На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Функции цен. Виды цен

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение………………………………………………………………………… 3
1.Функции цен………………………………………………………………….. 5
2.Виды цен……………………………………………………………………… 12
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы……………………………………………………………... 30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Ценообразование - одно из важнейших звеньев хозяйственного механизма. Цены опосредствуют производственные связи между отдельными сферами материального производства, отраслями, предприятиями, продавцами и покупателями товаров, они выступают в качестве общественной меры затрат на производство товаров и услуг, используются при определении многих экономических категорий в системе прогнозирования и учета.
       Ценообразование и система цен  - важное действенное орудие проведения  экономической политики государства.  Цена является одним из наиболее сложных экономических инструментов управления экономикой, затрагивающим все стороны хозяйственной деятельности государства и отдельных предприятий, а также оказывающим огромное влияние на решение социальных задач.
     Цена  – это денежное выражение стоимости товара. Стоимость – это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям и интенсивности труда.
     Цены  используются при прогнозировании  объемов и темпов производства отдельных отраслей и сфер материального производства, величины национального дохода, общехозяйственных пропорций и отраслевой структуры промышленности. Уровни и соотношения цен оказывают прямое воздействие на качественные показатели деятельности предприятий, на развитие и формирование структуры производства и потребления. Особое значение категория цены имеет для показателей себестоимости продукции, экономической эффективности капитальных вложений и новой техники, для системы экономического стимулирования.
     Цены  относятся к числу важнейших  показателей, определяющих жизненный  уровень населения.
     Таким образом, от правильного решения  теоретических и практических проблем  ценообразования во многом зависит  эффективность хозяйственного механизма, стабильность общества. В свою очередь, хозяйственный механизм оказывает огромное влияние на цены и ценообразование.
     При всей важности и значимости цен они  лишь производное от выбранной модели хозяйствования. Так, затратные цены были порождены затратным хозяйственным  механизмом, т.е. такой системой управления, планирования, финансирования, материально-технического снабжения, оценки деятельности и формирования доходов предприятий, при которой деятельность предприятий оценивалась по степени выполнения централизованно устанавливаемых им вышестоящими органами управления плановых заданий, а их финансовое положение определялось не эффективностью деятельности на рынке, а решениями вышестоящих органов управления.
     Нормальное  развитие рыночной экономики невозможно без рыночных цен, которые выполняют роль регулятора производственно-хозяйственной деятельности предприятий, способствуют поддержанию основных хозяйственных пропорций. Однако полный отказ от государственного управления ценами и ценообразованием представляет другую крайность. В странах с развитой рыночной экономикой ценообразованием управляют и государство и рынок.
     Необходимость государственного регулирования цен  объясняется их огромной экономической  и социальной значимостью. Неконтролируемый рост цен неизбежно сопровождается спадом промышленного производства, снижением жизненного уровня населения, общим расстройством хозяйственного механизма и возникновением социальных конфликтов.  
 
 
 

1. Функции цены
     При прогнозировании, разработке и применении цен учитывают объективно присущие им функции, являющиеся проявлением действия объективных экономических законов, и прежде всего закона стоимости. Через функции проявляются роль цен в экономическом управлении, место каждого вида цен в хозяйственном механизме, взаимосвязь системы ценообразования со смежными системами экономического управления. Функции выражают объективные свойства цены. Познание и использование функций цены позволяет более четко определить ее роль и значение в экономическом управлении.
     Функции цены используются для решения широкого круга экономических задач. Однако не задачи определяют функции цены, а, наоборот, функциями цены определяется, какие экономические задачи можно решать с помощью цен. Нельзя отождествлять или допускать смешения функций цены и экономических задач, решаемых при использовании цен: с помощью цен решается множество самых разнообразных задач, и поэтому количество функций цены становится также необозримым. Кроме того, при смешении функций цены и задач, решаемых с помощью цен, оказывается, что функции конкретных цен не совпадают ни по их числу, ни по их характеру.
     Функции цены связаны с действием экономических  законов. Однако их нельзя непосредственно  выводить и из действия объективных  экономических законов, считая, что  именно функции есть проявление действия этих законов. Связь между функциями цены и экономическими законами существует, но эта связь опосредствуется внутренним содержанием цены, ее экономической сущностью. Прямое проецирование действия экономических законов на функции цены без учета ее экономической сущности может проявиться в навязывании ценам несвойственных им функций, в попытках применять цены там, где их использование не будет эффективно в сравнении с другими экономическими методами управления.
