На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международно- правовая защита окружающей среды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         Введение
     Необходимость самостоятельного рассмотрения проблем международно-правовой охраны окружающей среды объясняется  рядом обстоятельств.
     Так, в последние десятилетия все большую актуальность начала приобретать проблема охраны и рационального использования окружающей человека природной среды. Она и ранее являлась, одной из наиболее значимых проблем, однако  для послевоенного периода характерен рост осознания проблем, связанных с окружающей средой, в связи  с распространением и обострением     данных     проблем. Это объясняется     ростом     глобальной экономической деятельности, напрямую влияющие на  ухудшения окружающей среды во всём мире.
       Также актуальность вопроса   международно-правовой охраны окружающей  среды   обуславливается  тем,  что этот вопрос относится  ко всем сферам жизни и   влияет на все ее уровни.
     Во-первых, наиболее очевидно, что перед человечеством  в настоящее время стоят экологические  проблемы, которые  являются глобальными, но при этом затрагивают каждого  индивида. Основными примерами являются - изменение климата и выбросы газов, вызывающих парниковый эффект; защита озонового слоя; сохранение биологического разнообразия; рациональное использование морского дна и др.
     Во-вторых, существуют проблемы регионального  или локального масштаба, на уровне отдельно взятых государств,  такие, как обширная городская деградация, исчезновение лесов, опустынивание, засолонение почв, эрозия, нехватка воды, топливно-древесный дефицит.  Однако региональный или локальный масштаб переходит в более широкий, международный. Хотя многие из этих проблем носят «ограниченный» характер в том смысле, что их эффекты ощутимы лишь в локальном масштабе, но их причины часто лежат далеко за пределами национальных границ, поскольку местные экосистемы вплетены в межнациональные структуры производства и обмена.
     Наконец, это ведет к третьему, во многих смыслах наиболее важному уровню, международному, который затрагивает  все мировое сообщество в целом. Этот аспект также обусловливается  сложной взаимосвязью  между  возникновением проблем окружающей среды и функционированием эффективной  мировой экономики.
     Предметом данной работы выступают проблемы  охраны окружающей среды в мировом  масштабе, а объектами общественные отношения,   связанные с охраной  окружающей среды и рациональным использованием различных природных  ресурсов, также сотрудничество государств в области охраны окружающей среды и т.д.
     Цель  написания курсовой работы, в общем  – это более детальное и  глубокое изучение определенной темы, заинтересовавшую исследователя (студента). Цель изучения конкретной темы состоит в том, чтобы подчеркнуть и понять значимость темы, обозначить как предмет, так и объект темы, выполнить поставленные задачи.
     Задачи  работы следующие: во-первых, определение понятия охраны окружающей среды в мировом масштабе, во-вторых, определение содержания принципов международно-правовой охраны окружающей среды, в-третьих, раскрыть значение сотрудничества в области охраны окружающей среды, на международном и региональном уровне, а также на уровне РФ.
     При написание работы были использованы  логический общенаучный метод, конкретно-социалистический, который является одним из видов  специального метода, а также два  частнонаучных метода, формально-юридический, и сравнительно-правовой.
     Теоретической основой данной работы являются труды  таких ученых как, Бекяшев К.А, Бирюков, Бринчук М.М  ,П.Н., Васильева М.И. , Гетьман-Павлова И.В. ,Дубовик  О.Л., Ивакин В.И., Ковалев Б.Р.   и др.
     Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, первая делится на два параграфа, а вторая делится на три параграфа, заключения и библиографии. 

       

    Глава I. Охраны окружающей среды в международном праве
      § 1. Понятие международно-правовой охраны окружающей среды 

     В связи с  развитием международно-правовых отношений по поводу охраны  окружающей среды и нормативной регламентации  этой сферы в современном международном  праве произошло формирование относительно новой отрасли — право охраны окружающей среды.1
     Некоторые ученые используют другие термины, для обозначения этого понятия, такие как международное экологическое право и международное право окружающей среды. Так, И.И. Лукашук пишет, что в отечественной литературе более распространено название международное право окружающей среды. Термин экологическое право представляется предпочтительным лишь в силу его интернационального употребления.2
     Международное экологическое право - это самостоятельная отрасль международного права, представляющая собой совокупность специальных международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные экологические отношения между субъектами международного права.3
     Объектом  международного экологического права является  “окружающая среда”, она охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они распределяются по трем группам:1) объекты естественной среды;2) объекты неживой среды, воздушный бассейн (атмосфера), почва, околоземное космическое пространство; 3)объекты “искусственной” среды, созданной человеком в процессе его взаимодействия с природой. В совокупности все это составляет систему окружающей среды.
