Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международный финансовый менеджмент

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского 
 
 
 

                                  Павловский филиал 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Дисциплина: Финансовый менеджмент
Тема: Международный  финансовый менеджмент 
 
 
 
 
 

                                              Выполнил:
                                              Студент 4 курса
                                              очной формы обучения
                                              группа № 2-14-ФК/11
                                              Хламов А.С.
                                              Проверил: Ражев А.А. 
 
 
 
 
 
 
 

г. Нижний Новгород
2011 г.
Содержание
   Введение……………………………………………………………………….3
   1. Особенности международного экономического сотрудничества……….5
   1.1. Международное экономическое пространство…………………………5
   1.2. Понятие, структура и типы транснациональных  корпораций…………8
   1.3. Особенности  финансового менеджмента в транснациональной  корпорации……………………………………………………………………….13
   1.4. Оценка состояния финансового менеджмента в транснациональных корпорациях…………………………………………………………………..….16
   2. Анализ состояния финансового менеджмента на примере ОАО «ТНК-ВР Холдинг»……………………………………………………………………..28
   2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «ТНК-ВР Холдинг»…………………………………………………………………………28
   2.2. Оценка состояния финансового менеджмента ОАО «ТНК-ВР Холдинг» в 2008 и 2009 гг………………………………………………………29
   3. Повышение  эффективности состояния финансового  менеджмента ОАО «ТНК-ВР Холдинг»……………………………………………………………...35
   3.1. Проблемы, связанные с состоянием финансового  менеджмента ОАО «ТНК-ВР Холдинг»……………………………………………………………...35
   3.2. Пути совершенствования состояния финансового менеджмента ОАО «ТНК-ВР Холдинг»……………………………………………………………...38
   Заключение…………………………………………………………………...41
   Список  использованной литературы и источников………………………..43
   Приложения…………………………………………………………………..44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
   Несмотря  на то, что методы управления финансами  в крупной компании в международном контексте довольно универсальны, национальные особенности в организации и ведении бизнеса, безусловно, оказывают определенное, а порой и существенное влияние на их содержание. Знание этих особенностей имеет особую значимость для ТНК и совместных предприятий; вместе с тем некоторые из них представляют интерес для любых специалистов в области управления, учета, финансов, поскольку многие предприятия (хотя и по разным причинам) заинтересованы в выходе на международную арену. В условиях незамкнутости экономики границами собственной страны и либерального национального законодательства практически любая фирма может выходить на международные рынки. Мотивация международных бизнес-контактов может быть разной: выход на новые рынки сбыта продукции, поиск дешевой рабочей силы, потребность в дополнительном финансировании, открытие дополнительных производств, диверсификация финансово-хозяйственной деятельности и т. п. Безусловно, развитие международных экономических связей координируется и стимулируется государственными органами, вместе с тем частный капитал играет в этом процессе далеко не последнюю роль.
   Международный рынок капитала существует с незапамятных времен, однако особенно бурное развитие он получил в связи с появлением ТНК, сфера деятельности которых не ограничивается какой-то одной страной. Выход со своей продукцией на международную арену, а также страновые различия в стоимости факторов производства с необходимостью предполагают как элементарное заимствование иностранной валюты, так и привлечение зарубежных источников финансирования, что осуществляется на международных финансовых рынках. Первые ТНК появились более 50 лет назад; сегодня они представляют собой серьезную мировую экономическую силу. Были времена, когда для организации международной экономической деятельности приходилось перемещать из страны в страну средства производства, рабочую силу, материальные и финансовые ресурсы. С появлением международного рынка капитала нужда в этом практически отпала. Транснациональные и крупные национальные корпорации могут получить необходимые ресурсы с помощью международных валютно-кредитных организаций, крупных банков, фондовых бирж, эффективность деятельности которых чрезвычайно высока [2, стр. 953-954].
   Целью данной курсовой работы является анализ международного финансового менеджмента. В соответствие с целью в данной работе были поставлены следующие задачи:
    Рассмотреть участников международного экономического пространства.
    Дать определение, рассмотреть структуру и типы транснациональных корпораций.
    Рассмотреть особенности финансового менеджмента в транснациональных корпорациях.
    Рассмотреть показатели для оценки состояния финансового менеджмента в транснациональных корпорациях.
    Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и оценить состояние его финансового менеджмента.
    Выявить проблемы, связанные с состоянием финансового менеджмента ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и предложить мероприятия по их решению.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Особенности международного  экономического сотрудничества
   1.1. Международное экономическое пространство
   Главными  представителями финансовой сферы  мировой экономики выступают транснациональные банки (ТНБ), обеспечивающие свободное перемещение денежных капиталов и международные платежи и расчеты. ТНБ и их филиалы расположены в основных центрах Европы и тех стран, где не ограничиваются права банков по проведению операций в иностранной валюте с нерезидентами. На средства, привлекаемые с еврорынков, не распространяются резервные требования центральных банков, а доходы по вкладам освобождаются от подоходного налога. Поэтому эти рынки успешно привлекают частные вклады,  обеспечивая инвесторам и кредиторам повышенную доходность.
