На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация и учет расчетов с покупателями и заказчиками

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
    В настоящее время в экономике  нашей страны сложилась двойственная ситуация. С одной стороны наблюдается некоторая стабилизация в сельском хозяйстве, которая выражается в замедлении темпов падения производства. С другой стороны, по-прежнему острой остается проблема неплатежей многих сельскохозяйственных предприятий. Большинство из них вынуждено было перейти к использованию самых упрощенных форм расчетов, но при всем этом четкой гарантии завершения этих расчетов нет, и как следствие, возникают    задолженности. Наблюдаются постепенные увеличения  размеров дебиторской и кредиторской задолженности предприятий, остаются факты задержек зарплаты в хозяйствах. Из-за нарушения расчетно-платежной дисциплины происходит сбой кругооборота материальных и денежных потоков.
    Финансовое  положение предприятия зависит  от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Бесперебойный выпуск и реализация высококачественной продукции  положительно влияет на финансовое положение предприятия. Перебои в производственном процессе, ухудшение качества продукции, затруднение с ее реализацией ведут к уменьшению  поступления средств на счета предприятия, в результате чего ухудшается его платежеспособность. Имеется и обратная связь, так как отсутствие денежных средств может привести к перебоям в обеспечении материальными ресурсами, а, следовательно, и в производственном процессе.  Если субъект хозяйствования производит и реализует рентабельную продукцию, то это является важнейшей предпосылкой хорошего состояния потока денежных средств.    
    Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных  средств  вызывает  непрерывное возобновление многообразных расчетов. Одним из наиболее распространенных видов расчетов являются расчеты с покупателями и заказчиками за сырье, материалы, товары и прочие материальные ценности.
    Важной  предпосылкой стабилизации экономики  республики является  упорядочивание расчетных отношений и денежного  обращения. В рыночной экономике  между организациями постоянно совершаются сделки по поводу  покупки средств и предметов труда, их поставки и реализации продукции,     работ и услуг.
    По  мере внедрения рыночных отношений  в экономике республики Беларусь появляется необходимость в совершенствовании и развитии форм расчетов между субъектами хозяйствования необходимо создание сильной банковской системы, способной эффективно регулировать расчеты между организациями АПК. Все вышесказанное обусловило выбор данной темы дипломной работы.
    Целью написания данной работы является изучение организации и учета расчетов с покупателями и заказчиками для дальнейшего совершенствования.
    Исходя  из данной цели, задачами дипломной  работы являются:
    - раскрытие теоретических основ  форм безналичных расчетов;
    - анализирование принципов организации по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
    - исследование порядка документального  оформления операций по учету  расчетов с покупателями и  заказчиками;
    - проведение анализа кредиторской  задолженности;
    - проведение анализа соотношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности;
    - выявление путей совершенствования  бухгалтерского учета расчетов  с покупателями и заказчиками.
    Объектом  исследования послужило коммунальное сельскохозяйственное  унитарное  предприятие «Лукское» (сокращенно КСУП «Лукское») Жлобинского района Гомельской области.
    Предметом исследования послужили теоретические  и практические аспекты расчетных взаимоотношений.
    Теоретической и методологической основой написания  работы послужили Декреты и Указы Президента, законодательные акты, нормативные решения правительства Республики Беларусь, работы специалистов банковских органов и агропромышленного комплекса, ученых экономистов, специальная литература по теме, данные бухгалтерской и статистической отчетности за 2005-2007 гг.
    При написании дипломной работы были использованы такие методы, как динамический, метод сравнения, аналитический, балансовый. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.  ЭКОНОМИКО – ФИНАНСОВАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА
  КСУП «ЛУКСКОЕ» 

          
       Коммунальное  сельскохозяйственное  унитарное  предприятие  «Лукское»  Жлобинского  района  Гомельской  области  является  самостоятельным  хозяйствующим  субъектом  с  правами  юридического  лица,  а  также  является  коммерческой  организацией,  имеет  самостоятельный  баланс,  несёт  ответственность  по  своим  обязательствам  в  пределах  имущества,  находящегося  на  его  собственном  балансе. Учредителем  и  собственником  является  Жлобинский  районный  исполнительный  комитет. В  своей  хозяйственной  деятельности  предприятие руководствуется законодательством Республики  Беларусь  и  Уставом.
       Основной  целью  деятельности  предприятия  является  осуществление   производственно – хозяйственной   деятельности,  направленной  на  получение  прибыли  для  удовлетворения  социальных  и  экономических  потребностей  работников  предприятия.
      Производственное направление КСУП  «Лукское»  молочное,  с   выращи-ванием  зерновых  культур,  кукурузы, картофеля,  рапса.
       Предприятие  осуществляет  следующие   виды  деятельности: выращивание  зерновых  и  зернобобовых  культур,  картофеля,  кормовых  культур  и  овощей; разведение  крупного  рогатого  скота (молочное  хозяйство),  коней; производство  мяса; переработка  картофеля (хранение); производство  готовых  кормов  для животных,  содержащихся  на  фермах.
      Центр хозяйства – д. Новые  Луки, расположено в 11  км.  от  райцентра             г. Жлобина; 100 км. от областного  центра г. Гомеля, железнодорожная   станции находится в 11 км. от хозяйства.  В д. Н.Луки довольно значительно развита инфраструктура, которая выражается в наличии Дома культуры, Сельского Совета, школы, районной поликлиники, столовой, компьютерного клуба, ночного бара, кафе и множества  различных магазинов и киосков. В КСУП «Лукское» входят такие населенные пункты как д. Н.Луки, пос. Лукский, д. Ректа, д. Кабановка, д. З.Кряж.
          Территория, где находятся земли КСУП «Лукское», характеризуются умеренно – влажным климатом. Среднегодовое количество осадков составляет 520 мм. Основное их количество выпадает в теплый период, максимум в июне – 80 мм. Средняя продолжительность вегетативного периода растений – 210 дней, пастбищного -180 дней. Безморозный период продолжается в среднем 153-155 дней. Начинается он обычно в начале мая и заканчивается в начале октября. Устойчивый переход среднесуточной температуры ниже 0°С приходится на вторую половину декабря. В это же время устанавливается устойчивый снежный покров. Переход среднесуточной температуры выше 0°С приходится на 20-ые числа марта. Среднемесячная температура самого тёплого месяца - июля - +18,3°С, а абсолютная влажность-36%. Осень обычно теплая и продолжительная.
     По  характеру рельефа территория хозяйства  представлена широковол-нистой равниной, на которой плоские водоразделы чередуются с ложбинами. Наиболее повышенные элементы рельефа представлены в форме разнообраз-ных холмов и гряд длинной 150-200 метров. Сложены эти участки разнозернистыми песками. В целом расчлененность территории слабая, что дает возможность широко применять сельскохозяйственную технику. Почвы дерново-подзолисто-песчаные, среднесуглинистые  и дерново-подзолистые (супесчаные и песчаные). Данная  категория  почв бедна  питательными  веществами и нуждается  во  внесении  органических   и   минеральных  удобрений.  По  данным   кадастровой   оценки   балл   сельхозугодий  38,1%, пашни  42,7%. На территории хозяйства имеются сады.
      Земля – главное средство производства  в сельском хозяйстве. От того, насколько эффективно используются земельные ресурсы, зависит эффективность работы всего предприятия. От обеспеченности сельскими ресурсами во многом зависят результаты производственно – хозяйственной деятельности хозяйства. Для объективного анализа земельных угодий КСУП «Лукское» следует рассмотреть структуру землепользования в динамике за 2005-2007 годы, которая приведена в таблице 1.1. 