     Существуют две традиционные предметные области регулирования международного экологического права - отношения по поводу  предотвращение, сокращение и устранение ущерба окружающей   среде из различных источников (в первую очередь посредством   загрязнения) и  обеспечение экологически обоснованного режима   рационального использования природных ресурсов. Вредное воздействие на природную среду в основном связано с различными видами ее загрязнения, которые отличаются по своей природе (химическое, радиоактивное, шумовое) и по объектам воздействия (морская среда, пресные воды, воздушное и космическое пространство, атмосфера, почва). При регулировании ресурсопользования необходимо стремиться как к сохранению самих ресурсов, так и предотвращению неблагоприятных последствий их эксплуатации для иных природных объектов.4
     Возникновение все новых видов и областей взаимодействия человека с окружающей его средой расширяет предмет  международно - правового регулирования  по защите окружающей среды. Предмет дополнился  двумя новыми  предметными  областями, отношениями по поводу обеспечения экологической безопасности и отношениями по поводу обеспечения соблюдения экологических прав человека. 5
     Появление в международном экологическом  праве двух новых предметных областей приходится на конец XX в. Впервые идея международной экологической безопасности была предложена Президентом СССР в сентябре 1987 г. в связи с выдвижением идеи создания Всеобъемлющей системы международной безопасности (ВСМБ). В этой системе экологической безопасности отводилась подчиненная роль по отношению к экономической безопасности. Однако уже через год вопросы обеспечения экологической безопасности были выделены в самостоятельную   предметную   область,   которая   в   настоящее   время охватывает обширный массив нормативных актов в виде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, многосторонних и двусторонних договоров и соглашений. Примером может служить Соглашение между Правительством РФ и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 11 января 1996 г., в котором прямо указывается на обеспечение экологической безопасности как на область двустороннего сотрудничества.
В 1990 г. Советом ЕЭС была предпринята  первая попытка нормативного закрепления  одного из видов экологических прав человека — право на доступ к  экологической информации — в  директиве 90/313 «О свободе доступа  к экологической информации». Договорное оформление это право получило с принятием Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г.В 1994 г. подкомиссией ООН по правам человека и окружающей среде был разработан проект принципов «Права человека и окружающая среда», в котором назывались уже четыре вида экологических прав человека: на доступ к экологической информации, на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологическому правосудию и участие в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды. В настоящее время указанные права наиболее полно кодифицированы в Конвенции ЁЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, принятой 25 июня 1998 г. в датском городе Орхус (вступила в силу в 2001 г., Россия не участвует).Самодостаточность экологических прав человека и, как следствие, включение в предмет международного экологического права отношений по поводу обеспечения их соблюдения подтверждены сегодня как доктриной, так и практикой международного права. При этом особо подчеркивается автономный, фундаментальный характер таких прав и необходимость их выделения в особую категорию наряду с гражданскими, политическими, социальными, экономическими и культурными правами человека.6
    Являясь частью международного права, международное  экологическое право имеет тот же субъектный состав, что и международное право в целом. Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах. То, что в международном экологическом праве иногда говорится о правах и интересах лиц, народов, поколений и т. п., далеко не равнозначно их правосубъектности. «Традиционные» субъекты международного права защищают указанные интересы. Данное положение приобретает особую важность в связи с встречающимися иногда высказываниями о том, что международное экологическое право регулирует взаимоотношения человечества с окружающей его природной средой или, что международные экологические отношения — это отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.7
     Таким образом , международно-правовая охрана окружающей среды – это самостоятельная  отрасль, совокупность правовых норм  международного права, которые обладают определенной спецификой,  регулирующая отношения, между акторами международной арены, по поводу  предотвращения, сокращения и устранения ущерба окружающей   среде из различных источников и обеспечение экологически обоснованного режима   рационального использования природных ресурсов, а также отношения по поводу обеспечения экологической безопасности и отношения по поводу обеспечения соблюдения экологических прав человека. 
 
 

      § 2. Принципы международно-правовой охраны окружающей среды 

     Характерной особенностью международного экологического права является наличие в нем комплекса основных принципов, под которыми понимаются основополагающие общепризнанные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой.
     В международном праве известна классификация  принципов права в зависимости  от их распространения на систему  права. Итак, выделяются принципы универсального характера (основные), сфера действия которых касается не только субъектов, но и видов международных отношений, которые подвергаются их воздействию, имеющих характер социально-политических начал и отраслевые (специальные) принципы международного экологического права, которые могут рассматриваться  как общепризнанные нормы международного права, а также их непосредственное влияние на правоприменение, толкование законов и развитие экологического законодательства.
     Общепризнанные (основные) принципы международного права  закреплены в Уставе ООН8, затем они были конкретизированы и дополнены в ряде международно-правовых актов: Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утвержденная резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24.10.1970 г., Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.), Международных пактах ООН о правах человека (1966 г.), Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г). Формулирование принципов международного экологического права продолжила Всемирная хартия природы, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и провозглашена в резолюции от 28.10.88 г.
     Общепризнанные  принципы международного права являются критерием правомерности регулирования любой сферы межгосударственных отношений, включая отношения по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования. К указанной категории относятся принципы: уважения государственного суверенитета, суверенного равенства всех государств, невмешательства во внутренние дела другого государства, добросовестного выполнения международных обязательств, мирного разрешения споров и некоторые др.9
     При этом содержание общепризнанных принципов получает дополнительное развитие. Так принципа уважения прав человека получил свое развитие, поскольку характерной чертой МПОС является гомоцентричность, т.е. основой здесь является человек с его потребностями и интересами. Этот кардинальный принцип был сформулирован Стокгольмской конференцией по окружающей среде 1972 г.: "Человек обладает основным правом на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно". Декларация Рио 1992 г. закрепила принцип, согласно которому человек имеет право на информацию об окружающей среде и участие в ее защите, а в случае необходимости и право на возмещение ущерба.