   Другим  элементом финансовой сферы мировой экономики являются оффшорные зоны. В современном мире существует более 100 оффшорных зон, крупнейшими из которых являются Панама, британские Виргинийские острова и Ирландия. Через оффшорные компании осуществляются практически все транснациональные финансовые схемы, направленные на оптимизацию международного налогообложения. Оффшорные компании обслуживают внутрикорпоративный оборот ТНК, которые манипулируя внутренними ценами и процентными ставками по займам, перераспределяют прибыль туда, где она облагается меньшими налогами.
   Важнейший участник мировой экономики – транснациональные корпорации (ТНК), которые контролируют до половины мирового промышленного производства, 63 % внешней торговли и около 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии, «ноу-хау».
   В современном мире функционирует  около 60 тыс. материнских ТНК и  более 500 тыс. их зарубежных филиалов.
  Ядро  мирохозяйственной системы составляют около 500 ТНК, из которых пять крупнейших контролируют более половины мирового производства товаров длительного  пользования: самолетов, электроники, автомобилей и др. Валовый доход таких ТНК сопоставим с ВВП средних государств.
   Общий объем накопленных прямых иностранных  инвестиций составляет 4 трлн долл. ТНК  создают предпосылки для организации  международного производства с единым рыночным и информационным пространством, международного рынка капиталов, рабочей силы, научно-технических и информационных услуг. Они создают каркас мировой экономики и, расширяя рынки сбыта в международном масштабе, обеспечивают усиление конкуренции, что требует постоянных инноваций, обновления технологий, ускорения НТП. Сегодня, усилиями ТНК, половина мировой экономики функционирует в условиях свободного рынка. Другая половина, составляющая внутрикорпоративный оборот ТНК, действует в своеобразной «плановой» системе, где внутренние цены определяются не рыночными силами, а стратегией корпораций.
   ТНК и ТНБ обладают самостоятельным и самодостаточным транснациональным капиталом, движение которого способно сводить на нет попытки регулирования внутренних финансовых рынков. В современных условиях перемещение 1-2 % массы частных денег способно изменить паритет любых двух национальных валют. Глобальные стратегии ТНК, направленные на формирование интегрированной международной торгово-финансовой системы, по сравнению с которой экономики отдельных государств выступают как второстепенные величины, способны диктовать свою волю национальным правительствам. Такой новый фактически уже существующий мировой экономический порядок слабо изучен экономической наукой.
   Следующий важнейший элемент мировой экономики – это население крупнейших городов. Население мегаполисов вырабатывает новую интернациональную субкультуру, поскольку живут в ускоренном ритме, смотрят одни и те же всемирные информационные программы, воспитаны в единых стандартах образования и поведения, участвуют в международных контактах и деятельности международных организаций. Крупные города являются самостоятельной экономической и политической силой, поскольку их доходы сопоставимы с доходами средних государств. Население крупных городов представляет ТНК ресурсы рабочей силы и выступают основными потребителями новой продукции. Крупные мегаполисы образуют с ТНК союзы и предоставляют им места для размещения центров корпораций. Сегодня транснациональный капитал концентрируется в 13 крупных мировых центрах: Нью-Йорк, Лондон, Токио, Гонконг, Франкфурт и др. Эти центры сосредотачивают основные финансовые, интеллектуальные и информационные ресурсы планеты. Страны периферии в своем большинстве обеспечивают массовое производство стандартных товаров, сельскохозяйственной продукции, добычей и переработкой полезных ископаемых.
   В настоящем на долю государств «семерки» («золотого миллиарда»), с их численностью 20 % населения планеты, приходится 83 % мирового дохода и 90 % высокотехнологических производств. Если процессы глобализации сохранят существующую структуру распределения мирового богатства, то для миллиардов граждан будут подорваны их материальное благосостояние и привычный образ жизни.
   Совокупный  доход страны является функций трех основных факторов производства: труда  наемных работников, капитала (включая предпринимательский доход) и ренты (доход от использования земли, территории страны, природных ресурсов и других монопольных видов деятельности).
  На  протяжении нескольких столетий технологический  уклад стран «золотого миллиарда» опережал уклад других стран. Основным фактором обогащения развитых стран в эпоху промышленной революции и господства рынка выступал диспаритет цен на экспортируемые (промышленные товары, услуги) и импортируемые ими товары (рабочую силу, сельскохозяйственные товары, сырье). Развитые страны в процессе  товарообмена  присваивают себе часть ренты от использования национального богатства других стран, занижая цены на товары этих стран.
   Реализация  диспаритета цен, господство развитых стран обеспечивается тем, что они обеспечивают практически полный контроль над планетарными финансовыми потоками. Доверие к доллару дает США огромное преимущество, позволяющее им печатать доллары и обменивать их на любые товары и услуги других стран. Через механизм эмиссии долларов США ограничивают инфляцию у себя в стране и могут индуцировать ее в другие страны, поскольку реальный рыночный обменный курс валют не соответствует паритету покупательской способности (ППС). Развитые государства могут завышать обменные курсы своих валют относительно валютных курсов, установленных по ППС. Такой порядок позволяет развитым странам приобретать товары по ценам внутреннего рынка развивающихся стран, уменьшая уплаченную сумму валюты развитых стран. Другими словами часть ренты, принадлежащей развивающимся странам, присваивается развитыми странами через механизмы контроля обменных курсов валют.
   Существующий  экономический миропорядок не позволяет  развивающимся странам погасить задолженность перед развитыми  странами, которая оценивается в  сумму около 2 трлн. долл.  Средства от закупки новых товаров и передовых технологий подпитывают капиталы ТНК, которые  выступают инициатором существующей либеральной модели мирового капитализма [1, стр. 5-9].
   1.2. Понятие, структура  и типы транснациональных  корпораций
