Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновации в социальной работе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
     Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Саратов 2009
     СОДЕРЖАНИЕ
     Введение…………………………………………………………………….3
    1. Общее понятие об инноватике и подходы к её изучению…………….6
     2. Сущность, признаки и классификация инноваций в социальной работе……………………………………………………………………………..15
     3. Инновационные процессы в социальной сфере……………………...18
     4. Инновации в социально-культурной сфере. Инновационные тенденции в развитии социально-культурной сферы…………………………20
     5. Социальные технологии в социальной  работе……………………….21
     6. Инновационные направления в  социальной работе………………..28
     Заключение………………………………………………………………..31
     Список  использованной литературы…………………………………….34
 


     ВВЕДЕНИЕ
     В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, наблюдается активизация инновационной деятельности в социальной сфере современного общества.
     Учитывая  актуальность и необходимость инновационного развития в современном мире, под  которым понимается процесс генерации, освоения и внедрения новых идей, процессов, товаров и услуг, можно выделить общие черты понятия инновации1:
     - инновация является целесообразным и полезным изменением в предшествующем состоянии, предложенным человеком;
     - это изменение должно получить практическое применение, причем оно должно быть применено впервые в данной области;
     - предметом этих изменений является изделия, технологии, социальные, экономические, экологические процессы;
     - инновации являются средством реализации целей, развития предприятия, а также положительно воздействуют на повышение эффективности работы предприятия.
     Таким образом, инновация – это все изменения, которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему экономическую и (или) социальную пользу, то есть инновация представляет собой не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений, таких как: новые или улучшенные услуги; новые или улучшенные производственные процессы и технологии; измененные социальные отношения на предприятии; новые или улучшенные производственные системы.
     Укрупненно  инновации можно классифицировать на продуктовые, заключающиеся в  разработке и внедрении новых  продуктов и услуг; технологические, реализующиеся путем изменений в технологии произ-водства продукции, оказания услуги; организационно-управленческие, являющиеся новыми формами осуществления процесса удовлетворения потребностей; социальные, влекущие за собой изменение социальных отношений в процессах потребления и производства2.
     Особый  интерес представляют социальные нововведения. В первую очередь следует отметить то, что они осуществляются особенно трудно, поскольку трудно определить их конкретные параметры и конкретное состояние их реализации. У социальных инноваций очень тесная связь  с обществом и культурой. Поэтому  одно и то же нововведение по-разному  проявляет себя в разных странах, обществах, организациях.
     К основным предпосылкам этого явления  следует отнести3:
     - глобальные изменения в социально-экономической жизни и социально-политическом устройстве РФ, что привело к изменению требований к продукции всех отраслей, удовлетворяющих социальные потребности населения: обострение большинства социальных проблем, требующее выработки новых подходов к их решению; острая нехватка ресурсов для развития социальной сферы, приводящая к необходимости поиска новых, более дешевых способов решения социальных проблем; резко возросшая открытость российского общества, что привело к использованию многих зарубежных социальных технологий, являющихся для России инновационными;
     - тенденцию ужесточения требований к качеству услуг предприятий и организаций социальной сферы;
     - стремление к созданию открытого информационного общества на базе использования новых информационных технологий.
     Воздействие этих факторов на социальную сферу  приводит к необходимости внедрения  новых концепций, методик и технологий оказания услуг в отраслях социальной сферы.
     Основной  целью инновационной деятельности в социальной сфере должно быть решение  социальных проблем современного общества. Если предлагаемое нововведение позволяет  хотя бы снизить остроту социальной проблемы, то им должна быть обеспечена поддержка государственных органов  управления.
     Таким образом, актуальность изучения инноваций  в социальной работе становится несомненной.
     Цель  курсовой работы – многоаспектный анализ инноваций в социальной работе.
     Цель  обусловливает следующие задачи:
    1. Дать  определение об инноватике и основные подходы к её изучению;
     2. Выделить сущность, признаки и классификацию инноваций в социальной работе;
     3. Рассмотреть инновационные процессы в социальной и социально-культурной сферах;
     4. Обозначить инновационные тенденции в развитии социально-культурной сферы;
     5. Описать социальные технологии в социальной работе;
     6. Проанализировать инновационные направления в социальной работе.
