На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Александр II и его реформы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Российский  государственный торгово-экономический  университет
Тульский  филиал 
 
 
 
 
 

Индивидуальное  задание по дисциплине
История России
        ТЕМА: «Александр II и его реформы» 
         
         
         
         
         
         
         

     Выполнила: студентка Чистякова Елена
     Проверил:  Филатов В.И.. 
 
 
 
 
 

Тула - 2008 г. 
Содержание.

 
Введение 1
Глава I. Личность императора Александра Николаевича
      и первые годы его царствования 2
    Детские и юношеские годы будущего императора 2
    Вступление на престол 4
Глава II. Реформы Александра II   6
    Отмена крепостного права 6
    Буржуазные реформы Александра II  11
Глава III. Убийство императора    24
Заключение  27
Список  литературы  29
 


Введение.
                Александр II  Николаевич
                (17.04.1818 -01.03.1881г.) Император Всероссийский
                ( 18.02.1856г.-01.03.1881г.)
 
 
   Александр II даже в долгом ряду российских монархов, в котором каждый - фигура завораживающе интересная, выделяется особо. На его царствование пришлась рубежная для страны пора -поворот от исчерпавшего себя феодального строя к капиталистическому, становление на месте старого общества, равно патриархального и жестко регламентированного, нового, буржуазного и, наконец, взлет российской культуры, разом ставшей важной частью культуры мировой и до сих пор питающей нас.
   В условиях нарождения всесословных учреждений 1860-х годов кроется начало нашей современности, т.е. тот момент, когда для нас кончается история и начинается действительность, мучительно занятая поисками новых форм общественного и государственного быта, которые привели бы Россию к гражданской правде и социальному счастью.
   Актуальность  этой темы обосновано тем, что и сейчас наша страна претерпевает перемены во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства.
 

   
      Глава 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования.
1.1 Детские и юношеские  годы будущего  императора.
  Родился будущий император на Пасхальной неделе, в среду, 17 апреля 1818 г. В Архиерейском Оме при московском Чудовом монастыре. Велика была радость матери, но отец радовался вдвойне: родился наследник!
Василий Андреевич Жуковский посвятил молодой  матери стихотворение на рождение Александра. Стихи ли понравились великому князю Николаю Павловичу, или была другая причина, но спустя несколько лет Жуковский был приглашен в качестве воспитателя Александра, и на протяжении восьми лет ему представилась возможность потрудиться на благом поприще: вложить в будущего императора светлые и верные мысли, направленные на процветание Отечества.
  12 декабря 1825г. семилетний Александр  Николаевич был провозглашен наследником престола. 14 декабря на маленького Сашу надели Андреевскую ленту (кавалером высшего в империи ордена св. Андрея Первозванного он стал от рождения) и отвезли в Зимний дворец.
   Для понимания формирования тогда характера  Александра отметим важную роль военного дела, которое занимало большое место и в его занятиях, и в каждодневной жизни двора. Армия все еще оставалась опорой и гордостью государства после славной победы в Отечественной войне, а военное поприще - основным и наиболее достойным для дворянина.
  Военное воспитание наследника началось летом 1824 г. Николай Павлович сам выбрал для этой цели ротного командира из школы гвардейских подпрапорщиков капитана К.К.Мердера. Первый воспитатель был строг, терпелив, добр, требователен, являя собой тип добросовестного служаки. Он сумел завоевать сердце маленького Александра и за короткое время научил его многому.
   В семь лет великий князь назначен шефером лейб-гвардии Павловского  полка и канцлером Александровского университета в Финляндии, в девять- атаманом всех казачьих войск и шефером Донского атаманского полка. С восторгом облачаясь в новую красивую форму, мальчишка, конечно, играл, но игра эта уже становилась началом участия в государственной жизни.
  В восемь лет великий князь Александр  Николаевич не только командовал взводом гренадер, но и уверенно сидел в седле. При коронации Николая I ему позволили принять участие в параде в Москве, и он лихо промчался на коне перед эскадроном своего лейб- гвардии Гусарского полка.
  Кроме военного дела Александр изучал английский, французский, польский языки, а русским и русской литературой с ним занимался Жуковский, обращая внимание на «правильность и выразительность слога». Василий Андреевич всею душой отдался порученному ему делу. Неоднократно и подробно обсуждая с Николаем Павловичем вопросы воспитания наследника, Жуковский повторял, что «его высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным» Главною же наукой наследника русского престола поэт считал историю, « наставляющую опытами прошедшего или объясняющую настоящее, предсказывающую будущее».
   В январе 1829 года, после успешной сдачи  первого экзамена, в качестве поощрения  отец взял Сашу с собой в Берлин. Пребывание в Берлине в течение  восьми дней оставило глубокий след в  душе великого князя. Прежде всего он поражен блестящим обществом принцев и принцесс, герцогов и князей, среди которых русские император и императрица, конечно же, занимали первое место. Ему представили прусские полки, в том числе кирасирский имени Николая I. Дед, прусский король, назначил его шефом 3-го прусского уланского полка. Можно представить, как был рад Александр, как сиял от гордости и счастья, надевая новую форму. Он тут же поехал к деду благодарить, а потом отправился на смотр своего полка и там не ударил в грязь лицом. Нравилось ему военное дело.
   Наследник рос под постоянным присмотром отца. По требованию Николая Павловича ему назвали главные недостатки сына: надменность, неподатливость при исполнении приказаний и страсть спорить, доказывая свою правоту. Отметили все возрастающее равнодушие Александра к занятиям. Сам император с неудовольствием заметил у сына интерес к «военным мелочам, смотрам да парадам», а не к военному делу. Сделанное тогда замечание   отца   возымело   действие,   но   в   общем   характер Александра уже сформировался. 
 
