На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Общие условия предварительного расследования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
по дисциплине     УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО 
 

юридического  факультета
на  тему: «Общие условия предварительного расследования» 
 
 
 
 

                                                         Работа получена: 

                     деканатом_______________
                     кафедрой ________________
                     преподавателем __________ 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

г. Владивосток 
2010
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Общие  условия предварительного расследования………………………….6
1.1. Понятие и значение общих условий предварительного расследования
уголовных дел…………………………………………………………………….6
2. Содержание общих условий предварительного расследования…………...11
2.1. Общие условия, определяющие порядок производства по уголовному делу……………………………………………………………………………….11
2.2. Общие условия, предусматривающие участие в процессе расследования отдельных участников уголовного процесса…………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список  используемой литературы……………………………………………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Предварительное расследование в уголовном судопроизводстве РФ - это урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса.1
     Деятельность  этих органов направлена также на выяснение характера и размера  ущерба, причиненного преступлением, обеспечение  гражданского иска или возможной  конфискации имущества, выявление  причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению. Предварительное расследование является самостоятельной стадией уголовного процесса, следующей после возбуждения уголовного дела и предшествующей судебному разбирательству дела.
     Определяя исключительное право суда на осуществление правосудия и применение наказания к лицам, признанным им виновными в совершении преступления, закон исходит из того, что для обеспечения высокого качества работы суда и вынесения справедливого приговора по большинству уголовных дел в порядке досудебного производства необходимо предварительное расследование. Исключение предусмотрено лишь для преступлений, преследуемых в порядке частного обвинения. Фактические данные, полученные в ином порядке, в том числе посредством оперативно-розыскной деятельности, не могут служить основаниями для рассмотрения дела в суде.
     Предварительное расследование осуществляется следователями, органами дознания и дознавателями, что служит важной гарантией правильного  применения уголовного и уголовно-процессуального законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
     Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что предварительное расследование  составляет основу, существо деятельности следователя, органа дознания и дознавателя. Сутью его является принятие ими предусмотренных законом мер к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию. В этих целях указанные органы до направления дела в суд собирают все необходимые доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления, т.е. они, доказывают, что в деянии определенного лица есть признаки конкретного состава преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК. При наличии достаточных доказательств выносится постановление о привлечении лица в качества обвиняемого.
     Следует отметить, что уже само уголовное  расследование и привлечение  к ответственности лиц, совершивших  преступление, проведенные своевременно, на должном уровне и в строгом  соответствии с законом, способствуют укреплению законности и правопорядка.
     Во  многих случаях предварительное  расследование венчает работу органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность. Однако фактические данные, полученные оперативно-розыскными мерами, приобретают юридическое значение лишь в рамках уголовно-процессуальной деятельности.
     Основной  целью курсовой работы является осуществление  теоретического анализа правовых норм главы 21 Уголовно-процессуального кодекса  РФ (УПК) "Общие условия предварительного расследования».
     В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
     1. Выявить и проанализировать понятие  и значение общих условий предварительного  расследования.
     2. Рассмотреть содержание общих  условий, определяющих порядок производства по уголовному делу.
     3. Раскрыть содержание общих условий, предусматривающих участие в процессе расследования отдельных участников уголовного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общие условия  предварительного  расследования
1.1. Понятие и значение  общих условий  предварительного  расследования уголовных дел 

