На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Общая характеристика зарубежного управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального  образования
«Рязанский  государственный университет имени  С. А. Есенина»
Факультет социологии и управления. 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Тема: «Общая характеристика зарубежного управления» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Ларионова  И.М. студентка 2 курса
                                    группы ГМУ22. 
 
 

                                                                                                    Научный руководитель,
                                                                                         кандидат экономических наук, доцент
                                                                                                       Летунов В.Н. 
 

                                                                                                      
 
 

                                                                                                                                                                                   
                                               Дата защиты _____________
                                                 
                             Оценка_______ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рязань 2010 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Исторические условия, способствовавшие выделению управленческой мысли как самостоятельной науки………………………………………...…5
2. Возникновение и основные положения научного менеджмента. Ф. У. Тейлор и его последователи……………………………………………………….9
3. Формирование классического  направления в менеджменте. А. Файоль..12
4. Использование психологии в управлении. Школы человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо………………………………….…14
5. Становление и  развитие количественной школы……………………....……19
Заключение……………………………………………………………………...23
Список  литературы 
          Введение
 

     Первые  попытки теоретического обобщения  накопленного управлением опыта  были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производства способствовала росту размеров предприятий, их ориентации на массовое производство и сбыт, а следовательно, и на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами и нормами.
     На  всем протяжении более чем вековой  истории наука управления разрабатывает  свою теорию, содержанием которой  являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Ответом на эти потребности за рубежом были работы Ф. У. Тейлора, А. Файоля и их последователей, сформировавших первые школы менеджмента.
     Основатель школы научного менеджмента Ф.У.Тейлор доказывал, что лучший менеджмент — это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование, по его мнению, дает удивительные результаты и является средством сократить потери, возникающие из-за низкой производительности.
     Другой  известный специалист в области  менеджмента — Анри (Генри) Файоль первым предложил формализованное описание работы управляющих в организациях по их функциональным признакам и сформулировал принципы управления, ограничив их число лишь теми, которые наиболее часто использовал в собственной практике. Практическое применение принципов управления, которые традиционно рассматриваются как научная основа менеджмента, — это большое искусство, которое достигается только через опыт и практическую деятельность.
      Важным  итогом теоретических разработок явилось  формулирование принципов управления, то есть общих правил, отражающих требования к управлению в определенных условиях общественного развития. Практическое использование этих правил обеспечивает единство подходов к формированию систем управления организациями.
      Эффективность любой системы управления во многом зависит от применяемых ею инструментов управления. В связи с этим можно  отметить, что за свою историю человечество выработало три принципиально различных инструмента управления. Первый — это иерархия, где основным средством воздействия являются отношения власти подчинения, принуждение человека сверху, контроль над распределением благ. Второй — культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом ценности и социальные нормы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Третий — это рынок, т.е. сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, свободы и демократии.
      Целью курсовой работы является изучение общей характеристики зарубежного управления.
      Для достижения цели поставлены следующие  задачи:
      -рассмотреть  исторические условия, способствовавшие выделению управленческой мысли как самостоятельной науки;
      -проанализировать  возникновение и основные положения научного менеджмента. Ф. У. Тейлор и его последователи;
      -охарактеризовать  классическое направления в менеджменте и теорию Файоля;
      -раскрыть  роль использования психологии в управлении. Рассмотреть школы человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо;
      -рассмотреть  становление и развитие количественной школы. 

 

       1. Исторические условия,  способствовавшие  выделению управленческой  мысли как самостоятельной  науки 