     Существенное  дополнение сделано и к принципу суверенного равенства. Государства  имеют суверенное право разрабатывать  свои природные ресурсы. Вместе с  тем они несут ответственность  за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде  других государств или районов за пределами национальной юрисдикции. Этот принцип нашел закрепление  в ряде конвенций.10
     В процессе формирования и развития международного права окружающей среды были выработаны собственные, или специальные, принципы данной отрасли. Особую роль в их формулировании сыграли конференции ООН в  области окружающей среды 1972 и 1992 гг. В частности, именно в материалах конференций был определен эколого-правовой статус человека, место окружающей среды как неотъемлемой части  процесса устойчивого развития и  др.11
     Следует отметить, что специальные принципы международного экологического права - категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они  рассеяны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Также являются нормами, формулирующими общепризнанные принципы международного экологического права, которые нашли  свое отражение в развитии внутригосударственного права и законодательства в целом, в частности для международного права окружающей среды и экологическою  права и законодательства Российской Федерации. Например, ч.1 ст.27 Конституции  РФ гарантирует право свободного выбора пребывания и места жительства на случай чрезвычайной экологической  катастрофы, согласно ст. 13 ч.1 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), где  закреплено право каждого человека свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, а также  Международных пактов ООН о правах человека (1966 г.) в которых законодательно были закреплены принципы, провозглашенные  во Всеобщей декларации прав человека (ст. З).
     Состояние окружающей среды - существенный фактор, от которого зависит здоровье человека. Поэтому доказательством активного  и гармоничного развития системы  специальных принципов являйся  становление принципа права человека на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду фактически связано с рассмотрением  в более узком контексте международно-правового  регулирования прав человека. Однако прямо и однозначно данное право  в международно-правовых актах универсального характера не закрепляется. Либо оно  подразумевается в контексте  с другими правами, либо оно закрепляется опосредованно. Впервые на международном  уровне на Стокгольмской конференции  ООН (1972 г.), а позднее в Итоговом документе Венской встречи представителей - государств-участников СБСЕ 1986 года.
     К специальным принципам современного международного права окружающей среды относятся: право каждого на здоровую плодотворную жизнь а в гармонии с природой; приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития; неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами; устойчивое, т.е. экологически обоснованное социальное и экономическое развитие; равная (одинаковая) экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других государств); запрещение экологической агрессии (Конвенция 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду); регулярный обмен информацией об экологической ситуации на национальном или региональном уровнях; предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде; сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях; научно-техническое сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая поощрение разработки, прикладного использования, распространения и передачи технологий; контроль за соблюдением согласованных требований по охране окружающей среды; мирное урегулирование споров, связанных с трансграничным воздействием на окружающую среду; международная ответственность и компенсация за ущерб окружающей среде, вызванный действиями на территории государства, находящейся под его юрисдикцией или контролем, которые привели к ущербу за пределами этой территории.
     Защита  окружающей среды на благо нынешнего  и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении совокупное и специальных принципов и  норм международного права охраны окружающей среды. Его суть сводится к обязанности  государств в духе сотрудничества на благо настоящего и будущих поколений  предпринимать все необходимые  действия по сохранению и поддержанию  качества окружающей среды, включая  устранение отрицательных для нее  последствий, а также по рациональному  и научно обоснованному управлению природными ресурсами. Этот принцип закреплен в Стокгольмской декларации 1972 г.
     Недопустимость  нанесения трансграничного ущерба. Данный принцип запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования. Вытекая из фундаментального принципа уважения государственного суверенитета, этот специальный принцип международного права окружающей среды налагает определенные ограничения на действия государств на своей территории, а также подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам окружающей среды других государств и районов общего пользования. Впервые этот принцип был сформулирован в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3016/XXVII/ от 18.12.1972 г. о «Неотъемлемом суверенитете развивающихся стран над своими природными ресурсами» (1972 г.), далее в Стокгольмской декларации ООН по проблемам окружающей среды (1972 г.). Это обычно-правовая норма, закрепленная в Стокгольмской декларации 1972 г. и Декларации Рио 1992 г.
     Принцип устойчивого развития получил легальное определение в российском законодательстве через его понимание как социальной модели, представляющей собой систему интегрированных компонентов, их существенных отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологическою развития. Данный принцип, постулируемый в соответствующих международных договорах в качестве одной из основных идей - удовлетворение нужд современного поколения без нанесения ущерба будущим поколениям людей, включая комплекс компонентов, отражающих ключевые аспекты функционирования и взаимодействия социальной, экономической и экологической сфер, рассматривается в национально-правовых актах Российской Федерации в качестве главного принципа государственного регулирования в области использования и охраны природной среды и определяет основы для согласованного развития национального законодательства в рамках международного сообщества общий принцип: государства должны защищать климатическую систему на благо нынешнего и будущих поколений человечества на основе справедливости и в соответствии с их общей, но дифференцированной ответственностью и имеющимися у них возможностями. Этот принцип действует и в условиях вооруженного конфликта. Об этом свидетельствуют Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г. <*> и Первый дополнительный протокол 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв;
     Недопустимость  радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования радиоактивных веществ (ядерной энергии). Угроза указанного заражения, в подавляющем большинстве, исходит от промышленных, военных, научных и других объектов. На сегодняшний день актуальной встала проблема нераспространения (запрет на ввоз-вывоз) средств потенциального радиоактивного заражения на территорию государств без принятия надежных средств радиоактивной безопасности. Имеется в виду недопущение размещения на своей территории ядерных источников, не обеспеченных должной экологической защитой, и аналогичный подход к захоронениям ядерных отходов на своей территории. Недопущение радиоактивного заражения окружающей среды — касается как военного, так и мирного использования ядерной энергии. Формирование этого принципа идет и договорным, и обычным путем.
     Международно-правовое запрещение испытаний, военного использования  и уничтожения неядерного оружия выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.
