Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние статических упражнений на лабильность нервных процессов у юношей и девушек 19-20 лет студентов 3 курса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                       3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ                                                                    5
1.1.Физиологические особенности нервной системы                                       5
Координирующая роль центральной нервной системы                                  9
1.2. Лабильность нервных процессов и их характеристика                         13
1.3. Статическая нагрузка как обязательный компонент двигательной активности человека                                                                                          15
1.4. Физиологическая характеристика изменения нервных процессов при спортивной деятельности                                                                               17
1.5. Физиологические особенности юношей и девушек 15-17 лет              25
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦСИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ                                                                                             29
2.1. Цель и задачи исследовании                                                                     29
2.2.  Методы исследования                                                                            29
2.3. Организация исследования                                                                      31
ГЛАВА 3. ЗЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ          32
ВЫВОДЫ                                                                                                        36
Список  литературы                                                                                37
ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                    39 

 


ВВЕДЕНИЕ

 
    Актуальность. В течение столетий ученые изучали, как работает организм человека. В последние несколько столетий небольшая, но быстро увеличивающаяся группа ученых занялась изучением того, как изменяются функции и физиологию организма во время занятий физической деятельностью и спортом.
    Движение  – наиболее общее проявление жизнедеятельности  организма. Оно основное средство приспособления организма к окружающей среде. Очень  велика роль движений в жизни человека, который не просто взаимодействует со средой, приспосабливаясь к ней, но и активно воздействует на нее, изменяя  в нужном ему направлении. Трудовая деятельность человека тесно связана  движениями. Она же служит  внешним проявлением и всякой психической деятельности.
    Мышцы, развивая усилие, воздействуют на кости, к которым они прикреплены, производя таким образом движение. Но этот процесс невозможен без участия нервной системы. Как скелет остается неподвижным до тех пор, пока мышцы не могут сокращаться до тех пор, пока  их не возбуждает нервная система. Нервная система планирует, начинает и координирует все движения человека.
    Цель  исследования – выявить влияние статических упражнений на лабильность нервных процессов у юношей и девушек 19-20 лет студентов 3 курса.
    Объект  исследования  – являлись юноши и девушки 19-20 лет студенты занимающиеся физкультурой.
    Предмет исследования – лабильность нервных процессов.
    В основу рабочей гипотезы исследования положено предположение о том, что занятия спортом положительно влияют на лабильность нервных процессов.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

1.1.Физиологические особенности нервной системы.

Общая характеристика.
    По  расположению нервная система подразделяется на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, а к периферической — нервы, отходящие от спинного и головного мозга ко всем тканям и органам, и нервные узлы.
    Возникновению и развитию центральной нервной системы способствовали два обстоятельства:   во-первых,   приобретение организмами способности к самостоятельным движениям, что потребовало специального нервного аппарата для управления ими; во-вторых, формирование специализированных органов чувств, что вызвало дальнейшее совершенствование нервной системы. В процессе эволюции выявились две главные тенденции в ее развитии: первая — к дифференциации, т. е. к специализации отдельных нервных клеток в строго определенной деятельности; вторая — к концентрации, т. е. к сосредоточению нервной ткани в определенных участках тела, и к увеличению ее общей массы. (Чусов В. Н. 1981)
    По  функциям нервную систему делят  на соматическую и вегетативную. К соматической относят часть нервной системы, иннервирующую опорно-двигательный аппарат и все органы чувств, к вегетативной — остальную часть, которая регулирует процессы обмена веществ и работу всех внутренних органов — сердца, почек, легких, желез внутренней секреции и др.
    Основная  функция нервной системы заключается  в установлении оптимальных взаимоотношений между отдельными частями организма и в обеспечении индивидуального приспособления организма к окружающей среде.   ( Анохин П. К., 1975) 
 
 

