На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая система РФ: ее сферы и звенья, взаимосвязь между звеньями финансовой системы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
     Кафедра финансов и кредита 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

     По  дисциплине «Финансы» 
 

     Тема: Финансовая система РФ: её сферы и звенья, взаимосвязь между звеньями финансовой системы 
 

     Выполнила: студентка
     Группа  
 
 
 
 
 
 

     Проверил:__
     (Ф.И.О.  преподавателя) 

     Результаты защиты_____________________________
     Дата  защиты___________________________________ 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

    Введение..............................................................................................................3
    1.  Понятие финансовой системы РФ и её структура.....................................5
    2.  Децентрализованные звенья финансовой системы и их финансовые отношения.........................................................................................................12
    3.  Бюджетная система страны и её звенья....................................................18
    4.  Направления совершенствования финансовой системы РФ...................23
    Заключение.......................................................................................................27
    Список использованной литературы.............................................................29
 

    Введение 
     

     Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
     Считается, что понятие финансовой системы  является развитием общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему.
     Финансовую  систему будем рассматривать  как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
     Тема  курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
     Финансовая  система сегодня является предметом  дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
     Не  исключено, что тот состав и структура  системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки.  

     Цель  курсовой работы: исследование финансовой системы РФ. 

         Предмет исследования: особенности финансовой системы РФ. 

         Объект исследования: финансовая система РФ. 

    Задачи  исследования:
    раскрыть сущность и структуру финансовой системы;
    определить характеристику звеньев финансовой системы;
    рассмотреть бюджетную систему РФ как важнейший элемент финансовой системы общества;
    определить направления перспектив развития финансовой системы РФ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Понятие финансовой системы РФ и её структура 
     
     

     Финансы, обладая в целом общими специфическими свойствами, имеют свою внутреннюю структуру. В нее входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, с которыми связаны финансы, охватывая своим взаимодействием всю экономику страны и социальную сферу.
 По  фондовому признаку различают  централизованные и децентрализованные  финансы.
     Централизованные (государственные) финансы включают:
     · государственные бюджеты;
     · государственные социальные внебюджетные фонды;
     · государственный кредит;
     · государственное страхование.
     К децентрализованным финансам относят:
     · финансы коммерческих предприятий  и организаций;
     · финансы некоммерческих организаций;
     · финансы домохозяйств.
     Централизованные  фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники  средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.
     1. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:
     · финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных  организаций; участников фондового рынка;
     · финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;
     · фонды страхования: государственного, частного;
     · финансы домохозяйств.
2. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает
      основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);
      вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).
3. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.
     На  федеральном уровне институциональная  структура включает:
    комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
    Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);
    Центральный банк Российской Федерации;
    Счетную палату Российской Федерации;
    Федеральную таможенную службу;
    Федеральную службу по финансам и рынкам;
    Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.
     На  уровне субъектов РФ:
    комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;
    министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;
    главные управления Банка России субъектов Федерации;
    Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;
    Таможенную службу субъекта Российской Федерации;
    Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;
    Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.
     На  муниципальном уровне:
    комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;
    управления (департаменты, отделы) финансов;
    аппарат Департамента контроля Минфина России;
    городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;
    городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;
    городские (районные) налоговые службы;
    счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;
    городскую (районную) таможню.
     На  уровне хозяйствующих субъектов  управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией  по финансам, департаментом финансов.
     Финансовая система в экономическом аспекте - это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляет соответствующие их специфике денежные фонды - бюджетные, внебюджетные и т.д. Новые экономические и политические условия современной России вызвали существенные изменения в структуре ее финансовой системы и содержании вошедших в нее звеньев, их внутреннем строении, взаимодействии между собой. На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят: 

     
       бюджетная  система, состоящая из государственных  (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
 
     
       внебюджетные  целевые государственные и муниципальные  (местные) денежные фонды;
 
     
       финансы  предприятий, организаций, учреждений;
 
     
       финансы  страхования;
 
     
      Кредит (государственный, муниципальный,           банковский);
 
     
      финансы домохозяйств.
 
