На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ рынка строительных материалов г. Владивосток

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
  1.1 Понятие, классификация  и структура рынка…………………….12
  1.2 Виды и методы анализа…………………………………...………17
  1.3 Основные  этапы анализа рынка…………………………………..22
2  ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА СТРОИТЕЛЬНЫХ  МАТЕРИАЛОВ
  2.1 Характеристика  рынка строительных материалов  г.Владивосток………………………………………………………….25
  2.2 Ценовая ситуация  на ранке строительных материалов  г.Владивосток 2005-2010 годах………………………………………25
  2.3 Сравнительный  анализ цен основных строительных  материалов г. Владивостока, регионов  ДВФО и РФ……………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………………39
СПИСОК  использованных источников……………………...41
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………44
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Рынок – это совокупность уже имеющихся  и потенциальных покупателей  товара, имеющие общие нужды или  запросы, которые можно удовлетворить  за счёт обмена.
     Первоначально рынок действительно возник и  определялся как какое-либо физическое место (городская или сельская базарная площадь), где совершались акты купли-продажи  товаров. В маркетинге обычно под рынком понимается совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность и имеющих возможность ее удовлетворить в товарах определенной отрасли.
     Синонимом словосочетания «анализ рынка» с  полным правом считают также словосочетание «маркетинговый анализ». Следовательно, все те меры, предпринимаемые для  проведения маркетингового анализа  вполне уместны и для анализа  рынка.
     Актуальность  изучения состояния рынка строительных материалов тем более велика сейчас, когда строительная отрасль, за счет строительства объектов к проведению саммита в рамках форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», во Владивостоке в настоящее время активно развивается.
      Основная  цель курсовой работы состоит в исследовании методологии анализа рынков.
      В соответствии с данной целью в  анализе рынка были поставлены следующие  задачи:
      1. Рассмотреть основные понятия,  классификацию и структуру   рынка. 
      2. Охарактеризовать виды и методы и анализа рынка.
      3. Проанализировать основные этапы анализа рынка.
      4. Проанализировать рынок строительных материалов г. Владивосток. 
     Объект  и предмет исследования. Объектом исследования является рынок строительных материалов г. Владивосток. 
       Предмет исследования – методологии анализа рынка.
Теоретической и методологической основой анализа послужили фундаментальные положения современной экономической науки, научные труды отечественных и зарубежных ученых, а также источники сети Интернет и СМИ по вопросам анализа рынка в современных условиях.
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  АНАЛИЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО  РЫНКА
      Понятие, классификация и структура рынка
 
     В рыночной экономике основополагающим элементом является рынок. Понятие "рынок" по мере развития общественного производства и обращения неоднократно менялось и по-разному трактовалось. Эта категория является весьма сложной и многогранной.
     Существуют  разные определения и трактовки  его содержания.
     По  мнению Ф. Котлера рынок – это  совокупность уже имеющихся и  потенциальных покупателей товара, имеющие общие нужды или запросы, которые можно удовлетворить  за счёт обмена. Следовательно, размер рынка зависит от количества покупателей, испытывающих потребность в каком-то товаре, имеющих средства для совершения обмена и желание предложить эти  средства в обмен на нужный им товар [15].
     Первоначально рынок действительно возник и  определялся как какое-либо физическое место (городская или сельская базарная площадь), где совершались акты купли-продажи  товаров [15 с.43]. Экономисты используют термин «рынок», имея в виду совокупность покупателей и продавцов, которые совершают операции купли-продажи товаров определённого типа; существует, например, рынок недвижимости или рынок зерновых. Специалисты по маркетингу, однако, рассматривают продавцов как представителей производства, а покупателей – как представителей рынка. Продавцы определяют товары, услуги и определённые сведения на рынок; взамен они получают деньги и информацию. Внутренний контур отображает обмен денег на товары, внешний – обмен информаций.
       В таком понимании рынок существует  и сегодня, однако его роль  в современной экономике незначительна.  По мере развития и углубления  общественного развития труда  и специализации границы рынка  расширились, а вместе с ними изменялись его содержание и функции [15 с.43].   
    В таблице 1.1 приведены основные определения  понятия рынка.
Таблица 1.1 – Основные определения «рынка»
     Автор      Определение
     1      2
1. Ивашевский  С.Н.       в понятие рынка включают и договор купли-продажи; и совокупность деловых операций, осуществляемых в определённой сфере экономики или в определённом месте; и состояние развитие спроса и предложения в конкретной сфере экономики.
2. Котлер  Ф. совокупность  всех покупателей определенного  вида товара или услуги, как реально  существующих, так и потенциальных.
3. Капон  Н. рынок образуют люди и организации, которым нужны товары и услуги для удовлетворения своих потребностей и которые готовы заплатить за получение необходимых им товаров и услуг.
4.Карпова сложнейший  экономический, социальный, политический, культурный и психологический институт общества. Это система экономических  отношений, охватывающая производство, распределение, обмен и потребление  материальных благ и услуг      
5.Голубков  Е.П. совокупность  существующих или потенциальных  продавцов и покупателей каких-то продуктов, это место, где совершаются  сделки.
6.Н.Бухарин обратная сторона  товарного производства, основа рыночного  хозяйства
7.Кожевников  Г. Я. сложное явление  общественной жизни, связанное с  регулированием производства и обменом  различными материалами и другими  ценностями, результатами человеческого  труда.
8.Мурахтанова  Н.М это форма общественной связи между людьми, состоящая  во взаимной купле-продаже товаров.
 
