На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Качество жизни населения России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


          Содержание 

ВВЕДЕНИЕ  3
1. Социальная политика и состояние социальной сферы Росси      4-14
1.1 Понятие  социальной политики  4
1.2 Уровень и качество жизни населения 7
1.3 Доходы  населения   11
2.Совершенствование социальной политики на современном этапе  15-31
2.1 Повышение  минимальной зарплаты  15
2.2 Материнский  капитал   18
2.3 Валоризация     24
2.4 Обеспечение пособием по беременности и родам  27
2.5 Изменения в структуре пенсии   30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ   32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Введение 

Актуальность  работы: в этой работе мы рассмотрели одну из важных проблем качество и уровень населения, так как это касается каждого человека и меня в частности. У большинства населения снижение уровня жизни продолжается длительное время. В Российской Федерации требуется быстрее восстановить доходы и максимально стимулировать платежеспособный спрос населения.
Цель  работы: является четкое определение проблем народного благосостояния в России и способы их решения.
Задачи  работы: определена сущность понятия «качество жизни населения», и рассмотрены социальные программы правительства.
Предмет исследования:  понятие уровень и качество жизни населения, социальные программы правительства за последний год.
Объект  исследования: законодательные акты за последний год, для повышения уровня жизни населения.
Методы  исследования: аналитический метод, экономико-математический. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Социальная политика и состояние социальной сферы Росси  

        Понятие социальной  политики
 
     Политика  – это деятельность органов государственной власти, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность политических общественных организаций, определяемая их интересами и целями. Таким образом, обобщенно политика – это взаимоотношения социальных различных групп. Нет обществ без политики, нельзя жить в обществе и быть вне политики.
     В зависимости от характера и области  взаимодействия социальных групп политика делится на разделы (сферы). Выделяют экономическую, экологическую, демографическую, культурную, образовательную и другие сферы политики (сферы взаимоотношений), а также социальную политику.
Социальная  политика – это взаимоотношение социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей и т.д. Социальная политика – это политика государства, направленная на ослабление дифференциации доходов и имущества населения, смягчение неравенства в распределении доходов, предотвращение социальных конфликтов.
     Основной  характеристикой жизнедеятельности  населения в целом, его составных  частей или конкретного индивида является социальное положение, формируемое в результате действия системы факторов, таких как: общественное устройство (общественный строй), власть в обществе, власть в хозяйстве (собственность), экономические условия, экологическая безопасность, социальная защищенность.
Субъекты  социальной политики – реально самостоятельные и притом фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Субъекты делятся на первичные – это сами социальные группы и вторичные (порожденные первичными для собственного удобства и представления их интересов) – представляющие их интересы органы и организации.
Под социальной политикой следует понимать проводимый государством курс действия в отношении разработки и осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. В настоящее время в России функции по социальной стабилизации выполняются преимущественно государством, за счет средств государственного бюджета различных уровней.  Чаще приходится говорить о государственной социальной политике.
     Реформирование  социальной сферы включает институциональные  изменения, сдвиги во внутренней структуре  социальной сферы, изменение источников и порядка финансирования и прочее. За всеми этими преобразованиями, прежде всего, стоит оптимизация сочетания нерыночных и рыночных механизмов функционирования и управления социальной сферой. Применение рыночных механизмов в социальной сфере – явление весьма новое для нашей страны. Ситуация осложняется тем, что выбор решений и практическая реализация осуществляются под давлением обстоятельств, а именно регионально дифференцированной социальной напряженностью.
     Для постсоциалистического периода  характерны две основные модели развития социальной политики: патерналистская модель и адресная социальная система.
Патерналистская модель социального развития представляет собой систему регулирования социальной сферы, действующую в Советском Союзе. Для этой модели характерно жесткое определение государством поведения человека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения. На фоне быстрого падения объема ВВП происходило увеличение доли удельных социальных расходов.
Среди явных недостатков данной модели можно выделить следующие:
    несоответствие финансовых возможностей государства объему законодательно определенных социальных обязательств;
    перекрестная реализация социальных программ, вызывающая дублирование социальной помощи;
    несовершенная система оценки эффективности расходов на социальную сферу;
    отсутствие проверки нуждаемости объекта социальной защиты;
-    отсутствие системного подхода  к формированию социальной защиты  населения. 
Приоритетным  направлением социальных реформ можно  считать переход к более эффективной  модели – модели адресной социальной политики.
Адресный  подход позволяет перераспределить выделяемые на социальную политику ресурсы, охватив ею особо нуждающихся, увеличив при этом размер социальных пособий и выплат.
К основным принципам модели адресной социальной политики целесообразно отнести  следующее:
- использование принципа адресности, как средства перераспределения социальной помощи наиболее нуждающимся;
    дифференциация социальной политики государства в отношении различных слоев населения;
    передача ряда полномочий по определению размеров и форм предоставления социальной помощи на региональный и местный уровни и их разграничение между всеми уровнями бюджетной системы;
    создание системы добровольно социального страхования (вместо обязательного социального страхования).
Существенной  проблемой адресной модели является проблема достоверного определения адресата социальной помощи.
      Приоритеты  социальной политики – это наиболее важные, значимые настоятельные проблемы, осознанные как первоочередные задачи социальной политики. Приоритеты определяются исходя из состава, реальной взаимосвязи  и остроты важнейших социально-экономических и социально-политических проблем. При множестве подходов к определению приоритетов, все же могут быть выделены и содержательно описаны группы проблем, имеющих общероссийское значение. Все вместе они составляют систему приоритетных общероссийских проблем.
      За  последние годы заметное неблагополучие в социальной сфере вылилось в  заметные процессы массовой деградации населения. В связи с этим сверхприоритетной  задачей социальной политики в настоящее время является недопущение массовой деградации и люмпенизации населения.
Наряду  с вышеизложенными приоритетами социальной политики Российской Федерации  можно обозначить еще следующие:
    преодоление вопиющей социальной несправедливости, созданной принудительной приватизацией в ходе шоковых реформ;
    оздоровление процесса перехода к новой системе ценностей, к новым доминирующим идеологиям;
    создание системы социальной защищенности, основанной на выполнение государством своих конституционных социально-экономических функций;
    обеспечение условий возрастания общественно полезной и эффективной экономической активности.
 
