На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Современные банковские технологии"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 121. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Южно-Российский государственный университет экономики  и сервиса»
(ГОУ  ВПО «ЮРГУЭС») 

                      УТВЕРЖДАЮ
                Заведующий  кафедрой
                _______________________________
                    _____________(инициалы, фамилия)
                             (подпись)
                    «      » ___________________20___ г. 
                     
                     

Современные банковские технологии

 
    Конспект  лекций 
 

Рекомендован  кафедрой «Финансы и кредит»
для использования в учебном процессе ЮРГУЭС при очной и заочной формах обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ШАХТЫ 2008
 

 

Рассмотрено и рекомендовано для использования  в учебном процессе          ЮРГУЭС на период с 20…/20… уч. года до 20…/20… уч. года включительно на заседании  кафедры «Финансы и кредит» (протокол №___ от «___» ______________ 20…. г.) 

Ответственный за процесс  разработки УМКД  _____________  _С.М. Бреславцев_
                   (подпись)                  (инициалы, фамилия) 
 

Исполнители 

1) доцент кафедры «ФиК» ______________________________  Е.В. Пищиков
                   (подпись)                  (инициалы, фамилия)
2) ассистент кафедры «ФиК _____________________________  С.М. Бреславцев_
                   (подпись)                  (инициалы, фамилия) 
 

Согласовано 

Председатели  НМСС(Н): 

(коды ОКСО специальностей)  _____________________           ______________ 
                                                                                                   ( подпись, дата)                                    (инициалы, фамилия) 

(коды ОКСО специальностей)  _____________________            ______________ 
                                                                                                   ( подпись, дата)                                    (инициалы, фамилия) 

(коды ОКСО специальностей)  _____________________             ______________ 
                                                                                                   (подпись, дата)                                      (инициалы, фамилия)
 

Перечень  тем лекционных занятий:  

Лекция  №1.
Тема: Информационные процессы в управлении организацией.
Вопросы:
    Понятие информационного процесса и информационной технологии.
    Информационные связи в корпоративных системах.
 
Лекция  №2.
Тема: Банковские информационные системы.
Вопросы:
    Понятие банковской информационной системы.
      Структура управления банком
      Основа технического построения БИС – архитектура «клиент-сервер».
    Требования к банковской информационной системе и принципы разработки программных средств
    Банковские технологии
 
Лекция №3.
Тема: Современные банковские автоматизированные системы.
Вопросы:
    Понятие автоматизированной банковской системы
    Функции автоматизированных банковских систем.
    Необходимость внедрения автоматизированных банковских систем.
    Применение автоматизированных банковских систем в Российской Федерации.
 
Лекция  №4.
Тема: Банковский продукт, как технология реализации банковской услуги.
 Вопросы: 
    Понятие банковского продукта.
    Классификация банковских продуктов, операций и услуг.
      Состав  и структура банковских операций
      Разработка  банковских продуктов
 
Лекция  №5.
Тема: Современные банковские продукты.
Вопросы:  

    Пластиковые карты их классификация и применение.
    1.1.Виды банковских карт
        Расчётные (дебето?вые) карты
        Карты с разрешенным овердрафтом
        Кредитные карты
        Предоплаченные карты
        Внутрибанковские карты
        Международные карты
        Виртуальные карты
      Удобства и недостатки использования
        Удобства
        Недостатки
      Применение банковских карт
        Обналичивание
        Платежи в торговых точках
        Платежи через Интернет
    Банкомат  как элемент электронной системы  платежей.
 
Лекция №6.
Тема: Дистанционное банковское обслуживание.
Вопросы:
    Понятие дистанционного банковского обслуживания.
    Виды дистанционного банковского обслуживания.
    Система расчетов по банковским картам
 
Лекция  №7.
Тема: Современные зарубежные банковские технологии
Вопросы:
    Возможности применения зарубежных банковских технологий безналичных расчетов в российской практике.
    Основные тенденции развития банков.
 
Библиографический список.
 


    Лекция  №1. Информационные процессы в управлении организацией.
    Вопросы:
    1.Понятие информационного процесса и информационной технологии.
    2. Информационные связи в корпоративных системах. 

    Понятие информационного  процесса и информационной технологии.
 
