На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Встреча с Индией

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Встреча с Индией 

Географическое  положение и ландшафт
Республика Индия, на языке хинди - Бхарат, протянулась на 3214 км с севера на юг и более чем на 2700 км (в самом широком месте) с запада на восток. Соседи Индии: на северо-западе - Пакистан, на севере - Афганистан, Китай и Непал, на северо-востоке — Бутан, на востоке — Бангладеш и Мьянма (Бирма). Аравийское море на
юго-западе и Бенгальский  залив 
на юго-востоке  образуют
естественную границу. Группы
островов - Лаккадивских в
Аравийском море. Андаманских н
 Никобарских в  Бенгальском
заливе — тоже относятся  к
 индийским территориям.
Субконтинент характеризуют
четыре основных типа ландшафта.
Горные хребты Гималаев
отгораживают индийские земли с
северной стороны. Самая высокая
 гора Индии, Канченджанга (8598 м), находится на аннексированной в 1975 г. территории штата Сикким.
В долинах бассейнов Инда, Джамны, Ганга и Брахмапутры с незапамятных времен селились люди; эти территории издревле были самыми населенными в Южной Азии. А на северо-западе
раскинулась пустыня  Тар, часть
стопного пояса  Земли.
Однако большую  часть территории
занимает плато Дэкан. Древнейший
с точки зрения геологии массив имеет
фирму треугольника, сужающегося к
югу, и обрамлен хребтами Западных и
Восточных Гатов, параллельно идущими к побережьям. К югу плато повышается; основные возвышенности на юге - массив Нилгири (2674 м) и Кардамоновы горы (2424 м), протянувшиеся до южной оконечности субконтинента — мыса Комарин (Канниякумари). 

Климат  и сезоны туризма
Тропик Рака, проходя  через Индию, делит ее на две зоны: северную умеренную и южную субтропическую. Однако еще более значительное влияние на климат оказывают муссоны (араб.: ветер). Эти ветры, приносящие дожди, определяют судьбы миллионов людей. Период дождей (или период муссонов) начинается в первой половине июня, достигает высшей точки в июле-августе, когда столь часты затяжные ливни, и ослабевает, начиная с середины сентября, причем в направлении с севера на юг. Влажные воздушные массы юго-западного муссона не достигают пространных областей Юго-Восточной Индии, а также высокогорной пустыни Ладакха, лежащей, но ту сторону Гималаев.
В зимние месяцы, с середины октября до марта, на севере дождей не бывает, и погода стоит ясная, солнечная, а ночи (особенно в декабре и январе) прохладны. Зимний (юго-восточный муссон) с октября до декабря периодически приносит осадки. Дни остаются теплыми, как это бывает в субтропиках, а ночью в декабре-январе температура существенно понижается, особенно на высоких участках Западных Гатов и плато Декан. И совершенно непредсказуемы циклоны в районе Бенгальского залива; в октябре-январе (и в первую очередь на юго-востоке) они часто приносят обильные осадки.
Наиболее высокая (более 40 °С) температура бывает в летние месяцы на континентальном севере. В апреле температура начинает повышаться, а в июне, т.е. перед приходом муссона, достигает высшей отметки. В прибрежных районах и на юге в течение всего года влажно, стоит тропическая жара.
Идеальный сезон для туризма (это касается почти всех областей Индии) - период между октябрем и мартом. В Ладакхе лучше всего побывать с июля до середины сентября. Наиболее благоприятный период на юге Индии - январь-апрель.

Флора и фауна
Хищническая вырубка  лесов на протяжении
столетий привела к тому, что лесной покров
 Индии существенно сократился. Леса
занимают лишь немногим более 20%
территории, а эрозия почвы в горных районах 
севера, несмотря на осуществляемый план
лесонасаждений, приняла  угрожающие масштабы.
Растительность Передних Гималаев состоит в
основном из хвойных  и смешанных лесов. Ель,
 сосна, кедр, дуб  и рододендрон произрастают до  границы лесов на высоте почти 4000 м. Муссонные влажные леса, сбрасывающие листву (в том числе тик, роза, сандал), покрывают склоны Западных Гатов и образуют джунгли на плато Декан.
На территории всей страны широко распространены индийские  виды фикусов: баньян (Ficus indica), бодхи
(Ficus religiosa), бенгальский фикус (Ficus bengalensis) с его тонкими воздушными корнями, а также самые разные виды тамариска и манго.
Чем дальше на юг, тем  богаче становится субтропическая флора; поразительно разнообразна и пышна она в штате Керала, на родине ароматических пряностей — перца, кардамона, имбиря. Густые кокосовые рощи окаймляют песчаные пляжи Западного побережья, казуариновые леса - дюны у Восточного побережья. Чайные плантации занимают большие площади Ассама, Дарджилинга и Нилгири.
На территории Индии  насчитывается более 200 национальных парков и заповедников. С начала 1970-х гг. ведется активная борьба за сохранение редких видов животных. В колониальный период поголовье крупной дичи резко сократилось, теперь принимаются строжайшие меры по охране животных, и в целом ситуация значительно улучшилась. Так, явно возросло число бенгальских (или королевских) тигров, слонов и гауров (диких быков), леопардов и азиатских львов (им удалось сохранить свое жизненное пространство в лесах штата Гуджарат), а также панцирных носорогов в Ассаме, которым грозило вымирание. Однако по-прежнему существует угроза исчезновения гималайского снежного леопарда.
На континенте обитают  газели, антилопы, олени различных видов, обезьяны и змеи (в том числе кобра, питон, гадюка), дромадеры (одногорбые верблюды), дикие ослы. Птичий мир также исключительно богат (орлы, зимородки, ибисы, аисты, птицы-носороги и т.д.). 

Население
Индия принадлежит к числу древнейших очагов культуры на планете. Ее жителями были, видимо, племена протоавстралоидного, протомонголоидного и, наконец, средиземноморского типа (протодравиды). В середине II тысячелетия до н.э. начался длительный процесс миграции в Индию индоарийских племен, так называемых, а рис и. Все эти народы вступали между собой в разнообразные контакты, мирные и военные, происходили смешение крови и синтез культур. В результате население современной Индии относится к различным расовым типам и языковым группам.
Юг Индии населен в основном народами, говорящими на дравидских языках: тамилы — основное население штата Тамилнад, телугу - штата Андхра-Прадеш, канждига - штата Карнатака, малаяли - штата Керала. На севере, западе, в центральной части Индии и частично на востоке преобладают народы, говорящие на индоарийских языках: так называемые «хиндустапцы» (в основном население штатов Уттар-Прадеш, Мадхья-Ирадеш, Бихар, Хариана, Химачал-Прадеш), раджастхаицы, пенджабцы, гуджаратцы, бенгальцы, ория, маратхи, кашмирцы, ассамцы. На северо-востоке проживают народы, языки которых относятся к тибето-бирманской и монкхме рекой группам: нага, кхаси, мейтеи, куки и др.
Помимо крупных  этносов в различных регионах Индии проживают так
называемые «малые народы» (некоторые из них насчитывают, но несколько миллионов человек), которые в Индии обычно называются «адиеа-си» (первопоселенцы). Это прямые потомки древнейших жителей Индостана, некоторые из них сохраняют племенную организацию и почти первобытный образ жизни. Они относятся к различным расовым типам и говорят на языках разных групп. В ряде штатов на северо-востоке «малые народы» составляют основное население.
По религиозному составу  население Индии столь же многообразно. Абсолютное большинство (83%) - индусы (то есть исповедующие индуизм), за ними следуют мусульмане (ок. 13%), сикхи, джайны, зороастрийцы-парсы, буддисты, христиане, относящиеся к различным церквам, последователи племенных культов. 