        Уровень и качество жизни населения
 
Наряду  с понятием «народное благосостояние»  целесообразно в качестве самостоятельных  рассматривать также понятия «условия», «уровень» и «качество» жизни. Под условиями жизни следует понимать непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища и имущественная обеспеченность семей, развитие общественных фондов и социальной инфраструктуры). Уровень жизни – это совокупность условий жизни населения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития. Главная черта социально-экономической категории «уровень жизни» - это характер и масштабы реализации потребностей не только населения в целом, но и отдельных групп. В основе определения образа жизни как способа деятельности лежит ориентация поведения человека, коллектива, социальной общности, связанная с их целевыми установками (например, пассивному образу жизни противостоит активный). Уровень жизни характеризуется посредством таких показателей, как:
    среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике;
    денежные доходы в среднем на душу населения в месяц;
    средний размер назначенных пенсий;
    прожиточный минимум в среднем на душу населения в месяц;
    численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума;
    соотношение с прожиточным минимумом среднедушевых доходов, среднемесячной начисленной заработной платы, среднего размера назначенной месячной пенсии;
    соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.
Следует пояснить, что прожиточный минимум – это уровень доходов, обеспечивающий приобретение набора товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном уровне социально-экономического развития страны и сложившихся потребностей населения.  Прожиточный минимум является «точкой отсчета» для того, чтобы иметь представление об уровне благосостояния населения. Величина прожиточного минимума представляет стоимость обязательных платежей и сборов, а также стоимость потребительской корзины, которая, в свою очередь, представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Характеризуя  сущность качества жизни как социально-экономической категории необходимо подчеркнуть ряд ее особенностей.
Во-первых, качество жизни чрезвычайно широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, далеко выходящая за пределы экономики. Это прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество.
Во-вторых, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов.
С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень  их удовлетворения могут оценить  только сами субъекты. Они не фиксируются  какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках. Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах:
    степень удовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов;
    удовлетворенность качеством жизни самих людей.
В третьих, качество жизни не является категорией, отделенной от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них, включает в себя их в качественном аспекте.
Так, компонентами качества жизни является и образ  жизни, и уровень жизни, и окружающая среда, обогащенные качественными оценками. Например, характеризуя качество жизни, нельзя ограничиваться оценкой питания по его питательной ценности (калорийность, содержание в граммах белков, жиров). Нельзя обойти таких качеств питания, как его регулярность, разнообразие, вкусовые свойства. Характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиться (как при анализе уровня жизни) показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, недели, года, уровнем производственного травматизма, но необходимы оценки соответствия интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношений внутри трудового коллектива и др.
Качество  жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всего  комплекса потребностей и интересов  людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. Есть в этой проблеме юридические и политические стороны, связанные с правами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон.
Под термином «качество жизни» в его широком  толковании понимается удовлетворенность  населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает: характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовать.
Уровень и качество жизни - тесно взаимосвязанные  категории. Но их не следует рассматривать  как количество и качество, как часть и целое, как форму и содержание. Они, скорее, являются характеристиками одного объекта – жизни, но под разными ракурсами. Качество отражает ее разнообразие, а уровень позволяет привести «отличное от другого» к обобщенному денежному выражению. При этом экономические оценки в такой же мере являются характеристикой качества жизни, в какой разнообразие является характеристикой уровня жизни.
Что же касается благосостояния в целом, то это некоторый синтез, обобщающее представление социального организма, включающее все вышеуказанные аспекты.
Достижение  максимально высокого качества жизни  населения является приоритетной целью  социальной рыночной экономики. Одной  из важнейших предпосылок, обеспечивающих реализацию этой задачи, является проведение эффективной политики благосостояния населения. Центральное место в политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост уровня жизни граждан. 

