На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и сущность инновационного менеджмента

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Санкт-Петербургский  филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации»

   Курсовая  работа

   по  дисциплине: Менеджмент

   на  тему: «Понятие и сущность  
инновационного менеджмента»

 
 
 
 
 
 
 
   Выполнила:
   207 гр.
   Проверила: 

 

   

   Оглавление:

Введение ………………………………………………………………………………...3

I глава. Основные понятия инновационного менеджмента …………………………5

    1.1. Понятие инновационного менеджмента……………………………………..5

    1.2. Инновационный процесс………………………………………………………7

    1.3. Инновационная стратегия…………………………………………………….11

II глава. Разработка и внедрение новой продукции…………………………………14
    2.1. Понятие «нового продукта»………………………………………………….14
    2.2. Этапы выведения нового продукта на рынок………………………………15
    2.3. Этап генерации идей………………………………………………………….17
    2.4. Отбор идей…………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………..27
Список  литературы…………………………………………………………………….28
 


   Введение:
   Сегодняшняя активно развивающаяся экономика  диктует фирмам и организациям такие  условия, в которых, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса, они  вынуждены постоянно эволюционировать. Происходящие в обществе изменения  настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать  времени, его нормам и веяниям, предприниматели  должны уметь заинтересовать потенциального клиента, привлечь его новым продуктом  или услугой, удержать.
   Вопросами разработки и внедрения новых  проектов с точки зрения управления организацией и занимается инновационный  менеджмент. Эта дисциплина уже показала себя как единственно возможный  путь накопления и систематизации знаний и опыта по внедрению инноваций  на предприятиях. Инновационный менеджмент помогает эффективно управлять процессами инновационной деятельности, связанными с созданием, освоением, производством, и распространением среди потребителей новых, прогрессивных продуктов  и услуг.
   Все аспекты инноватики, от проведения фундаментальных исследований, до сбыта и свертывания проекта должны четко и эффективно управляться. Только такой подход позволит оценить, сделать правильный выбор и, в конечном итоге, извлечь выгоду из инновационной деятельности.
   Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической  маркетинговой функции, специфических  методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной  деятельности. В конечном счете, эти  методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения  экономического дохода и инновационного продукта.
   Процесс экономических и политических преобразований, происходящих в нашей стране, привел к необходимости существенных изменений  в деятельности хозяйствующих субъектов. Меняются прежние организационные  структуры, меняются интересы, а с  ними и механизмы поведения, и  методы принятия решений. Происходящие изменения оказались настолько  серьезными, что далеко не все хозяйственные  образования смогли выбрать верный путь, адекватное общественной динамике направление развития.
   Условия переходного к рыночной экономике  периода требуют повышенного  внимания к управлению инновационной  деятельности, обеспечивающей эффективное  развитие производства.
   Инновационная деятельность является наиболее прогрессивной  формой предпринимательства в рыночных отношениях. Рынок создает реальные возможности для развития научно-технического прогресса. Коренным отличием инновационной  деятельности в условиях рынка является ориентация не на возможности производителя, а на запросы потребителя.
 

   
   I глава. Основные  понятия инновационного  менеджмента 
   1.1 Понятие инновационного менеджмента
   Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие  для научной общественности и  предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену  одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью  буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
   Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как  самостоятельно, так и для обозначения  ряда родственных понятий: "инновационная  деятельность", "инновационный  процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается  множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.
   В специальной литературе и официальных  документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим  прогрессом, внедрение достижений науки  и техники в производство и  тому подобное, что характерно для  централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют  полную юридическую и экономическую  самостоятельность, ни о каком внедрении  чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется  различие в содержании отдельных  понятий в области инновационного менеджмента.
   Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского  слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.
   Таким образом, с момента принятия к  распространению новшества приобретает  новое качество - становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества  на рынок принято называть процессом  коммерциализации. Период времени между  появлением новшества и воплощением  его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
   В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что  вполне объяснимо. Новшеством может  быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что  новшество используется. С момента  принятия к распространению новшество  приобретает новое качество и  становится инновацией.
   Любые изобретения, новые явления, виды услуг  или методы только тогда получают общественное признание, когда будут  приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они  выступают как нововведения (инновации).
 