     Информационная  система управления – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, а также предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
     Классификация информационных систем управления зависит  от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.
     Информационные  системы (ИС) федерального значения решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны.
     Территориальные (региональные) ИС предназначены для  решения информационных задач управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории.
     Муниципальные ИС функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района и т. д.
     По  видам процессов управления ИС делятся  на:
    Информационные системы управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие технологические процессы, энергетика и т.д.).
    ИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые, иерархические системы, которые сочетают в себе ИС управления технологическими процессами и ИС управления предприятиями.
    ИС организационного управления, которые предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. К этому классу ИС относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными экономическими объектами – предприятиями сферы обслуживания. Основными функциями таких систем являются оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и решение других экономических и организационных задач.
    Интегрированные ИС предназначены для автоматизации всех функций управления фирмой и охватывают весь цикл функционирования экономического объекта: начиная от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции до анализа эксплуатации изделия.
    Корпоративные ИС используются для автоматизации всех функций управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т.д.
    ИС научных исследований обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе экономико-математических методов и моделей.
    Обучающие ИС используются для подготовки специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников различных отраслей экономики.
     Основной  составляющей частью автоматизированной информационной системы является информационная технология (ИТ), развитие которой тесно  связано с развитием и функционированием  ИС.
     Информационная  технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.
     Основная  цель автоматизированной информационной технологии – получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения.
     Автоматизированные  информационные системы для информационной технологии – это основная среда, составляющими элементами которой являются средства и способы для преобразования данных.
     Способ  построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности  информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями  фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации.
     Выбор стратегии организации автоматизированной информационной технологии определяется следующими факторами:
    областью функционирования предприятия или организации;
    типом предприятия или организации;
    производственно-хозяйственной или иной деятельностью;
    принятой моделью управления организацией или предприятием;
    новыми задачами в управлении;
    cуществующей информационной инфраструктурой.
    На малых предприятиях различных сфер деятельности информационные технологии, как правило, связаны с решением задач бухгалтерского учета, накоплением информации по отдельным видам бизнес-процессов, созданием информационных баз данных по направленности деятельности фирмы и организации телекоммуникационной среды для связи пользователей между собой и с другими предприятиями и организациями.
    В средних организациях (предприятиях) большое значение для управленческого звена играют функционирование электронного документооборота и привязка его к конкретным бизнес-процессам. Для таких организаций (предприятий, фирм) характерны расширение круга решаемых функциональных задач, связанных с деятельностью фирмы, организация автоматизированных хранилищ и архивов информации, которые позволяют накапливать документы в различных форматах, предполагают наличие их структуризации, возможностей поиска, защиты информации от несанкционированного доступа и т.д.
    В крупных организациях (предприятиях) информационная технология строится на базе современного программно-аппаратного комплекса, включающего телекоммуникационные средства связи, многомашинные комплексы, развитую архитектуру «клиент-сервер», применение высокоскоростных корпоративных вычислительных сетей.
     В крупных организациях сложились  две формы управления – централизованная и децентрализованная. Организации  с централизованным управлением  характеризуются распределением функций  и полномочий среди структурных подразделений с жесткой координацией производственно-хозяйственной деятельности в аппарате управления.
     Децентрализованная  форма характеризуется выделением внутри организации стратегических единиц бизнеса или центров прибыли, деятельность которых поддается самостоятельному планированию и имеет свой бюджет. Корпоративная вычислительная сеть – это интегрированная, много-машинная, распределенная система одного предприятия, имеющего территориальную рассредоточенность, состоящая из взаимодействующих локальных вычислительных сетей структурных подразделений и подсистемы связи для передачи информации.
     Определяющим  фактором при организации корпоративных  вычислительных сетей является простота доступа к информационным ресурсам. В этой связи основой современного подхода технических решений в построении информационной технологии в корпоративных системах является архитектура «клиент-сервер». Реальное распространение архитектуры «клиент-сервер» стало возможным благодаря развитию и широкому внедрению в практику концепции открытых систем. Основным смыслом подхода открытых систем является упрощение процесса организации совместимости вычислительных сетей за счет международной и национальной стандартизации аппаратных и программных интерфейсов.
     В крупных предприятиях, фирмах, корпорациях процессы обработки информации различаются в зависимости от требований решения функциональных задач, на основе которых формируются информационные потоки в корпоративных системах организации управления.
     Организация работы правления (центрального офиса). Основной задачей является подготовка стратегического плана развития и руководство общей деятельностью фирмы. Организация работы экономических и финансовых служб. Данный блок обеспечивает функционирование финансовой дирекции и бухгалтерии организации. Юридическое обеспечение. Основной задачей является укрепление правового и имущественного положения фирмы.
     Процесс принятия управленческих решений рассматривается  как основной вид управленческой деятельности, т.е. как совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач. Эффективность принятия управленческих решений в условиях функционирования информационных технологий в организациях различного типа обусловлена использованием разнообразных инструментов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
     Можно выделить четыре круга задач, решаемые фирмой.
    Первый круг задач ориентирован на предоставление экономической информации внешним по отношению к фирме пользователям – инвесторам, налоговым службам и т.д.
    Второй круг связан с задачами анализа, предназначенными для выработки стратегических управленческих решений развития бизнеса.
    Третий круг задач анализа ориентирован на выработку тактических решений.
    Четвертый круг задач связан с задачами оперативного управления экономическим объектом в соответствии с функциональными подсистемами экономического объекта.
     I. Стратегический уровень ориентирован  на руководителей высшего ранга.  Основными целями стратегического уровня управления являются:
    определение системы приоритетов развития организации;
    оценка перспективных направлений развития организации;
    выбор и оценка необходимых ресурсов для достижения поставленных целей.
     II. Тактический уровень принятия  решений основан на автоматизированной обработке данных и реализации моделей, помогающих решать отдельные, в основном слабо структурированные задачи. К числу основных целей тактического уровня руководства относятся:
    обеспечение устойчивого функционирования организации в целом;
    создание потенциала для развития организации;
    создание и корректировка базовых планов работ и графиков реализации заказов на основе накопленного в процессе развития организации потенциала.
     III. Оперативный (операционный) уровень  принятия решений является основой всех автоматизированных информационных технологий. На этом уровне выполняется огромное количество текущих рутинных операций по решению различных функциональных задач экономического объекта. При этом к числу важнейших приоритетов оперативного управления следует отнести:
    получение прибыли за счет реализации запланированных заранее мероприятий с использованием накопленного потенциала;
    регистрацию, накопление и анализ отклонений хода производства от запланированного;
    выработку и реализацию решений по устранению или минимизации нежелательных отклонений.

     Контрольные вопросы

    Какова  цель внедрения автоматизированных информационных систем и информационных технологий в организациях различного типа?
    Дайте определение автоматизированной информационной системы и технологии и определите основные задачи управления, решаемые на ее основе.
    Классифицируйте автоматизированные информационные системы и информационные технологии в организациях различного типа.
    В чем состоят особенности информационной технологии в организациях различного типа?
    Приведите определение корпоративной вычислительной сети. В чем заключается основные достоинства организации корпоративной сети на предприятиях различного типа?
    На основе каких основных процессов обработки в крупных фирмах формируется информационная среда корпоративной системы?
    От чего зависит эффективность принятия управленческих решений в условиях функционирования информационной технологии?
    Для решения каких типов задач организуется автоматизированная информационная технология?
    Перечислите основные автоматизированные инструментальные средства, используемые на разных уровнях управления предприятием или организацией.

