На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава II. Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции
Европейская традиция в концепции гражданского общества имеет античные корни и связана  с периодом наивысшего расцвета афинской демократии. Греция уже эпохи Геродота (484-425) в сфере житейской мудрости анализировала природу гражданства  и государственной власти, рассуждала о политических идеалах.
Для республиканской  традиции античности характерно представление  об обществе как изначально политической величине (societas civilis). Общество в творчестве основных мыслителей эпохи понимается как производные от естественных свойств индивида и его неизменных природных качеств.
Демократия в  Древней Греции и Риме осмысливается  и переживается как политическая самоорганизация целого общества. Государственная  власть рассматривается как инструмент демократического самоопределения  общества.
В творчестве Платона, Аристотеля и Цицерона дается характеристика демократических систем античности как действующих в состоянии  относительного равновесия. Условия  создания и сохранения стабильности в обществе и государстве являются базовой проблемой. Вместе с тем  определяющее значение для зарождения концепции гражданского общество имело  рассмотрение процесса законодательства в качестве механизма социальной интеграции, существенная оценка роли закона и знания в организации  общественной жизни.
В период расцвета афинской демократии зарождаются представления  о гражданских добродетелях. Сократ (ок. 470-399) как философ-гражданин своей  жизнью и смертью решает проблему соотношения предписываемого гражданской  культурой и реального политического  поведения.
Сократ учитель  Платона, обратил внимание на роль законов  в организации общественной жизни, а законопослушание считал основной гражданской добродетелью. Под властью  закона общество благодействует.
По мнению Сократа, отношение человека к людям и  Богам определяется не произволом, а законами. Подчинение законам и  есть справедливость. Там, где сограждане строже всего повинуются законам, государство  является самым счастливым во время  мира и самым непобедимым во время  войны. Согласие граждан самое важное благо для государства. Везде  в Греции действует закон, обязывающий  граждан клясться, что они будут  жить в добром согласии, т.е. одинаково  подчиняться законам.
С точки зрения отдельных граждан подчинение законам  есть самое верное средство избегнуть  наказаний и стяжать почести. Кому, как не соблюдающему законы, доверит  каждый свое имущество и семью? И  кто скорее заслужит доверие всего  народа, как не тот, кто исполняет  законы?
Лучшие граждане, справедливые и опытные в искусстве  управления, должны осуществлять власть в государстве. Общество, считает  Сократ, не может существовать, если судебные решения в нем не имеют  силы.
Подчеркивая роль законов, суда и гражданского согласия в жизни полиса, Сократ существенное внимание уделял также знанию и полагал, что нравственность есть знание того, что хорошо и полезно человеку, способствует его земному счастью. Претендовать на знание могут только благородные люди, и Сократ видел свою задачу в том, чтобы подготовить больше граждан, способных заниматься политической деятельностью, требующей знаний.
Непреходящее  значение для теории общества в целом  и концепции гражданского общества в частности имеет эллинистическая  модель "частное-общественное", а  также предпочтение смешанному или  конституционному типу правления перед  остальными.
§1. Платон (Платwn, 427-347) о принципах гармоничного устройства общества
Платон родился  в Афинах и был представителем старинного и богатого аристократического рода, исконно связанного с политикой. Его настоящее имя было Аристокл. По отцу он считался потомком последнего афинского царя Кодра, а по матери был в родстве с законодателем  Солоном.
В 20-летнем возрасте (408 г.) познакомился с Сократом и  увлекся исканиями мудрости и  правды. Во время суда над мудрейшим  из эллинов Платон был в числе  его учеников, предложивших за него денежное поручительство. После приговора  он заболел и не присутствовал  при последней беседе в темнице. Впоследствии образ Сократа как  бы объединяет все творчество Платона.
После смерти Сократа (399 г.) он с некоторыми другими учениками  переселяется в Мегару, где исследует  вопросы бытия и познания. Первые путешествия он совершает в Кирену к математику Феодору и в Египет как очаг мудрости. Путешествует в  Сицилию для ближайшего знакомства с пифагорейцами и ради опыта  создания образцового государства  посредством подчинения своему влиянию  сиракузского тирана Дионисия Старшего.
Вернувшись после  приключений в Афины (386 г.), Платон собирает вокруг себя учеников в пригородном  публичном саду Академии в версте от Афин. Мечта Платона о юном тиране, преобразующем общество под  руководством философа, как будто  начинает сбываться (~367 г.), но Дионисию Младшему надоедает опека философа. Вновь призвав к себе философа в 361 г., тиран снова его обманывает, так что 70-летнему мудрецу приходится с опасностью для жизни бежать из Сиракуз. Умирает Платон вероятно в совсем загородном доме, по соседству  с Академией.
Социальные неурядицы  эпохи разложения племенного строя  Платон отразил в произведениях "Государство" (~387-366), "Политик"(~365-361) и "Законы" (~354)1.
Теоретический и политический дуализм Платона  между истинно-сущим и призрачно - являющимся есть его ответ на нравственный вопрос, поставленный фактом законного  убийства праведника за исповедание  правды. Тот мир, в котором это  бывает, не есть настоящий. Мечта об идеальном обществе и ненавистное  ему действительное положение дел  в общественной жизни подчеркнуты  в противоположности между стабильным обществом и обществом трансформирующимся. Единое общество, государство, способные  достичь совершенства, противопоставляются  огромной массе частных граждан, остающихся всегда несовершенными, чьи  особенности должны подавляться  ради сохранения единства государства.
У Платона понятие  общество совпадает с понятием государство. Оно изображается как единое целое, и в нем соблюдается принцип  морально-политического единства всех граждан, как трехсословное, иерархическое, управляемое "разумным" сословием  на основании знания, а не мнения. Способствующими развитию государства он считает такие факторы, как рост численности населения, расширенное воспроизводство, и соответствующее воспитание граждан. В качестве мер по их осуществлению предполагается контроль над рождаемостью и цензура в отношении всех произведений художественного творчества.