Язык  и письменность
Санскрит принадлежит к древнейшим письменным языкам мира; уже в X в. до н.э. на санскрите создавались
научные и религиозные  тексты. Языки Северной Индии, как и санскрит, используют слоговую систему (деванагари). Дравидские языки и письменность не родственны североиндийским и имеют собственный шрифт.
25 января 1965 г. североиндийский  хинди был объявлен государственным  языком Индии. Более чем для  30% индийцев этот язык родной. Английский используется в общественной жизни, торговле и т.п.
На юге, где говорят  на дравидских языках, предпочитают именно эти языки и английский, а не хинди.
Ведущие ежедневные газеты и журналы выходят на английском языке, однако в текстах то и дело попадаются слова на хинди — например, «lakh» (100 000) или «bandh» (забастовка).
Из 1652 языков и диалектов  Конституция признает 18 важнейших: это здтди, бенгали, гуджарати, урду, ория, пенджаби, кашмири, конкани,
мапипури, маратхи, непали, радж-дастхани, бихари, ассами (североиндийские), а также тамильский, телугу, каншда, малаялам (южноиндийские).
Средний житель Индии  обычно владеет помимо родного языка также хинди и английским. В государственных школах обучение ведется на
хинди или родном языке, в частных — на английском.
Санскрит изучают  в специальных колледжах и  религиозных учебных заведениях. 

Политика  и управление
Независимость Индии и Пакистана была провозглашена в полночь 15 августа 1947 г.: в эту минуту пришел конец почти 300-летнему колониальному владычеству британцев. С 1950 г. в Республике Индии (Бхарат) действует парламентская система управления по британскому образцу (с Верхней и Нижней палатами). Во главе правительства стоит премьер-министр, во главе государства - президент.
В настоящее время  страна разделяется на 28 союзных штатов, имеющих собственный парламент, и 7 союзных территорий, подчиненных центральному правительству в Нью-Дели.
В последние годы укрепляются  регио-налистские и националистические тенденции. Это привело не только к «индизации» названий городов (Бомбей — Мумбаи. Мадрас — Ченнаи, Варанаси — Каши, Калькутта — Колката), но и к идее дальнейшего дробления союзных штатов, хотя в прошлом они были созданы главным образом на основании языковой принадлежности. Так, но настоянию некоторых региональных политиков крупные штаты - такие, как Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш и Бихар — были разделены на более мелкие по этническому принципу. 

Экономика
Индия входит в число 20 крупнейших индустриальных держав мира, составляет часть стремительно развивающегося Азиатского экономического региона, Но при этом более 67% ее населения занято в сельском хозяйстве. Важнейшие культуры — рис, пшеница, овес,
кукуруза и ячмень, Среди основных
сельскохозяйственных продуктов – сахарный
тростник,
хлопок, джут и земляные орехи. Индия
занимает первое место  в мире по
производству чая  и четвертое по производству
хлопка. Существенное значение для экспорта
имеют также перец, кардамон, орехи кешью,
в то время как перец-Чили, имбирь, каучук,
кофе и табак  важны только для внутреннего рынка.
Разведение крупного рогатого скота играет
второстепенную роль, хотя он составляет в
Индии пятую часть  мирового поголовья.
По религиозным  соображениям коровы почти
не идут на убой для  заготовки мяса, а потому
примерно половина их не может учитываться
в народном хозяйстве. Зато они полностью
удовлетворяют достаточно высокие
потребности местного населения в молоке. 

Новейшие  тенденции
С 1991 г., когда в экономической политике
страны произошли  существенные сдвиги, Индия встала на новый путь развития, взяв за образец рыночную экономику западного типа. Как область для инвестиций международного капитала Индия выигрывает не в последнюю очередь за счет низкой оплаты труда и огромных ресурсов квалифицированной рабочей силы. Средний класс, разросшийся до250 млн. человек, обеспечивает постоянное увеличение потребительского спроса, что касается в первую очередь товаров широкого потребления.
Государственные   предприятия   во многом неэффективны и даже убыточны, что существенно обременяет бюджет, поэтому в последнее время прилагаются усилия по частичной приватизации - банков, авиакомпаний и т.п. Однако оборонная промышленность, авиастроение, атомная энергетика, горнодобывающая и металлообрабатывающая промышленность, производство электроэнергии полностью находятся в руках государства.
С точки зрения мировой  экономики значительна роль Индии в компьютерной сфере, в первую очередь - в программировании в сотрудничестве с крупными международными фирмами. Среди продукции, идущей на экспорт, первостепенное значение имеют текстиль и кожа; автомобильная промышленность целиком ориентирована на внутренний рынок. Основные трудности для развития промышленного производства представляют мало развитая система транспорта, плохие дороги, недостаток энергоснабжения и косность управленческого аппарата. 

Религия 

Индуизм
83% населения Индии  исповедуют индуизм.
Эта религия возникла из слияния анимистических
представлений, древней  культуры дравидов и 
верований ии до арийских народов. 

Индус верит в странствия души (сан-сара),
  перевоплощающейся после смерти в
разные живые существа до тех пор,
пока не обретет  конечного освобождения.
Сумма поступков, совершенных при жизни
 по закону  кармы, оценивается не в ином мире,
 где есть Рай или Ад, а в следующей жизни.
Событиями управляет вечный закон (дхарма),
  неизменный и необходимый для поддержания космического миропорядка.
Согласно традиционным представлениям, спасения можно достичь благочестием, прилежанием в молитве и паломничеством, а с религиозно-философской точки зрения - только путем освобождения атмста (человеческой души, в которой проявляется божественная сущность) и слияния его с брахманом (мировой душой). Чтобы прийти к праединству универсума (макрокосм) и человека (микрокосм), необходимо приобретение духовного опыта через йогу и медитацию.
Поскольку в индуизме не существует
 организованной  церкви и обучения,
отношения между  гуру (учителем) и
шишья (учеником) особенно важны.
Отличить друг от друга  богов, в
несметном числе украшающих фасады
 храмов и святилищ, исключительно 
трудно. Приметами  каждого бога являются
 его атрибуты  и сопровождающие животные.
Во главе пантеона стоят Шива, Вишну и Брахма.
 Приверженцы Шивы видят в нем создателя, хранителя и разрушителя мира. Шива предстает в различных воплощениях - от милостивого властелина Вселенной (Джагешвара или Вишва-натха), великого йога (Йогешвара), исполнителя космического танца (На-тараджа) до вызывающего ужас разрушителя (Бхайрава). Как божественная созидательная сила он воплощается в фаллическом символе лингама. Атрибуты Шивы — трезубец, барабан в форме песочных часов, боевой топор или лук, стрела, силок, антилопа, кобра, ожерелье из человеческих черепов, третий глаз
 во лбу, а  его постоянный спутник — бык Нанди.
Соответственно различным  воплощениям
Шивы его женская  энергия тоже обретает
 разные ипостаси: любящая супруга (Парвати),
 гонительница де-
монов (Дурга), кровавая разрушительница (Кали);
атрибутами богинь являются трезубеци
песочные часы, а Дурга передвигается верхом
на льве.
Приверженцы Вишну видят в своем боге
хранителя всего сущего, но ни коем случае не разрушителя. Вишну  может воплощаться на земле и, согласно индусской мифологии, снова и снова спасать мир. Известны девять его воплощений: как избавитель он принимал облик рыбы (Матсья) и кабана (Вараха), появлялся в виде черепахи (Курма) и человекольва (На-
расимха), а также  карлика-великана (Вамана), но наиболее почитаем он как Рама или Кришна. Как Парашурама он с топором борется с несправедливостью, как Будда несет свет нового учения в мир страданий. Вишну в его деяниях сопровождает вещая птица Гаруда, а его супругу Лакшми почитают как богиню счастья. Атрибуты обоих - булава, диск, раковина и цветок лотоса.
Брахме, высшему божеству и творцу мира, посвятили не так много храмов. Согласно представлениям последователей Шивы и Вишну. Брахма сотворил мир не самостоятельно, а под руководством двух других богов. Атрибуты Брахмы - жертвенная ложка, жезл, сосуд с водой из Ганга и четыре священные книги - Беды, а постоянный спутник — гусь. Супругу Брахмы зовут Сарасвати. Считается, что она создала древнеиндийский язык санскрит и сотворила священные книги (Веды). Она покровительствует наукам и искусствам, следовательно, школьникам и студентам лучше обращаться именно к ней. Атрибуты Сарасвати - вина (струнный инструмент), жертвенный сосуд и Веды, а ее спутник — павлин.
К самым почитаемым богам принадлежит также и слоновоголовый Гане-ша, сын Шивы и Парвати. Есть множество легенд появления у него слоновьей головы. По одной из них, на празднество в честь рождения Гане-ши забыли пригласить бога Шани и тот из мести испепелил взглядом голову младенца. Брахма посоветовал Парвати приставить ему голову первого же существа, которое ей встретится. Им оказался слон. Ганеша, бог мудрости и устранитель препятствий, помогает преодолеть все неприятности в жизни и с особым вниманием относится к путешествующим. 

