На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Производство и ценообразование в условиях совершенной конкуренции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное  учреждение высшего  и профессионального  образования
«Сибирский  государственный  аэрокосмический  университет имени  академика М.Ф. Решетнева» 

Кафедра Экономики

 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
По  дисциплине: «Экономическая теория»
На  тему: Производство и ценообразование  в условиях совершенной  конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2008

 
Содержание 

    Введение                                                                                                                                  3
1 Характеристика  рынка совершенной конкуренции                                                             5
    1.1 Понятие,  основные черты совершенной конкуренции                                                 5
    1.2 Преимущества  и недостатки рынка совершенной  конкуренции                                 7
2 Условия возникновения  совершенной конкуренции                                                          10
3 Производство  и ценообразование в условиях  совершенной конкуренции                      14
   3.1 Равновесие  фирмы в краткосрочном периоде                                                               14
   3.2 Равновесие  фирмы в долгосрочном периоде                                                                 20
   Заключение                                                                                                                              23
  Список использованных  источников                                                                                     25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      Тема  моей курсовой работы: Производство и  ценообразование в условиях совершенной  конкуренции.
      Цель: Изучение совершенной конкуренции, и определение условий возникновения рынка совершенной конкуренции при участии производства и ценообразования.
      Задачи:
      1. Определить основные черты, преимущества  и недостатки рынка совершенной конкуренции.
      2. Определить условия возникновения  совершенной конкуренции.
      3. Рассмотреть равновесие фирмы  в краткосрочном и долгосрочном периоде.
      Актуальность: Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция.
      Конкуренция - центр тяжести всей системы рыночного  хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке.
      Именно  она способствует прогрессу рыночного  общества и поступательному движению цивилизации.
      Каждый  действительно грамотный экономист  знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям  совершенной конкуренции.
      Только  на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как, сколько  и для кого нужно производить.
      Рассмотрение  поведения предприятия в условиях рынка совершенной конкуренции представляет интерес, прежде всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение.
      Совершенная конкуренция - тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
      Она преобладает тогда, когда спрос  на продукцию каждого производителя  абсолютно эластичен.
      Отсюда  следует, во-первых, что число продавцов  велико и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции; во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции
      Совершенная конкуренция на практике довольно редка, но это модель рынка, которая имеет  весомое аналитическое значение.
      Так чистая конкуренция представляет собой  простейшую ситуацию, в которой следует использовать понятия «доход» и «издержки».
      Совершенная конкуренция является ясным и  значительным отправным пунктом  для любой дискуссии об определении  цены и объема производства.
      Рынка совершенной конкуренции возникает при условии, если:
      - свободный доступ всех производителей к производственным ресурсам по одинаковым ценам; ресурсы понимаются в широком смысле, то есть не только материальные, но и рабочая сила, капитал, технологии, информация, другие интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы;
      - положительный эффект масштаба достигается при объемах производства значительно меньших, чем имеющийся рыночный спрос, этим предопределяется экономическая целесообразность действия в отрасли множества мелких производителей.
      - цены на продукцию не зависят от объемов производства и ценовой политики отдельного производителя.
      Функционирование  чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым  можно сравнивать и по которому можно  оценивать эффективность реальной экономики.
      Короче  говоря, совершенная конкуренция - это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение реальной экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1  Характеристика  рынка совершенной конкуренции 

1.1 Понятие,  основные черты совершенной конкуренции 

      Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.                                         
            При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости на какой-либо товар.

      Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.
      Конкуренция - центр тяжести всей системы рыночного  хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения  товаров на рынке.
      Конкурентная  борьба служит лучшему обеспечению рынка товарами.  
Совершенная конкуренция представляет собой рыночную структуру, исключающую любые виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями.

