На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Мифология как основа искусства Древнего Египта

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗРОВАНИЮ
ЮЖНО –  РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И СЕРВИСА
ВОЛГОДОНСКИЙ  ИНСТИТУТ СЕРВИСА 

КАФЕДРА Социально-культурный сервис и туризм 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: Мировая культура и искусство
(наименование  учебной дисциплины) 

тема(вариант): Мифология как основа искусства Древнего Египта
                                 (тема, вариант индивидуального задания) 

по специальности: Социально-культурный сервис и туризм
                                (код и наименование специальности) 

Выполнил(а):                                                                            
                                                        (подпись)                         (ф.и.о. студента)
                                                                  студент(ка)    курса
                                                                                         группы
                        № зачетной книжки ВСТ 09-43
Принял(а):                                (подпись)    (ф.и.о. преподавателя)                             
Волгодонск   2011 

Содержание 

Введение 
Искусство Древнего Египта
Мифология Древнего Египта
Заключение 
Список использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
    Мне крайне интересна культура и мифология  Древнего Египта, не только как одного из древнейших очагов цивилизации, но и как страны, которую я посетил  лично. Поражает в этом государстве  нынешний его упадок; контраст между  монументальными, колоссальными памятниками  древности; прошлыми достижениями египтян  в искусстве, науках, культуре и абсолютно  не соответствующий, противоречивый сегодняшний  уклад их жизни. Такое ощущение, что  время там остановилось несколько  тысяч лет назад. Тем не менее, только того, что оставили древние  египтяне вполне достаточно для преклонения  перед ними. Глубина и незыблемость их познаний поражает; многое из того, что они знали теперь утеряно, и мы даже не можем открыть, например, секрет состава их красок, сохранивших  и по сей день свою сочность. Именно уважение перед этой могущественной цивилизацией и простое любопытство  заставили меня "взяться за перо".
    Можно сказать, что история Египта начинается с эры палеолита, хотя на этот счет имеются лишь гипотезы и предположения. В те времена долина Нила вовсе  не походила на нынешнюю: до самой Дельты это было сплошное болото, воды реки покрывали практически всю долину, и климат был, конечно, более влажным, чем теперь. В конце палеолита  климат начал изменяться, и русло  Нила приняло современные очертания. Медленное, но постоянное наступление  пустыни на пограничные районы способствовало концентрации населения вдоль плодородных  берегов реки. В эпоху неолита, начало которого относится к десятому тысячелетию до н.э., там уже проживали  два народа различного происхождения: один относился к африканской  расе и пришел из центра Африки; другой - к средиземноморской расе и происходил из Центральной Азии. Предполагают, что была еще третья группа населения - выходцы из легендарной Атлантиды, пришедшие в долину Нила через  Ливию. Так сформировались две цивилизации: первая, Меримда, - на Севере страны в  Дельте, основавшая первые города; вторая - на Юге с главным городом Тасом.
    Народ Египта к этому времени уже  был разделен на две группы, и, несмотря на последующее объединение страны, это выразилось в территориальном  делении на "хесепы" (провинции), которые греки называли "номами": 22 нома в Верхнем Египте и 20 номов  в Нижнем Египте. Это было на заре египетской цивилизации в эпоху, которую египтяне назовут "временами  Бога", когда египетский трон занимал  царь Осирис. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 

    Неизгладимый  след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное  искусство Древнего Египта. Чтобы  лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть  возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян. Они  верили, что душа человека после  его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно  сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог  и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой  всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также  статуэтки слуг. На случай, если тело умершего по какой-либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся  с того света души её земную оболочку.
