На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Власть как социальное явление

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Костромской Государственный Технологический Университет  
 
 
 

Контрольная работа по политологии
На  тему: Власть как социальное явление 
 
 

Выполнила:
Студентка III курса
заочного  отделения
спец.080401 шифр09-зТВк-323
Доланова Г.С.
Проверила:
Зотова Е.Б.
                                                      

Г.Кострома
2011
План: 

1.Введение. Определения  власти.
2. Сущность и структура власти.
3.Ресурсы власти.
4.Виды и формы  власти.
5. Мотивы подчинения  объектов власти.
6. Специфика политической власти.
7. Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Учение о власти является основополагающим в политологии. «Фундаментальным понятием в общественных науках, - писал видный английский мыслитель  и общественный деятель Б. Рассел, -- является власть в том смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики».
Философы говорят  о власти над объективными законами развития общества, социологи - о власти законов, политологи - о политической власти и т.д.
В политической литературе отправным определением власти считается  определение, данное М. Вербером, который определял власть, как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чём такая возможность основана».
В энциклопедическом  словаре по политологии даётся определение  власти как «особого волевого отношения  субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого» (Политология. Энциклопедический словарь. М., 1995).
В научной литературе существуют разнообразные определения  власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Каждая из дефиниций  обычно акцентирует внимание на той  или иной стороне или проявлении власти и связана с определенным подходом к ее анализу. Можно выделить следующие важнейшие аспекты  трактовки власти.
1. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. “Власть может быть определена как реализация намеченных целей”, — пишет Бертран Рассел. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром — в этом смысле говорят, например, о власти над природой. 

2. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание “политической энергией”. Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть — это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил. 

3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода — психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (Зигмунд Фрейд) или же психическую энергию вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней — одних и готовности к подчинению, “добровольному рабству” — других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоения. 

4. Противоположностью  бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, руководствуясь реально наблюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями, то системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. Рассматривает власть как “способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств”, направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обусловливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы. 

5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть — это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания. 

6. Реляционистские (от французского слова “relation” — отношений) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. 

Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение  господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как принуждение, как сила.
Все исследователи  в рассуждении о власти сходились  на том, что власть начинается там, где  возникает подчинение. Иначе говоря, власть- это социальное отношение, проявляющееся  в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.
В данном случае возникает  отношение управления -исполнения, иногда выражаемое в более жёсткой форме командования- подчинения.
Власть служит основой  политики. Именно она отличает политику от других сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.).
Власть оказывается  наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся кому- либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своей таинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в грязь».
Различные понимания  власти позволяют раскрыть ее структуру, увязать в единое целое различные  ее характеристики. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в  движение все ее элементы и характеризующийся  механизмом и способами взаимодействия между партнерами.
Попробуем разобраться, что же такое «Политическая власть», какова ее
сущность и структура. 

Сущность  и структура власти.
 
  Политическая  власть   -   это   специальный   социальный   институт, упорядочивающий соц. отношения  и  поведение  индивида.  Политическая власть  -  определяющее воздействие  на  поведение  масс,  групп,  организаций  с  помощью  средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и  семейной  власти , политическая власть носит не личностино-непосредственный, а общественно-опосреднованный  характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех,  в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд).  В  отличие  от  правовой власти,  регулирующей   отношения   между   конкретными   субъектами,   политическая власть мобилизует на достижение целей большие  массы  людей,  регулирует  отношения между группами во время стабильности, общего согласия.
      Воля  к власти у одних дополняется  потребностью  других  присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей. 

 