 

1.2   Вступление на  престол
В шестнадцать  лет начиналась новая жизнь, детство  кончилось. В августе 1831 г. Александр был провозглашен наследником-цесаревичем, 22 апреля 1834г. принес присягу в качестве наследника престола, в июне 1835г. стал членом Святейшего синода. В сентябре 1840г. Николай Павлович произвел наследника в генерал-лейтенанты, а летом следующего года Александр на глазах у отца впервые командовал на учениях дивизией и корпусом. В то же время, по указанию отца, большое внимание он уделял постижению государственной жизни. Весной 1837г. наследник отправился в обширное путешествие по России для знакомства со страной. Ехали быстро, с короткими остановками в главных губернских городах. Поездка началась с северо-запада: Новгород, Торжок, Тверь. Через Углич и Рыбинск - на Ярославль, далее прибыли в Кострому, где особое внимание уделили осмотру Ипатьевского монастыря -истоку царствования рода Романовых. Далее - Вятка, Тобольск, Оренбург, Симбирск, Пенза, Тамбов, Тула, с непременным посещением оружейных заводов, Калуга, Москва, Крым, Киев.
  Трехмесячное  путешествие дало будущему императору хотя и несколько поверхностное, но в основном верное понимание жизни  огромной страны с 80 миллионными подданных. За время поездки великий князь получил 16 тысяч просьб, преимущественно о пособии. Каждому начальнику губернии было выделено по 8 тыс. руб. для раздачи наиболее нуждающимся. Неизбежный вопрос о причинах бедности богатейшей державы встал перед ним, как ранее перед его отцом.
  Весной 1841г. в столице из уст в уста передавали поразительную новость: ко дню свадьбы наследника государь будто бы подготовил манифест об освобождении крестьян. Между тем многие из людей просвещенных находили эту меру пока еще преждевременной, считая, что с эти следует погодить. И царь считался с этим мнением.
  Но  все же в последние годы царствования Николая I у наследника наступает если не прозрение, то определенный поворот в сознании. Развитие западно-европейских стран, путем кровавых революций и бескровных реформ совершивших рывок и обогнавших Россию во многих отношениях, наводило на размышления.
  Русское общество покорно стояло во фрунт  перед императором, ожидая благодетельных решений, но услышало иное.
  Волею обстоятельств, а более - нерасчетливой  политики императора, Россия оказалась втянутой в войну, к которой была не готова. Превосходство европейских держав было разительным. В армии не хватало всего: резервов, боеприпасов, продовольствия, денег.
  Война смела затишье в русском обществе. Росло недовольство в деревне, все чаще случались бунты. Возникла, хотя и неопределенная, полугласная, дворянская оппозиция. Оказался подорванным не только внешний, но и внутренний престиж императора.
    18 февраля  1855г. император Николай I умер.
  Реакция на его смерть почти повсеместно  была одинаковой-радостной. Радовались и уходу крутого царя, и приходу на престол молодого государя, с которым, как в свое время и с Александром I, связывали надежды на перемены к лучшему.
 

