На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка История политических и правовых учений

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Периодизация  ИППУ ИППУ – целостная сист. о полит. и правовой сфере истор. типов прошлого, которая вкл. неск. разделов: гос-ва прошлого и их институциональная основа, полит-правовые институты, полит-правовые процессы и отн. Периодизация ИППУ - это деление процессов развития политико-правовых идей на основные, качественно отлич. друг от др. периоды.
 1 этап: Др. мир и Cредние века. Период от возник. права и гос-ва (V–IV вв. до н.э.) до XV–XVI вв. Соц. стр-ра об-ва опред.правом, не равным для разл. сословий, а гос-во (чаще монархическое, чем республиканское) зависело от высшего, привилегированного сословия и состояло на страже общественно-правового неравенства. Люди в этот период делились на свободных и несвободных, привилегированных и непривилегированных, «своих» (граждан данного гос-ва, членов касты или сословия) и «чужих». В развитых гос., где имелись зародыши гражд. общ-ва, при определении гос-ва как «дела народного» под народом подразум. лишь малая часть общ-ва (свободные, имеющие гражданство). Попытки теорет. обоснования всеобщего правового равенства людей влекли за собой свирепые репрессии против полит.мыслителей в сословных гос-вах.
 2 этап: позднее Средневековье и начало  Нового времени. Эпоха грандиозных  сдвигов, поисков, открытий в  области политико-правовой идеологии и вообще духовного развития Европы. Это время Возрождения, Реформации, Просвещения. Происходит признание и утвержд. всеобщего равенства людей перед законом. В политико-прав. идеологии по существу б. сформулир. теорет. модель бессословного, гражд. общ-ва равноправных людей, свободно проявл. свою личность, предприимчивость и творч. инициативу, обоснован идеал общ-ва, освобожденного от сословных границ, лишних запретов и излишней правовой регламентации.
 3 этап: Новое и Новейшее время. Происходит становл. и развитие гражд. (бессословного, промышл., капиталист.) общ-ва (XIX–XX вв.) – результат полит. революций в ряде стран Европы XVII–XVIII вв. Политико-правовая идеология дополняется рядом новых тем, порожденных сложностями развития совр.гос-ва и права гражд.общ-ва. Значительно шире получают развитие демократ. теории подчинения гос-ва народу. Обосновываются различные формы самоуправления, непосредственная и представительная демократия, выборность и ответственность должностных лиц, широкое осуществление полит. прав и свобод. Выработка и осуществл. политики происходит непосредственно народом и через зависимых от народа должностных лиц. Также развивались идеи подчинения гос-ва праву: людьми должно управлять не государство, а равный для всех закон. Данные теории возникли еще в Др.мире, но в этот период получили особенное развитие.
  
2. Полит. и правовые учения в гос-вах Древнего Востока. В цивилизациях Др. Востока сложился самый ранний тип общ-ва, пришедшего на смену первобытному. Преобладало патриар. натур. хоз-во, государст. собственность на землю и общинное землевладение, крайне медленным б. развитие индивид.частной собств. Осн.население – крестьяне, объед. в сельские общины. Привилегированное положение занимали придворная и имуществ. знать. На содерж. полит. идеологии сказались традиционализм общинной жизни и незрелость классов. Полит. мысль долгое время развив. на основе религиозно-мифолог. мировоззрения. Гл. место в полит. сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общест. порядков. Цари, жрецы, судьи считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.
 Полит. взгляды б. переплетены с общемировоззренческими (философскими), моральными представлениями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновременно общемировоззренческими принципами (законами всего мира), религ. заповедями и морал. предписаниями. Такого рода воззрения прослеживаются в законах Хаммурапи, в индийских религиозных книгах. Полит. и правовые учения еще не обособились от мифов, не сформир. в самостоят. сферу обществ. сознания. Незавершенность этого процесса проявл. в том, что: 1) политико-правовые учения Др. Востока б. сугубо прикладными. Гл.содерж. их состав. вопросы иск-ва управления, механизма осуществл. власти и правосудия. Гос. власть отождествлялась с властью царя или императора. Причиной послужила свойственная Др.Востоку тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы гос. управления общ-вом, как восточная деспотия. Верховный правитель считался олицетворением гос-ва, средоточием всей гос. жизни. "Государь и его держава — вот главные элементы гос-ва", — сказано в индийском трактате "Артхашастра";                         2) политико-правовые учения не отделялись от морали и представляли собой этико-полит. доктрины. Преобразования гос-ва и общ-ва связывались с изменением морального облика людей. Само иск-во управления подчас сводится к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера. Многие акции соц. протеста проходили под лозунгом морального содержания и б. направлены против конкретных носителей или узурпаторов власти. Народные массы выступали за восстановл. справедливости, перераспределение богатств, но не подвергали сомнению эконом. и полит.основы общ-ва; 3) в политико-правовых учениях развив. религиозно-мифолог. воззрения. Преобладание в полит. учениях практико-прикладной и нравственной тематики приводило к тому, что наиболее общие, отвлеченные от непосредственной практики вопросы (например, происхождение гос-ва и права, их истор. развитие) оставались без решения либо решались при помощи тех воззрений, которые предоставляло религиозно-мифолог.сознание.
 Социально-полит. теории являлись сложными идеологическими образованиями, сост.из религ.догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Развернутые религ.учения б. созданы идеологами господств. сословий. Эти учения освящали соц.неравенство, привилегии знати, власть верхушки. Угнетенный класс критиковал религ. догмы, искал новые формы веры, выступал против гнета и произвола. Их идеи оказывали значит.влияние на развитие полит. теории. Правящие круги всегда б. вынуждены учитывать в идеологии требования эксплуатируемого большинства. Вследствие эконом.отсталости, завоевательных войн и других причин многие гос-ва Др.Востока утратили независимость или погибли. Возникшие в них политико-правовые учения, как правило, не получали развития. Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохр. лишь в Индии и Китае. 
 
 
 

 3. Политико-правовые учения в Древней Индии
 В I тысячелетии до н. э. в Индии возникли брахманизм и буддизм. Это б.религ. фундамент для развития представлений о политике и праве. Оба религиозных учения уходят корнями к Ведам – сборник религиозных и ритуальных текстов.  Согласно Ведам все люди произошли из тела космического великана Пуруши. Население Индии б. социально дифференцировано, жители не равны. Существ. Варны (родовые группы), представлявшие собой сословия с четко очерченными границами: брахманы, кшатрии (воины), вайшья (земледельцы, ремесленники и торговцы), шудры (слуги).
 На  основе религиозно-мифолог. представлений брахманы созд. идеологию — брахманизм. Она б. направл. на утвержд. верховенства родовой знати в складыв. гос-вах Социально-полит. идеи разл. школ брахманизма отражены в законоведческих и полит. трактатах. Политико-правовой трактат – «Законы Ману» (II в. до н.э. – II в. н.э.). Религия брахманизма содерж. догмат о перевоплощении душ: душа чел-ка после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения либо, если он провел праведную жизнь, возродится в знатном человеке, небожителе. Каждая варна должна соблюдать дхармы – культовые, обществ. и сем. обязанности, установл. богами. Брахманам предписывалось изучение Вед, рук-во богослужениями и обучение народа религии; кшатрии – военное дело. Управление гос. и обществ. делами – привилегия двух этих варн. Вайшьи – обработка земли, выпас скота и торговля. Шудры – служение трем варнам. В брахманизме приоритет отдается свящ.писанию Ведам, регул.отн.между варнами, и излагающ.осн.правила и нормы для 3-х низших варн.
 Сословная принадлеж. опред. по рождению и явл. пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали после смерти, как награда за служение богам, терпение. Идея наказания – основной принцип полит. теории, так в законах Ману «Весь мир подчиняется посредством Наказания». Гос. власть "Законы Ману" описывают как единоличное правление государя.
 Трактат «Артхашастра» (IV в. до н.э.) предст.собой пособие по управл. гос-вом. Осн.положения: провозгл.божеств.власти царя, кот.явл.наместником бога на земле; наделение царя законод.полномочиями, при этом сам царь не обязан след.законам; передача царю функций по охране интересов гос-ва; призыв к жестокому подавлению выступл.против гос-ва.
 Буддизм возник в VI–V вв. до н.э. Основатель Сидхартха Гаутама (Будда). В дух.сфере провозглашалось равенство всех людей, вне зависим.от их принадл. к той или иной варне. Впервые высказ.мысль о том, что ценность чел-ка в его морал.качествах. В соц.сфере сохр.неравенство, но первое место отдав. варне кшатриев. В полит.сфере: отход от участия в гос.делах, т.к.гос-во и политика счит.источн. зла и несчастий для каждого; призыв устан.в гос-ве прочную власть и стабильность, искл.вражду между племенами; передача управления гос-вом царю; появл.идей о смягчении наказания за преступления.
 Будда вывел 4 благородные истины: • земная жизнь полна страданий;• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни;• от страданий можно избавиться;• существует путь, освобожд. от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
 Осн.цель буддизма – достижение Нирваны. Ключевые понятия Буддийской философии: 1)Сансара - поток перерождений (в ч-ка, в животного, в предмет), происх. вследствие кармы. 2)Карма- судьба ч-ка, дана свыше, чел-к в течение жизни может либо улучшить ее, либо обременить. 3)Нирвана- освобождение от страданий, состояние высшего блаженства
 К пяти заповедям-ориентирам буддизма относ. след.:• не убий;• не. укради;• будь целомудренным;• не лги;• не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
 Осн.произвед., описыв.идеи буддизма: Дигха Никайя, Типитака. Дальнейшая истор. инд. обществ. мысли связана с возникн. и утвержд. индуизма — религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда др. верований. В первых веках н.э. буддизм становится одной из мировых религий.
 