     Литература

    Автоматизированные  информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. Г.А. Титаренко. – М.: ЮНИТИ, 1998.
    Евдокимов В.В. Экономическая информатика: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Евдокимова. – СПб., 1997.
     miemp-mi-gor.narod.ru/utcheba/itu/glava/001.htm
 

     
     2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
     Создание  ИС и ИТ представляет собой сложный  процесс проектирования. Целью проектирования являются подготовка проектных документов и внедрение человекомашинной системы управления организацией. В процессе проектирования выявляются наиболее существенные характеристики экономического объекта, изучаются его внешние и внутренние информационные потоки, создаются математические и физические аналоги исследуемой системы и ее элементов, устанавливаются условия взаимодействия человека и технических средств управления.
     Рассматривая  ИС в технологическом аспекте, можно  выделить аппарат управления (АУ). Оставшиеся компоненты - информационная технология (ИТ), информационная система решения функциональных задач (ИСФЗ) и система поддержки принятия решений (СППР) - информационно и технологически взаимоувязаны и составляют основу архитектуры ИС.
     Тщательно спроектированное технологическое обеспечение информационной технологии позволяет не только успешно решать функциональные задачи управления, но и в рамках СППР менеджерам и руководителям организаций проводить в интерактивном режиме аналитическую и прогнозную работу для последующего принятия управленческих решений.
     Обязательными элементами проектируемого технологического обеспечения информационной технологии являются: информационное, лингвистическое, техническое, программное, математическое, организационное, правовое, эргономическое.
    Информационное обеспечение (ИО) - представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, форма организации информации, циркулирующей в ИС.
    Лингвистическое обеспечение (ЛО) - объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения пользователей со средствами вычислительной техники.
    Техническое обеспечение (ТО) - представляет собой комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, тиражирования информации, оргтехника и др.), обеспечивающих работу ИТ.
    Программное обеспечение (ПО) - включает совокупность программ, реализующих функции и задачи ИС и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств.
    Математическое обеспечение (МО) - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ.
    Организационное обеспечение (ОО) - представляет собой комплекс документов, составленный в процессе проектирования ИС, утвержденный и положенный в основу эксплуатации.
    Правовое обеспечение (ПрО) - представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении ИС и ИТ.
    Эргономическое обеспечение (ЭО) - как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования ИС и ИТ, предназначено для создания оптимальных условий высококачественной, высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в ИТ, для ее быстрейшего освоения.
     Под бизнес-инжинирингом понимается выполнение комплекса проектировочных работ по разработке методов и процедур управления бизнесом, когда без изменения принятой структуры управления в организации (предприятии, фирме) достигается улучшение ее финансового положения.
     Инжиниринг  располагает для проектирования бизнеса рядом методик:
    выделение пошаговых процедур проектируемого бизнеса;
    внедрение описывающих процедуры систем обозначений;
    использование эвристик и прагматических решений, позволяющих описывать степень соответствия спроектированного варианта бизнеса заданным целям.
     Под бизнес-процессом понимается целостное описание основных видов деятельности организации (предприятия, фирмы, корпорации) и их проекция на организационные структуры с учетом развития взаимодействия между участниками во времени.
     Проект  по реинжинирингу бизнеса, как правило, включает следующие этапы:
    разработку образа будущей организации;
    анализ существующего бизнеса;
    разработку нового бизнеса;
    внедрение нового бизнеса.
     Имитация - наиболее удачный подход, обеспечивающий как точность анализа, так и наглядность, различий при сравнении альтернативных решений. Немаловажным является и тот факт, что имитационное моделирование успешно реализуется на персональном компьютере, которым обеспечивается автоматизированное рабочее место менеджера.
     Под единым информационным пространством понимается совокупность методических, организационных, программных, технических и телекоммуникационных средств, обеспечивающих оперативный доступ к любым информационным ресурсам предприятия в пределах компетенции и прав доступа специалистов.
     Контроллинг - комплекс методов поиска решений - концепция системного управления и способ мышления менеджеров, в основе которых лежит стремление обеспечить долгосрочное эффективное функционирование организации. Для реализации задач контроллинга в процессе проектирования СППР создается специализированная информационная модель, получившая название контроллер.
     Контроллер - это совокупность методов и средств для реализации задач стратегического и оперативного контроля в системе управления, а также решения стратегических и тактических задач по направлениям управленческой деятельности (маркетинг, обеспечение ресурсами, инвестиции и т.п.).
     Согласно  приведенным подходам формируются основные принципы создания ИС и ИТ управления:
    системность и логичность построения обеспечивающих и функциональных элементов ИС;
    широкое применение экономико-математических методов и стандартных программ прогнозно-статистического характера. Задачи управления производственной, финансовой деятельностью организации в большинстве своем ставятся как аналитические, оптимизационные или как задачи планирования.
    предполагает декомпозицию системы на ряд комплексов (модулей) задач, каждый из которых моделирует определенную сферу управленческой деятельности.
    использование новых методов и включение вновь созданных программных модулей в систему автоматизации управленческих работ. Проектирование ИС должно изначально базироваться на модульных принципах, а компьютерная реализация - допускать расширение за счет совершенствования структуры программного обеспечения.
    это принцип адаптации всех элементов и системы в целом. Он должен полностью пронизывать идеологию построения ИС управления - от анализа задач, технико-экономических показателей и их группировок в модули до формулирования целей.
     Конечный  продукт работы любого менеджера - это  решения и действия. Принятое им решение ведет либо к преуспеванию предприятия, либо к неудачам. Принятие решения - это всегда выбор определенного направления деятельности из нескольких возможных. Так как процесс управления любой организацией в экономике реализуется исключительно посредством формирования и реализации управленческих решений, поэтому остановимся на типах решений, которые имеют различные характеристики и требуют различных источников данных.
     Оперативные решения - периодические: одна и та же задача возникает периодически. В результате процесс принятия решения становится относительно рутинным и почти беспроблемным. Параметры (характеристики) хозяйственных процессов, используемые в ходе принятия решения, определены, их оценка известна с высокой точностью, а взаимосвязь параметров с принимаемым решением понятна. Принятие оперативных решений ведет к вполне ожидаемым и прогнозируемым результатам. Оперативные решения являются краткосрочными.
     Тактические решения обычно принимаются управленцами среднего уровня, ответственными за обеспечение средствами для достижения целей и намерений, поставленных ЛПР верхнего звена. Тактические решения не так рутинны и структурированы, как оперативные решения. Все главные параметры объекта управления, входящие в состав тактических решений, неизвестны; оценки характеристик, определенные как важные, могут быть неизвестны, а взаимосвязь между характеристиками и решениями может быть не ясна.
     Стратегические  решения принимаются на основе целей компании, определенных в его уставе и уточненных высшим руководством предприятия. Эти цели определяют основу, на которой должно базироваться долгосрочное планирование, а также определение критических факторов деятельности предприятия. Эти решения обеспечивают базу для принятия тактических и оперативных решений.
     Рассмотрим  модели и методы, используемые на каждом из этапов. На первом этапе применяются  в основном неформальные методы для того, чтобы:
    сформулировать проблему;
    выявить цель;
    сформулировать критерий оценки принятия решений.