Окончание таблицы 1.1                             

9.Барышев  А.Ф с одной стороны, сфера отношений между субъектами экономики (производителями и потребителями), а с другой стороны, элемент рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их распределения и потребления, а также элементы планирования и  регулирования экономики.      
     Составлено  по [9,10,12,15]. 

     На  основании выше приведённых понятий  «рынка» можно сделать вывод, что единого понятия не существует.
     Подходя к понятию рынка более детально, можно отметить, что наличие рынка  характеризуется присутствием его  обязательных элементов:
      людей (организаций) со своими потребностями;
      покупательной силы (обычно денег);
      соответствующих возможностей (купить и продать);
      желания купить (наличие покупателей, желающих купить товар);
      продавцов, желающих и имеющих возможность  произвести и продать товар.
      Из  этого определения следует:
необходимо  знать нужды покупателей, так  как это непосредственно ведет  к созданию товара и совершению акта покупки;
рынок может, как расширяться, так и  сокращаться в зависимости от покупательской способности;
путем увеличения покупательной способности  и спроса, увеличения объема производства товаров и более широкого их распространения  могут быть расширены существующие рынки и созданы новые;
рынки могут быть расширены за счет более  эффективного стимулирования желания  купить посредством кредитования, рекламы и др.[].
     Функции рынка. Рынок и каждый составляющий его элемент выполняет следующие функции. В таблице 1.2 приведены основные функции рынка.
Таблица 1.2 – Основные функции рынка
     Название       Сущность  функции
     1      2
1. интегрирующая суть её в  установлении и обеспечении взаимосвязи  между партнёрами на рынке: производителями  и потребителями, владельцами свободных  денежных средств и лицами, нуждающимися в кредите, работниками и работодателями.
2.оценочная она состоит  в оценке результатов труда товаропроизводителей, в определении уровня общественно  необходимых затрат труда; именно на основе спроса и предложения рынок  объективно устанавливает уровень  цен на товары и другие объекты  рыночных отношений;      
3.организующая и регулирующая в этой функции  рынок выступает как инструмент, обеспечивающий рациональное построение и гармоничное функционирование экономической системы.      
Составлена по [21 с.37 ].
     Таким образом, рынок понимается в широком  смысле слова как совокупность экономических, политических и социальных отношений, складывающихся в процессе обмена в  связи реализацией товара; в указанном  смысле слова – это сфера осуществления  торговых операций.
     Не  смотря на отсутствие общепринятой классификации  рынков,  их  можно разделить на группы по определенным признакам.
     Таблица 1.3 – Классификация рынков.
     Название       Характеристики  рынка
1.Рынки  по соотносительности покупателя  и продавца (по конъюнктуре) подразделяются:
 
Продолжение таблицы 1.3.
Рынок продавца (спрос превосходит предложение).       ограниченный  ассортимент товаров, постоянный дефицит  товаров; узкопрофильные  объемы и масштабы производства.
Рынок покупателя (превышение предложения  над спросом) большое ассортиментное многообразие предлагаемых товаров; устойчивые  объемы и масштабы производства этих товаров;
высокий уровень конкуренции.
     