Анимизм
Обожествление природы  и природных явлений было свойственно людям в далекой древности. Но и теперь в индусском пантеоне прочное место занимают Сурья (бог солнца), Чандра (бог луны), Индра (бог дождя). Вайю (бог ветра), Кама (бог любви) и Агни (бог огня). С другой стороны, в сравнении с Шивой, Вишну, Брахмой они играют второстепенные роли. И все же почитание природы, имеющее истоком первобытный анимизм, в Индии очень распространено. 

Буддизм
Буддизм возник на территории Индостана в VI в. до н.э. и в дальнейшем широко распространился в странах Азии. Возникновение буддизма связывается с именем индийского принца — Сиддхартхой Гаутамой (563— 483 гг. до н.э.). Согласно преданию, принц жил в роскоши, не ведая забот, но, познав, что на свете существуют болезни, старость и смерть, решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья.
После 6 лет аскетической практики он убедился, что путь истязания не приведет к Истине. Тогда, восстановив силы, он нашел уединенное местечко на берегу реки под деревом Бодхи и погрузился в созерцание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ и, наконец, открылась Истина. С этого момента он стал Буддой, т.е. Пробужденным, и в течение 45 лет помогал другим людям также открыть в себе Будду. Знаменитая бе-наресская проповедь считается фундаментальным документом буддийского учения. В этой первой проповеди Будда поведал своим ученикам о Четырех Благородных Истинах: жизнь — это страдание; у страдания есть причина, страдание конечно и существует путь к прекра-
щению страдания. Этому  пути и учил Будда, подбирая для каждого  ученика только ему подходящий метод.
Наиболее известные  течения в буддизме: «Хинаяна» («Малая колесница»), «Махаяна» («Большая колесница») и «Ваджраяна»( «Алмазная колесница»)-
В целом о буддийском учении можно сказать, что в нем  нет места приказам и запретам, Нет места и комплексу вины. Это скорее одобрение хороших поступков и воздержание от недостойных действий, обмана, насилия и опьянения ума.
Джайнизм
В VI в. до н.э. современник Будды по имени
 Махавира («великий  герой») провозгласил 
основы учения о  спасении души, основанного
на отказе от мира. Он утверждал, что, только  

 преодолев все земные искушения, человек
 может освободиться  от «круговорота бытия»,
т.е. реинкарнаций, стать  победителем (джипа)
  самого себя и уйти в нирвану. Джайнизм
призывал к ненасилию (ахимса), что и стало основным принципом этого вероучения, признающего равную ценность жизни всех живых существ.
Образцом для подражания служат24 тиртхаикара (учителя джайнизма, почитающиеся как высшие божества): Махавира, последний из них, -историческое лицо. Уже 2000 лет существуют два ордена джайнов: ди-гамбары («одетые в воздух», или «одетые в небо») и шветамбары («одетые в
белое»); впрочем, их религиозные принципы различаются мало.

Ислам
«Нет бога кроме  Аллаха, и Мухаммед
пророк его» — так  звучит мусульманский
 «символ веры»,  Ислам-учение о
 божественном откровении, восходящее
 к последнему  пророку - Мухаммеду.  

Главные принципы мусульманской религии                                                            в Коране, состоящем из 114 глав (сур).
 Коран содержит  проповеди, обрядовые и юридические  установления, заклинания, молитвы,  назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом. Самые ранние сохранившиеся списки датируются рубежом VII—VIII вв.
В 610 г. н.э. Мухаммеду, достигшему 40-летнего возраста, явился Архангел Джебраил. Последующие откровения снизошли на него через 20 лет. Слово «ислам» означает «покорность Аллаху». Пять «столпов ислама» составляют: исповедание единого Бога и пророческой миссии Мухаммеда, ежедневная пятикратная молитва, пост в месяц рамадан, добровольная милостыня и паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни. Коран является также источником многих философских и мистических учений. В Индии широко распространена мистическая версия ислама - суфизм 

Сикхизм
Религия сикхов возникла в XVI в. В 1469 г. в Талванди близ Лахора (Пакистан) родился будущий основатель религии - гуру Нанак. Его учение представляет собой смесь индуизма и ислама. Монотеизм, отрицание идолопоклонства и каст, имеет корни в исламе; вера в странствия души и реинкарнацию, а также в духовную очистительную силу воды - в индуизме. Необходимость в учителе (гуру) также связана с древнеиндийскими верованиями.
Слово «сикх» употреблялось  по отношению к ученикам гуру Нанака, первого из десяти учителей. Основы его вероучения изложены в «Грантх Сахиб», священной книге сикхов; эта книга во всех сикхских храмах (гу-рудвара) является основным объектом поклонения.
Последний гуру Гобинд Сингх (1666 -1708) преобразовал братство сикхов в организацию военного толка  — кхалса (чистые). С этой поры сикхи должны были отличаться от иноверцев наличием у каждого пяти предметов, название которых начинается с буквы «к»: кирпан (кинжал), ката (деревянный гребень), кара (железный браслет), качха (короткие подштанники) и кеш (несостригаемые волосы на голове и несбриваемая борода). Стричь волосы им вообще запрещено, мужчины убирают их под тюрбаны. Курение и употребление алкоголя осуждаются. О принадлежности к сикхам свидетельствуют следующие за личным именем приставки: «Сингх» (лев) - у мужчин и «Каур» (львица) - у женщин. Все люди признаются равными. Женщина в сикхизме пользуется большим уважением и свободой по сравнению с другими индийскими религиями. 

Парсы
Во время молитвы  парс смотрит на огонь, будто бы принесенный  с неба самим Заратустрой. Наряду с огнем парсы чтят землю и  воду. Осквернение этих первоэлементов не допускается нормами, запечатленными Заратустрой в священной «Авесте». Согласно этим представлениям, недопустимо захоронение умерших в земле и огне, поэтому парсы и в наши дни хоронят их «в воздухе», в Башнях Молчания, отдавая на съедение грифам. 