4. Политическая  и правовая мысль  Древнего Китая В VIIII вв. до н. э. Китай характер. бурным расцветом социально-полит.концепций. К этому привели коренные измен. в эконом. и полит. сферах китайского общ-ва. Это вызвано:1) появл. частной собствен. на землю; 2)усилением имущест. дифференциации;3) возвышением наиболее зажиточных членов общин;4) ослаблением внутриродовых связей;
5) обострением соц. конфликтов. Страну охватывает затяжной полит. кризис. Выдвиг. программы мероприятий, которые позволили бы обеспечить полит.стабильность. В общественно-полит. мысли складыв. разл. направления и школы. Влиятельнейшие полит. учения: даосизм, конф-во, моизм, легизм.
 Даосизм. Возник. в VI в. до н.э. Основатель Лао-цзы. Составил канонич. трактат «Книга о дао и дэ». В центре его учения - понятие дао - путь. Оно отражает правил. жизнен.ный путь чел-ка или народа, соответ. велениям неба. Дао — источник всего существующего, бесконечный поток естест. возник. и смены всех явлений, их перехода из одного в другое, вечный круговорот рождения и смерти. Чел-ку оно предстает в виде сверхъестественного закона, управляющего миром. Перед лицом этой всепроникающей силы чел-ку остается лишь осознать свое ничтожество и попытаться путем освобождения от страстей продлить себе жизнь. Конфликты и соц. бедствия вытекают из утраты людьми первоначальной связи с дао. В своих суетных желаниях и страстях они отдалились от него. Лао-Цзы говорит о возможн. передела имущ. богатых в пользу бедных общинников. Образ идеал. правителя описывается через призму принципа недеяния, т.е.мудрый государь правит не вмешиваясь активно в дела членов общ-ва.
 Конф-тво. Родонач. б. Конфуций. Учение в трактате Беседы и суждения. Центр. темы - описание благородного мужа, правила человеколюбия и ритуалов. Гос-вом должны управлять мудрецы, благородные мужи под началом государя. Выделял благородных не по признакам происхожд., а по морал. качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция - это образец нравст. совершенства, чел-к, кот.всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать на гос. службу. Вместо имущест. дифференциации он вводит принцип морал. заслуг и ума, кот. явл. критерием принадлежности к той или иной ступени иерархии. Благородные мужи должны воспитать в себе и распростр. везде человеколюбие (попечение о детях, уважение к старшим и т.д.). Конфуций предлагал исправления имен, т.е. восстановл. истинного, изначального смысла существ. в общ-ве титулов и вытек. из них обязанностей. "Государь должен б. государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном". Власть государя носит патриарх. хар-р. Правитель должен выполнять роль отца для своих подданных. Воспитывать подданных следует, увлекая собств. примером. Народ должен почитать правителя как отца и повиноваться ему. Концепция мыслителя представл.собой одну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского гос-ва. Описание идеал. общ-ва Конфуций конкретизировал в учении о правилах ритуала, которым отводилась роль нормат. сис-мы гос-ва. Конфуций б. решительным противником управл. на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение трад.религиозно-морал. методов воздействия на поведение. Перечень конфуц. правил поведения охватывал предписания, касающ.выпол. ритуал. и культ. обрядов (почитания духов, культа предков),морал. наставления и нормы обычного права.
 Моизм. Основат. Мо-цзы. Учение в трактате «Книга правителя обл.Шан». Выражал интересы угнетенных слоев. Осуждали замещение гос-ых должностей по принципам происхожд. и родства. Управлять должны мудрые люди. Источник мудрости – знания. Идеал. орг-ия власти – гос-во с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнит. службой. Предлаг. насаждать единомыслие, искоренять вредные учения, поощрять доносы. Созд. сис-мы наказаний и наград за это. В концепции моизма искл. возможн. участия народа в управл. гос-вом.
 Легизм. Шан Ян. 4 в. до н.э. Трактат «Шан цзюнь  шу». Легисты (законники) отстаивали интересы имущ. и служилой знати. Предлагалось сосред. всю власть у правителя. Возможна продажа чиновничьих должностей. Осн.идея – верховенство правил и норм единых для всего об-ва, установл.единых законов. В гос-ве д.б. много наказаний и мало наград. За любой проступок – наказание. Предлож.идею круговой поруки.
 В II—I вв. до н.э. конф-во утвержд.в качестве гос. религии Китая.  

5. Харак-ка политико-правовых учений Древней Греции Государственность в Др.Греции возник.в нач. I тысячелетия до н. э. в форме самостоят. и независ. полисов – отдельных городов-гос-в. В древнегреч. полисах развертывается ожесточенная борьба за власть, кот. находит свое концентрированное выражение в борьбе за учреждение одной из соответ. форм правления – аристократии (власти старой или новой знати, привилегированных, «лучших»), олигархии (власти богатых и имущих) или демократии (власти народа, т. е. всех взрослых свободных уроженцев данного полиса). В результате этой борьбы к VI–V вв. до н. э. в разных полисах устанавливается и развив.соответств. форма правления, в частности демократия в Афинах, аристократия в Спарте. Нередко в полисах устанавлив. тирания. Эти процессы нашли свое отражение и теорет. осмысление в полит. и правовых учениях Др.Греции, б.разработана класс.форм гос-ва (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат совр. полит. науки.
История развития ППУ Др.Греции представлена след.периодами: ранний (9-6 вв.до н.э.) – возник. древнегреч. государственности, наблюдается заметная рационализация полит.-правовых представлений (в творчестве Гомера, Гесиода и знаменитых «семи мудрецов») и формир. философ. подход к проблемам гос-ва и права (Пифагор и пифагорейцы, Гераклит). 2-й период (V – 1-я пол. IV в. до н. э.) –время расцвета древнегреч.философ., зарожд.и достиж.высшей точки разв. рационалист.интерпритации полит.-правовых явл., расцвет полит.-правов. мысли, нашедшей свое выражение в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона, Аристотеля. 3-й период (2-я пол. IV–II в. до н. э.) – период эллинизма, время упадка древнегреч. государственности, подпадания греч.полисов под власть сперва Македонии, а затем и Рима. Воззрения представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. Полит.-правовые концепции разраб. в рамках общефилософ.учений. В состав философ. мировоззрения входили формы теорет. сознания – натурфилософия, теология, этика, полит.теории. Происх.теорет. обобщение практики осуществ.власти и созд. учений, в кот.поднимались проблемы возник. гос-в, их классиф., наилуч. формы устройства. На содерж. концепций влияние оказало разв. этики, утверждение в рабовлад. общ-ве индивидуалистической морали. На передний план выдвиг. вопросы, связ. с положением индивида в общ-ве, возможн. морал. выбора и субъективной стороной поведения ч-ка. Опираясь на идеи нравств.свободы индивида, представители демократии разраб. учения о равенстве граждан и договор. происхожд. гос-ва и закона.
В процессе разв. древнегреч. полит. и правовой мысли ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Гесиод) постепенно уступали место формировавшемуся философ.подходу («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон). зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-полит. (Полибий) исследования гос-ва и права. 

