На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3 1ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..6
1.1 Теоретические основы экологического воспитания
дошкольников  .Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема  …………………………………………..……………………. …………6
      Экологическое воспитание в процессе образования
дошкольников  …………………………………………………………………….14
      Экологическая тропа ,как основа экологического образования
дошкольников  …………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………….........30
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ ………………………...31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        ВВЕДЕНИЕ 

“Через  красивое – к человечному 
    такова закономерность воспитания”
В.А. Сухомлинский    

     Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
     Почему  это так необходимо и что послужило  тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные  с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Днепр, Сож, Березина, Припять – это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов (пестицидов). Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» – растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания детей не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности учителей.
     Актуальность  взаимодействия общества и природной  среды выдвинула детскому саду задачу формирования у детей ответственного отношения к природе [1]. Педагоги и родители осознают важность обучения детей правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
     Детям дошкольного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование  экологической ответственности детей.
     Индивидуальный  анализ учебников подтверждает, что  предпосылки для этого имеются. Однако нельзя сказать, что проблема разделения функций и взаимодействия учебных предметов в целях экологического образования решена. Необходимо дополнить новыми элементами  знания о каждом конкретном компоненте природы, изучаемом детьми. При различных подходах к содержанию курса появляется возможность ввести детей в круг реальных экологических проблем. «Экологизация» курса не должна ограничиться только обновлением его содержания. В соответствующей модернизации нуждаются методы, приемы, средства обучения. Важное место могут занять ролевые игры, учебные дискуссии. Однако радикальное изменение ситуации может произойти в результате внедрения новых методик, программ, учебных пособий. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Однако проведенное анкетирование в ряде школ показало, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей и их родителей, но и у воспитателей. Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности детского сада [2].
     Все сказанное определило выбор темы исследования: экологическое воспитание младших школьников.
     Актуальность  обусловлена противоречием между  всем увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствие эффективных экологических технологий экологического образования и воспитания.
     Объект  – процесс экологического образования и воспитания детей.
     Предмет – экологическое воспитание дошкольников в воспитательной деятельности.
     Цель  – поиск оптимальной технологии экологического воспитания дошкольников.
     Задачи:
     1. раскрыть сущность экологического  образования и воспитания;
     2. систему организации экологического  воспитания;
     3. наметить методику организации  экологического воспитания дошкольников.
     Методы:
     1.анализ  психолого-педагогической и методической  литературы;
     2.анализ  государственного стандарта Республики Беларусь и учебных программ для детского сада. 
 
 
 
 

