На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по «Инновации»

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
     СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и  классификация инноваций 5
2 Роль инноваций  в развитии рыночных отношений 8
3 Инновации в  процессе становления рыночной  экономики в современной 
   России 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Инновационная деятельность представляет собой подготовку и осуществление инновационных  изменений и складывается из взаимосвязанных  фаз, образующих единое, комплексное  целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления  инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение  во времени уже однажды освоенной  и использованной инновации в  новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет  циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.  
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

     Тема  актуальна, проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. 
     Поиск и использование инноваций является актуальной проблемой. Развитие новых  технических и организационно-технологических  решений, совершенствование основных принципов управления применительно  к специфике отечественного рынка  создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для  экономического роста.
     По  своей природе инновации включают в себя не только технические или  технологические разработки, но и  любые изменения в лучшую сторону  во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный  процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий  на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.
     В целях повышения эффективности  функционирования предприятия инновационная  деятельность должна обеспечивать: наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей; конкурентоспособность  предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства; достижение баланса между стабильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой  технологии.
     Цель  работы заключается в исследовании инноваций, как фактора развития рыночных отношений.
     Исходя  из поставленной цели, задачи работы рассмотреть:
     -рассмотреть  понятие и классификацию инноваций;
     - определить роль инноваций в развитии рыночных отношений;
     - рассмотреть инновации в процессе становления рыночной экономики в современной России.
     При написании контрольной работы была использована литература:
     Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. В 3 главе автором в качестве ключевой проблемы рассматривается роль инноваций в конкурентной среде и активизация инвестиционной деятельности, прежде всего, увеличение капитальных вложений в материальное производство и производственную инфраструктуру, определяющие развитие всей экономики.
     Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности. Автором в 1 главе через призму понятий «инновации» и «инвестиции» рассматриваются актуальные в теоретическом и практическом плане вопросы становления и развития рыночных отношений в современном российском обществе.
     Инновационный менеджмент /Под ред. Л.Н. Оголевой. В 3 главе автором рассматривается факторы инновационной деятельности: современное состояние и перспективы развития. 
 
 

     1 Понятие и классификация инноваций 

     Инновация представляет собой изменение, развитие способов и результатов деятельности людей, комплексный процесс создания, распространения и использования  нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, которые меняются под воздействием развития общества. Одновременно это есть процесс изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл. Различают технические (продуктивные, технологические) и социальные (экономические, организационные, культурные) инновации, а по уровню новизны и характеру осуществляемых изменений - радикальные и совершенствующие. На практике большинство инноваций включают разнообразные компоненты, носят комплексный характер.
     Термин  «инновация» вошел в науку  в XIX веке через антропологию и этнографию, где стал использоваться при исследовании процессов изменений в культуре. Особое внимание было привлечено к проблеме культурных новообразований в соответствующей среде, включая их перенос в иные культуры. В первой половине XX в. под влиянием функционализма процессы изменений оказались на периферии внимания социальных наук, а инновации интерпретировались как проявления неравновесий, напряжений в системе. Но экономическая наука уже в начале XX века освоила понятие инновации. В содержание этого термина она включала новые комбинации из имеющихся элементов. Они выступали как источник «предпринимательской прибыли» и одно из важнейших средств преодоления циклических кризисов.
     Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых  форм организации производства и  труда, обслуживания и управления[2.С.21]. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.
     Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое  явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс  использования новшества. С момента  принятия к распространению новшество  приобретает новое качество и  становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его  в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
     Понятие "инновации" как экономической  категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых  комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в  развитии, т.е. вопросов инноваций[3.С.53]:
    использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
    внедрение продукции с новыми свойствами;
    использование нового сырья;
    изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
    появление новых рынков сбыта.
     В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или  усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам '.
     Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого  понятия. Так, инновация в сфере  услуг - это новшество в самой  услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами  здесь могут служить появление  застежек типа "молния", шариковых  авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.
     Инновация не обязательно должна быть технической  и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут  соперничать в своем влиянии  с такой идеей, как продажа  в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для  потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.
     Таким образом, непременными свойствами инновации  являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.
     Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и  в систематическом анализе тех  возможностей, которые эти изменения  могут дать для успешной деятельности предприятия.
     Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков[2.С.39]:
     1. По степени новизны: радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии; улучшающие инновации, реализующие средние изобретения; модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.
     2. По объекту применения: продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;  технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне; комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.
     3. По масштабам применения: отраслевые; межотраслевые; региональные; в рамках предприятия (фирмы).
     4. По причинам возникновения: реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
     5. По эффективности: экономическая; социальная; экологическая; интегральная.
     2 Роль инноваций  в развитии рыночных  отношений 

     Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной  экономике роль инноваций значительно  возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста[1.С.78].
     Опыт  развитых стран свидетельствует  о том, что коренные преобразования в области производительных сил  в эпоху НТР, быстрая сменяемость  ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение  нововведений стали нормой современной  экономической жизни. И если инновационный  подход играет возрастающую роль в  развитых странах, то в современной  России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.
     Возрастающая  роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса  и выхода на траекторию устойчивого  роста.
     Рассмотрим  кратко эти положения.
     В условиях рыночной экономики и конкуренции  никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную  технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач  требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск  и реализация инноваций.
     В этой связи важно отметить, что  один из классиков экономической  теории - А. Маршалл высказывался о  предпринимательстве, как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - "свободу  производства и предпринимательство".
     В самом деле, конкуренция лишь создает  ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности  товара. Конкуренция побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.
     Что же касается преодоления кризиса  и выхода на траекторию роста, то эту  задачу можно решить только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой структурной  перестройки экономики, решительного обновления форм и методов работы.
     В стране наблюдается гигантское перепотребление  природных ресурсов, что создает  мнимые дефициты в энергетике, сельском и лесном хозяйствах и т.д. Так, по расчетам, энергетические затраты на единицу конечной продукции в  России в 3 раза больше, чем в Японии и Германии, по сравнению с США  превышают в 2 раза. По затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия превосходит  развитые страны в 4-6 раз. Эти данные убедительно показывают гигантскую "прожорливость" и затратный  характер экономики страны. В этих условиях, если осуществить подъем производства на основе ресурсоемких технологий, то экономика России вновь  попадает в замкнутый порочный круг: рост производства в обрабатывающих отраслях требует перераспределения в их пользу инвестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энергоносителей[3.С.47].
     Совершенно  очевидно, что в решении этих непростых, но очень важных для нашей экономики  задач решающая роль принадлежит  предпринимательскому подходу, основанному  на поиске и реализации инноваций, ибо  все эти задачи требуют не рутинного, а новаторского, творческого подхода.
     Особое  значение для производства имеют  инновации с мощными преобразовательными  функциями. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющий высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства. К  таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и  технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический  уровень, можно создавать главные  предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое  состояние.
     Новый производственный аппарат требует, как правило, новой организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет производиться  и новая продукция.
     Для решения проблемы внедрения инноваций  необходимо увеличить затраты на покупку машин и оборудования, прав на патенты, лицензии, а также  увеличить расходы в области  научных исследований. Необходимо разработать  законопроекты по защите в области  авторских прав и интеллектуальной собственности, ускорить процедуру  выдачи патентов на изобретения, для  того чтобы использовать интеллектуальную собственность в инвестиционных проектах. Также следует уделить  пристальное внимание подготовке высококвалифицированных  кадров в сфере менеджмента и  маркетинга, способных реорганизовать структуру управления на предприятиях.  
Главные этапы инновационного процесса определяются по его основным составляющим, первыми из которых является рынок новшеств или новаций. Основным товаром этого рынка является научный и научно — технический результат, т.е. продукт интеллектуальной деятельности, на которую распространяются авторские права, оформленные в соответствии с установленным законодательством.