  
Глава 2. Реформы Александра II
2.1 Отмена крепостного  права.
Энтузиазм и  доверие, единодушно выраженные всеми обществами, укрепляли Александра Николаевича в его намерении при первых шагах царствования. Всем было ясно, что необходим поворот от прежней николаевской политики, необходимо жить и развиваться по-новому.
 1) На  первое место вышел главный вопрос русской жизни -вопрос крестьянский. В царствование Николая I были проведены некоторые преобразования, коснувшиеся около 2 млн. удельных крестьян (реформы Л.А.Перовского) и 20 млн. государственных крестьян (реформа П.Д.Киселева). Теперь же на очереди стоял вопрос о 22 млн. крепостных душ, и решение вопроса было много сложнее, чем первых двух. Там дело касалось царской семьи и государства, здесь же - ПО тыс. дворян- душевладельцев. Вот почему Александр 11 не спешил.
   3 января 1856 г. был организован новый секретный комитет       «для обслуживания мер по устройству быта помещичьих крестьян» В состав комитета входили деятели предшествующего царствования, и поэтому дело не шло. Как тонко рассуждал барон М.А.Корф, статс - секретарь и член Государственного совета, в том-то и беда наша: коснуться одной части считают невозможным, не потрясая целого, а коснуться целого отказываются потому, что дескать, опасно тронуть 25 млн. народу. Как же из этого выйти? Очень просто - не трогать ни части, ни целого; так мы, может быть дольше проживем!»
  Новый государь думал иначе, что стало  ясно из его речи в марте 1856 г. в Москве перед представителями дворянства Московской губернии: « Я узнал, господа, что между вами разнеслись слухи о намерении моем уничтожит крепостное право. В отвращение разных неосновательных толков по предмету столь важному, я считаю нужным объяснить всем вам, что я не имею намерения сделать это сейчас. Но, конечно, сами вы понимаете, что существующий порядок владения душами не может остаться неизменным. Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу. Прошу вас, господа, обдумать, как привести все это в исполнение. Передайте мои слова дворянам для соображения»
  В начале 1857 г. был учрежден Секретный комитет для подготовки реформы, а в ноябре 1857 г. в рескрипте на имя виленского генерал- губернатора Назимова государь объявил о том, что крестьянская реформа должна быть осуществлена в ближайшем будущем. Дворянам было предложено образовать по губерниям губернские комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян для выработки «положений» об устройстве крестьянского быта. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу и стал главным органом в деле подготовки реформы.
   Чем глубже вдумывались реформаторы  в смысл предстоящих перемен, тем яснее и полнее представляли себе, насколько прав был осторожный барон Корф - нельзя было менять что-либо одно. Прогнившая ткань николаевского государства не поддавалась штопке, и заплатами было не обойтись. Менять надо было все.
  Трудно  было не заметить кризиса в стране. Всю первую половину XIX в. Продолжались в той или иной форме массовые и групповые волнения крестьян, а всего по неполным данным, было 674 выступления. И все же не стихийное мужицкое недовольство было главной опасностью.
 Царствование  Николая I как раз совпало с моментом наибольшего обострения того хозяйственного кризиса, который уже со второй половины XVIII в. Начал обнаруживаться в русской крепостной деревне. Поражение в Крымской войне стало последней каплей. И именно выход из ненужной войны стал первым важным делом нового царствования.
 К этому  времени созрели и объективные  предпосылки для перемен. Так, в 1840-1850 гг. ввоз машин вырос более чем в 2 раза в денежном выражении, появились железные дороги, в то время главные ускорители социально- экономического развития.
   Летом и осенью 1858г. император совершил поездку по северным и центральным губерниям. В Твери, Костроме, Нижнем Новгороде, Владимире и Москве он выступал перед дворянством, агитируя за освобождение, призывая к поиску общей пользы и общей выгоды. Поездка эта дала сильный толчок подготовляемым переменам. Подобно Петру Великому, Александр тряс за шиворот закоснелое, самодовольное российское дворянство, но не варварски пихая его в «прогресс», а твердою рукою направляя.
   Речи  Александра Николаевича послужили  началом вполне гласного выражения непременной воли государя, бесповоротной его решимости совершить освобождение крестьян. Упорной и открытой оппозиции он нигде не встретил, и это одобрило.
  С течением времени неизбежность освобождения крестьян стала очевидностью, и охранительная помещичья партия выдвинула свой план: безземельное освобождение крестьян с получением вознаграждения за личную свободу крепостных крестьян.