6. Учения старших  софистов Полит. мысль в древнегреч. гос-ве получила обоснование в произвед. софистов (греч. «софос» – мудрый) – философов, которые обучали спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании. Различали старших (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт) и младших софистов (Фрасимах).
       Протагор. Миф о Прометеи – высказ.идеи о гос-ве и праве. Он рисует беспомощное сост. чел-ка до образ. гос-ва, проводит идеи восход.развития кул-ры и совершенств.обществ. жизни по мере накопления знаний. Законы относятся к произвед. иск-ва, справед.в общ.жизни.Каждый граж-н должен изуч.законы и выполнять их. В управлении гос-вом должны участвовать все граждане. Преступивший закон ч-к подверг.наказанию с целью исправления и раскаяния.
       Горгий  развивал представления об относит. и условности морали, выделяя добродетель (филос. термин, означ. положит. нравственное свойство характера ч-ка, определяемое его волей и поступками) для мужчины и женщины, свободного и раба, добродетель для каждого возраста, рода занятий и конкретного дела. Софисты старшего поколения наполнили учение о морали индивидуалист. содержанием. Справедливость поступков предлагалось оценивать в зависимости от условий места и времени, состояния ч-ка и т.д. Подобного рода концепции, отрицающие существование абсолютного единого блага, получили позднее название этического релятивизма. Развивая учение о законе, Горгий выделял: писаные законы, кот.установл.самими людьми; неписанные законы (мировой закон, справедливость), кот.стоят выше законов людей.
       Гиппий. Провозгл.разл.между естеств. и позитив. законами. Закон – то, что гра-не по общему соглашению написали, установив, что нужно делать и от чего надо воздержив. Антифонт высказ.взгляды о природном равенстве всех людей, счит, что неравными граж-н сделал челов.закон. Приравнивал справедливость к исполнению закона. Справедливость закл. в том, чтобы не нарушать законы гос-ва, в котором состоишь граж-ом. Законы искусственны и произвольны, тогда как в природе все происходит само собой. Так, среди младших софистов следует выделить Алкидамант. Протипопост.законы природы и законы гос-ва, выдвигал идею о всеобщем равенстве.
       В 1-й пол. IV в. до н.э. софистика как движение преимущественно сторонников демократии вырождается. Преподавательская деят. софистов все больше ограничивалась областью риторики (искусства красноречия), теории доказательств, логики. Разработку политико-правовых идей демократии в IV в. до н.э. продолжили ораторы во главе с Демосфеном. В своих речах они подчеркивали равенство граждан, незыблемость закона как гаранта гражд. прав, защищали права собственников на свое имущество, указывая на положит.роль богатства в гос. жизни, доказывали преимущества демократ. строя по сравнению с др. формами гос-ва. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Учение Платона о государстве и законах
       Взгляды Платона (427–347 гг. до н.э.) сложились под влиянием Сократа, знаменитого мудреца. Полит.-правовые идеи Платона описаны в произвед. «Гос-во», «Законы», «Политик».
       “Государство”. Идеал. гос. строй Платон рассматр. по аналогии с космосом и человеч. душой. В гос-ве д.б. 3 сословия: разумному началу соответ. правители-философы, яростному началу – воины, вожделеющему – земледельцы и ремесленники. Сословное деление общ-ва Платон объявил усл.прочности гос-ва как совместного поселения гра-н. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим и явл. преступлением, ибо каждый чел-к должен заниматься тем делом, к кот. он предназначен от природы. Справедливость – когда каждый занимается своим делом и не вмешивается в чужие дела. Платонов. Определ. справедливости б. призвано оправдать общест. неравенство, деление людей на высших и низших от рождения.
 Выделил и охарак.формы правления: 1. монархия (правит один); 2. аристократия (правит несколько). При указ.формах орг-ии гос-ва лучшие правители – философы, кот.будут править на благо народа, а все гра-не б.жить счастливо.3. тимократия (предст.собой правл.воинов, а не философов. Такое гос-во постоянно б. воевать (Спарта, Крит)). 4. олигархия (возник.вследствии скопления богатства у част. лиц. Этот строй основан на имущест. цензе. Власть захват. богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигарх. гос-во, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой).5. демократия - власть народа; происх.уравнение всех в правах и предост.много свободы гра-м. 6. тирания – наихудшая форма гос.устройства, полная свобода действий только тирану. За всеми остальными гражд.установлен тотальный контроль; свободы слишком мало. Гл. причина смены форм гос-ва – порча человеч. нравов. Выход из порочных состояний – возврат к правлению мудрых.
       «Законы». Платон предлаг. новую классиф. видов гос-ва. Лучшей формой правл.явл. монархия и аристократия: свободы не слишком мало, но и не слишком много; правит просвящ.элита.ю препятствующая приходу к власти тех, кто нарушает стабильность и приносит беды. Платон устанавл. для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля явл.собственностью гос-ва. Каждый гражд-н получает земел. надел и дом, кот.пользуется на правах владения. Предусматр.точное число граждан, жителей идеал.гос-ва - 5040. Деление граждан на сословия по имущест. цензу (4 сословия). Полит.права граждане приобретают в завис. от размеров имущества. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Земледелием должны заниматься рабы. Появл.пренебрежительное отн. к производительному труду. Платон описывает в диалоге орг-ию гос. власти и законы наилучшего строя. Стр-ра гос.органов по Платону д.б.представлена: коллегией, сост.из 37 правителей; советом, сост.из 360 членов; «ночным собранием», сост.из 10 мудрых и старейших граждан. Выборы проводятся по большинству голосов, а также по заслугам и достоинству. Предствители гос.органов и граждане должны выполнять четкие и жесткие законы, установл.в данном об-ве. Гарантией законности явл.развитое судопроизводство.
       «Политик». Выделил формы гос-ва, основанные на законе - монархия, аристократия и  демократия; а тирания, олигархия  управляются вопреки существующим в них законам и обычаям. Однако все эти формы правления – отступления от идеального, подлинного гос-ва, где политик единолично правит, опираясь на знания.  

8. Политическое и правовое учение Аристотеля
 Идеи  Аристотеля затронули разл.сферы  общ.жизни. Гос-во (по Аристотелю) — творение природы, продукт естественного развития. Ч-ка Аристотель называл «животным политическим», т.е. общественным. Гос-во образ.вследствие природного влечения людей к общению. По его утверждению, сущест. несколько ступеней объед., которые люди создают последовательно, в своем естественном стремлении к общению: семья, сост. из мужчин, женщин и детей; селение – объед.нескол.семей;  полис – объед. нескольких селений, высшая форма объед. Цель полиса — достижение счастья его гражданами свободными и разумными людьми. Но Аристотель допускал возмож.существ. института рабства в полисе. Искл.сост. эллины, которые, по мнению Аристотеля, "изначально б.и рождены б. свободными".
 Выделил правильные и неправ.формы гос.устройства. К прав.относят.: монархия, аристократия, полития – гос-во, сост.из равных в матер.плане средних людей довольных своей частной жизнью, при этом люди поминимуму вкл.в полит.процессы и отн. Из прав.форм полития – самая лучшая, т.к. она соед.в себе достоинства всех гос.форм управления. Неправил. формами гос. устройства по Аристотелю являются:  олигархия;  демократия;  тирания.  Из неправильных лучшей признается демократия. Полития обеспеч.равновесие интересов аристократии (т.к. обеспеч.ей власть) и демократии (обеспеч.народу прием.уровень жизни).Аристотель подчеркивал преемственность форм гос.устройства и наличие тенденции перехода их из одной в другую. Аристотель б.сторонником част.собственности, считал что институт част.собств.способ.упорному и производ.труду, а институт коллект.собств. не дает стимулов к работе и развивает леность.
   Право делится на: естественное – обусловлено полит.природой ч-ка и сущ.везде вне завис.от его признания или непризнания; и условное – писаные законы и неписанное право (обычаи). Два вида справедливости: уравнивающая – затрагивает отн. обмена, возмещ-я ущерба, назначение наказаний за имущ. и некоторые др. преступления (принцип арифметич. пропорции); распределяющая – учитывает положение чел-ка в общ-ве (принцип геометрич. пропорции – воздаяние по заслугам и достоинству), применяется в полит.отн. Идеи Аристотеля описаны в произвед. «Политика», «Афинская полития», «Никомахова этика». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9. Политические и  правовые учения  в период упадка  древнегреческих  государств
 С сер.IV в. до н.э. древнегреч.гос-ва приходят в  упадок. Зарожд. идеи космополитизма, мирового господства и всемирной монархии.
 Эпикур считал, что формир.ч-ка явл.частью естеств.процесса всеобщего развития. В полит.сфере: б.сторонником договорной теории происх.гос-ва, согласно кот.люди закл.дог-р м\у собой и созд.гос-во, чтобы не терпеть лишений и не причинять друг другу вреда; считал лучш.формой гос.устройства умеренную демократию, где наил.образом сочетаются законы и макс.степень свободы для самовыр-я индивида; призывал людей жить в соответ.с полож.заключенного дог-ра о созд.гос-ва; убеждал граж-н отдалиться от участия в политике и жить проводя свое время в самосовершенствовании. В правовой сфере: идеи о невозможности существ.естеств.права до момента закл.дог-ра м/у людьми; толкование естеств.права как представления о справедливости, отвеч.природной правде; традиц.выделении законов общ-ва,кот.направлены на защиту от толпы мудрых. Полагал, что законы и гос-тво существуют не от природы, а по установлению.
 Против  философии Эпикура выступили  стоики, основатель Зенон Китайский. Основал свою теорию на существ.судьбы, кот.управляет всем мирозданием и представл.собой универс.закон, кот.все подчиняются. В полит.сфере стоики: поддержив.естеств.-правовую теорию. происхожд.гос-ва (по этой теории гос-во возник.согласно законам природы и его цель – обеспеч.благо всем свои гражданам); высказ.мысль о едином мировом гос-ве, основыв.на единстве для всех людей законов природы; считали аристократию, монархию лучш.формами правления. Гос-во – мировое сообщество Благо гос-ва ценилось ими выше, чем благо индивида. В правовой области выделялись: естеств.право, представл. «законами судьбы», естеств.право мыслилось как универсальный, общемировой закон; обществ.установления в виде обычаев и законов. Дальнейшее развит.стоицизм получил в полит.-правов.доктринах Др.Рима.
 Под влиянием стоицизма сформир. концепция Полибия. Осн. мотив написанной им “Истории” в 40 книгах – путь римлян к мировому господству. Истолкование истор. процесса опирается на представления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит из того, что обществ. жизнь существует от природы и направляется судьбой. Всякое общ-во проходит состояния возрастания, расцвета, упадка. Круговорот полит. жизни проявляется в последов. смене шести форм гос-ва. Монархия – единоличное правление царя, вождя, основанное на разуме. Аристократия – власть немногих, преследующих интересы общего блага. Возникает в результате свержения тирана. Олигархия – правят немногие, используя власть для стяжательства. Демократия – власть народа. Тирания – результат разложения монархии. Охлократия – извращенная форма демократии, господство черни, толпы – худшая форма гос-ва. Преодолеть этот круговорот способен только мудрый законодатель. Для этого ему надо установить смешанную форму гос-ва с началами монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой. В правовой сфере: идеи о ествест.-правовой природе гос-ва и права; необх.придания значения законам и обычаям. Законы и обычаи должны соответ.судьбе как единому универс.закону мироздания. Взгляды Полибия оказ.влияние на разраб.теории раздел. властей, послужили связующим звенов м/у политико-правовыми учениями Др. Греции и Др.Рима.
 
