На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методика профессионального обучения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и науки Российской Федерации
     Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение
     высшего профессионального образования
     «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
     Институт  искусств
     Кафедра «Дизайн костюма»
     Филиал  в г. Омске 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА  
 

     по  дисциплине
     «Методика профессионального обучения» 
 
 
 
 

     Исполнитель:
     Студ. Групп. Ом – 212 СДК                                               Ижко Е.А. 

     Руководитель:                                                                        Шутова Т.В. 
 
 
 
 

     Омск 2011
     Министерство  образования и науки Российской Федерации
     Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение
     высшего профессионального образования
     «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
     Институт  искусств
     Кафедра «Дизайн костюма»
     Филиал  в г. Омске 
 
 
 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ПО  ТЕМЕ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА»
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПОРТНЫХ 
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕЖДЕ 

     Курсовая  работа по дисциплине
     «Методика профессионального обучения» 
 

     Исполнитель:
     Студ. Групп. Ом – 212 СДК                                               Ижко Е.А. 

     Руководитель:                                                                        Шутова Т.В. 
 
 

     Омск 2011
РЕФЕРАТ
     Курсовая работа содержит 70 листов машинописного текста, , 5 таблиц, 29 наименований использованных источников, 8 приложений.      Ключевые  слова: ПРОФЕССИЯ, КВАЛИФИКАЦИЯ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС НПО), КОМПЕТЕНЦИЯ, УЧЕБНЫЙ ПЛАН, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ (ПМ), ДИСЦИПЛИНА, ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, УЧЕБНИК, ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
     Цель  работы – осуществление педагогического  проектирования учебного процесса подготовки квалифицированных рабочих по профессии портной в условиях образовательного учреждения системы начального профессионального образования (НПО) по теме «Материаловедение».
     В курсовой работе проведено изучение: ФГОС НПО портного, общих и профессиональных компетенций выпускника, базисного учебного плана с разработкой рабочего учебного плана, учебной литературы по теме урока с целью отбора содержания для одного занятия.
     Разработаны следующие документы:
     - содержание разделов и тем  профессионального модуля ПМ  «Материаловедение»;
     - фрагмент учебной программы ПМ  «Материаловедение» по МДК «Материаловедение  швейного производства»;
     - перспективно-тематический план  изучения темы «волокнистые материалы и их свойства»;
     - план урока по теме «Классификация волокон» с описанием методики проведения урока преподавателем.
     Проведен  анализ и выбор основного учебника органолептическим методом по изучению МДК «Материаловедение швейного производства».
     Разработаны наглядные средства обучения для  урока в виде раздаточного материала  и плаката «Виды волокон» 
          Курсовая  работа по дисциплине «Методика профессионального  обучения»
         
Изм. Лист № докум. Подп. Дата
Разраб. Ижко Е.А.     Проектирование  учебного процесса по теме «Материаловедение» для подготовки портных в профессиональном училище Литера Лист Листов
Проверил Шутова Т.В.           3 58
Н.контр.       РГППУ, каф. ДК, гр. 312С-ДК
Утв. Шутова Т.В.    
       
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ стр. 5
1. Изучение ФГОС  НПО по профессии  портной стр. 7
1.1 Основные сведения о структуре стандарта на профессию стр. 8
1.2 Описание компетенций выпускника  по профессии портной стр. 10
1.3 Анализ и доработка базисного  учебного плана стр. 12
2. Анализ требований  к результатам  освоения профессионального  модуля «Материаловедение» стр. 16
2.1 Определение содержания тем МДК  «Материаловедение швейного производства»  и проверка соответствия необходимым  компетенциям портного стр.17
2.2 Анализ учебной литературы и  выбор основного учебника по  МДК «Материаловедение швейного  производства» стр. 24
3. Проектирование учебного  процесса изучения  темы «Текстильные  волокна» стр. 27
3.1 Перспективное планирование учебного  процесса. Разработка перспектирно-тематического  плана изучения темы «Текстильные  волокна» стр. 28
3.2 Текущая подготовка педагога  к занятию. Разработка плана конспекта урока по теме «Классификация волокон» стр. 28
3.2.1 Уточнение и конкретизация целей  урока, уточнение типа урока стр. 30
3.2.2 Отбор содержания урока. Разработка  конспекта урока стр. 30
3.2.3 Разработка методики осуществления учебных действий преподавателя на уроке. Выбор методов и средств обучения стр. 31
3.3 Разработка дидактических средств  и наглядных материалов для  урока…….. стр. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 39
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 42
Приложение 1 - Требования к результатам освоения основной Профессиональной образовательной программы стр. 44
Приложение 2 - Примерный учебный  план для подготовки квалифицированных  рабочих по профессии «Портной» стр. 46
Приложение 3 - Тематический план по предмету: «Материаловедение швейного производства» стр.
Приложение 4 – Разъяснения  по формированию учебного плана  стр.
Приложение 5 - Содержание примерной  учебной программы стр.
Приложение 6 - Перспективно-тематический план стр.
Приложение 7 - Пример выделения  ключевых элементов урока для разработки  методики осуществления учебных действий стр.
Приложение 8 - План урока стр.
 