    Более всего заботились о том, чтобы  обеспечить вечную жизнь властителю страны - фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его  подданных вырубали из скал, перетаскивали  и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Если вспомнить, как низок был  уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство. Затем  появились большие т.н. ступенчатые  пирамиды; старейшая из них находится  в Саккара и была сооружена  четыре с половиной тысячелетия  назад. Шедеврами древнеегипетского  строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное  впечатление они должны были производить  сразу после завершения, когда  их тщательно отшлифованные поверхности  ослепительно сверкали в лучах южного солнца.
    Величайшее  и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона  Хеопса. Её высота 146 метров и в ней  может свободно уместиться, например, Исакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая  погребальная камера и ведущие к  ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это  не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства  пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств  была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым  фараон Тутанхамон.
    Из пирамид  и мастаб крупных вельмож на берегах  Нила складывались целые "города мёртвых". Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь  богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя  массивными, сужающимися кверху каменными  блоками, т.н. пилонами. К воротам  вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли  формы распространённых тогда в  Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в  огромных храмах Луксора и Кариака, которые были основаны примерно в 16-14 веках до нашей эры. В наше время  стал особенно знаменит высеченный в  скале храм в Абу-Симбеле. Строительство  Ассусианской плотины грозило ему  затоплением. Для спасения храма  была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова  собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.
    Египетские  мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного  дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых  людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях  властителей.
    Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко  узнать по своеобразным приёмам изображения  человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно  полнее: ступни ног и голова в  виде сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут было не в неумении, а  в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали  друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и  окрашенных в красиво подобранные  тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены  труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько  желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.
    Древние египтяне не знали перспективы, дальние  предметы они изображали просто над  ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают  тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в  лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.
    Особый  расцвет египетского искусства  наступил в эпоху правления фараона  Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В  то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди  других произведений тогда были созданы  замечательные изображения дочерей  царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты  даже наших дней.
    Благодаря верованиям и строгим правилам древнее  египетское искусство просуществовало  почти без изменений около  двух с половиной тысячелетий. В  поздний период оно подверглось  воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей  эры окончательно угасло. 

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
    Египетская  мифология ближе всего подходит к греческой. Греки, покорив Египет, стали интересоваться его историей и культурой и изучать его  верования; они придали египетским мифам свою окраску и отождествили многих египетских богов с олимпийскими богами. Новейшие открытия египтологии  подтвердили эти предположения.
    Религия древнего Египта была собранием различных  культов, которые подвергались в  продолжение многих веков многочисленным изменениям. Народы всевозможных рас  сошлись в долине Нила, и каждый внес в религиозные верования  отпечаток своего общего характера  и ума, философского или суеверного. Восток был и есть страна мечтателей и великих основателей религиозных  систем. Африка же есть страна фетишизма  и идолопоклонства. Обитатели Центральной  Африки, так называемая черная раса, всегда поклонялись хищным зверям своих  пустынь. Там человек чувствовал себя несравненно ниже этих зверей, потому что они о6ладали в более высокой степени силой, проворством и ловкостью, поэтому все божества этих рас что-нибудь да заимствуют у животных. Впрочем, греки, всегда склонные искать в своих собственных мифах объяснение чужих богов, несколько иначе объясняют верования египтян и образы их богов. Вот каковы их воззрения. Во время страшной, ожесточенной борьбы олимпийских богов с великанами многие боги, спасаясь от преследований своих противников, принуждены были бежать в Египет, приняв, для того чтобы их не узнали враги, образ или форму животных. А египтяне приняли за действительный их вид те заимствованные ими формы, под которыми они их увидали впервые. Когда же греки захотели посредством искусства изобразить египетских богов, то они их совершено преобразили, отняв у них их животный характер, который казался грекам чем-то постыдным для богов.
    Религиозному  перевороту Эхнатона предшествовал  переворот Менеса, а задолго до него - Осириса (V тысячелетие до н.э.). Некоторые историки считают, что  радикальное изменение религии  произошло в эпоху Осириса - фиванского царя (4200 г. до н.э.), самого таинственного  из всех правителей, при котором  был повсеместно утвержден монотеизм. Тот же самый Осирис будет возглавлять  всевышний суд над душами умерших.