   Быстрый рост прямых иностранных инвестиций, выход технологического разделения труда за пределы фирм, отраслей и национальных границ сопровождается появлением гигантских международных  научно-производственных комплексов с  филиалами в разных странах и  на разных континентах. Транснациональные корпорации превращают мировую экономику в международное производство, обеспечивая ускорение научно-технического прогресса во всех его направлениях - технический уровень и качество продукции, эффективность производства, совершенствование форм менеджмента, управления предприятиями.
   Под транснациональными корпорациями понимаются международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли.
   Транснациональным корпорациям принадлежат или ими контролируются комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.
   Выделяются  следующие признаки транснациональных корпораций:
   1) фирма реализует выпускаемую продукцию более чем в одной стране;
   2) ее предприятия и филиалы расположены в двух и более странах;
   3) ее собственники являются резидентами различных стран.
  Следовательно, признаки транснациональных корпораций относятся к сфере обращения, производства и собственности.
  Реально функционирующим фирмам достаточно отвечать любому из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию  транснациональных корпораций. Многие крупные компании обладают всеми тремя признаками одновременно.
   Некоторые фирмы, обладающие признаками транснациональных  корпораций, появились очень давно. Так, East India Company образовалась в 1600 году, некоторые другие крупные фирмы существуют уже не одно столетие. Однако в основном формирование транснациональных корпораций относится к 60-м годам ХХ века, когда ведущие компании западных стран начали осуществлять массированный вывоз капитала. Научно-технический прогресс также способствовал их возникновению. Углубление общественного разделения труда и внедрение новых технологий создавали возможности для пространственного разъединения отдельных технологических процессов, а появление новых средств транспорта и связи способствовало реализации этих возможностей. Единый процесс производства стал дробиться и размещаться с учетом различий в ценах национальных факторов производства. Стала развиваться пространственная децентрализация производства в планетарном масштабе при концентрации капитала.
   На современном этапе стратегия транснациональных корпораций характеризуется стремлением к образованию сетей внутрифирменных связей регионального, а нередко и глобального масштаба, в рамках которых интегрируются научные исследования и разработки, материальное обеспечение, производство, распределение и сбыт. Проявляется, в частности, тенденция к распространению инновационной активности транснациональных корпораций, которая ранее базировалась в материнских фирмах. Происходит это путем создания в других странах научно-исследовательских центров и технологических парков, а также поглощение местных фирм с высоким инновационным потенциалом. По данным международной статистики удельный вес инноваций, приходящихся на зарубежные филиалы транснациональных корпораций, постоянно растет.
   В результате транснациональные корпорации, развитие которых стимулировалось  процессами региональной экономической  интеграции, становятся все более  важным фактором ее дальнейшего углубления.
  Причины возникновения транснациональных  корпораций весьма разнообразны, но все они в той или иной степени связаны с несовершенством рынка, существованием ограничений на пути развития международной торговли, сильной монопольной властью производителей, валютным контролем, транспортными издержками, различиями в налоговом законодательстве.
   Транснациональные корпорации имеют ряд неоспоримых  преимуществ. Зарубежные филиалы играют исключительно важную роль в обеспечении  доступа к иностранным рынкам, снижении издержек производства, повышении  прибыли. Все это обеспечивает финансовую устойчивость транснациональных корпораций и помогает им переживать периоды кризисов.
   По  организационной структуре транснациональные  корпорации, как правило, представляют собой многоотраслевые концерны. Головная компания выступает оперативным штабом корпорации. На базе широкомасштабной специализации и кооперирования она осуществляет технико-экономическую политику и контроль над деятельностью заграничных компаний и филиалов.
   В последнее время в структуре  транснациональных корпораций происходят существенные изменения, главные из которых связаны с осуществлением, так называемой комплексной стратегии.
  Стратегия транснациональных корпораций основана на глобальном подходе, предусматривающем  оптимизацию результата не для каждого  отдельного звена, а для объединения в целом.
  Комплексная стратегия заключается в децентрализации  управления международным концерном  и значительном повышении роли региональных управленческих структур. Такая политика стала возможной благодаря достижениям  техники в области связи и информации, развитию национальных и международных банков данных, повсеместной компьютеризации. Она позволяет транснациональным корпорациям координировать производственную и финансовую активность зарубежных филиалов и дочерних фирм. Комплексная интеграция в рамках транснациональных корпораций требует и комплексной организационной структуры, которая выражается в создании региональных систем управления и организации производства.
  Региональные  системы управления подразделяются на три основные вида:
   - главные региональные управления, ответственные за все виды деятельности концерна в соответствующем регионе. Они наделены всеми правами по координации и контролированию деятельности всех филиалов в соответствующем регионе;
   - региональные производственные управления, координирующие деятельность предприятий по линии движения продукта, т.е. соответствующей производственной цепочке. Такие управления отвечают за обеспечение эффективной деятельности соответствующих предприятий, бесперебойное функционирование всей технологической цепочки, подчинены непосредственно главному региональному управлению концерна. Они нацелены на развитие эффективных видов производств, новых моделей и товаров;
  - функциональные региональные управления обеспечивают специфические виды деятельности концерна: сбыт, снабжение, обслуживание потребителей после продажи им товара, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.д. Эти управления ответственны за результаты деятельности всех соответствующих структур в региональном или глобальном плане.