     Объектом  исследования является социальная инноватика, предметом – инновации в социальной работе.
 


     1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ИННОВАТИКЕ И ПОДХОДЫ К ЕЁ ИЗУЧЕНИЮ
     Инноватика  – это область знаний о том, какой должна быть стратегия создания новых вещей. Инноватика является междисциплинарной  наукой. Специалисты по инноватике используют научные данные самых  различных областей знания – инженерии, истории техники, социологии, экономики, психологии, креатологии, акмеологии, технической эстетики, истории и  теории культуры.
     Само  понятие «инновация» заимствовано из исследований культурологов XIX века, связанных с введением европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества.
     В рамках инноватики и в другой научной литературе термины «инновация», «нововведение «инновационный процесс» часто употребляются как синонимы. Кроме того, как синонимы могут использоваться понятия «нововведение» и «изменение», то есть нововведение может пониматься расширительно, включая любые управляемые изменения4.
     Таким образом, понятие «инновация» может иметь такое значение: множество изменений, возникающих как стихийно, не целенаправленно, так и инициируемых и контролируемых изменений разного рода, вида, уровня. В этом смысле изменения и нововведения достаточно широко исследуются инноватикой, по относительно самостоятельным направлениям: формирование новшеств; сопротивление нововведениям; диффузия новшеств; адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям и т.д.
     Определений инноватики много, в общем их можно свести к одному – это «нововведение или преобразование в экономической, технической и социальной отраслях, основанные на прогрессивных идеях, изобретениях, открытиях»5.
     Инноватика  – теория инноваций, область научного знания, возникшая в индустриальных странах во второй половине XX в связи  с интенсивным развитием научно–технического прогресса. Изучает формирование инноваций от зарождения инновационной идеи до ее реализации и выработки инновационных решений. Одна из новых специальностей высших учебных заведений. Интегрирует идеи кибернетики, новейших информационных и социальных технологий, социально–философских и культурологических доктрин, социологии, общей и социальной психологии.
     Инновационная деятельность – форма профессиональной деятельности по переосмыслению целей, средств, результатов деятельности и процесса их достижения в связи с переходом общества на новую ступень развития. При этом отличительной чертой инновационной деятельности является воплощение этих новых идей на практике.
     Инновационный потенциал – совокупность разноуровневых ресурсов, необходимых для осуществления  инновационной деятельности6.
     В настоящее время выделяют два основных подхода в изучении инновации7:
     1)организационно–ориентированный;
     2) индивидуально–ориентированный.
     В организационно–ориентированном подходе термин «инновация» используется как синоним понятия «изобретение» и относится к созидательному процессу, где два или более представления, идеи, объекта сочетаются вовлеченным в процесс социальным субъектом неким особым образом с целью сформировать ранее не существовавшую конфигурацию (Дж. Хэйдж, М. Айкен, X. Шепард, Э.М. Роджерс, Р. Данкан, Дж. Холбек, С.Беккер, Т.Л. Уайслер, Дж.К. Уилсон, Дж. Залтмен, Г. Уатсон и др.). Этот субъект называется агентом инновации.
     Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных  процессов и является результатом  концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее – к практическому применению нового явления. Реализация инновационных концепций связана с использованием стандартных ресурсов, применяемых в других видах социальной деятельности людей – это ресурсы экономические: капитал (финансовые ресурсы, изъятые из текущего потребления и отведенные под будущие результаты); материальные ресурсы (сырье и оборудование): труд, управление и время. Нововведение интегрируется в систему в контексте процесса интенсификации процессов функционирования социальной системы. При идентификации инновационного процесса акцент делается на программируемом характере нововведений, связанных с появлением новых товаров или услуг. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации. В этом плане инновация – это первое, самое раннее использование идеи одной или несколькими организациями, имеющими сходные цели8.