     3 Инновации в процессе  становления рыночной  экономики в современной  России 

     Инновации - противоречивое явление, причем исходным является противоречие между инновационной и рутинной деятельностью: первая отрицает вторую. Острый характер имеют противоречия внутри самой инновационной деятельности — между радикальными и совершенствующими ее видами. Ряд противоречий определяется разделением труда между участниками инновационного процесса — инициаторами, организаторами, разработчиками, изготовителями, пользователями и др. Каждая из таких инновационно-функциональных групп имеет свои интересы, нередко существенно отличающиеся от интересов различное отношение их к инновациям — инициатива, содействие, бездействие либо противодействие.
     Особую  актуальность имеет задача интенсификации инновационных процессов, которая  требует широкого развития комплексных, в том числе социологических, исследований инноваций. Эти исследования предполагают выявление основных качеств инноваций[1.С.89].
     Для интенсификации инноваций необходимо проектировать не только технико-экономические, но и социально-организационные  и социокультурные параметры, развивать профессиональное управленческое консультирование относительно инновационных процессов, осуществлять специализированное обучение персонала трудовых организаций восприимчивости к инновациям, развитию инновационных способностей. Это предполагает применение новейших методов исследования, проектирования и обучения, таких, как инновационные игры, диагностика реализуемости и эффективности инноваций, специализированные тренинги.
     От  понятия «инновация» неотделимы категории «инновационная деятельность»  и «инновационный процесс». Инновационная  деятельность представляет собой комплекс технологических, организационных, финансовых, маркетинговых мероприятий, направленных на создание, использование и коммерциализацию новаций. Инновационный процесс — процесс создания, распространения и использования новшества. Это преобразование новых видов и способов человеческой жизнедеятельности (нововведений) в социальнокультурные нормы и образцы, обеспечивающие их институционное оформление, интеграцию и закрепление в культуре общества.
     Инновационные процессы выражают суть процессов социальных изменений, характеризуют источник развития общества. Эти процессы носят  дискретный, обычно циклический характер, тесно связанный с жизненным циклом нововведения[2.С.55]. Оно направлено не на сохранение уже имеющегося, а на его трансформацию, на переход в иное качество. Это одна из основных социокультурных предпосылок развития общественной практики, обогащения ее новыми формами человеческого опыта.
     Инновационный процесс определяется двойственной природой нововведения: как непосредственного  опыта, формирующегося в рамках конкретного вида деятельности (научно-исследовательской, производственной, бытовой и др.), с одной стороны, и как нового опыта, получившего общесоциальное и общекультурное значение в качестве устойчиво воспроизводимого элемента общественной практики, явления, факта культуры — с другой. Таким образом, инновационный процесс представляет собой механизм перевода нововведений из сферы непосредственного опыта в сферу опыта общественно-исторического.
     Инновационный процесс может выступать в  форме прагматизации новых продуктов  духовного производства, в результате которой они переводятся, переоформляются  в нормы практической деятельности. Новое знание, возникающее как  непосредственный опыт в рамках работы исследовательского характера, выводится  из сферы познавательного процесса и переоформляется в инновационный процесс в новых системах технологической деятельности.
     В свою очередь, наука выступает как  механизм инновационных процессов  по отношению к различным формам практической деятельности, тогда как  она делает своим объектом эмпирически  возникающие новшества, становящиеся впоследствии нововведениями, дает им рациональную интерпретацию, превращает их в формы теоретического знания.
     Наряду  с прагматизацией и идеализацией важной формой инновационных процессов выступает трансляция нововведений в систему культурных норм и образцов, подлежащих воспроизводству в процессе их освоения новыми поколениями людей. В связи с этим в инновационных процессах в современных условиях возрастает роль таких общественных институтов, как образование, средства массовой информации и коммуникации, которые обеспечивают динамику культуры, ускоренное использование нового опыта в различных сферах общественной практики [2.С.102].
     Особую  роль в инновационных процессах  играет инновационный образ мышления: активный способ восприятия и оценки объектов внешнего мира, связанный  с необходимостью постоянной разработки и освоения новых моделей взаимодействия с ними. В условиях действия закона конкуренции инновационный образ  мышления становится необходимой предпосылкой выживания и развития индивидов  и социальных групп. Объективная  ограниченность доступных природных  ресурсов на фоне стремительно возрастающих общественных потребностей обусловливает инновационность современного мышления в качестве его неотъемлемой характеристики.