   
   1.2 Инновационный процесс
   Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также  требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как  система экономических отношений  купли - продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение  и цена, основными компонентами инновационной  деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества  формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три  основных компонента и образуют сферу  инновационной деятельности.
   Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного  характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения  новшества и до его использования  принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как  инновационный процесс.
   Термины "инновация" и "инновационный  процесс" близки, но не однозначны. Инновационный  процесс связан с созданием, освоением  и распространением инноваций. Создатели  инновации (новаторы) руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл изделия и экономическая  эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет  признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как  промежуточный результат научно-производственного  цикла и по мере практического  применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) - это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.
   Следовательно, научно-технические инновации должны:
   - обладать новизной;
   - удовлетворять рыночному спросу;
   - приносить прибыль производителю.
   Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
   Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество - технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
   Простой инновационный процесс переходит  в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза - это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.
   Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
   В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на:
   - продуктовые инновации, они включают  применение новых материалов, новых  полуфабрикатов и комплектующих;  получение принципиально новых  продуктов. 
   - процессные инновации означают  новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации  могут быть связаны с созданием  новых организационных структур  в составе предприятия (фирмы).
   По  типу новизны для рынка инновации  делятся на:
   - новые для отрасли в мире;
   - новые для отрасли в стране;
   - новые для данного предприятия  (группы предприятий).
   По  месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
   - инновации на входе предприятия  (изменения в выборе и использовании  сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
   - инновации на выходе предприятия  (изделия, услуги, технологии, информация  и др.);
   - инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
   В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
   - радикальные (базовые);
   - улучшающие;
   - модификационные (частные).
   В Научно-исследовательском институте  системных исследований (РНИИСИ) разработана  расширенная классификация инноваций  с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:
   - технологические;
   - производственные;
   - экономические;
   - торговые;
   - социальные;
   - в области управления.
 

   
   1.3 Инновационная стратегия
   Главное внимание в инновационном менеджменте  уделяется выработке стратегии  инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии  фирмы, так как определяет все  остальные направления ее развития.
   Осуществление инновационного менеджмента в целом  предполагает:
    разработку планов и программ инновационной деятельности;
    наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
    рассмотрение проектов создания новых продуктов;
    проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
    обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
    обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
    создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.
   Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма  может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии - важнейшая составляющая цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать  их внедрение в своей фирме, чтобы  не отстать от конкурентов.
   Стратегическое  планирование преследует две основные цели.
   1. Эффективное распределение и  использование ресурсов. Это так  называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных  ресурсов, таких, как капитал,  технологии, люди. Кроме того, осуществляется  приобретение предприятий в новых  отраслях, выход из нежелательных  отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий.
   2. Адаптация к внешней среде.  Ставится задача обеспечить эффективное  приспособление к изменению внешних  факторов (экономические изменения,  политические факторы, демографическая  ситуация и др.).
   Стратегическое  планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе  и анализе данных. Это позволяет  иметь постоянный контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было заменить другой.
   Разработка  стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая  должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в  связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.
   При выборе цели нужно учитывать два  аспекта: кто является клиентами  фирмы и какие потребности она может удовлетворить.
   После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования - конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели:
   1) прибыльность - добиться в текущем году уровня чистой прибыли 5 млн. д.е.;
   2) рынки (объем продаж, доля рынка,  внедрение в новые линии), например, довести долю рынка до 20% или  довести объем продаж до 40 тысяч  штук;
   3) производительность, например, средняя  часовая выработка на одного  рабочего 8 ед. продукции;
   4) продукция (общий объем выпуска,  выпуск новых товаров или снятие  некоторых моделей с производства  и др.);
   5) финансовые ресурсы (размер и  структура капитала; соотношение  собственного и заемного капитала;
   размер  оборотного капитала и др.);
   6) производственные мощности, здания  и сооружения;
   7) НИОКР и внедрение новых технологий (основные показатели, технологические  характеристики, стоимость, сроки  внедрения);
   8) организация - изменения в организационной структуре и деятельности, например, открыть представительство фирмы в определенном регионе;
   9) человеческие ресурсы (их использование,  движение, обучение и т.п.);
   10) социальная ответственность.
   Стратегическое  планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды  фирмы. Процессы и изменения во внешней  среде оказывают жизненно важное воздействие на фирму. Основные факторы, связанные с внешней средой, - это экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и  выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов  с собственными показателями позволят лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.
   К серьезным факторам внешней среды  относятся социально-поведенческие  и экологические. Фирма должна учитывать также изменения в демографической ситуации, образовательном уровне и др. Анализ внутренней среды проводится с целью выявления сильных и слабых сторон в деятельности фирмы.
   Стратегия является отправным пунктом теоретических  и эмпирических исследований. Организации  могут различаться тем, насколько  их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки  реализовать нововведение, вероятность  того, что оно будет принято  к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства  значение стратегических и финансовых целей возрастает.
 