      Доходы  населения

     Доход населения – это материальные средства, которыми располагают граждане для осуществления своих потребностей. Доходы населения делятся на денежные и натуральные. Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения; пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность наличного населения.
Натуральные доходы населения включают продукцию, созданную домашним хозяйством для собственного потребления.
Денежные и натуральные доходы образуют личный доход населения.
Номинальные доходы населения характеризуют уровень денежных доходов населения независимо от налогообложения и уровня цен на товары и услуги.
Располагаемые доходы – это номинальные доходы населения за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения в общественные организации. Этот показатель позволяет определить средства, используемые населением на потребление и сбережение. Вместе с тем, он не учитывает динамики уровня цен. Для этих целей используется показатель реальные располагаемые доходы. Под ним понимаются располагаемые доходы, скорректированные на изменение потребительских цен.
Основными компонентами денежных доходов населения  в рыночной экономике являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности, а также социальные трансферты.
а) Меры регулирования  доходов
Государство оказывает активное влияние на перераспределение  доходов через госбюджет. Для  этих целей используется система  дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. В результате часть доходов наиболее обеспеченных слоев населения переходит к наименее обеспеченным.
Одним из методов регулирования доходов  населения является выплата социальных трансфертов.
Социальные трансферты – это экономическая ценность, передаваемая одним участником другому в одностороннем порядке: от другого участника операции не поступает взамен ничего, что может иметь экономическую стоимость. Социальные трансферты представляют систему мер денежной или натуральной помощи малоимущим, посредством которой повышаются доходы определенных слоев населения.
Государство путем перераспределения средств  бюджета создает условия для  уменьшения дифференциации доходов  населения, обеспечения нормального  процесса воспроизводства рабочей силы. Вместе с тем государственное регулирование доходов населения при помощи средств бюджета имеет определенные пределы: размеры бюджетных поступлений и уровень налогов. К мерам государственного регулирования доходов относятся также установление гарантированных цен на некоторые товары и услуги определенным группам населения (фермерам, пенсионерам, инвалидам), установление минимальных ставок заработной платы, пенсий и др.
б) Индекс потребительских  цен
 Как  уже отмечалось, реальные доходы населения зависят от уровня цен на товары и услуги. Для того, чтобы определить влияние инфляции на реальные доходы населения, используется такой показатель, как индекс потребительских цен на товары и услуги.
Индекс  потребительских  цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном (предыдущем) периоде. ИПЦ – это важнейший показатель, характеризующий уровень инфляции. Он используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров. ИПЦ в России исчисляется для характеристики изменения общей суммы потребительских расходов населения по отдельным регионам и стране в целом на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с базисным (предыдущим) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги.
в) Индексация доходов
Особое  значение занимает проблема индексация доходов от инфляции.
Индексация – это средство защиты от инфляции, привязка суммы контракта, кредита, заработной платы, пенсии, пособия, вкладов населения в банках и т.д. к индексу потребительских цен. Индексация доходов населения представляет полное или частичное возмещение потерь в доходах, вызванных ростом цен на потребительские товары и услуги. В мировой практике применяются две основные формы индексации доходов населения: автоматическая и полуавтоматическая. Автоматическая индексация доходов населения предполагает, что последние повышаются пропорционально росту цен. Полуавтоматическая индексация именуется также договорной. На государственном уровне проводятся переговоры с участием работодателей, профсоюзов, представителей органов государственной власти, а также ученых-экспертов. В результате переговоров даются рекомендации по установлению нижнего порога социальной защиты при заключении коллективных договоров. На каждом предприятии заключается свой коллективный договор, включающий различные меры социальной защиты работников.
Индексация  доходов населения оценивается неоднозначно. С одной стороны, она способствует поддержанию определенного уровня жизни некоторых групп населения. С другой стороны, индексация может снижать стимулы к труду, тормозить реализацию антиинфляционной политики. Поэтому во многих странах индексация доходов населения носит скорее эпизодический, чем постоянный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Совершенствование  социальной политики  на современном  этапе 

