На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Национальная экономика

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План:
1. Понятие национальной  экономики
2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики
3. Основные направления  социально-экономического  развития Республики  Беларусь до 2010 г.
4. Основные задачи  второго пятилетия
5. Социальные ориентиры и направления развития экономики
    Используемая литература 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие национальной  экономики Республика  Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику. Если в советский период экономика БССР была лишь органичной частью единого народнохозяйственного комплекса (ЕНХК) Советского Союза, то с распадом СССР и ЕНХК она стала преобразовываться в национальную экономику, постепенно приобретать черты единого хозяйственного целого в рамках суверенного белорусского государства, ставшего полноправным членом мирового сообщества, субъектом международного права и международных экономических отношений.
За годы независимого существования Беларусь прошла сложный  путь построения государственности, наполнения суверенитета реальным содержанием, перехода к рыночным отношениям в очень  трудных условиях преодоления системного социально-экономического кризиса, вызванного распадом СССР. Но все то время не прекращался процесс создания основ национальном экономики на "руинах" бывшего ЕНХК. И сегодня наша руина сформировала ключевые элементы новой экономической системы, создав новые органы экономической власти, внутренний и внешний рынки, нормы хозяйственного законодательства и т.п.
Термин "национальная экономика" активно вошел в  научный оборот, управленческую, хозяйственную  практику последнего десятилетия как  синоним понятия "экономика суверенной страны" наряду с терминами "народное хозяйство" (National economy - англ., Volkswirtschaft - нем., Gospodarka narodowa - польск.), "экономика республики". Слово "национальный" акцентирует внимание на том, что экономика рассматривается в своей целостности, в масштабе нации, государства, а не только в этническом аспекте.
Следует различать  национальную экономику как науку  и как область хозяйственной  практики.
Как наука национальная экономика имеет свой объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования.
В качестве объекта  национальная хозяйственная система  страны исследуется рядом экономических  дисциплин: теоретической (политической) экономией, экономической историей, экономической статистикой, эконометрией, математическим моделированием, экономической и социальной географией и др.
Предметом исследований выступают социально-экономические  процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной  системы, ее структурно-функциональных элементов, потенциалов и механизмов.
Обобщенные результаты исследований создают научные основы национальной экономики, которые включают совокупность ключевых теоретико-методологических, концептуальных, научно-методических, инструментально-прикладных положений, прежде всего, понятийно-категориальный аппарат, методологические императивы и методический инструментарий.
Наиболее эффективным  в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В соответствии с его принципами система представляет собой упорядоченное  множество элементов, объединяемых взаимодействиями и отношениями в единое целое. Устойчивая совокупность элементов (компонентов, подсистем) и их отношений образует структуру системы, определяющую закономерности функционирования, свойства и характеристики, которые проявляются в поведении при взаимодействии с внешней средой.
Конкретизация идей, принципов теории систем и  системного анализа применительно  к различным сферам жизни общества и государства обеспечивается структурно-функциональным подходом, основные положения которого при анализе системных функций экономики состоят в следующем:
· экономика  рассматривается как одна из подсистем  системы "общество";
· системные  функции экономики выводятся  из структурно-функциональной дифференциации общества и совокупности общественных императивов;
· функциональные императивы подсистем общества, в  том числе экономики, реализуются  через соответствующие институциональные  формы и процессы с помощью  специфических механизмов;
· процессы в  обществе, отражающие системные функции, могут быть классифицированы по функциональной направленности, структурно-функциональному оформлению и сведены к обозримому числу типов;
· экономика  и на уровне общих процессов развития, и на уровне текущего функционирования может рассматриваться как институциональный  процесс, т.е. процесс, звенья которого представляют собой комплексы производственно-технологических (включая транспортные) и трансакционных действий, направленных на создание материальных благ, услуг, имущественных благ и доходов.
В рамках рассматриваемого подхода модель экономики - это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Данная модель может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупности институтов).
Наиболее приемлемым является определение института  как устойчивого комплекса формальных и неформальных норм, принципов, законов, правил, регулирующих различные сферы человеческой деятельности, социальные отношения и организующих их в систему социальных ролей и статусов посредством определенных организационных и организационно-экономических структур, в том числе органов государственного управления, учреждений, организаций. Институт также выполняет функцию социального контроля.
Системная модель экономики в данном контексте  может трактоваться в двух аспектах: позитивном и нормативном. В первом случае модель - это схематичное  описание какого-либо явления или процесса в обществе. Анализ и диагноз экономических явлений и процессов ведутся в основном с помощью дескриптивных (описательных) моделей. Во втором случае модель - это образец, служащий эталоном для воспроизведения. Прогнозы, оптимизационные процедуры, перспективы содержат, прежде всего, нормативные модели.
Характерной чертой сложных социальных систем, к которым  относится и экономика, является их способность к саморазвитию в  пространстве отношений и институтов в соответствии с общесоциальными и общеэкономическими законами. Потенциал (как возможность и способность) развития экономики определяется, главным образом, источниками, ресурсами, движущими силами, узлами противоречий (проблемами), направлениями и механизмами их разрешения и адаптации к внешним воздействиям и составляет сущностный аспект национальной экономики.
Содержательный  аспект раскрывается в анализе национальной экономики как области хозяйственной  практики, анализе состояния, факторов, проблем, тенденций, параметров хозяйственной системы, механизмов ее развития как основы разработки экономической политики, включая цели, направления и пути их достижения, методы и средства подготовки и реализации макроэкономических решений органов управления и регулирования хозяйственной системы страны.
Таким образом, национальная экономика - это хозяйственная  система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты  и условия:
· суверенитет нации и государства;
· территориальная  целостность;
· единство экономического пространства и юридической среды;
· общность характера  хозяйственных институтов, включая  институт собственности;
· наличие единого  платежного средства - национальной денежной единицы и целостной финансовой системы;
· развитость внутреннего  рынка и стабильность внешнеэкономических  и геополитических отношений;
· эффективные  гарантии независимого распоряжения и  приумножения национального богатства  в интересах повышения благосостояния нации.
Национальная  экономика как сложная система  включает в себя комплекс организационных, структурных, функционально-ресурсных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик (рис.1.1).
В организационном  плане - это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.
В структурном  плане - это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и др.
В функционально-ресурсном  плане - это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и  др. 