    В наши дни ученые пришли к согласованному выводу, что многочисленные божества египетских храмов следует считать  посредниками или воплощениями Высшего  Существа, единого Бога, которому поклонялись  жрецы, посвященные и мудрецы, жившие в храме. На вершине египетского  пантеона восседает единый Бог, бессмертный, вечный, невидимый и скрытый в  непостижимой глубине своей сущности. В Египте поклонялись не множеству  богов, а, напротив, под именем какого-либо божества - Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа; доминирующей была идея единого изначального Бога... Египетские жрецы определяли его так: "Тот, кто существует сам по себе; Первопричина всякой жизни; Отец отцов; Мать матерей". Они говорили также: "Из него проистекает  сущность всех других богов", "По его воле светит солнце, земля отделена от неба и гармония царит в его  творении". Но чтобы облегчить  народу веру в единого Бога, жрецы  выражали его атрибуты и его различные  воплощения в виде чувственных представлений. Один из наиболее совершенных образов  Бога был представлен в виде солнца с его главными характеристиками: формой, светом, теплом. Душа солнца называлась Амон, или Амон-Ра, что значит "скрытое  солнце". Бог - это отец жизни, а  все прочие божества - всего лишь составные части его тела. Здесь  мы можем говорить о знаменитой египетской триаде. Апостолы этой древней теологии утверждали даже, что высшее Существо - творец Вселенной - если и едино  в своей сущности, то не едино  в своем воплощении.
    Ему не нужно выходить из себя, чтобы быть плодотворным, и он порождает себя в себе самом: он одновременно является Отцом, Матерью и Сыном Бога, не выходя из Бога. Эти три сущности есть "Бог в Боге" и, не разделяя божественную природу, они все три  стремятся к бесконечному совершенству. Отец представляет созидательную силу, а Сын - повторение Отца - подтверждает и выражает его вечные атрибуты. Осирис - бог солнца, Исида - его сестра и супруга, и Гор - их сын. Об этих богах сложились мифологические легенды, пересказанные нам греческими писателями, и эти мифы как бы являются символами борьбы солнца и  мрака, света и тьмы. Подробности  этих легенд, или, лучше сказать, греческих  пересказов, интересны уже тем, что  объясняют нам множество эмблем и символов, часто встречающихся  на памятниках египетского искусства.
    Ка - это  дух Вселенной, или духовная субстанция, которая животворит любую сущность. Тело - для земли, душа - для неба, а человеческая природа отождествляется  с самосознанием. После земной смерти душа витает над мумией - это ее Ка, ее двойник, - до тех пор, пока душа не преобразуется в астральный дух, и оба - Ка и Ба (божественная "искра" - одна из духовных характеристик данного индивидуума) - не соединятся нитью Осириса с высшим разумом, чтобы образовать единый разум (дух). Многочисленные фрески с изображением бессмертия души и других религиозных сюжетов были обнаружены в кирпичных зданиях - жилищах фараонов. Все заупокойные храмы и гробницы расписаны сценами вечной загробной жизни, отсюда их название - "дома вечности". Крест с петлей "Анх" также символизировал будущую жизнь с тремя ее атрибутами: мир, блаженство и безмятежность.
    Египтяне  верили в бессмертие души; это была с незапамятных времен главная доктрина египетской религии. Благодаря ней  установились все своеобразные похоронные обряды и обычаи, а также и все  эмблемы, изображавшиеся на гробах и  надгробных памятниках. Эта была эпоха  возведения великих пирамид, эпоха  сложения основных видов древнеегипетского  искусства, его стилистических особенностей. Главной из них была строгая система  композиционных и иконографических правил, получивших название "канона". В древнеегипетском искусстве каноны не менялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы сооружались  как усыпальницы. В гробницы помещали портретные статуи в качестве нетленных  двойников покойных, убежищ для их бессмертных душ – "Ка". Внутри стены гробниц обильно украшались росписями и рельефами, прославлявшими владельцев и рассказавшими об их подвигах в жизни. Бессмертие было обещано  тем душам, которые Осирис, верховный  судья, признает праведными. Эти души должны были вернуться в их телесную оболочку и оживить ее новою жизнью, не знающей смерти. Души же грешных  подвергались вторичной смерти, за которой следовало небытие. Вся  эта доктрина о бессмертии души ясно изложена в египетском похоронном требнике.