Общество по своей структуре делится на три  сословия соответственно принципу разделения труда: философы, стражи и трудящиеся. Каковы взаимоотношения между сословиями? Отношения между тремя сословиями складываются на основе взаимного уважения и общности интересов, которая проявляется  в служении идее справедливости. Каждое сословие осознало необходимость своего положения и потому они свободны. Они равны, потому что каждый занимает в соответствии со своими умственными  способностями то место в обществе, для которого он рожден. Критерий для  оценки этих способностей находится  вне самого гражданина, у правителей, философов. Права всех граждан ограничены их реальными возможностями, и в  этом смысле они равны.
Личность у  Платона растворяется в государстве. Оно создается не ради индивида или  отдельного сословия, а ради целого, вне которого индивид существовать не может. Платон исходит из убеждения, что свободный член общества непременно участвует в управлении государством. Но создателем и правителем совершенного государства могут быть только философы. Лишь небольшое число граждан  может соответствовать самым  высоким и строгим критериям  их отбора.
От прочих граждан  философа отличает страстное стремление к знанию, правдивость, неприятие  лжи и любовь к истине. Он обладает хорошей памятью, способен к учению и никоим образом не может стать  неуживчивым и несправедливым. При  должном воспитании природные задатки  философа достигнут добродетели, а  при плохом воспитании одаренные  души становятся особенно плохими, могут  совершать крупные преступления и проявлять крайнюю испорченность.
При извращенном  государственном устройстве философ, избежавший дурного воспитания, обычно не встречает признания со стороны  толпы и лиц, которые стремятся  угодить черни.
Как определить, пригоден ли гражданин к управлению государством?
Для определения  пригодности гражданина к управлению или охране государства самое  важное - это знание блага. Идея блага - причина всего истинного и  прекрасного, и именно ею должен руководствоваться  тот, кто хочет сознательно действовать  в частной и общественной жизни.
В совершенном  государстве философы воспитаны  лучше и совершеннее других, и  ими следует воспользоваться  для управления государством. В несовершенных  государствах философы вправе не принимать  участия в государственных трудах, так как там философы складываются сами собой и не обязаны государству  своим питанием и не должны возмещать  понесенные на них расходы. Совершенному государству не грозит опасность, что  воспитанные и обученные для  управления не пожелают трудиться вместе с гражданами и предпочтут яви  сны. В свой черед они будут  трудиться над гражданским устройством  и занимать правительственные должности.
Как воспитывать  правителей?
Воспитание и  обучение правителей совершенного государства  должны включать физические упражнения и мусическое искусство, арифметику, геометрию, астрономию, учение о музыкальной  гармонии. Большинство положительных  свойств души близки к положительным  свойствам тела и развиваются  путем упражнения. И только способность  мыслить в зависимости от направленности может быть то полезной, то вредной.
Совершенную форму  общежития Платон связывает с  правлением богов, достаточностью всего  необходимого для жизни людей  и дружбой между людьми. Препятствуют правильному устройству государства  зло, порождаемое хозяйственной  нуждой, семейными отношениями, межгосударственной борьбой. В отрицательных типах  государства общей чертой является приоритет материальных забот и  стимулов.
Заслугой Платона  с точки зрения концепции гражданского общества является разработка вопроса  о месте и роли граждан и  их сословий в обществе и государстве.
Необходимым условием возникновения и принципом совершенного государства Платон считает справедливость, которая состоит в том, что  каждому гражданину государства  и каждому сословию отводится  особое положение и занятие.
Начало общества создают наши материальные потребности  в пище, жилье, одежде и так далее. Человек привлекает то одного, то другого  для удовлетворения той или иной потребности. "Испытывая нужду  во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать  друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас  название государства...".2 Возникшее государство и община рассматриваются Платоном как понятия-синонимы.
Государство сможет обеспечить себя всем необходимым в  большем количестве, лучше и легче, если каждый будет выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим  природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы. Для  взаимной связи людей, имеющих разный род занятий, например земледельцев, разных ремесленников и торговцев, и создается государство. При  стабильном образе жизни, остерегаясь  бедности и войны, имея детей не свыше  того, чем позволяет их состояние, они достигнут глубокой старости и завещают своим потомкам такой  же образ жизни. Увеличение потребностей, не вызванных никакой необходимостью, приведет к расширению пашен и  пастбищ и к войнам - источнику  частных и общественных бед.
Какова структура  общества?
Необходимые для  общества виды работ разделены между  сословиями граждан. Разделение труда, согласно Платону, является основой  структуры и одновременно связующим  звеном общественного и государственного строя. Низшее сословие граждан производит необходимые для государства  вещи и продукты. Высший разряд граждан  составляют воины и правители, чья  профессия особенно важна и трудна, требует специальных знаний и  воспитания. Необходимость выделения  этих граждан в особую группу объясняется  уже не столько профессиональными, сколько их нравственными качествами.
Нравственные  достоинства воинов и особенно высшего  разряда граждан - правителей выше, чем у работников хозяйства. Но все  три сословия граждан равно необходимы совершенному государству и лишь вместе взятые составляют гармоничное  целое.
Однако нет  прямой связи между происхождением и нравственными достоинствами  граждан. В низшем общественном сословии могут родиться люди с высокими нравственными  задатками, и рожденные от граждан  высших сословий могут иметь низкую душу.
Каждый гражданин  и каждое сословие граждан исполняют  только одно дело, соответствующее  их способностям: "... сапожник это  сапожник, а не кормчий вдобавок к своему сапожному делу; что земледелец - это земледелец, а не судья вдобавок к своему земледельческому труду, и  военный человек - это военный, а  не делец вдобавок к своим военным  занятиям..."3.
Справедливость  не допускает исполнения гражданами одного слоя обязанностей граждан другого  слоя. Смешение функций работников производительного труда, например, сапожника и пирожника, было бы меньшей  бедой, чем подмена обязанностей воина или правителя государства  специально не подготовленными для  этого гражданами. Величайший вред причинила бы государству такая  подмена обязанностей.