        Рефлекторная деятельность центральной нервной системы.
    Деятельность  центральной нервной системы  достигает у человека чрезвычайного совершенства и сложности. Она управляет не только всеми вегетативными функциями —дыхательной, пищеварительной, выделительной и т. д., но и двигательным аппаратом и поведением в целом. Несмотря на всю сложность проявлений деятельности центральной нервной системы, можно выделить элементарный акт, составляющий ее основу. Таким элементарным актом является рефлекс.
    Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляющаяся при обязательном участии нервной системы. Он проявляется в возникновении или прекращении какой-либо деятельности организма. Осуществление рефлекса происходит благодаря наличию рефлекторной дуги. Каждая рефлекторная дуга состоит из следующих  частей: 
1)   рецептора,   воспринимающего   раздражение (от лат. recipere—получить);
2) афферентного  нервного волокна, по которому возбуждение передается от рецептора в центральную нервную систему;
3) передаточных  нейронов и синапсов, которые  передают возбуждение к эффекторным нейронам;
4) эфферентных  нервных волокон, передающих возбуждение к исполнительному органу;
5) эффекторного  или исполнительного органа, деятельность которого в результате рефлекса изменяется.
    Совокупность  нервных путей — рефлекторной дуги и путей получения обратной информации (об эффективности ответной реакции) — образуют рефлекторное кольцо. Оно позволяет вносить необходимые коррективы в ответное действие с целью достижения требуемого результата [12].
    Существуют  два вида рефлексов — безусловные  и условные.
    Безусловные рефлексы являются врожденными и  передаются по наследству. Их отличительной чертой является автоматическая, стереотипная форма проявления. Биологическая роль безусловных рефлексов заключается в обеспечении приспособления организма к строго постоянным условиям. Примером безусловных рефлексов могут служить сосательный, оборонительный, пищевой, половой [17].
    Условные  рефлексы вырабатываются в процессе индивидуального развития организма. Их характеризуют следующие основные признаки:
1) приобретаемость. Условные рефлексы вырабатываются у отдельных индивидуумов по мере необходимости, они не являются обязательными для всех организмов данного вида (звук стартового пистолета у спортсмена вызовет усиление работы внутренних органов, а у не спортсменов не вызовет);
2) изменчивость. Условный рефлекс вырабатывается, если в нем возникает необходимость,  и угасает (затормаживается), если необходимость в нем отпадает (перерыв в тренировочных занятиях нарушит технику выполнения упражнений или отдельных движений);
3) сигнальность. Это важнейший признак условного рефлекса, он заключается в «предупредительной» деятельности организма (известие о предстоящих ответственных соревнованиях у опытного спортсмена вызовет повышение уровня физиологических функций, предваряя тем самым предстоящую работу, подготавливая организм к ее выполнению) [22].
    Оценивая  роль рефлекса как основной формы  нервной деятельности, И. П. Павлов писал, что в жизни сложного организма рефлекс — существеннейшее нервное явление, при помощи которого устанавливается постоянное и точное соотношение частей организма между собой и отношение целого организма к окружающим условиям.
    Универсальность рефлекса, возможность его использования  для объяснения даже самых сложных проявлений человеческой деятельности  подчеркивал И.  М.  Сеченов,  когда   писал:   «Все акты сознательной, и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».
    Представление о рефлексе было впервые выдвинуто  Р. Декартом. Дальнейшее развитие оно получило в работах А. Галлера, Я. Прохазки, Ч. Белла и Ф. Мажанди. В 1850 г. английский физиолог М. Холл ввел термин «рефлекторная дуга», который обозначает всю совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса. Большой вклад в изучение рефлекторной деятельности внесли И. М. Сеченов, Ч. Шеррингтон, И. П. Павлов, П. К. Анохин [22,12,17].
    Теоретические положения о рефлекторной природе  деятельности центральной нервной системы человека, выдвинутые И. М. Сеченовым, были убедительно подтверждены в многочисленных экспериментальных исследованиях И. П. Павлова и его учеников. Ими была создана теория рефлекторной деятельности нервной системы, которая так и называется — «Рефлекторная теория И. М. Сеченова — И. П. Павлова» [12].
    И. П. Павлов выделил три основных принципа этой теории.
    Принцип  детерминизма   (от лат.   determinare — определять) означает, что любой эффект» возникающий в организме, любое действие   всегда   причинно   обусловлены.   Нет   раздражения нет ответного действия.
    Согласно  принципу анализа и синтеза, вся  деятельность организма осуществляется на основе анализа и синтеза действующих на него сигналов. 
    Принцип структурности означает, что осуществление  любого рефлекса возможно лишь при  наличии определенных нервных образований, при условии их целостности, и при существовании между ними связей. Если, например, перерезать зрительный нерв, то зрительное раздражение не вызывает ответной реакции. 
 

    Изменение возбудимости центральной  нервной системы. Центральная нервная система чрезвычайно чувствительна к различным воздействиям. При этом меняется ее возбудимость. Она понижается при: 1) недостатке кислорода; 2) недостаточном кровоснабжении; 3)  шоковом состоянии[22].
      

       Координирующая роль центральной нервной системы.