  В настоящее время принято выделять следующие типы транснациональных  корпораций:
   - горизонтально-интегрированные корпорации с предприятиями, выпускающими большую часть продукции;
   - вертикально-интегрированные корпорации, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта. В частности, в нефтяной промышленности добыча сырой нефти часто осуществляется в одной стране, рафинирование - в другой, а продажа конечных нефтепродуктов - в третьих странах;
   - диверсифицированные транснациональные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией. Число таких компаний в последние годы быстро растет [3, стр. 11-19].
   1.3. Особенности финансового менеджмента в транснациональной корпорации
   Существуют  некоторые проблемы, связанные именно с международной средой, которые увеличивают сложность работы менеджера в транснациональной корпорации и часто заставляют его менять способы, которыми оценивают и сравнивают альтернативные варианты действий. Шесть главных факторов отличают управление финансами фирмы, которая оперирует в нескольких странах, от управления финансами, которое практикуют фирмы, действующие только в пределах одной страны.
   1. Различные валюты. Потоки денежных средств от различных подразделений транснациональной корпорации будут выражаться в разных валютах. Следовательно, анализ обменных курсов, а также влияние колебаний ценности валют должны быть включены в финансовый анализ.
  2. Разнообразие экономических и юридических систем. Каждая страна, в которой действует такая фирма, имеет свои собственные неповторимые политические и экономические институты, и институциональные различия между странами могут создать существенные трудности, когда корпорация попытается координировать и контролировать операции своих дочерних компаний по всему миру. Например, различия в налоговом законодательстве между странами могу привести к тому, что экономическая сделка будет иметь удивительно неодинаковые экономические результаты после уплаты налогов в зависимости от того, где эта сделка произошла. Аналогично различия в юридических системах принимающих стран, такие как система общего права, в Великобритании по сравнению с Гражданским кодексом Франции, усложняют многие дела, начиная с простой записи о заключении сделки до роли, которую играет суд в разрешении споров. Такие различия могут ограничить гибкость транснациональной корпорации в размещении ресурсов по ее усмотрению и могут даже сделать незаконными процедуры, выполняемые одним подразделением такой компании, для других ее подразделений. Эти различия также могут создать затруднения для исполнителей, обученных в одной стране, при совершении операций в другой стране.
   3. Языковые различия. Способность общаться является критически важной при всех деловых сделках, и здесь жители США часто находятся в худшем положении, поскольку мы, как правило, владеем хорошо только английским языком, в то время как деловые люди из Европы в Японии обычно знают несколько языков, включая английский. Таким образом, они могут входить на наш рынок более легко, чем мы проникаем на их рынке. Важность этого фактора не может быть чересчур переоценена.
   4. Культурные различия. Даже внутри географических регионов, которые давно рассматриваются как относительно однородные, разные страны имеют неповторимое культурное наследие, которое формирует ценности и влияет на роль бизнеса в обществе. Транснациональные корпорации обнаруживают, что такие вопросы, как определение подходящих целей фирмы, отношение к принятию риска, отношения с наемными работниками, способность отсекать неприбыльные операции и т. д., могут варьировать весьма значительно от страны к стране.
   5. Роль правительства. Большинство традиционных моделей в области финансов предполагает существование конкурентного рынка, на котором условия торговли определяются самими участниками. Вследствие своей власти устанавливать основные правила поведения правительство вовлечено в рыночный процесс, но его участие минимально. Таким образом, рынок является как первичным барометром успеха, так и индикатором действий, которые должны быть предприняты для сохранения своей конкурентоспособности. Такой взгляд на рыночный процесс обоснованно правилен для Соединенных Штатов и некоторых других главных западных индустриальных стран, но он неточно описывает ситуацию в большинстве стран мира. Часто условия, в которых конкурируют компании, действия, которые следует предпринять или избегать, условия торговли по разнообразным сделкам определяются не на месте совершения этих рыночных операций, а посредством прямых переговоров между правительством принимающей страны и транснациональной корпорацией. Этот политический процесс является жизненно важным, и его нужно рассматривать как таковой. Таким образом, наши традиционные финансовые модели должны быть пересмотрены, чтобы включить в них политические и другие внеэкономические аспекты процесса принятия решения.
   6. Политический риск. Отличительная характеристика страны состоит в том, что она осуществляет суверенитет над народом и собственностью на определенной территории. Следовательно, страна может свободно накладывать ограничения на перевод ресурсов корпорации и даже проводить экспроприацию активов иностранной фирмы без выплаты компенсации. Это называется политическим риском, и он имеет тенденцию оставаться преимущественно постоянной, а не переменной величиной, которую можно изменить путем переговоров. Политический риск меняется от страны к стране, и его следует прямо включать в любой финансовый анализ. Другой аспект политического риска - это терроризм против фирм США или их сотрудников за рубежом. Например, американских сотрудников неоднократно похищали и держали ради выкупа в ряде стран Южной Америки.
  Эти шесть факторов усложняют управление финансами в транснациональных  корпорациях и увеличивают риски, с которыми сталкиваются фирмы, вовлеченные в международный бизнес. Однако перспективы высоких прибылей часто делают приемлемым для фирм принятие этих рисков и необходимым изучение того, как минимизировать их или хотя бы уживаться с ними [4, стр. 520-522]. 
 