10. Политические  и правовые учения  в Древнем Риме

 Развитие  древнерим.политико-правовых концепций  проходило в рамках след.периодов: царского (754-509 до н.э.) – переход от первобытнообщ. к класс.строю, зарожд.гос-ва с формой правл.в виде воен.демократии, появл.института рабства, раздел.сосл. Республ.период (509-27 до н.э.) – установл.госуд.Рима, обостр.борьбы патрициев и плебеев, провед.захват.воин, увел.числа восстаний рабов; Период Империи (27 до н.э. - 476) – кризис и разлож. рабовлад.общ-ва, установл.абсолют.монарх.власти.
 Политико-прав. учения формир. на основе филос. направлений, кот.б.перенесены из Греции. Новизна и оригинал.полит. воззрений рим.мыслителей закл. в том, что ими б. выдвинуты идеи, соответ. отн. зрелого рабовлад.общ-ва.
 Происх. измен.в полит. теории, обусловл. развитием  отн. част.собственности и рабства. Господств. классам необх.б.правовая защита имуществ. отн. Осознание этой потребности вызывало у них интерес к правовым средствам закрепления своего господства, порождало представление о том, что гос-во служит для защиты имущества и держится на согласии граждан относительно права.
 Происходит  обособление юриспруд. в самостоят. отрасль знаний. Со временем она приобретает статус источника права. Детально обосновываются институты и нормы действующего права, в том числе правовой статус свободных и рабов, классиф. имуществ. сделок, содержание права собственности и порядок наследования.
 Для политико-правовых доктрин хар-но: зарожд. и развитие христ-ва, отражение новых взглядов на соц.-полит.реальность. Появл.качеств.нового типа восприятия окр.мира б.обусловлено: превращением Рима в империю, появл.новых форм единоличной власти, развитием правовых институтов и институтов част.собств., кризисом института рабства.
 Влияние на идеологию римского общ-ва оказала  философия стоиков. Ее последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о  дух. равенстве всех людей, включая  господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необх.подчиниться мировому закону. Многие идеи стоицизма б.восприняты христианством. На протяжении II–III вв. христ. религия утратила свой первонач.бунтарский дух, а в IV в. б.возведена в ранг офиц. идеологии римского гос-ва. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
11. Политико-правовые учения Цицерона. Римские юристы

 Марк  Туллий Цицерон защищал интересы аристократии. Произ-я: «О гос-ве», «О законах». Представления о гос-ве: гос-во –  объед.людей, связ.м/у собой согласием  в вопросах права и общностью интересов; причина образ.гос-ва – потреб.людей жить вместе, обеспеч.безопас.; задача- гос-ва – сохр.установл.отн.собств., обеспеч.функционир.нравств. и религ.норм и ценностей; управл.новыми территор. Гос-е управл-е: монархия (власть царя) – наил.форма правления, аристократия (власть оптиматов), демокартия (власть народа). Форма гос.управл.: тирания (произвол единоличн.правителя), олигархия (господст.знатных), охлократия (безумие и произвол толпы). Признаки идеал.гос-ва: наличие смеш.формы правления; соблюд.принципа равномерного распред.прав и обязан., полномочий м/у гос.органами; присут.у идеал.граждан полит.активности, соблюд.ими законов, выпол.военного долга и труд.повинностей; руково-во идеал.правителя (правовая мудрость, желание служить на благо народа, решительность, справедлив., красноречие). По Цицерону право основано на справедливости. Право: писаное и естеств., их различия: время возник. (естеств.существ.всегда, писаное в период возник.гос-ва); источник возник. (естеств. установл.природой, писаное – творение мысли ч-ка); юрид.сила (естеств. превалирует над писаными, а писаные должны соот.полож.естеств.права). Нормы писаного права: законы, традиции и обычаи, приговоры судей, повеления народа. Идеи Цицерона оказ.влияние на формир.взглядов римских юристов.
 Римские юристы (Гай, Павел, Модестин) разраб.светкую юриспруд.как самост.отрасль знаний. Источник права – мировой общест.разум, действ. в соот.со справедл. Право: публ. (регул.отн.связан.с общ.пользой; осн.источник – решения принцепса) и частное (регул.отн.связан.с пользой част.лиц ): естеств., права народов, права граждан.  Естеств.право распр.на все жвиое, регулир.: сем.,брачные отн., вопросы воспитания. Право народов примен.во время: провед.военных действ, рожд.новых гос-в, орг.внешнеторг.деят. Права граждан регул.отн.м/у римск.гражданами. Его источники: постановл.сената, законы, решения плебеев, декреты принципса, обычай. Римск.юристы предл. раздел.понятие право и закон, соот.их как содерж.и форму.
  
12. Политические и правовые идеи первоначального христианства

 В I в. н. э. в Рим. империи слож. новая религия – христ-во. В разв.орг-и христиан разл. 2 этапа: “апостольская церковь” (I– II вв.) и “епископальная церковь” (2 пол. II в.). Эволюция церк.орг-и – измен. полит.-правов. идеологии христиан. В произв-ях раннехрист.лит-ры (Откровение Иоанна – “Апокалипсис”) осуждались рабовлад.Рим, рим. императоры, цари, вельможи, купцы. Христиане мечтали об уничтож. “великой блудницы вавилонской” – Рим. империи, кот. они наз-ли “царством дьявола”, “дьявольским миром зла и насилия”. Проповедов. смирение и непротивление злу насилием. Христ-во провозгласило равенство приверженцев новой религии. В христ-ом учении в религ.форме б. выражены некот. общечеловеч. ценности, нормы нравственности и справедливости.
 К сер. II в. в христ-ве берет направление, делающее упор на мистические стороны учения. Склад.отделенный от массы верующих церк. аппарат. Присвоив монопольное право проповедовать и толковать христ. учение, духовенство разраб. систему обрядов, служб, догм, используя ряд полож. др.религий и философ. школ. Общие трапезы б. заменены причащением, апостолы – слугами и гонцами епископов. В христ-ой лит-ре II–III вв.авторы стремятся уверить императоров, что новая религия не только не опасна рабовлад.гос-ву, но и явл. его надежным союзником.
 Церковь стремил.к союзу с императ властью. С IV в. императоры вынуждены считаться с церковью и искать у нее поддержки. При императоре Константине христ-во б. объявл.равноправной с др. религиями (313 г.), а затем господств.(324 г.)
 Эволюция  христи-ва сопровождалась борьбой м/у церковью и разл.ересями (ересь – вероучение, основанное на некот. общих с офиц. церковью догматах, но оппозиционное, отличное от церковного). Возник.ряд сект: монтанисты (проповедов. ненависть к Рим. империи), гностики (гносис – знание) учили, что обществ. неравенство противоречит божеств. закону справедливости: “Бог не делает различия м/у богатым и бедным и правителем народа... ибо никто не может отнять у своего ближнего его долю света, чтобы самому наслаждаться двойной”.Божеств. закону справедливости Эпифан противопоставлял чел. закон, учредивший част. собствен: «мое» и «твое» пришло в мир через законы, так что теперь нигде нет общности.
 Еретики использ. апелляцию к текстам  писания, отвечавшим настроениям масс. С IV в. в Сев.Африке возник. движение рабов, колонов и свободных бедняков, называвших себя агонистиками (борцы, воины христовы). Они нападали на богачей. Развив. движение донатистов – христиан, стремившихся сохр. чистоту церкви. Это движение стремилось обособиться от гос-ва, в тесный союз с кот. вступала церковь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13. Политико-правовые  учения Августина  Блаженного
 Политико-правовые взгляды Августина - основа раннехристианской доктрины политики и права. Гос-во имеет лучшее устройство и функционирование, если оно основано и скреплено верой и прочным согласием, когда все любят общее благо. Высшее благо – есть Бог. Образцом этого идеала явилось рабовладельческое христианское гос-во, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрес. войны.
 Провозгласил  существ.Божьего и Земного Градов. Град Божий есть Церковь, хар-ки: рождение его граждан небесной благодатью, освобожденной от греха; цель Божьего Града – обеспечение истинной справедливости, мира и покоя. Земной град есть все гос-ва на Земле, отлич.признаки: рождение грехов.природой, господство ч-ка над чел-м, времен.хар-р земного порядка. Град Земной представлен 2 видами земных гос-в: «общ-ва нечестивых» - власть основана на насилии, несправедливости и грехе; «христиан. гос-ва» - политика основана на заботе подданных.
 Привел  периодизацию истории развития чел-ва: младенчество, детство (развития памяти); юность (зарожд.морал.сознания); зрелость (распр.религ.сознания); начало старости (постижение Бога); старость (торжество христианства). Внутри чел.общ-ва выделял формы его орг-ии: семья, гос-во, общность языка, чел.общность, общность, объед.богов и людей. Все общности обязаны следовать предписаниям божьего порядка.
 В правовой сфере выделял: нормы естеств.права, божеств.и человеч.законы. За нарушение любой нормы следовало наказание. Предлагал раздел.правонарушения: на проступки (порят душу и тело ч-ка) и преступления (наносят вред др.людям). Призывал насильств. путем приобщать к христин. церкви, вооруженным путем искоренять ереси. Насилие – не зло, если оно применяется в благих целях. Источник зла – свободная воля людей, влекущая их от единства к множеству. Еретики – враги единства. Отн. церкви к гос-ву, дух. власти к светской – гл.проблема Августина. Как бы высоко они не ценили значения "града божьего" и роли церкви в общ-ве, он не б. сторонником передачи всей полноты власти католической церкви. По его мнению, светская власть и церковная различны и каждая обладает суверенитетом. При этом церковная власть - высшая, потому что дух. сфера выше мирской,  призвана облагородить власть светскую, направить ее усилия на богоугодные дела. Гл. в его учении - именно разделение двух властей. Произв-я: «Исповедь», «О природе и благодати», «о Граде Божьем».  