     Подобное  мнение о содержании финансовой системы  широко распространено среди представителей финансово-правовой науки. Вместе с  тем в экономической финансовой литературе высказано мнение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями. Другие представители этой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы банковский кредит, государственный кредит в нее включают.
     В то же время ученые-экономисты отмечают целесообразность расширительного толкования понятия финансов, включая в них и банковский кредит.
     Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов Федерации  и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.
     Современная финансовая система Российской Федерации  формировалась с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться  разнообразные внебюджетные и бюджетные  целевые фонды, подобные тем, которые  существуют в других странах. Вместе с тем финансовой системе России свойственны черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.
     Каждое  из звеньев финансовой системы концентрирует  специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными.      Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории.К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет - денежный фонд общего назначения.
     Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов.
     Внебюджетные  целевые государственные и муниципальные  фонды - новое звено финансовой системы  Российской Федерации. Они создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов.
     В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства  и обеспечить их наиболее целесообразное использование. Однако в связи с  недостаточностью средств в бюджетной системе, распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами их внутреннего неэффективного использования значительная часть этих фондов ликвидирована.
     Финансы предприятий, организаций, учреждений - обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются две подгруппы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. Коммерческими организациями являются предприятия, финансы которых используются для обеспечения собственной производственной и социальной деятельности. Основной их целью является извлечение прибыли . Бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения своих функций.
     Финансы предприятий - исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они  непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем  распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производства, функционируют также финансы других коммерческих организаций, которые занимаются предпринимательской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.
     Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников налоговых органов и т.д.). Различают следующие формы страхования: а) имущественное и личное; б) социальное; в) медицинское. По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными. С переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.
     Кредит  выражается в привлечении свободных  денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды  и предоставлении другим субъектам  во временное использование на началах возмездности, платности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения стали более разнообразными по своему содержанию и кругу участников. Согласно законодательству различают две формы кредита: а) государственный и муниципальный; б) банковский.
     Под государственным кредитом понимаются прежде всего отношения, посредством  которых образуется государственный  долг. Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в формах выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко используются вклады граждан в Сберегательный и другие банки в качестве источника кредитных ресурсов. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ.
     Государственный долг может быть внутренним (порядок  образования и погашения которого урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями РФ. Государственный и муниципальный долг может быть использован для покрытия бюджетного дефицита.
     Вместе  с тем и государство может  предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам в целях финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т.д. Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора. В рассмотренных формах осуществляется и муниципальный кредит.
     Банковский  кредит - это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным образом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях - бюджетные и иные ресурсы.
     В условиях перехода к рыночной экономике  круг объектов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений  значительно расширился. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являвшихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором государственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собственности.
     В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, т.е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Децентрализованные звенья финансовой системы и их          финансовые отношения 
     
     

     Децентрализованные  финансы составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в  сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций) финансы домашнего хозяйства.
     Решающую  роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.
     В условиях рыночной экономики финансовые отношения предприятий, организаций  могут эффективно функционировать на основе ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйственных решений, самофинансированной предпринимательской деятельности и др.).
     Выполнение  этих принципов определяет стабильность всей финансовой системы. Главным источником производственного и социального   развития   трудовых   коллективов   становится    прибыль.
     Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов.
     Предприятия стали свободны от мелочной опеки  со стороны государства, но вместе с  тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.
     Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку  от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют  производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.
     Некоммерческие  организации (благотворительные и  религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые  для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.
     Финансы предприятий являются основным звеном финансовой системы, они функционируют  в сфере материального производства, где в основном создается национальный продукт и национальный доход. 

     Финансы предприятия - это финансовые отношения, возникающие в ходе предпринимательской  деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.
 По  экономическому содержанию всю  совокупность финансовых отношений  коммерческих предприятий можно  сгруппировать по следующим направлениям:
     1)      между учредителями в момент  создания предприятия, связанные  с формированием собственного капитала;
     2)      между предприятиями и организациями,  возникающие в процессе производства  и реализации продукции. Это  финансовые отношения между поставщиками  и покупателями средств производства, готовой продукции, отношения  со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи и т.д.;
     3)      между предприятиями и его  подразделениями (филиалами, цехами, бригадами) – по поводу финансирования  расходов, распределения и использования оборотных средств и прибыли;
     4)      между предприятием и его работниками  – при распределении и использовании  доходов, выплате процентов, дивидендов;
     5)      между предприятием и вышестоящей  организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятия. Финансовые отношения в этом случае возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов, финансировании целевых программ, проведения маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ и т.п.;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.