Культура  вчера и сегодня
Кто же создатель знаменитых индийских памятников? По воле правителей в Индии строили храмы и возводили мощные крепости. Для этого приглашали множество специалистов, но им приходилось руководствоваться трактатами по архитектуре, а индивидуальное творчество допускалось в самой незначительной мере. История искусств возносит похвалы правителям, художественные стили, как правило, носят имена династий, а художники остаются неизвестными.

Архитектура
Наиболее распространенным типом 
архитектурного сооружения до начала
нашей эры были ступы, созданные по
образцу индоевропейских  курганов.
Ступы - это буддийские сакральные
постройки, предназначенные для хранения
священных реликвий, а позже
интерпретированные как символическое
воплощение космоса. Древнейшая ступа
эпохи раннего буддизма находится в 
Санчи (III в. до н.э.).
Также в предшествовавшую нашей эре эпоху в монолитных скалах вырубали культовые пещеры (Западные Гаты). В первую очередь возникли буддийские пещерные храмы с великолепными колонными залами! Своды с искусно и тонко обработанными каменными балками наводят на мысль, что в те времена была развита и деревянная архитектура. Индусы и джайны также создали грандиозные культовые пещеры. В апсидах чайтъя (молельня) и вихара (зал для собраний) находились, как правило, монолитные ступы или статуи Будды. На стенах индусских храмов сохранились скульптурные изображения богов. С точки зрения истории искусств наиболее интересны храмы на Элефанте, в Эллоре и Аджанте.
Переход от пещерного  храма к отдельно
стоящему сооружению можно наблюдать
на примере Махабали-пурама. Здешние
уникальные творения VI в. еще созданы из  

единого монолита и по красоте и размерам
уступают только храму Кайлаш в Эллоре.
Древнейшие из отдельно стоящих храмов
датируются VII в.; обработанные поочередно
каменные блоки пригнаны друг к другу без
строительного раствора; от светских
сооружений их отличает высокая башня. Типичны для североиндийского стиля стройные, напоминающие пчелиные соты башни (шикха-ра). Перед святилищем располагаются залы для службы и ритуальных танцев, а также помещение для жертвоприношений. Южноиндийский дравидский стиль отличают пирамидальные башни храмов (вима-на), увенчанные камнем в фирме полусферы. Храмовые комплексы обнесены стенами, и издалека видны их надвратные башни - гопурам. Расцвет индусской храмовой архитектуры приходится на VIII—XIII вв.
С XI в. вместе с исламом в страну приходят
новые идеи, а с  ними новый стиль дворцовых
 построек впечатляющих размеров. В стране
перевоплощения душ, где мертвым не
ставили памятников, возникают грандиозные
надгробные сооружения. Мечети и мощные
\крепости свидетельствуют о могуществе
мусульманских владык Индии.   Орнаментальное
искусство отныне контрастирует со
скульптурными изображениями, принятыми в индуизме. Три купола венчают обычно придворную мечеть, причем один из них - над мавзолеем. Исламская архитектура переживает расцвет в эпоху Великих Моголов (XVI-XVIII вв.). Уже начиная с XVI в. ее принципы задают тон другим стилевым направлениям, и правители-индусы подражают мусульманам при возведении крепостей и дворцов. Типичным для Индии становится стиль, в котором индусские элементы сочетаются с мусульманскими (мавританскими) архитектурными принципами. А в колониальном стиле англичан сливаются европейские, мусульманские и индусские черты: архитектура этого периода берет истоки в неоготике и классицизме, используя мусульманский принцип купольной постройки и индусский декор. 

Прикладное  искусство
Столетиями традиция и техника ремесел передавались из поколения в поколение. Каждый регион имеет свои особенности, и определенные направления в искусстве оказываются связанными с религией. Так, например, искусство резьбы по камню возродилось к жизни благодаря реставрации храмов. Каменные узоры - инкрустации из самоцветов в мраморе по образцу шедевров Тадж-Махала - создаются потомками древних гильдий с использованием традиционной техники шлифования.
Фигуры богов из розового или сандалового дерева особенно распространены в Южной Индии. Резьба по грецкому ореху, изделия из папье-маше, плетение ковров — все эти ремесла, появившиеся в эпоху Великих Моголов, характерны для Кашмира.
Значительно древнее  искусство литья. Столетиями индийская бронза отливалась по принципу «потерянной формы»: создается глиняное ядро и глиняная оболочка, а в пустое пространство между ними заливают воск. Уже после этого льют жидкий металл, чтобы воск расплавился.
Серебряных дел  мастера, как и другие художники, не изменяют традиционному дизайну. Особенно известны браслеты, ожерелья и серьги из Раджастхана. 

Музыка  и танец
Индийская музыка знает  ноты, но почти их не использует. Музыкальные темы учитель передает ученику, оставляя ему возможность импровизации. Мелодия строится на основном аккорде, и далее во время исполнения он варьируется струнным инструментом
(тампура, вина, ситар). Основной аккорд
выделяется «женскими» и «мужскими»
ладами (raga и ragini). Рага — это  
ладоинтонационное построение,

заключающее в себе определенную
последовательность  звуков лада и
характерные мелодические обороты;  рага
исполняется в определенные часы суток и 
время года. Звук традиционно
рассматривается
как космическая энергия, дающая начало жизни. На основе этих представлений семь основных звуков индийского лада (при звуковой градации октавы на 22 интервала) сопоставляются с семью планетами Солнечной системы. Каждому музыкальному звуку соответствует определенный цветовой символ, Характерной чертой является синтез музыкального, вокального и хореографического искусств.
Классический танец  вообще не предполагает импровизации: каждое движение рук и пальцев, каждое положение тела имеет определенный смысл. Прежде танцы исполнялись только в честь богов танцовщицами храмов (девадаси). Теперь классическому танцу обучают в школах и за пределами храмов. Длящиеся годами тренировки и йога помогают в совершенстве овладеть своим телом. Изучение религиозных текстов, мифов и легенд о богах также входит в систему обучения. 108 позиций тела и 64 движения рук призваны выражать определенные эмоции, причем мимика играет столь же важную роль. Важнейшие стили танца — бхаратнатьям, одисси, мохини аттам и катхак. Уникальна традиция танцевальной драмы катхакали в штате Керала. 

Литература
Эпические произведения, созданные 2000 лет назад, продолжают пользоваться в Индии неизменной популярностью. «Рамаяну» и «Махабхарату» пересказывают детям как сказки, издают в виде комиксов, экранизируют и исполняют в классическом танце. Основная тема эпоса — борьба добра и зла. В сражении бога Рамы, символизирующего справедливость, с властелином демонов Раваной закаляются характеры в «Рамаине», а братская солидарность и супружеская верность демонстрируют образцы вечной добродетели. Окончательное поражение Раваны знаменует победу добра. Эпическая поэма, приписываемая легендарному мудрецу Вальмики и состоящая из 24 000 двустиший, принадлежит к сокровищнице мировой литературы.
То же относится  к «Махабхарате», еще более объемному произведению, обретшему письменную форму около V в. Главная тема поэмы - борьба двух родов, братьев Пандавов и Кауравов, завершающаяся победой над злобными Кауравами. Наиболее известна 6-я книга (из 18), в состав каждой входит знаменитая «Бхагавад-гита». В поучительной беседе бога Кришны с Арджуной, одним из братьев Пандавов, сливаются философия, религия и поэзия.
Литература на региональных языках развивалась с X в. Со второй половины XIX в., возродив старые традиционные жанры, она усвоила и западные литературные фирмы. Наиболее яркой и исторически значимой стала литература Бенгалии, чье духовное пробуждение обеспечило бенгальцам культурное и отчасти политическое лидерство в индийском национальном движении вплоть до XX в. Крупнейший представитель индийской литературы XX в. - Рабиндранат Тагор (1861-1941)-писал на бенгальском языке. Писатель и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии (1913) Тагор – автор многочисленных романов, повестей, рассказов, пьес, стихов (в том числе государственного гимна Индии), а также книг по вопросам языка и литературы, философии, религии.
Кроме региональной литературы на современных индийских языках в Индии существует и индо-английская литература: произведения, на-
писанные на английском языке индийцами, живущими в Индии или за ее пределами. Самый известный из них - Салман Рушди (род. в 1947 г.), автор «Детей полуночи» (1981, Буке-ровская премия), «Сатанинских стихов» (1989) и др. 