Единство граждан  государства у Платона создается  общностью имущества, жен и детей  у воинов-стражей. Единство этого  слоя общества обеспечивает гармонию и единство всего общества в целом. В совершенном государстве нет  споров из-за имущества, детей и родственников, нет раздора и восстаний.
Положительные принципы воспитания стражей-воинов и  правителей-философов предусматривают  также устранение отрицательных  воздействий на них. Лучшее средство для решения этих высоконравственных задач Платон видит в эпической  и лирической поэзии, музыке и театре, доступных обществу в эпоху расцвета Афин. Их глубокое эмоциональное воздействие  на душу человека и нравы общества не могут не привлечь внимания правителей совершенного государства. Необходимо уберечь юных граждан от мифов  и поэзии, рассказывающих о том, как  боги воюют с богами, строят козни, сражаются. Чтобы никто из граждан  не питал вражды к другому, не следует  расписывать раздоры богов и  героев с их родственниками и близкими. Пренебрежение к богам и к  людям недопустимы.
Итак, Платон сознает  зависимость состояния общества и государства от состояния нравственности граждан. Это побуждает Платона  заботиться о том, чтобы первые мифы и поэзия, услышанные детьми, были заботливо  направлены к добродетели. Юношам следует  высоко ставить истину, ведь ложь гибельна и способна перевернуть государство. Им следует быть рассудительными  и повиноваться владыкам, самим быть владыками удовольствий, которые  доставляют нам еда, питье и любовные утехи. Им следует и видеть и слышать  примеры стойкости, проявляемой  прославленными людьми.
Но нельзя позволить  воспитанникам быть взяточниками и  корыстолюбцами. Поскольку в совершенном  государстве процветают мудрость, мужество, рассудительность и справедливость, то следует запретить превратные суждения о людях поэтов и тех, кто пишет в прозе: "... они  считают, будто несправедливые люди чаще всего бывают счастливы, а справедливые - несчастны; будто поступать несправедливо - целесообразно, лишь бы это оставалось в тайне, и что справедливость - это благо для другого человека, а для ее носителя она - наказание. Подобные высказывания мы запретим и  предпишем и в песнях, и в  сказаниях излагать как раз обратное."4.
Весьма разборчивы должны быть правители в отношении  песнопений и мелической поэзии, сопровождаемой гармонией и ритмом. Стражи не должны слышать причитаний, жалоб, музыкального лада, который изнеживает и предрасполагает к праздности. В воспитательных целях предпочтение отдается тому музыкальному ладу, который "подражал бы голосу и напевам человека мужественного, находящегося в гуще военных действий и вынужденного преодолевать всевозможные трудности; когда он терпит неудачи, ранен или идет на смерть, или его постигло какое-либо иное несчастье, а он стойко, как в строю, переносит свою участь"5. Поэтому из музыкальных инструментов следует оставить в городе лиру и кифару, в сельских местностях - свирели, а многоголосые и многострунные инструменты, такие как флейта, тригона и пектида - не допускать в государство. Многострунные инструменты, по Платону, способствуют дроблению целостности человека, развивая утонченность, изощренность и распущенность.
Искусство служит целям гражданского воспитания и  поэтому требует контроля над  всем, что имеет общественное значение. И в современных условиях актуально  это суждение Платона, как и его  размышление о границах и рамках государственного контроля над произведениями искусства. Государственная власть не учит художника методу творчества, а следит за влиянием художественного  произведения на строй чувств, образ  мыслей и поведение граждан. Возможность  несоответствия нравственной и эстетической силы произведения делает необходимым  контроль государства над искусством.
Итак, согласно Платону, гражданином является свободный  член общества, принадлежащий к определенному  сословию и профессионально исполняющий  свои обязанности, участвующий в  управлении государством. Заслугой Платона  является постановка вопроса о зависимости  состояния общества и государства  от нравственного достоинства граждан, их воспитания и знаний.
Возникновение общества и его развитие связываются  с необходимостью удовлетворения потребностей человека. Разделение труда рассматривается  как основа общественного и государственного строя, а также его структуры. Понятия общества и государства  рассматриваются как тождественные. Проблему гражданского мира и согласия в обществе Платон связывает с  достаточностью необходимых для  жизни средств, воспитанием граждан, общностью имущества, жен и детей  у воинов-стражей.
Внутреннее, нравственное гражданствование Сократ и Платон сближают с внешним гражданствованием. Устроение  души, справедливость и благо являются залогом успеха индивидуальной и  социальной практики. И с другой стороны, несовершенство общества, недостаток подлинных знаний и неумение жить являются причиной зла.
В сравнении  с Платоном, для которого внешнее  гражданствование является лишь символом внутреннего, его ученик Аристотель предпочитает благо всех благу единицы, осознает более явно необходимость  общего дела для самоосуществления  человека и гражданина и зависимость  душевного состояния от граждански - государственного.
Отметим также, что истоки концепции гражданского общества берут свое начало под надежной сенью закона, охраняющего гармонию личности и общества.
Тезисы Платона  об основах общественной гармонии и  гражданских достоинствах, условиях общественной стабильности и трансформации  политических систем "просуществовали  вплоть до XIX века и в определенном смысле не утратили свою значимость даже в наши дни. Его концепции политической стабильности и оптимизации правления, усовершенствованные и развитые в трудах Аристотеля и Полибия, предвосхитили  современные рассуждения о переходе к демократии и консолидации общества"6. Его знаменитая схема классификации политических режимов, где сочетаются качество и количество ("Политик", "Законы"), усовершенствованная Аристотелем, вплоть до XIX века служила основой для систематизации типов политического правления.
Предшественницей  концепции разделения властей считает  Г.А. Алмонд вариант "смешанной конституции" Платона ("Законы"), которая позволяет  достичь стабильности за счет сочетания  демократического принципа свободы  и монархического принципа мудрости и добродетели.