В институциональном плане - это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка средств производства, рынка товаров и услуг, рынка капитала, рынка земли, рынка ценных бумаг, фондового рынка, рынка труда, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др. 

По уровням  функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия  и организации первичного производственного  звена). 

Все структурные  компоненты, комплексы, потенциалы, сегменты национального рынка опосредованы: 

· формами и  правами собственности; 

· движением  материальных потоков различных  видов ресурсов, участвующих в  хозяйственном, воспроизводственном  процессе и вовлеченных в экономический оборот в виде затрат сырья, энергии, капитала, труда; 

национальная  экономика беларусь 

· финансовыми  потоками (денежной массы - наличных и  безналичных денег), движением ценных бумаг всех видов (акций, облигаций, векселей и др.); 

· юридической  средой (законодательными и нормативно-правовыми  актами органов государственной  власти всех ветвей и уровней, а также  системой международных договоров  и соглашений). 

Социально-экономические  процессы, протекающие в национальной экономике, в своей совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление. Их функционирование и конечный результат характеризуются комплексом важнейших социально-экономических показателей и макропараметров, в том числе накопления и потребления. Динамика воспроизводственного процесса описывается, как правило, тремя основными параметрами: объемом (масштабом) производства; темпом развития (скоростью роста или спада); пропорциями системы и процесса воспроизводства, характеризующими сбалансированность его компонентов, равномерность (пропорциональность) развития. Нарушение пропорций, или диспропорции, например, в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах ведут к падению эффективности и разрушению экономической системы. 