   1.4. Оценка состояния  финансового менеджмента  в транснациональных  корпорациях
  Для оценки состояния финансового менеджмента в транснациональной корпорации используются следующие группы финансовых коэффициентов:
    Коэффициенты ликвидности.
    Коэффициенты деловой активности.
    Коэффициенты рентабельности.
    Коэффициенты платежеспособности или структуры капитала.
 Коэффициенты  ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важными среди них для финансового менеджмента являются следующие:
    коэффициент общей (текущей) ликвидности;
    коэффициент срочной ликвидности;
    коэффициент абсолютной ликвидности;
    чистый оборотный капитал.
 Коэффициент общей ликвидности ( ) рассчитывается как частное от деления оборотных средств (ОА) на краткосрочные обязательства (ККЗ) и показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течение определенного периода. Согласно общепринятым международным стандартам, считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от единицы до двух (иногда трех). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть, по меньшей мере, достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более, чем в два (три) раза считается также нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала. При анализе коэффициента особое внимание обращается на его динамику.
 
         (1.1.)

  Частным показателем коэффициента текущей  ликвидности является коэффициент срочной ликвидности ( ), раскрывающий отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств (ДС), краткосрочных финансовых вложений (КФВ) и дебиторской задолженности (ДЗ)) к краткосрочным обязательствам (ККЗ). По международным стандартам уровень коэффициента также должен быть выше 1. В России его оптимальное значение определено как 0,7 — 0,8.
  
             (1.2.)

  Необходимость расчета коэффициента срочной ликвидности  вызвана тем, что ликвидность  отдельных категорий оборотных  средств далеко не одинакова, и если, например, денежные средства могут служить непосредственным источником погашения текущих обязательств, то запасы могут быть использованы для этой цели только после их реализации, что предполагает не только наличие непосредственно покупателя, но и наличие у него денежных средств.
  Следующим основным показателем ликвидности является коэффициент абсолютной ликвидности ( ). Он рассчитывается как частное от деления денежных средств (ДС) и краткосрочных финансовых вложений (КФВ) на краткосрочные обязательства (ККЗ). В западной практике коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается редко. В России его оптимальный уровень считается равным 0,2 — 0,25.
 
              (1.3.)

  Большое значение в анализе ликвидности предприятия имеет изучение чистого оборотного капитала (ЧОК), который рассчитывается как разность между оборотными активами (ОА) предприятия и его краткосрочными обязательствами (ККЗ). Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Наличие чистого оборотного капитала служит для инвесторов и кредиторов положительным индикатором к вложению средств в компанию.
  ЧОК = ОА – ККЗ             (1.4.)
  Чистый  оборотный капитал придает большую  финансовую независимость компании в условиях замедления оборачиваемости оборотных активов (например, при задержке погашения дебиторской задолженности или трудностях со сбытом продукции), обесценения или потерь оборотных активов (в результате падения цен на готовую продукцию, банкротства дебитора).
  Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности компании, в частности, от размеров предприятия, объема реализации, скорости оборачиваемости материально-производственных запасов и дебиторской задолженности, условий предоставления кредитов предприятию, от отраслевой специфики и хозяйственной конъюнктуры.
  На  финансовом положении предприятия  отрицательно сказывается как недостаток, так и излишек чистого оборотного капитала. Недостаток этих средств может привести предприятие к банкротству, поскольку свидетельствует о его неспособности своевременно погасить краткосрочные обязательства. Недостаток может быть вызван убытками в хозяйственной деятельности, ростом безнадежной дебиторской задолженности, приобретением дорогостоящих объектов основных средств без предварительного накопления денежных средств на эти цели, выплатой дивидендов при отсутствии соответствующей прибыли, финансовой неподготовленностью к погашению долгосрочных обязательств предприятия.
  Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью в нем свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов. Примерами являются: выпуск акций или получение кредитов сверх реальных потребностей для хозяйственной деятельности, накопление оборотных средств вследствие продажи основных активов или амортизационных отчислений без соответствующей замены их новыми объектами, нерациональное использование прибыли от хозяйственной деятельности.
  Коэффициенты  деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости.
  Показатели  оборачиваемости имеют большое  значение для оценки финансового  положения компании, поскольку скорость оборота средств, т. е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала фирмы.
  В финансовом менеджменте наиболее часто  используются следующие показатели оборачиваемости:
 Коэффициент оборачиваемости  активов ( ) — отношение выручки от реализации продукции (Выр) ко всему итогу актива баланса (А) — характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, т. е. показывает, сколько раз за год (или другой отчетный период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Этот коэффициент варьируется в зависимости от отрасли, отражая особенности производственного процесса.
 