     Обычно  в экономической литературе выделяют следующие функции цены: учетную, распределительную, стимулирующую, регулирующую и координирующую.
     Учетная функция выражается в том, что  цена служит мерой затрат труда, показывает, во что обходится обществу производство товаров.
     Наличие учетной функции является необходимой предпосылкой использования цен для приведения в сопоставимый вид всего многообразия производимых товаров и услуг при их обмене (для соблюдения принципа эквивалентности), позволяет вести планирование и учет не только в натуральной, но и в стоимостной, денежной форме.
     Эта функция позволяет использовать цены в экономических расчетах для  исчисления всех стоимостных показателей: объема производства, величины совокупного  общественного продукта, национального  дохода, розничного товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли, рентных платежей, объема инвестиций и т. д. Она позволяет выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товаров, определить величину издержек производства и обращения товаров.
     Стоимостные показатели в свою очередь используются для определения темпов и пропорций  развития отдельных отраслей и производств  и соотношений между ними, дли  определения экономической эффективности  инвестиций и внедряемых мероприятий  научно-технического прогресса, эффективности производства и пр.
     Развитие  учетной функции осуществляется в направлении наиболее полного  отражения в ценах общественно  необходимых затрат труда на производство товаров, последовательного изменения  цен вслед за изменением этих затрат. Чем ближе цены к общественно необходимым затратам труда, тем точнее они показывают, во что обходится обществу удовлетворение тех или иных потребностей, тем достовернее все экономические расчеты, осуществляемые с помощью стоимостных показателей.
     Однако  цена - не пассивно-учетная, а активная экономическая категория, один из важнейших  рычагов активного воздействия  на ход экономического развития. Учет затрат труда в цене есть одновременно и стимулирование их экономии, рационального  распределения по отраслям и секторам общественного производства, что в свою очередь является основой связи учетной функции со стимулирующей и распределительной функциями. При выполнении учетной функции цена выступает не как пассивный измеритель затрат, а как норматив общественного значения, носящий управленческий характер.
     Распределительная (или перераспределительная) функция  позволяет использовать цены для  проведения определенной экономической  политики по распределению вновь  созданной стоимости в целях  удовлетворения комплекса экономических интересов всех участников производства или преимущественного удовлетворения отдельных экономических интересов: общественных, коллективных или личных. Распределительная функция используется и для сбалансирования спроса и предложения товаров.
     Целевая направленность воздействия этой функции  определяется экономической и социальной политикой общества.
     Перераспределение через цены характеризуется направлением (относительно покупателя или продавца оно может быть отрицательным, нейтральным или положительным), интенсивностью, устойчивостью, формой (открытой или скрытой), размерами (относительными и абсолютными). Государство может использовать цены наряду с другими экономическими рычагами для перераспределения не только национального дохода (между фондом накопления и фондом потребления, между отдельными отраслями и секторами экономики, между экономическими районами), но и доходов предприятий и отдельных личностей.
     Механизм  действия распределительной функции  цены основан на возможности отклонения цены от стоимости.
     Распределительная функция цен порождает различные  структуры цен для разных товаров, поскольку ее действие обеспечивается путем установления в централизованном порядке в цене отдельных товаров  налога на добавленную стоимость, акциза и других источников централизованного чистого дохода. Дифференциация чистого дохода с помощью цен основана на отклонении цен от стоимости, и в этом качестве распределительная функция сходна со стимулирующей. Однако в действии этих функций есть отличия. Если стимулирующая функция цены поощряет дополнительные усилия предприятий по повышению качества и т.д. и вызвана необходимостью учесть в цене товара не только его стоимость, но и потребительную стоимость (полезность), то распределительная функция обусловливает отклонения цены от стоимости в силу воздействия общества (через налоги и пр.) на уровень и структуру цен. Перераспределение вновь созданной стоимости через цены не является единственно возможным. Основную роль в перераспределительных процессах играет финансовая система.
     Сущность  стимулирующей функции заключается  в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и  потребление отдельных товаров.
     Действие  этой функции основано на отклонении цены от стоимости. Воздействие на экономические  интересы участников обмена цена оказывает через величину обеспечиваемой с ее помощью (или заключенной в ней) прибыли. Поэтому применение стимулирующей функции цены связано с одновременным использованием распределительной и регулирующей функций.