Рынки не продавца и не покупателя состояние рынка, на котором фирма-изготовитель может  сбывать продукцию в достаточном  объеме, если будет осуществляться стимулирование спроса. Отправной точкой деятельности фирмы при этом является учет рынков, на которых реализуется  продукция фирмы.      
Регулируемые  рынки  подпадающие под  действие товарных соглашений, а также  государственных нормативных актов, направленных на их стабилизацию.
Региональные  товарные рынки рынки, в основе выделения которых лежит региональная или страновая принадлежность объектов товарно-денежного обмена, рынки  конкретных товаров и товарных групп, товары определенной отрасли, отдельной  страны.
     2.В зависимости  от того, какие потребности определили  спрос на соответствующий товар,  могут быть выделены следующие  виды рынков:  
потребительский рынок отдельные лица и домохозяйства, покупающие или  приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.
рынок предприятий совокупность  лиц и организаций, закупающих товары для использования их в дальнейшем производстве, для перепродажи или  перераспределения.6
международный рынок      состоит из всех покупателей товаров и  услуг, находящихся за пределами  данного государства, включая отдельных  физических лиц, производителей, промежуточных  продавцов и государственные  учреждения.
Продолжение таблицы 1.3.
     3. Классификация  рынков с точки зрения характера  взаимоотношений между продавцами  и покупателями
закрытый  рынок товарный рынок, где взаимодействуют производители  и потребители, связанные различными формами некоммерческих отношений: юридической зависимостью, системой долевого участия и финансового  контроля, специальными договорами, которые  не носят сугубо коммерческий характер;      
открытый  рынок сфера обычной  коммерческой деятельности неограниченного  круга независимых продавцов  и покупателей.
     4. Если рассматривать  рынок как совокупность покупателей,  объединенных их географическим  положением, то можно выделить
мировой рынок  рынок, включающий  страны всего мира
региональный  рынок рынок, охватывающий всю территорию данного государства;
местный рынок рынок, включающий один или несколько районов страны.      
     5.С точки зрения  особенностей и содержания маркетинговой  деятельности выделяются следующие  рынки
целевой рынок рынок, на котором  фирма реализует или собирается реализовывать свои цели;
бесплодный  рынок рынок, не имеющий  перспектив для реализации определенных товаров;
основной  рынок рынок, где реализуется  основная часть товаров предприятия;
дополнительный  рынок рынок, на котором  обеспечивается продажа некоторого объема товара;
растущий  рынок рынок, имеющий  реальные возможности для роста  объема продаж товара;
Составлена по [21 с.37 ]. 
 

     Структура рынка - это способ организации рынка, оказывающий наибольшее влияние  на поведение фирм и потребителей. 









 

 

Рисунок 1.1. – Структура рынка
     Можно назвать следующие признаки структуры рынка:
    тесные связи между ее элементами;
    определенная устойчивость этих связей;
    целостность, совокупность данных элементов.
     Для принятия грамотных управленческих решений необходимо знать тип  структуры рынка, ведь от того, как  взаимодействуют продавцы и покупатели на рынке напрямую зависит процесс  ценообразования. Иными словами, от структуры рынка зависит способность  предприятия влиять на формирование цен и их уровень.  

     Так, в совершенной конкуренции цена определяется рынком, а роль предприятия  в ее формировании не велика. При  монопольной структуре рынка  предприятие устанавливает цены, причем эти цены всегда оказываются  выше, чем в условиях совершенной  конкуренции.
     С точки зрения структуры рынка  большинство современных рынков - несовершенны. Поэтому государства  проводят антимонопольную политику. Несовершенные рынки по своей  структуре делятся на монополистические конкуренции и олигополии [30 Рынок. Функции рынка.]. 

      Методы  и виды анализа  рынка
 
     Под анализом рынка понимается сбор, сведение в систему и анализ числовых показателей, касающихся рынка и продаж. Благодаря  этому становится ясной ситуация со сбытовой деятельностью в прошлом  и выявляются сложившиеся на рынке  тенденции и проблемы. В качестве цели ставится разработка сбытовой политики на предстоящий период.
     Если  показатели сбыта плавно растут и  нет изменений в выпускаемой  продукции и методах сбыта, то достаточно учесть только обобщенные показатели фактической реализации без проведения структурного анализа. Во всех же остальных случаях необходимо выяснение причин, проблем и определение  путей их преодоления.
     Нужно начинать с анализа показателей сбыта, но его изначально необходимо рассматривать в комплексе с анализом внешней информации. Следует отметить, что нет особой необходимости использовать излишне сложные методы математического анализа или проводить большой по объёму многоцелевой анализ. Анализ рынка является инструментом для предварительной оценки проблем и проверки положения предприятия на рынке в соответствии с видом его коммерческой деятельности. 
 