                (1.5.)

  По коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности ( ) судят, сколько раз в среднем дебиторская задолженность (или только счета покупателей) превращалась в денежные средства в течение отчетного периода. Коэффициент рассчитывается посредством деления выручки от реализации продукции (Выр) на среднегодовую стоимость чистой дебиторской задолженности (ДЗ). Несмотря на то, что для анализа данного коэффициента не существует другой базы сравнения, кроме среднеотраслевых коэффициентов, этот показатель полезно сравнивать с коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности. Такой подход позволяет сопоставить условия коммерческого кредитования, которыми предприятие пользуется у других компаний, с теми условиями кредитования, которые предприятие предоставляет другим предприятиям.
  
              (1.6.)

  Коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности ( ) рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной продукции (с/с) на среднегодовую стоимость кредиторской задолженности (КЗ), и показывает, сколько компании требуется оборотов для оплаты выставленных ей счетов.
           (1.7.)

  Коэффициенты  оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности можно также рассчитать в днях. Для этого необходимо количество дней в году (360 или 365) разделить на рассмотренные нами показатели. Тогда мы узнаем, сколько в среднем дней требуется для оплаты соответственно дебиторской либо кредиторской задолженности.
  
         (1.8.)

  
          (1.9.)

  Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов ( ) отражает скорость реализации этих запасов. Он рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной продукции (с/с) на среднегодовую стоимость материально-производственных запасов (МЗ).
  
               (1.10.)

  Для расчета коэффициента в днях необходимо 360 или 365 дней разделить на частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость материально-производственных запасов. Тогда можно узнать, сколько дней требуется для продажи (без оплаты) материально-производственных запасов. В ходе анализа этого показателя необходимо учитывать влияние оценки материально-производственных запасов, особенно при сравнении деятельности данного предприятия с конкурентами.
  
          (1.11.)

  В целом, чем выше показатель оборачиваемости  запасов, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье оборотных средств, тем более ликвидную структуру имеют оборотные средства и тем устойчивее финансовое положение предприятия (при прочих равных условиях). Особенно актуально повышение оборачиваемости и снижение запасов при наличии значительной задолженности в пассивах компании. В этом случае давление кредиторов может сказаться прежде, чем можно будет что-либо предпринять с этими запасами, особенно при неблагоприятной конъюнктуре.
  Следует отметить, что в некоторых случаях увеличение оборачиваемости запасов отражает негативные явления в деятельности компании, например, в случае повышения объема реализации за счет реализации товаров с минимальной прибылью или вообще без прибыли.
  Коэффициент оборачиваемости основных средств (или фондоотдача) ( ) рассчитывается как частное от деления объема реализованной продукции (Выр) на среднегодовую стоимость основных средств (ОС). Повышение фондоотдачи, помимо увеличения объема реализованной продукции, может быть достигнуто как за счет относительно невысокого удельного веса основных средств, так и за счет их более высокого технического уровня. Разумеется, ее величина сильно колеблется в зависимости от особенностей отрасли и ее капиталоемкости. Однако общие закономерности здесь таковы, что чем выше фондоотдача, тем ниже издержки отчетного периода. Низкий уровень фондоотдачи свидетельствует либо о недостаточном объеме реализации, либо о слишком высоком уровне вложений в эти виды активов.
  
           (1.12.)

  Коэффициент оборачиваемости собственного капитала ( ) рассчитывается как частное от деления объема реализованной продукции (Выр) на среднегодовую стоимость собственного капитала (СК). Этот показатель характеризует различные аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он отражает либо излишки продаж, либо их недостаточность; с финансовой — скорость оборота вложенного капитала; с экономической — активность денежных средств, которыми рискует вкладчик. Если он слишком высок (что означает значительное превышение уровня реализации над вложенным капиталом), это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, за которым кредиторы начинают больше участвовать в деле, чем собственники компании. В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу увеличивается, увеличивается также риск кредиторов, и компания может иметь серьезные затруднения, обусловленные уменьшением доходов или общей тенденцией снижения цен. Низкий показатель означает бездействие части собственных средств. В этом случае показатель оборачиваемости собственного капитала указывает на необходимость вложения собственных средств в другой, более подходящий в сложившихся условиях источник доходов.
 
           (1.13.)

  Коэффициент оборачиваемости оборотных активов ( ) рассчитывается как частное от деления объема реализованной продукции (Выр) на среднегодовое значение оборотных активов (ОА). Он характеризует эффективность использования (скорость оборота) оборотных активов. Он показывает сколько раз за период (за год) оборачиваются оборотные активы или сколько рублей выручки от реализации приходится на рубль оборотных активов. С увеличением показателя ускоряется оборачиваемость оборотных средств, а значит, эффективность использования оборотных средств улучшается.
  
          (1.14.)

  Коэффициенты  рентабельности показывают, насколько  прибыльна деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам, либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции.
  Наиболее  часто используемыми показателями в контексте финансового менеджмента являются коэффициенты рентабельности всех активов предприятия, рентабельности реализации, рентабельности собственного капитала.
  Коэффициент рентабельности всех активов предприятия (рентабельность активов) ( ) рассчитывается делением чистой прибыли ( ) на среднегодовую стоимость активов предприятия (А). Он показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия. Уровень конкурентоспособности определяется посредством сравнения рентабельности всех активов анализируемого предприятия со среднеотраслевым коэффициентом.
  
