На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Влияние выбросов ракетного топлива на экологическую обстановку

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство  по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени академика  С.П. КОРОЛЕВА
  (Национальный исследовательский университет) 
 
 
 

Факультет летательных аппаратов 
 
 
 

Кафедра “Экология  и безопасность жизнедеятельности” 
 
 
 
 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАКЕТ НА ЖИДКОМ ТОПЛИВЕ 
 

Реферат 
 
 
 
 
 

                  Выполнил студент группы 1309 
                         Родионов Д.В. 

                  Проверил Несоленов Г.Ф.                                                             
                   
                   
                   
                   
                   

Самара 2010
 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Интенсивная ракетно–космическая деятельность в последние годы породила огромное количество проблем и стала привлекать внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. В российских средствах массовой информации все более открыто поднимаются вопросы экологии и социальной защиты населения в связи с загрязнением окружающей среды отделяющимися частями ракетоносителей, а также токсическими компонентами ракетного топлива (гептил и его производные, азотный тетраоксид и др.). Ранее информация о ракетно–космических полигонах и экологической ситуации вокруг них являлась секретной. Почему эта проблема сегодня очень волнует экологов, и каковы ее масштабы? Уже доказано множество примеров отрицательного воздействия отходов ракетного топлива на людей и окружающую среду. В районах падения частей ракетоносителей, содержащих остатки гептила, наблюдается типичная картина гидразинового поражения человека в результате длительного воздействия малых доз гептила, повышение заболеваемости населения, проживающего на территориях, прилегающих к районам падения. Сюда можно отнести нарушение билирубинового обмена, анемию беременных и рождение «желтых» детей, развитие иммунодефицитов и др. Медико–биологические эффекты воздействия компонентов ракетного топлива чрезвычайно сходны с эффектами воздействия ионизирующего излучения: выпадение волос, носовые кровотечения, гиперплазия щитовидной железы, цитопения, анемия, астения, нейроциркуляторная дистония и многие другие симптомы и синдромы. Экспериментальными исследованиями доказано, что эти формы патологии связаны с токсическим действием гептила. На фоне неблагополучного состояния здоровья населения страны в целом особенно важно тщательное выявление причин повышенной заболеваемости населения и вычленение из нее «космической» составляющей.   

 

1  Виды  жидких ракетных топлив

     Жидкое  топливо включает в себя два компонента — окислитель и горючее. В качестве окислителя используются кислород (O2), азотная кислота (HNO3) и четырехокись азота (N2O4). В качестве горючего используются керосин, этиловый спирт (C2H5OH), несимметричный диметилгидразин (НДМГ, H2N–N(CH3)2) и водород (H2)                                 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А, ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
     Самым лучшим топливом, с точки зрения экологии, является водород в виде горючего и кислород в виде окислителя, так как эти вещества абсолютно не токсичны и в процессе горения в камере сгорания не дают никаких вредных продуктов сгорания. Но при выборе топлива учитываются не только экологические требования, но и конструктивные особенности ракет и прочих летательных аппаратов. Для конструкторов важна плотность топлива и температура его кипения и плавления. С этой точки зрения водород в качестве топлива совсем не идеален, так как он взрывоопасен и занимает большой объем из-за своей малой плотности. В связи с этим, для конструкторов самый удобный вид топлива это НДМГ и азотная кислота.
     В двигательных установках ракетоносителей, запускаемых с космодрома "Плесецк", используется двухкомпонентное жидкое ракетное топливо, одним из компонентов жидкого ракетного топлива является несимметричный диметилгидразин, который является одним из самых токсичных компонентов ракетного топлива и иначе называется "гептил". Особенность гептила состоит в том, что он накапливается в грибах, ягодах, живых организмах и распространяется по пищевой цепочке, достигая человека. По запаху можно обнаружить в воздухе концентрацию паров, которая в 50 раз выше допустимой. При вдыхании паров возможен кашель, боли в грудной клетке, хрипота и учащение дыхания; в больших концентрациях может наступить потеря сознания. Четырехокись азота также является довольно токсичной. Совокупная опасность этих веществ создает трудности при заправке топлива и эксплуатации ракет. [1]