     Социальное  изменение связано с инновационным  процессом только на ранней стадии его диффузии, причем инновация может  быть как причиной, так и следствием социальных нововведений, а результирующее изменение привносит в систему  новые идеи (не только те, в которых  есть необходимость). Процесс диффузии – это феномен, который, как считает П.Блау (1964), возникает из согласия потенциальных реципиентов инновации с предлагаемыми нововведениями и частично является результатом взаимодействия этих единиц. Это нечто большее, чем простая сумма положительных решений многих индивидов, и представляет собой эмерджентное свойство подсистемы релевантного социального субъекта. Он включает феномен взаимодействия сторонника (агента) и потенциального сторонника инновации. Результатом принятия и диффузии процессов является структурно–функциональное изменение релевантной социальной системы.
     Диффузию  можно определить и как процесс  распространения инновации по каналам  коммуникаций к членам социальной системы. Изменение происходит, когда процесс  диффузии превращает инновацию в  интегрированную часть нормативных  образцов системы. Эксперты убеждены, что природа инноваций прямо  связана со степенью успешности диффузии, т.е. положительным восприятием инновации членами социальной системы9.
     В анализируемой исследователем социальной системе изменение можно признать состоявшимся, когда инновация распространена и принята значительным количеством  релевантных субъектов–реципиентов инновации в рамках данной системы ровно настолько, насколько можно говорить о регистрации влияния рассматриваемых факторов на систему в форме интегрирования инновации в нормативные образцы системы10.
     Данный  подход включает многочисленные исследования роли и действий агентов нововведений – профессиональных консультантов по вопросам организационного развития. Эффективным агентом инновации могут выступать:
     1) группа осуществления нововведений (change team),
     2) высокостатусный индивид,
     3) консультант, – принадлежащие или не принадлежащие релевантной системе организационных нововведений11.
     По  мнению Г. Липпита, основные задачи агентов  нововведений, практикующих интервенции, связаны с реализацией следующих действий: 1)диагностика проблемы; 2) оценка систем мотивации клиента и его способности к изменению; 3) оценка мотивации агента нововведений и ресурсов; 4) отбор подходящих целей нововведения; 5) выбор соответствующей роли консультанта (ассистента консультанта); 6) установление и поддержание взаимосвязей с системой клиента; 7) уточнение и ориентация фаз нововведения; 8) Отбор приемлемых типов поведения и особенностей планируемой к применению техники12.
     В работе консультанта основное ударение должно делаться на помощи заинтересованным членам системы клиента в интеграции с процессом нововведения путем  обеспечения выработки и циркуляции валидной информации (в ситуации организационного кризиса количество каналов передачи и распределения информации резко  сокращается) и создания условий  для их свободного выбора в отношении  своей организации. Значительное число  моделей организационного развития (например, Р. Бекхарда, Д. Конимэна, И.О.Шилда и др.) включали стадии установления консультантом контакта с потенциальным клиентом и уточнение субъекта потребления консультационных услуг.
     Инновационный процесс моделируется в виде некоторой  последовательности явлений, формирующих  жизненный цикл инновации. В качестве базовой можно считать модель инновации Милоу, состоящую из следующих  этапов: 1) концептуализация новшества; 2) предварительное согласие с инновацией; 3) приобретение ресурсов; 4) реализация инновационной концепции; 5) институционализация  результатов13.
     Разработки  и конкретизация данной модели описывают  инновацию как двухэтапный процесс, состоящий из этапа инициирования  и этапа внедрения инновации. Этап инициирования состоит из трех фаз: 1) заинтересованность в дополнительных знаниях; 2) формирование инновационных  установок; 3) принятие решения.
     Этап  внедрения состоит из двух фаз: 1) первичного внедрения (связана с  испытанием новшества на локальном  участке); 2) реализации инновации (фаза имеет циклический характер, связанный  с возникновением новых явлений  в процессах перцепции индивидов  и различных проблем в управлении нововведениями, после решения которых  обратная связь корректирует ход  дальнейших действий). Последняя является в предлагаемой модели наименее изученной  в силу ее достаточно абстрактного определения и отсутствия единства в ее понимании.