Таблица 1.1 – Состав и структура землепользования КСУП «Лукское»              за 2005 – 2007 годы 

 
    Вид  угодий
2005 год
2006 год
2007  год
 
2007 г. в %  к  2005 г.
га % га % га %
Общая земельная площадь 3458 100,0 3415 100,0 3140 100,0 90,8
Всего сельскохозяйственных земель 2810 81,3 2772 81,2 2762 88,0 98,3
В т.ч.: пахотные 2053 59,4 2009 58,9 1979 63,7 96,4
    луговые
757 21,9 763 22,3 783 24,3 103,4
Всего несельскохозяйственных земель: 122 3,5 122 3,5 122 3,9 100,0
В т.ч.: площадь леса 52 1,5 52 1,5 52 1,7 100,0 
 
 
0 

,,
            пруды и водоёмы 70 2,0 70 2,0 70 2,2 100,0
Прочие  земли 526 15,2 521 15,3 256 8,1 48,7
 
     На  основании данных таблицы 1.1 можно  сделать вывод о том, что наблюдается тенденция к уменьшению общей земельной площади (в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 9,2%) в  связи  с  выделением  земельных  участков  фермерским  хозяйствам. Площадь сельскохозяйственных земель, удельный вес которых  за исследуемый период уменьшился на 1,7%.
     За 2007 год пахотные земли занимают в структуре общей земельной площади наибольший удельный вес- 63,7 %. Доля луговых на 39,4% меньше площади пахотных земель и составляет 24,3%. Площадь несельскохозяйственных земель на протяжении исследуемого периода осталась не изменой и составила 122 га или 100,0 %. Площадь  прочих земель уменьшается  на  51,3%,  что  связано  с  непригодностью  использования  земельных  участков.
    Большое значение для увеличения объема выпускаемой  продукции и повышения эффективности производства имеет обеспеченность хозяйства необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное  использование. Чтобы проанализировать обеспеченность производства рабочей силой ее использование в  хозяйстве  рассмотрим данные таблицы 1.2. 

Таблица 1.2 - Обеспеченность производства трудовыми ресурсами за 2005–2007годы 
 

 
Показатели
2005 год
2006 год
2007 год
2007г. в %  к 2005г.
Среднегодовая  численность работников, чел. 186 184 160 86
Трудообеспеченность, чел./100 га: - сельхозугодий
- пашни
 
6,6 11,5
 
6,6 11,7
 
5,8 10,2
 
88 89
Нагрузка  на одного среднегодового работника, га: - сельхозземель
- пахотных
 
 
15,1 8,7
 
 
15,1 8,6
 
 
17,3 9,8
 
 
115 113
Нагрузка  поголовья  КРС на 1 среднегодового  работника, гол.  
4,0
 
3,0
 
4,0
 
100
Произведено валовой продукции (в сопоставимых   ценах 2005 г.) в расчете на 1 работника, млн. руб.  
59,0
 
15,0
 
17,1
 
30,0
Отработано  за год, тыс. чел. – час.: - на 100га сельхозугодий 
- на 100 га пашни 
- на 1 работника
 
35,8 25,9
790
 
34,9 25,3
787
 
34,5 25
775
 
96,0 96,5
98,0
 
         
    Как видно из данных таблицы 1.2, среднегодовая  численность работников за анализируемый период существенно изменилась и к 2007 году составила 160 человек. Нагрузка поголовья КРС на одного работника в 2007 году по сравнению с 2005 годом осталась неизменной. За анализируемый период наблюдается увеличение нагрузки сельхозугодий и пашни на 1 работника (на 15% и 13% соответственно). Такое увеличение показателей нагрузки сельхозземель и пахотных на 1 работника связано с уменьшением численности работников. Уменьшилось производство валовой продукции на одного работника на 41,9 млн. руб. Следовательно хозяйство принимает не совсем правильные решения в организационной и производственной  сферах и  не рационально использует трудовые ресурсы. Трудообеспеченность  в  2007 году по сравнению с 2005 годом уменьшилась на 12%,  это связано с привлечением к работе дополнительной техники.
    Важным  фактором, от которого зависят результаты хозяйствования, в частности качество, полнота и своевременность выполнения сельско-хозяйственных работ, а значит и объем производства продукции, ее себестоимость и финансовое состояние предприятия, является обеспеченность хозяйства основными средствами производства и эффективность их использования (таблица 1.3). 

Таблица 1.3 - Состав и структура основных средств за 2005 – 2007 годы 
 

 
Виды  основных средств 
 
2005 год
 
2006 год
 
2007 год
\ 
2007г.  в %
 к  2005 г. 

млн. руб.  
%
млн. руб.  
%
млн. руб.  
%
Здания  и сооружения 4309 63,6 4627 63,9 4623 63,2 107,3
Передаточные устройства 118 1,7 118 1,6 118 1,6 100,0
Машины  и оборудование 1684 24,9 1721 23,8 1818 24,8 107,9
Транспортные  средства 100 1,5 96 1,3 138 1,9 138,0
Рабочий скот 3 0,1 3 0,1 2 0,1 66,7
Продуктивный  скот 409 6,0 566 7,8 510 6,9 124,7
Другие виды основных средств 153 2,2 110 1,5 110 1,5 71,9
ИТОГО: 6776 100,0 7241 100,0 7319 100,0 108,0
 
    Как видно из таблицы 1.3 в 2007 году по сравнению  с 2005 годом структура основных средств  претерпела существенные изменения. Увеличился удельный вес машин и оборудования, транспортных средств. В то же время снизился удельный вес продуктивного скота, что носит отрицательный характер. Удельный вес рабочего скота за 3 года остался неизменным. Стоимость основных средств в 2007 году увеличилась по сравнению с 2005 годом на 8,0%. Такой рост обусловлен поступлением основных средств. В целом, изменения в структуре основных средств в 2007 году по сравнению с 2005 годом значительные. Положительным моментом можно назвать то, что происходит наращивание общего объема основных средств.
    Производственные  успехи хозяйства зависят от наличия  необходимого количества сельскохозяйственных машин, орудий, оборудования, скота и других средств производства. Для этого используются показатели наличия, использования и обеспеченности хозяйства основными фондами. Чтобы проанализировать использование основных фондов, выяснить обеспеченность хозяйства энергоресурсами, обратимся к  таблице 1.4. 