     Законность, всесторонность, полнота и объективность предварительного расследования во многом зависит от соблюдения ряда общих условий его производства.
     Они представляют собой установленные  законом и обусловленные принципами уголовного процесса правила, выражающие специфические особенности данного вида уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования, предъявляемые к ней.
     Они обеспечивают установление обстоятельств  преступления в максимально короткий срок и с наименьшими затратами сил и средств. Одновременно они гарантируют соблюдение прав и свобод личности и гражданина, предотвращают возможные ошибки.
     Виды  общих условий предварительного расследования в учебной литературе иногда подразделяют согласно порядку, в котором они изложены в статьях УПК (глава 21 УПК называется "Общие условия предварительного расследования" и содержит 13 статей - 13 видов общих условий):
      - формы предварительного расследования;
      - подследственность;
      - место производства предварительного расследования;
      - соединение уголовных дел;
      - выделение уголовного дела;
      - выделение в отдельное производство  материалов уголовного дела;
      - начало производства предварительного  расследования;
      - производство неотложных следственных  действий;
      - окончание предварительного расследования;
      - восстановление уголовных дел;
      - обязательность рассмотрения ходатайства;
      - меры попечения о детях, об  иждивенцах подозреваемого или  обвиняемого и меры по обеспечению  сохранности его имущества;
      - недопустимость разглашения данных предварительного расследования.
     С учетом сложившихся традиций условно  можно выделить три крупные группы общих условий предварительного расследования, связанные:
     1. С выбором надлежащего субъекта расследования и его процессуальным положением (подследственность, принятие дела к производству, взаимодействие органов расследования).
     Взаимодействие  органов расследования означает их согласованную деятельность для  выполнения задач стадии предварительного расследования.
     Взаимодействие  органов расследования происходит в процессуальных и организационных формах, в зависимости от закрепления их в УПК или ведомственных нормативных актах. По степени согласованности действий взаимодействие осуществляется на трех уровнях: а) обмен информацией, б) совместное планирование и в) совместные действия.
     2. С обеспечением всесторонности (исследования  дела со всех сторон, с позиций  версий как обвинения, так и  защиты), полноты(достаточности собранных  доказательств и установленных  фактов), объективности (непредвзятости действий и решений, точного отражения в них действительности)и быстроты расследования.
     Эти требования обеспечиваются такими общими условиями предварительного расследования, как:
    соединение и выделение уголовных дел,
    незамедлительное начало, установление сроков предварительного расследования,
    недопустимость разглашения данных предварительного расследования (тайна предварительного расследования),
    общие правила производства следственных действий,
    установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления,
    восстановление утраченных уголовных дел.
     3. C обеспечением прав и законных интересов участников расследования (обязательность рассмотрения ходатайства, меры по защите участников процесса, меры попечения о детях и иждивенцах обвиняемого, судебный порядок получения разрешения на следственное действие, участие переводчика).2
     Форма предварительного расследования - это  совокупность процедур, условий и  гарантий этой стадии. Форма предварительного расследования может усложняться  или упрощаться в зависимости от степени тяжести преступлений и сложности их расследования. Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.
     Дознание  и предварительное следствие  решают общие задачи уголовного судопроизводства, установленные в результате их процессуальной деятельности фактические данные имеют равное доказательственное значение. Закон установил единый порядок производства следственных действий для всех, органов дознания и предварительного следствия. Компетенция органов дознания и предварительного следствия по расследованию конкретного преступления определяется с учетом подследственности уголовного дела.
     Предварительное следствие - это, прежде всего уголовно-процессуаль-ный институт, т.е. совокупность норм законодательства об уголовном судопроизводстве, определяющих порядок производства предварительного расследования, осуществляемого следователем (ст.5, 38, 39, 150-171 и др. УПК).
     Предварительное следствие - это в то же время расследование преступления, производимое следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел. Оно может быть проведено также начальником следственного отдела (ст.39 ч.2), прокурором (п.2 ч.2 ст.37 УПК).
     Поскольку предварительное следствие производится по подавляющему большинству преступлений, постольку оно является основной формой предварительного расследования. Форма предварительного следствия - установленный законом порядок его производства.
     Дознание - предварительное расследование, осуществляемое дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК). Оно может производиться органом дознания (п.1 ч.2 ст.40 УПК), а также следователем (п.7 ч.3 ст.151 УПК).
     Четко разграничивая подследственность  и компетенцию органов дознания и предварительного следствия как  самостоятельных и независимых  друг от друга органов предварительного расследования, закон вместе с тем  исходит из необходимости объединения  усилий этих органов в борьбе с преступностью путем организации взаимодействия между ними, определяет общие условия, формы и порядок, такого взаимодействия. Необходимость взаимодействия диктуется потребностями практики, поскольку органы предварительного следствия и дознания используют в своей деятельности разные средства и методы.
     Деятельность  следователя заключается главным  образом в выполнении процессуальных действий по расследованию преступлений.
     Компетенция органов дознания гораздо шире. Помимо процессуальных полномочий, они наделены правом осуществлять административную и иную деятельность, проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на обнаружение, пресечение и раскрытие преступлений. Многие органы дознания имеют хорошее техническое обеспечение и кадровые ресурсы.