    Жизнь организма — согласованная работа всех его частей и приспособление его к условиям среды — возможна благодаря центральной нервной системе. Она координирует все функции организма. Это обусловлено особенностями ее строения и функциональными свойствами. Существуют определенные закономерности координации нервных процессов.
    Принцип общего конечного пути. Заслуга открытия этого принципа принадлежит выдающемуся  английскому физиологу Чарльзу  Скотту Шеррингтону. Суть его заключается в том, что к одномy мотонейронy стекаются импульсы от многих рецепторов, расположенных в различных частях тела. Этот процесс называется конвергенцией. Он обусловлен неодинаковым количеством афферентных и эфферентных нервных путей: первых примерно в 5 раз больше, чем вторых. Из всех поступающих по различным путям в нейрон импульсов только некоторые, наиболее значимые в данный момент для организма вызывают ответную реакцию. Конвергенция является одним из основных механизмов координации рефлекторной деятельности.
    Иррадиация  возбуждения. Возбуждение, возникшее  в одном из нервных центров под влиянием сильного и длительного раздражения, способно распространяться по центральной нервной системе, возбуждая новые участки. Распространение возбуждения называют иррадиацией (от лат. irradiare — сиять). Иррадиация  возбуждения  обусловлена  наличием многочисленных связей между отдельными нейронами центральной нервной системы. Она может быть избирательной или генерализованной. При избирательной иррадиации возбуждения нервные импульсы проходят по строго определенным путям, вовлекая в реакцию лишь необходимые органы или мышцы. При генерализованной иррадиации возбуждения в деятельность вовлекаются другие мышцы, которые нарушают движение, делают его скованным. Явление иррадиации возбуждения лежит в основе образования условного рефлекса. Примером генерализованной иррадиации возбуждения может служить нарушение координации движений у спортсмена во время ответственных соревнований (в состоянии стартовой лихорадки) [6].
    Концентрация  возбуждения. Иррадиация возбуждения сменяется его концентрацией в очаге первоначального возникновения. Иррадиация происходит относительно быстро, а концентрация протекает замедленно.
    Индукция. Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе находятся в определенных отношениях, которые осуществляются по законам индукции (от лат. inductio — наведение). Возбуждение, возникшее в одном центре, «наводит» торможение на другой, и наоборот[20].
    Различают несколько видов  индукции.
    Одновременная индукция характеризуется тем, что  в одно и то же время в одном  центре возникает возбуждение, а  в сопряженном центре — торможение (или наоборот). Примером может служить подтягивание на перекладине; в центре мышц-сгибателей возникает возбуждение, а в центре мышц-разгибателей — торможение.
    Последовательная  положительная индукция проявляется  в смене торможения возбуждением. Последовательная отрицательная индукция проявляется в смене возбуждения торможением.
    Принцип обратной связи. Воздействие работающего органа на состояние управляющего им нервного центра называется обратной связью.
    Различают положительные и отрицательные  обратные связи. Если импульсы, возникшие в результате какой-либо рефлекторной реакции, поступая в управляющий ею нервный центр, усиливают ее, — это положительная обратная связь. Если они угнетают эту реакцию, то это отрицательная обратная связь.
    Благодаря наличию обратной связи между  нервным центром и управляемым им рабочим органом обеспечивается строгая согласованность их совместной деятельности и достигается наибольший эффект[18].
    Принцип доминанты. Этот принцип был сформулирован выдающимся советским физиологом академиком А. А. Ухтомским в 1904 г. Его внимание привлек необычный факт: раздражение, обычно вызывающее определенную реакцию, в некоторых случаях вызывало совершенно неожиданную. Исследуя эти случаи, он установил, что причиной является высокая временная возбудимость другого нервного центра. Возбуждаясь за счет волн, адресованных другим центрам, он осуществляет специфическую ответную реакцию, которая может совсем не соответствовать характеру раздражения. Такой временно господствующий очаг возбуждения, определяющий характер ответных реакций на все внешние и внутренние раздражения, Ухтомский назвал доминантой. «Внешним выражением доминанты, — писал он, — является определенная работа или рабочая поза организма, подкрепляемая в данный момент разнообразными раздражениями и исключающая для данного момента другие работы и позы».
    Доминанта — это яркий пример взаимодействия возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе. Наличие доминантного очага возбуждения резко меняет обычные координационные отношения между ними. Поступающие волны возбуждения, даже адресованные к другим центрам, усиливают только его и вызывают характерную для него реакцию. В остальных нервных центрах в этот момент наступает торможение. Так, например, если в момент, предшествующий акту дефекации, раздражать у животного двигательные нервы, то вместо обычной ответной реакции — сгибания передней конечности — произойдут ускорение и усиление акта дефекации.
    Доминантный очаг возбуждения характеризуется  пятью признаками, которые определяют характер его деятельности:
    1)   повышенной   возбудимостью;  
    2)   стойкостью     возбуждения;
    3)повышенной   способностью   к   суммированию     возбуждения;
    4)инерцией, т. е. способностью длительно сохранять возбуждение после окончания действия раздражителя;
    5) способностью вызывать сопряженные торможения[20].
    Значение  принципа доминанты А. А. Ухтомского заключается в установлении зависимости деятельности нервных центров и взаимоотношений между ними от исходного состояния. Будучи господствующим очагом возбуждения, нервный центр осуществляет специфическую для себя ответную реакцию, угнетая другие. При этом он привлекает к себе все волны возбуждения, поступающие в центральную нервную систему и адресованные другим нервным центрам. Принцип доминанты играет большую роль в координирующей деятельности центральной нервной системы, в образовании условных рефлексов и двигательных навыков. 
 