     Стимулирование  производства товаров предполагает дифференциацию в ценах нормы чистого дохода (прибыли). Стимулирование ценами потребления товаров осуществляется через уровень и соотношение цен на различные товары: устанавливая одинаковый или различный уровень цен в пересчете на единицу потребительной стоимости товара, можно создать равную заинтересованность в потреблении всех товаров либо стимулировать потребление одних товаров и сдерживать потребление других.
     Сущность  регулирующей функции заключается  в воздействии цен на спрос и предложение отдельных товаров. Регулирующая функция цены позволяет определять объемы предложений товаров. В ее основе лежит принцип получения максимальной прибыли. Регулирующая функция цены действует по отношению к производственной деятельности отдельного предприятия, отрасли, т. е. рынка отдельного товара.
     Координирующая  функция цены увязывает действие всех рынков между собой: рынков потребительских  товаров, рынков средств производства (машин, оборудования, сырья и пр.), рынка труда, т. е. рынков всего, что обеспечивает производство конечной продукции.
     Координирующая  функция рыночной цены - это то, что  связывает между собой все  рынки, все отрасли рыночной экономики, что заставляет каждого отдельного предпринимателя производить ровно  столько товаров, сколько требуется потребителям. Рыночная цена своей координирующей функцией придает общественному производству целостность и способность к саморегулированию.
     Каждая  функция цены как относительно самостоятельная  форма несет в себе определенную социально-экономическую нагрузку, но для каждой функции удельный вес социального и экономического различен. Так, распределительная и стимулирующая функции в наибольшей степени несут социальную нагрузку, а учетная - экономическую. Соотношение социального и экономического, представленного в функциях цены, зависит от того, какой именно вид цен рассматривается в каждом конкретном случае. Экономическое содержание выступает на первый план в функциях оптовых (отпускных) цен на промышленную продукцию, в функциях розничных цен на товары народного потребления наиболее ярко выражено социальное содержание.
     Рассматривая  функции цены, следует иметь в  виду, что они действуют не изолированно, а взаимосвязанно, но вместе с тем  они имеют объективно противоречивый характер. Так, например, использование стимулирующей или распределительной функций, требующих отклонений цены от своей основы, противоречит учетной функции. Но это противоречие мнимое, оно часто является отождествлением фактических затрат труда с общественно необходимыми. Между тем обоснованные отклонения цен от фактических затрат труда с целью стимулирования каких-либо прогрессивных изменений в социально-экономической жизни общества могут быть и одновременным приближением цен к общественно необходимым затратам труда.
     Действие  отдельных функций цены во многом взаимно перекрывается. В каждом конкретном случае на первый план выступает какая-то одна функция, но это не означает, что другие функции перестают действовать.
     Функция цены конкретного товара, конкретной товарной группы может по характеру своего действия отличаться от функции всей товарной массы. В каждом конкретном случае на первый план выдвигаются определенные социально-экономические задачи, которые решаются с помощью цены, что и обусловливает разный характер действия функций.
     Возможность выполнения ценой не одной, а нескольких экономических функций, даже противоречивых, но диалектически связанных между  собой, заключена в экономической  сущности цены. Эта возможность основана на соотношении содержания и формы: форма цены таит в себе возможность количественного несовпадения со своей основой.
     Механизм  действия всех функций цены основан  на двух только ей присущих свойствах: выражать общественно необходимые  затраты труда и отклоняться  от них. Функции, базирующиеся на основе только действительно присущих цене свойств, ограничивают механизм ценообразования, не дают ему превратиться в сверхуниверсальный и неуправляемый рычаг воздействия на производство и потребление.
     Четкое  определение функций цены, полное и эффективное их использование в хозяйственной практике способствуют улучшению как самого процесса управления ценами, так и действия всего хозяйственного механизма.
     Рыночная  цена - сердцевина рыночного механизма. Она никому ничего не гарантирует, но лишь показывает, дает знак расширять, сокращать или вообще закрывать производство. Каждый предприниматель, приспосабливая свою деятельность под рыночную цену своего товара и рыночную цену товаров своих поставщиков, даже не имея непосредственных контактов с конечными потребителями, всегда работает именно на них и может довольно точно определять возможности развития своего производства, т. е. планировать его. Рыночные цены позволяют каждому предпринимателю судить по ним о ситуации во всей экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды цен
     Цены, входящие в качестве составных элементов в единую систему цен, функционирующую в хозяйственном механизме, можно подразделить на отдельные виды в зависимости от наличия у них каких-либо общих признаков. В дифференциации цен находит отражение разнообразие условий производства и реализации товаров. Основные виды и разновидности цен могут быть представлены следующим образом.