2.1 Повышение минимальной  зарплаты
     В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», предусматривается повышение минимального размера оплаты труда с 1 января 2009 года с нынешних 2300 рублей до 4330 рублей в месяц, то есть в 1,88 раза. Прибавка к жалованию россиян состоялась с 1 января 2009 года. Это увеличение распространяется на всех работников бюджетной сферы и будет способствовать росту доходов беднейших групп населения, имеющих зарплату ниже 4330 руб. Оно позволит повысить доходы наименее обеспеченных работников, а также будет способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе и во внебюджетные фонды.
     С увеличением МРОТ до 2300 руб. увеличился и размер пособия по временной  нетрудоспособности и по беременности и родам для лиц, страховой  стаж которых не превышает 6 месяцев
     Предложенная  сумма соответствует размеру величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за четвертый квартал  2007 года, сообщили в пресс-службе Совета Федерации.
Дополнительные  расходы федерального бюджета на реализацию закона составили в 2009 году 3,1 млрд рублей, консолидированных бюджетов субъектов РФ - 36,8 млрд рублей.
     В свою очередь первый заместитель  Секретаря Президиума Генерального совета партии "Единая Россия", председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев заявил, что повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума можно назвать историческим решением. "Минимальный размер оплаты труда является гарантией для наименее обеспеченных категорий работников. Таким образом МРОТу возвращено изначальное конституционное значение - это заработная плата, ниже которой не получает ни один человек, отработавший полную норму рабочего времени", - подчеркнул Исаев.
     Депутат-единоросс также предупредил, что к 1 января 2009 года величина прожиточного минимума в среднем по России будет выше минимального размера оплаты труда. "Дело в том, что МРОТ - это величина, которая устанавливается федеральным законом, а прожиточный минимум - это то, что складывается в результате колебания цен на рынке, то, что может быть только зафиксировано Росстатом РФ, - пояснил Исаев. - Поэтому установленная законом цифра и цифра, которая складывается из колебания цен, не могут быть одинаковыми. Но задача заключается том, что стремиться к тому, чтобы МРОТ оказался несколько выше прожиточного минимума.
     В связи с этим в своих выступлениях на пленарном заседании члены  Совета Федерации отмечали, что необходимо просчитать все последствия принятия закона. Они предложили принять протокольное поручение палаты к правительству  РФ - предусмотреть дополнительные средства в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации для реализации норм и положений документа.
    Региональный  МРОТ - возможность устанавливать региональными законами МРОТ выше федерального появилась у недотационных субъектов РФ с 1 октября 2003 г. При этом до 2005 г. для его введения на территории субъекта РФ необходимо было получить согласие Правительства РФ, а с 2005 г. необходимость согласовывать введение повышенного МРОТ с Правительством РФ у субъектов РФ отпала. В настоящее время почти никто из них таким правом не воспользовался, кроме Вологодской области, на территории которой с 1 января 2007 г. установлен региональный МРОТ 1220 руб.
    В то же время ряд субъектов РФ (в  частности, Москва, Волгоградская, Воронежская  области) повышали региональный МРОТ трехсторонними региональными соглашениями, заключаемыми между профсоюзами, представителями работодателей и правительства субъекта РФ. Именно подобная схема повышения регионального МРОТ и вводится с 1 сентября 2007г. Итак, с 1 сентября 2007 г. повышенный региональный МРОТ может быть установлен региональным соглашением о минимальной заработной плате в любом субъекте РФ, а не только в тех из них, которые не получают дотации из федерального бюджета.
    Однако, хотя эти соглашения и не закон, они носят добровольно-принудительный характер даже для тех работодателей, которые не откажутся их подписать (кроме организаций, финансируемых из бюджета). Потому что после официального опубликования такого соглашения и предложения присоединиться к нему (если не будет представлен мотивированный письменный отказ от присоединения к нему) действие соглашения распространится и на вас. То есть молчание в данном случае расценивается как согласие выплачивать зарплату работникам не ниже регионального МРОТ. Поэтому если региональный МРОТ не по силам, нужно следить за публикациями и быть готовым до истечения 30 календарных дней с момента опубликования представить в уполномоченный орган субъекта РФ:
- мотивированный  письменный отказ от присоединения  к соглашению. Обосновать отсутствие возможности платить своим работникам зарплату не ниже регионального МРОТ можно, например, началом становления бизнеса, когда компания нарабатывает хозяйственные связи, либо тяжелым финансовым положением, связанным со снижением оборотов и прибыли, чрезвычайными ситуациями;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.