    Эта священная  книга, которая должна была находиться в каждом гробу, состояла из гимнов, молитв и разных похоронных обрядов. Глава вторая этой книги вся посвящена  жизни, начинающейся после смерти, а  глава сорок четвертая ясно и  определенно говорит о том, что  эта новая жизнь будет бессмертна. Этот-то принцип вместе с санитарными  мерами, обусловленными климатическими требованиями страны, ввел обычай бальзамирования  тела для сохранения его от разложения и порчи, или же для того, как  говорит текст требника, "чтобы  душа могла вновь соединиться  со своим телом". На одном надгробном памятнике в виде столба (стела) в  Булакском музее умерший, представ перед Верховным Судьёю, говорит  следующее, как гласит надпись: "Я  привязан к богу моей любовью, я накормил голодающего, подал воды жаждущему, одел лишенного одежды и приютил  бесприютного". Бог Тот изображался  всегда в сценах суда над душами и встречается очень часто  на надгробных памятниках. Он часто  изображался с богиней Пахт, или  Сехмет, богиней с львиной головой. Иногда, впрочем, она изображалась с  головою кошки, потому что Пахт, богиня правосудия, становится злобной львицей  для грешников, для праведных  же она является такою же ласковою, как кошка.
    Душа  умершего представала перед судьями, помощниками далекого Осириса; они  ее допрашивали; затем на весах взвешивалось все добро и зло, содеянное  этой душой. Сердце умершего помещалось на одну чашу весов, на другой лежало перо - символ богини Маат. Если умерший совершил больше добра чем зла, он становится "праведником" и мог стать  частью мистического тела бога Осириса; в противном случае его сердце пожирало чудовище с головой крокодила  и туловищем гиппопотама, и он терял всякую надежду на загробную  жизнь. А "праведный" мог попасть  в Ялу, то есть в Елисейские поля. Бог Тот записывал решение, а  Осирис выносил приговор. Иногда наказание  состояло в том, что душа должна была воплотиться в тело какого-нибудь нечистого животного, например в свинью, и священная лодка отвозила эту душу уже в образе животного на землю среди живущих. Затем для этой души вместе со второй смертью наступало небытие, потому что, по мнению египтян, бессмертие души приобреталось или утрачивалось человеком сообразно с его жизнью и поведением на земле. Хотя Осирис, Исида и Гор - главные египетские боги, но Мемфис и Фивы, бывшие долгое время столицами двух отдельных царств, имели особенных богов, которые потом смешались и соединились в египетской мифологии.
    Птах  был главным богом Мемфиса; он обыкновенно изображался в виде мумии с обритой головой. Он назывался  богом "с красивым лицом, богом, придающим  новую жизнь или новые формы". Птах есть то божество, которое снабдило бога Ра, сотворившего Вселенную, всеми  элементами, из которых составился мир. Он часто изображается с символом воскресения на голове - это скарабей, или навозный жук, - и попирает ногами крокодила, символ мрака. Амон является высшим божеством Фив; греки отождествляли  его с Юпитером. Он главный деятель  в природе и главная причина, заставляющая природу вечно возобновляться. Так как для Египта высшее проявление могущества этого бога заключалось  в размножении стад, то Амон чаще всего изображался в виде барана, и вот почему в Фивах к храмам, посвященным этому богу, вели дорожки, украшенные по обеим сторонам бараньими  головами. Это животное было ему  посвящено и - чаще всего приносилось  ему в жертву.