                  (1.15.)

  Коэффициент рентабельности продаж (рентабельность продаж) ( ) рассчитывается посредством деления прибыли ( ) на объем реализованной продукции (Выр).
  
             (1.16.)

  В ходе анализа этого показателя следует учитывать, что на его уровень существенное влияние оказывают применяемые методы учета материально-производственных запасов. Он показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции.
  Коэффициент рентабельности производства ( ) рассчитывается как отношение прибыли от реализации ( ) к сумме затрат на производство и реализацию продукции (с/с). Коэффициент показывает, сколько рублей прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.
  
          (1.17.)

  Коэффициент рентабельности собственного капитала (рентабельность собственного капитала) ( ) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. В западных странах он оказывает существенное влияние на уровень котировки акций компании.
  С точки зрения наиболее общих выводов  о рентабельности собственного капитала, большое значение имеет отношение чистой прибыли ( ) (т. е. после уплаты налогов) к среднегодовой сумме собственного капитала (СК). В показателе чистой прибыли находят отражения действия предпринимателей и налоговых органов по урегулированию результата деятельности компании: в благоприятные для компании годы отчисления возрастают, в период же снижения деловой активности они уменьшаются. Поэтому здесь обычно наблюдается более ровное движение показателя. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками компании.
  
                 (1.18.)

  Коэффициент рентабельности оборотных активов ( ) рассчитывается путём деления чистой прибыли ( ) на среднегодовую стоимость оборотных активов (ОА). Он демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.
  
         (1.19.)

  Показатели  структуры капитала характеризуют  степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность. Коэффициенты этой группы называются также коэффициентами платежеспособности. Речь идет о коэффициенте собственности, коэффициенте финансовой зависимости и коэффициенте защищенности кредиторов.
  Коэффициент собственности  ( ) характеризует долю собственного капитала в структуре капитала компании, а, следовательно, соотношение интересов собственников предприятия и кредиторов. В западной практике считается, что этот коэффициент желательно поддерживать на достаточно высоком уровне, поскольку в таком случае он свидетельствует о стабильной финансовой структуре средств, которой отдают предпочтение кредиторы. Она выражается в невысоком удельном весе заемного капитала и более высоком уровне средств, обеспеченных собственными средствами. Это является защитой от больших потерь в периоды спада деловой активности и гарантией получения кредитов.
  
             (1.20.)

  Коэффициентом собственности, характеризующим достаточно стабильное финансовое положение при  прочих равных условиях в глазах инвесторов и кредиторов, является отношение собственного капитала к итогу средств на уровне 60 %.
  Коэффициент финансовой зависимости характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Чем он выше, тем больше займов у компании, и тем рискованнее ситуация, которая может привести к банкротству предприятия. Высокий уровень коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств.
  
         (1.21.)