 


1.2. Лабильность нервных  процессов и их характеристика.

 
    Лабильность (от лат. labilisскользящий, неустойчивый) (физиол.) — функциональная подвижность, скорость протекания элементарных циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях. Понятие «лабильность» введено русским физиологом Н. Е. Введенским (1886), который считал мерой лабильности наибольшую частоту раздражения ткани, воспроизводимую ею без преобразования ритма. Лабильность отражает время, в течение которого ткань восстанавливает работоспособность после очередного цикла возбуждения. Наибольшей лабильностью отличаются отростки нервных клеток — аксоны, способные воспроизводить до 500-1000 импульсов в 1 с.; менее лабильны центральные и периферические места контакта — синапсы (например, двигательное нервное окончание может передать на скелетную мышцу не более 100-150 возбуждений в 1 с.). Угнетение жизнедеятельности тканей и клеток (например, холодом, наркотиками) уменьшает лабильность, т. к. при этом замедляются процессы восстановления и удлиняется рефрактерный период. Лабильность — величина непостоянная. Так, в сердце под влиянием частых раздражений рефракторный период укорачивается, а следовательно, возрастает лабильность. Это явление лежит в основе т. н. усвоения ритма. Учение о лабильности важно для понимания механизмов нервной деятельности, работы нервных центров и анализаторов как в норме, так и при различных болезненных отклонениях [13].
    В биологии и медицине термином «лабильность» обозначают подвижность, неустойчивость, изменчивость (например, психики, физиологического состояния, пульса, температуры тела и т. д.).
    Нервные центры характеризуются лабильностью: в определенных условиях они перестраиваются  и  приобретают  новые, несвойственные им ранее функции [15].
    Лабильность нервных центров позволяет в  широком диапазоне перестраивать координационные отношения в центральной нервной системе. Это способствует наиболее совершенному приспособлению организма к меняющимся условиям внешней и внутренней среды [22].
    В настоящее время хорошо известно влияние свойства лабильности не только на динамику отдельных психических  процессов, в частности на мнемические процессы, но также и на особенности протекания индивидуального поведения человека в целом.
    Как известно, свойство лабильности было выявлено в результате применения факторного анализа показателей, относящихся к свойству подвижности, и характеризовало скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Понимание свойства лабильности как основной скоростной характеристики нервных процессов определило построение и выбор методических процедур для его измерения. В качестве основных методических приемов определения лабильности применяется: 1) методика навязывания высоких частот стимуляции; 2) критический порог слияния раздражений, т. е. такие приемы, которые позволяют измерить скоростную динамику возбудительных и тормозных процессов [15]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Статическая нагрузка как обязательный компонент двигательной активности человека.