     Различают три вида анализа рынка:
-Анализ  рынка в целом и положения  предприятия на нём, масштаб  рынка, доля на рынке, анализ  претензий потребителей и т.д.
Изменения, выявленные при анализе, представляются и систематизируются следующим  способами.
Аналитическими  таблицами изменений:
-создается  несколько таблиц изменений ситуаций  на рынке с выбором сочетаний  факторов и показателей. В сжатой  форме описываются: Потребитель  и его запросы, продаваемая  продукция, конкуренты, тенденции  реализации продукции на рынке  в целом.
Составление карты позиционирования:
-в соответствии  с целями выбираются соответствующие  характеристики для откладывания  их по вертикальной и горизонтальным  осям и определяется место  предприятия на рынке по каждой  группе продукции.
     Анализ  с помощью расчета фактических  показателей сбыта и с использованием временных рядов (тенденций, сезонности и т.д.)
Когда в условиях резких изменений маркетинговой  обстановки фактические показатели сбыта не растут должным образом, необходимо взглянуть на них с  новой точки зрения. В качестве возможных критериев могут быть:
-анализ  динамики сбыта в целом за  последние несколько лет;
-анализ  динамики отдельных элементов  (по сферам: по видам продукции,  по группам Потребителей, в том  числе по конечным, по районам,  по каналам сбыта);
-анализ  с рассмотрением взаимосвязи  причинных факторов ( строится гипотеза  о том, что существует ли  причинно-следственная связь между  фактическими показателями и  конкретным фактором, после чего  происходит практическая оценка  гипотез, рассматриваются не только  предметные факторы, но и абстрактные  явления и факторы типа "восриимчивость" или "система ценностей";
-анализ  степени вклада по сферам и  внутри сфер или выявление  тех моментов, на которые особо  следует обратить внимание при  управлении сбыта на предприятие. 
     Анализ  с использованием временных рядов  есть по существу метод , при котором  происходит сравнительный анализ данных за долговременный период и выявление  тренда в изменении этих показателей с течением времени [13].
     Под трендом понимается тенденция развития явления во времени, которая определяется при анализе данных ряда динамики для характеристики изменений явления  во времени.
     Существует 3-основных вида тренда: долговременный (долговременные колебания), сезонный (сезонные колебания) и периодический (периодические колебания) [24]. Для прогнозирования и создания планов сбыта, наиболее часто используется долговременный и сезонный тренд.
     Используют  следующие типичные методы анализа  долговременного тренда: метод критериев, метод двух средних, метод скользящей средней, метод наименьших квадратов  и корреляционный анализ [15]. 
     -Анализ  по классам ABC. Метод разделения  важных и не важных данных  из огромного объёма сведений  о показателях продаж по отдельным  видам продукции и отдельным  категориям Потребителей .
     -Анализ  с помощью гипотез, высказываемых  ответственными сотрудниками предприятия и экспертами [1].
     При анализе рынка нет смысла пользоваться всеми методами подряд и без разбору. Необходимо чётко определить цели анализа, выбрать те из них, которые будут  наиболее эффективны, и отобрать нужные для них данные.
Для того чтобы анализ согласовывался с целями, надо определить, какие данные и  каким способом можно будет обрабатывать наиболее эффективно [13].
     Методы  анализа товарного рынка в первую очередь делятся на методы сбора первичных и методы сбора вторичных данных. Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых кабинетных маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований. Другими словами, вторичные данные не являются результатом проведения специальных маркетинговых исследований.
       Кабинетные  исследования являются наиболее доступным  и дешевым методом проведения маркетинговых исследований. Для  малых, а порой и средних организаций  – это практически доминирующий метод получения маркетинговой  информации.
       Внутренними источниками служат отчеты компании, беседы с сотрудниками отдела сбыта  и другими руководителями и сотрудниками, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты; отчеты руководителей на собраниях  акционеров; сообщения торгового  персонала, отчеты о командировках, обзоры жалоб и рекламаций потребителей, благодарственные письма, планы производства и НИОКР, протоколы заседаний  руководства, деловая корреспонденция  фирмы и др.
       Вторичная информация, с которой должна работать система постоянного слежения за внешней маркетинговой средой, обширна  и, как правило, рассеяна во множестве  источников, которые полностью практически  невозможно перечислить. Многие международные  и российские центры и организации  регулярно публикуют экономические  данные, которые могут оказаться  полезными при анализе и прогнозировании.
     Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы так называемых полевых маркетинговых исследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований, выполняемых, как правило, над частью общей совокупности исследуемых объектов – выборкой [10, 25].

                                      Качественное исследование

     Качественное  исследование отвечает на вопросы «как» и «почему». Данный тип исследований позволяет получить очень подробные данные о поведении, мнении, взглядах, отношениях очень небольшой группы лиц. Полученные данные не могут быть выражены количественно (за редким исключением), однако дают хорошее представление об образе мыслей потребителей. Основные методы качественных исследований: фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола.
    Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных» представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам.
    Глубинное интервью — слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.
    Анализ протокола заключается в помещении респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения.

                               Количественное исследование

     Количественное  исследование отвечает на вопросы «кто» и «сколько». Данный тип исследований, в отличие от качественного, позволяет получить выраженную количественно информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей. Основные методы количественных исследований — это различные виды опросов и аудит розничной торговли (retail audit).

    Аудит розничной  торговли включает в себя анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе.
    Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом [10, 25, 27].

                                               Виды опроса

     Опросы  могут различаться:
    по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;
    по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;
    по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж;
    по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.
     Как правило, чаще опросы различают по способу контакта с респондентом.
    На основании данной информации можно сделать следующий вывод, что маркетинговое исследование представляет собой процесс сбора, обработки и анализа информации с целью принятия эффективных управленческих решений [10, 25, 29].
 
