На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Ответы по политологии

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    .
    Сущность политики и ее особенности.
Политология есть наука о политике в особой сфере жизненной деятельности людей  связанных: - распределение властных полномочий, - политические организации  общества, - правовыми нормами, обеспечивающими  его нормальное функционирование. Политика — это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.
Характерные черты политики:
связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;
— любой  тип политики связан с решением проблем  существования и функционирования государства — такого социального  института, который как раз и  служит для решения проблем, интересующих все общество;
связь с действиями и интересами больших масс людей;
— целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость  трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом  встречается в реальной политике);
— властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.
 ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ: 1) Возникла из взаимотребований, проявляемых людьми в связи с распределением власти и собственности. Политика носит универсальный характер, т.е. политический аспект имеет вмешательство государства.
2. Политика, ее структура  и функции.
Политика  это деятельность социальных групп  и индивидов по осознанию и  представлению своих интересов  обязательных для всего общества, осуществляющих с помощью государственной  власти.
Роль  политики в общественной жизни определяется ее функциями. Среди них можно выделить следующие:
— осуществление  авторитарного (властного) распределения  основных социальных ценностей, в качестве которых могут выступать самые  разнообразные материальные и нематериальные объекты, социальные блага и преимущества;
— интеграцию, объединение всех элементов общественной жизни, мобилизацию социальных ресурсов для реализации общих целей и  интересов общества;
— реализацию общей воли в условиях наличия  социальной дифференциации, многообразия интересов и социально-политических ориентации людей.
3. Объект и предмет  политики.
Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.
Объекты данной науки определяются конкретными задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются, например политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.
Следует иметь в виду, что политология  представляет собой целую совокупность наук, отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политической жизни, но объединяемых предметом, которым является или политика в  целом, или отдельные ее стороны. 

4. Структура политики (законы).
Структура политики включает в себя самые разнообразные компоненты: людей, организации, отношения, действия, программы и эмоции, которые определяют характер и направленность этих действий. Но все многообразие этих компонентов может быть сведено к трем группам.
Объекты политики — фрагменты политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие.
Субъекты  политики — носители политического действия. Очевидно многообразие субъектов политических отношений, в качестве которых могут выступать и отдельные люди, и социальные группы, и институты, и движения. Их общей чертой служит наличие интересов, сферой реализации которых являются политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики, как классы (объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.
Ресурсы политики — элементы материальной и духовной среды, которые, будучи вовлечены в политику, используются субъектами для воздействия на объекты политики с целью их изменения. Можно выделить три группы ресурсов политики:
1) материально-технические, включающие в себя технические и информационные средства, энергетические, продовольственные и иные материалы;
2) человеческие — масса людей, принимающая активное или поддерживающее участие в политическом действии, уровень их активности, степень вовлеченности в политические процессы;
3) духовные — эмоциональный настрой участников политического действия, степень понимания и поддержки ими основных программных целей и установок.
5. Предмет и функции  политологии. 
Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.
Социальную  роль политологии в общественной жизни и образовании реализуют  ее функции:
—познавательная, которая осуществляется в ходе создания точного образа политики, выявления основных закономерностей, тенденций изменения, формирования представлений о ее основных
компонентах;
прогностическая. Обладание знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей в этой сфере;
практическая. Представления о смысле, назначении и возможностях политики влияют на управление, ход реализации поставленных в политике целей;
идеологическая. Политология служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности, оказывает воздействие на выработку программ участвующих в политике сил, в значительной степени определяет стратегию и тактику их политического поведения;
культурная. Политология обогащает представления людей о средствах достижения политических целей, формирует образы наиболее желаемых состояний, событий, к которым необходимо стремиться, создает представления о ценностях;
воспитательная, в ходе реализации которой складываются необходимые в демократическом обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе, что невозможно без знаний о структуре, основных компонентах политической организации общества, основных принципах ее функционирования и изменения, механизма влияния человека на ход политических процессов.
Образование — это наиболее эффективный и  быстродействующий канал передачи знаний, навыков, важнейших приобретений политического опыта. Именно тогда  происходит целенаправленная реализация важнейших функций политологии  как науки. Становясь учебной  дисциплиной, она приобретает возможность  донести важнейшие приобретения политической мысли и политической практики до огромного числа людей, сделать их участие в политике осознанным и эффективным.
6. Прикладная теоретическая  политология.
Теоретическая политология изучает сущность политики, ее природу, значение для человека и  общества, политические взаимоотношения  между классами, нациями и государствами, а также между личностью, обществом  и государством. Она выявляет и  исследует закономерности, обуславливающие  развитие политической жизни общества, отдельных политических процессов, явлений, событий. Прикладная политология  исследует частные политические проблемы, формирует знания, направление  на расширение каждодневных практических задач политической жизни общества, на анализ складывающих задач политической  ситуации. На основе знаний вырабатываются практические советы и рекомендации участникам политических событий относительно того, какие действия предпринять  в сложившейся ситуации. Рекомендации прикладной политологии нередко  направлены на повышение эффективности  деятельности конкретных властных структур. 

