На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пути увеличечения прибыли и повышения рентабелиности на предприятии "Водоканал"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Реферат 

      В курсовой работе 45 стр., 8 табл., 0 рис., 23 ист., 0 прил. 

      Прибыль, Рентабельность, чистая прибыль, эффективность, пути повышения прибыли  и рентабельности 

      Объектом  исследования является прибыль и  рентабельность ЗАО «Водоканал».
      Предметом исследования являются пути повышения прибыли и рентабельности ЗАО «Водоканал».
      Цель  исследования: выявить пути повышения  прибыли и рентабельности ЗАО «Водоканал». 

 

Содержание 
 

 

Введение 

      Прибыль — важнейший показатель, характеризующий  финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль представляет собой итог деятельности хозяйствующего субъекта, который зависит от уровня его себестоимости, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а главное — от того, насколько эта продукция удовлетворяет потребности потребителя, т.е. имеется ли на нее спрос.
      Одного  показателя прибыли для измерения  эффективности финансово-хозяйственной  деятельности предприятия недостаточно. Для оценки уровня эффективности  работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или, точнее, норму рентабельности.
      Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что каждое предприятие стремится  к повышению прибыли и рентабельности своей финансово-хозяйственной деятельности, и определение путей повышения данных показателей – важный фактор выживания предприятия в условиях рынка.
      Целью курсовой работы является выявление  путей повышения прибыли и  рентабельности финансово-хозяйственной деятельности на примере ЗАО «Водоканал». 
 
 

 

Глава 1 Теоретическая  часть. Пути увеличения прибыли и повышения рентабельности на предприятии 