     Если  проблема осознана и идентифицирована количественными показателями или  качественными признаками, то далее  можно сформулировать цели. Цель - это антипод проблемы. Если проблема это то, чего не хочет ЛПР, то цель - это то, что оно хочет.
     На  втором этапе формирования решений  происходит поиск различных вариантов - альтернатив. Варианты могут отыскиваться в различных формах и шкалах измерений. Варианты, как правило, задаются либо перечислением, если таковых не очень много, либо описанием их свойств.
     На  третьем этапе согласно сформулированному  на втором этапе критерию выбора происходят сопоставление, оценка и выбор решения. Все методы оценки вариантов можно разделить на две группы:
    методы, используемые в условиях определенности;
    методы, используемые в условиях риска.
     Этапами проектирования СППР при наличии  программной оболочки являются:
    Описание предметной области, целей создания системы и выполнение постановки задачи.
    Составление словаря системы.
    Разработка базы знаний и базы данных.
    Внедрение системы.
     Этап 1. Описание предметной области, целей создания системы и выполнение постановки задачи. Описание должно отражать специфику предметной области в нескольких формах. Первая из них - это текстовое представление содержание процессов, объектов и связей между ними. Вторая форма описания представляет собой графическое представление дерева целей, стоящих перед пользователем, или дерева И-ИЛИ.
     Постановка  всякой задачи предполагает указание результатов функционирования системы, исходных данных, а также общее  описание процедур, формул и алгоритмов преобразования исходных данных в результирующие данные.
     Этап 2. Составление словаря системы. Словарь системы - это набор слов, фраз, кодов, наименований, используемых разработчиком для обозначения условий, целей, заключений и гипотез. Благодаря словарю пользователь понимает результаты работы системы. Составление словаря - важная работа, ибо четко сформулированные условия и ответы резко повышают эффективность эксплуатации системы.
     Этап 3. Разработка базы знаний и базы данных. База знаний, как правило, состоит из двух компонентов: дерева целей с расчетными формулами и базы правил (сеть вывода). База правил создается на основании графа целей и сформулировавши ранее гипотез. Главное внимание здесь уделяется коэффициентам определенности исходных условий и правил их обработки.
     Этап 4. Внедрение. Проверяется и оцениваются правильность работы системы. Устанавливаются результаты, которые затем сравниваются с полученными в процессе запуска системы. Проверяются также промежуточные расчеты с помощью блока, отвечающего на вопросы как и почему.
     Под технологией проектирования информационных систем (ИС) понимают упорядоченный в логической последовательности набор методических приемов, технических средств и проектировочных методов, нацеленных на реализацию общей концепции создания или доработки проекта системы и ее компонентов. Для разработки ИС управления большое значение имеют качество и состав базы проектирования.
     Элементарной  базовой конструкцией технологической  цепочки проектирования ИС и ее главного компонента - ИТ является так называемая технологическая операция - отдельное  звено технологического процесса.
     Это понятие определяется на основе кибернетического подхода к процессу разработки ИТ. Автоматизация данного процесса предопределяет необходимость формализации технологических операций, последовательного объединения их в технологических цепь взаимосвязанных проектных процедур и их изображение.
     Предпроектное обследование предметной области предусматривает  выявление всех характеристик объекта  и управленческой деятельности в  нем, потоков внутренних и внешних  информационных связей, состава задач  и специалистов, которые будут работать в новых технологических условиях, уровень их компьютерной и профессиональной подготовки как будущих пользователей системы.
     Рассмотрим  первый из путей, т.е. возможности использования  типовых проектных решений, включенных в пакеты прикладных программ. Наиболее эффективно информатизации поддаются следующие виды деятельности:
    бухгалтерский учет, включая управленческий и финансовый;
    справочное и информационное обслуживание экономической деятельности;
    организация труда руководителя;
    автоматизация документооборота;
    экономическая и финансовая деятельность;
    обучение.
     Автоматизированные  системы проектирования - второй, быстроразвивающийся  путь ведения проектировочных работ.
     В области автоматизации проектирования ИС и ИТ за последнее десятилетие сформировалось новое направление - CASE (Computer- Aided Soft-ware/System Engineering). CASE - это инструментарий для системных аналитиков, разработчиков и программистов, позволяющий автоматизировать процесс проектирования и разработки ИС, прочно вошедший в практику создания и сопровождения ИС и ИТ. Основная цель CASE состоит в том, чтобы отделить проектирование ИС и ИТ от ее кодирования и последующих этапов разработки, а также максимально автоматизировать процессы разработки и функционирования систем.
     Помимо  автоматизации структурных методологий  и как следствие возможности  применения современных методов  системной и программной инженерии CASE обладают следующими основными достоинствами:
    улучшают качество создаваемых ИС (ИТ) за счет средств автоматического контроля (прежде всего, контроля проекта);
    позволяют за короткое время создавать прототип будущей ИС (ИТ), что позволяет на ранних этапах оценить ожидаемый результат;
    ускоряют процесс проектирования и разработки системы;
    освобождают разработчика от рутинной работы, позволяя ему целиком сосредоточиться на творческой части проектирования;
    поддерживают развитие и сопровождение уже функционирующей ИС (ИТ);
    поддерживают технологии повторного использования компонентов разработки.
     Большинство CASE-средств основано на научном подходе, получившем название "методология/метод/нотация/средство". Методология формулирует руководящие указания для оценки и выбора проекта разрабатываемой ИС, шаги работы и их последовательность, а также правила применения и назначения методов. К настоящему моменту CASE-технология оформилась в самостоятельное наукоемкое направление, повлекшее за собой образование мощной CASE-индустрии, объединившей сотни фирм и компаний различной ориентации.
     Своевременность характеризует временные свойства ИС и ИТ и имеет количественное выражение в виде суммарного времени задержки информации, необходимой пользователю в текущий момент времени в реальных условиях для принятия решений. Чем меньше величина временной задержки поступления информации, тем лучше ИС отвечает данному требованию.
     Общий показатель надежности ИС концентрирует  в себе ряд важных характеристик:
    частоту возникновения сбоев в техническом обеспечении;
    степень адекватности математических моделей;
    верификационную чистоту программ;
    относительный уровень достоверности информации;
    интегрированный показатель надежности эргономического обеспечения ИС.
     Адаптационные свойства системы отражают ее способность  приспосабливаться к изменениям окружающего внешнего фона внутренней управленческой и производственной среды организации. Важная задача заказчика - сформулировать на этапе проектирования границы допущения отклонений в значениях управляющих и выходных параметров, имеющих принципиальное значение для функционирования всей системы.
     В общем виде постановка задачи состоит из четырех принципиально важных компонентов:
    организационно-экономической схемы и ее описания;
    свода применяемых математических моделей;
    описания вычислительных алгоритмов;
    концепции построения информационной модели системы.
     Математическая модель и разрабатываемые на ее основе алгоритмы должны удовлетворять трем требованиям: определенности (однозначности), инвариантности по отношению к различным альтернативным ситуациям в задаче и результативности (возможности ее решения за конечное число шагов). Результатом алгоритмизации является логически построения и отлаженная блок-схема.
     Постановка  и дальнейшая компьютерная реализация задач требуют усвоения основных понятий, касающихся теоретических  основ, информационных технологий. К  ним относятся:
    свойства, особенности и структура экономической информации;
    условно-постоянная информация, ее роль и назначение;
    носители информации, макет машинного носителя;
    средства формализованного описания информации;
    алгоритм, его свойства и формы представления;
    назначение и способы контроля входной и результатной информации;
    состав и назначение устройств компьютера;
    состав программных средств, назначение операционных систем, пакетов прикладных программ (ППП), интегрированных пакетов программ типа АРМ менеджера, АРМ руководителя, АРМ (финансиста, АРМ бухгалтера и т.п.)

