствовать  на бирже и даже не могут быть в
  собственности владельца.
    Биржа выступает как организованный рынок, на котором определенные
органы  управления выполняют функцию поддерживающие порядок на бирже.
  Цель  биржевой торговли состоит не только в торговле товарами, но и в
установлении цен (регулярно и под общим контролем).
Виды  товарных бирж:
    По номенклатуре реализации продукции (специализированные и
универсальные).
    По степени участия посетителей в бирже, торгах (открытые и закрытые).
    По характеру биржевых операций (реального товара и фьючерсные).
Члены биржи – это физические и юридические  лица, участвующие в её уставном капитале.
   Основные  задачи биржи:
    Организация купли, продажи в процессе биржевого торга продукции.
    Создание, формирование цен их котировка (курс).
    Представление участникам торгов соответствующей информации по
  продукции.
     Биржевые  сделки – это соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара.
     Виды:
    Форвардные – с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении
  прав  и товаров с от срочным сроком его поставки.
    Фьючерсные – с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении
  стандартных контрактов на поставку биржевого товара
    Опционные – с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара.
Сделки  с реальными товарами являются сделками купли, продажи.
         Исполнение по ним  состоит в том, что продавец передает покупателю проданные товары в место  указанное покупателем при сделке.
   Фондовая  биржа - учреждение, которое профессионально организует и обслуживает куплю-продажу ценных бумаг.
Структура рынка ценных бумаг:
            Первичный рынок  – это рынок, который обслуживает  эмиссию ценных бумаг и их первичное размещение.
      Вторичный рынок – это рынок где производиться  купля, продажа ранее   выпущенных ценных бумаг.
      По  организационным формам различают: Биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и Внебиржевой рынок.
   Внебиржевой рынок – это сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах.
        Акция - ценная бумага, свидетельствующая о том, что ее держатель
1. вложил  определенную сумму денег в  капитал данного АО;
2. является  совладельцем этого капитала;
3. имеет  право на получение соответствующей  части прибыли Акционерного Общества  дивиденда.
Существует  множество видов акций, различаемых  по разным признакам.
      Облигация - долговое обязательство, по которому заемщик (АО) гарантирует держателям облигации (кредитору)
1. Возврат  обозначенной в ней суммы.
2. Регулярное  получение дохода в виде процента.
С помощью  облигаций крупные АО привлекают к себе дополнительные денежные средства для инвестиции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.