     Несмотря  на уже достигнутый уровень кодификации  принципа запрета военного или любого иного враждебного использования  средств воздействия на природную  среду, сегодня большинство ученых сходится во мнении, что многие из названных  выше международно-правовых актов нуждаются  в дальнейшем совершенствовании. .  Запрещение военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду — закреплен в соответствующей Конвенции 1977 г. и в Дополнительном протоколе № I 1977 г. в Женевским конвенциям 1949 г. 8. Обеспечение экологической безопасности. Этот принцип связан с общей концепцией экологической безопасности и находится в стадии становления.
     Обеспечение экологической безопасности в качестве принципа выделяет главное: недопущение экоспазма как условие выживаемости человечества, устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью, отражает глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. При этом защита и улучшение охраны окружающей среды, рациональное использование всех природных ресурсов тесно увязываются с обеспечением всех аспектов международной безопасности, в том числе с разоружением.
     Международная экологическая безопасность предполагает такое состояние международных  отношений, при котором обеспечивается сохранение, рациональное использование, воспроизводство и повышение  качества окружающей среды. Сказанное  означаем что «экологическая безопасность»  является объектом правовой (международно-правовой) охраны.
     Принцип защиты экологических систем Мирового Океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права. В настоящее время регулирование предотвращения загрязнений морской среды в национальном законодательстве приарктических государств идет по двум направлениям. Во-первых, принимаются нормы, ограничивающие или запрещающие преднамеренный сброс загрязняющих веществ, а также обязывающие капитана судна сообщать береговым властям обо всех разливах загрязняющих веществ. Во-вторых, вводятся стандарты, соответствующие международным  в отношении конструкций и оборудования судов и др., произвольное отступление от которых запрещается. Защита экологической системы Мирового океана — этот принцип закреплен в Конвенции по морскому праву 1982 г.
     Среди целого ряда принципов, характерных  для межгосударственно-правовой охраны окружающей среды, принцип международной  ответственности за ее сохранение занимает одно из ведущих мест. Само понятие межгосударственно-правовой ответственности специфично и несколько отличается от понятия юридической ответственности по внутреннему праву государств - это юридические последствия, наступившие для субъекта международного права, нарушившего свои и международные обязательства. Они включают в себя среди прочих условий и обязанность государства - правонарушителя возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права, а в отдельных случаях и их юридическим и физическим лицам.
     Ответственность по международному экологическому праву  является ответственностью за экологические  правонарушения в международном  масштабе. Представляется, что она  в целом соответствует внутригосударственной  ответственности (ее основным структурным  элементам), хотя, безусловно, имеет  свои особенности. Общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
     Таким образом, существуют два вида международно-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Наиболее распространенной формой политической ответственности  являются санкции (принудительные меры к государству-нарушителю; они применяются  только в случае совершения тяжкого  международного преступления). Материальная ответственность наступает в  случае нарушения государством своих  международных обязательств, связанного с причинением материального  ущерба. Она может выражаться в  форме репарации (возмещение ущерба в денежном выражении), реституции (возврат  в натуре неправомерно изъятого имущества) и субституции (замена неправомерно уничтоженного или поврежденного).
     За  международное эколого-правовое нарушение  к субъекту международного права  в числе других может быть применена  и такая форма ответственности, как ресторация (восстановление государством). Международно-правовая ответственность государств за причинение ущерба окружающей среде — государства должны нести ответственность за ущерб, нанесенный экологической системе за пределами национальной юрисдикции или контроля. Этот принцип находится в стадии становления.
     Принцип контроля, за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды, предусматривает создание не только национальной, но и разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды. Они должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно-признанных критериев
     Большинство международных договоров предусматривает  создание специальных органов, чья  деятельность будет направлена именно на достижение целей соответствующего договора. Иногда в них устанавливается  существенный срок для создания специального органа, что свидетельствует о  долгосрочном характере проблемы и  необходимости ее постоянного регулирования. В противном случае, создание такого органа вряд ли может быть признано необходимым .
     Контроль, за соблюдением норм в области охраны окружающей среды, предполагает создание системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды на глобальном, региональном и национальном уровнях.
     Здесь перечислены лишь некоторые наиболее значимые принципы. Пока их четкой системы нет. Декларация об окружающей среде и развитии 1992 г. перечисляет 27 принципов.  

    Глава II. Сотрудничество в сфере международно-правовой охраны окружающей среды 

      § 1. Международно-правовое регулирование сотрудничества государств в области охраны окружающей среды 

     Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды развивается в  рамках международных организаций, многосторонних конвенций и соглашений, а также двусторонних договоров  и соглашений.
     В настоящее время в мире функционирует  более 100 различных международных  организаций, в той или иной степени  занимающихся проблемами охраны окружающей среды. Все международные организации, участвующие в отношениях, урегулированных  международным правом окружающей среды  можно разделить на две большие  группы: международные правительственные  и международные неправительственные (общественные) организации.12
     Международные правительственные организации, подразделяемые, в свою очередь, на глобальные (всемирные) и региональные.