2  Влияние компонентов ракетного топлива на человека

     При отделении частей ракетоносителя и падении бака остатки топлива рассеиваются в воздухе, образуя ядовитый смог, осаждающийся на землю по траектории движения первых и вторых ступеней ракет. Таким образом, идет постепенное загрязнение всеми компонентами ракетного топлива окружающей среды вдоль трасс полета ракет. Загрязнение огромных территорий нарастает с каждым новым запуском. В России, как и в бывшем СССР, предельно допустимая концентрация (ПДК) для НДМГ в атмосферном воздухе составляет 0,1 мг/куб. м, однако имеются данные о неблагоприятном воздействии гептила на организм человека при концентрации в 10 раз меньшей ПДК — 0,01 мг/куб. м. Речь идет о воздействии на взрослого человека, а в пересчете воздействия на ребенка или плод допустимая концентрация НДМГ должна быть уменьшена еще в 10 раз — до 0,001 мг/куб.м. Таким образом, говорить, что концентрация гептила, равная 1 ПДК, безопасна — несерьезно. Воздействие на людей НДМГ, как и компонентов других ракетных топлив, приводит к поражению иммунной, сердечнососудистой, лимфатической и центральной нервной систем, желудочно-кишечного тракта, крови, печени, кожи, к нарушению репродуктивной деятельности, появлению тяжелых врожденных уродств, внутриутробному недоразвитию плода и другим патологическим состояниям. Причем наиболее сильно воздействие сказывается на беременных женщинах, на новорожденных и детях дошкольного возраста. Неоднократно в печати поднималась проблема алтайского феномена — «желтые дети», рождение
которых связывают с токсическим воздействием гептила на беременных женщин, у которых развивалась анемия. Если вспомнить 1989 год, можно отметить печальную известность, которую приобрел Тальменский район в связи с рождением так называемых «желтых детей». Летом 1989 года в двух удаленных друг от друга районах — Локтевском и Тальменском — стали регистрироваться с нарастающей частотой желтухи новорожденных.             С 1990 года заболевание стали регистрировать и в других районах Алтая. Причина этого была непонятна. Известно, что в печени новорожденного ребенка начинается естественный процесс распада гемоглобина в очагах эмбрионального кроветворения. Он усиливается в связи с миграцией в печень макрофагов из костного мозга. В результате этого в желчи появляется билирубин — продукт распада гемоглобина. У детей с патологической желтухой он появляется в количествах, намного превышающих норму.          У здорового ребенка печень естественным образом выводит билирубин, который поступает в желудочно-кишечный тракт, где частично всасывается в кровь. При заболевании патологической желтухой желчевыводящая функция печени нарушается. Билирубин непосредственно поступает в кровь и затем откладывается в подкожной жировой ткани, окрашивая кожу в яркий желтый
цвет. При  тяжелом течении заболевания билирубин откладывается в мозговых центрах, разрушая клетки мозга. Проблема рождения «желтых детей» связана не только с воздействием гептила в местах пролива топлива при запуске ракет. Надо учитывать и территории, прилежащие к заводам, где изготавливают топливо, а также места аварий при запуске ракет и транспортировки топлива.
     В Восточной Сибири производство гептила осуществлялось на нефтехимическом комбинате в г. Ангарск. Здоровью жителей Ангарска выбросами гептила и его производного — нитрозодиметиламина нанесен большой вред.

       Исследования связи заболеваемости населения с воздействием техногенных факторов окружающей среды, включая компоненты ракетного топлива

     В России существуют различные точки зрения на вопрос связи заболеваемости населения с воздействием техногенных факторов. Существует несколько гипотез повышения заболеваемости населения в районах Алтайского края: радиационная, гептиловая, марганцевая и полиэтиологическая (политоксическая).
     Причины заболеваемости населения, связанные с загрязнением территории пестицидами, а также с добычей и переработкой тяжелых металлов, вряд ли можно рассматривать серьезно на территории Алтайского заповедника, что делает более весомой гептиловую теорию.
     В 1998 г. ГУ НИИ РМЭП были начаты научно-исследовательские работы по изучению влияния компонентов ракетного топлива на здоровье населения в районах, прилегающих к местам падения отделяющихся частей ракетоносителей, и окружающую среду Алтайского края. [2]
     В письме начальника Федерального управления медико-биологических экстремальных проблем при МЗМП РФ № 32–01/191 от 08.09.98г., переданном в Совет безопасности, дается такая оценка ситуации, сложившейся на Алтае: «Заболеваемость новорожденных детей желтухой неясного генеза в Алтайском крае не связана с воздействием веществ, используемых при эксплуатации ракетной техники. Данные популяционных пространственных натурных съемок гигиено-эпидемиологических, эколого-химических, медико-географических исследований с анализом всех территориально распределенных показателей изменения здоровья населения и среды обитания, эколого-токсикологических исследований на моделях, а также эколого-гигиенический анализ всех данных свидетельствуют о полиэтиологическом характере патогенеза заболеваний новорожденных в Алтайском крае, что подтверждается наличием там большого спектра экологически опасных веществ (пестицидов, микотоксинов, тяжелых металлов и т.п.) в объектах окружающей среды».[3] 