      1.1. Базовые понятия:  прибыль, рентабельность. Функции прибыли 

      Общепринятой  в XVIII-XIX вв. была трактовка «прибыли на капитал» как третьей составной части валового дохода наряду с заработной платой и рентой. Экономисты того времени не делали различия между явными и неявными затратами и считали прибылью излишек, получаемый капиталистом после возмещения расходов. «Прибыль на капитал» подразделялась обыкновенно, вслед за А. Смитом (1723-1790), на процент на вложенный капитал в трактовке Н.У. Сениора (1790-1864) и Дж. С. Милля (1806-1873) – «вознаграждение за воздержание» предпринимателя от расходования собственного капитала на текущее потребление - и на предпринимательский доход, принимающий форму платы за управление предприятием и несение определенного делового риска. «Одни и те же факторы - воздержание, риск, напряженный труд - требуют соответствующего вознаграждения и должны получить его из валовой прибыли. Три части, на которые, можно считать, разделяется прибыль, могут быть представлены как процент на капитал, страховая премия и заработная плата за управление предприятием». [14, 130] Итак, представители классической школы и социалисты XIX в. приравнивали предпринимателя к капиталисту. Проще всего это объяснить тем обстоятельством, что в те времена собственники и управляющие фирмами действительно в большинстве случаев были представлены одними и теми же людьми.
      Ж.-Б. Сэй (1767-1832), хоть и считается часто  лишь популяризатором идей Смита  на Европейском континенте, однако сделал значительный шаг вперед по сравнению со своим учителем в  плане введения в научный оборот термина "предприниматель" как  отличного от капиталиста участника экономического процесса. Сэй писал «о той части прибылей предпринимателя, которая поступает как бы в вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство». [18, 58]
      Р. Кантильон (1680-1734) однозначно разделил функции капиталиста и предпринимателя, понимая под последним человека, берущего на себя ответственность (риск) за продажу товара или услуги по заранее непредсказуемой цене.
      В дальнейшем, с наступлением эры господства маржиналистских теорий, сама проблема предпринимательства исчезла из неоклассического микроэкономического анализа. Однако экономисты, придерживающиеся взглядов так называемой неоавстрийской школы (Л. фон Мизес и его последователи) продолжают видеть в предпринимателе ключевую фигуру экономики.
      Выдающийся  американский экономист Й. А. Шумпетер (1883-1950) в 1912 г. в своей знаменитой книге «Теория экономического развития»  впервые разработал теорию прибыли  как результата осуществления нововведений. Для этого ему пришлось ввести в экономический анализ фигуру предпринимателя, Новатора, как его называл Шумпетер. Роль Новатора - в поиске и внедрении новых сочетаний различных факторов (ресурсов) производства. Эти новые сочетания и есть нововведения (инновации), дающие возможность извлекать прибыль сверх среднего дохода по данной отрасли. Что делают предприниматели в отличие от обыкновенных управляющих? «Они не накопили никаких определенных благ, не создали никаких первичных средств производства, а только по-иному, более целесообразно и выгодно применили уже существующие. Они осуществили новые комбинации. Они - предприниматели, и их прибыль, излишек над всеми обязательствами - это предпринимательская прибыль».[21, 281]
      Рассмотрим  определении понятия «прибыль», которые дают современные авторы:
      1. Прибыль – экономическая прибыль  и нормальная прибыль; доход  тех, кто обеспечивает экономику  предпринимательскими способностями  или нормальной прибылью. [13, 394]
      2. Прибыль – в широком смысле  слова это разница между полученной  выгодой и понесенными при этом затратами; в узком смысле – доход от реального капитала.[22, 885]
      3. В рамках бухгалтерского подхода  можно сформулировать следующее  определение прибыли. Прибыль  — это положительная разница  между доходами коммерческой  организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала. [3, 95]
      Очень часто на вопрос: «Что является мерилом, критерием эффективности деятельности вашей организации?» – ее руководители и сотрудники отвечают: «Прибыль». При этом исходят из того, что максимизация прибыли является главной целью деятельности организации. Обычно приводятся следующие аргументы в защиту данной точки зрения:
      - Максимизация прибыли – это  формальная цель, ради которой  существует организация. Того, кто вложил капитал, интересуют не конкретные проекты, а прибыль.
      - Прибыль – это конечная награда  за эффективный труд и создание  ценностей для потребителей.
      - Прибыль является простым и  понятным критерием для оценки  эффективности хозяйственных решений.  Это главный критерий выбора лучших решений. [3, 37]
      Однако  все ли так однозначно и просто в данном вопросе?
      Прежде  всего следует отметить, что наряду с организациями, живущими за счет своей  прибыли, существуют также бесприбыльные  организации. Выбор в качестве критерия эффективности деятельности, скажем, школы или больницы, показателя прибыли противоречит самой идеи создания подобных организаций. Однако прибыль может являться одним из показателей эффективности хозрасчетной составляющей в деятельности бесприбыльных организаций.
      Для многих компаний обеспечение прибыльности – это первостепенная задача, которую  ставит перед собой высшее руководство  компании. Иногда в качестве целевого показателя выбирается абсолютный показатель прибыли, но чаще всего используют относительные показатели, вроде дохода на одну акцию, прибыли на инвестированный капитал или прибыли на акционерный капитал. Целевые показатели рассчитываются, как правило, на основе результатов прежней деятельности и в сопоставлении с показателями других подобных компаний. [6, 38]