  14. Политико-правовые  учения Фомы Аквинского Фома утвеждал, что ч-к – животное полит.и общительное; считал, что именно эти сво-ва послужили толчком к образ.гос-ва. Выделил элементы гос.власти: сущность власти – представлена способом управления,кот. дан Богом; форма власти – тождественна способу ее приобретения (законно или незаконно); способы использ.власти – раздел.в завис. от того, в чьих интересах применяют: 1 ч-к, узкая группа лиц, часть общ-ва, все люди.
 Осн. признак гос. власти – издание  законов. В аристократии: источник права  – мнение юристов; в олигархии: судебная практика. В правильных формах правления (монархия, аристократия, полития) существ. законность (господство справедливости) и признается общее благо; в неправильных (тирания, олигархия, демократия) – попирается то и другое.
 Монархия  – наилуч.форма правления, подразделял на абсолютную и сословно-представительную монархии. Предпочтение отдавал второй монархии. Республика – раздирается беспорядками, борьбой партий и группировок, пролагает путь тирании. Когда произвол правителя направляется против церкви и ее учения – правителю нельзя повиноваться; в таких случаях церковь может низложить тирана, его же подданные освобождаются от присяги. Б. основателем томизма – учение, кот.оправдывало вмешательство дух.служителей в дела светской власти.
 Закон - общее правило для достижения цели. Законы: вечный – сам божественный разум, управляющий миром; он лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества; естеств. – отражение вечного закона чел. разумом; это законы общежития, стремление к самосохр. и продолжению рода; человеч. – действующее право, выра- жение требований естеств. закона и подкрепление их принуждением; божественный – Библия. Рабство установлено природой. Его источник – грех. Част. собств. незыблема, т.к. явл. стимулом к труду, соответствует порядку общежития и устраняет ряд споров м/у людьми. Разраб. осн.положения собств.концепции: право приравнивал к справедливости, выр-е справедливости содерж. в принципе воздаяния каждому по заслугам его. В своих полит.-правовых взглядах выстпуал как ярый противник ереси. Гл. средство против борьбы с ересями – физ. уничтожение. 

15. Учение о законах  и государстве  Марсилия Падуанского
 Марсилий  Падуанский считал осн.причиной  войн, смут и возмущений – неверные представления  о соотношении церкви и гос-ва, божественного и чел.законов.
 Два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения: божественные – указывает пути достижения вечного  блаженства, определяет разл.м/у грехами  и заслугами перед богом, а  также награды в потустороннем  мире, где судьей явл. Христос; человеческие – справедливость и общее благо, прочность и твердость власти; соблюд. данных законов обеспечив. принуждением.
 Право – установл. гос-м приказание, дозволение или запрещение, обладающее принудит. силой. Оно регулирует отн.м/у людьми и удерживает чел.власть от произвола. Цель чел. закона – хорошая жизнь на земле; божественного – вечное спасение. К ведению церкви относятся только божественные законы. Духовенство имеет право лишь учить, проповедовать христианское вероучение, но никак не принуждать; наказывать грешников, нарушителей божественного закона, может только бог, установивший эти законы.
 Отрицал правомерность церк. суда, какого бы то ни б. принуждения в делах религии. Выступал за свободу совести, за реформу  церкви, выборность священников, отмену ряда привилегий пап. Церковь не должна иметь собственность, священники должны работать и подчиняться гос-ву. Чел.закон должен приниматься народом.
 Объясн.происхожд.власти и гос-ва как возникших в процессе усложнения форм чел.общежития (семья-род-гос-во). Выступал за строгую подзаконность всех действий правительства, созд. для осуществл.правосудия и исполнения законов. Исполнитель законов должен избираться теми, кем закон установлен, т.е. народом, который имеет право наказать и даже низложить его. Народ-ед.источник власти. Народ – высшая категория населения, служащая общему благу. Теоретически обосновывал принадлежность народу законод. власти.
 Наилуч.признается избират.монархия, где пожизненно избранный  народом и ответств. перед ним  правитель правит на основе закона. Выделяет  сословия: военные, священники, судьи (главные, почетные сословия); земледельцы, ремесленники, купцы (простой народ). Произ-я: Книга «Защитник мира». 
 
16. Политико-правовые  направления в  исламе

 Источниками вероучения ислама явл.Коран (запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Коран и Сунна – основа религ., правовых и морал.норм, регулир.все стороны жизни мусульманина, определ."правильный путь к цели" (шариат);  это действующее право. Предполагается, что в них содержатся решения всех вопросов, возник. в жизни.
 Мухаммед  проповедовал религ. единство арабов, братство верующих, необх.собл. общепризнанные нормы морали. Коран оправдывал соц. и имущественное неравенство, считал законным рабство, порицал жадность богачей, осуждал и завистливость бедняков.
 Коран и Сунна предписывают безусловную  покорность властям. Власть принадлежит  общине верующих либо ее (выборному  или наследственному) предводителю, единолично или при опоре на совет авторитетных знатоков религии и права, направл. поведение верующих на правильный путь. Смысл и основа власти – осуществление религиозных предписаний, а сама власть – что-то второстепенное и производное по отн. к праву. Дух. и светская власти – едины. Сословий у духовенства нет, но есть «люди религии» – проповедники, знатоки и учителя богословия, теории и практики мусульманского права.
 Направления: Сунниты - халиф избран общиной или  ее представителями. Признают Коран  и Сунну, придерживаются религиозно-правовых правил. При разборе ряда дел поначалу допускался иджтихад – самост. суждение авторитетных правоведов, подчиненное определ. правилам и приемам, к кот. относятся кияс (суждение по аналогии) и иджма (единодушное мнение знатоков права, счит. мнением всей общины верующих). В суннизме к Х в. сложилось несколько мазхабов (религиозно-правовые школы: Ханбалиты, Ханафиты, Шафииты, Маликиты). Суннизм – преоблад. течение ислама. Происходит измен. трактовки власти: халифы объявл. наместниками самого Аллаха – перепоручение светской власти султанам и эмирам – халифы – султаны в Оттоманской империи. В наст.время исповед.умерен.вариант ислама, т.к.подверглись влияниб др.культур (Турция, центр.часть Ирака).
 Шииты. Признают законными халифами только четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков. Признают Коран и те части Сунны, кот.относятся к Али.  Считают их власть божественным установлением и отстаивают принцип передачи власти по наследству. Вера в скрытого имама (12-ый шиитский халиф), кот.должен явиться как махди (как иудео-христианская мессия) и наполнить мир справедливостью. Шииты б.распределены на такие направления как6 джафаритская,исмаилитская, зейдитская школы. Представители расход. в вопросе о том кто явл. законным наследником власти; возможно ли наследов.власти людьми, не сост.с наст.правителем в родствен.отн. В наст.время исповедуют радикальный (консервативный) вариант ислама (Иран, юг Ирака).
   Хариджизм. Утверждали, что халифом  может б. избран любой мусульманин. От суннитов они отличались тем, что настаивали на реальной выборности халифов и их ответственности перед общиной верующих. По учению хариджитов, каждая община может избрать себе имамахалифа и имеет право сместить его. Отстаивая равенство мусульман, хариджиты считали, что халифом м.б избран любой верующий. Созд.длительно существов. гос.образования. Религ.фанатизм и религ. убийства ослабляли силу их движений, часто вели их к расколам на враждующие м/у собой секты.
 