  Попытки разрешить вопрос исключительно  в дворянских интересах вызывали если не сочувствие, то понимание государя. Недаром, предлагая накануне освобождения ввести генерал -губернаторства, он писал: « Кто может поручиться, что, когда новое положение будет приводиться в исполнение и народ увидит, что ожидание его, т.е. свобода по его уразумению, не сбылось, не настанет ли для него минута разочарований?»
  Личная  позиция Александра в существовавшей политической структуре имела огромное, решающее значение. Справедливы в основном слова К.Д.Кавелина: « Русский царь - не дворянин, не купец, не военный, не крестьянин; он выше всех сословий, и в то же время всем нам близок. Сила вещей, нередко вопреки личным наклонностям, стремлениям и понятиям, непременно делает русского царя посредником, верховным, третейским судьей общественных интересов, справедливым мерилом притязаний всех классов и сословий» Именно поэтому он смог переступить через интересы своего класса, возможно, так понимая свой долг перед Богом и людьми.
  Именно  тогда Александру Николаевичу стало  ясно, что он приговорен с обеих сторон и приговор обжалован не будет. Можно было лишь попытаться отсрочить приведение его в исполнение. Так жизнь императора напрямую оказалось связанна с проводимыми реформами.
  Царь  был человек, хотел жить - такое, казалось бы, простое и естественное желание. Но он же был Помазанником Божиим и не мог бросить возложенный на него тяжкий крест ответственности за Россию. Это мучительное раздвоение, выбор между спасением жизни и Души терзал постоянно. 28 января 1861г. на обсуждение Государственного совета был вынесен выработанный Главным комитетом проект положений. Заседание открыл Александр II: « Дело об освобождении крестьян, -сказал он, - которое поступило на рассмотрение государственного совета, по возможности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном совете. Повторяю - и это моя непременная воля,- чтоб дело это теперь же было кончено». Пора было решаться. И Манифест был подписан 19 февраля, но из опасения крестьянских волнений в дни религиозных праздников обнародован был позднее, в воскресенье, 5 марта 1861г., в Петербурге, во всех церквях после обедни. В тот же день на разводе в Михайловском манеже государь сам прочитал манифест. В ответ раздались громовые и долго не смолкающие крики «Ура!».
   Высочайший  манифест был объявлен во всех губернских городах нарочно командированными генерал- майорами свиты государя и флигель- адъютантами с 7 марта по 2 апреля 1861г.
    Но  отзвучали радостные клики, и  по всем губерниям российским впали в глубокую задумчивость главные действующие лица реформы - крестьяне и помещики.
   По  манифесту крестьянин сразу получал  личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Однако за пользование выделяемой помещиком за выкуп надельной землей крестьяне должны были отбыть барщину или платить оброк и не иметь права отказа от нее в течение 9 лет. Цена земли по выкупу значительно превышала ее рыночную стоимость, в отдельных районах в 2-3 раза. В целом переход крестьян на выкуп растянулся на три с лишним десятилетия. Новая жизнь принесла им не столько радость, сколько чрезмерные тяготы. В царствование Александра II с крестьян взимались: подушная подать, государственный земельный сбор, оброчная подать, земельные сборы, выкупные платежи; питейный и соляный акцизы также в основном собирались с деревни. От исправного поступления   этих сборов зависело 56% доходов государства. Между тем через год- два «крестьянское дело» считалось законченным. В 1872г. сельскохозяйственная комиссия, явно настроенная на пользу помещиков, и та указала на тяжелое экономическое положение крестьянства, налоги на которых возрастали непрерывно. Но лишь через десять лет было проведено их облегчение.
   Так, преследуя, безусловно важные цели - личное освобождение крестьян, наделение их землей и взимание с них платежей, -правительство да и общественное мнение оставили в тени две другие важные для будущего страны цели. Проблемы личных прав крестьянства и утверждение земельной собственности были отодвинуты «на потом». Половинчатое, неполное решение крестьянского вопроса в конечном счете породило крестьянские революции 1905-1917 годов.
    Помещики, покорившись реформе, столкнулись  с необходимостью самим хозяйствовать без крепостных рабочих рук, как правило, и без своего инвентаря. Стремясь избавиться от долгов, часть поспешила получить от казны до 80% выкупной суммы деньгами и ценными бумагами (в дальнейшем эта сумма взыскивалась государством с крестьян с прибавкой 6% годовых) Но обычным явлением сделалась отдача имений под заклад, их продажа и поступление на службу на твердое жалованье. Перемена образа жизни, хотя и сулила в перспективе твердое положение, как и всякая перемена, вызывала недовольство и ворчание в адрес государя.