 
      Основные  этапы анализа  рынка
 
     Первоочередной  задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, складывающегося  на рынке в условиях конкуренции  и динамики цен, т.е. конъюнктуры  рынка.
     Термин  «конъюнктура», в переводе с латинского языка, означает – соединять, связывать. Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, - это конкретная экономическая  ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или в какой-то ограниченный отрезок времени и отражающая текущее соотношение спроса и  предложения. Конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность  товаров и услуг [23].
   Понятие рыночной ситуации включает в себя:
    степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
    сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;
    уровень устойчивости или колебания его основных параметров;
    масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
    уровень коммерческого (рыночного) риска;
    силу и размах конкурентной борьбы;
    состояние и положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла [5].
      В экономической литературе, наряду с  приведенным определением существуют и другие понятия рыночной конъюнктуры:
     Таблица 1.4 – Основные определения «рыночной конъюнктуры».
     Автор      Определение
     1      2
Кожекин Г.Я экономическая ситуация на рынке в определённый момент времени как результат  взаимодействия факторов и условий, определяющих структуру, динамику и  соотношение спроса и предложения.
Беляевский состояние рынка  или конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени  под воздействием комплекса сил, факторов и условий.
Бородко Т.Л. сложившаяся экономическая  ситуация, включающая в себя соотношение  между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфель заказов по отраслям и другие экономическими показателями.
Составлена по [5, 14 ].
     Отличительными  чертами конъюнктуры рынка являются: динамичность; пропорциональность; вариабельность; цикличность. Следовательно, и конъюнктурный  анализ должен отразить эти четыре характеристики. Соответственно выдвигаются четыре концептуальные задачи конъюнктурного анализа:
    анализ динамических закономерностей, тенденций;
    пропорциональность развития;
    анализ устойчивости рынка, его колеблемости и в статике, и в динамике;
    анализ повторяемости развития рынка, выделение циклов.
      Конъюнктурный анализ должен всесторонне проанализировать рыночную ситуацию и дать комплексную  оценку состояния рынка, прежде всего  с позиции маркетинговых действий фирмы, т.е. благоприятна ли конъюнктура  для осуществления поставленных целей. Основная цель изучения конъюнктуры  рынка — установить, в какой  мере деятельность промышленности и  торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем  и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос  населения на товары, более рационально  использовать имеющиеся у производственного  предприятия возможности [5].
     Изучение  и прогнозирование конъюнктуры  – одно из важных направлений анализа  рынка. Проведению анализа способствует рассмотрение конъюнктурообразующих  факторов, которые можно разделить  на две группы:
   1.постоянно действующие (научно-технический прогресс; уровень монополизации цен; государственное регулирование; инфляция), которые можно с относительной долей корректности предвидеть и прогнозировать;
     2.временные  (сезонность производства; стихийные  бедствия; внешние экономико-политические  конфликты), которые предвидеть трудно  и которые учитываются по факту [4].
      Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка  предполагает: использование различных, взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа  с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.
      Изучение  конъюнктуры рынка базируется на анализе показателей, характеризующих  производство и поставку товаров  этой группы, объем и структуру  розничной продажи, товарных запасов  на складах предприятия, в оптовой  и розничной торговле.
     При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения его  состояния в тот или иной момент, но и  предсказание вероятного характера  дальнейшего его развития – прогнозирование. Прогноз дает оценку перспектив развития рынка и является основой для  выработки стратегии и тактики  деятельности предприятия на рынке. Качество прогноза определяется главным  образом тем, насколько глубоко  и комплексно проведены анализ и  оценка факторов формирования и развития конъюнктуры [22].
   Так же одним из основных элементов исследования в маркетинге является емкость рынка.
     Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара (конкретных изделий предприятия) при  данном уровне и соотношении различных  цен. Емкость рынка и тенденции её изменения являются важными факторами, которые должны учитывать производители при выходе на соответствующий рынок. Нет смысла выходить на исследуемый рынок, если ёмкость его невелика или станет таковой в ближайшем будущем.
     Определение емкости рынка является главной  задачей рыночного исследования. Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и  реальный. Действительной емкостью рынка  является первый уровень. Емкость рынка  формируется под влиянием множества  факторов, каждый из которых может  в определенных ситуациях как  стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его  емкость. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы: общего, и специфического характера.
     Емкость рынка и тенденции ее изменения  являются важными факторами, которые  должны учитывать производители  при выходе на соответствующий рынок. Нет смысла выходить на исследуемый  рынок, если емкость его невелика или она станет таковой в ближайшем  будущем [4 ].
     На  основании данной информации можно  сделать выводы, что конъюнктура  рынка и емкость рынка являются важными составляющими анализа  рынка. Конъюнктура рынка позволяет  ставить и решать определённые проблемы, в свою очередь емкость рынка  позволяет определить объём реализации товара. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА  СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
     2.1 Характеристика рынка  строительных материалов  г.Владивосток 