 
ВВЕДЕНИЕ
    Методика  профессионального обучения рассматривается  как методика углубленного обучения студентов колледжей и учащихся профессиональных училищ, как специальная, контекстная подготовка в направлении  будущей профессии и специальности.
     Предмет рассмотрения методики профессионального обучения — закономерности методической деятельности педагога профессиональной школы по разработке специальных средств обучения.
      Основная  цель курсовой работы может быть определена в трех различных аспектах:
      1) в аспекте создания методического продукта: разработка методики обучения одному из предметов профессиональной подготовки высококвалифицированных рабочих в профессиональных училищах;
      2) в дидактического аспекте: закрепление  и совершенствование первичных  навыков и умений использовать систему психолого-педагогических и методических знаний для решения актуальных для системы НПО учебно-методических задач в ходе самостоятельной методической работы;
      3) в диагностическом аспекте: оценка  уровня профессиональной подготовленности к осуществлению учебно-методической деятельности, к проектированию педагогического процесса в учебных заведениях системы начального профессионального образования и конструированию отдельных его элементов.
      Круг  задач, решаемых в ходе курсового  проектирования, очень широк. Прежде всего, это задачи общего характера:
    закрепление и совершенствование теоретических знаний об учебно- и научно-методической деятельности педагога профессионального обучения в образовательном учреждении;
    формирование умения самостоятельно работать с научной, методической, нормативной и учебно-программной документацией и другой литературой, осуществлять ее анализ, корректировку и разработку;
    систематизация профессиональных знаний и умений, полученных в циклах психолого-педагогической и специальной подготовки, при решении методических задач;
    развитие умений выполнять методические разработки;
    развитие диалектического мышления и создание познавательного интереса к своей будущей профессиональной деятельности.
 
 
---
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Изучение ФГОС НПО по профессии портной 

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
    Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
    1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
    2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
    Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
    1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
    2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
    3) требования к результатам освоения основных образовательных программ. 

1.1 Основные сведения  о структуре стандарта  на профессию 

    Перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный  приказом Министерства образования и науки РФ от 4 февраля 2010 г.  N 16261 включает в себя:
    - структуру кодового обозначения;
    - наименования укрупненных групп профессий по направлениям подготовки, направлений подготовки, профессий;
    - код в зависимости от срока освоения образовательных программ начального профессионального образования;
    - наименование профессий рабочих, должностей служащих согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).
    Укрупненные группы профессий по направлениям подготовки объединяют совокупности профессий, относящиеся к какой-либо широкой предметной области. Направления подготовки выделяют более узкую предметную область в рамках укрупненных групп профессий, к которым они принадлежат. Профессии выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область.
    В ходе работы с документом была найдена квалификация 262019.03 Портной. Для рассмотрения требований к общим и профессиональным компетенциям профессии был рассмотрен федеральный государственный стандарт начального профессионального образования.
     Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2010 г. N 479, представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 262019.03 Портной всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации.
     Структура (ФГОС НПО) по профессии 262019.03 портной  состоит из семи пунктов:
     I.Область применения и право на реализацию ОПОП на территории РФ профессии 262019.03 портной
     II Используемые сокращения педагогической и профессиональной терминологии.
     III.Характеристика подготовки по профессии, нормативные сроки освоения ОПОП НПО с получением квалификации (ОК 016-94).
     IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников (перечни работ в соответствии с разрядом ЕДТКС)
     V. Требования к результатам освоения ОПОП. (ОК), (ПК)
     VI. Требования к структуре ОПОП НПО
     Основная программа ОПОП включает в себя изучение учебных циклов.
     Обязательная часть ОПОП 80% на освоение  учебных циклов общеобразовательный цикл.(ОП)
     Вариативная часть 20% профессиональный цикл (П).
Междисциплинарный курс(МДК) профессиональный модуль (ПМ)
     VII. Требования к условиям реализации ОПОП. Перед разработкой ОПОП изучить особенности рынка труда. Делать изменения и поправки в соответствии с ФГОСТ
     VIII. Требования к оцениванию качества ОПОП. Все формы контроля знаний. Государственный экзамен проводиться по усмотрению образовательного учреждения.
    Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования квалификации портной составляют:
    - на базе среднего (полного) общего образования – 10 месяцев;
    - на базе основного общего образования – 2.5 года.
    Область профессиональной деятельности выпускников: индивидуальный пошив швейных изделий, подготовка изделий к примеркам, ремонт и обновление изделий.
    Объектами профессиональной деятельности выпускников  являются:
    - текстильные и прикладные материалы, фурнитура;
    - полуфабрикаты и готовые изделия  различных ассортиментных групп;
    - техническая и технологическая  документация;
    - швейное оборудование, средства  малой механизации и оборудование  для влажно-тепловой обработки  изделий;
    - подсобные лекала и инструменты.
    Обучающийся по профессии Портной готовится  к следующим видам деятельности:
    - Пошив швейных изделий по индивидуальным  заказам.
    - Дефектация швейных изделий.
    - Ремонт и обновление швейных  изделий. 