§ 2. Аристотель (Aristotel, 384-322) о статусе человека и гражданина, о  роли собственности  для сохранения стабильности общественных и политических отношений
Аристотель, создатель  самой законченной и всеобъемлющей  системы греческой науки, родился  в Стагире, греческой колонии  во Фракии, недалеко от Афона. Родители его были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя, сам обучал сына врачебному искусству  и философии. Рано потеряв родителей, на 18 году жизни он отправился в Афины, где прожил 20 лет. Под влияние  лекций Платона и самостоятельного изучения его произведений Аристотель скоро начинает развивать собственное  учение. Несмотря на расхождения во взглядах, Аристотель всегда с уважением  относился к своему учителю и  в одной элегии написал, что "дурной человек не имеет даже права хвалить  его".
После смерти Платона (347 г.) с его любимым учеником Аристотель переехал к атарнейскому тирану Гермию, а когда тот был убит Артаксерксом, женился на его племяннице и поселился  с нею в Митилене. Отсюда македонский  царь Филипп призвал его к своему двору (343 г.) и вверил ему воспитание своего сына, 13-летнего Александра. С каким умением Аристотель выполнил эту задачу в течение 3-4 лет - "об этом свидетельствует благородный  дух его воспитанника, величие  его политических замыслов и подвигов, щедрость, с которой он покровительствовал наукам и искусствам и ... его стремление связать победу греческой культуры с успехами своего оружия"1.
В 334 г. Аристотель снова переехал в Афины и основал  там свою школу в лицее, которая  получила название перипатетической, то ли от того, что Аристотель имел привычку во время преподавания ходить взад и вперед, то ли от тенистых аллей, окружавших место, где он учил. С утра он занимался  в тесном кружке ближайших учеников, а после обеда читал общедоступные  лекции для всех желающих. Но с этой мирной жизнью, отданной науке, ему  пришлось расстаться и покинуть Афины, чтобы, как он говорил, намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии. Дело в  том, что партия греческой независимости  воспользовалась смертью Александра, восстала против повелителей и видела опасность для свободы в том  уважении, которым Аристотель пользовался  среди молодежи.
Против Аристотеля было предъявлено вечно повторяемое  обвинение в безбожии, доступное  невежественной массе. Мыслитель переселился  в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала  толпа учеников и где он скончался  через несколько месяцев от болезни  желудка (322 г.), завещав Феофрасту  Эрезейскому руководство школой и свою богатую библиотеку.
Развивая и  конкретизируя учение Платона, Аристотель в "Политике" ставит вопрос о статусе  гражданина. Кого следует называть гражданином? На честь в государстве  притязают прежде всего лица благородного происхождения, богатые, свободнорожденные  и платящие налоги. Является ли гражданин таковым в силу того, что живет в том или ином месте? Но и рабы, и иноземцы (метеки) могут проживать совместно с гражданами другого государства. Сам Аристотель, гражданин Македонии, был в Афинах метеком. Не граждане и те, кто имеет право быть истцом и ответчиком, поскольку таким правом пользуются и иноземцы. Лишь в относительном смысле можно назвать гражданами детей, не достигших совершеннолетия и не внесенных в гражданские списки2, свободных от повинностей. Старцы, перешедшие предельный возраст, также были освобождены в Афинах от исполнения гражданских обязанностей.
Понятие гражданина лучше всего может быть определено, согласно Аристотелю, через принцип  участия в суде и власти: "Мы же считаем гражданами тех, кто участвует  в суде и в народном собрании".3 Это определение соответствует преимущественно гражданину демократического государства. При иных видах государственного устройства и гражданин должен быть иным. - такой вывод делает Стагирит, проницательно исследуя реальное положение граждан в современных его эпохе государствах и тех типах государств, которые были описаны его предшественниками.
Гражданин тот, кто принимает участие в законосовещательной  или судебной власти данного государства. "Государством же мы и называем совокупность таких граждан, достаточную, вообще говоря, для самодовлеющего существования"4, - пишет Аристотель, не разделяя понятий общества и государства. Итак, доступ к государственной должности является свидетельством гражданских прав. На практике гражданином считается тот, у кого родители - и отец, и мать - граждане, а не кто-либо один из них.
Предвосхищая  разграничение прав человека и гражданина, оформившееся в соответствующей  Декларации периода французской  революции конца XVIII века, Аристотель задается вопросом - "Может ли считаться  дельным гражданином хороший  человек?" Ведь гражданин находится  в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне - к остальному экипажу. Благополучное плавание - цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них  в отдельности. То же самое и по отношению к гражданам. "Их задача заключается в спасении составляемого  ими общения, а общением этим является государственный строй. Поэтому  и гражданская добродетель неизбежно  обусловливается этим последним"5,- продолжает автор "Политики", уже намечая тонкое различие между обществом - общением граждан и осуществляющим руководство этим обществом государственным строем. Поддерживая государственный строй, добродетельный гражданин должен обладать способностью прекрасно и властвовать, и подчиняться. Однако добродетель начальствующего не может быть свойственна всякому гражданину, как уточняет Аристотель. Эта гражданская добродетель подходит только тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания.
Итак, гражданином  по преимуществу является тот, кто обладает совокупностью гражданских прав. Например, афинские граждане пользовались следующими почетными правами: правом занимать должности, быть судьями; принимать  участие в выборах должностных  лиц; правом вступать в брак с афинянками; правом владения недвижимой собственностью; правом совершать общественные жертвоприношения. В Афинах не пользовались всей совокупностью  прав принятые в число граждан  в силу определенного законодательного акта, т.е. так называемые пожалованные граждане.
Исполнение обязанностей - показатель полноправного гражданства. В некоторых государствах полноправными  гражданами считаются и те, кто  служит в данное время в тяжеловооруженном  войске, и те, кто уже отслужил свой срок, а должностными лицами избирали только состоявших на действительной военной службе. Бедняки при наступлении военного времени остаются равнодушными, если только не давать им содержания. Если такое содержание им дадут, они готовы идти сражаться.