     Строительство – важнейшая отрасль национальной экономики, осуществляющая воспроизводство  основных фондов, развитие социальной сферы, реконструкцию, модернизацию, техническое  перевооружение, производство материальных благ. От состояния строительной отрасли  и качества строящихся объектов напрямую зависит состояние экономики  края и условия достаточного проживания, работы и отдыха края.
     Строительная  отрасль в Приморском крае в настоящее  время активно развивается. Строительство  объектов, входящих в перечень инвестиционных проектов, приоритетных в условиях кризиса и поддерживаемых Администрацией края, затрагивает кластер по транспортировке  и переработке углеводородного  сырья, энергопроизводственный кластер, морской и транспортнологистический кластер, строительство объектов к  проведению саммита в рамках форума «Азиатско-Тихооканское экономическое  сотрудничество». Финансирование этих программ обеспечивается из федерального бюджета, а так же из бюджетов краевой  и муниципальной собственности. Сроки окончания строительства  проектов определены до 2016 года.
     Масштабное  строительство в г. Владивостоке и Приморском крае требует инновационного подхода, применения высоких технологий и новых высококачественных строительных материалов.
     Основные  и вспомогательные материалы, детали и конструкции, используемые при  возведении объектов формируют основную часть материальных затрат в строительстве, поэтому вопрос их стоимости очень  важен.
       Одним из основных факторов, определяющих насыщенность рынка строительными материалами  и влияющих на формирование цен на нем, является состояние производства строительных материалов промышленными организациями края. Рост цен на строительные материалы, приобретаемые строительными организациями, напрямую зависит от удорожания продукции предприятий-производителей.
       На  начало 2010 года во Владивостоке насчитывалось  большое количечтво организаций, осуществляющих производство строительных материалов. В перечень наблюдаемых строительных материалов, деталей и конструкций, которые производят организации  в России, входят около 150 наименований, но лишь 20% из них производятся  во Владивостоке.
Таблица 2.1 – Производство строительных материалов в г. Владивосток
  
  2005 2006 2007 2008 2009
Цемент, тыс. т 751.0 770.0 1204.0 2073.0 999.4
Стеновые  материалы, млн. шт. усл. кирп 34.3 34.1 38.5 43.3 45.5
Кирпич  строительный, млн. шт. усл. кирп 20.4 19.4 16.8 17.6 17.3
Сборные железобетонные конструкции и детали, тыс. м3 155.0 171.4 160.9 163.1 138.9
Листы асбоцементные, млн. усл. плит 37.8 31.9 31.4 27.3 19.9
Трубы и муфты асбоцементные, млн. шт.  усл. труб 143.4 202.9 213.2 272.1 170.4
Материалы строительные нерудные, тыс. м3 2807.5 2703.5 3096.5 4367.7 4616.1
Щебень  и гравий, тыс. м3 1856.6 1745.7 2084.5 2239.9 3105.3
Раствор строительный (товарный выпуск), тыс. м3 10.6 11.0 16.8 18.7 18.0
Смесь бетонная (товарный выпуск), тыс. м3 57.6 77.8 160.8 257.4 274.1
Смеси асфальтобетонные (горячие и теплые), тыс. т 306.3 309.4 342.5 351.6 287.4
Пиломатериалы, тыс. м3 273.6 297.9 341.9 312.7 340.2
 
      Из  таблицы видно, что объемы производства основных видов строительных материалов за рассматриваемый период выросли. Максимальный выпуск пришелся на 2007-2008 годы, в период начала активного  строительства в крае.
     Значительно вырос выпуск бетонной смеси (в  4.8р), раствора строительного, щебеня и гравия (в 1.6-1.7р), цемента и стеновых материалов (в 1.3р), труб и муфт асбоцементных (на 19%). В то же время почти наполовину (на 47%) сократилось производство листов асбоцементных, на 15% - кирпича строительного, на 6-10% - смесей асфальтобетонных и сборных  железобетонных конструкций и деталей.
     В 2009 году наблюдалось резкое сокращение выпуска практически всех наблюдаемых  стройматериалов, кроме щебня и  гравия, производство которых увеличилось  на 40%, а также пиломатериалов и  смеси бетонной (на 6%). Выпуск же цемента  снизился наполовину, труб и муфт асбоцементных  – на 40%, листов асбоцементных –  на 30%, смесей асфальтобетонных – на 20%. Сокращение производства сборных  железобетонных конструкций и деталей, стеновых материалов, кирпича строительного  составило от 5% до 15%. 
       Анализируя  динамику производства строительных материалов, следует отметить, что сокращение производства в 2009 году связано с  рядом факторов, одним из которых  является  сокращение капиталовложений в этой сфере.
Таблица 2.2 – Инвестиции в производство строительных материалов
(в фактических  ценах, млн. рублей)
  2005 2006 2007 2008 2009
Инвестиции  в производство      строительных материалов 100.0 189.1 312.7 343.9 131.6
в том  числе:          
разработка  каменных карьеров 18.3 46.2 147.5 161.8 70.4
добыча  гравия, песка, глины 0.1 - 13.4 - -
производство  прочих неметаллических минеральных продуктов 81.6 142.9 151.8 182.1 61.2
В % к  предыдущему году 2.2р 1.7р 145.3 95.0 34.3
 
     Вложение  средств в производство прочих неметаллических  минеральных продуктов характеризовалось  стабильным ростом с 2005 до 2008 года, когда  инвестиции достигли своего пика (182.1 млн. рублей), как и объемы производства. В 2009 году сокращение инвестиций составило 2/3 от уровня 2008 года. 