    1.2 Описание компетенций  выпускника по  профессии портной 

     Компетенция – это способность применять  знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетенция ориентирована  на оценку конкурентоспособности выпускника, его готовности и умения успешно  «встраиваться» в социальные, хозяйственные, производственные структуры, быть эффективным и востребованным на рынке труда.
     Общие (универсальные) компетенции – компетенции, необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и  во внепрофессиональной сферах.
     Профессиональные (специальные) компетенции – компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности
     В соответствии  (ФГОС НПО) пункт V по профессии портной выпускник должен МДК «Основы конструирования и моделирования одежды»:
     Обладать  общими компетенциями (ОК), включающие в себя способности ОК1.-ОК7. (понимать, организовывать, анализировать, осуществлять, использовать, работать в команде,ОК7.-для юношей ).
     Должен  обладать - профессиональными компетенциями (ПК), соответствующие основным  видам  профессиональной деятельности ПК1.1- ПК1.7. (проверять, определять, обслуживать, выполнять, формировать, соблюдать, пользоваться документацией). ПК2.1.- ПК2.2.(выполнять, определять). ПК3.1.- ПК 3.4. (выявлять, подбирать, выполнять, соблюдать).
     ПК  плюс ОК - получаем профессиональный модуль (ПМ) формирует квалификационную характеристику.
     Квалификационная  характеристика - это государственный  документ, в котором содержатся требования к профессиональным знаниям и  умениям, обеспечивающим определенный уровень квалификации по конкретной профессии. Они содержатся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) Документ, который не является составляющей ФГОС НПО, однако применяется в образовательных учреждениях для определения потребностей работодателей в квалификации выпускника
     Таким образом, необходимо внимательно изучать  текст ФГОС для профессии, чтобы  понять назначение этого документа  и учитывать требования к результатам  обучения при формировании содержания отдельных учебных дисциплин или профессиональных модулей.
    Требования  к результатам освоения основной Профессиональной образовательной программы (фрагмент ФГОС НПО по профессии 262019.03 Портной) в Приложении 1 
 

    1.3 Анализ и доработка  базисного учебного  плана 

     Учебный план нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объём времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала.
     В титульной части учебного плана  необходимо указать:
     - полное наименование образовательного учреждения, его организационно-правовую форму в соответствии с утвержденным уставом;
     - индекс и полное наименование  профессии в соответствии с  ФГОС НПО;
     - наименование квалификации;
     - форму освоения основной профессиональной  образовательной программы;
     - нормативный срок обучения в  зависимости от базы приема;
     - базу приема на обучение: основное  общее образование, среднее (полное) общее образование;
     - в грифе «утвержден» следует  привести наименование образовательного  учреждения, фамилию и инициалы директора, его подпись, дату утверждения, заверить печатью.
     График  учебного процесса определяет по курсам  и семестрам сроки начала и окончания учебных занятий, экзаменационных сессий, каникул, этапов и продолжительности учебной и производственной практик, государственной (итоговой) аттестации.
     План  учебного процесса включает в себя перечень, количество часов, последовательность изучения дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов  и их темы по семестрам и курсам, виды учебных занятий, формы промежуточной аттестации.
     Дисциплины  учебного плана группируются по циклам:
     - общеобразовательный цикл, если  обучение осуществляется на базе  основного общего образования.  Общеобразовательная подготовка  осуществляется рассредоточено, одновременно с освоением образовательной программы по профессии в течение всего срока обучения.
     - общепрофессиональный цикл;
     - профессиональный цикл, включающий  в себя профессиональные модули;
     -физическая  культура.
     Профессиональные  модули представлены в учебном плане разделами. Каждый раздел профессионального модуля представлен междисциплинарным курсом или его частью. Каждый междисциплинарный курс представлен темами. Учебная практика (производственное обучение), указывается в рамках профессиональных модулей рассредоточено и/или концентрированно, производственная практика в рамках профессиональных модулей показывается концентрированно.
     Объем обязательной и максимальной учебной  нагрузки на изучение дисциплины (за исключением  «физической культуры») и профессионального модуля устанавливается исходя из объема, отведенного ФГОС НПО на соответствующий  цикл.
     В плане учебного процесса должны быть отражены следующие формы контроля  учебной деятельности (промежуточная аттестация)  обучающегося:
     - экзамен, в том числе комплексный;
     - зачет или дифференцированный  зачет;
     - контрольная работа по дисциплине.
     В ходе освоения и по завершению освоения дисциплин общепрофессионального  цикла могут проводиться как  экзамены, так и зачеты (дифференцированные зачеты), контрольные работы.
     Проведение  зачетов (дифференцированных зачетов), контрольных работ предусматривается  за счет времени, отведенного на соответствующую  дисциплину.
     В ходе освоения тем междисциплинарных  курсов предусматривается проведение зачетов (дифференцированных зачетов), контрольных работ, за счет времени, отведенного на соответствующую тему.
     По  завершению освоения междисциплинарных  курсов также проводятся комплексные  экзамены.
     По  завершению освоения  профессиональных модулей проводятся комплексные экзамены, направленные на определение готовности выпускника к определенному виду деятельности, посредством оценки их профессиональных компетенций, сформированных в ходе освоения междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики.
     Все дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы и темы междисциплинарных курсов, включенные в учебный план, должны иметь промежуточную аттестацию.
     Для дисциплин и тем междисциплинарных  курсов, изучаемых в течение нескольких семестров, рекомендуется проведение промежуточной аттестации на каждом их них.
     Государственная (итоговая) аттестация включает в себя выполнение и защиту выпускной квалификационной работы (выпускная квалификационная работа и письменная экзаменационная  работа).
     В учебный план необходимо включить пояснения, которые должны содержать следующее:
     - на основании какого документа  разработан учебный план по  профессии (указать дату и номер  приказа Министерства науки и  образования РФ, утверждающего ФГОС. Указать дату и номер регистрации  Минюстом России);
     - начало учебных занятий - 1 сентября и окончание в соответствии с графиком учебного процесса. По профессиям, связанным с сезонным характером работ, начало и окончание учебного года могут быть перенесены на другие сроки;
     - как использовано время, отведенное  на вариативную часть (на увеличение количества часов на изучение дисциплин, профессиональных модулей, на введение новых профессиональных модулей);
     -  за счет какого времени проводятся зачеты и контрольные работы;
     - какие зачеты проводятся дифференцированными;
     -   какие формы консультаций могут проводиться с обучающимися: устные, письменные, групповые, индивидуальные и др.
     - если на один семестр планируется  проведение трех экзаменов, на  две недели - пять экзаменов, то  следует сделать запись о том,  что первый экзамен сдается в первый день сессии. Интервал между экзаменами должен быть не менее двух календарных дней;
     В учебном плане приводится перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и  т.д., необходимых для реализации профессиональной образовательной  программы по профессии. Учебному заведению предоставляется право вносить изменения в перечень с учетом профиля подготовки специалистов и перечня фактических дисциплин и профессиональных модулей, о чем делается соответствующая запись в пояснении.
    В Приложении 2 представлен примерный учебный план для подготовки квалифицированных  рабочих по профессии «Портной» на базе среднего (полного) общего образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ требований к результатам освоения профессионального модуля «Материаловедение» 