      Многогранный  характер прибыли означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования: [19, 90-91]
      1. В число образующих факторов включена выручка, получаемая предприятием от различных видов предпринимательской деятельности, в том числе от реализации продукции, занимающая основной удельный вес, от реализации прочих активов, основных средств. Важная составляющая образующих факторов — доходы от долевого участия в других предприятиях, в том числе дочерних, доходы по ценным бумагам, безвозмездная финансовая помощь, сальдо штрафов, полученных и уплаченных.
      2. Взаимовлияющие факторы включают  внешние, определяемые финансово-кредитной политикой государства, в том числе налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, цены, тарифы и сборы, а также внутренние, включая себестоимость, производительность труда, фондоотдачу, фондовооруженность, оборачиваемость оборотных средств.
      3. Факторы распределения состоят  из платежей обязательного характера в бюджет и внебюджетные фонды, в банковские и страховые фонды, платежей добровольного характера, включая благотворительные фонды, направления прибыли в фонды денежных средств, создаваемые на предприятиях.
      4. Факторы использования относятся  только к той прибыли, которая  остается в предприятиях и  коммерческих организациях. Они включают такие направления: потребление, накопление, социальное развитие, капитальные и финансовые вложения, покрытие убытков и прочих затрат. [19, 91]
      Несмотря  на преимущественное использование  показателей прибыли для оценки успеха в бизнесе, им присущи определенные недостатки. Во-первых, на практике показателями прибыли менеджеры могут достаточно легко и просто манипулировать с целью получения фальсифицированных результатов. Самые разные, и притом совершенно законные, методы амортизационного учета, оценки запасов, учета затрат на исследования и разработки, перевода иностранной валюты и в особенности множество вариантов регистрации новых приобретений могут превратить убытки по отдельным статьям затрат в бухгалтерском учете в большую отчетную прибыль и наоборот. Таким образом, опубликованные цифры по прибыли могут характеризовать весьма сомнительные результаты деятельности. [6,40]
      Специалистам  по финансам известно целое множество  ограничений, связанных с использованием традиционных показателей прибыли. Прибыльность можно без труда  улучшить, если финансировать рост за счет долга, а не наращивания собственного капитала. Доходы в расчете на одну акцию могут расти, но рыночный курс акций падает как следствие повышенного финансового риска. За ростом показателя прибыли легко скрывается набирающий силу кризис наличности. Другими словами, показатель прибыли не учитывает фактор риска. Обычно, чем выше прибыль, тем выше фактор риска. Прибыль и риск должны быть сбалансированы.
      Большая прибыль может сигнализировать  не о высокой эффективности работы, а:
      - о монополизме (и получении  монопольной прибыли);
      - о ведении нечестного бизнеса (промышленный шпионаж, переманивание ценных сотрудников и др.);
      - о пренебрежении общественными  интересами (например, в области  защиты природной окружающей  среды).[6, 40]
      И, наконец, показатель прибыли органически  не может использоваться в качестве объективного критерия перспективности бизнеса. Прибыль, как и относительные показатели типа прибыли на инвестированный капитал, измеряют результаты прошлой деятельности компании, но не ее будущий потенциал. Концентрация усилий на прибыльности как на первостепенной цели неизбежно порождает особый стиль руководства, ориентированного на краткосрочный успех, который готов положить долгосрочную конкурентоспособность компании на алтарь сиюминутной прибыли. Менеджеры знают, как можно без особого труда поднять текущие доходы путем сокращения издержек, снижения затрат на разработку нового продукта и поддержки товарной марки, ограничения инвестиций. На деле же большинство таких программ по улучшению прибыльности ни что иное, как разбазаривание активов компании. Вместо того, чтобы свидетельствовать о возросшем потенциале, быстрые успехи в доходах нередко говорят скорее о подрыве будущего развития компании. [6, 41-42]
      Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или, точнее, норму рентабельности.
      Фатхутдинов Р.А. дает следующее определение  рентабельности: «Рентабельность —  показатель эффективности, прибыльности работы предприятия. Различают рентабельность продукции, рентабельность капитала. Рентабельность продукции по валовой (чистой) прибыли определяется как отношение валовой (чистой) прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции. Рентабельность капитала по валовой (чистой) прибыли есть отношение валовой (чистой) прибыли к среднегодовому итогу баланса. Рентабельность собственного капитала определяют как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала».
      По  мнению В.С. Юкаевой, рентабельность относится к частным показателям экономической эффективности деятельности трудового коллектива.
      В экономическом анализе существует система показателей рентабельности, которые условно разделяют на две группы:
      - показатели рентабельности деятельности организации;
      - показатели рентабельности активов.