17. Общая характеристика  политической и  правовой мысли Киевской Руси

 Полит. и правовая мысль Киевской Руси дошла  до нас в виде текстов летописей, правовых памятников, произв-й древнерус. литературы. Среди них: послания, поучения, слово, моления. Понятие "Рус.земля" в них употребл. для обознач. террит. проживания рус.народа, т е. в географ. смысле. Не просто территория, страна или обитель, но одновременно и нечто такое, что делает рус. самостоят.независимым народом среди др.народов. Широко распростр. среди русских мыслителей б.мнение о том, что именно от князей зависит, благоденствовать будет Рус. земля или бедствовать. Княжеская власть происходит от Бога. В Киевской Руси, в отличие от Византии, отсут.развитый бюрократический аппарат. Киевский князь д.б.лично выполнять практически все управленческие функции. Гл. упор делался на божественности не сана властителя, а его обязанностей. Осн. функция князя – защита православного христианства. Идеал.князь в рус.полит.сознании – это князь-труженик, князь-воин. В Киевской Руси глава гос-ва – распростр. христианства и в некот. смысле даже созд. церк. орг-и. От рус. князей во многом зависела судьба христианской религии и церкви на Руси. Поэтому церк. деятели проявляли особую заботу о мировоззрении князей. Киевская Русь по началу – полиэтническое гос-во. Княжеская власть обязывается строго следовать канонам религии, кот. она сама же выбрала. Христианская церковь выступала за усиление центр. гос. власти и всячески стремилась сохранить единство гос. орг-ии. Гос.власть и христианская церковь оказывались как бы в симбиозе: усиление одного из них не ослабляло другого, а усиливало. Русские мыслители не отделяли гос-во от церкви и церковь от гос-ва, отводя гос-ву светские дела, а церкви – религиозные.
 Рус. князья описываются в летописях  не только как полководцы, но и как  подвижники культурного поприща и часто прославляются именно в последнем качестве. Они воистину явл.пахарями и сеятелями на ниве рус.культуры. Эта деят. явл. традицией, переходила по наследству вместе с властными полномочиями. Церковь зачастую находила в рус. князьях пример для подражания. Князь выступает как лицо, само преображающееся в результате собств. культурной деят.
 Рус. полит. мысль зарождалась с появл. среди рус. сознания ответственности  за судьбу своего отечества, Рус. земли, гос-ва. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  18. Политические идеи Иллариона 1-й рус. полит. трактат «Слово о Законе и Благодати» б. написан в XI в. киевским митрополитом Иларионом.
 В 1-й  части Илларион разл. понятие "закона", как внешнего предписания, регулирующего  посредством запретов поведение  ч-ка в общ-ве, и "истины", с постижением кот. он связывает постижение высокого нравственного статуса христианином, не нуждающегося, в силу своего совершенства, в регулятивной деятельности Закона, относительность которого и его приходящий характер очевидны. Он полагает, что Истина явилась не сразу, а постепенно открывалась человечеству через Благодать, получаемую при крещении. Закон и Истина у Иллариона не противопоставляются друг другу: "Истина воспринимается человечеством благодаря Закону, а не вопреки ему, ибо и Иисус Христос пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, а, напротив, исполнить его".  Закон сохр.человечество, это первая ступень в развитии и совершенствов. ч-ка. Свободным делает ч-ка познание истины, кот. представляет собой свободу выбора и ответственность за свои действия. Истина - это высшая ступень по отн. к закону.
 2-я  часть посвящена описанию гос-правовой  сист.Руси: князь явл.единств.главой  гос-ва; Власть над людьми князь  получает по наследству от  славных предков своих – рус.  князей. Княжескую власть понимал в качестве поля деят, процесса свершения благих дел для Рус.земли. Переход княжеской власти по наследству представлялся не столько в виде наследования высшей гос. должности, сколько в виде наследования деят., продолжения благодеяний, совершенных предшественником; цель правления князя – обеспеч.интересов своих подданных; основа правления князя – закон, справедливость, доброта.
 3-я  часть дает представление о  задачах, стоящих перед Русью:  обеспеч.мира с сосед.странами; формир.сильного  гос-ва, способного дать отпор врагу; орг-я хорошего управления внутри самого гос-ва; мощная верховная власть; высоко моральный облик правителя;  законность происхожд.и деят.власти.
 Полит.успехи в стране Илларион связывает с  наличием образованности и распространенности книжного знания. «Слово» утверждает идею о равноправии всех народов, живущих на земле независимо от расы, пола, возраста и соц.состояния. Стремится показать международ. значение Рус. гос-ва как равноправного среди др. запад. и вост.стран.
 Илларион  выступает как идеолог прогресс. сил, заинтерес. в созд. ед. рус. гос-ва.
   
19. Политические  идеи Владимира  Мономаха

 Осн.произ-я  В.Мономаха: "Поучения к детям", "Письмо к двоюродному брату  Олегу Черниговскому", "Отрывок". Рассматривает проблемы происхожд.и  орг-ии верх.власти, вопросы правосудия и международ.отн.
 Полит. содержание наиболее очевидно представлено в "Поучении...". В. Мономах не говорил  о божественном происхожд. власти. Власть – это не дар, возвышающий того, кто ее получает, над др. людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Властитель д.б. прежде всего ч-м. Наил.форма правления – князь, опир.на дружину; идеал. правитель – князь, надел.умом, чувством справедливости, доброты, верности словам.
 В сфере  судоустройства: судить по закону, справедливо, но милостливо; судить на основе равенства перед законом; искоренять беззаконие; отменить смертную казнь.
 Во  взаимоот.церкви и гос-ва – гос-во должно заботиться о церкви и ее служителях. Призывал чтить епископов, попов и игуменов, не устраняться от них, а с любовью принимать от них благословенье и по возможности заботиться о них.
 В сфере  международ.отн.: выстпал с идеей  равенства всех народов; удел.внимание мирному урегулир.конфликтов м/у  странами; высказ.мысли об ответст.военных  перед мирным населением, кот.не должно страдать от военных действ.м/у князьями. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, т.к. не видит причин для братоубийственных войн. Поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направить усилия на поиски путей достижения мира.
 Обращаясь к своим детям – князьям, Владимир неоднократно призывал их не лениться. Честь себе князь приобретает  не положением своим, а знанием. Своим  детям он советовал учиться. Призывал не забывать доброе, учиться тому, чем не обладаешь.
 
20. Политические  и правовые идеи "нестяжательства"

 «Нестяжательство» – идеолог. теч. рус. правосл. церкви 2-й пол.ХV – нач. XVI вв. «Нестяжатели» (Сорский, Грек) проповедовали бескорыстие, призывали монастыри отказаться от собствен. и превратиться в школы дух. жизни. Гл. в чел. жизни совершается не во внеш. по отн. к ч-ку мире, а внутри самого ч-ка. Наст. жизнь – жизнь духа ч-ка.
 Считали себя истинными выразителями правосл. Христ. идеологии. Чтобы устроить себе праведную жизнь, необх. стать как можно более независимым от внеш. мира. Нестяжатели призывали полагаться единственно на собств. силы. Праведная жизнь – жизнь по законам Бога и преданию отеческому, но по своей воле и чел.помыслу. Подобная жизнь м.б. устроена чел-м только внутри себя, в сфере своего духа. Чтобы устроить себе праведную жизнь, необх. стать как можно более независимым от внеш. мира. Большое значение уделялось личным усилиям каждого ч-ка в достижении чего-либо и совершенствованию собств. духа. Дух. развитие ч-ка – это гл. образом дело его самого.
 Критически относились к церк.литературе. Они считали, что данные книги содержат много ошибок и неправды. Идеологи нестяжательства искали опору: в первоначальных текстах Священного писания (преимущество отдавали Новому завету), в разуме ч-ка, без участия кот. ни одного дела нельзя совершить.
 Они строили церковь, кот. д.б. объед. людей, видящих в служении Богу не средство достижения для себя матер. богатства, высокого соц. статуса, а путь праведной жизни, жизни по заповедям Христа, по нравственным началам, соответств.природе ч-ка. Внутри церкви д.б. господствовать культ чел. разума и истинного Священного писания, дух личной свободы, признающий ответственность только перед Богом. Свобода допускалась в рамках правосл. христианской религии. Интересом гос. власти вполне соответствовало стремление нестяжателей освободить монастыри от роскоши, владения земельными угодьями и селами. Из мировоззренческих начал нестяжательства вытекало отн. к любому носителю гос. власти как к воплощению самых гнусных чел. пороков. Все правители заботятся только о себе, а не о всевышнем, не прославляют его праведными деяниями и благотворениями. Нестяжатели отказывались подчиняться земным правителям. Их царь – это царь небесный, т.е. Иисус Христос.
 Нестяжатели стремились к созд. в общ-ве независимой от гос-ва, непорочной, предельно авторитетной среди населения дух. власти. Нестяжатели предлагали не соединять воедино два аспекта полит.власти: дух. и матер.
 Конфликт  Волоцкого и нестяжателей возник в церк. среде из-за вопроса, должна ли церковь обладать богатством. Но с ним б. связан важный полит. вопрос, должна ли церковь поддерживать усиление царской власти. Нестяжатели утверждали, что церковь обязана заботиться только о духовном, а не о мирском. Поэтому ей не должны принадл. земли с холопами и смердами. Волоцкий утверждал, что власть царю дана богом и поэтому не ограничена никакой др. властью. Церковь д.б. богатой, чтобы ее обряды показывали величие бога и чтобы во имя бога помогать бедным и нищим. Сочетая, т.о., идеи усиления царской власти с защитой интересов церкви, Волоцкий призывал их к союзу, направл.против огранич. царской власти и посягательств на церк.богатства. 
 