    Когда Амон олицетворял живительную теплоту  солнца, он назывался Амон-Ра. Его  супруга - богиня Мут - называлась царицей  неба и владычицей ночи, она же была матерью восходящего солнца. Обычная  одежда Амона - короткая туника, подпоясанная кушаком, его головной убор - красная  корона с двумя большими черными  перьями. Богиня Мут всегда изображалась с двойной короной (пшент) - эмблемой господства над Верхним и Нижним Египтом. Её отличительный признак - ястреб, символ материнства. Египтяне полагали, что все ястребы - самки, и поэтому считали его символом материнства. Нил есть только видимое  воплощение Амона, которому Египет обязан своим плодородием. Бог тогда  назывался Амоном-Нилом или Кнуфисом. На одном античном барельефе в  храме Дендеры Амон-Кнуфис изображен  с бараньей головою, украшенною перьями; он с распущенными крыльями и держит в одной руке ключ Нила, а в  другой - парусное судно. Многочисленные памятники Египта изображают этого  бога как повелителя Нила, регулирующего  разлив его вод. На одном барельефе  в городе Филах изображен египетский фараон Птолемей III Евергет, приносящий жертву Амону-Кнуфису. Этот бог, по обыкновению, окрашен в голубую краску, его  баранья голова ещё украшена козлиными  рогами, символом размножителя, диском и солнечными лучами.
    Египетские  фараоны часто отождествлялись  с восходящим солнцем и получали тогда титул сыновей Амона. Александр  Великий, будучи умным и хитрым политиком, прекрасно понял, что самый лучший способ упрочить свою власть над Египтом  и приобрести популярность заключался в том, чтобы воспользоваться  некоторыми религиозными предрассудками, упроченными веками; поэтому он отправился в оазис Амона, где находился  главный храм и оракул этого бога. Оракул провозгласил его сыном Амона, или солнца, и с тех пор он является в глазах египтян воплощением  солнца, которому они должны были, по своим верованиям, повиноваться беспрекословно и безропотно. Его потомки Птолемеи продолжали следовать его примеру, отправляясь в храм Амона за почетным в той стране титулом - "сын  солнца".
    Греки всегда изображали солнце под видом  юноши, голова которого окружена лучами, едущим на колеснице, которой он управляет, тогда, как египтяне всегда изображали солнце едущим в лодке. Обыкновенно посредине священной лодки находилось изображение бога, скрытого от глаз толпы занавесками или дверцами; всевозможные эмблемы, изображение второстепенных богов и священных сосудов покрывали нос и корму лодки. Символические лодки, изваянные на стенах храмов, - копии тех священных лодок, которые несли жрецы на плечах во время шествия. Эти лодки были украшены драгоценностями и делались из дерева редких пород, слоновой кости и даже золота и серебра; они все походили друг на друга и отличались только атрибутами и эмблемами. В храме города Фил находится изображение символической лодки, посвящённой Исиде; её несут на плечах жрецы; нос и корму лодки украшают головы Исиды, а над лодкою изображён диск, окружённый лучами, - символ движущегося солнца. На стенах Карнакского храма изображена такая же священная лодка; она плавает по Нилу; украшающие её бараньи головы указывают на то, что она посвящена Амону, главному божеству Фив. Но эта лодка не сама плавает по священным водам: её тащит другая, более скромная лодка; она украшена цветами лотоса, и у неё голова ястреба-перелётника (сокол) - символ восходящего солнца. 

Священные животные
    Почти каждому египетскому богу придавали  формы, и каждому из них посвящено  было какое-нибудь животное. Вот несколько  примеров: Хор - ястреб, Тот - ибис, Бастет - кошка, Хнум - баран.