     Контрольные вопросы

    Каковы  место и значение информационной технологии и информационной системы?
    Охарактеризуйте роль каждой из обеспечивающих подсистем информационной технологии.
    Рассмотрите важнейшие методические и организационно-технологические принципы создания информационной технологии и информационной системы.
    Охарактеризуйте систему поддержки принятия решений как объект проектирования информационной системы управления организацией.
    Раскройте взаимосвязь в создании информационной системы и инжиниринга процесса управления.
    Обоснуйте роль информационной технологии в реинжиниринге и контроллинге бизнес-процессов.
    Каков смысл основных этапов формирования управленческих решений и системы поддержки принятия решений?
    Обоснуйте необходимость участия пользователя в создании проективной документации в процессе создания информационной системы и информационной технологии.
    Охарактеризуйте наиболее часто применяемые методы и варианты создания информационных систем и информационных технологий в управлении.
    В чем состоит технология постановки задачи для последующего проектирования информационной технологии и информационной системы управления организацией.

     Литература

    Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика. 2000.
    Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 1997.
    Макаренко М.В., Махалина О.Н. Производственный менеджмент: Учебное пособие. - М.: Приор, 1998.
    Мишинин А.И. Теория экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 1999.
     miemp-mi-gor.narod.ru/utcheba/itu/glava/002.htm
 

Лекция №2. Банковские информационные системы. 

     Вопросы:
    Понятие банковской информационной системы.
      Структура управления банком
      Основа технического построения БИС – архитектура «клиент-сервер».
    Требования к банковской информационной системе и принципы разработки программных средств
    Банковские технологии
 
     
    Понятие банковской информационной системы.
 
     Проектирование  функциональной части ЭИС связано  с решением стратегического вопроса о выборе критерия выделения ее подсистем - одной из проблем, которая существовала на протяжении всей истории автоматизации организационно-экономических объектов и осталась актуальной в настоящее время. Изучение структуры и функций любой системы основывается на ее анализе и дальнейшем синтезе. И если цель анализа - изучение закономерностей функционирования системы при существующей структуре, то задача синтеза - проектирование и подбор такой структуры, которая реализовывала бы заданные ей функции.
     Из  теории сложных систем известно, что  всякую сложную систему можно  разложить на некоторые подсистемы с различной глубиной детализации.
     Традиционно под функциональной подсистемой  понимается некоторая часть общей системы управления, выделенная в соответствии с общностью функциональных признаков управления.
     Учет  и контроль в банке представлены операционным и бухгалтерским учетом, которые тесно связаны между собой, поскольку аналитический уровень отражен в банковском учете лицевыми счетами, а каждый лицевой счет находится под определенным балансовым. В связи с тем, что каждый рабочий день заканчивается формированием баланса, проводки, изменяющие состояние лицевых счетов, немедленно отражаются на синтетических счетах и балансе. Статистический учет позволяет собрать сведения об изменении отдельных показателей за длительный период.
     Анализ  представляет собой функцию управления, которая позволяет распознать сложившуюся экономическую ситуацию как внутри, так и вне банка. В крупных банках существуют два независимых отдела, один из которых обеспечивает анализ внутреннего состояния банка, а другой анализирует внешнюю среду.
     Планирование, основываясь на данных анализа, подготавливает возможные решения для выхода из сложившейся ситуации и достижения поставленных целей. При этом планирование внешних взаимодействий и планирование внутреннего состояния банка взаимосвязаны, хотя структурно они разделены и реализуются частично в процессе маркетинга (департамент маркетинга и развития банка), частично в отделе планирования (департамент экономического управления).
     В реальных условиях разработки интегрированных БИС в качестве основного признака функция управления самостоятельно не используется, а лишь дополняет другие. Более распространенным признаком декомпозиции в практике является объект управления.
     Подготовленные  на этапе планирования решения реализуются  в рамках функции регулирования.
     В зависимости от уровня цели можно  говорить о горизонтах управления. Существуют понятия стратегических и тактических целей. Оба эти понятия в известной мере условны, поскольку тактические цели, например, правления банка могут являться стратегическими для другого уровня управления, например кредитного отдела. Но тем не менее для банковской сферы можно разделить цели, а следовательно, и фазы управления по длительности периода управления на оперативные (один рабочий день), текущие (месяц, квартал) и перспективные (год). Таким образом, можно говорить об оперативном, текущем и статистическом учете, планировании и анализе. Однако следует отметить, что анализ не существует сам по себе и служит подготовительной фазой для планирования и информационно базируется на учетных данных, отражающих фактическое состояние системы.
     Объектам  управления в банке может служить  как деятельность подразделения или одного сотрудника, так и отдельная банковская операция, состоящая из ряда технологических этапов.
     Банковские  информационные системы
     Банковские  информационные системы (БИС) представляют собой системы управления финансовой организацией (банком).
     Учет  и контроль в банке представлены операционным и бухгалтерским учетом, которые тесно связаны друг с другом.
     В России автоматизация банковских технологий в новых рыночных условиях начали разрабатываться с начала 1990-х  годов.
     Принципы  построения банковских информационных систем
     Комплексный подход в охвате спектра банковских функций и их интеграция
     Модульный принцип построения
     Открытость  технологий, их способность взаимодействовать с внешними системами, обеспечивать выбор платформы
     Гибкость  настройки модулей банковской системы и адаптация к потребностям конкретного банка
     Масштабируемость, позволяющая расширение функциональных возможностей по мере развития бизнес-процессов
     Многопользовательский доступ к данным в реальном времени
     Моделирование организационной структуры банка и его бизнес-процессов
     Непрерывное развитие и совершенствование системы на основе реинжиниринга бизнес-процессов. 
 