     Использование всех возможностей этих органов позволяет  обеспечить успешное раскрытие преступлений и повысить качество расследования  уголовных дел. Если орган дознания возбудил уголовное дело о преступлении, по которому предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент принять это дело к производству, не дожидаясь выполнения всех неотложных действий и окончания установленного законом десятидневного срока дознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Содержание общих  условий предварительного расследования
2.1. Общие условия, определяющие порядок производства по уголовному делу
     Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его  расследовать. Подследственность обозначает также компетенцию органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений. Ею устанавливается, какой из органов предварительного следствия и органов дознания расследует то или иное преступление, кто в силу закона, какой орган предварительного расследования уполномочен расследовать то или иное преступление.
     Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает  два вида подследственности: предметную (родовую) - ст. 151 УПК и территориальную (местную) - ст. 152 УПК. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака.
     Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК РФ. Он дает возможность определить, нужно ли проводить в данном, конкретном случае предварительное расследование; если нужно, то в какой форме; если в форме предварительного следствия, то следователем какого ведомства; если в форме дознания, то какому из органов дознания, дознавателей какого органа дознания.
     Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов  расследования одного уровня и ведомства  в зависимости от места совершения предполагаемого преступного деяния. В целях обеспечения полноты, объективности и быстроты расследования прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.
     Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиняемого или потерпевшего. Например, дела о невменяемых должны расследоваться в форме предварительного следствия.
     Альтернативная  подследственность, или подследственность по связи дел допускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предварительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело (ч. 5-6 ст. 151 УПК).
     Универсальная подследственность - это такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения. Универсальная подследственность возникает когда прокурор принимает любое уголовное дело к своему производству вне зависимости от квалификации преступления.
     При определении подследственности  учитывается субъект преступления.
     Если  деяние совершено военнослужащим, то независимо от квалификации и территориального признака дело подлежит расследованию  следователем военной прокуратуры или соответствующим военачальником - органом дознания.
     Подследственность определяют сам следователь, дознаватель, а также прокурор.
     Вопрос  о подследственности решается на разных стадиях уголовного процесса. Впервые он возникает при рассмотрении заявления, сообщения о преступлении.
     В случае возбуждения уголовного дела прокурором он поручает его расследование  дознавателю или следователю  и направляет затем дело "по подследственности".
     Если  преступление подследственно органу предварительного расследования, которому поступила предусмотренная законом информация о преступлении, он обязан при наличии к тому основания возбудить уголовное дело и принять его к своему производству.
       Возбуждая уголовное дело и  решая вопрос о принятии дела  к своему производству, указанные субъекты уголовного процесса тем самым констатируют, что именно они полномочны произвести предварительное следствие или дознание.
     Следователь, дознаватель могут возбудить  уголовное дело и по преступлению, которое им неподследственно. Но в таком случае они обязаны произвести лишь неотложные следственные действия. Выполнив эту обязанность, они передают дело прокурору для направления его по подследственности в надлежащий орган предварительного расследования.
     При конкуренции различных признаков подследственности решение о ее выборе принимает прокурор.
     Правильный  выбор лица, производящего расследование, обусловлен помимо всего прочего  тем, что, в соответствии с постановлением N 8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации " О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г. "доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если собирание и закрепление их осуществлено ненадлежащим лицом или органом".
     Общим правилом предварительного расследования  является производство предварительного следствия по уголовному делу одним  следователем. В ряде случаев, однако, предварительное следствие может  быть поручено следственной группе.
     Под следственной группой (бригадой) понимается организация, состоящая из определенного числа следователей, проводящих одновременно расследование одного и того же дела.
     Производство  предварительного следствия следственной группой обусловлено, прежде всего, сложностью дела: наличием большого количества преступлений, эпизодов преступления, деяний, совершенных в различных районах, областях, республиках, множества обвиняемых. Сложность дела предопределяет и большой его объем. Объем дела увеличивается при соединении уголовных дел в одно производство.
     Создание  следственной группы целесообразно  по делам смешанной подследственности.
     В отдельных случаях расследование  преступления группой следователей диктуется необходимостью раскрытия  его в максимально короткий срок.
     По  времени функционирования группы делятся на единовременные и постоянно действующие.3
     Единовременная  группа создается для раскрытия  и расследования одного или серии  взаимосвязанных преступлений. Предварительное  следствие по конкретному делу поручается "нескольким следователям", т.е. группе, создаваемой на время расследования одного конкретного дела любого характера (убийство, хищение, взяточничество и т.п.).4
     Постоянно действующая группа создается в  конкретных подразделениях на длительный период совместной работы одних и  тех же следователей для расследования не одного, а ряда преступлений, не находящихся по своему содержанию в логический связи. Как правило, такие формирования специализируются на расследовании преступлений определенной категории.