     Цены  и тарифы, обслуживающие внутригосударственный  оборот товаров и услуг. Этот вид  цен включает несколько разновидностей, которые можно классифицировать по нескольким признакам.
1.1. По  характеру обслуживаемого экономического  оборота:
     - цены на промышленную продукцию;
     - цены на продукцию строительства;
     - цены на продукцию сельского хозяйства;
     - тарифы на производственные услуги (транспорта, связи, ремонта);
     - цены научных и проектных разработок;
     - ставки возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов;
     - наценки и скидки в сфере обращения;
     - розничные цены на товары и услуги населению.
1.2. По  сроку действия:
     - постоянные;
     - временные;
     - сезонные;
     - разовые;
     - договорные.
1.3. По  территориальному признаку:
     - единые по стране;
     - поясные;
     - зональные;
     - местные.
1.4. По  способу отражения транспортных  расходов:
     - цены в местах производства товаров (пунктах отправления);
     - цены в местах потребления товаров (пунктах назначения).
1.5. По  характеру установления, фиксации:
     - твердые;
     - подвижные;
     - скользящие.
1.6. В  зависимости от государственного  воздействия, регулирования и  степени конкуренции на рынке:
     - рыночные (свободные);
     - регулируемые;
     - лимитированные или предельно допустимые.
1.7. В  зависимости от новизны товара:
     - цены на новые товары;
     - цены на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.
1.8. По  способу получения информации  об уровне цены:
     - публикуемые;
     - расчетные.
1.9. В  зависимости от вида рынка:
     - цены товарных аукционов;
     - биржевые котировки;
     - цены торгов.
Планово-учетные  цены:
     - цены плановых расчетов;
     - цены статистического учета;
     - цены проектных расчетов.
Цены, обслуживающие  внешнеторговый оборот:
     - внешнеторговые цены;
     - внутренние цены на экспортируемые и импортируемые товары.
     Цены  на промышленную продукцию обслуживают  оборот продукции промышленного  производства. Через цены на промышленную продукцию осуществляется связь  промышленности практически со всеми  отраслями и сферами производства, на основе этих цен формируется большинство стоимостных показателей, используемых в учете, анализе, планировании и прогнозировании, они участвуют в формировании важнейших общехозяйственных пропорций, поэтому от их обоснованности зависит эффективность функционирования всего хозяйственного механизма.
     Если  рассматривать движение промышленных товаров от производителя к потребителю, то можно выделить следующие виды цен: оптовая цена предприятия-изготовителя (отпускная цена), розничная цена.
     Промышленная продукция может быть реализована предприятием-производителем непосредственно конкретным потребителям или через снабженческо-сбытовые организации (магазины, склады, базы, биржи и т. п.). Оптовыми называются цены, по которым реализуется продукция между предприятиями-изготовителями и потребителями в порядке оптового оборота.
     Оптовая цена предприятия - это цена, предполагающая непосредственные расчеты между  промышленным предприятием-изготовителем  и заказчиком товара независимо от того, является ли этот заказчик потребителем товара или оптовым посредником. Оптовая цена предприятия состоит из себестоимости товара и прибыли производителя. Именно эта цена является важнейшей экономической категорией для производителя, поскольку на ней базируется его хозяйственная деятельность: оптовая цена предприятия призвана возместить издержки производства и создать условия для расширенного воспроизводства товаров.
     Процесс продвижения товара от производителя  к конечному потребителю чрезвычайно  сложен и в полной мере не может быть описан только приведенными видами цен. Все экономически самостоятельные и технологические звенья, в которых осуществляются производство, распределение и реализация товара, имеют особые цены, функционирующие на каждой конкретной стадии ценообразования. Следует отметить, что именно различные стадии ценообразования отражают количественную и технологическую взаимозависимости и взаимосвязи между ценами на разные товары. Цена на каждой предыдущей стадии является составным элементом цены последующей стадии ценообразования. Поэтому уровень цен на последующих стадиях в значительной мере зависит от обоснованности уровня цен на всех предыдущих стадиях ценообразования.
     Цены  на продукцию строительства имеют  два вида: сметные цены и договорные цены. Эти цены используются для расчетов заказчиков (потребителей) со строительными организациями за построенные объекты и выполненные работы, для определения объемов капитальных вложений и других расчетов. Базой цены на строительную продукцию служит не себестоимость продукции, а усредненные условия и методы производства работ, предусмотренные сметными нормами и нормативами. Цены на продукцию строительства не отражают реальную себестоимость продукции у подрядчика, а характеризуют затраты на строительство для заказчика.