   Основными  компонентами  власти  являются:  ее  субъект,  объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся  механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.   Субъект  власти   воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек,  организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное  в ООН.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый  характер:  ее первичными субъектами являются  индивиды,  вторичными  -  политические  организации, субъектами наиболее высокого  уровня,  непосредственно  представляющими во  властных  отношениях  различные  общественные  группы  и  весь   народ,- политические элиты и лидеры.  Связь между этими уровнями  может  нарушаться.
Так, например, лидеры нередко отрываются от  масс и даже  от  приведших  их  к власти партий.
      Субъект  определяется  содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта  власти, указываются  (или  подразумеваются)  санкции,  которые   влечет   за   собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся  в нем требования во многом зависит отношение к нему  объекта,  исполнителей  -второго важнейшего элемента власти.
       Объект  власти.   Власть  -  всегда  двустороннее,  асимметричное,  с доминированием воли властителя взаимодействие ее  субъекта  и объекта.  Она невозможна без подчинения  объекта. Если такого подчинения  нет,  то  нет  и власти, несмотря на  то,  что  стремящийся  к  ней субъект обладает   ярко выраженной волей властвования  и  даже  мощными  средствами  принуждения.  В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть  крайний,  но  все же выбор - погибнуть, но  не  подчиниться,  что  нашло,  в  частности,  свое выражение в свободолюбивом лозунге  “лучше  умереть  сражаясь,  чем  жить  на коленях”.
      Масштабы  отношения объекта к  субъекту  властвования  простираются  от ожесточенного  сопротивления,  борьбы  на  уничтожение   до   добровольного, воспринимаемого  с  радостью  повиновения.  Качества  объекта   политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения.
  Ресурсы власти.
   Понятие ресурсов  власти.  Важнейшей  социальной  причиной  подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов  власти.  В широком смысле ресурсы власти представляют собой “все то,  что  индивид  или группа могут использовать для влияния на других”.  
Таким образом,  ресурсы власти  - это все те средства , использование которых обеспечивает влияние  на  объект власти в соответствии с целями субъекта.  Ресурсы  представляют  собой  либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо  средства, способные повлиять на внутренний мир,  мотивация человека  (телевидение,
пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью  которых  можно  лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь  (оружие, карательные органы в целом). Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним  из  важнейших оснований власти. Они могут  использоваться  для  поощрения,  наказания  или убеждения. 

Ресурсы власти так  же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных  потребностей и интересов людей.
 Существует несколько  классификаций ресурсов. Так, согласно  А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.
Утилитарные ресурсы — это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения.
В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.
Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. 

Для выделения различных  видов власти широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности  — на экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые).
Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.
Социальные  ресурсы — способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п. 

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Как считает известный американский социолог-прогнозист Олвин Тоффлер, в конце XX в. знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах “знания, в силу своих преимуществ — бесконечности, общедоступности, демократичности, — подчинили силу и богатство и стаяли определяющим фактором функционирования власти”. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией. Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами. Однако тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов как источника власти в современном мире проявляется достаточно отчетливо. 

Принудительные (силовые) ресурсы — это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества — высших ценностей. 

Различные ресурсы  власти обычно применяются ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей степени  обладающим всеми видами ресурсов. 

Специфическим ресурсом власти является сам человек — демографические ресурсы. Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек — создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений — будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек — не только ресурс власти, но и ее субъект и объект. 

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим  этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль.
Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации. Господство выражается в экономическом, политическом и идеологическом видах.
Экономическое господство выступает как контроль над средствами производства, самим процессом труда и распределением продукта трудовой деятельности.
Политическое  господство состоит в контроле над применением государственной власти во имя господствующих экономических интересов.
Идеологическое  господство представляет собой монополию идеологической системы взглядов, оправдывающих справедливость существующего экономического и политического порядков. 

Через управление и организацию осуществляется реализация политических, экономических и иных программ.
Управление - это использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объектов. Управление должно обеспечивать оптимальное взаимодействие между трудовыми коллективами, партиями, населением области, района и т. п. 

Контроль - это способность властных органов и институтов постоянно следить за тем, как реализуются законы, указы и распоряжения власти. 

Виды  и формы политической власти.
Виды.
Особенности различных  элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов) могут использоваться в  качестве оснований ее типологий.
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление  в соответствии с ресурсами, на которых  она основывается, на:
- экономическую;
-социальную;
-духовно-информационную;
- принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно);
- политическую в  широком, собственном значении  этого слова. 

В зависимости от субъектов, власть делится на:
- государственную;
- партийную;
- профсоюзную;
- армейскую;
- семейную и т.п. 

По широте распространения  выделяются:
-  мегауровень - международные организации, (ООН, НАТО и т.п.);
-  макроуровень - центральные органы государства;
-  мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.)
-  микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах. 

Возможна классификация  власти по функциям ее органов, например:
-  законодательная;
-  исполнительная;
-  судебная. 

по способам взаимодействия субъекта и объекта власти –
- демократическая;
- авторитарная и  т.п. 

В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, Х. Хекхаузен выделяет шесть видов власти:  

1. Власть вознаграждающая. Ее сила определяется ожиданием В того, в какой мере А будет в состоянии удовлетворить один из его (В) мотивов и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения В. 

2. Власть принуждающая. Ее сила определяется ожиданием В, во-первых, той меры, в какой А способен наказать его за нежелательные для А действия, и, во-вторых, насколько А сделает неудовлетворение мотива В зависящим от его нежелательного поведения. Принуждение здесь заключается в том, что пространство возможных действий В в результате угрозы наказания сужается. В предельном случае власть принуждения может осуществляться непосредственно физически. 