     1.1 Структура управления банком
     Структура системы управления банком различается  от размеров банка, наличия сети филиалов, числа видов оказываемых услуг, количества клиентов и операций, выполняемых  банком.
     Существует  несколько видов структур управления:
     Линейная (наиболее простая, отделы подчинены  непосредственно правлению банка).
     Иерархическая (отделы объединяются в департаменты по принципу однотипности функций).
     Дивизионная (выделяются подразделения, ответственные  за результаты перед правлениям и обладающие самостоятельностью в оперативном управлении).  

 

     Рисунок 1. Пример структуры управления банком 

     Банковские  информационные системы
     Архитектура БИС предусматривает разделение функциональных возможностей на три уровня:
     Верхний уровень (front-office) – модули, обеспечивающие быстрый и удобный ввод информации, ее первичную обработку и любое внешнее взаимодействие с клиентами, другими банками и т.д.
     Средний уровень (back-office) приложения по различным направлениям внутри банковской деятельности и внутренним расчетам (работа с кредитами, депозитами, ценными бумагами и т.п.)
     Нижний  уровень (accounting) – модули обеспечивающие базовые функции бухгалтерского учета.
     Архитектура БИС
     Информационное  обеспечение БИС
     Информационное  обеспечение включает в себя полный набор показателей, документов, классификаторов, файлов, баз данных и методов их использования в банковской деятельности.
     К организации информационного обеспечения  накладывается ряд требований:
     Обеспечение доступа многих пользователей в  реальном времени;
     Возможность экспорта/импорта данных в разных форматах;
     Безопасность  хранения и передачи информации
     Обеспечение целостности информации при отказе аппаратуры
     Информационное  обеспечение БИС
     Основой современных БИС являются банки  данных со структурой данных в базе, обеспечивающие надежное хранение и быстрый доступ к различным объектам (документы, счета, клиенты и т.д.).
     Вводится  обобщенное понятие – хранилище  данных – централизованная база данных, объединяющая информацию из разнородных  источников и систем.
     Информационная модель, закладываемая в основу БИС отражает разнообразие понятий предметной области – документ, операция, клиент, финансовый инструмент, счет и план счетов, банковский продукт (услуга), пользователь.
 

     
     
Основа  технического построения БИС  –  архитектура «клиент-сервер». 

     Развитие  функциональных возможностей БИС связано  с расширением количества видов  банковских продуктов (услуг), предоставляемых  банками:
     Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц;
     Обслуживание  счетов банков-корреспондентов;
     Кредитные, депозитные, валютные операции;
     Различные виды вкладов частных лиц и  их обслуживание;
     Фондовые  операции;
     Расчеты с помощью пластиковых карт;
     Бухгалтерские функции;
     Анализ, принятие решений, менеджмент, маркетинг, др.
     Структура интегрированной БИС
     В структуре БИС можно выделить ряд АРМ, предназначенных для автоматизации деятельности специалистов банка
     АРМ сотрудника кредитного отдела
     АРМ сотрудника кредитного отдела (АРМ  СКО) обеспечивает заключение и ведение  договора, его пролонгацию и закрытие (поступление в архив), формирование графиков погашения основного долга и выплаты процентов по различным схемам, а также контроль выполнения этих графиков и начисление пеней по основной части долга и по процентам.
     При этом формируется ряд отчетов.
     АРМ поддерживает стандартные и индивидуальные процентные ставки: по основной части долга, за неиспользованный кредит, за просроченный возврат ссуды или за несвоевременную выплату процентов за кредит.
     Межбанковские расчеты
     Банковская  система должна обеспечить эффективность расчетов между хозяйствующими субъектами. Банки устанавливают между собой корреспондентские отношения, когда для выполнения платежей и расчетов операции ведутся одним банком по поручению и за счет другого банка.
     Один  из видов корреспондентских отношений – расчеты с открытием корреспондентских счетов в региональных учреждениях Центрального банка РФ (рассчетно-кассовые центры – РКЦ).
     Технология  прямых расчетов позволяет обеспечить прохождение платежей между банками  в течение одного операционного  дня. Такая технология реализована в системе электронных платежей.
     Взаимодействие  банка с внешней средой
     Взаимодействие  банка с внешней средой
     В качестве внешней среды, с которой  взаимодействует коммерческий банк выступают:
     обменные  пункты;
     участники электронного денежного обращения (ЭДО) с использованием пластиковых карточек (ПК);
     клиент;
     филиалы банка;
     банки на территории России;
     банки на территории СНГ;
     зарубежные  банки;
     другое. 

     Выводы
     Состояние банковского дела в РФ и его  особенности определяют формирование систем автоматизации обработки банковской информации;
     Основная  задача БИС – полнота отражения  специфики предметной области;
     Эффективная организация банковской деятельности требует комплексного охвата всех бизнес-процессов  на базе их полной интеграции;
     Программные решения БИС определяются возможностями системных и прикладных программных средств и требованиями к набору функциональных возможностей.
 