7. Политология и  смежные науки.
 Политология  есть наука о политике в  особой сфере жизнедеятельности  людей. 
      политическая философия (целостные аспекты властных отношений).
      Политическая социология (влияние гражданского общества на власть).
      Политическая история (изменения политических институтов в процессе эволюции общества).
      Теория государства и права (история и законы возникновения государства и права).
      Геополитика (влияние природных факторов на политическую жизнь).
      Политическая антропология (влияние родовых качеств личности на политическое поведение).
      Политическая астрономия (влияние космоса на политическую жизнь).
      Политическая психология (субъективные мотивы политического поведения).
      История политических учений (становление политической науки, основные понятия и теории).
 
8. Становление политологии  как науки.Родоначальник политологии Аристотель, который конкретно исследовал 15 городов государств. Объективная предпосылка превращения политологии в науку – это активная роль партии в жизни общества, активизация движений масс. 1-я кафедра создана в 1857г. в Колумбийском университете. Позже в Ельском университете, Гарвардском, Принстонском и других университетах США. В 1903г. создано американская ассоциация политических наук, насчитывалось более 16 тысяч членов. Особенно быстро политология стала развиваться после 2-й мировой войны. 1948г. в Париже по инициативе ЮНЕСКО был проведен международный коллоквиум по вопросам политических наук, на котором был принят документ, утвердивший основные проблемы политологии: - политическая теория с включением истории политических идей. – политические институты (государство и его органы). – партии групп общественного мнения. – международные отношения. Таким образом произошло становление политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины.
 
9. Платон.
Великий греческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи.
Он сформулировал  представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном  образе, и его особенностях:
власть  здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в  таком государстве подчиняются  принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности  и получает за них вознаграждение; “коммунизм” как принцип равенства  потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов  низших.
Платон  дал характеристики реальных типов  государственного устройства, бытовавших в его время и служивших  искажением задаваемого идеальным  типом образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона). 