      Хотя  само управление как вид деятельности и управленческая мысль, обобщающая его достижения, возникли много сотен и тысяч лет назад, управление как научная дисциплина относительно молодо. Причина в том, что мощные организации, позволившие выделиться управленческому персоналу как социальной группе, отделить управленческую работу от неуправленческой деятельности, возникли только в XIX в. Современные крупные организации и необходимость внедрения достижения НТР потребовали использования новых принципов управления в этот период, обеспечивающих:
    занятие руководящих постов по праву компетентности с соблюдением законности и порядка (а не по принципу наследования);
    принятие эффективных управленческих решений, обеспечивающих максимальный доход владельцам капитала (в противовес инерционным решениям хозяев фирм);
    построение рациональных систем управления, направленных на внедрение достижений НТР.
      Формирование  научных основ управления производством  началось в XX в. стараниями таких ученых, как А. Маршалл (1842—1924), Лонглин (1835 г., исследования функций менеджера), Джозеф (1850 г., принципы единоначалия и контроля), Вар-тон, Меткалф, Халси и др. Питательной средой этого процесса, его почвой, на которой он мог успешно произрастать, явилось промышленное производство.
      Наиболее благоприятные условия для формирования научного подхода к проблемам управления производством сложились в США. Концентрация производства способствовала созданию новой техники в США и других странах.
      К концу XIX столетия США прочно заняли место в ряду развитых стран. К ранее существовавшему Гарвардскому университету добавились Йельский, Чикагский, Мичиганский и др. Намного расширилась сеть научных учреждений. В 1848 г. была создана Американская ассоциация развития наук, в 1863 г. — Национальная академия наук, в 1902 г. — Институт Карнеги.
      В США с конца XIX в. при крупнейших университетах начали появляться школы бизнеса. Эти школы явились основой для создания впоследствии широкой сети учебных заведений разного уровня для подготовки специалистов-менеджеров [6,с.149]
      Первое  десятилетие XX в. было периодом, так сказать, еще внутриутробного развития идей научного управления производством. Ф. У. Тейлор и его единомышленники фактически ухе сформировали основные принципы управления и даже довольно широко использовали их на практике, но их методы применялись еще только на отдельных предприятиях. Отношение основной массы предпринимателей было преимущественно отрицательным к идеям научного менеджмента. И неудивительно: они видели в них посягательство на «священное право частного собственника поступать на своем предприятии так, как ему заблагорассудится».
      Однако  жизнь брала свое. Само по себе развитие капиталистического производства — общественного по существу, но остающегося в частных руках, приводило к необходимости внедрения управления, основанного не на интуиции, а на точном исследовании и расчете. И даже самые рьяные аутсайдеры и поборники идей абсолютной «свободной воли хозяина» на своем предприятии начали понимать это.
      Дело  «Истерн Рейте» и последовавшие за ним расследования знаменовали собой победу здравого смысла предпринимателей над наиболее консервативными их представителями.
      А дело «Истерн Рейте» заключалось  в следующем. В 1910 г. произошел конфликт между железнодорожной компанией «Истерн Рейте» и грузоотправителями по вопросу о повышении тарифов на перевозки. Конфликт сразу принял сенсационный характер. Железные дороги были национальной гордостью страны.
      Грузоотправителем являлась вся промышленность. Дело было передано в международную торговую комиссию. Руководитель комиссии Брендейс привлек в качестве экспертов многих известных специалистов в области организации и управления: X. Хатауэя, Г. Тауна, Г. Эмерсона, Г. Гантта.
      Особую  роль в успешной работе экспертов, привлеченных к делу «Истерн Рейте», сыграл Г. Эмерсон. Он начал свою работу с изучения состояния железной дороги и нашел его неудовлетворительным. С точки зрения научного менеджмента в результате тщательного изучения всего дела Г. Эмерсон дал заключение, ошеломившее Америку: «Железные дороги могут ежедневно экономить 1 млн долл. за счет введения научного управления».
            Теперь предприниматели  заинтересовались научным управлением. Оно почти мгновенно стало  предметом всеобщего интереса. И уже в 1911 — 1912 гг. 55 отраслей в деловой деятельности начали применять научное управление: в промышленности, на транспорте, в строительстве и т. д., и не только в.США (в Англии, Франции и других странах).
        1911 г. может по праву считаться годом «рождения», признания менеджмента как науки. Именно в этом году прошла первая международная научно-практическая конференция по менеджменту, инициатором и организатором которой был X. Персон. В 1911 г. вышла книга основоположника научного менеджмента Ф. У. Тейлора «Принципы научного управления» [12].
      Движение за научное управление пошло и вширь, и вглубь, все более овладевая умами бизнеса.
      Вся система подготовки управляющих  и повышения квалификации в США стала своего рода мостом между, с одной стороны, научными исследованиями в области анализа, техники, форм и методов управления, а с другой стороны, практикой управленческой деятельности в разных сферах экономики. Эта система постоянно приспосабливается к увеличивающейся сложности управления промышленными комплексами, непроизводственными организациями, национальными программами, рыночной конъюнктурой. Изменяются и совершенствуются методы, организационные формы, учебные планы. Американские школы бизнеса, ассоциации по управлению, учебные центры промышленных корпораций прочно утвердились в качестве лидеров в деловом мире в области разработок научно-методических основ и организации обучения управляющих. Организация и методы обучения управленческого персонала давно стали предметом американского экспорта в другие страны. Американские школы бизнеса организуют по своему подобию школы в Западной Европе, Латинской Америке, Японии и других странах. В этих школах преподают американские профессора, используются американские методические разработки и учебные материалы. Преподаватели большинства школ проходят стажировку в США либо в специальных учебных центрах, организуемых США в других странах.
      США занимали положение мирового лидера в области производительности труда в течение почти столетия. В настоящее время «на хвосте» США по производительности труда «висят» Англия, Франция, ФРГ. Но впереди и ближе всех к результатам США находится Япония.
      Достигнутые Японией успехи побуждают специалистов в области менеджмента других стран приглядываться к формам и методам управления, используемым в Японии. В Японии, так же как и в США, всеобщее обязательное среднее образование. В США особое отношение к специалистам по управлению. В них имеется хронический дефицит.
 