     
     2. Требования к банковской информационной  системе и принципы разработки  программных средств 

     В большинстве БИС банковская технология оказывается жестко встроенной в программный продукт. Поэтому пользователь не имеет возможности отклоняться от нее, пользуясь меню, и всегда следует по пути запрограммированного диалога, корректность которого зависит практически полностью от разработчика. При этом различные продукты имеют разную степень их технологической адаптации и в большинстве случаев такая настройка производится специалистом в процессе инсталляции. Обычно таким специалистом является представитель разработчика, реже - банковский технолог (администратор) автоматизируемого учреждения.
     Мера  функциональной избыточности определяется особенностями управленческой структуры, принятой в банке. При этом ряд  управленческих задач зачастую не выделяется в самостоятельные, как, например, вся группа задач маркетинга. Это можно объяснить неразвитостью банковских систем управления и нежеланием небольших, небогатых банков тратить деньги на дорогостоящие маркетинговые исследования.
     Нужно отметить и тот факт, что во многих БИС автоматизированы лишь самые основные, наиболее важные с точки зрения разработчиков системы, задачи. Это может быть мотивировано отсутствием некоторых услуг: факторинга, лизинга, карточных услуг, но есть управленческие задачи, решаемые в любом банке и, как правило, отсутствующие в большинстве отечественных БИС, например автоматизированный анализ качества кредитного портфеля, прогнозирование и планирование кредитных ресурсов. В коммерческих банках структура управления и состав банковских операций оказывают решающее воздействие на структуру и содержание БИС.
     Использование компьютера позволяет расширить  применение экономико-математических методов в управлении, т.е. не просто ускорить обработку информации методом прямого счета, а оптимизировать некоторые процессы (например, распределение и размещение мобилизованных средств). При этом время на обработку снижается настолько, что это сказывается на повышении оперативности проведения расчетов и, следовательно, на повышении оперативности принимаемых решений. Появляется возможность расширения спектра оказываемых услуг, повышения их качества и расширения географии за счет более полного использования средств телекоммуникаций.
     Однако  при всех преимуществах автоматизации  перед банком помимо необходимости больших затрат на закупку платформы (технические средства и базовое программное обеспечение) и обучение своих специалистов возникает постоянная проблема. Она заключается в том, что желание банка обеспечить максимальную длительность эксплуатации приобретенной платформы сталкивается с тем, что любая платформа обречена на быстрое моральное старение, обусловленное устареванием оборудования, базового программного обеспечения (операционная система, СУБД, языки программирования) и заложенной в продукт банковской технологии.
     При разработке системы автоматизации могут быть реализованы два альтернативных решения.
     Первое  решение заключается в том, что  проектировщики разрабатывают систему  исходя из сложившейся структуры управления и, таким образом, «увековечивают» ее преимущества и недостатки.
     Второе  решение предполагает предварительную  реорганизацию системы управления и усовершенствование ее в соответствии с современной концепцией организации управления и требованиями руководства учреждения.
     Постоянные  изменения, происходящие в сфере  деятельности банков и затрагивающие  юридическую сферу, экономическую  среду и банковские технологии, требуют от системы управления банком высокой степени адаптивности. БИС должны иметь гибкую структуру и быть открытыми системами, т.е. допускающими внесение необходимых изменений в модель в случае каких-либо перестроек в банковской сфере. Поэтому система должна быть ориентирована на автоматизацию управления банковской деятельностью, а не на конкретную задачу чистой автоматизации обработки банковской информации. Другими словами, система должна соблюдать принцип целевого характера управления и удовлетворять требованию открытости для легкого внесения изменений и наращивания функциональных ее возможностей по мере необходимости. Это требование реализуется на принципах строгой параметризованности автоматизируемых объектов и модульности. Главным девизом здесь должна служить ориентация системы на автоматизацию управления банковской деятельностью, а не на решение локальных функциональных задач.
     Процедуры расширения и настройки системы  должны основываться на так называемом «связывании» модулей, которое обеспечивает комплексность системы за счет их интеграции. Например, оплата извещений по погашению коммунальных платежей клиента одновременно обновляет позиции в текущих счетах, а также другие позиции, затронутые операцией.
     К специальным требованиям, характерным для банковской сферы, относится прежде всего возможность отката на дату (контрольную точку) либо технологического отката через систему обратных проводок «красное сторно». При достижении исходной ситуации и ее фиксации сотрудники банка должны иметь возможность внесения изменений и возврата с автоматическим расчетом, закрытием и архивацией всех последующих дней.
     В связи с этим необходимо обеспечить одновременное сопровождение баз  данных, хранящих результаты текущего и прошедшего операционных дней и осуществляющих долговременное хранение архивов.
     Другим  требованием, которое теперь предъявляют  банки к системам автоматизации  своей деятельности, является блокирование ввода платежных документов, приводящих к дебетовому сальдо, чтобы исключить таким способом пополнение картотеки № 2. Если же такая ситуация не возникает и платежный документ не обладает некорректными реквизитами, банковская технология предполагает однократный ввод информации в систему и автоматическое формирование проводок по всем операциям. Это требование совпадает и с требованием разработчиков.
     Выполнение  проводок и изменение лицевых  счетов должны осуществляться в реальном масштабе времени. Работа с единой информационной базой позволяет автоматически распространять любые изменения всех взаимосвязанных частей базы при внесении изменений в любую ее часть. Система должна обеспечивать постоянное изменение состояния лицевых счетов и ежедневный пересчет остатков на них с учетом дневных изменений. Этот пересчет должен давать возможность накопления месячных, квартальных и годовых оборотов по счетам.
     Лицевые счета должны проходить анализ на ситуацию неоткрытый счет. Вновь открываемые счета получают автоматически присваиваемые номера. При необходимости клиент (при наличии системы клиент-банк) или сотрудник банка должен иметь возможность просмотра лицевого счета и оценки его динамики за заданный период. По характеру счетов БИС должна обеспечивать работу в мультивалютном режиме как с текущими и расчетными счетами, так и с различного рода депозитными, ссудными, контокоррентными и другими счетами, а также начислять различного рода проценты и комиссии.
     Проведение  расчетов должно быть своевременным  и корректным, иметь точное отражение в учетных регистрах и осуществляться таким образом, чтобы по возможности максимально освобождать сотрудников от выполнения рутинных задач вручную. При этом документооборот в банке желательно сократить.
     Требования  разработчика в основном связаны  со сложившимся подходом к проектированию автоматизированных систем, а также с собственными его интересами, которые носят финансовый характер. Это прежде всего соотношение: цена - себестоимость - объем работ.
     К интегрированным системам при разработке предъявляются более ужесточенные требования, чем к локальным разработкам. Это обусловлено расширенными функциональными запросами комплексности решений и обязательными системными соглашениями.
     Крайне  важным является принцип комплексности  разработки, который предполагает создание совокупности взаимосвязанных программных  средств, автоматизирующих ряд банковских функций и организованных в виде целостной системы. При этом для эффективной ее эксплуатации должны соблюдаться принципы согласованной пропускной способности частей системы и гибкости информационного обеспечения при сохранении его единства. Дело в том, что в настоящее время в банках имеются разобщенные информационные фонды, что может приводить к неоднозначным трактовкам экономической ситуации различными сотрудниками банка. Очевидно, что соблюдение единства базы должно сопровождаться однократностью ввода информации.
     Операция, проведенная в отделении банка, при выполнении ряда условий влечет за собой и другие. Так, при выдаче аккредитива по истечении определенного срока может оказаться, что деньги не израсходованы и подлежат обратному перечислению на расчетный счет. Поскольку операция формализована, она может быть выполнена и программно.
     Поскольку сложившийся в нашей стране рынок  платформ очень пестр, разработчик  для наиболее широкого распространения  своей системы заинтересован  в соблюдении принципа мобильности, т.е. в обеспечении возможности эксплуатации программного продукта в различных операционных и технических средах.
     Использование в качестве опорной концепции  разработки системы автоматизации  банковской деятельности концепции  АРМ как нельзя более соответствует применению целевого подхода в управлении. Определив основные цели сотрудника, можно сформулировать главные системные соглашения по использованию дискетной или сетевой технологии, выбрать необходимый инструментарий. Наличие во многих АРМ одноименных участков позволяет широко использовать перемещаемые блоки типа: расчет нормативных коэффициентов, оценка собственной ликвидности, заключение и ведение договоров и др. и использовать при этом объектно-ориентированный подход.
     Каждому объекту (лицевой счет, проводка, клиент) соответствует стандартный инструментарий (создание, контроль, корректировка, удаление, сортировка, поиск и др.), а также специфический инструментарий («красное сторно» для проводок, заключение оборотов или закрытие - для счетов и др.).
     Весьма  актуальной проблемой сегодня остается обеспечение банковской безопасности. Ее решение может быть успешным только при комплексном подходе, который подразумевает разделение доступа к информации, к различным АРМ и к режимам в них. Так, для доступа к системе существуют уровни: пересылка файлов в определенную директорию, доступы в определенную директорию, доступ к диску, реализация всех функций на удаленной ЭВМ. Для этого обычно используется система паролей, шифрования передаваемой информации, электронной подписи. Также важное значение имеет правильная организация ведения архива информационной базы системы.
     Таким образом, принципы разработки систем автоматизации  банковской деятельности вытекают из подходов и требований, предъявляемых к программному продукту заказчиком  (банком). Эти требования содержат в себе требование банка к системе в целом как к продукту, который будет обслуживать специфическую сферу (банковское дело), а также специальные требования, отражающие специфику используемых в банке операций и технологий их выполнения.
     С другой стороны, существует ряд требований, которые предъявляются к разработке исполнителем (разработчиком). Эти требования могут совпадать с требованиями банка, но могут и конфликтовать. Хотя большинство из перечисленных требований, предъявляемых проектировщиком, не являются конфликтными по отношению к требованиям банков.
     Следует запомнить, что при проектировании интегрированных БИС необходимо учитывать требования банковской среды. Это возможность отката на определенную дату и технологического отката; однократный ввод информации; блокирование ввода платежных документов при дебетовых сальдо; выполнение проводок в реальном масштабе времени; анализ ситуации - открытый (закрытый) счет; информационная безопасность.
     Общие требования разработки информационных систем: сокращение документооборота; автоматизация рутинных задач: адаптивность финансовых информационных систем (ФИС) (параметризованность); возможность расширения систем; единая информационная база; мобильность; ведение архива системы; восстановление архивной копии базы данных системы.
     Как правило, информационная система является внешней по отношению к совокупности банковских технологий, поскольку зачастую машинная обработка банковской информации используется на заключительных стадиях технологического процесса выполнения банковских операций, которые характеризуются наибольшей концентрацией вычислений. На практике все банковские операции связаны некоторой единой технологией, состоящей из множества макро - и микротехнологий, наличие которых обусловлено специализацией отдельных групп работников и составом их обязанностей. 