     2.2 Ценовая ситуация  на ранке строительных  материалов  г.Владивосток  2005-2010 годах
      Ценовая ситуация на рынке строительных материалов затрагивает и потребительский  сектор. Люди стремятся к комфорту, делают ремонт, возводят загородные дома и прочее.
      Значительное  влияние на формирование спроса населения  на строительные материалы оказывает  состояние жилищного строительства. Начиная с 2005 года, наблюдается устойчивый рост ввода жилья с привлечением всех источников финансирования (от 15 до 30% ежегодно). В 2008 году темпы роста  значительно снизились (до 2.4%). В 2009 году на территории края за счет всех источников финансирования построено 3705 квартир  общей площадью 398.9 м2. Строительство жилья населением за свой счет и с помощью кредитов составляет более половины объемов введенного жилья.
      Таблица 2.3 – Ввод в действие жилых домов 
  2005 2006 2007 2008 2009
Введено в действие жилых домов всего, тыс. м2 общей площади 246.7 320.0 366.7 375.4 398.9
в % к предыдущему году 114.7 129.7 114.6 102.4 106.3
Введено в действие индивидуальных жилых  домов всего, тыс. м2 общей площади
109.8 128.0 191.6 205.8 230.2
в % к предыдущему году 109.6 116.5 149.8 107.4 111.9
 
             В 2009 году 6.3% прироста ввода жилья по сравнению с  предыдущим годом получено только за счет роста индивидуального жилищного  строительства.
             Большая часть жилищного  фонда края, созданного в период массового жилищного строительства  60-70 годов прошлого века морально устарела, требует капитального ремонта и  реконструкции. В настоящее время  стоимость капитального ремонта  стоит от 2 тыс. рублей за квадратный метр, что для основной части населения  края остается дорогим мероприятием.
             Стоимость приобретения 1 м2 в новострое на рынке жилья края составляет 48.5 тыс. рублей, а средняя стоимость строительства жилища на конец 2009 года – 33.9 тыс. рублей. При общей площади квартиры в 40 м2 молодая семья вынуждена заплатить около 2 млн. рублей. Кроме того, еще около 1 млн. рублей понадобится для отделочных работ, установки сантехнического оборудования, покупки необходимой мебели и бытовой техники.
             По оценке, в 2009 году ежемесячный доход на душу населения  в крае составляет 15138 рублей, в год  это – 181656 рублей. Для того чтобы  молодой семье накопить сумму, достаточную  для приобретения квартиры, потребуется 16.5 лет, при условии направления  дохода одного из членов семьи на эти  цели.
       Национальный  проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» направлен  на обеспечение каждого жителя государства  комфортабельным и доступным  по цене жильем. К сожалению, инвестиции из федерального бюджета, направленные на реализацию целевых программ, расходуются в основном на приобретение квартир, а не на постройку новых. Чтобы обеспечить нуждающихся недорогим жильем, нужно, прежде всего, больше строить, но темпы строительства в крае до недавних пор оставались невысокими.  


Рисунок 2.1 – Прирост потребительских цен на строительные материалы
(март 2010 к декабрю 2004; в процентах) 

     Из  наблюдаемых видов строительных материалов на потребительском рынке  края наибольший рост отмечался на краски масляные, эмали, доску обрезную, шифер (на 70.8-73.5%). В меньшей степени  подорожали товары, не пользующиеся в  настоящее время активным спросом  у населения: обои бумажные (на 19%) и  стекло оконное (на 37.5%) – более современные  технологии потеснили спрос на данный товар на рынке.
     Строительные  материалы являются товаром неэластичным по цене спроса, то есть на объемы их приобретения большее влияние, чем стоимость, имеет спрос: потребители, если возникает  необходимость, покупают материалы  по любой цене.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.2 – Сезонная волна изменения средних потребительских цен на некоторые строительные материалы в Приморском крае за 2005-2009 годы. 

     График  сезонности подтверждает, что из года в год динамика цен на строительные материалы имеет характер роста  в течение всего года. Ярко выраженной сезонности не наблюдается, однако, в  зимний период на кирпич и краски, эмали  темпы роста цен заметно ниже, а с весны спрос на них увеличивается, и цены растут интенсивнее. Потребление  цемента возрастает в теплое время  года.
     Изменение цен на строительные материалы и  факторы, влияющие на стоимость строительных материалов
     Для 2000 года были характерны примерно одинаковые темпы роста цен производства и приобретения строительных материалов, и одни из самых высоких за последние 10 лет. В последующие годы наблюдалась  тенденция снижения темпов роста  цен в этих сферах деятельности. Особо выделялся 2008 год, когда прирост  цен приобретения материалов строительными  организациями достиг рекордной  отметки – более 40%. Резкое удорожание нефтепродуктов явилось причиной всплеска индекса цен на строительные материалы. Следует отметить, что рост цен в производстве строительных материалов всегда носил опережающий характер.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.3 – Индексы цен производства и приобретения строительных материалов (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) 