     Организация Объединенных Наций является наиболее авторитетной из глобальных международных организаций. Наряду с рассмотрением экологических вопросов на заседании Генеральной Ассамблеи, а также принятием различных резолюций и проведением конференций, при ООН создан специализированный орган - ЮНЕП (Программа ООП по окружающей среде).13
     Структура ЮНЕП включает Совет управляющих - главный  межправительственный орган, руководящий  ее политикой, Секретариат во главе  с директором-исполнителем и Фонд окружающей среды. По своей юридической  природе ЮНЕП относится к числу  вспомогательных органов ООН, хотя и пользуется определенной автономией при принятии решений. Основная функция ЮНЕП — координация природоохранных программ в системе ООН, разработка и осуществление новых программ. С точки зрения своей юридической природы ЮНЕП является вспомогательным органом ООН, но имеет большую автономию и обладает определенными признаками международной межправительственной организации. Главная задача ЮНЕП — развитие международного экологического права путем содействия разработке универсальных и региональных соглашений, принципов и стандартов поведения государств. Основные направления деятельности ЮНЕП: 1) населенные пункты, здоровье, человека, санитария окружающей среды; 2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания; 3) океаны; 4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов; 5) энергия; 6) образование, профессиональная подготовка; 7) торговля, экономика, технология.
       Из числа реальных результатов  деятельности ЮНЕП следует отметить  инициативу ЮНЕП по подписанию  государствами  Монреальского  протокола в 1987 г., который должен  содействовать уменьшению ущерба, причиненного химическими веществами  озоновому слою атмосферы; Базельской  конвенции, инициированной ЮНЕП  в 1989 г., которая направлена па  обеспечение контроля за международными  перевозками и удалением опасных  отходов; организация и проведение  международной конференции в  Рио-де-Жанейро 1992 г. и т. д.  Также под руководством ЮНЕП разработана Программа охраны региональных морей (Средиземного, Красного, Карибского), подготовлен проект Конвенции по защите озонового слоя 1985 г.14
     Под эгидой ООН действуют другие специализированные международные организации (которые, занимаются теми экологическими проблемами, которые в максимальной степени соответствуют их предметной компетенции):
     1)Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), осуществляющее программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды».
     2)Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО). Основной ее экологической функцией является содействие экологическому образованию, воспитанию и просвещению, а также учет и охрана природных объектов, отнесенных к объектам всемирного наследия.
     3)Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), основная экологическая функция которой - изучение вопросов охраны здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой.
     4)Сельскохозяйственная и продовольственная организация объединенных наций (ФАО), занимающаяся экологическими проблемами в сельском хозяйстве, в частности, охраной и использованием земель, лесов, вод, животного мира, водных биологических ресурсов и т.д.
     5)Международная морская организация (ИМО) занимается проблемами охраны морей от загрязнения, участвует в разработке международных конвенций, но борьбе с загрязнением моря нефтью, иными вредными веществами.
     6)Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) исследует воздействие человека на природу и климат планеты посредством ведения глобального экологического мониторинга окружающей среды.15
     Международные неправительственные (общественные) организации  экологической направленности. Их роль в международном праве окружающей среды постоянно возрастает. Кроме движения «Гринпис» в мире действуют такие международные экологические неправительственные объединения, как «Экология», «Зеленый крест» и другие.16
     Также известны такие международные неправительственные  организации экологической направленности, как Международный союз охраны природы  и природных ресурсов - МСОП, Всемирный  фонд диких животных - ВФДЖ, Международный  совет по праву окружающей среды - МСПОС и др.
     Среди международных неправительственных  организаций в области охраны окружающей среды наибольшим авторитетом пользуется Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), созданный в 1948 г. Членами этой организации являются государства, национальные и международные организации и ассоциации, занимающиеся международным природоохранным сотрудничеством (свыше 500 членов). В рамках МСОП подготовлены проекты многих международных соглашений: Конвенция об охране природы в южной части Тихого океана, Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Конвенция по охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.17
     Основные  задачи МСОП: а) сохранение естественных экосистем, растительного и животного  мира; б) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; в) организация заповедников, резерватов, национальных природных парков; г) экологическое просвещение,
     При содействии МСОП проводятся международные  конференции по охране природы, разрабатываются  проекты международных конвенций по охране памятников природы, отдельных природных объектов и комплексов. По инициативе МСОП ведется Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных, разработана программа Всемирная стратегия охраны природы.
     Проблемами  международного экологического права  занимается и Международная организация  «Новый Акрополь» (МОНА). В 2005 г. Генеральная  Ассамблея МОНА приняла Декларацию, в которой порекомендовала странам-членам увеличить количество акций, направленных на осознание необходимости сохранить экологическое равновесие. Для того чтобы грядущим поколениям досталась обитаемая планета, государства должны сотрудничать с экологическими и гуманитарными организациями с целью ликвидации последствий природных катастроф.
     В 1994 г. в Мехико учрежден Международный  суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд). Это неправительственный орган, он дает юридические консультации в случае возникновения экологических споров, оказывает содействие примирению спорящих сторон. Вместе с тем по желанию сторон он может выступить в качестве третейского суда. В этом случае стороны выбирают нечетное количество судей, которые образуют коллегию, рассматривают спор по существу и выносят решение, являющееся обязательным. В компетенции суда споры о возмещении вреда в результате трансграничного загрязнения окружающей среды, о выявлении и прекращении экологически вредной деятельности, об использовании и охране природных комплексов, международных пространств и особо охраняемых природных объектов, о защите экологических прав граждан. Обращаться в суд могут практически все субъекты права: государства, международные правительственные и неправительственные организации, национальные общественные организации, юридические и физические лица18.
     Как  уже отмечалось, договорная  форма сотрудничества государств по охране окружающей среды заключается в разработке и принятии договоров по различным аспектам проблемы.