     1 ОБЗОР  ЛИТЕРАТУРЫ
     1.1 Теоретические основы  экологического воспитания          дошкольников . Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема
     Глобальные  проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования [1].
     Дальнейшее  исследование это проблемы, проведенное  философами и педагогами, позволило  выделить новый аспект  воспитания – экологический.
     Экология  – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой  и окружающей средой. А под экологическим  воспитанием понимается формирование у широких слоев населения  высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
-  углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения поведенческие, познавательные, преобразовательные,
-  развить познавательную, творческую, общественную активность детей в ходе экологической деятельности,
-  сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе [3].
     В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания детей. Однако, многообразие трудов, детского сада, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов.
     Представляет  интерес вопрос о том чему учить,  каков общий состав знаний доступен детям, каковы требования к экологической подготовке детей, как учить?
     Зарождение  современных тенденций экологического образования и воспитания в детскому саду можно отнести к началу 70-х годов, когда она переживала целый ряд серьезных преобразований, в частности введение в учебный план нового предмета «природоведение». Четко выраженная экологическая направленность нового курса, которая в наши дни именуется традиционной, создала у воспитателей определенную установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели, оказавшиеся малоэффективной. Основные причины малоэффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественно-научные знания по биологической экологии, справится с формированием многогранного отношения детей к природной и социальной среде не может. На повестку дня встал вопрос о привлечении других предметов в процесс экологического образования. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждый предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Пока же использование межпредметного содержания и формы обучения носит в основном стихийный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания детей. Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры детей представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические воспитательные цели. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от однопредметной – к смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается до сих пор.
     Экологическое образование с его направленностью  на воспитание ответственного отношения  к окружающей среде должно явится стержнем и обязательной составной  частью подготовки детей. Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.
     Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался  с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных  форм экологического воспитания, данными  опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания детей:
- целенаправленно координируется деятельность детских садов, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;
-  урочные сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;
- наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;
-  в экологическом воспитании и образовании детей возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным [4].
     Тенденцию развития экологического образования  дополняют: максимальный учет возрастных возможностей детей, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека..
     На  основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей детей были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.
     К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории детского сада, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке детского сада.
     К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
     Индивидуальные  форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
     Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие детей в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.
     Критерий  эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы [5].
     Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса детей к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.
     Определены  также условия развития взаимосвязи детского сада, семьи и общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.
     Для успеха необходимо выполнение следующих  условий:
-  планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы, которая обеспечивает правильную расстановку сил, последовательность, ритмичность и устойчивость компонентов всех звеньев с детским садом и между собой
- организация деятельности всех звеньев общей системы управления экологическим воспитанием, создание предпосылок для их правильного функционирования
-  регулярная и заранее подготовленная информация о деятельности каждого звена и обмен информацией между ними
- контроль, выявление недостатков и слабых сторон в работе, внесение корректив в ее программу
-  изучение эффективности работы каждого звена, подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности [6].
     Были  определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой в  воспитательном процессе. На подготовительном этапе учитель изучает сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между детями и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям (субъективные связи). Разрабатываются индивидуализированные и групповые привлекательные для детей способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определяются трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносятся самими учащимися. Воспитатель старается глубже связать их с зоной ближайшего развития индивидуальных склонностей и способностей. Одновременно с изучением предметных связей компонентов с природой воспитатель устанавливает их распространенность, степень общности отношений и другие предпосылки коллективистского самоопределения детей, их способности соотносить личные воздействия на природу с ее влиянием на развитие чувственно-эмоциональной, волевой, интеллектуальной активности [7].
     Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется прежде всего вовлечением  детей в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Цели этапа – приучение детей к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.
     На  материале труда по уходу за просеками, участие в уборке урожая, в посадке лесопарков выявилась необходимость пассивного подхода воспитателей  к формированию трудовых и экономических отношений детей. Каждый вид деятельности, выше на позицию личности в целом, наиболее благоприятствует развитию отдельных свойств дошкольников, воспитанию нравственно-эстетической направленности на природную среду. Поэтому деятельность руководимая воспитателям, нуждается в системной организации. Результатом воспитания на данном этапе становятся практические знания и усилия воспитателей, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Значительно активизируются деловые отношения класса, растет взаимопонимание, появляется стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.
     На  втором этапе построения воспитательного  процесса ведущей стала воспитательная деятельность дошкольников. Не будучи включенной непосредственно в труд, охрану природы, она помогла систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открыла возможность соединить практику взаимодействия с природой и образованием. Стремление дошкольника к деятельности и познанию природы во многом обусловлены возрастом и доступной системой.
     Особым  этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности дошкольников.
     Необходимо  различать попутное формирование качеств  личности, которое происходит в разнообразной  деятельности, и различных отношениях с людьми, природой, и специально организованного воспитания личности. Специальная организация возникает при постановке на данном этапе воспитания конкретной цели, при индивидуализации воздействия воспитателя  и вовлечения дошкольников в дела среди природы, которые полагают формирование мировоззрения, убеждения, ценностные ориентации, речь, волю, характер. В отношениях между воспитателем и дошкольником реализуются функции: укрепление и обогащение связей с природой, специфического развития практических отношений, организаторского сочетания педагогического и системного подхода[5].
     Необходимо  усиление экологического воспитания дошкольников. Усиление экологического воспитания – важное требование реформы детского сада. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:
      Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.
      Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.
      Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.
     Наконец, другая сторона дела – красота. Человек  едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.
     Важная  воспитательная задача: убеждать дошкольников в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете» [9].
     Чтобы успешно осуществлять экологическое  воспитание дошкольников, сам воспитатель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на  вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма  живучего лозунга «покорение природы», «господство над природой» и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет.
     Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе [14].
     Детский сад как центральная система экологического воспитания дошкольников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.  

         1.2 Экологическое воспитание в процессе образования
          дошкольников 
     Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и дошкольной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природу, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды [15].
     В системе подготовки молодого поколения  к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
     Живая природа издавна признавалась в  педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.
     Основу  для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры дошкольников составляет содержание воспитательной деятельности детского сада, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений дошкольников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств [10].
     Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.
     Содержание  природоведения обеспечивает естественную основу понимания дошкольниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.
     В курсе изучения природоведения можно  выделить три уровня изучения природы:
     1 уровень: объекты природы рассматриваются  в них отдельными, без акцентирования  внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого  невозможны последующие, но и  им нельзя ограничиваться.
       2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.
     3 уровень: это уровень, когда  рассматриваются не только предметы  природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.
     Связи между живой и неживой природой состоит в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными  и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет  в материальной и духовной жизни человека [12].
     Целевые установки экологического воспитания в детском саду обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания дошкольников в духе любви  и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в детскому саду. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, дошкольники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды [13].
     Не  менее важна раскрываемая перед  дошкольниками посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека – условие использования и охраны природных богатств родного края.
     Воспитание  трудолюбия дошкольников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах дошкольников: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.
     Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в детском саду – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы дошкольники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе[14].
     Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу – значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи – все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у дошкольников в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину [15].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.