      Последнее означает полное отсутствие взаимовлияния  одних экономических агентов на других: любое решение отдельного продавца либо покупателя никак не сказывается на положении его окружения.
      Цена  товара на совершенно конкурентном рынке  определяется взаимодействием совокупного рыночного спроса и рыночного предложения; отдельные же его продавцы и покупатели принимают ее как данную, приспосабливаются к ней, но не в состоянии ее изменить.
      Характерные черты рынка совершенной конкуренции:
      1. Большое количество фирм в  отрасли.
      2. Стандартизированная или однородная продукция, неценовая конкуренция нетипична.
      3. Свобода входа и выхода из  отрасли.
      4. Свобода доступа к информации.
      Совершенная конкуренция – абстрактная теоретическая  модель позволяющая изучать реальные рыночные структуры.
      Ситуация, приближенная к совершенной конкуренции характерна для рынков сельскохозяйственных продуктов, валюты, ценных бумаг (фондовая биржа).
      Занимая незначительную долю рынка, фирма не может контролировать цены.
        Цена на конкурентном рынке  определяется взаимодействием рыночного  спроса и рыночного предложения, то есть фирма является ценополучателем.
      Если  фирма повысит цену на свою продукцию, то она может потерять покупателей, которые будут приобретать товары конкурентов.
      Возможности снижения цены ограничены величиной  издержек производства товара.
      Поэтому цены 0Р1 для фирмы – совершенной конкуренции является величиной постоянной.
      Кривая  спроса фирмы абсолютно эластична.
                                                             
      Рисунок 1 – Кривая спроса фирмы 

      Кривая рыночного спроса имеет отрицательный наклон в условиях совершенной конкуренции.
      Все фирмы отрасли, действуя, независимо друг от друга, увеличивая предложение товаров, могут повлиять на цену. 

      

      Рисунок 2 – Кривая спроса фирмы 

      Так как цена является величиной постоянной, то фирма будет продавать дополнительную единицу продукции по постоянной цене, поэтому для совершенного конкурента цена (средний доход) равна предельному  доходу:
      P = (AR) = MR
      На  графике линия спроса совпадает  с линиями среднего и предельного доходов.
1.2  Преимущества  и недостатки рынка совершенной  конкуренции 

Преимущества совершенной конкуренции.
      В условиях совершенной конкуренции  в долгосрочном периоде соблюдается  равенство MR = МС = АС = Р.
      Конечно, в течение короткого отрезка времени в условиях совершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки.
      Однако  для длительного периода такая  предпосылка нереальна, так как  в условиях свободного входа и  выхода из отрасли слишком высокая  прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.
      Совершенная конкуренция помогает распределить ограничения ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального  удовлетворения потребностей.
      Это обеспечивается при условии, когда Р = МС.
      Данное  положение означает, что фирмы  будут производить максимально  возможное количество продукции  до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить.
      При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность.
      Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить  продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.
      Графически  это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса.
      Если  бы издержки на производство единицы  продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены  были бы покинуть данную отрасль.
      Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса, и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль.
      Приток  новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет, таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.
      Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы.
      Такая предпосылка кажется нереальной, ведь мы знаем, что одни фирмы работают на
лучшем  сырье, другие имеют более современное  и эффективное оборудование, третьи - более квалифицированных работников, четвертые - наилучших менеджеров.
Да и  вообще, не может быть двух одинаковых фирм, совершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими.
Как же согласовать этот очевидный факт с положением о том, что средние  издержки для всех фирм в условиях совершенно-конкурентной отрасли одинаковы?
      В экономической теории существует следующее  объяснение этого парадокса: предполагается, что владельцы более совершенных  ресурсов получают большее вознаграждение.
      Например, более квалифицированные рабочие - большую заработную плату, за более совершенные машины приходится платить более высокую цену и так далее.
      Таким образом, вся экономия, полученная за счет более эффективных ресурсов, расходуется на их оплату.
      Это объясняет тенденцию к равенству  издержек, существующих в конкурентной отрасли.
Недостатки совершенной конкуренции.
      Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика  в целом, обладает рядом недостатков.
      Говоря  о том, что совершенная конкуренция  обеспечивает эффективное распределение  ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее.
      Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство  результатов.
      Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются.
      Однако  в условиях недостаточной спецификации прав собственности существуют такие  выгоды (издержки), которые не учитываются  фирмами: их осуществляет общество.
      В этом случае говорят о побочных внешних выгодах или издержках (положительных или отрицательных экстерналиях).
      Поэтому в условиях недостаточной спецификации прав собственности возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.
      Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно).
      Это относится к таким общёственным благам, как противопожарная безопасность,
национальная  оборона и так далее.
      Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую  для ускорения научно-технического прогресса.
      Это, прежде всего, касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.
      Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции.
      Она не учитывает в полной мере широкий  диапазон потребительского выбора.
      Между тем в современном обществе, достигшем  высокого уровня потребления, развиваются  разнообразные вкусы.
      Потребители все больше не только учитывают утилитарное  назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека.
      Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства.
      Актуальность  чистой конкуренции.
      Чистая  конкуренция на практике встречается довольно редко.
      Это не означает, однако, что анализ конкурентного  рынка - неактуальное логическое упражнение.
      1) Существует несколько отраслей, более близких к чистой конкурентной  модели, чем любой другой рыночной  структуре. 
      Например, многие особенности американского сельского хозяйства (пшеница, рис), рынка иностранных валют (песо, иены) и морской рыбной ловли (лосось, омары) легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.
      2) Чистая конкуренция представляет  собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки», введенные в предыдущих главах.
      Чистая  конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения  объема производства.
      3) Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики.
      Короче  говоря, чистая конкуренция - это модель рынка, которая помогает понять и  оценить значение явлений реальной жизни. 
 