10. Аристотель.
Великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.
Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как  основу общественных потрясений.
В созданной  им теории “среднего элемента”, под  которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих  своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего  класса”.
11. Макиавелли.
Отход от чисто теологической интерпретации  политики происходит в эпоху Возрождения  и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469— 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.
По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение  природы человека, а она отнюдь не благая.
Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического  опыта итальянских государств и  адресованы вполне конкретным людям  — их тогдашним правителям. Автор  свободен от оценки политических явлений  в духе религиозных догматов и  подчеркивает зависимость политики от естественных сил:
климата, места, полезных ископаемых. Политика для него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо  существуют отработанные веками правила  политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.
12. Гоббс.
Новое время в Европе — это эпоха  буржуазных революций. Впервые у  людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее  созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического  устройства. Активно обсуждается  вопрос о природе государственной  власти.
Английский  философ и политический мыслитель  Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.
13. Дж. Локк.
английский  философ Джон Локк (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.
14. Ш.Л. Монтескье.
Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали  работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов — правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответ
ствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.
16. Национальный характер  как фактор политической  жизни.
Роль  наций, национальных проблем в формировании политических отношений огромна. Именно нации и их становление находятся  в основе формирования устойчивых государств, и, наоборот, опыт истории свидетельствует, что государственные образования, складывающиеся на основе донациональных или сверх национальных общностей, как правило, распадаются.
Достижение  и сохранение национального суверенитета является важнейшей целью политической деятельности.
Подавление  национальных интересов оборачивается  непрекращающимся противодействием, которого можно избежать только в случае отказа от политики подавления или уничтожения  носителя интересов.
Национальные  интересы наиболее очевидны по сравнению  с другими видами политических интересов, для многих политических сил и  течений они указывают простой  и эффективный путь политической консолидации больших масс людей.
Однако  абсолютизация национального вопроса, превращение его в основную доминанту  политики рождает такие уродливые  политические явления, как национальный экстремизм, шовинизм, фашизм.
За многообразием  форм националистических политических ориентации проступают устойчивые, практически не меняющиеся во времени стереотипы политического мышления и поведения:
— идея превосходства своей нации над  другими в силу воображаемых тех  или иных ее преимуществ (“избранный народ”, “чистота расы”, “историческая  миссия”);
— миф  о “золотом веке” этой нации, который  мыслится как состояние, бывшее когда-то и намного лучшее, нежели нынешнее;
— миф  об особом историческом предназначении именно данной нации, которое может  заключаться в “сдерживании орд”, “богоносительстве”, “богоизбранности”, мессианизме;
17. Власть, ее сущность.
Власть как важнейший элемент социальных отношений фокусирует в себе следующие основные признаки:
— это  вид управления, регулирования и  контроля, способность распоряжаться  силами, возможностями, ресурсами, которыми располагает человеческое сообщество;
— это  средство упорядочения социальных отношений, проявление человеческой культуры, связанное  с мерой, правилом, нормированием  отношений людей, с принятием  или наложением на них определенных ограничений в поведении и  деятельности;
— несомненен волевой характер власти, благодаря  ей действия людей приобретают целенаправленность, власть изменяет поведение через изменение мотивов и целей людей;
— власть явно связана с дифференциацией, структурированностью человеческих сообществ, выражается в отношениях асимметрии, иерархии, в арсенале ее действий могут  быть жестокость, подавление, эксплуатация. Существует очевидная опасность  бесконтрольной власти, порождающая  большое значение ее регулирования  и контроля.
Необходимость власти порождена по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: потребностью управления, осуществления общих целей при наличии многообразия интересов, ценностей, потребностей; невозможностью достижения полноты информационного обеспечения управленческого решения. Власть в этом случае служит средством преодоления информационного дефицита через силовое, принудительное решение.
Две основные характеристики власти делают ее важнейшим  инструментом политики, предопределяют взаимное тяготение друг к другу  этих явлений.
Во-первых, это мощный управленческий ресурс, выражающийся в способности власти ограничивать роль случайности в  социальной жизни, т.е. осуществлять управление.
Во-вторых, это ресурс влияния, воздействия  на других людей со стороны тех, кто  властью обладает, наделяющий их способностью осуществления своей роли вопреки  сопротивлению других людей. Поскольку  в сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, появляется потребность преодоления сопротивления  других людей и сил и как  следствие — необходимость реализации политики во властной форме.
18. Государство.
Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному  осуществлению конкретных интересов
(классовых,  общечеловеческих, религиозных, национальных  и т.п.) в пределах определенной  территории.
Государство представляет собой универсальную  территориальную форму организации  политической власти в социально  неоднородном обществе. Государство  — своего рода стержень институционального оформления политической власти.
Понятия “государство” и “политическая  система общества” соотносятся  как часть и целое. Государство  концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя  явления политической жизни через  призму “общеобязательности”. Влияние  же любого другого социального института  в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев.
Всеобщее  значение велений государственных  органов обусловлена самим фактом существования общества, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем.
Именно  в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность  и устойчивость. Оно выполняет  основной объем деятельности по управлению, Пользуясь ресурсами общества и  упорядочивая его жизнедеятельность.
Государство занимает центральное, ведущее положение  в политической системе общества, так как оно обладает следующими признаками:
— выступает  в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого  в пределах его территориальных
границ  по признаку гражданства;
— интегрирует  общество, придает ему качества единого  социального организма независимо от имеющихся политических различий и противоречий;
— является носителем государственного суверенитета;
— располагает  специальным аппаратом (публичной  властью), Предназначенным для управления обществом;
— обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами,
милицией, службой безопасности и т.п.);
— имеет, как правило, монополию на правотворчество;
— владеет  специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.).
19. Генезис политической  власти. (происхождение  государства).Государство — политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
Вопрос  о происхождении государства  является дискуссионным, ибо этнографическая  и историческая науки дают все  новые знания о причинах его происхождения. В разных теориях высказываются различные причины возникновения государства: в теологической — Божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической—социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т.д.
В литературе выделяются и некоторые другие условия, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные и иные.
Таким образом, возникновение государственности  обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как  результат усложнения, прежде всего  социально-экономической жизни, как  инструмент упорядочения совместного  удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных  личностей.
Формирование  государства — длительный процесс, у различных народов мира он шел  разными путями.
На Востоке  наибольшее распространение получила такая форма возникновения государства, как “азиатский способ производства” (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказа
лись социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.
По другому  историческому пути шел процесс  в Афинах и Риме, где рабовладельческое  государство возникло в результате появления частной собственности  и раскола общества на классы.
Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства  из классовых антагонизмов, развившихся  внутри родового строя.
В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправных плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.