    Статическая нагрузка (усилие) — как обязательный компонент двигательной активности человека. Благодаря им поддерживается поза тела, они имеют место в циклических и ациклических движениях [2].
    Различают два вида статических усилий —  малые и большие. Малые статические  усилия обеспечиваются за счет тонического  напряжения и длятся короткое время.
    Для больших статических усилий характерно относительно быстрое возникновение  и развитие утомления, которое делает невозможным их продолжение. (Черниговский В. Н., 1970)
    Особенностью  больших статических усилий является интенсификация дыхания и кровообращения не во время самого усилия, а только после его окончания. Так, например, при висе на согнутых руках на перекладине в течение 48 с потребление кислорода непосредственно во время виса (за все время работы) составило 557 мл, а после работы за то же время — 853 мл. Впервые это явление — усиление вегетативных функций после статических нагрузок — описал скандинавский физиолог Линдгард, поэтому оно получило название «феномен Линдгарда». Он объяснил его механическими причинами. При статическом усилии мышцы, напрягаясь, сдавливают кровеносные сосуды и препятствуют току крови. По этой же причине затруднен отток крови от работающих мышц, что ведет к накоплению в них продуктов обмена веществ. Недостаток кислорода и засорение мышц продуктами обмена веществ и вызывает быстрое наступление утомления. Объяснение Линдгарда долгое время было единственным [21].
    Исследования  советского ученого Н. К. Верещагина показали, что дело не только и не столько в механическом воздействии мышц на кровеносные сосуды. Главной причиной этого явления является угнетение нервных центров дыхательной и сердечно-сосудистой систем. При большом статическом усилии в двигательном центре коры головного мозга возникает сильный и стойкий очаг возбуждения. По механизму одновременной отрицательной   индукции  он  угнетает  деятельность  других  центров, в том числе и центров дыхания и кровообращения. После прекращения статического усилия, уже по механизму последовательной индукции, в этих центрах торможение сменяется возбуждением,  работа сердца  и органов дыхания усиливается [21].
    При статическом усилии, чем больше величина развиваемого мышцей напряжения, тем  скорее наступает утомление. При  максимальном напряжении мышца утомление возникает на первой же секунде. Во время большого статического напряжения значительно повышается внутримышечное давление. Напряженные мышечные волокна сдавливают кровеносные сосуды с такой силой, что происходит резкое уменьшение кровоснабжения мышц и может быть даже полная остановка движения в них крови. Повышение давления в напряженной мышце настолько велико, что сдавливаются не только тонкие стенки венул, но и упругие мышечные стенки артериол. Резкое уменьшение кровообращения в мышце влечет уменьшение или прекращение подачи кислорода в мышцу. Сильный распад энергетических веществ, не компенсируемый окислительным ресинтезом, быстро приводит к накоплению продуктов этого распада. Вследствие отсутствия кровотока эти продукты не вымываются из мышцы и концентрация их резко возрастает. Что выражается в понижении работоспособности мышечной ткани. Сдавливание кровеносных сосудов (ишемия) сказывается на состоянии органов чувств и состоянии двигательного аппарата, т.е. такая ишемия вызывает боль. Характерно, что с развитием утомления при статической работе изменяется характер биотоков мышц [19].
 


1.4. Физиологическая  характеристика изменения  нервных процессов  при спортивной  деятельности.

 
    Разминка.
    Разминкой называется мышечная деятельность в  форме физических упражнений, которая предшествует выступлению на соревновании или тренировочному занятию. Разминка обеспечивает приведение организма в состояние наибольшей работоспособности к моменту старта. Она рассчитана на то, чтобы подготовить организм перед соревнованием к предельному спортивному напряжению, обеспечить его максимальную работоспособность.
    Разминка  состоит из общей и специальной  части.
    Общая часть способствует созданию оптимальной  возбудимости ЦНС и двигательного  аппарата, повышению обмена веществ  и температуры тела, деятельности кровообращения и дыхания.
    Специальная часть разминки способствует повышению  работоспособности в тех звеньев двигательного аппарата, которые будут принимать участие в предстоящей двигательной деятельности. Правильно организованная разминка способствует повышению возбудимости и лабильности нервных центров, что создает оптимальные условия как для возникновения новых временных связей в процессе обучения, так и для осуществления уже усвоенных двигательных навыков в сложных условиях спортивной деятельности [19].
    Под влиянием разминки повышаются возбудимость и лабильность мышц.
    Многообразно  влияние разминки на состояние ЦНС. Имеются данные о том, что она  способствует повышению возбудимости различных нервных центров и  подвижности нервных процессов. Но главное ее влияние заключается в предварительной подготовке нервной системы к управлению движениями и к регулированию вегетативных функций [10].
    Во  время спортивного соревнования процессы управления и регулирования должны безотказно действовать в самых напряженных условиях. Естественно, что без предварительной подготовки, предварительного налаживания взаимосвязи различных физиологических функций при мышечной деятельности трудно обеспечить высокосовершенную регуляцию, необходимую при максимальном мышечном напряжении. Таким образом, благоприятное воздействие разминки заключается не только в возникновении кратковременных физиологических сдвигов, но и в сохранении относительно длительных следовых явлений, обеспечивающих повышение физической работоспособности. (Смирнов В. М., Дубровский В.И., 2002 ) 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.