Ключевыми макроэкономическими  параметрами являются эффективность  и конкурентоспособность национальной экономики, характеризующие состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, мировой экономике. 

Приведенные выше определения и качественные признаки, отражая сущностные характеристики, общее содержание понятия национальной экономики, позволяют научно обоснованно  вести исследование реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов и логически корректно, доказательно излагать основные цели, способы, характеристики и закономерности функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси, ее конкретно-исторической формы - белорусской экономической модели.
2. Предпосылки становления,  функционирования  и развития национальной  экономики
Для успешного  осуществления процессов становления  и развития национальной экономики  необходимы достаточные предпосылки  и условия, создание которых позволит придать экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):
Предпосылка - предварительное условие, исходный пункт, отправное положение; условие - основа, требование или правило, установленное в какой-либо области деятельности. Предпосылки и условия подразделяются на общесистемные, системные и внутрисистемные.
общесистемные - носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества);
системные - включают единство экономического, институционно-правового  пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;
внутрисистемные - обуславливают обеспечение эффективности  и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов  рационального хозяйствования.
В общесистемных предпосылках можно выделить внешнеполитические и внутриполитические.
Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками  выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из разных стран СНГ и других стран.
Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование  политической системы в рамках Конституции  Республики Беларусь на пути становления  демократии, оптимизация государственных  структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности.
Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020г., в качестве общесистемных условий  стратегического характера определены:
построение и  развитие унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь);
формирование  современного гражданского общества;
создание социально  ориентированной рыночной (смешанной) экономики.
Мировоззренческий и идеологический основой этих предпосылок является новая цивилизационная стратегия и уважение социальных, социально-психологических, культурных, ценностных ориентаций народа, менталитет нации, ее нравственные устои.
К системным  условиям относятся: создание единой институционально-правовой среды для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.
Внутрисистемные предпосылки обеспечивают создание условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики.
Данные предпосылки  носят двойственный характер. С одной  стороны, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой - постоянно действующими требованиями к преобразованию государства, общества, экономики, обеспечению политической и социальной стабильности в стране.
Все описанные  группы предпосылок и условий  учитываются при разработке программ и прогнозов социально-экономического развития Беларуси.
3. Основные направления  социально-экономического  развития Республики  Беларусь до 2010 г.
"Основные  направления социально-экономического  развития Республики Беларусь  на период до 2010 г." (далее - Основные направления) разработаны в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь", "Основными положениями организации государственного прогнозирования Республики Беларусь", утвержденными
Постановлением  Совмина Республики Беларусь от 20 августа 1998 г. N 1321.
В Основных направлениях проанализирована экономическая ситуация в 1996 - 2000 гг. и выявлены тенденции  социально-экономического развития, показаны место и роль Республики Беларусь в мировом сообществе. Дана оценка совокупности внутренних и внешних факторов, влияющих на обеспечение экономического развития (демографический, научно-производственный, ресурсный потенциалы, ожидаемых изменений во внешнеэкономической ситуации, конъюнктуре внутреннего и внешнего
рынков). Применительно  к прогнозируемому периоду обоснованы приоритеты и целевые показатели, конкретизированы стратегические цели и задачи, намеченные в Национальной стратегии устойчивого развития и Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. Определены перспективы развития межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства, наращивания экспортного потенциала и расширения внешнеэкономических связей Беларуси. Разработаны
предложения по социально-экономическому развитию регионов, государственному регулированию экономики, повышению экономической безопасности страны, совершенствованию системы управления народным хозяйством, улучшению состояния окружающей среды.
Основные направления  социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г. были разработаны по двум сценариям (вариантам) развития.
Принципиальные  различия между ними заключаются  в степени интенсивности использования  внутренних и внешних факторов экономического развития, показателях уровня жизни  и эффективности общественного производства.
Основные направления  утверждены постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. N 445.
4. Основные задачи  второго пятилетия