 

     
     3.Банковские  технологии 

     Несмотря  на достаточно стабильную номенклатуру банковских услуг, их реализация в виде последовательности технологических этапов и приемов может различаться.
     Сравнивая работу различных банков и оценивая возможность автоматизации их деятельности, приходится констатировать практическое отсутствие унификации и стандартизации банковских технологий. Технологии выполнения одноименных банковских операций отличаются в различных банках, наблюдается несоответствие целей и функций для одноименных автоматизированных участков, разнообразие в технологии документирования одноименных операций, различие форм отчетности, периодичности их представления на разных участках управления в связи со специализацией работников. Это привело к появлению на рынке большого количества программных средств, обеспечивающих частичную автоматизацию банковской деятельности. Но со временем пестрота разработок БИС пошла на убыль, а наиболее эффективные системы стали интегрироваться и широко тиражироваться. Фирмы, имеющие разветвленную структуру и закупающие интегрированные системы, распространяют их на все свои филиалы. «Эффект массы» для некоторых систем привел к признанию их элементов стандартными.
     Многообразие  оказываемых банком услуг и связанных  с ними банковских технологий, особенности организации управления и отсутствие единой концепции автоматизации банковской деятельности обусловили появление на нашем рынке большого количества разнообразных банковских программных продуктов различных производителей.
     Анализ  этих продуктов рынка показывает, что практическое выделение подсистем и задач в интегрированных БИС учитывает их группировку одновременно по трем признакам: управленческая структура, трансформация ресурсов и функции управления. При этом часть задач реализуется различными технологиями, распределяется между различными АРМ и не повторяется, а некоторые задачи становятся функционально избыточными и оформляются при разработке в виде некоторых универсальных технологий, структурно выполненных в форме перемещаемых блоков, одновременно присутствуя в нескольких АРМ и соответствующим образом настраиваясь.
     В большинстве БИС банковская технология оказывается жестко встроенной в программный продукт. Поэтому пользователь не имеет возможности отклоняться от нее, пользуясь меню, и всегда следует по пути запрограммированного диалога, корректность которого зависит практически полностью от разработчика. При этом различные продукты имеют разную степень их технологической адаптации и в большинстве случаев такая настройка производится специалистом в процессе инсталляции. Обычно таким специалистом является представитель разработчика, реже - банковский технолог (администратор) автоматизируемого учреждения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.