   Он  знал об этом. Недовольство дворян было серьезною угрозой. Александр Николаевич хорошо понимал историю своего дела. Надо было принимать меры.
   Государь  посетил Москву и Тулу, где выступал перед дворянством и крестьянской депутацией, прося первых о поддержке, а вторым указывал на необходимость подчинения властям. Он видел, что усилилась неопределенность. Многое менялось и еще не установилось. Перемены были необходимы, но как, меняя самые основы государства, сохранить его устойчивость, не дать пошатнуться самой царской власти, как обеспечить себе поддержку большинства в обществе, сохранив устойчивый баланс между новыми и старыми силами? Задача была не из легких.
   Преобразования, первым звеном в цепи которых было освобождение крестьян, продолжались. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.2 Буржуазные реформы  Александра II.
а) Земское и  городское самоуправление.
  До  эпохи Александра II все органы самоуправления в императорской России носили сословный характер. После освобождения крестьян возникла потребность создать всесословные органы для заведования местными делами, и эти органы были созданы «Положением о губернских и уездных земских учреждениях», изданным 1 января 1864г. Согласно положению 1864г. органами земского самоуправления в уездах были « уездные земские собрания», состоявшие из «земских гласных», избираемых на 3 года тремя куриями избирателей: 1) местными землевладельцами, 2) крестьянскими обществами, 3) городскими избирателями ( владельцами «недвижимостей» и торговых промышленных предприятий). Уездное земское собрание (заседавшее под председательством уездного предводителя дворянства) избирало из своей среды, в качестве своего исполнительного органа, уездную земскую управу (в составе председателя, который за тем утверждался губернатором, и от 2 до 6 членов), а также «губернских земских гласных», составлявших губернское земское собрание ( заседавшее под председательством губернского предводителя дворянства); последнее избирало губернскую земскую управу в составе председателя и 6 членов (председатель подлежал утверждению министра внутренних дел)
   Надзор  администрации над деятельностью  «земств» по положению 1864г. ограничивался только наблюдением за тем, чтобы их действия не противоречили существующим законам; в случае споров между «земствами» и администрацией решение принадлежало сенату.
   Предметами  компенсации земских учреждений были: назначение денежных сборов на местные нужды, заведование земскими имуществами и капиталами; устройство и поддержание местных путей сообщения; «меры обеспечения народного продовольствия»; «попечение о развитии местной торговли и промышленности»; дела благотворительности; взаимное земское страхование имуществ от огня; «попечение» о построении церквей и школ, «участие, преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении   о   народном   образовании»;   попечение   о   народном здравии; меры по охране скота от эпизоотии и растений от вредителей; содействие воинским и гражданским властям в их местных мероприятиях; представления правительству сведений и ходатайств о местных пользах и нуждах.
 Земские учреждения по положению 1864 г. были введены  в 33 губерниях Европейской России (их не было на окраинах государства). Впоследствии на первое место в работе земских учреждений выдвинулись заботы о народном образовании и организация медицинской помощи населению; земской врач стал типичным носителем неутомимого и самоотверженного служения народу; народное образование и земская медицина на рубеже XIX и XX вв. составляли главные расходные статьи земских бюджетов. В XX стала быстро развиваться агрономическая помощь населению, и земский агроном стал рядом с народным учителем и земским врачом.
    Земства были лишены каких-либо политических функций и занимались исключительно хозяйственными вопросами местного значения, но ведь именно это тогда и требовалось обществу и стране. С введением в 1870г. нового городового положения городские думы получили в свое распоряжение определенные источники дохода, позволившие самостоятельно решать нужды городского хозяйства и благоустройства. Все жители, платившие городские налоги, разделялись (по «прусской системе») на три класса соответственно сумме платимых ими налогов, и каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных (таким образом, голос небольшой группы богатых плательщиков, избиравших 1/3 городских гласных, равнялся голосу нескольких сот средних плательщиков и нескольких тысяч мелких). Гласные городской думы избирали из своей среды городского голову и членов городской управы. Компетенция органов самоуправления в городах соответствовала компетенции земских учреждений в сельских местностях. 