     Сегодня, спустя 12 лет, можно дать более объективную оценку той ситуации, которая сложилась на Алтае после подрыва в Тальменском районе четырех межконтинентальных баллистических ракет SS–18. Всплеск рождения «желтых» детей в Тальменском районе привязан к этому событию. В июне 1989 г. произведен подрыв, в августе стали рождаться «желтые» дети. Подрывы больше не возобновлялись, и начался спад заболеваемости. Все остальные полиэтиологические факторы действовали до подрыва и продолжали действовать после него, но они не были причиной рождения «желтых» детей. Сам феномен «желтые» дети не является чисто алтайским. Рождение «желтых» детей наблюдалось также в Астраханской области, Башкирии и других местах, где действовали уже другие экологические факторы. Однако один из них тот же: токсические элементы ракетного топлива. Сегодня уже известно, что это гептил. В настоящее время имеется экспериментальное подтверждение токсического влияния компонентов ракетного топлива (гептил) на биологические объекты, объясняющее многие
патологические состояния у людей, проживающих в районах загрязнения. Проведение анализа этой заболеваемости осложняется тем, что клинические проявления отравления гептилом и его производными носят неспецифический характер.
     Изучение  последствий ракетно-космической деятельности на территории Архангельской области проводится сотрудниками Института клинической физиологии СГМУ (г. Архангельск) в рамках областной программы «Медико-экологический мониторинг на территориях, находящихся в зоне влияния ракетно-космической деятельности». Результаты этих исследований вызывают тревогу. Сложность заключается в
том, что  в естественных условиях невозможно вычленить действие одного какого-то фактора, например гептила. Это можно сделать только в экспериментальных условиях [4, 5].
     В 1992 г. в Центре независимых экологических программ доктор медицинских наук В.М. Лупандин провел первые исследования по проблеме так называемых «желтых детей» в Алтайском крае, связав их появление с ракетно-космической деятельностью. Позже В.М. Лупандин проводил свои работы в республиках Алтай и Коми, в Архангельской, Астраханской, Владимирской, Ивановской и других областях РФ и в Казахстане. Везде он находил поддержку общественности, в том числе организаций, входящих в Международный социально-экологический союз.

3 Территориальные зоны негативного влияния компонентов ракетного топлива на экологическую обстановку в России

     Чтобы понять значение этой проблемы для России, необходимо обозначить места расположения космодромов и траектории движения ракет. Они хорошо известны:
– Байконур (Россия, Казахстан) расположен в Приаральских Кара-Кумах. Трассы ракет проходят над Казахстаном, Западной и Восточной Сибирью. Районы падения отработавших первых ступеней и головных обтекателей расположены в Тургайской, Кзыл-Ордынской, Кокчетавской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Джезказганской областях Казахстана, в Узбекистане, в республиках Алтай, Тыва, Хакасия, Красноярском крае, а также в Тюменской, Омской и Новосибирской областях.
Алтайский государственный заповедник — это уникальная экосистема с огромным биологическим разнообразием и множеством видов живой природы, занесенных в Красную книгу. В настоящее время администрация заповедника добивается того, чтобы ему был присвоен статус биосферного заповедника. Однако решение этого вопроса осложняется тем обстоятельством, что на территории заповедника находится полигон для падения частей отделяющихся конструкций вторых ступеней тяжелых ракетных систем, запускаемых с космодрома в Байконуре. В район падения № 326 было сброшено в общей сложности 618 ракетных ступеней, в каждой из которых оставалось до 800 кг высокотоксичного ракетного топлива НДМГ (гептила).
– Космодром Плесецк (Россия) расположен на территории Архангельской области. Трассы ракет проходят над территорией Архангельской области, акваторией Северного Ледовитого океана и над северными областями Сибири. Районы падения отработавших первых ступеней и головных обтекателей расположены в акватории Северного Ледовитого океана (Баренцево, Восточно-Сибирское и Карское моря), а также в Архангельской и Тюменской областях, Ненецком автономном округе, республиках Коми, Саха (Якутия).
– Космодром Свободный (Россия) расположен на территории Амурской области. Трассы проходят над территорией Приморья и Восточной Сибири. Районы падения отработавших первых ступеней и головных обтекателей расположены в Амурской области и Республике Саха (Якутия).
– Космодром Капустин Яр (Россия) находится на территории Астраханской области, часть — на территории Волгоградской области. Трассы ракет проходят над Астраханской и Волгоградской областями, а также над территорией Республики Казахстан [6].
     Космодромы для запусков военных, геодезических и метеорологических ракет также имеют такие страны, как США, Франция, Япония, Китай, Индия, Италия, Израиль, Бразилия и др. Американский космодром расположен на мысе Канаверал. Трассы ракет проходят в юго-восточном направлении над Атлантическим и Индийским океанами, островами Гранд-Тера, Антигуа, Вознесения. Французский космодром расположен на острове Куру. Используются две трассы в направлении Азорских и Бермудских островов. На примере этих стран видно, что у них такой опасный компонент ракетного топлива, как гептил, попадает в Мировой океан, а не в места проживания людей. Для глобальной экологии это тоже нельзя считать безопасным. О последствиях падения этих ракет мы пока ничего не знаем.