     Согласно  пункту VI  ГОСТ НПО МДК.02.01 – должен соответствовать ОК 1-7; ПК 1.1-1.7; ПК2.1 – 2.3.; ПК 3.1-3.4(уметь, знать) выливаются в ПМ 0.1; 02; 0.3
     Модуль (учебный модуль) – часть образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.
     Профессиональный  модуль – часть профессиональной образовательной программы, имеющая  определённую логическую завершённость по отношению к заданным стандартом результатам образования, и предназначенная для освоения специальных компетенций, обеспечивающих реализацию определённой профессиональной функции. Как правило, один профессиональный модуль направлен на освоение одной профессиональной функции.
     Структура программы учебной дисциплины  (модуля) включает:
     1. Паспорт программы учебной дисциплины «Материаловедение»
     2. Результаты освоения профессионального  модуля «Материаловедение» (ОК)(ПК)
     3. Структура и содержание учебной дисциплины «Материаловедение швейного производства»
     Пример: урок комбинированный по теме  «Волокнистые материалы и их свойства» Краткие сведения о классификации волокнистых материалов, их строении и свойствах. (ОК)(ПК) - (ПМ)  отработка навыков и умений применения знаний на практике- решение задач по новому материалу. В структуре такого урока есть составляющие всех типов уроков
     Этапы урока:
     Этап 1. Организационный момент.      Время - -
     Этап 2. Проверка домашнего задания.            - -
     Этап 3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
     - актуализация опорных знаний;                 - -
     - мотивация;                                                  - -
     - целеполагание.                                           - -
     Этап 4. Изложение нового материала – 15-20 мин. Здесь сокращение времени объясним просто – чем меньше материала, тем легче он усваивается.                                         
     Этап 5. Первичное закрепление в виде практического упражнения (поджигание разных видов волокон для определения их состава, запись результатов)  - -
     Этап 6. Подведение итогов и оглашение оценок.      - -
     Этап 7. Выдача домашнего задания.                        - - и того: 3ч.
     4. Условия реализации программы  учебной дисциплины «Материаловедение швейного производства»
     5. Контроль и оценка результатов  учебной дисциплины «Материаловедение швейного производства» получения разряда ЕТКС
ФГОС  НПО общее положение в соответствии Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ.Приложении 4. 