Таблица 1.4 - Обеспеченность производственными  фондами и энергетическими мощностями за 2005 – 2007 годы 

Показатели  
2005 год
 
2006 год
2007 год
2007г. в % к 2005г.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб.
15746    
 
29668 31794 36698 123,7
Наличие энергетических мощностей, тыс.л.с. 9 9 9 100,0
Энергооснащенность, тыс.л.с./ 100га 320,3 324,7 325,8 101,7
Энерговооруженность, л.с./ чел. 48,4 48,9 56,2 116,1
Фондообеспеченность, млн. руб./100 га 1056 1147 1329 125,8
Фондовооруженность , млн. руб,/чел. 159,5 172,8 229,4 143,8
Фондоотдача, тыс. руб./тыс. руб. 0,37 0,29 0,36 97,3
 
      Данные  таблицы 1.4 свидетельствуют о том, что среднегодовая стоимость  основных  производственных фондов за изучаемый период  увеличилась  на 23,7%. Это вызвано приобретением  и поступлением техники. Показатель, отражающий состояние активной части фондов - энерговооруженность показывает, что с 2005 года по 2007 год нагрузка производственных мощностей на 1 работника увеличилась на  16,1%. Энергооснащенность в 2007г. по сравнению с 2005г. увеличились на 1,7%.  Рост этих показателей свидетельствует о полной обеспеченности энергомощностями в данном хозяйстве. 
     Фондообеспеченность и  фондовооруженность на протяжении  2005 - 2007 гг. постепенно  увеличиваются.  Фондообеспеченность  в 2007г. по сравнению с 2005г. увеличилась на 25,8 %, фондовооруженность  увеличилась  на  43,8 %. Увеличение  данных  показателей  свидетельствует  о том,
что хозяйство  достаточно обеспечено основными средствами производства и рабочей силой. Фондоотдача  в 2007г. по сравнению с 2005г. уменьшилась  на 2,7%. Это говорит о том, что  уменьшилось производство продукции на 1 рубль стоимости основных производственных фондов. Это является отрицательным моментом, поскольку свидетельствует о неэффективном использовании основных средств.
     Одним из факторов, определяющих объем производства и эффективность  отрасли растениеводства, в хозяйстве является урожайность сельскохозяйственных культур. Урожайность - это качественный, комплексный показатель, который зависит от многих факторов. Большое влияние на урожайность оказывает культура земледелия, агротехника и технология выращивания культур, удобрения, почвы, качественное выполнение всех полевых работ в сжатые сроки, а также экономические факторы. В КСУП «Лукское» развитие отраслей растениеводства и животноводства происходит пропорционально друг другу. Растениеводство дает необходимые корма для животноводства. И для полного обеспечения скота собственными кормами необходимо использовать все имеющиеся в хозяйстве резервы для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, для создания прочной кормовой базы. Изменение урожайности основных культур за три года приведем в таблице 1.5. 

Таблица 1.5 - Урожайность основных сельскохозяйственных культур за 2005–2007годы, ц/га  

 
Наименование культуры
 
2005 год
 
2006 год
 
2007 год
 
2007 г. в %  к  2005г.
       
Зерновые  и зернобобовые 30,3 32,4 29,6 97,7
в том числе:  озимые  зерновые
 
31,6
 
26,0
 
20,3
 
64,2
  яровые зерновые 31,9 33,1 25,5 79,9
  зернобобовые 
Соломка
28,7 40,9 22,0 76,6
Картофель 167,0 180,0 169,0 125,2
Многолетние травы: - на  сено
- на  зеленую массу
 
42,0 249,0
 
34,0 417
 
305,0 370,0
 
83,3 145,6
Однолетние  травы на зеленую массу 360 418 458 127,2
Кукуруза  на силос и зеленую массу 228,0 368,0 271,0 118,8
 
    Проанализировав данные таблицы 1.5. можно отметить, что 2007 год  для зерновых и зернобобовых культур стал не благоприятным. По сравнению с 2005 годом урожайность этих культур в 2007 году снизилась на 2,3%. В тоже время наблюдается увеличение урожайности картофеля, однолетних и многолетних трав. За анализируемый период происходит колебание урожайности кукурузы. Рост урожайности таких культур как кукуруза, картофель связан с использованием новых сортов семян. 
    Одним из факторов интенсивного развития производства, в целях сокращения себестоимости продукции и ее трудоемкости, является повышение производительности скота. Для характеристики отрасли животноводства в хозяйстве проанализируем поголовье скота и продуктивность животных на основании данных, которые приведены в таблице 1.6. 

Таблица 1.6 - Показатели поголовья и продуктивности животных за 2005 – 2007 годы  

Показатели 2005 год
2006 год
2007  год
2007г в %  к  2005г.
Среднегодовое поголовье молочного стада, гол. 510 510 514 100,8
Среднегодовой удой молока от одной коровы, кг 1895 2110 2969 156,7
Среднесуточный  прирост живой массы: -  КРС, г
 
380
 
453
 
454
 
119,5
Выход телят на 100 коров, голов. 123 165 138 112,2
 
      Как видно из таблицы 1.6 показатели продуктивности КРС  имеют тенденцию к увеличению.  Наблюдается рост среднегодового удоя молока от одной коровы в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 1074кг или на 56,7%, это связано с приобретением высокопродуктивных коров и выбраковкой из основного стада низкопродуктивных. Среднесуточный прирост живой массы КРС в этом промежутке времени возрастает на 19,5%, это связано с применением в рацион кормления скота наиболее качественных кормов. Выход телят на 100 коров возрос за изучаемый период на 12,2%. Это свидетельствует о том, что в хозяйстве созданы благоприятные условия для воспроизводства КРС и ведения отрасли животноводства.  
    Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на определенный момент времени.    
    Основными результативными показателями деятельности организации являются прибыль, уровень рентабельности, а также производство сельско-хозяйственных культур на 100 га пашни, выход сельскохозяйственной продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий.
    О результатах  производственной деятельности свидетельствуют показатели уровня производства, которые приведены в таблице 1.7. 

Таблица 1.7 – Основные результативные показатели деятельности предприятия за 2005 – 2007 годы 

 
Показатели
 
2005 год
 
2006 год
 
2007 год
2007 г. в              % к 2005 г.
Произведено на 100га сельхозземель:        
   молока, т 48,1 69,0 82,3 171,1
   прироста живой массы  КРС, т 3,1 4,1 8,1 261,3
   валовой продукции (в сопоставимых ценах  2005 г.),   млн. руб. 5,1 6,1 7,0 138,4
Произведено на 100 га пашни:        
зерна, т 480 537 652 135,8
кукурузы, т 756,6 841,7 349,5 46,2
Произведено на одного среднегодового работника:        
   зерна, т 18,7 42,8 76,9 411,2
   молока, т 17,7 20,3 26,8 151,4
Прибыль отчетного периода, млн.руб. 68,1 71,1 185,9 273,0
Уровень рентабельности (+),%: 10,2 10,1 14,3 +4,1п.п.
 