2 Условия возникновения совершенной конкуренции 

      Различия  в характере рыночной конкуренции  связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.
      Если  покупателя при приобретении товара на рынке интересует, прежде всего, его полезность, то для продавца (производителя) центральное место занимают издержки производства.
      Поскольку в условиях совершенной конкуренции  производитель практически не может  воздействовать на уровень рыночной цены, постольку именно уровень издержек производства оказывает определяющее воздействие и на размер прибыли, и на возможности расширения производства, и на то, останется ли фирма вообще на данном рынке или будет вынуждена покинуть его.
      Таким образом, отраслевое предложение как  сумма рыночного предложения отдельных фирм зависит в конечном итоге от уровня издержек производства, а вид кривой предложения непосредственно связан с динамикой издержек.
      Совершенная конкуренция - тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов  и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
      Совершенная конкуренция представляет собой  научную абстракцию, идеальный тип  рыночной структуры, служит эталоном для  сравнения с другими типами рыночных структур.
      Каковы  условия возникновения такой конкурентной среды и почему именно она более всего подталкивает фирмы к повышению экономической эффективности?
      Рынок совершенной конкуренции может  быть устойчив лишь в том случае, если в основе его существования  присутствуют все необходимые условия:
      1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка.
      Малость субъектов рынка означает, что  объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько  малы по сравнению с суммарным  объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.
      Теоретически  описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя   неминуемо приведет к
 некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет  изменение
равновесной цены.
      Однако  в реальной жизни небольшие фирмы  обычно не влияют на рыночную цену.
      Чтобы устранить это противоречие малость  субъектов рынка трактуют как  ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико.
      Примером  служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок  иностранных валют.
      Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, так как эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).
      2. Однородность продукции разных предприятий, то есть, нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм.
      Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный.
      Много фермеров продает картофель каждый день, ни один из них не имеет более 1 % объема продаж на рынке за день.
      Если  доля одного из них, за счет дополнительно  проданного картофеля возрастает до 2 %, то это никак не повлияет на рыночную цену.
      В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы  для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице.
      Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого  производителя не изменяет полезности набора.
      В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро).
      Высокой степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры и уж совсем нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.
      3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него.
      Входным барьером для вступления в отрасль  может стать:
      -  наличие   патентов или   лицензий,   обеспечивающих преимущественные    права
выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование
экспорта);
      - относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);
      - значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);
      - прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);
      - ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).
      Свободный вход в отрасль и выход из нее  гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска, любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
      4. Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»).
      Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства.
      Если  продавцы располагают большим объемом  информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с ассиметричной информацией.
      Примером  служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о  качестве оказываемых им услуг, степени  их необходимости, соответствии качества услуг их цене.
      5. Совершенная мобильность.
      Покупатель (продавец) может мгновенно заключить  сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется  дополнительных затрат.
      В настоящее время совершенная  мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера.
      В других случаях «переключение» одного покупателя с одного продавца на другого  обычно требует затрат времени, а  нередко и транспортных расходов.
      Если  имеется совершенная мобильность  и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар  продается по единой цене.
      6. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы, сговор в какой-либо форме исключен.
      7. Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы.
      Если  это условие не соблюдается и  одна из фирм имеет существенно более  низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).
      8. Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.