    Кроме отправления культа богам-животным, египтяне еще поклонялись животным как таковым, наделенным определенными  качествами и отмеченными особыми  знаками. Яркий тому пример - пышный культ Аписа - священного быка, почитавшегося  в Мемфисе. Чтобы быка признали священным, он должен был обладать определенными  характеристиками, которые могли  знать только жрецы. По смерти Аписа, жрецы после длительного поста  начинали поиски нового Аписа, у которого на лбу должен был присутствовать белый треугольник, на шее - пятно, напоминавшее орла, и другое пятно в форме  растущей луны - на боку. В Мемфисе  Апис жил в загоне перед храмом Птаха - творца Вселенной - и там принимал подношения от поклоняющихся ему  и давал пророчества. До XIX династии каждый бык имел свою особую гробницу. Затем Рамсес II приказал хоронить их в общем некрополе - Серапеуме. Происхождение  этого названия следующее: умерший  Апис получал имя Осор-Аниса, от которого произошло греческое имя Серапис. Французский археолог Огюст Мариэтт, следуя точным указаниям из текста Страбона, открыл в 1851 году в Саккара  легендарный Серапеум: широкую, длинную  подземную галерею с погребальными  камерами. Там мумии священных  быков были помещены в монолитные саркофаги из розового гранита, известняка или базальта, достигавшие 4 метров в высоту и весившие до 70 тонн. В  благодарность за помощь, которую  оказывали некоторые птицы земледельцам, древние египтяне считали их также  священными. Там же, в Саккара, есть некрополь священных птиц - ибисов. Ибисы должны были иметь голые, матово-черные голову и шею, синевато-серые лапы, великолепное белое оперение с отдельными сине-черными перьями на крыльях. Живой ибис был посвящен богу Тоту - греческому Гермесу, после смерти его мумифицировали и укладывали в глиняный сосуд.
    В Фивах  существовал особый культ крокодила, который жил там, прирученный, украшенный золотыми серьгами и кольцами, принимая от всех знаки почитания и благоговения.
    Однако, как утверждает Геродот, не во всех городах Египта крокодил был священным  животным. Так, например, в городе Элефантине и его окрестностях мясо крокодила  даже употребляли в пищу.
    В египетской религии важная роль отводилась кошке, которая называлась "мяу", звукоподражательным  словом, перешедшим во все языки; от него же происходит глагол "мяукать". Кошка, посвященная богине Бастет, олицетворяла благодатное солнечное тепло. Ее культ особенно процветал в Нижнем Египте. Город Бубаст (сегодняшний  Зигазиг), где был воздвигнут храм богини Бастет, был назван в ее честь. Кошка считалась настолько священным  животным, что даже случайное ее убийство вело к смертной казне. Огромное количество забальзамированных мумий  кошек было найдено в Бени-Хасане. 

Погребение и мумифицирование
    Считалось, что искусство бальзамирования  трупов и превращение их в мумии  имеет божественное происхождение; его приписывали Хору, сыну Осириса  и Исиды.
    Слово "мумия" - арабского происхождения  и обозначает, по словам арабского  путешественника XII века Аб-эль-Латифа, гудрон, или смесь смолы и мирры: состав, широко применявшийся для  обработки трупов и бывший предметом  бойкой торговли в средние века даже в Европе.
    Раньше  различали искусственные и естественные мумии, которые сохранялись без  какой-либо специальной обработки. Сегодня считается, что поразительная  сохранность египетских мумий лишь отчасти зависела от совершенной  техники бальзамирования, главная  же причина заключалась в чрезвычайно  сухом климате Египта, мешающем развитию бактерий в воздухе и в песке.