Живопись
Глубокие народные корни имеет раджпутская живопись. Написанные на холсте сцены передают народные предания со всей достоверностью деталей. Религиозные мотивы, в пер-
вую очередь изображения  Кришны, особенно важны для искусства  росписи по тканям.
Живопись на стекле, появившись в Южной Индии XIX в. под влиянием европейцев, вновь становится популярной. Цветные изображения богов, порой обильно украшенные золотыми пластинами, и портреты аристократов доминировали в придворной живописи.
Но значительно  важнее с точки зрения
истории искусств  придворная миниатюра,
возникшая под персидским влиянием.
Изящные, проработанные до мельчайших
деталей миниатюры являются не только
произведениями искусства, но и
документальными свидетельствами эпохи.
Они дают возможность  составить 
представление о придворной жизни в империи 
Великих Моголов и  при правителях-индусах.
Только разглядывая миниатюры, можно живо
вообразить красоту и великолепие ныне заброшенных дворцов и крепостей. Миниатюры на религиозные темы служили иллюстрациями к священным книгам. При Великих Моголах искусство миниатюры переживало расцвет, а индусам успешно удавалось имитировать персидские образцы. Помимо сцен охоты, войны и придворной жизни художники воплощали и другие темы (например, религиозно-мифологические), часто навеянные музыкой, Иллюстрации к музыкальным мелодиям, «раги» или «рагини», становятся самостоятельным жанром, выражая определенное эмоциональное состояние и связываясь с конкретным временем года или даже погодой. Так, густые дождевые облака, гром и молния, токующий павлин типичны для «муссон-раги», полных романтизма и эротики. 
 
 
 

Индийская кухня 

Индийская кухня отличается I огромным выбором ароматических приправ и разнообразием способов приготовления мясных, рыбных и овощных блюд. Каждый район, каждая община и даже каждая семья придерживаются собственных рецептов, основу которых составляет masala - специальная смесь пряностей. Использование специй (до 25 видов) превращает каждое блюдо в деликатес. На стол всегда
подают множество блюд и непременно - рис,
основной продукт питания в Индии (правда,
на севере его часто  заменяют лепешками).
Индийские блюда, как  правило, острые.
Остроту придают красный  и зеленый перец
(Чили), но их жгучий вкус можно приглушить
рисом и йогуртом (curd). Заказывая блюдо,
можно прибавить: «Not so spicy» («He слишком
остро»), и ваше пожелание  будет хотя бы
отчасти выполнено.
Индийская вегетарианская кухня - это
целый мир. На юге  даже те, кто не мыслит стола без  мяса, будут поражены невероятным разнообразием овощных блюд. А на севере особой популярностью пользуется все, что запекают
 в глинобитной печи (тандур): это изумительные
 лепешки (паап), маринованные с травами
пикантные цыплята  (тандури чикен), мясо на
шампурах (кебаб) и рыба (таидури маччхи). К
ним обычно подают нежные овощные гарниры
без соуса.
К основным продуктам  питания в Индии
принадлежат хлеб (роти), рис и суп из
дробленой чечевицы с  овощами (дал). Очень
сытны лепешки из муки грубого помола
(чапати и паратха). Алу паратха или
чобхи паратха с начинкой из картофеля или
цветной капусты пикантны и вкусны, как и обжаренные во фритюре кусочки овощей или сыра (па-кора) и пончики (самоса). Тончайшие хрустящие лепешки из рисовой муки (пашрдам) подают почти повсюду, а вот начиненные овощами хрустящие блинчики из рисовой или чечевичной муки (масала доса) особенно вкусны на юге.
В сладости часто добавляют  розовую воду и кардамон. Назовем наиболее популярные десерты: рисовый пудинг (кхир), творожные шарики размером с грецкий орех в сахарном сиропе (расгулла) или в сливках (расмалай) и хрустящие сахарные крендели, наполненные сиропом (джалеби). 

Напитки
В сравнении с разнообразием  и богатством индийской кухни выбор местных напитков представляется скорее скромным. Тминно-тамариндо-вая вода (джира пани), пахта {ласси}, сок лиметты (иамбу пани) — вот что здесь пьют наряду с чаем, национальным напитком. Заваривают, как правило, обычный черный чай, но добавка сахара и молока (ready made tea), а также пряностей (masdlu chai) не дает распробовать его вкуса. Местные пивоварни выпускают разнообразные сорта пива. Пальмовое вино (toddy) и водку (arrak) производят в деревнях для собственного употребления. 
 

Транспорт 

Поездки внутри страны
Авиаперелеты
Путешествуя по Индии, следует помнить, что названия многих городов здесь переменились. Так, направляясь в Бомбей, надо искать на табло рейс на Мумбаи (Мадрас - Ченнаи, Калькутта - Колката и т.п.). Официальное название Дели - Нью-Дели. Крупнейшая внутренняя авиакомпания Индии - Indian Airlines и ее дочернее предприятие Alliance Air. Кроме того, существуют частные авиакомпании: Jet Airways, Dama-nia, Sahara. Резервировать место для перелета внутри страны часто бывает нелегко; этим надо заниматься заранее, а потом еще и подтверждать обратный вылет не позднее, чем за 72 часа. 

Железная  дорога
Тот, кто собирается путешествовать по железной дороге, должен иметь в запасе время. Недороги и пунктуальны скоростные поезда, но купить или забронировать билет довольно сложно из-за местных бюрократических порядков. Скорый Shatabdi Express соединяет Дели, Агру, Гвалиор, Джханси и Бхопал; Дели и Джайпур; Дели и
Чандигарх и, соответственно, Амритсар
(планируется ветка  Бомбей—Пуна).
В поезде подают чай  и предлагают
еду.
Автобусы  и поезде — важнейшие
виды  транспорта для населения
В Не надо возлагать  особые надежды
 на поезда-люкс: сиденья удобны, в купе
есть кондиционеры, но окна маленькие,
к тому же тонированные. Будьте
осторожны: на больших  вокзалах
бывают случаи воровства! 

Автобус
Между городами курсируют  автобусы-экспрессы   (кондиционеры,   ви део).
Долгие поездки  на общественном транспорте обещают приключения,
особенно на загруженных транспортом дорогах (опасные обгоны и т.п.). Билеты (резервировать заранее!) продаются на автобусных
вокзалах и в офисах Interstate Вин, Во многих городах есть несколько терминалов для междугородных автобусов. 