3. Нормативная власть. Речь идет об интериоризированных В нормах, согласно которым А имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них. 

4. Референтная власть. Она основана на идентификации В с А и желании В быть похожим на А. 

5. Экспертная власть. Она зависит от величины приписываемых А со стороны В особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь. 

6. Информационная власть. Эта власть имеет место в тех случаях, когда А владеет информацией, способной заставить Б увидеть последствия своего поведения в новом свете. 

Другим основанием для типологизации политической власти является положение М. Вебера о трех типах господства: традиционном, легитимном, харизматическом. 

Традиционная  власть основывается на убеждении в священном, непререкаемом характере традиций, нарушение которых ведет к тяжелым магико-религиозным последствиям. Власть персонализирована и предполагает личную преданность подданных и слуг правителю. 

Харизматическая власть базируется на вере в «сверхъестественные», «внеповеденческие» способности лидера. Его авторитет основан на вере в способность данного человека брать на себя ответственность и решать все вопросы чудодейственным способом. 

Легальная власть опирается на законы, правила и нормы; управление здесь обусловлено знанием и четким соблюдением норм, регламентирующих властную деятельность, их активным использованием для достижения поставленных целей. 

Формы.
Каждое государство  имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления  политической государственной власти в обществе, характеризует степень  политической свободы, правовое положение  личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Режим - управление, совокупность средств и методов  осуществления экономической и  политической власти господствующего  класса. В современном мире можно  говорить о 140-160 режимах, которые незначительно  отличаются друг от друга. 

Античный философ  Аристотель дает два критерия, по которым  можно провести классификацию:
- по тому, в чьих  руках власть;
-  по тому, как  эта власть используется. 

«Правильные» формы  государства (по Аристотелю):
-  монархия (власть  одного человека),
-  аристократия (власть  в руках немногих «лучших»),
-  полития (власть большинства из средних в имущественном отношении людей). 

«Неправильные» формы  государства - те, при которых стоящие  у власти люди
действуют в собственных  интересах, не заботясь о благе общества.
К «неправильным» формам (по Аристотелю) относятся:
-  тирания (власть  в руках тирана),
-  олигархия (у  власти кучка богачей),
-  демократия (контроль  общества (большинства) над властью). 
 

Ж. Т. Тощенко предлагает свой подход к классификации форм политической власти. 

Он выделяет «вечные» и специфические формы власти. К первым он относит демократию, олигархию, ко вторым – охлократию, милитократию, идеократию, аристократию, монархию, этнократию, теократию, технократию. Рассмотрим более подробно каждую из названных форм .
Демократия – одна из основных форм общественно-политического управления, организации государства и политических движений (понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону)
Олигархия. Ее основные характеристики: осуществление небольшой группой (социальным слоем) политического и экономического господства в обществе, проявление корпоративности в самой высокой степени, прямое или косвенное воспрепятствование выборам властных органов и замена их назначениями, формирование монопольных прав и полномочий, принадлежащих только этой социальной группе, спонсирование, приватизация, скупка государственного аппарата.
Охлократия. Власть социально-политических групп(власть толпы), использующих популистские настроения и ориентации населения в крайне примитивных формах, что создает условия для произвола и бесправия во всех сферах общественной жизни. Создает ситуацию беспорядков, мятежей, погромов, пробуждающих низменные устремления, бессмысленные разрушения, безрассудные убийства и произвол, попрание всех гарантий жизни человека.
Милитократия. Одной из современных форм милитократии является хунта. Это форма власти, когда власть принадлежит военным, особым военизированным объединениям и организациям, осуществляющим власть в стране. Основными чертами хунты являются: массовый политический террор, насильственные методы управления страной и обществом.
Идеократия. Форма власти, при которой решающую роль имеют теории и концепции, оправдывающие заранее выдвинутые идеи и выводы. Идеократическим государством был Советский Союз.
Аристократия. Трактовка аристократии менялась по мере развития человечества. В настоящее время аристократия как форма власти стала отождествляться с консерватизмом.
Монархия . Одна из древнейших форм управления, когда абсолютная власть сосредотачивается в руках одного лица, власть которого передается по наследству.
Этнократия . Форма политической власти, при которой осуществляется управление экономическими, политическими, социальными и духовными процессами с позиций примата интересов доминирующей этнической группы в ущерб интересам других наций, народностей, национальностей. Ее суть проявляется в игнорировании прав национальных (этнических) групп народов при решении принципиальных вопросов общественной жизни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.