    Благодаря барельефам и росписям, найденным  в гробницах, мы знаем, как проходили  погребальные церемонии в древнем  Египте. Во главе похоронной процессии  группа рабов несла пожертвования  и личные вещи усопшего: если это  был воин - оружие и его лошадь; крестьянин - его орудия труда. Затем  шли наемные плакальщицы, которые  испускали пронзительные, жалобные вопли, рвали на себе волосы и пели похоронные гимны. И, наконец, за распорядителем похорон и жрецом двигался катафалк в виде солнечной ладьи, водруженный  на сани, влекомые упряжкой быков. За катафалком шла семья, родственники и друзья умершего в глубоком трауре, они  плакали и испускали жалобные крики. Последней шла группа женщин, певших погребальное величание усопшему. Процессию сопровождала толпа любопытных зевак. Если кладбище находилось на другом берегу Нила, кортеж останавливался, чтобы  погрузиться на баржи и переплыть  реку. На другом берегу мумия снова  водружалась на сани, и группы сопровождающих выстраивались в прежнем порядке. Прибыв к месту захоронения, родственники и друзья прощались с покойным и приносили воздаяния мумии, затем приступали к "церемонии  открытия глаз и рта", которая  символически возвращала умершему способность  чувствовать. И, наконец, мумия обретала покой в своей гробнице.
    Теперь  рассмотрим, как протекало бальзамирование  трупа. Тело только что умершего человека передавалось специалистам по бальзамированию. Самая первая операция заключалась  в извлечении мозга через ноздри с помощью тонкого инструмента  в виде крючка. После этого череп  заполнялся составом на основе жидкого  гудрона, который, охлаждаясь, затвердевал. В глазные яблоки вместо глаз вставляли искусственные глаза из эмали. Затем извлекали кишечник и внутренности через разрез в левом боку, сделанный с помощью острого камня. Внутренности после обработки в кипящем битумном составе вместе с печенью и мозгом запечатывались в четыре канопы (специальные сосуды) из глины, известняка или алебастра, а также из камня или металла - в зависимости от социального положения умершего. Четыре разные головы - человека, шакала, ястреба и павиана - образы четырех загробных духов венчали крышки этих урн, которые помещали все вместе в один ковчег рядом с мумией. Полость живота тщательно промывалась пальмовым вином и высушивалась ароматическими порошками. Затем ее набивали толченой миррой или ароматизированными древесными опилками. После такой подготовки тело погружалось на 70 дней в ванну с раствором натрона (карбоната натрия). Таким образом плоть и мышцы полностью растворялись и оставались лишь кости, обтянутые кожей. У мужчин волосы коротко стригли, а женщинам оставляли их длинные роскошные прически. Узкими бинтами, пропитанными смолами, бинтовали сначала каждый палец отдельно, потом кисть и руку. Так бинтовали руки, ноги и, наконец, тело. Голову обрабатывали еще более тщательно. Непосредственно на кожу накладывали ткань типа муслина. Лицо последовательно покрывали несколькими слоями этой ткани так плотно, что снятая многослойная маска могла служить формой для отливки гипсового портрета покойника. И, наконец, вытянутое забинтованное тело с руками, скрещенными на груди или лежащими вдоль бедер, обертывали лентами ткани по всей длине. Тела же фараонов заворачивали в саван или покрывали чехлом из чеканного золота, повторявшим форму их тел.
    Мумии, хранящиеся в египетских музеях Каира  и Александрии или в других музеях мира, находятся в состоянии  почти совершенной консервации. Самая древняя из известных мумий - это мумия Секке-рам-Саэфа, одного из сыновей Пепи I (VI династия). Она  найдена в 1881 году в Саккара, около  Мемфиса и сейчас хранится в Каирском музее. Искусство бальзамировщиков донесло до наших дней лики великих  фараонов: на морщинистом лице Мернефта (многие относят его правление  к эпохе исхода евреев) можно еще  различить характерный фамильный  нос и густые брови; рентгеновский  снимок показал, что великий Рамсес II страдал зубной болью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Итак, мы ненадолго погрузились в мировоззрение  древнеегипетского общества, в его  структуру и мифологию. Безусловно, познать и оценить всю глубину  знаний жителей Древнего Египта не представляется возможным. Здесь я  хоть чуть-чуть расс
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.