4  Экологические проблемы, связанные с эксплуатацией ракетоносителей и методы их решения

     Загрязнение окружающей среды компонентами жидких ракетных топлив — ароматическими углеводородами, синтином, гептилом,   керосином — представляет большую опасность и для людей, и для окружающей среды. Компоненты ракетного топлива попадают в организм человека через воздух, воду, почву (при хождении по росе, по загрязненной земле), через фрукты и овощи и даже при нахождении человека в лесу —  из-за десорбции токсикантов из растений. Например, выявлены массовые отравления детей в результате однодневного пребывания в лесу вблизи района падения ступеней ракетоносителей. В местах, загрязненных компонентами ракетного топлива, обнаруживаются мутантные формы домашних птиц, насекомых, растительности. Эта проблема требует немедленного исследования на цитогенетическом уровне.
     В настоящее время на фазе предстартовой  подготовки полета разработаны эффективные  мероприятия, позволяющие существенно  снизить экологическую нагрузку на окружающую среду. Например, процессы нейтрализации паров и жидкой фазы окислителя с помощью поглотителей, дожигание горючего в специальных аппаратах и т.д.
     На  остальных фазах выведения космических  аппаратов на орбиту существует ряд  проблем экологии, требующих своего разрешения. Прежде всего, это загрязнение  атмосферы и космического пространства продуктами сгорания и компонентами топлива (для нештатной ситуации). На экологическое состояние всех слоев атмосферы основное влияние оказывают продукты сгорания, состав которых определяется компонентами топлива.     В стратосфере движение ракетоносителя связано с проблемой нарушения озонового слоя. При полете любого ракетоносителя в озоновом слое возникает «окно», которое со временем затягивается. Разрушение озонового слоя определяется следующими процессами. Озон разрушается в результате воздействия водяных паров продуктов сгорания ракетных топлив, а также окислов азота, образующихся из азота и кислорода воздуха под воздействием высоких температур в факелах ракетных двигателей. В следе ракеты озон разрушается полностью на всех высотах. В общем, с учетом всех процессов одиночный запуск ракетоносителя типа «Энергия» приводит к уменьшению концентрации озона по траектории полета на 1,7 %. В ионосфере антропогенное воздействие прохождения ракетоносителя проявляется в образовании так называемых ионосферных «дыр» вблизи следа ракеты. Ионосферная «дыра» — это результат взаимодействия воды, находящейся в продуктах сгорания, с ионосферной плазмой. Кроме ионосферных «дыр», на высотах 70–90 км, где наиболее низкая температура атмосферы, молекулы воды конденсируются и образуют кристаллики льда. В результате образуются искусственные облака, наподобие естественных серебристых облаков. Искусственные серебристые облака и зоны ионосферных «дыр» с пониженной плотностью электронов вызывают различного рода аномалии в области свечения ионосферы, распространения электромагнитных колебаний в оптическом и радиодиапазонах т. п. Кроме загрязнения окружающей среды продуктами сгорания выхлопная струя оказывает механическое воздействие на тропосферу, приводящее к образованию мощных вихревых потоков в приземном слое. Такие вихревые образования могут являться очагами смерчей, ураганов и т. п. Существенной экологической проблемой при эксплуатации ракетно-космической техники является необходимость отчуждения значительной поверхности Земли для обеспечения безопасности ее жителей при падении отработавших ступеней  ракетоносителей и других отделяющихся элементов конструкции на территории, расположенные вдоль трасс пусков.
     В процессе вывода объекта на орбиту после выработки топлива последовательно отделяются: стартовые ускорители, ступени, сбрасываются головные обтекатели, переходные отсеки последующих ступеней и т. д. Все указанные элементы различаются по массе и конфигурации, имеют различные аэродинамические характеристики, отделяются в разное время полета и на различной удаленности от точки старта, что приводит к значительному рассеиванию по поверхности Земли. Следующей экологической проблемой является проблема засорения околоземного космоса фрагментами ракетно-космической техники. В литературе эту проблему называют проблемой «космического мусора». По некоторым данным к 2007 году в космосе находилось около 10300 наблюдаемых объектов искусственного происхождения, причем лишь около 5 % из них — действующие космические аппараты. Основная опасность «космического мусора» связана с высокими скоростями столкновения орбитальных фрагментов с космическими аппаратами. В космосе частица диаметром      0,5 мм может пробить космический скафандр, даже если он изготовлен из многослойного материала. Наряду с механическим загрязнением космоса серьезную опасность представляют возможные аварии и отказы космических аппаратов с радиоизотопными и ядерными энергоустановками на борту. В настоящее время имеются проекты и предложения по решению некоторых задач перечисленных выше проблем экологии при эксплуатации ракетно-космической техники. Однако решение перечисленных проблем находится лишь в начальной стадии.
     Результаты  шестилетних исследований убеждают нас в том, что на протяжении 40 лет наука недооценивала низкоуровневое воздействие компонентов ракетного топлива на человека, что привело к большим жертвам как среди военнослужащих, так и среди мирного населения. Необходим полный пересмотр всех сложившихся представлений о воздействии ракетных топлив на организм человека и окружающую среду.  
Подчеркивая значение химико-аналитических исследований содержания этих компонентов в депонирующих средах (почва, растительность, вода и другие), необходимо отметить принципиально важную роль ретроспективного клинико-эпидемиологического анализа, совмещенного с социологическим обследованием. Это малозатратный, оперативный, рекогносцировочный метод, и он должен получить широкое распространение при изучении воздействия компонентов ракетного топлива на человека.