Из отмеченного  выше ясно, что не всякий хороший  человек в то же время является гражданином, но "гражданин только тот, кто стоит в известном  отношении к государственной  жизни, кто имеет или может  иметь полномочия в деле попечения  о государственных делах или  единолично, или вместе с другими"6.
Граждане образуют сообщество постольку, поскольку имеют  между собой общее, т.е. в какой-то мере равны. Гражданская присяга  афинян приносилась обычно молодыми афинянами по достижении ими совершеннолетия (в 18 лет), когда они становились  эфебами и как граждане вносились  в списки своих демов: "Я не посрамлю священного оружия и не покину товарища, с которым буду идти в  строю, но буду защищать и храмы и  святыни - один и вместе со многими. Отечество оставлю после себя не умаленным, а большим и лучшим, чем сам его унаследовал. И  я буду слушаться властей, постоянно  существующих, и повиноваться установленным  законам, а также и тем новым, которые установит согласно народ. И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я  не допущу этого, но буду защищать их и  один и вместе со всеми. И я буду чтить отеческие святыни. А свидетелями  того да будут Аглавра, Эниалий-Арес, Зевс, Фалло, Авксо, Гегемона"7.
Через общение  свободных людей Аристотель подходит к определению государства. Либо люди, участвующие в государственном  общении, - не граждане, либо они все  должны быть причастны к общей  пользе. Мельчайшими частями целого государства являются семья, а также  колонии семей - селения, где старший  был облечен полномочиями царя. Семья  рассматривается как дружеское  общение, естественным путем возникшее  для удовлетворения повседневных надобностей. Общение из нескольких семей для  обслуживания не только кратковременных  потребностей составляет селение. Общество из нескольких селений, возникшее ради потребностей благополучной жизни, есть государство. "Так что и  государственное общение - так нужно  думать - существует ради прекрасной деятельности ..."8.
Человек по природе  своей есть существо политическое, как явствует из сказанного, "и  государство принадлежит к тому, что существует по природе"9. Удовлетворение потребностей делает необходимым общение человека как в кругу семьи, так и при решении общих для селения и государства проблем.
Вслед за Платоном, Аристотель серьезное внимание (книга 8 "Политики") уделяет воспитанию молодежи как средству выражения  общности граждан.
Важное значение для благополучия граждан имеет  собственность. Должна ли она быть общей  или частной? На этот счет Аристотель придерживается того мнения, что "собственность  должна быть общей только в относительном  смысле, а вообще - частной"10. Дело в том, что следует требовать относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и государства.
Стремление уравнять собственность, как считает Стагирит не принесло бы никакой пользы, "потому что скорее надо уравнивать человеческие вожделения, а не собственность. А  этого возможно достигнуть лишь в  том случае, когда граждане будут  надлежащим образом воспитаны посредством  законов". К тому же, величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости.
Роль собственности  в общественных и государственных  отношениях Аристотель исследует тщательно. Он полагает что для того, чтобы  все участвовали в государственной  жизни, бедным надо платить вознаграждение за исполнение обязанностей, богатых  штрафовать за уклонение от них.
Устройство народного  собрания, должностей, судебных установлений, войска, гимнастических упражнений у  Аристотеля связывается с состоянием собственности. Механизм участия граждан  в работе законосовещательного органа, в отправлении и замещении  должностей, в работе судебных органов  предусматривает определенные права  собственности. Так в аристократиях  должностными лицами являются люди образованные, в олигархиях - богатые, в демократиях - свободнорожденные. Здесь плохое устройство судов с участием бедных граждан  влечет за собой междоусобицы и даже ниспровержение государственного строя.
Размер земельной  собственности должен быть таким, чтобы  можно было жить благоразумно, жить в довольстве, как подобает свободнорожденному человеку.
Аристотель уточняет отношение к собственности своего учителя. Платон, уравнивая собственность, не упорядочивает количество граждан  и допускает возможность неограниченного  деторождения. Это неизбежно приведет к обеднению граждан, а бедность - источник возмущений и преступлений.
Платон допускает  пятикратное увеличение собственности  для правящих по сравнению с управляемыми. Почему не применить то же самое  до известного предела и по отношению  к земельной собственности? Не принесет ли ущерба хозяйству владение каждым гражданином двумя отдельно лежащими участками для строений: ведь жить на два дома - в Афинах и моря - трудно.
Устанавливая  норму собственности, нужно также  определить и норму для числа  детей, иначе, по мнению Аристотеля, закон  о равенстве наделов неминуемо  утратит свою силу, многие из богачей  превратятся в бедняков и будут, видимо, стремиться к изменению порядков.
Уравнение собственности  имеет значение для государственного общения - это сознавали многие древние  законодатели. Но еще не достаточно уравнять собственность, следует стремиться к установлению умеренной собственности  для пользы всех. Необходимо также  уравнивать человеческие вожделения надлежащим воспитанием граждан посредством  законов.
Размер владения собственностью может явиться источником нестабильной жизни в обществе. Люди вступают в распри вследствие имущественного неравенства и неравенства в  получаемых почестях. Толпа затевает распри из-за имущественного неравенства, а люди образованные - из-за почестей в том случае, если они будут  для всех одинаковыми. Для Аристотеля это тезис в пользу неравенства.
Что касается материальных средств государства, то они должны быть достаточны для внутренних потребностей государства и на случай отражения  опасности извне. Они не должны возбуждать алчность со стороны более сильных  соседей. Аристотель замечает, что Фалей  неправильно устанавливал имущественное  равенство: он уравнивал только земельную  собственность, но ведь богатство заключается  и в обладании рабами, стадами, деньгами, в разнообразных предметах  так называемого движимого имущества.
В каком количестве обладание имуществом бывает полезно? Лучшим пределом был бы такой, при  котором более сильные не находили бы выгоды в том, чтобы воевать  ради приобретения излишка, но теряли бы от войны столько, как если бы они не приобрели таких средств.