    Из  данных таблицы 1.7 можно сделать  вывод, что возрастает производство молока и прирост КРС в расчете на 100 га сельхозземель на 71,1 % и 161,3 % соответственно. Это является положительным изменением. Также наблюдается увеличение производства зерна на 100 га пашни в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 35,8% и увеличение производства кукурузы на 100 га пашни, но производство кукурузы в 2007 году по сравнению с 2006 годом резко снижается, что носит отрицательный характер. Валовой продукции на 100 га сельхозугодий в 2007 году было произведено больше на 38,4 % чем в 2005 году.
    Из  чего можно заключить, что хозяйство  стремится к увеличению уровня рентабельности и других важных результативных показателей на протяжении своей деятельности.
    Финансовая  устойчивость КСУП «Лукское», характеризуется его платежеспособностью и кредитоспособностью. Платежеспособность- это способность наличными деньгами погашать свои платежные обязательства. Анализ платежеспособности необходим не только для внешних инвесторов (банка), но и для хозяйства с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности. Чтобы изучить эффективность деятельности хозяйства рассмотрим данные таблицы. В таблице 1.8 приведены показатели платежеспособности хозяйства с целью оценки его финансовой деятельности. 

   Таблица 1.8 - Показатели финансового  состояния за 2005 – 2007 годы 
 

Показатели

2005 год
2006 год
2007 год
Норматив
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,18 0,22 0,29 0,2
Коэффициент текущей ликвидности 1,5 1,7 1,8 1,5
Коэффициент платежеспособности 1,28 1,17 1,21 1,0
 
       Анализ данных таблицы 1.8. показывает, что за  период с 2005 года по 2007 год показатели платежеспособности предприятия повышаются. В хозяйстве коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,29, что выше норматива 0,2. Это говорит о том, что в хозяйстве достаточно собственных  оборотных средств для погашения своих обязательств. Коэффициент текущей ликвидности КСУП «Лукское» превышает нормативное значение (равное 1,5) на протяжении всего рассматриваемого периода, что свидетельствует об общей обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами также выше нормативного значения 1,21, что характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Довольно высокий коэффициент платежеспособности КСУП «Лукское»  говорит о возможности предприятия своевременно погашать свои денежные обязательства, как краткосрочные, так и долгосрочные.
     Экономические показатели хозяйства базируются на данных бухгалтерского учета, поэтому, большое значение имеет организация бухгалтерского   учета.
    В КСУП «Лукское» имеется бухгалтерия  и экономический отдел. Их возглавляют главный бухгалтер и главный экономист. В подчинении главного бухгалтера работают 5 бухгалтеров и бухгалтер-кассир, обязанности между которыми распределены в соответствии с квалификацией. Так главный бухгалтер       совместно с другими специалистами и работниками экономического отдела   ведёт расчётно–денежные операции, оформляет документацию по этим операциям, составляет годовую бухгалтерскую отчетность, осуществляет погашение сумм в бюджет, выводит результаты производственно-финансовой деятельности хозяйства, бригад, ферм и других производственных единиц, затрат труда, материальных и денежных средств.
     Бухгалтерский учет в хозяйстве ведется на основании  Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" по журнально-ордерной форме.
      Предприятие осуществляет оперативный  и бухгалтерский учёт  результатов своей деятельности, представляет статистическую отчётность в  соответствующие органы в установленные сроки, обеспечивая достоверность отчётов и балансов.
       При ведении бухгалтерского учета  хозяйство строго соблюдает в  течение отчётного года методику  принятой учётной политики организации. Соблюдение принятой учётной политики обеспечивает главный бухгалтер хозяйства. Первичные учётные документы создаются на предприятии  исполнителями и поступают в бухгалтерию в соответствии с утверждённым  графиком документооборота (приложение 1), инвентаризация  имущества производится в соответствии с Планом проведения инвентаризаций. В графике документооборота закреплены порядок и сроки составления и представления, как унифицированных форм первичных учётных документов, так и самостоятельно разработанных хозяйством форм первичных и сводных документов.
    Разработанная и утвержденная учётная политика обновляется органи-зацией каждый год  с внесением изменений в случаях, предусмотренных правилами бухгалтерского учёта. Изменение учётной политики оформляется распорядительным документом и вводится с начала отчетного года. Это может быть связано с изменением законодательства Республики Беларусь по бухгалтерскому учёту (по независящим от предприятия причинам) принятым в течение года или инициативой самого хозяйства (с существенным изменением условий деятельности, разработкой новых способов ведения учета). Никаких учётных записей при этом не производят, корректировки отражают лишь в отчётности, а обоснование изменений дается в пояснительной записке. Это связано с тем, что внесенные изменения могли оказать влияние на финансовое положение, движение денежных средств, финансовые результаты деятельности предприятия.
    Бухгалтерским учётом в хозяйстве непосредственно  руководит главный бухгалтер. Он обеспечивает правильную постановку и достоверность учета и отчётности в хозяйстве, контролирует сохранность и правильное расходование денежных средств и материальных ценностей, соблюдение режима экономики и коммерческого расчета. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно  руководителю хозяйства. Все работники, занятые в хозяйстве бухгалтерским учётом и отчётностью  подчиняются по этим вопросам главному бухгалтеру и не могут без его согласия отвлекаться на работы не связанные с учётом. Распоряжение главного бухгалтера в отношении оформления операции и предоставления требуемых документов и сведений обязательны для всех работников  хозяйства. Учётные работы в КСУП «Лукское» организованы в соответствии с утвержденным графиком  распределения обязанностей (приложение 2), целью которого является правильное и равномерное распределение обязанностей между счетными работниками, а также рациональное использование их рабочего времени. Назначение (приём) на работу, увольнение и перемещение работников бухгалтерского учёта и материально ответственных лиц в хозяйстве (бухгалтеры, кассиры, зав.складом и т.д.) производится по согласованию с главным бухгалтером. Численность и структура бухгалтерии, созданной в хозяйстве как самостоятельное структурное подразделение, определяется штатным расписанием в зависимости от производственного направления и размеров хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ  РАСЧЕТНЫХ   ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 