     Договорная  форма международного сотрудничества по охране окружающей среды заключается  в разработке и принятии договоров  по различным вопросам и проблемам  охраны окружающей среды. Договорным путем  происходит развитие международного права  окружающей среды происходит. По данным Программы ООН по окружающей среде, в настоящее время зарегистрировано свыше 300 многосторонних договоров  в этой области. Сложившаяся к  настоящему времени договорная практика характеризуется заключением договоров  общего и специального порядка.
     Общие международно-правовые договоры могут затрагивать и вопросы окружающей природной среды (например, в договорах о режиме государственной границы, как правило, имеются статьи, посвященные режиму приграничных водоемов, охране растительности, животного мира).
     Специальные природоохранительные международные  договоры содержат статьи только об охране окружающей среды, например Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средства воздействия на природную среду (1977 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.).19
     Ежегодно  в мире проводятся сотни, а то и  тысячи конференций по экологическим  вопросам и основными итогами  проведения конференций является принятие различных нормативно правовых документов. В зависимости от целей они  служат средством обмена опытом природоохранительной деятельности, обмена экологически значимой информацией, решениями научных  и практических проблем.
     Особый  интерес и особое международное  значение имеют документы принятые Стокгольмской конференцией в 1972 г., а также на конференции в Рио-де-Жанейро  в 1992 г., проведенные под эгидой ООН.
     В 1972 г. в Стокгольме состоялась созванная  по решению Генеральной Ассамблеи  ООН Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Основным решением Конференции стала Декларация принципов — своеобразный свод правил, которыми должны руководствоваться государства и организации при осуществлении действий, так или иначе влияющих на природу. Еще одно важное ее решение — рекомендация Генеральной Ассамблее учредить Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая была создана и фактически стала международной организацией.
     В целом эта Конференция сыграла  огромную роль в развитии международного права окружающей среды и активизации  международного природоохранительного  сотрудничества.
     Тем не менее, несмотря на предпринимаемые  на национальном и международном  уровнях усилия, состояние глобальной окружающей среды после Стокгольмской  конференции продолжало ухудшаться.
     Позже по инициативе Генеральной Ассамблеи  ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, т.е. через 20 лет после Стокгольмской  конференции, была созвана Конференция  ООН по окружающей среде и развитию. Судя по названию конференции, ее работа была основана на идеях Международной  комиссии по окружающей среде и развитию. О значении, которое придавалось  этой Конференции, свидетельствуют  ее масштабы и уровень. В Конференции  участвовали 178 государств и более 30 межправительственных и неправительственных  международных организаций. 114 делегаций  возглавлялись главами государств и правительств.
     На  Конференции в Рио обсуждались  многие вопросы, главные из которых  касались трех важных документов: принципов  в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов  лесов, Декларации по окружающей среде  и развитию, Долгосрочной программы  дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»).
     Кроме того, участникам Конференции были представлены и открыты для подписания две конвенции — «О биологическом  разнообразии» и «Об изменении  климата». принципов в отношении  рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов.
     Заявление о принципах в отношении лесов, принятое на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, — первое глобальное соглашение в отношении лесов. Оно  учитывает потребности как защиты лесов в качестве окружающей и  культурной среды, так и использования  деревьев и других форм лесной жизни  для целей экономического развития.
     Закрепленные  в Заявлении принципы в отношении  лесов включают следующие положения: всем странам следует принимать  участие в «озеленении мира»  посредством посадки и сохранения лесов; страны имеют право использовать леса для нужд своего социально-экономического развития. Такое использование следует  основывать на национальной политике, соответствующей задачам устойчивого  развития; леса следует использовать таким образом, чтобы удовлетворять  социальные, экономические, экологические, культурные и духовные потребности  современного и будущих поколений; выгоды от продукции биотехнологии  и генетических материалов, полученных за счет леса, следует на взаимно  согласованных условиях разделить  со странами, в которых находятся  эти леса; посаженные леса являются экологически приемлемыми источниками  возобновляемой энергии и промышленного  сырья. В развивающихся странах  особенно важным является использование  древесины в качестве топлива. Эти  потребности должны удовлетворяться  на основе рационального использования  лесов и посадки новых деревьев;  национальные программы должны защищать уникальные леса, включая старые леса, а также леса, имеющие культурную, духовную, историческую или религиозную  ценность; странам необходимы планы  рационального ведения лесного  хозяйства, основанные на безопасных для  окружающей среды рекомендациях20.
       В 1992 г. в Рио-де-Жанейро была подписана Декларация по окружающей среде и развитию. В итоге были сформулированы  следующие принципы и положения. Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой. Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли. Государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах и к более эффективному решению проблем ухудшения состояния окружающей среды .
     «Повестка дня на XXI век» посвящена актуальным проблемам охраны окружающей среды сегодняшнего дня, а также имеет целью подготовить мир к решению проблем, с которыми он столкнется в будущем веке. Она определяет направления деятельности государств, народов и международных организаций по решению этих проблем.21
     Повестка  содержит 4 раздела. Первый содержит  социальные и экономические аспекты (национальная политика и международное  сотрудничество в целях ускорения  устойчивого развития в развивающихся  странах, борьба с нищетой, изменение  структур потребления, динамика населения, охрана и укрепление здоровья человека, содействие устойчивому развитию населенных пунктов, учет вопросов окружающей среды  и развития в процессе принятия решения). Второй освещает сохранение и рациональное использование ресурсов в целях  развития (защита атмосферы, комплексный  подход к использованию земельных  ресурсов, борьба с обезлесением, опустыниванием и засухой, об устойчивом развитии горных районов, регулировании использования  токсичных и опасных веществ, включая отходы и радиоактивные  вещества). Третий, содержит роли основных групп населения (глобальные действия в интересах женщин, детей, молодежи, коренных народов и местных общин, усиление роли различных категорий  трудящихся, профсоюзов и других неправительственных  организаций и др.). Четвертый  описывает средства осуществления (финансовые ресурсы и механизмы, информационные, научные, технологические  и организационно-правовые средства решения экологических проблем).22
     «Повестка дня на XXI век» была принята без церемонии подписания путем консенсуса государств. По юридической силе она является актом «мягкого» международного права и носит рекомендательный характер.