     Сегодня очень интересные результаты получены в сфере борьбы с загрязнением среды гептилом — это метод детоксикации, использующий высшие растения. Речь идет о невзрачном водяном растении эйхорния. Это одна из уникальных российских разработок. Процесс очистки включает ряд стадий: окисление и расщепление токсикантов, поглощение веществ и использование некоторых из них в качестве питательной среды, удобрения. При окислении используется кислород, выделяющийся в процессе фотосинтеза. Активизируются полезные микроорганизмы. Выделяемые ими ферменты катализируют деструкцию и окисление токсикантов. Однако основные проблемы, связанные не только с загрязнением окружающей среды гептилом и его производными, но и с их влиянием на здоровье человека, остаются до сих пор нерешенными.
 

                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Прошло  более 50 лет со времени первого  запуска спутника в космос, с тех  пор ракетно-космическая техника  ушла вперед, но многие развитые страны, стремясь быть  первыми в космосе, не задумываются об экологическом аспекте космической деятельности. Инженеры-конструкторы стараются создать экономичный, компактный, с большой дальностью полета и большой скоростью летательный аппарат, но почему-то не задумываются о проблемах с этим связанных. Государства в этой космической гонке забывают о том вреде, который наносит природе различный мусор, отходы космического производства. А проблема эта с каждым годом становится все актуальнее. Площадь районов падения отделяющихся частей ракетоносителей в Российской Федерации, по официальным данным, составляет 20 миллионов гектаров, величина территории, загрязненной в результате ракетно-космической деятельности, составляет 100 миллионов гектаров. В республиках Коми и Алтай нами обнаружены старые, использовавшиеся лет 20 тому назад, районы падения, о которых не упоминается в официальных документах. Кроме того, отделяющиеся части ракет падают не только в заданных районах, а на всем протяжении трасс полетов.
     Всесторонне рассмотреть эту проблему нет  возможности, так как многие явления  еще недостаточно изучены. Но понятно, что уже сейчас возникают сложности с утилизацией компонентов жидких ракетных топлив. Важной нерешенной задачей остается и несовершенство существующей законодательной базы, регламентирующей ракетно-космическую деятельность на территории России. До сих пор отсутствует нормативно-методическая документация по осуществлению экологического сопровождения и организации мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду в виде кратковременных импульсных процессов (огневое уничтожение ракетных двигателей твердого топлива, подрыв и т.п.), не определены обязанности юридических лиц, не разработаны подходы для определения вклада в общую экологическую нагрузку территории при проведении сжигания (подрыва) ракетных двигателей твердого топлива, а также порядок и источник финансирования работ по обеспечению экологической безопасности и мониторингу производств, осуществляющих ликвидацию ракетных двигателей. Хотя некоторые шаги в эту сторону делаются. Например, предприятие «Технополис» города Сумы разработало безотходную технологию утилизации