Дели  и Север
Северная Индия  особенно популярна у туристов, и это понятно. Кто же не хочет увидеть своими глазами Тадж-Махал? Или подивиться вошедшими в легенду богатствами махараджей в древнем Раджастхане, взглянуть на эротические скульптуры в храмах Кхаджурахо? Или полюбоваться рассветом на берегу священной реки Ганг в Варанаси! Тут нет сомнений: каждый день готовит путешественнику новые потрясающие впечатления. «Золотой треугольник» (Дели - Агра - Джайпур) всегда полон туристами, ибо достопримечательности встречаются здесь буквально на каждом шагу. Но это лишь одна грань яркого калейдоскопа! Тому, кто действительно хочет познакомиться с Индией, непременно нужно побывать и в тихой деревне Санчи, и в высокогорной пустыне за хребтом - Ладакхе, где стоят уединенные буддийские монастыри. 

Дели  – столица
на  рубеже эпох
Старый и Новый  Дели (Delhi) - трудно
представить себе более  резкий контраст.
Столь же различны и жизненные условия
в стремительно разрастающихся
предместьях: здесь  совсем рядом живут 
представители высшего  общества и ютятся
в хижинах безработные переселенцы. В
грандиозной метрополии ни в чем не найдешь
единообразия.
В истории города до обретения независимости
огромную роль играли иноземные народы. Нет другого индийского города, который бы так часто завоевывали и основывали заново. В 1193 г. над Притхвираджем, правителем Дели, одержал победу Мухаммед Гури, и с этого началась столетняя эпоха мусульманского владычества. В 1206 г, его наместник Кутб-ад-дин Айбак объявил себя Делийским султаном. В 1290 г. власть перешла к туркам. О ни-то и основали новый город, но в 1398 г. все земли захватил Тимур (Тамерлан), а затем на троне оказались династии Саидов и Лоди (1414-1526).
Бабур, потомок Тимура, в 1526 г. заложил основы 300-летнего владычества Великих Моголов. Самые значительные памятники города восходят к периодам правления Хумаюна и Шаха Джахана. Шах Джахан, пятый правитель государства Великих Моголов, перенес сюда резиденцию из Агры. основал и укрепил стенами город Шахджаханабад, ныне Старый Дели.
В 1858 г. англичане свергли с престола Бахадура II, последнего правителя дз династии Моголов. В 1911 г. британские власти перенесли столицу из Калькутты в Дели, и таким образом Нью-Дели явился на свет. После провозглашения независимости в 1947 г. Цели стал столицей Республики, а с 1991 г., когда начали укрепляться внешнеэкономические связи страны, — крупным центром международной торговли. Население третьего по величине города Индии составляет 10,5 млн. человек. 
 

Важнейшие достопримечательности 

Красный форт
Крепость-дворец   Шаха   Джахана, правителя из династии Великих Моголов, выстроена из красного песчаника. К востоку от Старого города зпдны стены цитадели (высота 16 м). Грудно поверить, что
для строитель-;тва  комплекса понадобилось
всего девять лет (1639-1648). В Красный форт
входят через  Лахорские ворота (Lahore Gate).
Крытые торговые ряды ведут к музыкальному
павильону (Naubat Khana), возле которого все
прибывшие должны были оставлять соней.
Колонный зал в  Дивани-Ам
(Diwan-i-Am), приемных покоях, являет собой
классический образец  архитектуры империи Великих Моголов. Восседая на мраморном троне, властитель принимал здесь гостей и просителей.
Самое красивое сооружение Красного форта, безусловно, Дивани-Кхас
(Diwan-i-Khas), личные приемные покои правителя. Тут стоял некогда знаменитый «Павлиний трон»; в 1739 г. Надир Шах отправил его в Персию как трофей. Серебряные своды мраморного колонного зала заменили на дерево, выложенное листовым золотом и расписанное минеральными красками. Колонны украшены рельефами и самоцветами. Над сводом можно прочитать знаменитую надпись на персидском языке: «Если существует рай на земле, то он здесь, здесь и только здесь». Императорские бани (хамам) и Жемчужная мечеть (Moti Masjid) в настоящее время закрыты для посещения. 

Джама-Масджид 
(Пятничная  мечеть)
Джама-Масджид  (Jama Masjid), самая большая и, наверное, самая красивая мечеть в городе, была выстроена по воле Шаха Джахана. Храм из красного песчаника с тремя изящными куполами над беломраморными башнями, с двумя минаретами (высота 40 м) - архитектурный шедевр эпохи Великих Моголов. В центре огромного двора, где могли разместиться 25 000 верующих, расположен пруд для ритуальных омовений, а в северо-восточном углу двора хранятся реликвии пророка Мухаммеда. 

Чандни-Чоук
Мечеть находится  в Старом городе, неподалеку от Чандни-Чоук (Chand-ni Chowk) — главной улицы Старого Дели. Во времена Моголов придворные ювелиры и серебряных дел мастера держали свои лавки именно здесь. Золотым куполом увенчана Гурудвара (Gu.rudwa.ra Sis Ganj), молитвенный дом сикхов. Здесь по приказу Аурангзеба был казнен девятый гуру сикхов Тег Сис Гандж Бахадур. 

Мавзолей  Хумаюна 
Мавзолей второго  правителя из династии Великих Моголов находится в большом парке. Первое значительное
сооружение могольской архитектуры
(1556-1565), возведенное  персидским
архитектором по воле вдовы
Саркофаги в мавзолее Хумаюна; под
ними находятся подлинные гробницы
правителя, считается  прообразом Тадж-
Махала в Агре. Белые  купола венчают 
грандиозное здание из красного песчаника,
впечатляющее совершенством пропорций;
фасады искусно украшены мраморными интар-сиями и декоративными нишами; четыре высоких арочных портала ведут в скромное помещение, где расположен кенотаф. Игра света создает особую атмосферу: свет падает через большие зарешеченные окна. Подлинные гробницы находятся внизу, но доступ к ним закрыт.
Мавзолей послужил прообразом усыпальницы Сафдар Джанга, великого визиря и полководца императора Мухаммеда Шаха, Эту последнюю постройку эпохи Моголов возвели на 200 лет позже, но совершенства оригинала зодчим достичь не удалось. 

Гробницы  династии Лоди
Парк Лоди (Lodi) популярен у тех, кто любит бегать по утрам и гулять. А ценителям искусства он особенно интересен из-за гробниц династий Саидов и Лоди, мусульманских правителей XV-XVI вв. Купольные сооружения выглядят архаичнее и массивнее, чем великолепные постройки Моголов. В восьмигранном мавзолее покоится Мухаммед Шах Сайд (XV в.), последний из Саидов. Бара Гумбаз (Большая гробница, Вата Gumbaz) — место, где покоится Р1брахим, последний из правителей Лоди; он пал в битве при Панипате, сражаясь с войсками Бабура. В его честь была построена мечеть, примыкающая к усыпальнице и украшенная арабскими письменами. Заслуживает внимания также и усыпальница Сшапдара Лоди (Sikandar Lodi, начало XVI в.), скромная купольная постройка, в плане которой восьмигранник. 