     Цены  на строительную продукцию включают: себестоимость строительно-монтажных работ, затраты (по сметным ценам) на приобретенное для установки на объекте оборудование, инструменты, производственный инвентарь, прочие затраты и прибыль.
     Цены  на продукцию сельского хозяйства обслуживают оборот продукции между сельским хозяйством и промышленностью, сельским хозяйством и населением, населением и государством, они призваны обеспечивать эквивалентность обмена и создавать условия для развития сельскохозяйственного производства. Выделяют следующие разновидности этих цен.
     Закупочные  цены на сельскохозяйственную продукцию - это цены на закупаемую государственными органами и другими организациями  у предприятий сельского хозяйства  и фермеров, у рыболовецких и охотничьих хозяйств продукцию для ее последующей переработки. Эти цены дифференцированы по различным климатическим зонам страны, они возмещают себестоимость продукции и обеспечивают прибыль, необходимую для осуществления расширенного воспроизводства.
     Цены  на сельскохозяйственное сырье для промышленной переработки возмещают сверх закупочных цен издержки по заготовке, транспортировке и хранению этого сырья, а также обеспечивают прибыль заготовительным организациям,
     Тарифы  на услуги (транспорта, связи, ремонта). Тарифами называют цены, устанавливаемые на различного рода услуги, которые в отличие от товаров не имеют материально-вещественной формы, а выступают в форме конкретной трудовой деятельности. Услуги не могут сохранять свое существование в промежутке времени между их производством и потреблением: потребление услуг неотделимо от процесса их производства. Тарифы обеспечивают обмен деятельности комплекса отраслей общественного хозяйства, предоставляющих услуги на деньги предприятий (организаций) и населения, пользующихся этими услугами. Так, например, транспорт, осуществляя перемещение материальных ресурсов по территории страны, оказывает транспортную услугу хозяйственным звеньям и организациям, а перевозя людей, - транспортную услугу населению. Организация, занимающаяся наладкой и ремонтом оборудования для хозяйственных звеньев, оказывает им услуги по наладке и ремонту.
     По  своему экономическому содержанию тарифы на производственные услуги близки к  оптовым ценам, а тарифы на услуги населению - к розничным ценам, но методология их определения отличается от методологии определения оптовых и розничных цен.
     Цены  научных и проектных разработок отражают общественно необходимые  затраты труда на получение конечного  результата прикладных научных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ. По экономическому содержанию эти цены могут быть отнесены к оптовым. 

     Ставки  возмещения затрат на воспроизводство  природных ресурсов отражают общественно  необходимые затраты труда на воспроизводство используемых субъектами хозяйствования природных ресурсов: минеральных, водных, лесных, земельных. Указанные ставки классифицируют следующим образом:
      - ставки затрат на геологоразведочные работы;
     - ставки платежей за воду, забираемую из источников;
     - попенная плата;
     ставки  затрат на рекультивацию земель.
     К этой разновидности можно отнести  и такую специфическую форму  цены, как повышенные (штрафные) платежи  за причиненный в результате нерационального  природопользования ущерб (сверхнормативные потери минеральных ресурсов при их добыче, перерасход воды сверх установленных норм, повышенные выбросы загрязняющих веществ и пр.).
     Наценки и скидки в сфере обращения  возмещают издержки обращения и  обеспечивают прибыль предприятиям и организациям, занимающимся реализацией  товаров. Торговые наценки по сути являются ценой за услугу по реализации товаров. В некоторых случаях торговые организации получают от поставщиков право на применение торговых скидок (на снижение торговых надбавок).
     Розничные цены на товары и услуги населению  обслуживают товарооборот между предприятиями и организациями различных форм собственности и населением, а также между отдельными группами населения, между частными лицами.
     Розничные цены завершают процесс ценообразования  и являются ценами конечного потребления. Они включают оптовую цену предприятия, налог на добавленную стоимость (акциз по подакцизным товарам), издержки и прибыль снабженческо-сбытовых организаций, издержки и прибыль торговых организаций, налог с продаж. 

     Розничные цены, являясь ценами конечной реализации товаров и услуг, выполняют важную социально-экономическую роль: они служат инструментом регулирования уровня реальных доходов населения, используются для обеспечения сбалансированности между спросом и предложением, воздействия на структуру потребления различных групп населения и перераспределения доходов. Среди розничных цен выделяют следующие виды:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.