в местах хранения меланжей с получением азотных удобрений. Данная технология реализуется на малогабаритных передвижных установках, которые рассчитаны на мощность до 1 тонн в час. При переработке отходов меланжа не выделяются оксиды азота, не образуется жидких или твердых отходов. В результате получаются жидкие удобрения с содержанием азота до 25-27 %,   в том числе 10 % азота аммонийного, 10 % азота нитратного и 5-7 % азота в амидной форме. В качестве микродобавок удобрения могут содержать йод.
     Полученные  жидкие удобрения целесообразно  применять в близлежащих сельскохозяйственных регионах, прилегающих к местам хранения меланжей. Для реализации данного  предложения необходимо выполнить  проектные работы, создать установку и сертифицировать получаемые минеральные удобрения.
     Конечно непонятно, почему в России, которая является по праву ведущей космической державой, не уделяется должного внимания влиянию последствий ракетно-космической деятельности на здоровье своих граждан и состояние природных богатств страны. Сегодня актуальным для России является вопрос о замене гептила как основного компонента ракетного топлива на керосин или другое углеводородное горючее. Нежелание государственных чиновников решать возникшие вопросы приводит к конфликту государственных, ведомственных и социальных интересов в нашем обществе. Принимая во внимание, что ракетно-космическая деятельность активно осуществляется в ряде государств, имеется опасность, что выявленные проблемы могут приобрести глобальный характер.
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
1 Тимнат И.Н. «Ракетные двигатели на химическом топливе», 6–е изд., перераб. и доп.   М: Дрофа, 2005. – 528 с.
2 Шойхет, Я.Н. Заболеваемость населения территорий, прилегающих к районам падения отделяющихся частей ракетоносителей / Я.Н. Шойхет, В.Б. Колядо, И.Б. Колядо, С.В. Богданов, С.Н. Дикарев, Г.Я. Евлашевский. — Барнаул. — 2005. – 188 с.
3 Панин, Л.Е. Нарушение обмена билирубина и развитие гипербилирубинемии у новорожденных крысят под влиянием несимметричного диметилгидразина (гептила) / Л.Е. Панин, Н.Е. Костина, Л.В. Шестопалова // Бюл. СО РАМН. — М., 2005. — № 4 (118). – С. 73-78.
4 Панин, Л.Е. Влияние несимметричного диметилгидразина (гептила) на продукцию иммуноглобулинов M и G и развитие иммунодефицитов / Л.Е. Панин, Е.Ю. Клейменова, Г.С. Русских // Бюл. СО РАМН. — М., 2005. — № 4 (118). – С. 42-45.
5 Экологические проблемы и риски воздействий ракетно-космической техники на окружающую природную среду: Справочное пособие/ Под общ. ред. В.В. Адушкина, СИ. Козлова, А.В. Петрова. — М.: Анкил, 2000. – 308 с.
6 Фадин И. М., Докторов М. В. «Проблемы экологии при эксплуатации ракетно-космических комплексов», 4–е изд., М.: БГТУ, 2004. — 152 с.
7 Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е, Мелехова О.П. “Экология”. Учебное пособие для Вузов. Самара: Дрофа, 2003 – 624 с.
 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 
Характеристика  двухкомпонентных жидких ракетных топлив
Топливо Массовое  соотношение компонентов топлива ПДК  мг/м3
Окислитель Горючее
Кислород (жидкий) Водород (жидкий) 5,56
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.