     Подстадия формирования установок к принятию инновации связана с решением вопросов открытости по отношению к  проблемам организационного развития, что выражается в готовности членов организации рассмотреть инновацию, точно идентифицировать свои чувства  по шкале «скепсис – оптимизм» и обрести уверенность в том, что инновация улучшит качество функционирования организации. Исследуя особенности фазы формирования установок и решения, специалисты по организационному развитию предлагают рассматривать организацию как систему особых фильтров.
     Индивид способен получать, подвергать цензуре  и иск ажать информацию в зоне своего влияния (что  соотносится  с идеей Г. Уатсона (1973) о системной  когеренции: очень сложно изменить одну часть системы без нововведения ее остальных частей). Чем более  стратифицирована структура власти и влияния в организации, тем  сложнее внедрить инновационное  ноу–хау «снизу». Соответственно – чем выше уровень централизации управления в организации, тем ниже инновационная активность. Восприятие потенциала инновации связано с ощущением членами организации того, что: а) в организации есть все возможности для инновации; б) организация обладает опытом успешной реализации инноваций в прошлом; в), определенная часть членов организации готова принять на себя ответственность за результаты инновационной деятельности. Здесь изучается феномен инновационного диссонанса, под которым понимается столкновение установок индивида с необходимостью следовать нормам поведения, диктуемым структурами формальной власти в организации14.
     Другие  варианты данного подхода рассматривают инновацию как идею, практический опыт, артефакт, который был открыт или рассматривается как новый независимо от качества его восприятия индивидами. В данном понимании инновации акцент смещается на происходящие процессы – включая изобретение и внедрение инновации. Любая идея, образец поведения или артефакт – объект, который является новым в силу качественных отличий от уже существующих форм, преобразует структуру организации реальности. Мнение экспертов связано с представлением о том, что значительный круг инноваций имеет прежде всего форму идеи или же констелляции идей и по своей природе должен оставаться только ментальной конструкцией, в то время как другие виды инновации могут получить осязаемое «вещное» воплощение – в виде некой материальной структуры, определенной интеллектуальной или эстетической концепции, либо определенной формы взаимосвязи индивидов.
     С этим вариантом исследований связано  изучение Дж. Гроссманом (1970) инструментальных и принципиальных инноваций. Принципиальные инновации представляют собой «ценность–в–себе», тогда как инструментальные инновации замышляются с целью создания условий для более легкого внедрения принципиальных инноваций. В ходе разработки и реализации программ организационного развития инструментальная инновация является частью продуманной интервенции в организацию. В этом плане решающим критерием для принятия решения о проведении преобразований является знание о том, что данные нововведения в организации и среде могут повлечь за собой другие нововведения.
     В индивидуально–ориентированном подходе описывается процесс, посредством которого некий новый социокультурный объект (новшество) становится частью набора образцов поведения индивидов и одной из составляющих их когнитивной сферы. Данные явления исследователи (Н.Лин, Дж. Залтмен, Т. Робертсон, У. Белл, Р. Крейн, Дж.Л. Уол–кер, К. Найт, Н. Гросс, Дж.Б. Джиакуинта, М. Бернстайн. Р.Дж. Лэвидж, Дж.Э. Штайнер, Э.М. Роджерс, Дж. Клонглен и др.) связали с процессами интернализации. Инновация рассматривается как изобретательская деятельность, когда особым образом пересекаются две ранее не связанные между собой системы – индивид и инновация.
     Типичная  модель инновационного процесса состоит  из трех стадий (процесс принятия решения  является здесь ключевым)15:
     I. Разработка новшества (создание  концепции и документальное описание  новшества);
     II. Принятие решения: 1) выработка альтернатив: 2) прогнозирование следствий каждой  альтернативы: 3) уточнение критериев  отбора альтернативы: 4) выбор альтернативы, в наибольшей степени удовлетворяющей  минимальным стандартам эффективности,  среди других альтернатив; 
     III. Реализация решения (преодоление  сопротивления и рутинизация  нововведения). Характеристики инновации  являются переменными управленческих  решений – теми факторами, которыми может манипулировать организационная система управления и зависят от истории организации – ее успешной / неудачной деятельности в прошлом.
     Итак, рассмотрев общее понятие инноватики и основные подходы к её изучению, мы можем сказать, что инноватика в социальной работе – находящаяся в состоянии становления область научных знаний, объединяющая представления об инновациях, происходящих в социальной работе.