    2.1 Определение содержания тем МДК
    «Материаловедение швейного производства» 
    и проверка соответствия необходимым компетенциям портного 

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    Введение
    Курс  «Материаловедение» является частью материаловедческого цикла специальных дисциплин учебных планов специальностей 280800 «Технология швейных изделий», 280900 «Конструирование швейных изделий», 281300 «Художественное проектирование костюма». Данная дисциплина читается в 1 семестре. В целом на нее отводится 68 часов. Из них 32 часа аудиторных (1 час – лекционных занятий, 1 час – лабораторных работ в неделю), 36 часов самостоятельной работы (для очной формы обучения); из них 14 часов аудиторных (8 часов лекций, 6 часов лабораторных занятий), 54 часа самостоятельной работы (для заочной формы обучения).
    Курс  предназначен для ознакомления студентов  с особенностями получения, строения и свойств исходных и промежуточных  текстильных материалов: волокон  и нитей, основами ткацкого, трикотажного, нетканого, отделочного производства, а также особенностями строения различных текстильных материалов: тканей, трикотажа, нетканых полотен. Рассматриваются классификации текстильных волокон и материалов, особенности строения волокно-образующих полимеров и влияние их молекулярной и надмолекулярной структуры на свойства волокон и элементарных нитей; получение, особенности строения и свойств основных натуральных волокон: хлопка, льна, шерсти, натурального шелка; общие принципы получения химических волокон и особенности получения, строения и свойств различных видов искусственных и синтетических волокон; основы процесса получения пряжи и особенности строения и свойств пряжи различных систем прядения; классификация, структура и свойства различных текстильных нитей; процесс формирования ткани на ткацком станке, классификация ткацких переплетений и их характеристика; основы трикотажного производства и классификация трикотажных переплетений; различные способы производства нетканых полотен и особенности их структуры; основные цели и процессы отделки материалов.
    Особое  внимание уделяется знакомству с  новыми материалами, изучению взаимосвязи  строения и свойств волокон и  готовых текстильных полотен.
    1. Организационно-методические  указания
    1.1. Цели и задачи  изучения дисциплины
    Курс  «Текстильное материаловедение» является одним из основных специальных дисциплин, определяющих профиль подготовки специалистов по специальностям 280800 «Технология швейных изделий», 280900 «Конструирование швейных изделий», 281300 «Художественное проектирование костюма». Целью преподавания дисциплины «Текстильное материаловедение» является изучение структуры и свойств волокон, нитей и готовых текстильных материалов, выявление отличительных особенностей процессов их производства или переработки.
    Основной  задачей дисциплины является формирование у будущих специалистов-швейников глубоких знаний особенностей получения, строения и свойств натуральных и химических (искусственные и синтетические) волокон, нитей и пряжи различных структур и их влияния на свойства готовых текстильных материалов, приобретение практических навыков распознавания волокон, определения характеристик структурно-механических свойств текстильных нитей, анализа ткацких и трикотажных переплетений. Закрепление теоретического курса и приобретение практических навыков осуществляется посредством овладения лекционным курсом, выполнения лабораторных работ, индивидуальных заданий, самостоятельной работы.
    1.2. Связь с другими  дисциплинами
    Являясь одной из дисциплин специального цикла, дисциплина «Текстильное материаловедение» занимает значительное место в подготовке специалистов швейного производства: технологов, конструкторов, художников-стилистов. Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении таких общеобразовательных, естественно-научных и специальных дисциплин как высшая математика, физика, химия, прикладная механика и т.д. На знаниях, полученных при изучении данной дисциплины, основываются такие курсы как «Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности» и «Материалы для одежды и конфекционирование». Она тесно связана с другими дисциплинами специальности, а именно «Основы проектирования костюма», «Методы качественного соединения деталей одежды», «Процессы изготовления верхней одежды», «Конструирование швейных изделий».
    Сущность  взаимосвязи состоит в том, что, используя знания, полученные при изучении данной дисциплины, студенты способны принимать грамотные проектные решения при выборе модельно-конструктивных и технологических особенностей изделий с учетом свойств применяемых материалов.
    1.3. Знания, умения и  навыки, которые должен  приобрести студент  в результате изучения  дисциплины
    Знания. В результате изучения дисциплины «Текстильное материаловедение» студенты должны знать квалификацию волокон и текстильных материалов, особенности получения, строения и свойств натуральных и химических волокон, пряжи и нитей различных способов производства, классификацию ткацких и трикотажных переплетений, их влияние на внешний вид и свойства тканей и трикотажных полотен, основы ткацкого, трикотажного, нетканого и отделочного производства, сущность основных этапов и операций отделки материалов.
    Умения. После изучения лекционного курса и выполнения лабораторных работ студенты должны уметь проводить качественный и количественный анализ образцов материалов, оценивать структуру и свойства текстильных нитей, анализировать ткацкие и трикотажные переплетения и прогнозировать свойства материалов исходя из особенностей их структуры.
    Навыки. За время изучения курса «Текстильное материаловедение» студенты приобретают практические навыки распознавания текстильных материалов, определения характеристик структурно-механических свойств текстильных нитей инструментальными методами, навыки определения вида ткацкого или трикотажного переплетения на конкретных образцах материалов. 
 