       2. Возникновение  и основные положения научного менеджмента. Ф. У. Тейлор и его последователи 

      В первой половине XX в. получили развитие четыре четко различимые научные управленческие школы:
    школа научного управления;
    административная (классическая) школа;  
    школа психологии (ее два крыла — школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук»);
    школа количественная, или новая (есть еще название, практически дублирующее первое течение, — школа «науки управления»).
      Кроме этого имеет большое значение для развития науки управления «эмпирическая школа», которая считает себя школой практики управления, однако вносит большой вклад в развитие науки, поэтому не может быть забыта при рассмотрении данного вопроса.
      Непосредственным  источником «научного менеджмента» и тейлоризма XX в. надо считать деятельность так называемых основоположников «научного менеджмента» XVIII — XIX вв. — периода интенсивного технического перевооружения производства, возможности для которого открылись благодаря промышленному перевороту. Буржуазия как исторически перспективный класс олицетворяла собой идею прогресса и являлась выразительницей антифеодальных устремлений. Интенсивный рост промышленности и крупных городов привел к ухудшению условий труда. Обострение экономической борьбы свидетельствовало о выходе на историческую сцену новой общественной силы -пролетариата. Он все чаще стремился заявить о себе как об экономическом партнере менеджмента. Развитие эмпирических исследований (социальная статистика), просветительских теорий прогресса, разработка методологических проблем политической экономии, отток научных интересов к обществоведению от естествознания — все это способствовало попыткам научного подхода к проблемам организации труда и управления предприятием в XIX в.
      Итак, школа «научного управления»  сформировалась в 1885 -1920 гг. работами американских менеджеров Ф. У. Тейлора (1856 -1915), Френка и Лилиан Гилбретов, Г. Гантта (1861—1919), Г. Форда (1863 - 1947), Г. Эмерсона (1853 - 1931) и др.
      Ф.У.Тейлора считают основоположником научного управления производством.
      Ф. У. Тейлор символизировал новый тип  менеджера: предприниматель, умеющий ценить свое слово и уважающий собеседника, прекрасно и всесторонне образованный инженер, знающий в совершенстве все тонкости экономики и производства. Ему постоянно приходилось с чем-то бороться — с сопротивлением профсоюзов, групповым эгоизмом рабочих, завистью коллег и косностью промышленников.
      Среди последователей Ф. У. Тейлора особенно выделяются Ф. Гилбрет и его супруга Лилиан. Они занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в Производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Работы Френка и Лилиан Гилбретов оказали значительное влияние на развитие организации и технического нормирования труда. В России наиболее известны их книги «Азбука научной организации труда и предприятий» и «Изучение движений» (1911), «Психология управления» (1916) [4,c.275]
      Значительный  вклад в развитие системы Ф. У. Тейлора внес Г. Эмерсон. Широкую  известность получил его труд «Двенадцать принципов производительности» (1931). В нем он изложил свои взгляды на рационализацию производства.
      Большое внимание Г. Эмерсон уделил исследованию штабного принципа в управлении.
      Г. Форд продолжил идеи Ф. У. Тейлора  в области организации производства. Г. Форд сформулировал основные принципы организации производства, впервые отделил основную работу от ее обслуживания. В системе Г. Форда повышаются роль и значение производственного оперативного планирования, контроля за качеством. В социальном плане он продолжал развивать основное положение системы Ф. У. Тейлора в гармонии интересов предпринимателя и рабочего.
      Г. Гантт особое внимание в своих  исследованиях уделял вопросам стимулирования труда, производственного планирования. Он внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Им была разработана методика премиальной системы, составлены карты-схемы для удобства планирования. Г. Гантт рассматривал человеческий фактор в качестве основного двигателя повышения эффективности производства.
      Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Стараниями представителей этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. В 20-е годы XX в. это научное направление выделило такие самостоятельные науки, как НОТ, теория организации производства (в том числе поточными методами) и др. Инициатор создания в России научной организации труда экономист и социолог А. Гастев (1882—1941) писал: «Ф. Тейлор разработал определенную организационную механику. Форд с необычной технической революционностью разрешил вопрос тейлоризма так, что он вместо людей поставил чистую технику. Чернорабочих-транспортников, всякого рода неурегулированный низший труд Форд заменил машиной. Завод Форда представляет собой высший тип административного автомата. Стало быть, Форд — это самое последнее слово тейлоризма, Форд — это Тейлор, заменивший людскую организацию буквально сталью»[14,c.96] 
 