     Инновационный процесс – совокупность последовательных действий, направленных на разработку и освоение инновационных изменений (в частности, в сфере социальной работы). Направлен на целенаправленное изменение элементов социальной работы с целью её качественной трансформации. Имеет в основании осмысление и применение новых идей, теорий, концепций, подходов, принципов организации социальной работы.
 


     2. СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ  ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
     В период общественного развития социальная работа приобретает все более  четкие структурные очертания как  особый вид профессиональной, научно образовательной деятельности. Современные  организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере  должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В  ходе решения этой задачи разрабатываются  и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации16.
     Слово «инновация» (лат.) обозначает введение практику нового.
     Инновация (нововведение) - комплексный, поэтапный  процесс создания, распространения  и использования нового практического  средства (новшества).
     Понятие «социальная инновация» можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.
     Социальные  инновации имеют ряд особенностей по сравнению с материально-техническими. Если первые являются, как правило, результатом коллективного творчества, то в материально-технических преобладает  индивидуальное авторство. Кроме того отдача от социальных инноваций несколько  отдалена во времени их эффект не проявляется  так быстро и не носит такого конкретного  характера, как это часто бывает в случае с материально-техническими новшествами.
     Специфика социальных инноваций состоит также  в их более четкой обусловленности  внешней средой в более широкой  сфере применения, в зависимости  от групповых и личностных качеств  людей, задействованных в осуществлении  данной инновации17.
     Основные  признаки инноваций:
     Неопределенность  и риск (уровень новизны определяет степень неопределенности, которая  объясняется недостаточным опытом и опасностью провала в реализации новых идей. Риск состоит, прежде всего, в том, что результаты либо вообще не достигаются, либо достигаются с  опозданием, что в первую очередь  влияет на имидж предприятия); Комплексность (необходимость координации различных  участников и отдельных этапов инновационного процесса является признаком комплексности, что требует самостоятельной  организационной структуры по управлению инновациями). Конфликтность (перечисленные  выше признаки инноваций являются с  высокой степенью вероятности причинами  межличностных и деловых конфликтов).
     Основным  товаром рынка новаций является продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские  права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными и другими законодательными и  нормативными актами. Социальные инновации  весьма разнообразны, что в первую очередь связано с многообразием  явлений социальной жизни.
     При классификации социальных инноваций  используются различные подходы. 1) Исходя из уровня и объема социальных нововведений можно выделить инновации  глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем, а также региональные локальные, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения. 2) По сферам общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах 3) По масштабу использования различают единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты18.
     В современной концепции инноватики существует множество классификаций  инноваций по разным основаниям. Например, принято различать нововведения - продукты, нововведения - процессы, модификации  продуктов и услуг.
     В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой  являются образование, управление, занятость  населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно  выделить виды социальных инноваций: педагогические, образовательные, правовые, управленческие и т.д.
     Источниками социальных инноваций являются изменения  внешней среды, возникающие социальные проблемы; которые невозможно решить с помощью традиционных методов, изменения потребностей общества и  его членов. Неразрешенность тех  или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так были созданы и получили распространение  «телефоны доверия», с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям в стрессовых ситуациях. Так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.19
     Итак, понятие «социальная инновация» можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определённом этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере. 

     3. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
     Процесс развития общества идет через обновление и обусловливает создание предпосылок  для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инновационных способов социальной деятельности, а нововведения являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как процесса. Под инновационным процессом  понимается процесс генерирования  новой идеи, разработки, экспериментальной  апробации, ее распространения и  использования.
     Инновационный процесс включает в себя инновационную  деятельность, которая понижается как  деятельность, поправленная на использование  научных знаний и практического  опыта с целью получения нового или улучшения производимого  продукта, способа его производства (технологию) и совершенствование  социального обслуживания. Он состоит  из таких состоит из таких составляющих, как процесс поиска и разработки новой идеи, её экспериментальной  апробации, распространения и использования.
     Инновационный процесс можно представить в  следующей очерёдности этапов20
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.