Лал-Кот
Лал-Кот (Lal Kot) — первый город, созданный при мусульманских правителях в Дели; здесь заслуживают осмотра многие архитектурные сооружения.
Символом Дели считается  Кутб-Минар (Qutb Minar). Этот устремленный ввысь минарет (высота 73 м) виден издалека;
архитектурный шедевр был создан в XIII в. При
 Кутб-уддине Айбаке, первом делийском султане,
и считался неоспоримым  свидетельством победы
 ислама. Суры Корана, искусно вырезанные в
красном песчанике, подтверждают, что Кутб-Минар
был, воздвигнут как «Башня победы».
Расположенная рядом  Кувват-уль-Ислам
(мечеть  Власти ислама, Quwwat-ul-Islam)
должна подтверждать победу мусульман над 
правителями-индусами. Ее построили из обломков
индусских и джайнских  храмов по воле Кутб-уд-
дина Айбака, когда  тот лишил престола раджпута
Притхвираджа. Эта  любопытная постройка включила в себя декоративные элементы разрушенных храмов: каменная скульптура (среди фигур можно различить даже любовные парочки) на колоннах составляет контраст орнаментально-флористическим мусульманским узорам.
Алаи-Дарваза (Alai Darwaza, триумфальная арка) поблизости от минарета появилась в XIV в. 

Нью-Дели
Ныо-Дели (New-Delhi) в 1931 г. был задуман британскими архитекторами ЛаченсомиБойкером как «город-сад». Раштрапати-Бхаван (Rashtrapati Bhava), увенчанная куполом резиденция английского вице-короля с ее тремя сотнями помещений, является теперь официальной резиденцией президента. Отсюда начинается проспект Радж-Патх (Raj Path), ведущий прямо к «Воротам Индии». По обе стороны стоят правительственные здания в колониальном стиле, резиденция премьер-министра и большое круглое здание парламента. «Ворота Индии» (India Gate.) - это триумфальная арка, возведенная в память о жертвах Первой мировой войны.
Национальный музей посвящен истории культуры и искусства всего субконтинента - это индусская скульптура, экспонаты, представляющие Гандхарское искусство, тибетский буддизм, а также бесценные миниатюры. 

Агра - столица Великих  Моголов
В Старом городе время, кажется, замерло. О блеске былых времен напоминают шедевры могольской архитектуры в окрестностях Агры (Agra, 1,2 млн. жит.). Там, где некогда правили великие деятели индийской истории, ныне царство туризма. Отели и магазины растут как грибы после дождя. Ведь Тадж-Махал - главная достопримечательность Индии.
Бабур, первый из Великих Моголов, в 1526 г. разбил лагерь на берегу Джамны. Строительство города начал в 1566 г. его внук Акбар. Агра стала столицей империи, раскинувшейся почти на всем субконтиненте. Город переживал расцвет при Шахе Джахане (XVII в.), и именно тогда здесь появилось прекраснейшее на свете архитектурное сооружение - Тадж-Махал. После смерти Аурангзеба, его сына, город не раз захватывали и грабили. В 1803 г. управление Агрой оказалось в руках англичан. 

Важнейшие
достопримечательности
Тадж-Махал
«Жемчужиной дворца» называл Шах Джахан свою любимую жену Мумтаз Махал. В 1629 г. она умерла, родив ему четырнадцатого ребенка, и безутешный правитель повелел воздвигнуть
ей мавзолей, совершенством  красоты 
превосходящий все, что  было дотоле
известно. Около 20 000 рабочих,
архитекторы из Шираза и художники
из Европы 22 года работали над
мавзолеем. Более 1000 слонов доставляли
мрамор из каменоломни  в 320 км от Агры.
Малахит везли из России, сердолик - из
Багдада, бирюзу — из Персии и Тибета.
«Венец дворцов» стоит посреди сада,
заложенного по принципу симметрии,
когда водные каналы и фонтаны 
располагаются на единой оси. За главными воротами открывается  незабываемый вид на мавзолей, и от его немыслимой красоты захватывает дух. Сооружение из ослепительно белого мрамора стоит на каменной платформе. Большой купол, формой напоминающий бутон цветка, возносится ввысь (на 74 м), прекрасно гармонируя с арками и другими, меньшими куполами, а также с четырьмя минаретами, которые слегка отклоняются в стороны мавзолея, чтобы в случае землетрясения они не обрушились на него. Нижняя часть купола украшена орнаментом с инкрустацией из самоцветов, порталы - витиеватыми надписями-цитатами из Корана, фасад внизу - рельефным мраморным узором из цветов и вьющихся растений.
В центре сооружения стоят кенотафы Мумтаз Махал и Шаха Джахана: они богато выложены инкрустациями из самоцветов (каждый цветок включает в себя 32 камня) и обнесены великолепными мраморными решетками. Внизу, в усыпальнице, покоятся останки супружеской четы.
Шах Джахан хотел построить  для себя такую же усыпальницу на противоположном берегу Джаммы, только из черного мрамора. По замыслу оба мавзолея должен был соединять мост, символизирующий любовь, которая переживет саму смерть. Но в 1657 г., прежде чем успели начаться работы, Шах Джахан заболел, а через год его жаждавший власти сын Аурангзеб сверг его с престола. В 1666 г. Шах Джахан был похоронен в Тадж-Махале, рядом с женой, любовь к которой вдохновила его на создание этого шедевра. В XVIII в. Тадж-Ма-хал пришел в запустение, а в XIX в. был полностью восстановлен благодаря усилиям, предпринятым лордом Керзоном, вице-королем Индии, убежденным сторонником возрождения памятников старины. 

Красный форт
Строительство резиденции начал в XVI в., император Акбар, а его преемник Джахангир превратил ее в одну из крупнейших крепостей мира. Двойным защитным валом длиной 2,5 км обнесены
сооружения из красного песчаника; в
 прежние времена  их было около 500.
как сообщает придворный историк Абу-л-Фазл.
Посетители входят в форт через 
величественные ворота Амар-Сингх
(Amar Singh), a далее путь ведет к Дивани-
Дм (Diwan-i-Am), завершенному при Шахе
Джахане залу аудиенций, где находится
трон правителя. Особенное впечатление производят инкрустации из мрамора и самоцветов. Личные приемные покои, Лпвапп-Кхас (Diwani-Khas), отделаны белым мрамором.
В восьмигранной Жасминовой башне
(Saman Burj), откуда открывается вид на Тадж-Махал, Шах Джахан в конце жизни отбывал заключение. Древнейшее из сохранившихся сооружений - дворец Джахангир-Махлл (Jahangir Mahal) времен Акбара; особенно красивы тонкой работы рельефы из красного песчаника, в которых явно различимы индусские стилевые элементы. Большая часть форта занята теперь военными учреждениями и казармами; доступ в Жемчужную мечеть (Мой Masjid) закрыт уже много лет. 

Итимад-уд-Даула
В XVII в. Hyp Джахан, жена Джахангира,
построила великолепный мавзолей для
своего отца Мирзы  Гхиас-Бека, носившего 
в качестве великого визиря и казначея
титул Итимад-уд-Даула (Itimad-ud-Daula).
Поистине роскошны инкрустации из белого
мрамора на красном  песчанике главного
портала, но не меньшее  впечатление
производят многоцветные интарсии в 
интерьере. Разнообразие и топкость
декора Итимад-уд-Даула  превзошел только Тадж-Махал. Мраморные арки окон - это подлинные шедевры искусства резчиков по камню. 