     В целом с 2000 по 2009 годы цены на строительные материалы в производстве возросли в 4.3 раза, цены приобретения строительными  организациями – в 3.7 раза, потребительские  – в 2.6 раза.
Приобретение  строительными организациями основных видов материалов, деталей и конструкций
     Проанализируем  подробнее ситуацию на рынке строительных материалов за 2005-2010 годы, когда изменение  цен в данной сфере имело довольно динамичный характер.
     За  этот период цены на материалы, детали и конструкции, приобретаемые строительными  организациями края, увеличились  в 1.6 раза. Более других за  рассматриваемый  период подорожали щебень и пески  природные прочие (в 2.2р). Цены на кирпич керамический, трубы стальные водогазопроводные, растворы строительные, арматуру периодического профиля класса А III, пиломатериалы обычные, цемент, прокат сортовой, бетон товарный возросли в 1.3-1.6 раза, на бензин и дизельное топливо -  в 1.7 и 1.8 раза, соответственно.  

Таблица 2.4 – Индексы цен на основные виды продукции, приобретенной
строительными организациями (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
  2005 2006 2007 2008 2009 Март 2010 к  декабрю 2009
Продукция, приобретенная  
строительными  организациями
113.0 108.7 106.4 140.6 89.5 103.6
   из нее по видам:            
блоки стеновые  крупные  из тяжёлого бетона
101.9 111.0 104.0 124.6 104.3 100.9
бетон товарный 108.3 118.8 115.0 100.2 106.9 101.0
растворы  строительные 103.0 112.3 112.8 108.3 98.2 101.4
кирпич  керамический 102.1 110.2 108.6 104.0 100.6 102.6
щебень 110.6 114.2 134.2 115.0 106.6 112.9
пески природные прочие 119.1 118.4 105.4 127.9 101.4 112.8
прокат  сортовой 94.9 115.5 119.5 130.3 86.9 100.9
арматура  периодического  
профиля класса А III
104.4 104.7 116.7 132.3 84.9 96.3
пиломатериалы обычные 118.6 104.8 111.3 103.6 97.6 104.5
цемент 114.1 101.2 111.5 116.0 102.1 100.7
трубы стальные водогазопроводные 109.9 106.7 105.4 110.4 99.6 97.9
бензин  автомобильный 117.5 104.6 103.4 135.9 96.7 101.9
топливо дизельное 120.8 112.2 100.1 157.9 78.9 104.0
 
     Пик роста цен приобретения основных видов строительной продукции пришелся на 2008 год, когда цены выросли в 1.4 раза, в том числе песок строительный подорожал на 27.9%, блоки стеновые – на 24.6%, цемент – на 16%, щебень –  на 15%. Это был самый высокий  рост за рассматриваемый период. Бензин автомобильный подорожал в 1.4 раза, дизельное топливо – в 1.6 раза. Рост стоимости нефтепродуктов стал рекордным за последние десять лет.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.3 – Прирост цен приобретения на отдельные виды строительных материалов (декабрь к декабрю предыдущего  года; в процентах).
     В 2009 году темпы роста цен значительно  снизились, индекс цен в целом  на наблюдаемые строительные материалы  составил менее 100%. Особенно значимым снижение было по тем группам материалов, где в предшествующие годы наблюдался высокий рост: арматура периодического профиля класса А III, прокат сортовой, дизельное топливо подешевели на 13.1-21.1%.
     В I квартале 2010 года по отдельным наименованиям материалов цены увеличились от 4 до 12.9% (топливо дизельное, пиломатериалы обычные, пески прочие, щебень), причем наибольшее удорожание приходится на нерудные строительные материалы и топливо.
  В структуре затрат на приобретение строительных материалов нефтепродукты занимают значительную долю. Так, удельный вес  бензина составляет 7-8%, дизельного топлива – 31-41% общих затрат. Поэтому  удешевление либо удорожание стоимости  нефтепродуктов влечет за собой изменение  общего индекса цен приобретения строительных материалов в том же направлении.
   Количественную взаимосвязь между  индексами цен на отдельные виды строительных материалов и дизельное  топливо, отображенными на графике, за ряд исследуемых лет подтверждает и коэффициент ранговой корреляции Спирмена, принимающий после расчета  значение равное единицы. Это означает, что корреляционная связь между  показателями высока (показатель равен  единице) и прямая (коэффициент корреляции Спирмена принимает положительное  значение). Исходя из этого, можно утверждать, что удорожание или удешевление  цен на дизельное топливо обязательно  повлечет за собой адекватное увеличение либо снижение индекса цен на приобретаемую  строительную продукцию. 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.4 – Индексы цен на продукцию, приобретаемую строительными организациями, и дизельное топливо (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
     Неодинаковая  динамика цен на различные материалы  приводит и к изменению соотношения  цен между ними.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.