Итак, имущественное  равенство представляется до некоторой  степени полезным во взаимных отношениях граждан, устраняя между ними несогласия, но, вообще говоря, большого значения оно  отнюдь не имеет. Ведь люди одаренные  станут, пожалуй, негодовать на такое  равенство, считая его недостойным  себя; поэтому они зачастую оказываются  зачинщиками возмущений... Дело в  том, что вожделение людей по природе  беспредельно, а в удовлетворении этих вожделений и проходит жизнь  большинства людей.11
Аристотель ставит под сомнение целесообразность разделения гражданского населения, которое провел Гипподам, уроженец Милета, не занимавшийся государственной деятельностью. Земледельцы  и ремесленники, не имеющие право  носить оружие, не имеют почетных прав назначать верховных должностных  лиц (стратегов, охранителей порядка  и т.п.), так как в этих назначениях  имеют право участвовать лишь те, кто носит оружие. "А не принимающие  участие в управлении государством могут ли дружественно относиться к  государственному строю?"12. Лишение прав части населения может послужить причиной нестабильности в обществе.
Право частной  собственности должно предусматривать  удовлетворение потребностей всего  общества. Если земледельцы владеют  своими участками на правах частной  собственности, то защитникам государства  придется самим добывать средства к  жизни, возделывая часть государственной  территории.
Наилучшему государственному строю должны соответствовать их законоположения, исключающие что-либо противоречащее духу их строя. "Обще признано, что в том государстве, которое желает иметь прекрасный строй, граждане должны быть свободны от забот о предметах первой необходимости. Но не легко уяснить, каким образом  это осуществить"13, - размышляет Аристотель.
Вопрос о численности  граждан также имеет политическое значение. Например, лакедемонское  государство погибло из-за малолюдства, там не набралось и тысячи защитников от одного вражеского удара. Поэтому  при первых царях права гражданства  давались и не гражданам, чтобы избежать малолюдства при продолжительных  войнах. Аристотель считает: "... лучше, когда государство, благодаря равномерно распределенной собственности, изобилует  людьми"14. Чтобы противодействовать малолюдству, законы Спарты побуждали граждан к возможно большему деторождению: отец трех сыновей освобождался от военной службы, отец четырех сыновей был свободен от всех повинностей.
Аристотель предупреждает  от возможности коррупции в сфере  управления, когда власть эфории пополняется  из среды всего гражданского населения, так что в состав правительства  попадают зачастую люди совсем бедные, которых вследствие их необеспеченности легко можно подкупить. Конечно, этот правительственный орган придает  устойчивость государственному строю, потому что народ, имея доступ к высшей власти, остается спокойным.
Стремление к  всеобщему равенству в античных демократиях приводило к изгнанию на определенный срок тех, кто выдавался  своим могуществом, опираясь либо на богатство, либо на обилие друзей. Поэтому в законодательстве следует иметь в виду равных и по происхождению и по способностям. Люди, выдающиеся по добродетели и политическим способностям - сами себе закон; было бы несправедливо предоставить им те же права, что и остальным - сравни львов и зайцев, произносящих в собрании животных речи с требованием равноправия для всех. Иными словами, предоставляя равенство стартовых возможностей, законодательство не должно ограничивать в правах людей более способных. Неравенство естественно, и права меньшинства должны соблюдаться.
Равенство денежных взносов граждан не всегда свидетельствует  о демократическом политическом режиме и правах гражданства. Например, законодатель лакедемонян желает, чтобы  институт сисситий был демократическим  и полагает, что каждый должен делать взносы. Кто не в состоянии делать эти взносы, не пользуется правами  гражданства. Участвовать в сисситиях  людям очень бедным нелегко, так  что получается результат, обратный намерению законодателя.
На Крите сисситии имеют более общенародный характер, от всего урожая, от всего приплода, от всех доходов, получаемых государством, и взносов, платимых периеками,15 отчисляется одна часть, идущая на дела культа и на общегосударственные расходы, а другая часть идет на сисситии. Таким образом все: и женщины, и дети, и мужчины - кормятся на государственный счет.
Законы государства, считает Аристотель, должны быть рассчитаны на воспитание у граждан основных добродетелей. Поэтому Платон в "Законах" делает справедливый упрек законодателю Спарты, где вся совокупность законов  рассчитана только на одну часть добродетели, именно на воинскую доблесть, так как  она полезна для приобретения господства. Поэтому спартанцы держались, пока вели войны, и стали гибнуть, достигнув гегемонии: они не умели  пользоваться досугом и не могли  заняться каким-либо другим делом, которое  выше военного дела.
Анализируя участие  граждан Карфагена в осуществлении  властных полномочий, Аристотель пишет, что в Карфагене народ добровольно  поддерживает существующие порядки. Цари вместе с геронтами полномочны вносить  или не вносить дела на решение  народного собрания; если же согласия нет, то решающий голос принадлежит  народному собранию. Оно имеет  право обсуждать постановления, и каждый желающий может говорить против вносимых предложений.
Вместе с тем  в Карфагене считают, что должностные  лица должны избираться не только по признаку благородного происхождения, но и по признаку богатства, потому что необеспеченному  человеку невозможно управлять хорошо и иметь для этого достаточно досуга. Такой закон, как считает  Аристотель, ведет к тому, что  богатство ценится выше добродетели  и все государство становится корыстолюбивым. Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее  прибыль. Править должны те, кто в  состоянии править наилучшим  образом.
Важно, чтобы  лучшие люди в государстве могли  иметь досуг и ни в чем не терпели неподобающего с собой  обращения, будут ли они должностными лицами или частными. Богатство способствует досугу, однако плохо, когда высшие из должностей могут покупаться за деньги.
Законодательство  должно не только предоставить гражданам  необходимые права чести, но и  стимулировать граждан к профессиональному  исполнению своих обязанностей. Законодатель не должен допускать, чтобы один и тот же человек и на флейте играл, и сапоги тачал. Всякое дело лучше всего исполняется одним человеком.