 

      3. Формирование классического  направления в менеджменте. А. Файоль 

      Административная (или классическая) школа управления сформировалась в период 1910 — 1930 гг. (может быть, и 1950 г.). Если представители школы «научного управления» посвятили свои исследования управлению непосредственным производством, то классическая школа начала вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создавать основы организации управленческого труда. Основоположником этой школы (и отцом менеджмента) является Анри Файоль, которого американцы считают наиболее значимой фигурой в науке управления первой половины XX в.
      Важную  роль в развитии идей этой школы  сыграли также английский исследователь  Л. Урвик (консультант по вопросам управления в Англии), Дж. Муни (менеджер компании «Дженерал Моторс»), а также Г. Форд, Г. Эмерсон и др. Административная школа сформировала процессный подход к управлению, выделив функции управления. А. Файоль сформулировал 14 принципов управления. Многие из этих принципов не потеряли своей ценности и сегодня.
      Английский  исследователь Л. Урвик является автором многочисленных статей и работ по вопросам организации управления производством. Особого внимания заслуживает его работа «Элементы администрации». Он уделил большое внимание разработке основных функций администрирования. Л. Урвиком были разработаны принципы построения формальной организации.
      Немецкий  юрист и социолог М. Вебер развивал свои взгляды примерно в одно и  то же время с Ф. У. Тейлором. Поэтому  его концепция включает основные положения тейлоризма. Особое внимание в своих работах М. Вебер уделил изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации. Кроме того, М. Вебер сформулировал принципы построения «идеальной организации».
      Г. Черч, как один из представителей классической школы, главное внимание уделил структурным вопросам производства и Управления на предприятии, пытался внести свой вклад в разработку общих правил организации труда.
      Значительный  вклад в формирование и развитие классической школы менеджмента внесли Дж. Муни и А. Рейли. Основная их идея заключается в том, что эффективная организация — это система, построенная на строго формальных принципах. В своей Работе «Принципы организации» (1939) они дали общее определение понятия «организация» как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. По их мнению, без определения цели не может эффективно функционировать ни одна организация, в том числе и в сфере бизнеса.
      Таким образом, основной вклад представителей административной школы состоит в том, что они рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, изложили свои функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль, координация), сформулировали систематизированную теорию управления всей организацией (путем деления организации на подразделения, выполняющие основные функции — производство, финансы, маркетинг), выделили управление как особый вид деятельности [9,c.40]
 

       4. Использование  психологии в управлении. Школы человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо 

      Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ — школы «человеческих отношений» (1920 — 1950 гг.) и школы «поведенческих наук» (1950 г. — по настоящее время). Эта школа выделилась вследствие того, что классическая школа и ее предшественники недостаточно учитывали человеческий фактор как основной элемент организации.
      Для учета «человеческого фактора» разрабатывают  менеджере заповеди — предписания, нормы, правила социального и нравственного характера, которым должен следовать менеджер в своей практической деятельности.
      Возникновение школы связано с именем немецкого  психолога Мюнстенберга (1863 — 1916), переехавшего в США и преподавшего в Гарвардском университете, а также с работами американки М. Фоллет (1868 — 1933), изучавшей социально-психологические отношения в небольших группах. Г. Мюнстенберг попытался применить психологический анализ к практическим задачам производства. Самой крупной его работой является «Психология и промышленная эффективность». Он сформулировал основные принципы, в соответствии с которыми следует отбирать людей на руководящие должности.
      Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения.
      Бихевиоризм (психология поведения) (от англ. behavior, bihevior— поведение) — это направление психологии, возникшее в конце XIX - начале XX в. под влиянием экспериментов, заключающихся в наблюдении за поведением животных. Бихевиоризм был предложен американцем Дж. Уотсоном в 1913 г. Однако родоначальником этого направления считается Э. Торндайк. Бихевиоризм считает основой человеческой психики поведение, совокупность двигательных и эмоциональных реакций на воздействия внешней среды («стимул — реакция»).
      Начиная с 20-х годов XX в. основные понятия и положения бихевиоризма стали широко применяться в ряде дисциплин, связанных с поведением человека: социология, антропология, педагогика и т.д. Бихевиориальный подход был направлен на преодоление недостатков концепции «человеческих отношений». Особая заслуга в создании школы принадлежит психологу Э. Мэйо (1880 - 1949).
      Э. Мэйо провел ряд испытаний, получивших название «хотторнские эксперименты». Опыты на предприятиях фирмы «Вестерн Электрик» недалеко от Чикаго продолжались с 1924 по 1939 г. Они проводились в четыре этапа.
      На  первом этапе изучалась роль влияния интенсивности освещения на производительность труда.
      На  втором этапе в 1926 г. изучались «неконтролируемые факторы», определяющие увеличение производительности труда. Было выяснено, что на производительность влияют методы руководства и улучшение взаимоотношений.
      Задачей третьего этапа эксперимента было совершенствование непосредственного руководства людьми и улучшение отношений между сотрудниками и их отношения к работе. На этом этапе была разработана программа, состоящая из бесед 20 тыс. сотрудников об их отношении к выполняемой ими работе.
      Четвертый этап получил название эксперимента на участке по производству банковской сигнализации. На данном этапе изучали воздействие материального стимулирования на рост групповой производительности труда. Параллельно с этим исследовались стиль руководства и структура межличностных отношений [2,c.118]
      Эксперименты  в Хоторне показали, что можно  влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду посредством формирования небольшой неформальной группы, заложили фундамент для формирования поведенческого, или бихевиористского, подхода в индустриальной психологии и основы современного менеджмента. Немаловажным следствием экспериментов явилось возникновение понятия «хотторнский эффект» — положительные результаты эксперимента (повышение производительности) вызываются не специально создаваемыми изменениями (улучшение условий труда или его организации), действие которых, собственно, и является предметом исследования в самой экспериментальной ситуации, а вмешательством ученых.
      Главный теоретический вывод Э. Мэйо заключался в следующем: предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение.
      Представители этой школы выявили, что мотивами поступков людей являются не только и не столько экономические силы, как считали представители школы научного управления, а различные потребности, которые могут лишь частично быть удовлетворены с помощью денег. Следовательно, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то возрастает и уровень удовлетворенности трудом и производительности труда. Приемы управления человеческими отношениями (эффективные действия начальников, консультации с работниками, предоставление им большей возможности общения на работе и др.) оказывают во многих случаях большее влияние на производительность труда, чем физиологические факторы (освещение, вентиляция и др.).
      Продолжением  школы «человеческих отношений» является школа «поведенческих наук». На смену модели «экономического человека», который ради высокого заработка готов терпеть плохие условия труда, продолжительный рабочий день, высокую интенсивность и монотонность труда, пришла концепция «человеческих отношений». Во главу угла были поставлены интересы, потребности и ожидания индивида, групповые нормы и ценности.
      К представителям этой школы относят  американских ученых А. Маслоу, Д. МакГрегора, Д. МакКлелланда, К. Арджариса, Р. Лайкерта, Ф. Герцберга, В. Врума и др. Они исследовали аспекты социального взаимодействия работников и руководителя, мотивации,- власти, авторитета, коммуникаций и др [8, c.296]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.