      Для показателей рентабельности, как  правило, не существует нормативных  значений. Они могут использоваться при анализе тенденций в соотношении  прибыли и других показателей  за ряд лет либо при сопоставлении аналогичных показателей внутри отрасли или по группе конкурирующих организаций. Рассматриваемые в работе методы оценки финансовых показателей являются несложными и наиболее показательными при оформлении результатов анализа бухгалтерской отчетности в Пояснительной записке. Выбор показателей универсален и может использоваться каждой организацией независимо от сферы деятельности.
      Басовский Л.Е. выделяет следующие группы коэффициентов  прибыльности и рентабельности:
      1) показатели прибыльности продаж, исчисляемые как отношение соответствующих видов прибыли к объему реализованной продукции;
      2) показатели рентабельности активов,  исчисляемые как отношение соответствующих  видов прибыли к той или  иной группе активов;
      3) показатели рентабельности финансовых источников капитала, определяемые как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе обязательств.
      Понятие рентабельность не имеет достаточно четкого толкования, существует разноголосица  в ее определениях. Ведется долголетняя  полемика по поводу содержания этой категории, ее количественной определенности, способов ее использования в хозяйственной практике. Поэтому перед экономической наукой стоит задача: усилить внимание к анализу рентабельности как экономического явления, к формам ее проявления, методам учета в практической деятельности.
      Финансовый  результат – важнейший информационный показатель деятельности предприятия. Одним из проявлений финансового  результата выступает показатель прибыли. Однако определение «прибыли» в  качестве экономического термина далеко не однозначно. Выдающийся экономист и кибернетик К. Боулдинг отмечал, что «понятие прибыли не может быть однозначным, так как существует целый спектр таких понятий, каждое из которых отвечает строго определенной цели» [16, 400].
      Анализируя  функции прибыли в экономической  жизни хозяйствующего субъекта, можно  отметить, что прибыль необходима для:
      1) оценки эффективности работы  фирмы;
      2) принятия решений, связанных с  вложением средств в предприятие,  покупкой его акций;
      3) достижения целей собственников-акционеров;
      4) использования данных о прибыли  прошлых отчетных периодов для  прогнозирования деятельности предприятия;
      5) принятия управленческих решений  (необходимо анализировать финансовые  результаты, для того, чтобы обосновать  управленческие решения прошлых и будущих периодов);
      6) определения величины налогооблагаемой  базы.
      В связи с этим прибыль можно  рассматривать как:
      1) главную цель предпринимательской  деятельности;
      2) основной внутренний источник  формирования финансовых ресурсов;
      3) главный источник возрастания  рыночной стоимости предприятия;
      4) базу экономического развития  государства. [23, 1]
      Носова  говорит, что прибыль – это  цель рыночной экономики. Как таковая, прибыль воздействует и на уровень  использования ресурсов, и на их распределение среди альтернативных пользователей. Именно прибыль – или, лучше, ожидание прибыли — побуждает фирму осуществлять нововведения. А нововведения стимулируют инвестиции, общий выпуск продукции и занятость. Нововведения являются основным фактором экономического роста, и именно погоня за прибылью лежит в основе большинства нововведений. Однако ожидания прибыли очень изменчивы ввиду того, что инвестиции, занятость и темпы роста нестабильны. Прибыль действует как стимул для нововведений и инвестирования. [15, 150]
      Прибыль более эффективно выполняет задачу распределения ресурсов среди альтернативных видов производства. Предприниматели  всегда стремятся извлечь прибыль  и избежать потерь. Появление экономической  прибыли — это сигнал о том, что общество желает расширения данной конкретной отрасли. Фактически же вознаграждение в виде прибыли является не только стимулом к расширению отрасли, но и выступает как финансовые средства, с помощью которых фирмы в таких отраслях могут увеличивать свои производственные мощности. Убытки же сигнализируют о желании общества сократить «больные» отрасли.
      Рассмотрим  различные категории прибыли  на основе выделенных выше определений.
      Прибыль как главная цель предпринимательской  деятельности находит свое выражение  в росте благосостояния собственников конкретного предприятия, поскольку изменение благосостояния собственников происходит за счет получения прибыли или убытков. Если организация получает прибыль, то после ее распределения собственник получает дивиденды или реинвестирует ее для создания более экономически устойчивого предприятия, в случае же убытка, либо он не получит запланированного дохода, либо понесет дополнительные затраты по возмещению убытков организации. [23, 2]
      Таким образом, результат работы организации  является решающим в определении дальнейших действий собственника. Основным побудительным мотивом к продолжению деятельности является прибыльность бизнеса. Для персонала организации уровень прибыли также является достаточно высоким стимулом их деятельности. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости, но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей. Для данной категории пользователей в большей степени представляет интерес уровень прибыли, исчисленной по данным бухгалтерского учета (бухгалтерская прибыль).[23, 2]
      До  недавнего времени вопрос максимизации прибыли вставал только на тех  предприятиях, которые стремились поднять  курс котировок акций.