     Для реализации Повестки в глобальном масштабе требуется 600 млрд. долл. в год, включая 125 млрд. долл., которые должны выплачивать  развитые страны развивающимся. Участники  Конференции согласились, что развитые страны в 2000 г. и в последующие  годы будут предоставлять развивающимся  странам финансовую помощь в размере 0,7% валового национального продукта каждой развитой страны. Россия, другие бывшие республики СССР и государства  Восточной Европы вошли в группу стран с «переходной экономикой», в отношении которых отсрочено  выполнение международных финансовых обязательств.23
     Таким образом, можно сделать вывод, что международное сотрудничество в области охраны окружающей среды направлено на:
     - борьбу со стойкими органическими загрязняющими веществами;
     - борьбу с деградацией земель;
     - биоразнообразие и биобезопасность;
     - обеспечение безопасности судоходства;
     - усиление взаимодействия в рамках  глобальных и региональных природоохранных  конвенций и соглашений;
     - комплексное управление и эффективное  использование водных ресурсов  и их защиту;
     - устойчивое управление лесами;
     - предупреждение наводнений и  защиту от них;
     - обращение со стойкими органическими  загрязнителями, являющимися отходами, и утилизацию пестицидов и  агрохимикатов;
     - развитие экологического просвещения  на базе заповедников, национальных  парков и других типов охраняемых  территорий;
     - научные исследования перелетных  птиц, птиц под угрозой исчезновения  и среды их обитания, водоплавающих  птиц, морских млекопитающих, анадромных  рыб и других видов флоры  и фауны;
     - совместные исследования аридных  и горных экосистем;
     - предотвращение радиоактивного  загрязнения;
     - сохранение природного и культурного  наследия;
     - создание проектов инвентаризации  источников и объемов выбросов  парниковых газов;
     - регулирование рыболовства и  контроля за промыслом водных  биоресурсов;
     - снижение техногенного загрязнения  околоземного космического пространства  и обеспечение безопасности космических  полетов и многое другое.
     Также, на международном уровне основными направлениями сотрудничества по охране окружающей среды признаются:
     - предотвращение загрязнений водных ресурсов, атмосферы;
     - рациональное использование водных источников, почв, земельных ресурсов, их охрана от загрязнения;
     - разработка и реализация долгосрочных программ охраны окружающей среды;
     - исследование биологических и климатических последствий загрязнения окружающей среды;
     - управление охраняемыми природными территориями и др.
     Сотрудничество на международном уровне, в основном осуществляется путем:
     - создания и активной деятельности международных организаций;
     - проведения международных конференций на межгосударственном уровне;
     - разработки и принятии договоров  по различным аспектам проблемы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           § 2.Международно-правовое  регулирование      регионального сотрудничества государств в области охраны окружающей среды 

       Международно-правовое регулирование  охраны окружающей среды развивается  как на универсальном, так и  на региональном уровне. Существенная  роль в этом развитии отводится  деятельности международных организаций, регионального уровня.Европейское сообщество является одной из международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны окружающей среды на европейском континенте. ЕС занимает собственное оригинальное место в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды и играет заметную роль в этом процессе, внося позитивный вклад в его развитие в Европе и в мире в целом.
     Европейское сообщество является специфической  международной организацией. Ему  присущи свои неповторимые особенности, проявляющиеся в целях и задачах  организации, структуре её органов, в её правах и обязанностях. Интеграция государств-членов в различных областях жизнедеятельности выступает своего рода центральной идеей существования  данной организации. Особенностью ЕС как  международного объединения государств является и наличие в его компетенции  наднациональных элементов, обуславливающих  нормотворческую активность организации.
     Вместе  с двумя другими сообществами - Европейским объединением угля и  стали (ЕОУС) и Европейским сообществом  по атомной энергии (Евратом), ЕС сегодня  входит в качестве составной части  в более сложное объединение  государств, которым является Европейский  Союз.24
     Специфика организации несомненно оказывает  влияние на деятельность ЕС в области  окружающей среды, проводимую на основе учредительного договора - Римского договора, учреждающего Европейское сообщество 1957 г.
     Защита  окружающей среды - один из приоритетов  Сообщества, наряду с экономической  интеграцией. Это вытекает из целей  и принципов Европейского сообщества, закреплённых в учредительном договоре. В основу экологических мероприятий  ЕС сегодня заложена концепция «устойчивого развития», являющаяся официальной  стратегией ООН по выходу человечества из экологического кризиса.25
     Функционирование  каждого из институтов ЕС (Совета, Комиссии, Европейского парламента, Суда, Счётной  палаты) затрагивает проблемы окружающей среды. В структуре органов Сообщества также создано специальное экологическое  учреждение - Европейское агентство  по окружающей среде.