    2.1 Понятие безналичных  расчётов и особенности  их организации 

    Одной из наиболее сложных проблем экономики на данном этапе является налаживание расчетно-платежной дисциплины с покупателями и заказчиками, а также преодоление кризиса неплатежей. В экономической литературе многие авторы заостряют внимание на совершенствовании расчетных взаимоотношений, вносят конкретные предложения по улучшению положения в области расчетов.
    Вместе  с тем среди авторов нет  единой точки зрения в определении  понятия безналичные расчеты.
    А.С.Чечеткин [67, с.159] Под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей, физических лиц, проводимые через банк в безналичном порядке. Вышеперечисленные клиенты банка выступают при переводе средств как стороны в расчетах, а банки, где открыты их счета, являются непосредственными участниками расчетов. По собственным операциям банки могут выступать одновременно как сторона и как участник расчетов. Безналичные перечисления являются для банка наиболее распространенными и достаточно трудоемкими операциями. Вместе с тем их проведение чрезвычайно ответственно для банка, поскольку это операции с привлеченными средствами, и своевременность, полнота и правильность их проведения влияют на финансовое положение как банка, так и его клиентов.
    Безналичный расчет используется в таких сферах хозяйственных отношений, как реализация продукции, работ и услуг; получение и возврат банковских кредитов; выплата и использование фактических доходов.
    П. И. Камышанов [22, с. 218] считает, что безналичные расчеты – это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.
    Р. С. Павленко [45, с.12-16] под безналичными расчетами понимает особую сферу регулирования, когда между сторонами по законному, договорному или иному основанию возникают отношения по погашению своих долговых обязательств путем перечисления денежных сумм, используя различные платежные инструменты.
    С точки зрения В.М. Сницаревой и А.А. Курляндчика [52, с.141-142] безналичные расчеты способствуют повышению экономической активности организации, ускоряют платежи и кругооборот средств, сокращают операционные издержки, а также улучшают состояние платежной дисциплины в целом по стране. Поэтому четко организованная система безналичных расчетов имеет огромное значение для организации в условиях неплатежей. Проведение безналичных расчетов требует особой организации, под которой предусматриваются принципы, условия, порядок и формы расчетов. В разных странах они имеют свою специфику, что обусловлено сложившимися банковскими традициями в использовании различных элементов платежной системы, общим уровнем состояния экономики, традициями происходящих изменений.
    Мы  считаем, что под безналичными расчетами  следует понимать расчеты путем перевода банками денежных средств по счетам клиентов на основании расчетных документов в стандартизированной форме, а также путем зачета взаимных встречных требований.
    Таким образом безналичные расчеты  являются важным звеном функционирования всего хозяйственного механизма, необходимым условием осуществления расширенного воспроизводства и развитием социальной сферы. С их помощью осуществляются денежные платежи между организациями, между организациями и государственным бюджетом, целевыми бюджетными и внебюджетными фондами, кредитной системой, расчеты по страхованию имущества. От их организации зависят хозяйственно-финансовая деятельность организаций, нормальный ход процесса воспроизводства, их динамического развития.
    Рассмотрев  некоторые определения безналичных  расчетов можно определить их сущность и назначение.
    Сущность  безналичных расчетов состоит в  том, что хозяйственные органы производят платежи друг другу за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также по финансовым обязательствам путем перечисления причитающихся сумм со счета плательщика на счет получателя или зачета взаимной задолженности.
    Назначение  безналичных расчетов состоит в  погашении денежных и кредитных обязательств юридических и физических лиц на основе функционирования денег как безналичного средства платежа.
    Основополагающим  элементом в системе безналичных  расчетов являются принципы их организации.
    Соблюдение  принципов в совокупности в организации  безналичных расчетов позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.
    В настоящее время существует множество  литературных источников с описанием  принципов безналичного расчета  и, соответственно каждый автор имеет  свой подход к их классификации.
    По  мнению Л. А. Дробозиной [64, с.178] основными  принципами безналичных расчетов являются:
    все предприятия и организации обязаны хранить свои средства на счетах в банке. В кассах организаций разрешается оставлять лишь небольшие суммы наличных денег в пределах установленных норм.
    требование платежа должно выставляться либо перед отгрузкой товара, либо вслед за ней, чтобы не допускалась задержка платежей. Однако в условиях кризиса платежей большинство поставщиков предъявляют требования предоплаты –  предварительного получения денег перед отпуском товаров.
    платежи производятся со счетов клиентов в банке лишь с их согласия. Это важное условие препятствует банку в распоряжении средствами, принадлежащими хозяйствующим органам, открывшим счета с данном банке.
    подавляющая часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк.
    установлено несколько форм расчетов в виде платежей, которые организации могут выбирать по своему усмотрению.
    А. П. Ковалев [23, с.118] принципы безналичных  расчетов классифицирует на:
    принцип согласия плательщика на платеж отражает его права собственника распоряжаться средствами на счете. Списание средств со счета клиента банка без его распоряжения допускается в определенных случаях, которые оговорены в законодательных актах или договорах. Полноправный хозяин счета – его владелец. Банк не вправе определять направление и использование денежных средств или устанавливать иные ограничения, не предусмотренные законодательством.
    принцип правовой регламентации расчетов отражает наличие правил, обязательных для соблюдения всеми сторонами и участниками. Он обусловлен ролью, которую играет платежная система в экономике страны. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления их единообразия посредством регулирования. Базой для такого регулирования служит комплекс нормативных документов: законы Республики Беларусь, указы Президента и нормативные акты Национального банка страны. Последние включают положения и правила, определяющие права, обязанности, ответственность банков, а также инструкции, регламентирующие проведение отдельных форм безналичных расчетов. Национальная нормативная база для проведения безналичных расчетов в республике унифицируется с учетом международной практики и требований развития платежной системы страны.
    принцип контроля всех сторон и участников за правильностью проведения расчетов и их материальной ответственности направлен на соблюдение нормативных требований и положений, а также порядка их проведения.
    Р.Н. Томкович [61, с.69] выделяет также и  такие принципы безналичных расчетов, как:
    принцип обеспеченности платежа предполагает наличие у плательщика денежных средств, то есть платежи совершаются за счет собственных средств плательщиков или кредитов банка;
    принцип правового режима осуществления расчетов и платежей. Он обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества;
    принцип периодической очередности платежей. Очередность платежей может быть: хронологическая (претензии удовлетворяются в той последовательности, в какой расчетные документы поступают в банк, независимо от цели платежа) и целевая – в первую очередь совершаются наиболее важные по значению платежи;
    принцип осуществления расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и у плательщика – необходимая предпосылка расчетов;
    принцип согласия (акцепта) плательщика. Данный принцип реализуется путем применения либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, переводных векселей);
    принцип контроля за проведением операций. Контроль подразделяется на: предварительный, текущий и последующий;
    принцип срочности платежа (расчеты осуществляются строго в сроки, предусмотренные в договорах, в инструкциях Минфина и т.д.);
    принцип имущественной ответственности по договору. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.
      Принципы  организации безналичных расчетов неоднократно изменялись. Мы считаем, что несмотря на все их изменения, основные моменты принципов безналичных расчетов остались, наполнившись новым содержанием.
    Платежи осуществляются лишь при наличии  достаточных средств на счете плательщика. Средства со счета организации списываются по распоряжению владельца счета. Оплата расчетных документов при недостаточности средств на счете производится в очередности, устанавливаемой законодательными и нормативными актами.
    В организации безналичных расчетов в соответствии с принципами заинтересованы все участвующие стороны, однако их реализация возможна лишь при наличии и соблюдении ряда условий.
    Основными условиями организации безналичных  расчетов являются:
    наличие банковского счета у участников безналичных расчетов;
    самостоятельность клиента в выборе банка для открытия счета;
    свободный выбор участниками форм безналичных расчетов;
    договорная основа порядка ведения счетов и осуществления расчетов.
    Наличие банковского счета – не только обязательное условие для всех участников расчетов, но и  единственная возможность  для функционирования всего безналичного денежного оборота, поскольку безналичные расчеты совершаются только путем записей по счетам. Счета, по которым могут совершаться безналичные перечисления, разнообразны: счета текущие, ссудные, контокоррентные, депозитные, по доверительному управлению имуществом, благотворительные, временные, корреспондентские и др. Порядок открытия счетов регламентируется Национальным банком Республики Беларусь. Основной среди перечисленных счетов – текущий (расчетный), который имеется у каждого юридического лица.
      Самостоятельность клиента в выборе банка для открытия счета отвечает  интересам собственника в поиске оптимального варианта для проведения расчетов, обеспечивающего надежность в размещении средств.
      Свободный выбор участниками форм безналичных  расчетов необходим, но возможен с согласия всех сторон. Реализация данного условия происходит при заключении соответствующих договоров, где оговаривается использование конкретной формы расчетов.