      Даже  не задумываясь о налоговых последствиях, администрация этих предприятий старалась увеличить бухгалтерскую прибыль, что приводило к росту налогооблагаемой базы, так как прибыль налогооблагаемая и бухгалтерская были равны. Остальные предприятия сводили роль прибыли как главной цели предпринимательской деятельности на нет, так как пытались уменьшить налоговое бремя. Введение 25 главы НК РФ провело различие между бухгалтерской и налоговой прибылью, тем самым бухгалтерская прибыль вновь стала основной целью предпринимательской деятельности.
      Определение прибыли как основного внутреннего  источника формирования финансовых ресурсов сводится к стимулирующей  функции прибыли. Она заключается  в возможности расширять производство, увеличивать масштабы бизнеса. Данную функцию выполняет нераспределенная прибыль, которая в свою очередь зависит от результата вычислений бухгалтерской и налоговой прибыли, поскольку представляет собой разницу между бухгалтерской прибылью и налогом на прибыль, рассчитанным исходя из налоговой прибыли.
      Реальное  обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. [7, 255]
      При определении прибыли как критерия эффективности конкретной деятельности необходимо определится с тем, в  результате каких вычислений будет  получен именно тот показатель прибыли, который будет объективно отражать результат деятельности организации.[23, 3]
      Однако  определение прибыли как критерия эффективности конкретной деятельности в настоящее время вызывает много  споров в среде экономистов. Некоторые  ученые считают выполнение данной функции прерогативой бухгалтерской прибыли, другие – экономической.
      В связи с определением прибыли  как основного источника возрастания  рыночной стоимости предприятия, увеличения стоимости собственного капитала можно  рассмотреть статический и динамический подходы к исчислению прибыли.
      Прибыль, сформированная в соответствии с  теорией статического баланса отлична  от прибыли по теории динамического  баланса.
      Чтобы оценить статическую прибыль, необходимо оценить все имущество по рыночной стоимости и затем рассчитать разницу между собственным капиталом на конец и начало отчетного периода.
      В отличие от статического баланса, позволяющего определить ресурсный потенциал  предприятия, динамический баланс позволяет  оценивать действующий потенциал  и определять финансовые результаты от использования собственности. Финансовый результат в динамической концепции – это изменение за определенный период величины вложенного в предприятие капитала.
      Баланс, построенный на основании статической  модели, считается ликвидационным, то есть такой баланс показывает какова будет стоимость предприятия в случае продажи всего предприятия или его элементов [4, 62].
      Однако  Дон Уайлдмен (1928) отмечает, что, если предприятие не продается, то какой  смысл выполнять большую учетную работу по переоценке и выводить фиктивную прибыль, ибо что не продано, то и прибыли не имеет. [16, 366]
      В. Ригер (1928) считал возможным определить подлинную прибыль фирмы только после ее ликвидации. Он отмечал, что  прибыль предприятия есть разность между средствами, полученными при его ликвидации, и средствами, вложенными в него на момент открытия.
      И. Фишер (1867 – 1947) сравнивал капитал, образующий прибыль, с садом, приносящим урожай. С экономической точки зрения сад стоит столько, сколько стоит  его урожай. Для Фишера прибыль порождается капиталом, но не зависит от стоимости имущества, наоборот, оценка капитала прямо зависит от величины доходов фирмы, ибо капитал – актив, способный приносить прибыль.
      Ф. Шмидт (1882 – 1950) разграничивал понятия  результата хозяйственной деятельности и прибыли (убытка). Результат хозяйственной деятельности определялся приростом (уменьшением) реального объема имущественного комплекса предприятия, а прибыль исчисляется в абстрактных денежных единицах. При этом прямой зависимости между этими величинами нет; объем имущества может уменьшаться, а прибыль расти и наоборот. Поскольку, согласно Шмидту, цель прибыли сводится к поддержанию способности фирмы к предпринимательской деятельности, решающее значение имеет достижение такого положения, когда рост прибыли соответствует росту финансового результата.
      Функция прибыли как базы экономического развития государства осуществляется через налоговую систему. Прибыль  является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. Данную функцию выполняет прибыль, представленная в виде базы налогообложения (налогооблагаемая прибыль).
      Выполнение  данной функции прибылью зависит  как от учетной политики предприятия, так и от налоговой политики государства.
      По  действующему законодательству в Российской Федерации ставка налога на прибыль  является недифференцированной по величине прибыли.
      Для целей стимулирования предприятий  к увеличению объемов прибыли  и сокращению фактов занижения объемов  налогооблагаемой прибыли на предприятии, а соответственно и для большего проявления показателя прибыли как базы экономического развития государства, целесообразно было бы предложить ввести регрессивное обложение прибыли (опыт Нидерландов). Предложить взимать налог на прибыль по полной ставке только с уровня объема производства, достигнутого в предыдущем году, а с прироста объема производства в текущем году взимать налог на прибыль по пониженной ставке от суммы налога, зачисляемой в бюджет территории. [23, 6]
      Таким образом, понятие «прибыли» в  наибольшей степени раскрывается посредствам  изучения выполняемых ею функций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. Пути увеличения  прибыли 