Права граждан  и их отношение к собственности  влияют на вид гражданства, на степень  и характер участия граждан во властных отношениях. Притязания на власть опираются на то или иное право. Богатые  ссылаются на то, что в их руках  сосредоточено обладание большей  частью страны; далее они указывают  на свою обычно большую надежность в соблюдении обязательств. В государстве  необходимы люди, платящие налоги, ведь не могло бы оно состоять исключительно  из неимущих.
Люди благородного происхождения и свободнорожденные, стоящие в тесных отношениях друг к другу, подчеркивают, что они  с большим правом граждане, чем  люди безродные: благородство происхождения  действительно везде пользуется почетом, и люди, происходящие от более  благородных родителей, оказываются  лучше, ибо благородство происхождения - добродетель, присущая известному роду. Притязания добродетели справедливы.
Равным образом  справедливы притязания большинства  предпочтительно перед меньшинством, потому что большинство во всей его  совокупности и сильнее, и богаче, и лучше по сравнению с меньшинством. Толпа о многих вещах судит  лучше, нежели один человек, кто бы он ни был. Масса менее подвержена порче.
Кому же в  государстве должна принадлежать власть? Тем, кто в состоянии будет  управлять государством, имея в виду общее благо граждан, будучи готовым  и властвовать, и подчиняться  и вести жизнь, согласную с  требованиями добродетели.
Аристотель берет  принадлежность управляющих к определенному  слою граждан и размеру их собственности  за основу, классифицируя типы государственного правления. Демократией следует  считать такой строй, когда свободнорожденные  и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих  руках; а олигархией такой, при котором  власть находится в руках людей  богатых и благородного происхождения, образующих меньшинство.
Платон придерживался  аналогичных взглядов и считал, что  государство (=общество Г.С.) образуется ради удовлетворения насущных потребностей и называет в качестве необходимых  составных частей государства четыре: ткачи, земледельцы, кожевники и  плотники. Затем - военные, люди отправляющие правосудие, люди состоятельные, которые  служат государству своим имуществом, люди занимающие государственные должности, и власть законодательная. Остальные  функции могут принадлежать одним  и тем же лицам. Например, воины  и ремесленники сверх того могут  быть членами совета и судьями, обладая  добродетелью, свойственной политической деятельности.
Но одни и  те же люди, подчеркивает Аристотель не могут быть одновременно бедными  и богатыми; вот почему эти части  государства, т.е. богатые и неимущие, и признаются его существенными  частями. И так как одни из них  составляют большинство, а другие меньшинство, то в зависимости от перевеса той  или другой устанавливается и  соответствующий вид государственного устройства.
При демократии, где основным законом является равенство, ни неимущие, ни состоятельные не имеют  ни в чем каких-либо преимуществ. Все граждане имеют право на занятие  должностей (или невысокий имущественный  ценз), властвует либо закон, либо народное собрание. Где закон имеет решающее значение, там на первом месте лучшие граждане. Там, где верховная власть основана не на законах, появляются демагоги, которые властвуют над мнением народа, сводят на нет значение должностных лиц, возводя на них обвинения, которые народ охотно принимает.
И крайняя демократия, и тирания поступают деспотически с лучшими гражданами.
Властвовать над  всем должен закон; должностным же лицам  и народному собранию следует  предоставить обсуждение частных вопросов. Состояние, при котором все управляется  постановлениями народного собрания, не может быть признано демократией  в собственном смысле, ибо никакое  постановление не может иметь  общего характера.
Возможность господства закона и занятия должностей при  олигархии Аристотель также связывает  с размером собственности, намечая  четыре возможности.
    Когда умеренная собственность находится в руках большинства, то верховная власть находится в руках закона.
    Когда размер собственности больше, а число владеющих ею меньше, эти собственники предъявляют больше требований и сами избирают из числа граждан тех, кто допускается к управлению; устанавливают подходящий для себя закон.
    С уменьшением числа собственников и возрастанием собственности все должности сосредотачиваются в руках собственников, и закон повелевает, чтобы сыновья наследовали им в должностях.
    Когда же собственность их разрастается до огромных размеров и они приобретают себе массу сторонников, то получается династия, и властвует не закон, а люди. Этот четвертый вид олигархии соответствует крайнему виду демократии.
Аристократией называется тот вид государственного устройства, когда управляют мужи наилучшие с точки зрения добродетели. Только при этом виде государственного устройства хороший муж и хороший  гражданин - одно и то же. Почетные права  распределяются в соответствии с  добродетелью.
Полития представляет смешение двух начал - состоятельных  и неимущих.
Государство, состоящее  из граждан среднего достатка, будет  иметь лучший государственный строй, где средние представлены в большем  количестве, где они сильнее обеих  крайностей - богатых и бедных, или  по крайней мере с каждой их них  в отдельности. Соединившись с той  или иной крайностью, они обеспечивают равновесие и препятствуют перевесу противников. Поэтому величайшим благополучием  для государства является то, чтобы  его граждане обладали собственностью средней, но достаточной.
Умеренность и  середина - наилучшая добродетель. При  наличие среднего достатка легче  всего повиноваться доводам разума, сохранить способность подчиняться. Средние граждане по преимуществу и  остаются в государствах целыми и  невредимыми. Они не стремятся к  чужому добру, как бедняки, а прочие не посягают на то, что этим принадлежит. И так как никто на них, и  они ни на кого не злоумышляют, то и  жизнь их протекает в безопасности.
Средний вид  государственного устройства не ведет  к внутренним распрям. Существование  демократий более долговечно благодаря  наличию в них средних граждан. В демократии средних граждан  больше, они более причастны к  почетным правам. За отсутствием средних  граждан неимущие подавляют своей  многочисленностью, и государство быстро идет к гибели, как отмечает Аристотель. Поэтому законодатель должен привлекать к себе средних граждан; приучать средних к законам. Только такое государство может рассчитывать на устойчивость. Государственный строй губит скорее алчность богатых, нежели простого народа.