      Мы  считаем, что свободный выбор  участниками форм безналичных расчетов необходим, но возможен с согласия всех сторон. Реализация данного условия происходит при заключении соответствующих договоров, где оговаривается использование конкретной формы расчетов.
      В.А. Луговой [33, с.33-35] очень точно отмечает, что правильная орга-низация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление договорной и расчетной дисциплины и улучшение финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждает негативные последствия по этим операциям. Поэтому часто аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции.
      По  нашему мнению, немало важным является правильная и своевременная организация расчетов с покупателями и заказчиками. Она также имеет огромное значение в договорной дисциплине.
      М. И. Плотницкий  [47, с.152] отмечает, что  все сделки, связанные с поставками товарно-материальных ценностей, оказанием услуг, выполнением работ, перечислением налогов в бюджет и другими хозяйственными операциями, завершаются денежными расчетами наличной и безналичной формы. Организация безналичных расчетов имеет определенные преимущества перед платежами наличными  деньгами, обусловленные тем, что безналичный платежный оборот полностью проходит через банковские учреждения, которые ведут счета организаций и, следовательно, имеется возможность контроля со стороны налоговых органов за движением и направлениями использования денежных средств. При этом значительно сокращаются издержки обращения.
      Н. И. Кондакова [25, с.54] считает, что организация безналичных расчетов предполагает определенный порядок их проведения, который не зависит от конкретной формы и является единым для всех участников, представляет собой наиболее общие правила проведения безналичных расчетов.
      Безналичные расчеты как операции по движению денежных средств с одного банковского счета на другой предполагают использование документов, которые и вызывают это движение. Безналичное движение средств в обязательном порядке опосредствуется расчетными документами, которые рассматриваются как платежные инструменты и включаются в платежную систему страны. Как правило, они имеют законодательно установленную форму и соответствуют стандартам. Кроме того, банком регламентируются их количество, обязательные реквизиты, возможность использования в письменной или электронной форме. Расчетный документ, который определяет дальнейшие действия банка, рассматривается как платежная инструкция клиента (платежные поручения, платежные требования, заявления и др.), которая может иметь приложения (реестры, транспортные документы и пр.).
      Таким образом, расчетный документ может  выступать в качестве платежного инструмента, быть платежной инструкцией клиента. Движение расчетных документов, посредством которых в определенной последовательности совершаются операции по банковским счетам, называется документооборотом. Он определяется платежной инструкцией клиента.
      Для всех безналичных расчетов осуществление  платежей происходит в пределах остатка  средств на счете (в том числе  и с учетом поступлений за день) в календарной очередности, что предполагает общее правило для плательщика контролировать состояние своего счета. При невозможности полного выполнения обязательств в нормативном порядке для плательщика устанавливается очередность платежей, которая регламентирует последовательность операций банка при недостатке средств на счете клиента для проведения всех расчетов. Указание очередности платежа – обязательный реквизит расчетного документа. В самом общем виде очередность платежей предполагает:
      - осуществление операций вне очереди по распоряжению владельца в пределах ежедневного или накопленного остатка в счет неотложных нужд, которые по заявлению собственника бронируются на счете;
      - при наличии задолженности по  заработной плате получение вне очереди средств на ее выплату в размере бюджета прожиточного минимума;
      - платежи в первоочередном порядке  в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, по исполнительным документам о взыскании заработной платы и приравненным к ней платежам, а также за реализованные материальные ценность государственного и мобилизационного резерва;
      - во вторую очередь осуществление  платежей за газ, электрическую  и тепловую энергию, коммунальные услуги, погашение задолженности по банковским кредитам и процентов по ним;
      - в третью очередь проведение  платежей за сельскохозяйственную  продукцию, продукцию ее переработки и продовольственные товары;
      - в четвертую очередь осуществление  всех остальных платежей, в том  числе за товарно-материальные  ценности, услуги и т.п., причем их приоритетность при оплате устанавливается владельцем счета.
      Необходимость соблюдения определенной очередности  при недостатке средств на счете  способствует выполнению обязательств плательщика не только по сумме платежа, но и по срокам. Сроки платежа предусматриваются в договорах поставки и иных договорах, обязательствах перед бюджетом, кредитных договорах и должны быть исполнены при расчетах. Срок платежа – обязательный реквизит расчетного документа, который учитывается при проведении межбанковских расчетов. Приоритетность расчетного документа для оплаты по сроку перед другими определяется владельцем счета.
      Наличие очередности платежей не является гарантией  своевременного выполнения плательщиком обязательств, как в установленный срок, так и в сумме платежа, обозначенной в расчетном документе. Такой гарантии общие правила проведения расчетов дать не могут. Однако эти правила предполагают наблюдение со стороны плательщика за собственной платежеспособностью для обеспечения достаточной суммы средств на счете и завершения расчетов, а также возможность при недостатке средств и соблюдении определенных условий получения краткосрочного кредита или иного источника для выполнения обязательств. Кредит может быть получен: в виде превышения оплаты над имеющимся остатком как разрешенный овердрафт по счету; при открытии на базе текущего счета контокоррентного  счета для финансово устойчивых клиентов; как целевой кредит для платы за конкретные товарно-материальные ценности; на заработную плату и др. Для пополнения средств на счете могут осуществляться и иные операции, например, учет векселей в банке, операции с валютными ценностями, операции с ценными бумагами. Наблюдение за ликвидностью счетов обязательно не только для клиентов, но и для банков при совершении операций по корреспондентским счетам. В этом случае при недостаточности средств рынка межбанковских кредитных ресурсов в качестве кредитора последней инстанции выступает Национальный банк страны. Все вышесказанное позволяет определить следующие основные правила проведения безналичных расчетов:
    движение средств по банковским счетам опосредствуется движением расчетных документов, которые рассматриваются как платежные инструкции клиента;
    движение документов происходит в определенной последовательности, которая называется документооборотом. Она зависит от содержания платежных инструкций;
    форма расчетного документа, его реквизиты, количество регламенти-руются банком и предполагают соблюдение стандартов заполнения;
    списание средств со счета плательщика происходит в пределах остатка счета в календарной очередности;
    при недостаточности средств на счете плательщика для выполнения обязательств соблюдается очередность платежей;
    списание средств со счета плательщика происходит с учетом срока платежа;
    со стороны плательщика осуществляется контроль за наличием на счете средств, необходимых для выполнения обязательств; возможна помощь банка в поддержании его ликвидности.
      При наличии общих правил проведения расчетов безналичные расчеты обладают большим многообразием. Для исследования их особенностей можно использовать различные критерии.
      А. М. Молчанов [37, с.36] по составу участников безналичные расчеты подразделяет на  клиентские (в пределах одного банка – межбанковские) и банковские (внутрибанковские, межбанковские).
      Безналичные расчеты зависят и от места  проведения. Они могут быть как  на территории страны (внутренние), так  и международными.
      Также при проведении безналичных расчетов имеют значение размер платежа (крупный и мелкий), объект платежа (за товары и услуги, обязательства нетоварного характера), срок платежа для межбанковских переводов (срочный и обычный), способ платежа для межбанковских переводов (валовая основа (на сумму каждого платежа) и клиринг (зачет встречных требований)).
      Безналичные расчеты могут быть представлены в виде кредитового или дебетового перевода, чека или пластиковой карточки.
         Следует отметить, что существуют  также следующие формы безналичных расчетов:
- платежное  поручение по исполнению кредитового  перевода;
- платежное  требование-поручение по исполнению кредитного перевода;
- платежное  требование по исполнению дебетового  перевода документальный аккредитив;
- чек  из чековой книжки и расчетный  чек; 
- банковская  пластиковая карточка.
      В. Л. Прохожая [54, с.97] считает, что безналичные расчеты классифицируются по ряду следующих признаков:
    по экономическому характеру платежа (объекту расчетов) – за товары и услуги по нетоварным операциям (платежи в бюджет, банку по ссудам и процентам и другие).
    по виду платежа:
    а) гарантированные, обеспечивающие гарантию платежа за счет бронирования средств на отдельном счете;
    б) негарантированные (не имеющие такие  гарантии);
    в) путем списания средств со счета  или путем зачета взаимных требо-ваний;
    г) с отсрочкой платежа.
    по месту проведения расчетов – внутриреспубликанские (внутригосу-дарственные) и межгосударственные; в свою очередь внутриреспубликанские расчеты подразделяются на одногородние (в пределах одного города, населенного пункта) и иногородние.
     Вышеприведенные признаки безналичных расчетов в разной степени рассматривались при характеристике организации безналичных расчетов.                                                Наиболее важным среди них является форма расчетов, поскольку именно она обладает собственными правилами и документооборотом, отражает особенности исполнения платежных инструкций клиента.
      Наиболее  важным классификатором является форма  расчетов, поскольку именно она обладает собственными правилами и документооборотом, отражает особенности исполнения платежных инструкций клиента.
      2.2 Формы безналичных расчетов 