   
   II глава. Разработка и внедрение новой продукции
   2.1 Понятие «нового продукта»
   Товар с новыми свойствами, производство и сбыт которого добавляются к  существующему ассортименту, обычно называют новым продуктом. Простые  усовершенствования существующих изделий  сюда не входят. Новые изделия могут  быть или принципиально новым  продуктом или комбинацией новых  приспособлений, механизмов, без изменения  самого продукта.
   Цели  процесса инновации можно свести к следующим:
   1) нахождение нового технического  решения задачи - создание изобретения;
   2) проведение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);
   3) налаживание серийного производства  продукции;
   4) параллельная подготовка и организация  сбыта;
   5) внедрение нового товара на  рынок;
   6) закрепление на новых рынках  путем постоянного совершенствования  технологии, повышения конкурентоспособности  продукта.
   Инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности фирмы. В особенности это относится  к фирмам, занятым производством  наукоемкой продукции. У них наблюдается  особо тесное взаимодействие службы НИОКР со службой маркетинга.
   Подразделения НИОКР становятся трансформаторами идей и разработок, исходящих от потребителей. Они принимают активное участие в разработке программ маркетинга по продукту. Между изучением потребностей и НИОКР существует обратная связь, позволяющая в процессе НИОКР  максимально учитывать требования потребителей и корректировать в  соответствии с ними технико-экономические  показатели нового изделия с целью  их оптимизации.
 

   
   2.2 Этапы выведения нового продукта на рынок
   В ходе инновационного процесса предприятие  создает новые потенциальные  возможности, оценивает их, устраняет  наименее привлекательные, изучает  представление потребителей о них, разрабатывает продукцию, испытывает ее и внедряет на рынок.
   Этот  длительный процесс можно рассматривать  состоящим из вполне определенных этапов, на каждом из которых нужно принимать соответствующие обоснованные решения. Назовем основные этапы инновационного процесса: - генерация идей; - отбор идеи; - разработка замысла и его проверка; - экономический анализ; - разработка товара; - пробный маркетинг; - коммерческая реализация.
   Разработка  нового товара должна быть четко спланирована и каждый этап создания новинки тщательно  проработан.
   Такой подход, казалось бы, ведет к увеличению сроков разработки новшеств и к их удорожанию. Вспомним, однако, что самыми дорогостоящими являются завершающие  этапы инновационного процесса. При  тщательном и систематическом планировании отсев менее перспективных идей происходит раньше, большинство причин, ведущих к неудаче на рынке, вовремя  устраняется, значительно экономятся время и средства.
   Так, по результатам специально выполненных  исследований, американские промышленные компании в 1969 г. должны были начинать работать в среднем с 58 идеями новых  товаров, чтобы получить одну удачную  новинку. А в 1981 г. этим же фирмам для  получения одного удачного товара потребовалось  только 7 идей. Такое улучшение (и  значительная экономия средств) явилось  результатом более тщательной разработки новинки на каждом этапе этой работы.
   Из  всего вышесказанного не следует, однако, что каждый этап должен хронологически следовать один за другим. Часто  пользуются параллельно-последовательной организацией инновационного процесса, что позволяет сократить уровень затрат и сроки проведения работ на 15-20 процентов по сравнению с последовательной организацией. Кроме того, параллельно последовательная организация работ должна значительно уменьшить объем доработок на этапе изготовления опытного образца.
   Вместе  с тем в результате совмещения этапов с целью сокращения времени  часто возникают, так называемые, издержки по ошибке, которые ведут  к увеличению затрат по сравнению  с исходным параметром реализации новшеств. Отсюда ясно, что инновационный менеджмент предназначен также для выбора и  обеспечения оптимального сочетания  времени и затрат.
 

   
   2.3 Этап генерации идей
   Разработка  любой инновации начинается с генерации идей - постоянного и систематического поиска возможностей создания новых товаров. Этот этап - задающий в инновационном процессе. Для успешной деятельности на рынке предприятие должно иметь управленческий механизм, способный использовать любые идеи, из какого бы источника они не появлялись.
   Анализируя  информационные потоки, стимулировавшие  возникновение нововведения, и выделяя  те из них, характер которых имел наибольшее значение для зарождения идеи новшества, исследователи выдвигают гипотезы "технологического подталкивания" и "подтягивания спросом". В соответствии с этими гипотезами обычно выделяют научно-техническую (технологическую) и экономическую (коммерческую) информацию: первая содержит сведения о существующих технологических возможностях решения той или иной проблемы, вторая - о нуждах потребителя. Преобладающим фактором является "подтягивание спросом". Так, за рубежом в среднем в 75 процентах случаев источником нововведений являются рыночные факторы. Источники, ориентированные на рынок, выявляют возможности, основанные на определяемых в ходе специальных исследований (опросы клиентуры, групповые обсуждения, анализ поступающих писем и жалоб) желаниях и нуждах потребителей. Затем на удовлетворение этих желаний ориентируются научные исследования и конструкторские разработки, и результате появляются такие товары как шариковые дезодоранты, светлое пиво, легко открываемые банки с газированными напитками.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.