Экскурсии
Фатехпур-Сикри
Всего в 40 км к западу от Агры находится
Фатехпур-Сикри  (Fatehpur Sihi),
единственный город  в империи Моголов,
никогда и никем  не разграбленный. Особенно
необычен и красив здесь аудиенц-зал 
Дивани-Кхас (Di-wan-i-Khas); от ОДНОЙ
центральной колонны (она раскрывается
вверху подобно  кроне дерева) четыре узких 
лесенки ведут к обходной галерее.
Пятиярусный Пач-Махал (Panch Mahal),
предназначенный для жен правителя,
высится в огромном дворе Пачиси
(Pachisi), где в прежние времена любящий супруг играл с дамами из гарема в настольную игру под таким же названием. Заслуживают осмотра также Руки Султана (Rumi Sultana), маленький дворец турецкой принцессы, где особенно хорош резной декор, а также дворец Мириам (Miriam), где большое впечатление производит настенная живопись.
К западной части дворцового комплекса примыкает Большая мечеть с
триумфальными воротами (высота 53 м). Здесь находится гробница Салима Чишти из белого мрамора, шедевр архитектуры эпохи Моголов, Мраморные решетчатые окна выполнены еще более искусно, чем в Тадж-Махале. 

Национальный  парк Кеоладео
Всего в 20 км к западу от Фатехпур-Сикри и неподалеку от города Бха-pamnyp (Bharatpur) находится национальный парк Кеоладео (Keoladeo), птичий заповедник. Богатая девственная растительность создает идеальное жизненное пространство для птиц более 300 видов. Даже редкий сибирский журавль прилетает сюда на зимовку. У прудов и затопленных водой ложбин, в низких лесах и кустарниках (местные называют их гха-на, т.е. дебри) гнездятся перелетные птицы из Центральной Азии (более 100 видов); одних только аистов среди них около 2000. В лесах национального парка живут олени, антилопы, черепахи и другие животные. 
 
 

Джайпур - красочный 
город махараджей
Мощные оборонительные сооружения с дозорными башнями  и крепостными стенами тянутся  по склонам гор, охраняя город Джайпур (Jaipur). Кирпич-но-красный цвет фасадов и городских стен придает Старому городу особый, ни с чем не сравнимый характер.
Здесь кипит жизнь. Автомобили, сигналя,  обгоняют тяжело груженные
верблюжьи повозки, а  на немногих свободных от транспорта островках лежат, пережевывая жвачку, священные животные - коровы. Вблизи от достопримечательностей туристов окружают толпами уличные торговцы и попрошайки. Оживленная торговля идет на
главной площади, благоухающие цветочные
гирлянды продаются у храмов. Мужчины в ярких
тюрбанах сидят  на корточках у обочин, женщины
в цветных сари придают красочность  «Розовому
городу» («Pink City»), как теперь все чаще
называют город махараджей и столицу штата
Раджастхан с населением около 2 млн. человек.
В 1727 г. махараджа Савай  Джай Сингх II принял
решение построить новый город. Тем самым
махараджа - кстати, один из известнейших
астрономов своего времени — воздвиг
себе памятник в  истории. Джайпур — последний
в Индии город, заложенный по прямоугольному плану, согласно традициям древнеиндийского градостроительства. Когда была провозглашена республика, Джайпур стал столицей штата Раджастхан (1956). 

Важнейшие
достопримечательности
Дворцовый комплекс
Седьмая часть площади Старого города
принадлежала некогда  махарадже. Теперь
дворцовый комплекс почти  полностью открыт
для посещения, а его  территория считается 
музеем. В первом внутреннем дворе находится  

Мубарак-Махал  (дворец гостеприимства,
  Mubarak Mahal) из мрамора и песчаника, где
 можно осмотреть  коллекцию тканей и
 музыкальных инструментов. Через двойные
ворота проход ведет в личный зал ДЛЯ
аудиенций, выполненный в индоисламском стиле; здесь стоят два огромных серебряных сосуда для воды. В бывшем зале для светских приемок теперь хранится коллекция ценных миниатюр. Выше всех других построек на дворцовой территории - семиэтажное здание нежно-желтого цвета Чандра-Махал (Chandra Mahal, фамильная резиденция махараджи). Поскольку
здесь действительно  живет семья махараджи, для посетителей открыт только Павлиний двор — четыре арки ворот, расписанных «павлиньими мотивами». 

Джантар-Мантар
Обсерватория Джаитар-Маитар была построена правителем Джайпура, махараджей Савай Джай Сингхом II.
Эта старейшая в  Индии обсерватория, в центре которой  находятся солнечные часы (Samrath Yantra), в высоту
достигающие 30 м и показывающие местное
время с точностью  до двух секунд. Другой
достопримечательностью обсерватории
является прибор в  форме полушария для
наблюдения за звездами (Jai Prakash Yantra),
спроектированный самим махараджей. Савай
Джай Сингх II был талантливым математиком,
астрономом и астрологом, он прилежно
изучал труды Улуг-Бека, знаменитого самаркандского астронома XV в., и опубликовал собственный научный труд — сборник астрономических таблиц. Другие, менее крупные обсерватории находятся в Удджайне, Варанаси, Дели и Матхуре. 

Амбер
Амбер (Amber), древняя столица раджпутов из клана Качхваха, находится в 10 км от города. Правители жили здесь с XI в.
Живописно раскинувшаяся крепость (подняться
 к ней можно  верхом на слоне) была выстроена
в XVI-XVII вв. Важнейшее из
сооружений - храм Кали (Kali), куда можно
войти, только сняв чулки  и носки, оставив в
гостинице изделия из кожи и видеокамеры.
За Слоновьими воротами (Ganexh Pol),
  где в центре арки пастельных тонов
посетителей встречает  изображение 
бога Ганеши, приносящего  счастье, находятся 
личные покои правителей. Специального
внимания заслуживает  Зеркальный дворец (Sheesh Mahal), где внутри и снаружи в декоративный орнамент включены многочисленные зеркала.
С террасы на крыше  открывается великолепный вид на Старый город и форт Джайгарх (Jaigarh Fort), который выстроил над городом Джай Сингх II в XVIII в. Раньше здесь находилась сокровищница раджпутов-качхаваха; огромная чугунная пушка и сегодня напоминает о назначении мощной крепости. 

Удайпур - идиллия
на  озерах
«Восточная Венеция», «королева озер» - привлекательно звучат титулы, заслуженные резиденцией махараджей под названием Удайпур (Udaipur, 500 000 жит.), и это не случайно, В стране пустынь восхитителен водный ландшафт, особенно живописными кажутся причудливые горы Аравали и идиллический Старый город с его дивной красоты дворцом. В Удайпурс часто снимается кино, а мировую известность он получил как место действия фильма «Осьминожка» о Джеймсе Бонде.
В 1567 г., когда могольский правитель Акбар завоевал Читторгарх, махараджа Удай Сингх II основал город Удайпур. Перед своим дворцом через систему запруд он устроил искусственное озеро и построил крепостные стены для защиты города. Славна была столица государства Мевар, где правила династия раджпутов из клана Сисодия. Правители Сисодия никогда и никому не подчинялись, и только провозглашение республики лишило древнейшую династию власти.
На осмотр города и  его окрестностей понадобится не менее двух дней. 

Достопримечательности
Дворец  махараджи
Крепость без окон, каким был дворец при основателе города махарадже Удай Сингхе II, в XVI в. превратилась в парадное
и величественное
сооружение, достойное правителей-
раджпутов. Изысканный декор в могольском
стиле с явным персидским влиянием, купола
 и башенки, настенная  живопись и мозаики –
это сочетание красоты  и совершенства.
Грандиозный дворец, отражающийся в
озерных водах, - самая  крупная дворцовая 
постройка Раджастхана.
За воротами Триполия (Tripolia Gate) можно
увидеть каменные арки: это опоры для весов, на которых  махараджи в праздничные дни взвешивали себя, а на другую чашу весов клали золотые и серебряные монеты, которые потом раздавали, Главная святыня в нижнем этаже, храм богини-матери Дхуии Mama (Dhuni Mala),
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.