    1.4. Основные виды  занятий и особенности  их проведения  при изучении дисциплины
    Объем курса «Текстильное материаловедение»  в соответствии с учебными планами  специальностей 280800, 280900, 281300 составляет 68 часов.
    1.4.1. Лекционные занятия
    На  лекционные занятия приходиться 16 часов для очной формы обучения и 8 часов – для заочной формы обучения. В ходе их проведения рассматриваются основные вопросы, изложенные в разделе «Содержание дисциплины». Для успешного освоения лекционного курса необходимо помимо конспекта лекций пользоваться научно-технической и специальной литературой, представленной в разделе 6 «Список рекомендованной литературы» настоящей учебной программы. Студенты заочной формы обучения должны в обязательном порядке на лекциях иметь готовый конспект, отражающей все темы программы курса из раздела 2, и составленной с учетом контрольных вопросов, представленных в разделе 7 данной методической разработки.
    1.4.2. Лабораторные занятия
    Лабораторные  занятия занимают 16 часов от общего количества часов данного курса для очной формы обучения и 6 часов для заочной формы. Лабораторные работы проводятся в специализированной лаборатории кафедры Индустрии моды, располагающей необходимым парком испытательного оборудования и средств измерений. Лабораторные работы проводятся в соответствии с графиком выполнения работ, разработанным ведущим преподавателем и утвержденным заведующим кафедрой. При выполнении лабораторных работ студенту следует руководствоваться настоящей программой, методическими указаниями, разработанными ведущими преподавателями кафедры, лабораторным практикумом, указанным в списке основной литературы.
    Лабораторные  работы выполняются либо индивидуально, либо бригадами по несколько человек. При этом каждый студент должен оформить отдельный отчет по каждой из 6 работ (для студентов очной формы обучения), предусмотренных графиком. Отчет по лабораторной работе должен содержать все необходимые разделы: цель работы, задание, общие сведения, экспериментальную часть, выводы и список используемой литературы, а также должен быть оформлен в соответствии с требованиями ЕСКД в рукописной или печатной форме.
    1.4.3. Самостоятельная  работа
    Объем самостоятельной работы составляет 36 часа для студентов очной формы  обучения и 54 часа для заочной формы. Самостоятельная работа студентов очной формы обучения заключается в более глубоком и разностороннем изучении тем, обозначенном в лекционном курсе, а также в самостоятельном изучении отдельных тем и разделов программы курса, не обсуждаемых на лекциях, с предоставлением конспекта (реферата), качество которого учитывается при аттестации студента.
    Студенты  заочной формы обучения в рамках самостоятельной работы должны разработать  конспект по всем темам программы  курса с учетом контрольных вопросов, предоставляемых в разделе 7 настоящих методических указаний. Без указанного конспекта студент не допускается к лекционным занятиям и сдаче экзамена. Кроме того, студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу в соответствии с заданием, представленном в разделе 4 настоящей методической разработки.
    1.5. Техническое и  программное обеспечение  дисциплины
    Лекционный  курс читается в аудитории, оборудованной, по возможности, проекционной и видеотехникой, качественной доской. Для проведения лабораторных работ необходима специализированная лаборатория, оборудованная специализированным испытательным оборудованием для исследования структуры волокон, нитей, тканей, трикотажных полотен.
    1.6. Виды текущего, промежуточного  и итогового контроля  знаний студентов  по дисциплине  и способы их  проведения
    Текущий контроль. Посещение лекционных и лабораторных занятий, выполнение индивидуальных заданий по самостоятельной работе.
    Промежуточный контроль. На 8-ой и 16-ой неделях для всех студентов ВГУЭС очной формы обучения проводятся аттестационные недели. Промежуточные аттестации студенты проходят в виде выполнения контрольных работ (тестов) по соответствующим темам данного курса. При выставлении оценки также учитывается выполнение и защита лабораторных работ в сроки, указанные в графике проведения лабораторных работ. Оценка знаний проводиться в рамках 100-бальной системы, с учетом количества баллов, отведенных на каждую аттестацию по видам работ.
    Итоговый  контроль. Предусматривает на момент сдачи зачета по курсу «Текстильное материаловедение» выполнение и защиту всех лабораторных работ, включенных в график их выполнения, а также сдачу контрольных работ промежуточных аттестаций. Зачет проводиться в письменной форме по индивидуальным билетам, включающим вопросы по темам, не вошедшим в промежуточные аттестации. При выставлении итоговой оценки учитываются баллы, полученные на промежуточных аттестациях, баллы за неучтенные ранее лабораторные работы, баллы за зачетную контрольную работу и поощрительные баллы за посещение занятий (лекций), исходя из 100-бальной системы оценки и ее последующего перевода в систему «зачтено – не зачтено» в соответствии с действующей во ВГУЭС схемой (для получения зачета необходимо набрать не менее 61 балла).
    Содержание  дисциплины приведено в Приложении 5 
 
 
 
 
 

2.2 Анализ учебной  литературы и выбор основного учебника
     по  МДК «Материаловедение  швейного производства» 