  Интерпретация этого показателя зависит от многих факторов, в частности, таких, как:
    средний уровень этого коэффициента в других отраслях;
    доступ компании к дополнительным долговым источникам финансирования;
    стабильность хозяйственной деятельности компании.
  Считается, что коэффициент финансовой зависимости  в условиях рыночной экономики не должен превышать единицу. Высокая зависимость от внешних займов может существенно ухудшить положение предприятия в случае замедления темпов реализации, поскольку расходы по выплате процентов на заемный капитал причисляются к группе условно-постоянных, т. е. таких расходов, которые при прочих равных условиях фирма не сможет уменьшить пропорционально уменьшению объема реализации.
  Кроме того, высокий коэффициент финансовой зависимости может привести к  затруднениям с получением новых  кредитов по среднерыночной ставке. Этот коэффициент играет важнейшую роль при решении предприятием вопроса о выборе источников финансирования [5, стр. 62-76]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ состояния  международного финансового  менеджмента на  примере ОАО «ТНК-ВР Холдинг»
   2.1. Организационно-экономическая  характеристика ОАО «ТНК-ВР Холдинг»
   ОАО «ТНК-ВР Холдинг» является одной из ведущих нефтяных компаний России и входит в десятку крупнейших частных нефтяных компаний в мире по объемам добычи нефти. Компания была образована в 2003 году в результате слияния нефтяных и газовых активов компании BP в России и нефтегазовых активов консорциума Альфа, Аксесс/Ренова (ААР). ВР и ААР владеют ОАО «ТНК-ВР Холдинг» на паритетной основе. Акционерам ОАО «ТНК-ВР Холдинг» также принадлежит около 50 % акций нефтяной компании «Славнефть».
   ОАО «ТНК-ВР Холдинг» — вертикально интегрированная нефтяная компания, в портфеле которой ряд добывающих, перерабатывающих и сбытовых предприятий в России и Украине. Добывающие активы компании расположены, в основном, в Западной Сибири (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская область), Восточной Сибири (Иркутская область) и Волго-Уральском регионе (Оренбургская область). В 2010 году добыча компании (без учета доли в Славнефти) составила 1,74 млн. барр. н. э. в сутки.
   Независимый аудит запасов, проведенный компанией DeGolyer and MacNaughton подтвердил, что по состоянию на 31 декабря 2010 года совокупные доказанные запасы ОАО «ТНК-ВР Холдинг» составили 13,1 млрд. барр. н. э. по критериям PRMS (бывшие SPE). Коэффициент замещения запасов составил 322 %. По методике SEC без учета срока действия лицензий совокупные доказанные запасы ОАО «ТНК-ВР Холдинг» составили 8,8 млрд. барр. н. э. Коэффициент замещения запасов составил 134 %.
   Основные  перерабатывающие активы компании расположены  в Рязани, Саратове, Нижневартовске и Лисичанске (Украина). Перерабатывающие мощности ОАО «ТНК-ВР Холдинг» составляют 732 000 барр./сут.
   Розничная сеть компании включает почти 1 490 заправочных  станций в России и Украине, работающих под брендами ТНК и ВР. Компания является ключевым поставщиком на розничный рынок Москвы и лидирует на рынке Украины.
   Аппарат управления компании, которым руководит  команда менеджеров с опытом работы в более чем 50 странах мира, расположен в Москве. Мощная комбинация лучших международных и российских кадров обеспечивает внедрение технологий мирового класса, международных стандартов производственной деятельности, корпоративного управления и охраны труда и экологической безопасности.
   Персонал  ОАО «ТНК-ВР Холдинг» численностью около 50 000 человек работает, в основном, в восьми крупнейших регионах России и Украины.
   ОАО «ТНК-ВР Холдинг» присоединилось к инициативе Всемирного экономического форума «Партнерство против коррупции» [6].
   2.2. Оценка состояния  финансового менеджмента  ОАО «ТНК-ВР Холдинг» в 2008 и 2009 гг.
   Оценим  состояние финансового менеджмента ОАО «ТНК-ВР Холдинг». Для этого рассчитаем финансовые коэффициенты ликвидности, деловой активности, рентабельности и платёжеспособности в 2008 и 2009 гг.
    Коэффициент текущей ликвидности:
    - в начале 2008 года.
    - в конце 2008 – начале 2009 гг.
     - в конце 2009 года.
  В начале и конце 2008 года оборотных  активов не хватает для погашения  краткосрочных обязательств. Однако в конце 2009 года показатель вырос и стал удовлетворять нормативному значению, что свидетельствует о достаточности средств для погашения краткосрочных обязательств.
    Коэффициент срочной ликвидности:
    - в начале 2008 года.
    - в конце 2008 – начале 2009 гг.
    - в конце 2009 года.
   В начале и конце 2008 года значение показателя удовлетворяет оптимальному, а в конце 2009 года – превышает норму.
    Коэффициент абсолютной ликвидности:
    - в начале 2008 года.
    - в конце 2008 – начале 2009 гг.
    - в конце 2009 года.
   Значение  показателя мало и не удовлетворяет  нормативному значению ни в 2008, ни в 2009 гг.
    Чистый оборотный капитал:
   ЧОК = 273 368 592 – 320 136 113 = -46 767 521 тыс. руб. – в начале 2008 года.
   ЧОК = 316 622 805 – 366 639 156 = -50 016 351 тыс. руб. – в конце 2008 – начале 2009 гг.
   ЧОК = 375 709 158 – 345 138 874 = 30 570 284 тыс. руб. – в конце 2009 года.
   В начале и конце 2008 года наблюдается  недостаток чистого оборотного капитала, что говорит о неспособности предприятия своевременно погасить краткосрочные обязательства. В конце 2008 года значение показателя положительно, что свидетельствует о возможности погашения краткосрочных обязательств.
    Коэффициент оборачиваемости активов:
    - в 2008 году.
     - в 2009 году.
   В 2009 году значение показателя выросло, что говорит о повышении эффективности  использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов.
    Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:
    - в 2008 году.
    - в 2009 году.
   В 2009 году значение показателя ниже, чем в 2008, что говорит о трудностях с взысканием средств по счетам дебиторов.
    дней в 2008 году.
    день в 2009 году.
    Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:
     - в 2008 году.
     - в 2009 году.
   В 2009 году компании потребуется чуть меньше оборотов для оплаты выставленных ей счетов.
     дня в 2008 году.
     дня в 2009 году.
    Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов:
    - в 2008 году.
     - в 2009 году.
   В 2008 и 2009 гг. значения показателя достаточно высокие, что говорит о небольшом количестве запасов в организации, а это в свою очередь свидетельствует о нормальном уровне финансового положения ОАО «ТНК-ВР Холдинг».
     дней в 2008 году.
     дней в 2009 году.
    Коэффициент оборачиваемости основных средств:
    - в 2008 году.
     - в 2009 году.
   В 2008 и 2009 гг. значения показателя высоки, что свидетельствует о высокой  эффективности использования основных средств.
    Коэффициент оборачиваемости собственного капитала:
    - в 2008 году.
     - в 2009 году.
   Снижение показателя в 2009 году свидетельствует о понижении эффективности использования собственного капитала.
    Коэффициент оборачиваемости оборотных активов:
     - в 2008 году.
     - в 2009 году.
   В 2009 году показатель снизился, а значит, ухудшилась эффективность использования оборотных активов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.