21. Политико-правовое  учение Иосифа  Волоцкого Вел борьбу с "ересью (сознательное отклонение от догматов веры, предлаг. иной подход к религ. учению) жидовствующих" - еретическое движ-е, возник. в 70-х. XVв. Усматривал в "ереси жидовствующих" опаснейшую угрозу нравственным устоям рус.общ-ва, распад кот.неминуемо влек за собой его гибель. В усл., сложивш. к нач.XVI в. в Московии, судьба правосл. веры и церкви в огромной степени зависела от хар-ра верх. гос. власти и от того, как эта власть б.действовать. Не считал, что гос. власть д.б. поставлена на службу церкви. Его представление о взаимоотн.гос-ва и церкви не укладывалось ни в принцип "царство выше священства", ни в тезис "священство выше царства".
 Проповедовал  идею божеств. происхожд.верх. гос.власти. От Бога цари принимают скипетр царствия, от Бога получают в управление гос-во. Сам носитель Богом данной царской власти остается подобным др. людям. Не признавал божественного хар-ра власти рус. удельных князей. Придавал верх. гос. власти на Руси, светской по существу, церк.характер. Смешивал светские законы с сугубо религиозными, христианскими установлениями. Волоцкий не б.сторонником неогранич.абсолютной монархии. Пределы осуществл.верх.гос.власти в рус.общ-ве мыслились не столько правовыми, сколько религиозно-нравственными. Царь ставится Богом на престол не один, а с «правдою». Он не просто царь, а держатель «правды» – высокого, Богом освященного, нравственного начала в обществ. жизни. Царь есть Божий слуга. Бог ставит его на царство, возвышает над всеми для исполнения особо важной для чел. общ-ва миссии. Рус. государь - хранитель православно-нравств. устоев общ-ва, защитник его от всякого вреда душевного и телесного, от разлагающего воздействия злочестивых еретиков. Еретиков и вероотступников - казнить.  Идеал. государь - это ч-к непорочный, как ангел; блюститель законности и справедливого суда; не берущий взяток, не уповающий на ложь, не желающий восхвалений. Допускал возмож. того, государь окажется недостойным своей миссии и не способным выполнять предписанные ему обязанности. Настаивал на необх. выказывать властям покорность и послушание, следует им поклоняться и служить телом, а не душой. Нечестивому правителю призывал не повиноваться. Государь не волен распоряжаться имуществом церквей и монастырей. Опасны для гос-ва – иноплеменники.
 Конфликт  Волоцкого и нестяжателей возник в церк. среде из-за вопроса, должна ли церковь обладать богатством. Но с ним б. связан важный полит. вопрос, должна ли церковь поддерживать усиление царской власти. Нестяжатели утверждали, что церковь обязана заботиться только о духовном, а не о мирском. Поэтому ей не должны принадл. земли с холопами и смердами. Волоцкий утверждал, что власть царю дана богом и поэтому не ограничена никакой др. властью. Церковь д.б. богатой, чтобы ее обряды показывали величие бога и чтобы во имя бога помогать бедным и нищим. Сочетая, таким образом, идеи усиления царской власти с защитой интересов церкви, Волоцкий призывал их к союзу, направл.против огранич. царской власти и посягательств на церк.богатства. Произв-я: "Просветитель, или обличение ереси жидовствующих", Монастырский устав - Духовная грамота, послания к Василию III, митрополиту Симону, окольничему Ивана III Б. В. Кутузову, боярину И. И. Третьякову-Ховрину, Дмитровскому князю Юрию Ивановичу. Все вышеуказанные произв-я Волоцкого имеют религ. и церк. тематику.
 
22. Политическая  теория Ивана IV Грозного

 Теория  правосл. христианского самодержавия – собственная теория царской  власти Ивана Грозного. Правосл. христианское самодержавие — это династийная  власть, т.е. власть, передающаяся в  течение многих веков в рамках одной династии государей; власть, действ.в соответ.с традиц.предков; власть, данная от Бога. Многовековая династийность монархической власти – признак величия гос-ва. Представлял свою царскую власть не просто от Бога данной, а отданной - в единоличное его обладание. Власть самодержца – всецело единолична, независима от духовенства, боярства, от какой бы то ни б. обществ. силы. Это положение своей полит. теории царь-идеолог обосновывал, обращаясь к истор. опыту, зафиксир. в Ветхом завете. Считал, что наличие в гос-ве разных властей приводит его к гибели. Царь должен сосредоточивать в своих руках абсолютно все дела управления. Царь - персона, ответств. за все помыслы и поступки своих подданных.
 Отвергал  какую бы то ни б. возмож. установл.договорных отн. м/у ним и его подданными.  Отн. царя со своими подданными д.б. отн.не равных людей, а господина и рабов. Выражая желание властвовать, ни перед кем не отчитываясь, Грозный имел в виду свободу царской власти от какого-либо контроля со стороны подданных, но при этом не подразумевал возмож.для царя творить полный произвол. Царская власть- это власть ограниченная, но не людьми, а тем, кто ее дал, т.е. Богом. Царь должен властвовать в соответ. с Божьими заповедями. По его словам, дети не должны противиться родителям, а рабы господам ни в чем, кроме - веры!
 Полагал вполне допустимым для себя вмешиваться  в жизнь монастырей. Провозглашал необх. для царя во всем следовать  божьим заповедям. Считал, что царю, в отличие от священников, не подобает, если его бьют по одной щеке, подставлять  другую.
 Высший  суд в гос-ве принадлежит только царю, как непосредственному наместнику Бога. Вид и меру наказания определяет не закон, а лично сам царь, равно  как и степень вины наказуемого. Наказание «злодеев» (опричнина) б.попыткой устроить «злым» людям своего рода «Страшный суд». Воздаяние за грехи – божье наказание. Произ-я: "Сказания о князьях Владимирских".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

23. Политические и  правовые идеи  И.С. Пересветова
 Ключ. категориями теории Пересветова  выступают понятия "правда" и "вера". "Правда" - это нечто, в соответствии с чем следует жить, совершать разл.поступки, управлять, судить, наказывать, это и добрые дела, и совок-ть определ. представлений о мире (в этом смысле она есть истина). "Вера" - система религизных (христианских) догматов, или религия; истина и правила поведения, т.е. его содержание в некот. своей части как бы налагалось на содержание понятия "правда". Придает правде значение важного явления в жизни любого гос-ва. Процветание гос-ва зависит от того, как соблюдается в нем правда. Потеря же в том или ином гос-ве правды влечет за собой его гибель. В принцип праведного правления он вкл. законную деят. всего гос. механизма с возглавляющей его центр. властью. Наил.форма правления – монархия, опирающ.на Совет, сост.из представителей знати, военных, духовенства, судей
 В сист. гос. преобразований центр. место занимает военная тема. Он обосновывает необх. созд. общегос. казны, призванной заменить наместнический порядок собирания  и распределения доходов. Предлагает полную ликвид. наместничества, а также создать единое, постоянное войско, наход.всегда в боевой готовности. Награждать воинов следует по заслугам. Предусматр. не только увелич. численности войск, но и новый порядок их формирования. Предлагал ликвидацию всех форм кабальной зависимости, и особенно – холопства. Холопы – плохие воины, а кроме того, они всегда могут "прельститься другим царем", если он пообещает им свободу.
 Критиковал  беззаконие. Осуждая боярское самовластие, отмечает пренебрежение бояр-временщиков  к закону и законным формам гос. деят. и обвиняет их в том, что они богатели "незаконно". Он критикует такие проявления "неправедности" в деят. суда, как лжесвидетельство, ложная присяга, рассмотрение заведомо ложных, сфабрикованных дел. К неправедным действиям относит и внесудеб. формы расправы – "обиды", возмож. причинения кот. он усматривает в деят. гос. чиновников, руководств. не законами гос-ва, а собствен.произволом. Судеб. реформа имеет своей целью уничтожение наместничества. Во все грады необх. направить прямых судей, назначаемых верх. властью, жалованных из государевой казны. Судебные пошлины взимать в казну. Судят судьи по Судебным книгам, по кот. они и "правят и винят". Перед законом все д.б. равны. Ставит вопрос об отделении суда от администрации и образ. единой централиз.судебной системы. Выделяет воинский суд, кот. в армии осуществл. высшим начальством, знающим своих людей. Предусматривал суровые наказания для судей, отправляющих правосудие "не по правде". Н/р, с неправедных судей сдирают кожу живьем и набивают ее бумагой и вешают на воротах суд. учрежд. в назидательных целях. Среди видов преступлений Пересветов упоминает разбой, татьбу (кражу), обман при торговле, различные правонарушения судеб. и гос. чиновников, воинские преступления, ябеду, а также азартные игры и пьянство.
 Произ-я: "Повесть об основании и взятии Царьграда", "Сказание о Магмет-салтане", "Сказание о Константине", "Малая челобитная" и "Большая челобитная".
 