      В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться, если не к получению  максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему но только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.
      В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеются два  основных источника получения прибыли.
      Первый  источник - это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
      Второй  источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу.
      Величина  прибыли в данном случае зависит:
      - во-первых, от правильности выбора  производственной направленности  предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
      - во-вторых, от создания конкурентоспособных  условий продажи своих товаров  и оказания услуг (цена, сроки  поставок, обслуживание покупателей,  послепродажное обслуживание и т.д.);
      - в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем  больше масса прибыли);
      - в-четвертых, от ассортимента  продукции и снижения издержек производства.
      Однако  получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому и теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.
      По своему содержанию понятие «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.
      Полностью избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, хеджирование, заключение фьючерсных сделок и т.д.
      Систематическое получение прибыли является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.
      Для принятия решений часто требуется  знать сумму прибыли, которую  получает предприятие в расчете  на единицу продукции при данном объеме реализации и цене, диктуемой спросом. При определении продажной цены используют среднюю прибыль (An) и предельную прибыль (Мn):
      
      где Tn(q) - совокупная сумма прибыли на определенный товар за определенный период;
          q - объем продаж.
      Из этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом приращения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек. Иными словами, прибыль максимизируется в точке, в которой любое, даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т.е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю.
      Достижение  высоких результатов работы предприятия предполагает управление процессом формирования, распределения и использования прибыли.
      Управление  включает анализ прибыли, ее планирование, и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли.
      На  многих предприятиях существует подразделение экономических служб, которые занимаются постоянным анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения, чтобы получить прирост прибыли. Но в значительной мере эта работа обеспечивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.
      Резервом  увеличения балансовой прибыли, может  быть, прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия.
      Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос  на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход.
      Помимо  факторов увеличения объема производства продукции, повышения цен, продвижения продукции на незаполненные рынки, неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3. Пути увеличения  рентабельности 