Важнейшей целью  второго пятилетия (2006 - 2010 гг.) является достижение устойчивого экономического роста и на этой основе обеспечение основных параметров оздоровления народа и повышения уровня его благосостояния.
Основные задачи второго пятилетия:
- активизация структурной перестройки экономики, ускоренное развитие отраслей социально-потребительского комплекса, наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных, импортозамещающих и экологически чистых производств;
- расширение рынков сбыта в странах СНГ и дальнего зарубежья путем повышения качества и конкурентоспособности белорусских товаров, снижения издержек производства;
- совершенствование механизмов трансформации внутренних накоплений в инвестиции для приоритетных отраслей и производств, более широкое привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов;
- улучшение финансовых результатов работы государственных и приватизированных предприятий, позволяющих поддерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов;
- развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей быстрое накопление и перелив капиталов в приоритетные отрасли и производства;
- переход на системы управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами на большинстве предприятий.
При этом предполагается исходить из необходимости учета  следующих ограничений, имеющих  важное значение для экономической безопасности страны:
в социальной сфере - нормализация демографических процессов;
недопущение превышения критических порогов безработицы;
стабильное повышение  уровня жизни, снижение дифференциации доходов населения по группам  и сферам деятельности, отраслям народного хозяйства;
обеспечение минимальных  социальных гарантий самым бедным слоям  населения в потреблении социальных благ и услуг;
в сфере экономики  и экологии - рациональное использование  основного капитала, развитие научно-технического, производственно-технологического потенциалов, необходимых для жизнеобеспечения, экономического роста и укрепления независимости страны;
сохранение ресурсов для нужд будущих поколений, восстановление почвенного плодородия, сохранение как  растительного, так и животного мира и экологического равновесия.
5. Социальные ориентиры  и направления  развития экономики
Формирование  социально ориентированной рыночной экономики предполагает осуществление  эффективной социальной политики. Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуации и долгосрочной стратегии развития Республики Беларусь, основной целью социальной политики на прогнозируемый период является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения,
предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения.
К числу особо  важных проблем, требующих решения  в рассматриваемом периоде, относятся:
обеспечение гарантий граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности жильем;
нормализация  демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности;
обеспечение эффективной  занятости населения, повышение  качества и конкурентоспособности рабочей силы;
создание экономических  и правовых условий для повышения  трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы трудоспособного  населения;
повышение жизненного уровня населения;
улучшение состояния  и эффективное развитие отраслей социальной сферы.
Для решения  указанных проблем потребуется:
обеспечить рациональную занятость населения;
восстановить  роль заработной платы как основного  источника доходов населения  и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;
реформировать систему оплаты труда, формируя ее уровень  на принципе рационального воспроизводства  рабочей силы, позволяющей работнику  и его семье удовлетворять  необходимые материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для наращивания инвестиционного потенциала;
пересмотреть  порядок налогообложения, в том  числе и заработной платы, используя  прогрессивную шкалу налогообложения  сверхвысоких доходов; налог на недвижимость;
стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности, улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, образования и др.;
обеспечить переход  на более эффективное оказание социальной помощи, прежде всего на основе учета  нуждаемости и строгой адресности социальных выплат;
повысить роль социального страхования как  важнейшего механизма защиты граждан  при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других рисков;
обеспечить рациональную занятость населения, не допуская массовой безработицы и не препятствуя  высвобождению излишней рабочей  силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Эффективная социальная политика Республики Беларусь понимается прежде всего как: предоставление трудоспособному населению возможностей для обеспечения достаточного дохода через заработную плату - ключевой фактор дальнейшего роста производительности труда (при этом государство должно поддерживать формирование "человеческого капитала" и накопление сбережений населения); надежное
государственное регулирование прожиточного минимума при постоянном учете изменений  под влиянием инфляции и других факторов; государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; государственная забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения; существенное развитие отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания.
Целями дальнейшего совершенствования оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций заработной платы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.