      Безналичные расчеты совершаются с использованием различных форм. Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.
      В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь [2,с.82] безналичные расчеты между организациями производятся с использованием следующих форм безналичных расчетов: платежных поручений; платежных требований, платежных требований-поручений; аккредитивов; чеков; банковских пластиковых карточек. Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно на основании заключаемых ими договоров.
      Расчеты производятся через банк  на основании расчетных документов, которые могут быть выданы в письменной или электронной форме. Расчетный документ – это оформленное соответствующим образом требование, поручение, приказ на перечисление денежных средств в безналичном порядке за товары, услуги, работы. Они должны соответствовать установленным стандартам и иметь обязательные реквизиты:
- наименование  расчетного документа;
- номер  документа, число, месяц и год  его выписки; 
- наименование  плательщика, номер его счета,  учетный номер плательщика (УНП);
- наименование, местонахождение банка плательщика,  его банковский код, номер корреспондентского счета или субсчета;
- наименование  получателя средств, номер его  счета, учетный номер плательщика (УНП);
- наименование, местонахождение банка получателя (в случае необходимости адрес), его банковский код, номер корреспондентского счета или субсчета;
- назначение  платежа, его очередность и  код платежа в бюджет;
- сумма  платежа (прописью и цифрами);
- подписи  уполномоченных лиц и оттиск  печати на первом экземпляре.
      При оформлении документов не  допускаются помарки, подчистки  и исправления. Банковские документы действительны к предъявлению в обслуживаемый банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки [67,с.159-164].
      Банковский перевод представляет собой последовательность операций, начинающихся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций в соответствии с которыми один банк осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара).
     Нормативным документом, определяющим порядок осуществления  безналичных расчетов в форме банковского перевода, является «Инструкция о банковском переводе», утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 года № 66 [14].
     Банковский  перевод подразделяется на кредитовый перевод, инициатором которого является плательщик и дебетовый перевод, инициатором которого выступает бенефициар.
     Кредитовые  переводы осуществляются на основании платежных поручений и платежных требований-поручений.
     Статьей 237 «Формы безналичных  расчетов» банковского кодекса  Республики Беларусь определено, что безналичные расчеты проводятся посредством:
      - платежных поручений; 
      - платежных требований-поручений;
      - платежных требований; 
      - чеков;
      - аккредитивов;
      - банковских пластиковых карточек.
   Применение  той или иной формы расчетов между  предприятиями определяется в договоре.
   Рассмотрим  по  подробнее  каждый  вышеуказанный  документ:
Платёжное  поручение  является  кредитовым  оборотом  и  представляет  собой  платёжную  инструкцию,  согласно  которой  банк – отправитель  по  поручению  плательщика  осуществляет  перевод  денежных  средств  в  банк – получатель  лицу, указанному  в поручении (приложение 3).
     Схема организации расчетов платежными поручениями  представлена в приложении 4.
     Платежным поручением рассчитываются за полученные товары и оказанные услуги по нетоварным операциям, предварительную оплату товаров и мелких услуг, по одногородним поставкам, предстоящие перевозки автотранспортными организациями, перечисления средств бюджету, фонду социальной защиты населения и др. Платежные поручения составляются на типовых бланках, а при перечислении средств трем и более получателям, обслуживаемым одним учреждением банка, используются сводные платежные поручения.
      Платежные поручения действительны  в течение десяти дней со  дня его выписки. Выписываются в трех экземплярах как при одногородних, так и иногородних расчетах. Предоставляется  в  банк  на  бланках  установленной  формы.  При  отсутствии  или  недостаточности  средств  на  текущем  счёте  плательщика  платёжные  поручения  могут  возвращаться  без  исполнения,  приниматься  на  очередь  для  оплаты  или  оплачиваться  за  счёт  банковского  кредита.  В случае осуществления платежа в режиме реального времени поручение предоставляется в банк в двух экземплярах. Если плательщик и получатель средств обслуживаются разными одногородними учреждениями банка, поручения представляются в четырех экземплярах. В поручении указывается общее наименование товара, а при предварительной оплате – номер счета, дата. Рассчитываться можно с помощью платежных поручений, акцептованных банком. Их используют при расчетах за полученные товары и оказанные услуги; за переводы, совершаемые через почту, пересылку почтовых посылок и в оплату наложенных платежей; при разовых расчетах с транспортными организациями за перевозки грузов и групповые перевозки пассажиров, их багажа. Плательщик, желающий произвести расчеты поручением, акцептованным банком, представляет для акцепта поручение в трех экземплярах. Сумма поручения списывается учреждением банка со счета плательщика и депонируется на счете «Акцептованные платежные поручения и расчетные чеки». Нормативный документ,  регулирующий  данную  форму  учёта:  «Инструкция  о  банковском  переводе».
   По  мнению А.В. Лугового [33, с.33-35] преимущество данной формы состоит в том, что существует возможность максимального приближения моментов отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ) и их оплаты, если поручение немедленно сдано в банк для перечисления средств. В тоже время он отметил, что при этой форме расчетов нет должной гарантии платежа. Своевременное поступление платежа поставщику зависит не только от платежеспособности покупателя, но и срока выписки и предоставления плательщиком поручений в банк. Поэтому расчеты платежными поручениями за товары и услуги в значительной части осуществляются в порядке предварительной оплаты. Возможно возникновение взаимной дебиторской задолженности и как следствие замедление расчетов.
     С нашей точки зрения, расчеты платежными поручениями имеют преимущества и недостатки. Преимуществом данной  формы  являются: 1)возможность  максимального  приближения  момента  отгрузки  товаров  и  их  оплата,  если  поручение  немедленно  сдано  в  банк  на  перечисление  средств; 2)универсальность; 3)простой документооборот; 4)возможности плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг. Недостатком данного формы является отсутствие  гарантии  получения платежа у поставщика при отсутствии денежных средств на счете у плательщика.
          Платёжное  требование-поручение   является  платёжной  инструкций,  содержащей  требование  поставщика  к  покупателю  оплатить  стоимость  поставленного  по  договору  товара, провести платежи по другим операциям  на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчётных,  отгрузочных или иных документов, предусмотренных договором. Схема организации расчетов платежными требованиями-поручениями представлена в приложении 5.