     Внешним проявлением инновационного образа мышления выступает тот или иной вид инновационного поведения. Оно  представляет собой инициативный тип  индивидуального или коллективного  поведения, связанный с систематическим  освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных  сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур. Являясь средством осуществления социальных инноваций и относясь к активным типам поведения, инновационное поведение выступает основным способом развития индивида, коллектива, сообщества.
     В условиях нормального функционирования социально-экономических законов  разделения труда и закона перемены труда, а также закона конкуренции  инновационное поведение становится естественным, востребованным, стратегическим типом поведения, который обеспечивает его носителям широкий спектр возможностей для легального развития. Когда же действие объективных социально-экономических механизмов подвергается жесткому искусственному ограничению со стороны управляющих надсистем (например, государства), то в этой ситуации существует опасность трансформации инновационного поведения в псевдоинновационное.
     Инновационный тип поведения связан с постоянным поиском и апробацией наиболее эффективных  тактических поведенческих моделей, в том числе полулегальных  и нелегальных, которые отвечают истинным интересам конкретного  социального субъекта и обеспечивают ему возможность индивидуального  выживания при сохранении автономности и относительной независимости от регламентирующих его деятельность надсистем.
     Сегодня инновационные технологии определяют развитие экономики, непосредственно  влияют на решение социальных проблем, играют ведущую роль практически  во всех сферах жизнедеятельности общества. Без них невозможно решить задачу повышения качества жизни граждан[1.С.90].
     Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. Однако решение ряда проблем, обнаружившихся в современных условиях и выражающихся в почти полной разрегулированности  и неадекватности социальных механизмов осуществления инновационных процессов, достаточно однозначно требует использования социогуманитарного знания как средства оптимизации инновационных процессов и построения инновационной деятельности на всех уровнях.
     Это, в свою очередь, предполагает создание гибкой, обоснованной системы научного обеспечения нововведений, учитывающей  логику и специфику осуществления  не только собственно нововведения, но и особенности восприятия, оценки, взаимоадаптации элементов социальной системы, конкретных субъектов к новым условиям жизнедеятельности.
     При этом процесс реализации нововведения становится более оптимальным. В  основе технологии обеспечения нововведений должен быть такой подход к их изучению, в рамках которого возможно одновременное  рассмотрение различных сторон взаимодействия социальной среды и нововведения, выявление тех сторон этого взаимодействия, которые в большей степени влияют на успешность инновационных процессов, а также распознавание и предвидение возможных проблем инновационной практики.
     В таком случае в структуре технологии обеспечения нововведений целесообразно  выделить инновационную диагностику  и социологическое изучение нововведений. Их цель - распознавание, предвидение проблем, которые могут возникнуть при взаимодействии среды и нововведения с помощью диагностики, а также изучение динамики общественного мнения по поводу реализации нововведения с помощью различных методов социологического исследования. Инновационная диагностика предполагает осуществление процедуры анализа, диагноза и прогноза относительно конкретного нововведения. Это позволяет не только планировать осуществление данного нововведения, но и прогнозировать конкретные последствия в широком комплексе общественной системы, что дает возможность заранее подготовиться к появлению различных побочных явлений, конфликтов и противоречий в процессе инновационной деятельности: либо предотвратить их, либо смягчить отрицательные последствия.
     Теоретическая модель, создаваемая в системе  инновационной диагностики и  предшествующая внедрению нововведений, представляет собой набор прогностических  схем. Инновационная диагностика  охватывает прогноз вероятности появления различных нововведений в будущем, дает более или менее полную картину перспектив развития конкретного нововведения, его последствий во всех сферах жизнедеятельности людей, прогнозирует общественное мнение, на которое невозможно не ориентироваться.
     Как правило, инновационная диагностика  проходит три этапа: до реализации нововведения, во время его осуществления и  после него[1.С.97].
     Проведение  диагностики собственно процесса осуществления  нововведения и его среды позволяет  определенным образом управлять  инновационным процессом с учетом конкретных ситуационных особенностей, корректировать ход и содержание инновационной деятельности, делать ее наиболее рациональной и оптимальной для эффективного осуществления поставленных целей. Достижение определенных успехов при осуществлении того или иного инновационного процесса зависит от степени консервативности общественного мнения, воздействие которого может заметно ускорять или, наоборот, замедлять введение конкретной инновации [3.С.123].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.