    Б) Реформа просвещения
    Реформа начального и среднего образования  началась с издания в июне 1864г. «Положения о начальных народных училищах», а в ноябре того же года - нового устава гимназий. Демократизм  новых  законов  выразился  в  том,  что  начальные школы разрешалось открывать и содержать как общественным учреждениям (земствам), так и частным лицам, а контроль над их деятельностью осуществляли губернские и уездные училищные советы с непременным участием представителя земства. В среднем образовании был введен принцип формального равенства для всех сословий и вероисповеданий, хотя барьером для неимущих стала высокая плата за обучение. Но как бы то ни было, образование вошло в самый быт общества. Число начальных и средних учебных заведений выросло за 1856-1880 гг. с 8,2 тыс. до 22,7 тыс., численность учащихся - с 450 тыс. до 1141 тыс. человек.
    1 июня 1863 г. Александр Николаевич утвердил новый университетский устав, дававший университетам довольно широкую автономию. Совет университета получал право самостоятельно решать все научные, учебные и административно - финансовые вопросы. Устав предусматривал выборность ректора, проректора, деканов и профессоров с последующим их утверждением в должности министром народного образования. Женщины в университеты не допускались, но в обеих столицах появились женские курсы с изучением всех наук. Однако, учащиеся в университетах студенты рассматривались как «отдельные посетители», не имеющие права на корпоративное устройство, а доступ посторонних лиц к слушанию университетских лекций, в широких размерах практиковавшийся перед тем, был вовсе воспрещен. Такое положение студенчества вызвало в нем большое недовольство; в связи с университетскими делами и общеполитическим положением в царствование Александра II часто происходили «студенческие беспорядки», сопровождавшиеся уличными демонстрациями, столкновениями с полицией, арестами и исключениями студентов и даже временным закрытием высших школ.
   Напуганное  общественным брожением и студенческими  беспорядками правительство задумало произвести реформу средней школы, чтобы обеспечить для университетов более спокойный и более «благонадежный» контингент слушателей.
    70-е  годы XIX в. Ознаменовались в России началом высшего женского образования (в этом отношении Россия шла впереди других европейских стран). Средние женские школы дали уже достаточный контингент лиц, стремящихся к высшему образованию, и в 70-х гг. возникают высшие женские курсы с программами университетского преподавания; высшие женские медицинские курсы в Петербурге (превратившиеся впоследствии в женский институт)
   В начале 1860- х годов были приняты  меры по улучшению материального положения священнослужителей, увеличению их гражданских прав. Были открыты шесть новых епархий, в том числе Алеутская и Аляскинская. В октябре 1858 г. высочайше было повелено о применении к раскольникам меры терпимости и снисходительности, а также о допущении их к участию в общественных правах и льготах во всех отношениях
   До 70 законодательных актов для облегчения положения российских евреев было принято в годы царствования Александра 11. Это - расширение права жительства, сферы деятельности, в том числе владение недвижимым имуществом, занятие торговлей и промышленностью, допуск к образованию, к отбыванию рекрусткой повинности.
    В) Судебная реформа
     Старый  дореформенный суд в России справедливо  считался не правосудием, а «кривосудием». В закрытых заседаниях, без участия сторон или их представителей, на основании бумажных полицейских «дознаний», без всякого общественного контроля, выносили николаевские суды свои приговоры, которые зачастую обуславливались не требованиями закона, а пристрастием, произволом или взятками.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.