    Обзор рекомендованной  литературы 

    Список  учебников, учебных пособий, научно-технической  и справочной литературы, необходимых  при изучении курса «Текстильное материаловедение» представлен в следующем разделе методической разработки. Студентам дневной и заочной формы обучения следует пользоваться, прежде всего, учебными пособиями, указанными в списке основной и дополнительной литературы. Однако, при изучении курса студенты могут использовать и другие издания, в которых рассматриваются вопросы и темы, предусмотренные программой дисциплины.
    При самостоятельном изучении отдельных  тем курса студентами дневной  формы обучения, при написании  конспекта лекций студентами заочной  формы обучения, а также при подготовке к теоретическим и практическим занятиям и сдаче зачета наиболее целесообразно пользоваться учебником: Бузов Б.А., Модестова Т.А., Алыменнова Н.Д. Материаловедение швейного производства. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1986 (1978). В данном учебном пособии достаточно полно и в необходимом объеме рассматриваются все темы, подтемы и разделы дисциплины «Текстильное материаловедение». При отсутствии данного учебника он может быть заменен следующими изданиями:
    Садыкова  Ф.М. и др. Текстильное материаловедение и основы текстильных производств. – М.: Легпромбытиздат, 1989.
    Мальцева  Е.П. Материаловедение текстильных  и кожевенно-меховых материалов. – М.: Легпромбытиздат, 1989.
    Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. – М.: Академия: Мастерство: Высшая школа, 2000.
    При рассмотрении основных свойств вопросов, тем «Текстильные нити», «Ткани», «Трикотажные полотна» и «Нетканные полотна» можно  воспользоваться учебником: Модестова Т.А., Флерова Л.Н., Бузов Б.А. Материаловедение швейного производства. – М.: Легкая индустрия, 1969.
    Необходимо  отметить, что основы текстильных  производств: первичной переработки  натуральных волокон, прядильного  производства, ткачества, трикотажного производства и производства нетканых полотен наиболее подробно изложены в ранее упомянутом учебном пособии Садыковой Ф.М. В нем рассматриваются особенности технологических процессов производства различных текстильных материалов с учетом влияния на их структуру и свойства, что необходимо знать студенту после изучения курса «Текстильное материаловедение». Подтемы «Ткацкие переплетения» и «Трикотажные переплетения» наиболее полно и подробно рассмотрены в вышеназванном учебнике авторов Модестовой Т.А., Флеровой Л.Н., Бузова Б.А. Здесь уделено внимание принципам образования и построения ткацких и трикотажных переплетений, а также приведена характеристика значительного числа их видов.
    При подготовке и выполнении лабораторных работ, оформлении отчетов по ним  студентами дневной и заочной  форм обучения, а также разработке контрольной работы студентами заочной формы обучения необходимо пользоваться следующим учебным пособием: Лабораторный практикум по материаловедению швейного производства. /Под ред. Бузова Б.А. – М.: Легкая и пищевая промышленность 1991 (1979). В лабораторном практикуме рассмотрены и описаны современные методы распознавания текстильных волокон, принципы анализа ткацких и трикотажных переплетений, методы, в том числе и стандартные, определения структурно-механических свойств текстильных нитей, а также методики изучения структуры готовых текстильных материалов. 
 

    Список  рекомендуемой литературы
    Основная  литература:
    1. Бузов Б.А. и др. Материаловедение  швейного производства. М.: Легкая  и пищевая промышленность, 1986.
    2. Бузов Б.А. Лабораторный практикум по материаловедению швейного производства. М.: Легкая и пищевая промышленность,1991.
    3. Кукин Г.Н., Соловьев А.Н. Текстильное  материаловедение. – М.: Легпромбытиздат, 1985.
    4. Садыкова Ф.М. Текстильное материаловедение  и основы текстильных производств.  М.: Легпромбытиздат, 1989.
    Дополнительная  литература:
    1. Модестова Т.А. и др. Материаловедение швейного производства. М.: Легкая индустрия, 1969.
    2. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К.  Материаловедение швейного производства. М.: «Академия»: Мастерство: Высшая школа, 2000.
    3. Стельмашенко В.И. и др. Материаловедение  швейного производства. М.: Легпромбыииздат, 1983.
    4. Мальцева Е.П. Материаловедение  текстильных и кожевенно-меховых  материалов. М.: Легкая индустрия, 1989.
    5. Сухарев М.И. Материаловедение. – М.: Легкая индустрия, 1973.
    6. Пожидаев Н.Н. и др. Материаловедение  швейного производства. – Киев: Изд-во технической литературы УССР, 1959.
    7. Балашова Т.Д. и др. Краткий  курс химической технологии волокнистых  материалов. М.: Легкая и пищевая  промышленность, 1984.
    8. Труевцев Н.И. и др. Технология  и оборудование текстильного  производства. М.: Легкая индустрия, 1975.
    9. Дамянов Г.Б. Строение ткани  и современные методы ее проектирования. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
    10. Галанина О.Д., Прохоренко Э.Г.  Технология трикотажного производства. – М.: Легкая индустрия, 1975.
3. Проектирование учебного процесса изучения темы «Волокнистые материалы и их свойства» МДК «Материаловедение швейного производства» 