      Так как рентабельность является относительным  показателем, то пути ее увеличения связаны  с путями увеличения прибыли.
      В практике работы предприятий применяется  ряд показателей рентабельности:
      Рентабельность  продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции; отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.
      Во  втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она  зависит от цены, по которой продукция  реализуется потребителю, и себестоимости  по данному ее виду.
      Рентабельность  производственных фондов (рентабельность производства) рассчитывается как отношение  балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.
      Рентабельность  вложений в предприятие определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчете используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу. Кроме прибыли при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 руб. вложений в имущество предприятия.
      Рентабельность  собственных средств предприятия  рассчитывается как отношение чистой прибыли к его собственным средствам, определяемым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов. 
 

 

2. Анализ прибыли  и рентабельности  на примере ЗАО «Водоканал» 

     2.1 Характеристика предприятия 

     История предприятия началась сразу после  Великой отечественной войны, когда  в октябре 1945г. был создан «Водоканалтрест» г.Новокузнецка. До начала 60-х годов предприятие переживало героические времена: люди, окончившие столичные учебные заведения, стремились в глубинку совершать подвиги. Здесь они их и совершали, строя водоводы, которых в то время не знала страна, и самоотверженно работая на любых произв. объектах.
     Однако  с конца 1960-х годов ситуация изменилась коренным образом. Работать в Водоканале стало не престижно, все думали об угле и стали. И в итоге к началу 1980-х годов предприятие находилось в плачевном состоянии: не было ни техники, ни материалов, но главное – не было специалистов.
     С приходом же на предприятие нескольких молодых инженеров дело сдвинулось с мертвой точки. Так, например, за 3 года очистные сооружения, которые практически не функционировали, удалось поставить на ноги, повысить эффективность очистки воды и, т.о., выйти на приличные показатели.
     31 мая 1990г. между вновь созданным  ЗАО «Водоканал» и администрацией  Новокузнецка был подписан договор аренды. Так возникло первое в Советском Союзе частное предприятие в жилищно-коммунальном секторе.
     И началось бурное развитие предприятия. Организовывались новые подразделения, устаревшее оборудование сменяли современные технологии, огромное количество объектов было автоматизировано. Кроме того, именно в это время  начали уделять большое внимание социальной политике.
     После того, как новое руководство оптимизировало основные процессы, высвободилось огромное количество людей, и естественно, встал вопрос об их дальнейшем трудоустройстве. Чтобы не увольнять работников, были созданы предприятия, не имеющие отношения к водоснабжению. Среди них - крупное строительное предприятие «Ремспецстрой»; акционерное общество «Транзит», цех по производству всем известной газированной воды «Ирбис» и чистой питьевой воды «Ирбис+» и многие другие. И хотя рынок, на который выходили эти компании, был заполнен, все они становились лидерами в своей области. Кроме того, в 2003 году, когда в сфере обслуживания жилфонда творилась неразбериха, было решено создать первую в городе Управляющую компанию «Водсервис», чтобы показать, как нужно эксплуатировать дома. И сегодня, когда появилось несколько десятков подобных организаций, ЗАО «Водсервис» продолжает успешно работать, обслуживая более 200 тысяч м2 жилья.
     За  свою работу многие из этих предприятий  получили многочисленные награды, некоторые  компании неоднократно признавались лучшими в своем секторе, а в 2007 году ЗАО «Водоканал» был признан Лидером российской экономики.
     Сегодня ЗАО «Водоканал» – это гигантский завод по производству питьевой воды и приему стоков. О масштабах работы предприятия говорят хотя бы такие цифры: 6 водозаборов, которые перекачивают за год кол-во воды, по объему равное озеру Байкал; более 1000 км водопроводных и около шестисот км канализационных сетей; более сотни насосных станций, работающих круглосуточно, а также, крупнейшие в области очистные сооружения канализации.
     Чтобы поддерживать столь огромное хозяйство  в хорошем состоянии, на предприятии  полным ходом идет освоение новейших технологий. Благодаря новой технике  возникающие аварии ликвидируются в короткие сроки и, зачастую, без остановки системы водоснабжения районов города.
     Как уже говорилось выше, основным направлением деятельности ЗАО «Водоканал» является оказание услуг по водоснабжению и водоотведению населению и предприятиям города. Наиболее ответственными звеньями в этой производственной цепочке являются:
     - 2 цеха водоснабжения (Левобережный и Драгунский);
     - ЦОСК (цех очистных сооружений  канализации);
     - ЦНСиС (цех насосных станций  и сетей).
     Что касается местоположения этих объектов, то ДЦВС расположился за с.Атаманово, сооружения ЛЦВС размещены в центральной части города в Центральном районе на ул. Запорожской, ЦОСК находится за Запсибом в районе шлакоотвалов ЗСМК; а насосные станции и сети раскинулись по всему городу.
     Главный офис ЗАО «Водоканал» находится  по адресу пр. Строителей, 98, где размещено  руководство предприятия, основные производственные и социально-бытовые объекты.
     ЗАО «Водоканал» обладает правами юридического лица с момента его государственной  регистрации в установленном  порядке, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать и штамп со своим наименованием и указанием местонахождения Общества, бланки установленного образца.
     Штат  предприятия составляет 600 человек. Из них 34 человека руководители, специалисты  и служащие, 566 человек - рабочие.
     Организационная структура предприятия включает следующие службы и подразделения:
     Служба  управления персоналом:
     - отдел кадров;
     - отдел заработной платы;
     - отдел социалогии;
     Служба  безопасности;
     Служба  по телекоммуникационным системам и  метрологии;
     Службы:
     - главного технолога;
     - главного энергетика;
     - главного механика;
     Отделы:
     - производственный;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.