     На  практике постоянно действующие  следственные группы встречаются достаточно редко и эффективность их деятельности невысока. Другое дело, что если в данном случае речь идет о специализации, то такой моделью служат специализированные отделы, существующие по штатному расписанию в различных структурах правоохранительных органов. Тем более, что законодательство не упоминает о постоянно действующих группах, а расследование поручается группе следователей в каждом отдельном случае, т.е. группа создается вновь.
     Инициатива  расследования преступления несколькими следователями может исходить от следователя, начальника следственного отдела и прокурора.
     Решение о производстве предварительного следствия  следственной группой принимает  прокурор по ходатайству начальника следственного отдела. Закон допускает  принятие данного решения прокурором и по собственной инициативе, но лишь по делам, расследуемым следователем прокуратуры.
     Решение прокурора облекается в форму  отдельного постановления о производстве предварительного следствия следственной группой или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела
     В настоящее время в МВД и  Генеральной прокуратуре созданы  и функционируют совместные следственные группы, занимающиеся расследованием уголовных дел о коррупции  и взяточничестве. В их состав входят десятки следователей. Здесь следует сказать, что "несколько следователей" и "следственная группа" по своему объему понятия разные. Несколькими могут быть 2-5 следователей, но это понятие неприемлемо к группе из 40 следователей.
     В последние годы практика значительно  обогатилась опытом работы следственно-оперативных групп (СОГ). Образование таких групп создает ряд преимуществ по сравнению с другими формами взаимодействия следователей и оперативных работников. В частности, появляется больше возможностей привлекать к расследованию убийств наиболее квалифицированных работников, что не всегда удается при организации "разового" взаимодействия следователя и оперативных служб; создавать лучшие условия при взаимопонимании между членами группы. Это способствует более активному и умелому использованию научно-технических средств, оперативной проверке нескольких версий, а при необходимости - концентрации усилий группы на решающем участке.
     Правовой  основой создания СОГ в современный  период являются: уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, приказы и указания Генерального прокурора РФ, нормативные акты МВД РФ, совместные акты ведомств например, Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ДНП РФ от 22 мая 1995 г. N 32/199/73/278 "Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп" и Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. N 334 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений" (с изменениями от 13 февраля 1997 г.),5 в котором регламентируются основы взаимодействия и создания оперативно-следственных групп и закреплены задачи взаимодействия:
      - обеспечение неотложных следственных  действий и оперативно-розыскных  мероприятий при совершении преступлений;
      - всестороннее и объективное  расследование преступлений, своевременное  изобличение и привлечение к  уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;
      - осуществление мероприятий, направленных  на возмещение материального  ущерба, причиненного гражданам  и организациям вне зависимости  от форм собственности преступными  действиями виновных лиц,
     Успешное  расследование преступлений невозможно без применения научно-технических  средств. Применение этих средств должно быть законным и этичным и не нарушающим гарантированные законом права  и интересы граждан.
     При производстве следственных действий могут применяться технические средства обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.
     К техническим средствам относятся  различного рода приборы обнаружения  следов преступления - от лупы до сложнейшей аппаратуры, позволяющей обнаруживать тайники, аудио - и видео "жучки", специальные порошки, инфракрасные и иного цвета излучатели, металлоискатели и т.п.
     Техническими  средствами фиксации следов преступления являются: фото-, кино-, видео - и аудиоаппаратура, пластилин, гипс, следокопировальная пленка, а техническими средствами их описания пишущая машинка, компьютер и т.д.
     Способами фиксации следов преступления и вещественных доказательств служат их описание, фотографирование, киносъемка, аудиозапись, видеозапись, перенос пальцевого отпечатка на дактопленку и др.
     Технические средства изъятия следов преступления и вещественных доказательств зависят  от вида следов, вещественного доказательства и от ряда других факторов.
     Если  в ходе следственного действия производится скрытая аудиозапись, осуществляемая, кем-либо из участников следственного действия, то аудиокассета не может быть признана приложением к протоколу следственного действия, поскольку ее может осуществлять только специалист.
     В таком случае следователь может  либо включить в протокол лицо, осуществляющее запись как специалиста, либо после следственного действия назначить фоноскопическую экспертизу, на разрешение которой поставить вопросы о принадлежности голоса, записанного на пленке, конкретному человеку, а также о том, производилась ли в ходе записи остановка ленты, склейка, редактирование записи, и т.п.
     Одним из спорных вопросов в современной  правоприменительной практике является вопрос о возможности использования  при следственных действиях цифровой фотографии и видеосъемки. Согласно части 2 статьи 166 УПК, к протоколу следственного действия должны быть приложены сделанные в его ходе фотоснимки и их негативы. В случае, когда негатив отсутствует, облегчается подделка фотографии, поскольку по напечатанному снимку невозможно провести экспертизу.
     Одним из способов, которым можно обеспечить правильное с точки зрения процессуального  закона использование цифровых фотографий при расследовании уголовного дела, является использование при изготовлении фототаблицы подписей понятых, участвовавших в проведении следственного действия, которые с помощью своих подписей удостоверяют правильность сделанных фотографий. На фототаблице целесообразно сделать также надпись о правильности сделанных снимков и отметку о том, что именно эту правильность удостоверяют своими подписями понятые.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.