     Европейское сообщество обладает широкой компетенцией в области экологии. При этом компетенция  ЕС в области охраны окружающей среды  является совместной с государствами-членами, что предопределяет важность принципа субсидиарности для её реализации.26
     Принцип субсидиарности означает, что Сообщество должно проводить деятельность в  тех вопросах, с которыми государства-члены  не могут справиться самостоятельно и разрешение которых на уровне Сообщества будет возможно наилучшим образом, нежели если они будут решаться на уровне государств-членов. Данный принцип  пока не получил существенного развития в международном праве и неоднозначно рассматривается в европейской  доктрине.
     ЕС  издаёт в сфере охраны окружающей среды значительное количество нормативных  актов - регламентов и директив. Среди  актов принятых в области охраны окружающей среды количественно  преобладают директивы.
     Комплексное рассмотрение внутренних связей организации  позволяет сделать вывод о  наличии хорошо продуманного и юридически разработанного экологического сотрудничества в рамках ЕС.
     Европейское сообщество обладает полномочиями по сотрудничеству в области экологии на международной арене. ЕС активно  сотрудничает в данном вопросе с  другими субъектами международного права. Без всякого сомнения, присутствует глубокая взаимозависимость между  деятельностью ЕС в области окружающей среды и деятельностью в этой области других субъектов международного права.
     Сообщество  участвует в деятельности других международных организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. ЕС, как правило, является участником международных экологических конференций  европейского или мирового масштаба.
     Европейское сообщество участвует во всех основных международных экологических соглашениях. Используя сложившуюся в отечественной  науке международного права классификацию  международных соглашений в области  охраны окружающей среды по степени  связи предмета регулирования с  природоохранной проблематикой, можно  разделить договоры, заключённые  ЕС в сфере экологии на:
     1) договоры ЕС, целиком ориентированные  на регулирование охраны окружающей  среды;
     2) договоры ЕС, регулирующие иные, нежели природоохранительные отношения  государств, но содержащие отдельные  положения об охране окружающей  среды;
     3) договоры ЕС косвенно связанные  с охраной окружающей среды.  Деятельность Европейского сообщества (в первую очередь - нормотворческая)  подвержена влиянию международного  права окружающей среды, а значит  Европейское сообщество включено  в процесс международной охраны  окружающей среды. Более того, Сообщество занимает в нём  активную международно-правовую, созидательную  позицию, оказывая, в свою очередь,  определённое влияние на международное  нормотворчество.27
     Историческое  развитие деятельности и компетенции  Европейского сообщества можно разделить  на четыре этапа.
     Первый  этап (1957-1972 гг.) берёт начало с появлением Сообщества. Изначально учредительный  договор не предоставлял рассматриваемой  организации полномочий в области  охраны окружающей среды. Мероприятия  Сообщества лишь косвенно затрагивали  данную сферу и осуществлялись для  достижения иных экономически и социально  значимых целей. Природоохранная деятельность осуществлялась факультативно.
     Компетенцией  в области охраны окружающей среды  не были наделены и два других сообщества - Европейское объединение угля и  стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).
     Однако  к началу 1970-х гг., с обострением  экологического кризиса, сложилась  экономически обусловленная потребность  в осуществлении на уровне Сообщества собственных экологических мер.
     Второй  этап (1972-1986 гг.) начинается с принятия решения на заседании глав государств/правительств Сообщества о развитии деятельности организации в сфере защиты окружающей среды. При этом положения учредительного договора не были пересмотрены, компетенция  в области охраны окружающей среды  по-прежнему отсутствовала. Деятельность Сообщества по охране окружающей среды  стала осуществляться путём реализации дополнительной компетенции, предоставленной  статьями 100 и 235 учредительного договора.
     Несмотря  на отсутствие упоминания в учредительном  договоре, деятельность Сообщества в  области охраны окружающей среды  в период 1972-1986 гг. осуществлялась целенаправленно. В 1973 г. была принята Первая программа  действий Сообщества в отношении  окружающей среды, определившая цели, задачи, принципы и приоритетные направления  экологической деятельности организации. Программа предусмотрела проведение конкретных природоохранных мероприятий  на ближайшие годы и оказала существенное влияние на положение двух последующих  аналогичных программ, принятых в 1977 и 1983 гг.28
     В рассматриваемый период Сообществом  был принят ряд важнейших актов, определивших процедуру оценки воздействия  на окружающую среду, стандарты эмиссии  загрязнения окружающей среды, экологические  стандарты продукции, предоставивших защиту отдельным компонентам окружающей среды: воде, воздуху, флоре и фауне.29
     Третий  этап (1986-1992 гг.) знаменуется завершением  формирования экологической политики Сообщества, закреплением в учредительном  договоре соответствующих полномочий. Единый европейский акт 1986 г. внёс в  учредительный договор Сообщества необходимые дополнения относительно деятельности в сфере окружающей среды. Были определены цели и принципы экологической политики организации, критерии разработки программ действия Сообщества в данной области, обозначены полномочия по международному сотрудничеству.
     В отношениях между Сообществами и  государствами-членами в области  охраны окружающей среды в качестве своего рода эксперимента был установлен принцип субсидиарности, который  в последствии с принятием  Маастрихтского договора 1992 г. был распространён  на всю совместную компетенцию Сообщества и государств-членов.
     Наряду  с полномочиями по осуществлению  экологической политики Единый европейский  акт предоставил Сообществу полномочия по гармонизации экологического законодательства государств-членов для целей создания и поддержания функционирования внутреннего рынка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.