    На  этапе перспективной подготовки к занятиям педагог профессионального  обучения после изучения и анализа  ГОС НПО, профессиональной характеристики, учебного плана Закон РФ «Об образовании», учебных программ и учебной литературы приступает к выбору компонентов обучения. Этот выбор осуществляется в ходе педагогического проектирования учебного процесса. Его также называют перспективно-тематическим планированием.
    Оптимизация процесса  предполагает, что образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения достигаются при минимальных  затратах времени и усилий как  учащихся, так и педагога. Минимизация  затрат возможна при правильном соотношении  компонентов обучения.
    Специфика содержания учебного предмета «Материаловедение швейного производства» предполагает (ознакомительный уровень) т.е. изучение теоретического материала - о получении, строении и свойствах текстильных волокон, пряжи и нитей; тканей, трикотажных и нетканых материалов, применяемых для изготовления одежды и других швейных изделий.
    И научить выбирать материалы для изготовления швейных изделий в соответствии с назначением (уровень умений). Комбинация двух уровней. Далее учебный процесс объединяет:
    1. организационная форм обучения данного предмета – классно-урочная форма
    2. метод обучения – объяснительно - иллюстративный;
    3. средства обучения – образцы тканей и волокон, схемы ткацкого станка, альбомы образцов ткацких и трикотажных переплетений, утюги, ножницы, цветная бумага, иглы;
    4. для педагога главное условие - выявить межпредметные и внутрипредметные связи отобрать домашнее задание для занятия, а также разрабатывать некоторые другие элементы учебного процесса. 

    3.1 Перспективное планирование  учебного процесса.
    Разработка перспектирно-тематического плана
    изучения темы «Текстильные волокна» 

    Результаты  педагогического проектирования должны быть зафиксированы. Наиболее удобной формой представления проекта является перспективно-тематический план (ПТП)
    На  этапе перспективной подготовки к занятиям по предмету осуществляется до начала учебного года.
    Перспективно-тематический план лишь схематично описывает будущий учебный процесс с усредненным значением.
    Перспективно–тематический план будет более качественным, если он разработан с опорой на максимально  реалистичную модель педагогических условий  обучения. Создание такой модели под силу только тем педагогам, которые имеют возможность изучить особенности контингента учащихся, например, при обучении их на предыдущем курсе. Приложение 6.  

    3.2 Текущая подготовка  педагога к занятию.  Разработка плана  конспекта урока  по теме «Классификация волокон» 

    Ключевые  элементы урока, своевременно и правильно  внесенные в конспект, позволяют  рассчитывать на успешные результаты проектирования методики обучения и  создают предпосылки для обеспечения  удовлетворительного усвоения знаний, навыков и умений, формирования и развития качеств личности. В начальный период педагогической деятельности молодой преподаватель должен уделить основное внимание именно ключевым элементам урока.
    Для урока новых знаний можно выделить такие ключевые элементы:
    1. организационный момент;
    2. формирование познавательного интереса, мотивация в начале и стимулирование по ходу урока;
    3. подготовка к восприятию учебного материала, актуализация опорных знаний;
    4. целеполагание (постановка целей преподавателем, уяснение целей учащимися) По моему мнению, важнейший момент в установлении связи учитель- ученик;
    5. структурирование содержания урока (представление плана урока, переход от одного пункта плана к другому);
    6. организация познавательной деятельности учащихся, развитие памяти и/или мышления (смысловые ориентиры, мнемотехника, конспектирование, структурирование, проблемные ситуации);
    7. изложение учебного материала (рассказ, объяснение и др.) основная часть;
    8. обеспечение доступности изложения (индуктивная логика, примеры, наглядность, системность);
    9. диагностика восприятия учебного материала и усвоения его учащимися;
    10. налаживание обратной связи с учащимися;
    11. корректировка хода учебного процесса, если диагностика показала плохое восприятие и/или слабое усвоение учебного материала;
    12. активизация познавательной деятельности учащихся по мере нарастания утомления;
    13. первичное закрепление усвоенного материала;
    14. воспитательные аспекты урока;
    15. деятельность по развитию личности;
    16. подведение итогов урока и оценивание успехов учащихся;
    17.выдача домашнего задания. 

      3.2.1 Уточнение и конкретизация  целей урока, уточнение типа урока 

    Целеполагание - постановка целей преподавателем, уяснение целей учащимися.
    Важным  моментом в усвоении материала учениками  является – способность преподавателя ставить понятные и конкретные цели. Большое значениеимеет эмоционально - психологическая связь преподавателя и ученика. Задача отдать - получить,  получить - отдать должна быть максимально достигнута.
    Сдерживающим  фактором является, неблагоприятные условия окружающей действительности в данный момент времени, нулевой результат по первым трём элементам которые перечислены выше (дидактика). Остальные элементы при таком раскладе лишены смысла.
    «Классификация  волокон» - Такой набор слов в теме подразумевает изучение – типов, подтипов, классов, подклассов, групп, подгрупп и видов. Понятие натурального и химического волокна, искусственного и синтетического волокна, гетероцепного и карбоцепного волокна. Классификация натуральных, искусственных и синтетических волокон.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.