24. Учение Никколо  Макиавелли о государстве  и политике

 Полит. учение основано на изучении деят. совр. ему правительств, опыта гос-в Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников полит. жизни. Он утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определять средства и способы действий, полезных в настоящем. Им б.положено начало развитию теории политики, а именно: проведено разгранич.политики, наряду с правом от морали; опред.предмет политики, кот.представлен властью во всех ее проявлениях; опред.метод политики, т.е. совок-ть средств, кот.необх., чтобы прийти к власти, удерж.у власти и полезно использ.ее; опред.причина возник.политики, кот.охарактер. как стремление ч-ка к превосходству и получению благ. Задача политики, выявление: закономерностей развития разл.форм гос-ва; факторов их устойчивости; их связи с расстановкой полит.сил; обусловл.политики эконом., военными, географ., психолог.факторами.
 Макиавелли  б.проведен анализ гос.форм античности, др.истор.периодов и сделаны след.выводы: понятия гос-во и общ-во не тождественны; причины возник.гос-ва закл.в потребности ч-ка в безопасности и в гарантии неприкосновенности част.собств. Привел класс.гос.форм: «дурные во всех отн.» формы: тирания, олигархия, охлократия; «хорошие сами по себе» формы: аристократия, демократия, монархия. Поддерживал идею о послед.смене гос.форм, кот.происход.в след.порядке: монархия, аристократия, олигархия, демократия, охлократия, тирания, вновь монархия.
 Гос-во – некое отн.м/у правительством и подданными, опирающ. на страх или  любовь последних. Оно незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение. Правитель реально способен повелевать подданными. Безопас. личности и незыблемость част. собств. (блага свободы) – цель гос-ва и основа его прочности. Эти блага лучше обеспечены в республике. Приводил доводы в пользу умерен.республики, сочет.в себе: сильное объед.начало (признак монархии), мудрость и добродеятельное начало (признак аристократии), свобода и участие народа в управл.гос-м (признак демократии). Сост.свод правил поведения правителя: опора правителя д.б.не только на силу, но и на хитрость, обман; правителю не обязат.следовать усл.закл.ранее дог-в; правитель должен стремиться созд.свой образ как мудрого и заботливого государя; правителю необх.внушить страх и любовь подданным, применяя методы поощрения и наказания. Харак.понятия право: право – средство реализ. власти; опору власти сост.сила и добрые обычаи; религия, сост.на службе у гос-ва явл.средством регулир.обществ.отн. Порицал катол. церковь и духовенство. Не гос-во на службе религии, а наоборот. Полит.-правов. взгляды б.приведены в произвед.: Государь, История Флоренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

25. Политико-правовые  идеи Реформации В XVI в. ряд стран Запад. и Центр. Европы охватила Реформация: борьба за преобразование, демократизацию католической церкви, появл.массовых религ.движений вне католичества, попытки найти опору в раннем христианстве. Выделялись 3 направления: умеренное, плебейское, промежуточное.
 Представит.умеренного течения выступ. за интересы зажиточных горожан и бедных дворян, стремясь получить больше независ. и использ. в своих интересах церк.имущество. Гл.идеологом данного течения б.Мартин Лютер.Осн.тезисы его доктрины: осуждал продажи индульгенций (отпущение грехов за деньги); спасение христианства видел в глубокой и искренней вере в Бога; все, что находило подтверждение в текстах Библии, считалось непререкаемым и священным; остальное – чел.установление. Провозглашал равенство всех сословий перед Богом. Ч-к живет в 2-х сферах: в сфере «евангелия» (царство небесное, религия) и в сфере «закона» (гос-во, царство земное). Если бы весь мир сост. из подлинных христиан (истинно верующих), то не б. бы необход. ни в князьях, ни в королях, ни в мече. Злых всегда больше, чем благочестивых. Поэтому Бог учредил два правления: духовное (для истинно верующих) и светское (сдерживающее злых). Истинный христианин не нуждается ни в чем, но он должен заботиться о других людях. Отстаивал самостоят. гос-ва по отн. к церкви. Призывал королей и князей к вооруженной борьбе против пап, всего католического духовенства. Правитель – слуга народа, введение обязан.народа подчин.правителю. Доктрина помогла утверд.абсолютизму.
 Представит.плебейского  течения выступали за интересы городских низов, крестьян, призывая произвести переустройство существ.гос.порядка. Гл.идеолог – Томас Мюнцер. Осн.тезисы: призывал к полному соц. перевороту, выступал за насильств.смену власти и установл. народной власти: передача народу направляющих, охраняющих и контролирующих фун-й. Выступал за реформу церкви, возрождение истинного, первоначального христианства, искаженного духовенством. Священное писание стало идейным оружием в борьбе против католической церкви и феодального строя. Видел необход.введения выборности и сменяемости дух.лиц.общинами. Выступал за отмену крепостного права, уменьш.размеров податей и налогов.
 Идеологом течения, заним.промеж.положение м/у  умерен. и плебейским течениями, явл. Жан Кальвин. Его концепция содерж.положения, провозглашавшие: существ.только одного дух.произвед. – священного Писания; предопредел.всех событий жизни ч-ка Богом; обязан.каждого ч-ка посвятить себя целиком профессии, б.трудолюбивым, жить скромно; предложение о реформе Церкви, вкл.в себя упрощение культа, упразднение духовенства, введение самоуправления; построение концепции гос.устройства, объед.церковь и гос-во; отдача предпочтения республ.форме правления и аристократ.режиму; признание возмож.каждого участв.в отправлении власти при наличии способностей. Реализ.идей на практике свелась к: отмене большинства церк.праздников; жесткой регламентации всех сторон жизни общ-ва, введению суровых наказаний за малейшие проступки. Учение Кальвина положило начало развитию индивидуализма и способствовало установл.либеральных движений.
 В результате Реформации от католической церкви отпали миллионы людей.
 
26. Политическое  учение Ж. Бодена Жан Боден – идеолог абсолютизма во Франции. Свои политико-правовые взгляды изложил в сочинении «Шесть книг о гос-ве». Гос-во – правовое управление множеством семей и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Семья – основание и ячейка гос-ва. Гос-во – совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не б. соединены в семейство, то вымрут. Причина появл.гос-ва – потреб.людей жить сообща; метод образ.гос-ва – увелич.семьи, т.е.соц.-организац.ячейки общ-ва. Гос-во образ.путем: применения насилия и завоеваний; принятия власти по праву престолонаследия. Выдел.разл.сферы гос.устройства: монархия (наил.форма правления, едина и неделима); аристократия (приемлема, подвержена неустойчивости вследствие решения малой группой людей); демократия (наихуд.форма правления, гос.власть разделена м/у многими людьми, не умеющ.правильно ею распорядиться).

 Сформулир. понятие суверенитета как существенного признака гос-ва. Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть гос-ва; не связанная никакими законами власть над граж-ми и подданными. Это высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отн. с зарубеж. державами. Выше носителя суверенной власти – только бог и законы природы. Суверенитет – прежде всего независимость гос-ва от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от др. гос-ва. Осн.признаки суверенной власти: постоянство (власть существ.в течение долгого периода времени), единство (власть не разделена м/у субъектами права), абсолютность, кот.означ., что власть неогранич.ничем, кроме положений: божьего закона, естеств.права и чел.законов. Суверенитет вкл.: право войны и мира, право назнач.долж.лиц и опред.их служеб.обязан., правосудие в послед.инстанции для всех долж.лиц, чеканку монет, право помилования, опред.мер и весов, взимание налогов, право издавать, отменять и обнародовать законы.
 Приводит  класс.законов. Критерий – источник правовых норм. Законы м.б.: божественные, природные, установленные суверенной властью или народным путем выработки общего решения. Боден не б. сторонником рабства. Рабство – не всегда естественное, источник смут и волнений в гос-ве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

27. "Утопия" Т. Мора Томас Мор - родоначальник утопического социализма нового времени. Изложил свои идеи по переустройству общ-ва в произвед. «Утопия». Сочинение написано в виде диалога: мореплаватель рассказывает автору и др.лицам о разл. народах и странах, в том числе об острове Утопии. Осн.тезисами 1-й части стали: основа всех бед в общ-ве – част.собств.; гос-во – результат заговора богачей против низших слоев населения; цель созд.гос-ва – угнетение низших на выгоду богачей при помощи законов и иных предписаний.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.