    Непременным условием этой формы является согласие плательщика на списание денежных средств  с его счета. Отказ от акцепта  платежного требования-поручения заявляется в течение трех рабочих дней, не считая дня поступления его в банк плательщика. Отказ должен быть обоснован и подтвержден ссылками на условия договора. Безакцептно могут списываться лишь требования, разрешенные в законодательном порядке.
    Платёжное требования-поручения выписываются получателем денежных средств на бланках установленного образца и вместе с сопровождающими документами направляются непосредственно плательщику. Плательщик при согласии оплатить требование-поручение представляет его в обслуживающий банк. Срок, в течении которого  плательщик  обязан предоставить в банк платёжное требование поручение определяется сторонами в  договоре  и  банком  не  контролируется. 
    По  мнению Н. Н. Стрельской [59, с.3] достоинства  расчетов платежными требованиями-поручениями  определяются упрощением документооборота (не надо сдавать документы на инкассо, отказы от оплаты производятся минуя банк) и, следовательно, сокращением издержек по ведению расчетов. При их использовании повышается ответственность поставщика и плательщика за организацию расчетов.
   По  словам В. К. Алексеева [1, с.59] в структуре расчетов значительное место занимают платежные требования-поручения. Однако они недостаточно широко и эффективно применяются, что свидетельствует о снижении внимания и требовательности к соблюдению расчетной дисциплины со стороны поставщиков сельскохозяйственной продукции. Ведь своевременное напоминание в форме требования к покупателю о сумме долга за отгруженную продукцию мобилизует потребителя искать способы и возможности своевременности расчета. Автор утверждает, что тенденция возрастания удельного веса плановых платежей свидетельствует о возникновении и углублении связей между поставщиками и потребителями сельскохозяйственной продукции, что, несомненно, служит укреплению интеграционных связей между поставщиками сельскохозяйственной продукции.
   Мы  считаем, что достоинством данной  формы  являются: 1)упрощенный  документооборот,  как  следствие  сокращение  издержек  по  ведению  расчётов; 2)в  отличии  от  предыдущей  формы  повышает  ответственность  за  организацию  расчётов  поставщика  и  плательщика. Недостатками данной  формы  являются: 1)отсутствие  гарантии  платежа;  2)возможность замедления оборачиваемости средств в случае несвоевременной оплаты счетов покупателей, отказа от оплаты и возникновение взаимной задолженности.
   При осуществлении дебетового перевода платежные инструкции оформляются расчетными документами (платежными требованиями), чеком или другими документами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.
   Платёжное  требование  представляет  собой  платёжную  инструкцию,  содержащую  требование  поставщика  к  покупателю  об  уплате  ему  определенной  суммы  денежных  средств  и  зачисление  её  на  счёт  получателя  средств. Схема организации расчетов платежными требованиями представлена в приложении 6.  
    Нормативный  документ,  регулирующий  данную  форму  учёта:  «Инструкция  о  банковском  переводе»
      При  осуществлении  расчётов  по  средствам  платёжных   требований  используется акцептная (с согласия плательщика) и безакцептная форма.
    Расчетам  с помощью платежных требований присущи следующие особенности:
    данная форма расчета применяется только после отгрузки продукции;
    данная форма расчета осуществляется через систему инкассо.
      При расчетах платежными требованиями (акцептная форма расчетов) получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчетный документ, содержащий требование к плательщику об уплате получателя определенной суммы через банк за отгруженные (отпущенные) товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Банк оплачивает эти требования с согласия (акцепта) плательщика с его счета.
      Акцепт  может  быть:
- предварительный;
- последующий.
      Предварительный  акцепт –  это  согласие  плательщика,  полученное  банком  до  поступления  платежа.
      При расчетах в порядке предварительного  акцепта требование оплачивается на следующий день после истечения срока акцепта. Плательщик имеет право заявить обслуживающему его учреждению банка отказ от акцепта по иногородним расчетам в течение трех рабочих дней и по одногородним расчетам в течение двух дней после получения требования этим учреждением банка, не считая дня поступления требования. При необходимости руководитель учреждения банка может увеличить срок акцепта требований до десяти дней. Мотив  должен  быть  обоснован.
      Последующий  акцепт – это   согласие  плательщика,  полученное  банком  после  поступления   платёжного  требования. При расчетах  в порядке последующего акцепта требования оплачиваются в течение операционного дня по мере их поступления в банк плательщика. За ним сохраняется право заявить полный и частичный отказ от акцепта при иногородних расчетах в течение трех рабочих дней после поступления требований в банк. В день получения заявления об отказе от акцепта суммы отказа восстанавливаются на том счете плательщика, с которого была произведена оплата требования.
      Существует также и безакцептная  форма безналичных расчетов. Она  используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке.
      У плательщика существует право  полного отказа от оплаты, оно возникает в случаях отсутствия договора, предъявления требования на незаконные товары и услуги, при отгрузке товаров не по надлежащему адресу, при поставке недоброкачественных или некомплектных товаров и т.д.
      Частичный отказ от оплаты платежного требования может быть заявлен при отгрузке (наряду с заказными) товаров, которые не заказаны, а также при отгрузке товаров в количестве, превышающем заказное, при обнаружении недоброкачественности или некомплектности части товаров, превышении установленных цен и наценок и т.д. Без акцепта оплачивают платежные требования за газ, воду, электрическую энергию, пользование телефонами и почтово-телеграфные услуги.
      Платежное требование составляется  на типовых бланках. Если оно  не совмещено со спецификацией, к нему должны прикладываться товарно-транспортные накладные либо заменяющие их документы. При иногородних расчетах в банк представляются три, при одногородних – четыре экземпляра требований. При этом составляется реестр в двух экземплярах. Требования сдаются в банк на инкассо вслед за отгрузкой товара или оказанием услуг, но не позднее срока давности (один год с момента отгрузки). Требования с последующим акцептом или без него, подлежащие оплате в течение операционного дня, оплачиваются в тот же день, а при отсутствии или недостаточности средств на счетах плательщика и невозможности предоставления кредита для их оплаты  помещаются в картотеку № 2. Требования, акцептованные покупателями, но не оплаченные им в срок, оплачиваются по мере поступления средств на счет плательщика.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.