Отношения собственности  нередко служат источником возмущений граждан и государственных переворотов. В государствах происходят распри и  из опасения утраты гражданских прав, и из нежелания платить наложенный штраф, из-за прибыли, почести и того, что им противоположно.
Разноплеменность  населения, пока она не сгладится, служит источником неурядиц. Например, в Сиракузах  после низвержения тирании, когда  иноземцы и наемники получили гражданские  права, возникли внутренние смуты и  дело дошло до вооруженного столкновения. Большая часть гражданского населения  Амфиполя была изгнана из города принятыми  в число граждан поселенцами  из Халкиды. И в Афинах население  не одинаковое : жители Пирея настроены  более демократично, чем жители самого города. Различия всякого рода влекут за собой раздоры, но более всего  раздоры обусловливаются различием  между добродетелью и порочностью, между богатством и бедностью.
Государственный строй неустойчив и в том случае, когда богатые и простой народ  уравниваются в количестве, а средних  граждан будет незначительное число. В демократиях перевороты часто  вызываются необузданностью демагогов, которые путем ложных доносов  на состоятельных людей заставляют их сплотиться. Например, в Мегарах  демагоги изгнали многих знатных, чтобы  иметь возможность конфисковать их имущество. Изгнанников этих набралось  много, и, вернувшись, они победили демократов в битве и установили олигархию.
Сохранение государственности, устойчивое ее состояние предполагают прежде всего не допускать правонарушений. Затем лица, занимающие должности, должны хорошо относиться к остальным гражданам. Не причастных к полноправному гражданству, но способных к управлению государством следует вводить в состав полноправного  гражданства. Честолюбивых не ущемлять в том, что касается чести, а народную массу - в ее материальных интересах. Чтобы все равноправные могли  занимать должности, вводят избрание должностных  лиц на короткий срок, например, на полгода.
Закон должен предупреждать  соперничество и распри между  гражданами. Изменения строя, связанные  с имущественным цензом, следует  предупредить, издав закон о соответствии ценза состоянию граждан (в олигархиях и демократиях). Следует пытаться либо сблизить неимущих с состоятельными, либо усилить средних граждан - последнее  средство ведет к прекращению  внутренних распрей, возникающих на почве неравенства.
Законы и остальной  распорядок общественной и государственной  жизни должны исключить должностным  лицам возможность наживаться. В  таком случае граждане, отстраняемые от участия в государственном  управлении, довольны и получают возможность  спокойно заниматься своими частными делами. Но если они думают, что правители  расхищают общественное добро, тогда  их огорчает то, что они не пользуются ни почетными правами, ни прибылью.
Когда нельзя будет  наживаться, занимая должности, неимущие граждане не пожелают быть у власти, так как с ней не сопряжены  какие-либо выгоды и предпочтут заниматься своими частными делами. Состоятельные  же люди могут занимать должности, потому что они не нуждаются в присвоении общественных сумм. Неимущие смогут стать  состоятельными вследствие того, что будут прилежно заниматься своими делами, а знатные получат возможность не быть в подчинении у первых встречных.
Чтобы избежать расхищения общественного достояния, передача денежных сумм должностными лицами, полномочия которых истекают, тем, кто вступает в должность, должна происходить в присутствии всех граждан, и копии актов передачи должны храниться во фратриях, лохах  16 и филах.
В демократиях, советует Аристотель, следует щадить состоятельных людей и не подвергать разделу не только их имущество, но и доходы. В олигархиях же следует  проявлять большую заботливость по отношению к неимущим, предоставлять  им доходные должности. Те, кто губит  состоятельных людей или народную массу слишком решительными законами, в сущности разрушают государственный  строй, замечает Стагирит.
Воспитание граждан  в духе соответствующего государственного строя есть самое важное средство сохранения государственности. Самые  полезные законы не принесут пользы, если граждане не будут приучены к государственному порядку. Если недисциплинирован один, недисциплинированно и все государство.
В крайних демократиях, где доходных статей нет, следует  созывать народные собрания редко, а  судебные заседания устраивать с  большим количеством судей, но в  течении небольшого числа дней, советует Аристотель. При таких обстоятельствах  богатые перестанут бояться издержек, а неимущие получат вознаграждение за участие в суде.
Где доходные статьи имеются, следует остерегаться употреблять  на раздачи гражданам издержки доходов. Народ берет и вместе с тем  снова нуждается в том же, так  что такого рода вспомоществование  неимущим напоминает дырявую бочку. Целесообразно устраивать очередные  раздачи по филам или по каким-нибудь иным подразделениям граждан. Нужно  изыскивать средства, чтобы благосостояние граждан было долговечным В этих целях желательно, чтобы всякий мог  приобрести в собственность небольшой  участок земли или заняться торговлей.
В Афинах V и IV веков  до н.э. некоторые общественные функции, требовавшие больших затрат, возлагались  на богатых граждан и метеков: снаряжение триер и священных  посольств, устройство театральных  представлений, постройка гимнасиев  и др.
Заслугой Аристотеля является постановка вопроса о равенстве  прав и равенстве собственности, о возможных отрицательных последствиях для стабильности демократической  системы как уравнительства, так  и экономического неравенства.
Подводя итоги  анализу идей Аристотеля, которые  явились впоследствии основой концепции  гражданского общества, заметим, что  вопрос о статусе гражданина и  мере его участия в делах государства  Аристотель более четко, чем Платон, связывает с правами и обязанностями. Он отмечает, что статус гражданина меняется в соответствии с типом  политического режима. Аристотель определяет разницу между человеком и  гражданином, между правами человека и правами гражданина.
Человек рассматривается  как существо политическое, а удовлетворение потребностей делает необходимым общение  человека как в кругу семьи, так  и при решении общих для  селения и государства проблем.
Аристотель внимательно  исследует роль права собственности  для благополучия граждан, безопасности государства и формы его правления, для механизма участия граждан  в работе законосовещательного органа, в отправлении и замещении  должностей, в работе судебных органов. Размер владения собственностью рассматривается  как условие стабильной и нестабильной общественной и государственной  жизни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.