На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы выбора инновационной стратегии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
 
Введение………………………………………………………………………… стр. 2
    1. Понятие и особенности инновационных стратегий…………………
стр. 4
         1.1 Понятие инновационных стратегий……………………………
         1.1 Особенности инновационных стратегий………………………    
стр. 4 стр.10
    2. Виды инновационных стратегий и их взаимосвязь………………….
стр.12
          2.1  Классические виды инновационных   стратегий………………….
стр.12
     2.2  Классификация стратегий по  Б. Санто…………………………….
стр.16
          2.3 Инновационные стратегии в сфере массового производства…….
         с
         2.4 Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций………………………………………………..
         
         2.5 Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса……..       
     3. Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации…………………………………………………………
    4. Методы выбора инновационной стратегии……………………………
 стр.29
    Заключение…………………………………………………………………
 стр.33
    Список используемой литературы………………………………………..    стр.34 
     
     
 
 
 
 
 
 

Введение

Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, в какой мере она способна к нововведениям. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.

Разработка, внедрение  в производство новой продукции  имеют для фирм важное значение, как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Инновационная стратегия получила признание в  качестве одного из основных средств достижения целей организации в условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов, инвестиционных проектов.

Актуальность  данной темы на сегодняшний день обусловлена  тем, что инновационная деятельность как объект управления представляет собой достаточно сложный процесс, требующий разработки, принятия и реализации стратегических решений. Именно от своевременного реагирования в той или иной ситуации и от принятия нужной стратегии зависит успех каждой организации.  
Основной целью работы является изучение основных стратегий, применимых к инновационной деятельности, а также рассмотрение различных видов стратегий на конкретных примерах, исходя из мирового опыта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие и особенности  инновационных стратегий
      Понятие инновационных стратегий
 

Главное внимание в инновационном менеджменте  уделяется выработке стратегии  инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии  фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития.

Осуществление инновационного менеджмента в целом  предполагает:

- разработку  планов и программ инновационной  деятельности;

- наблюдение  за ходом разработки новой  продукции и ее внедрением;

- рассмотрение  проектов создания новых продуктов;

- проведение  единой инновационной политики: координации деятельности в этой  области в производственных подразделениях;

- обеспечение  финансами и материальными ресурсами  программ инновационной деятельности;

- обеспечение  инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

- создание временных  целевых групп для комплексного  решения инновационных проблем  от идеи до серийного производства  продукции.

Выбор стратегии  является залогом успеха инновационной  деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.

Выбор стратегии - важнейшая составляющая цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики  руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.1

Стратегическое  планирование преследует две основные цели.

1) Эффективное  распределение и использование  ресурсов. Это так называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий.

2) Адаптация  к внешней среде. Ставится задача  обеспечить эффективное приспособление  к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические  факторы, демографическая ситуация  и др.).

Стратегическое  планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет иметь постоянный контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было заменить другой.

Разработка стратегии  начинается с формулировки общей  цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы  с внешней средой, рынком, потребителем.

При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы, и  какие потребности она может  удовлетворить.

После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования - конкретизация целей.

Например, могут быть определены следующие основные цели:

1) прибыльность 

2) рынки (объем  продаж, доля рынка, внедрение  в новые линии)

3) производительность

4) продукция  (общий объем выпуска, выпуск  новых товаров или снятие некоторых  моделей с производства и др.);

5) финансовые ресурсы (размер и структура капитала; соотношение собственного и заемного капитала;

размер оборотного капитала и др.);

6) производственные  мощности, здания и сооружения;

7) внедрение  новых технологий (основные показатели, технологические характеристики, стоимость, сроки внедрения);

8) организация  -- изменения в организационной  структуре и деятельности, например, открыть представительство фирмы  в определенном регионе;

9) человеческие  ресурсы (их использование, движение, обучение и т.п.);

10) социальная ответственность.

Стратегическое  планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды  фирмы. Процессы и изменения во внешней  среде оказывают жизненно важное воздействие на фирму. Основные факторы, связанные с внешней средой, - это экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволят лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.

К серьезным  факторам внешней среды, относят  социально-поведенческие и экологические  факторы. Фирма должна учитывать  также изменения в демографической ситуации, образовательном уровне и др. Анализ внутренней среды проводится с целью выявления сильных и слабых сторон в деятельности фирмы.2

Стратегия является отправным пунктом теоретических  и эмпирических исследований. Организации  могут различаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что оно будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает.

Разработка стратегии  может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с  помощью консультативной фирмы. В первом случае стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по все уровням управления.

При разработке "снизу вверх" каждое подразделение (служба маркетинга, финансовый отдел, производственные подразделения, т.д.) разрабатывает свои рекомендации по составлению стратегического плана в рамках своей компетенции. Затем эти предложения поступают руководству фирмы, которое обобщает их и принимает окончательное решение на обсуждении в коллективе. Это позволяет использовать опыт, накопленный в подразделениях, непосредственно связанных с изучаемыми проблемами, и создает у работников впечатление общности всей организации в разработке стратегии.

Фирма может  воспользоваться и услугами консультантов  для исследования организации и выработки стратегии.

Инновационная стратегия - одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей  новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.

Стратегии вообще и инновационные в частности направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия. Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов. 3

Таким образом, относительно внутренней среды инновационные  стратегии подразделяются на несколько  крупных групп:

- продуктовые  (портфельные, предпринимательские  или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);

- функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);

- ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические);

- организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления). Это специальные инновационные стратегии.

Теория и практика стратегического и проектного управления выработала ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие  стратегии обычно называют базовыми или эталонными. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также стратегиями развития или стратегиями роста фирмы.

Базовые стратегии  развития чаще всего делятся на следующие  группы:

- стратегии интенсивного развития;

- стратегии интеграционного  развития;

- стратегии диверсификации;

- стратегии сокращения.

В каждой из этих групп имеются непосредственно  инновационные стратегии. Другие стратегии  имеют тот или иной инновационный  аспект. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий. 
 


1.2 Особенности инновационных стратегий

Инновационные стратегии создают особо сложные  условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:

- повышение уровня  неопределенности результатов. 

К довольно сложному стратегическому управлению добавляются  сложности, связанные с резким повышением уровня неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию, как управление инновационными рисками; повышение инвестиционных рисков проектов. Инвестиционные риски повышаются за счет новизны решаемых задач, т.е. добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более рискованных инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Другими словами, перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления - инновационно-инвестиционный проект;

- усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. 4

Реализация любой  инновационной стратегией связана  с неизбежностью перестройки  предприятия или, как говорят, его реструктуризации, поскольку изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния всех других элементов. Эти потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Потоки инновационных стратегических изменений необходимо проводить также с учетом различных жизненных циклов изделий, технологий, спроса товаров, организации. Возникают задачи управления потоками инновационных стратегических изменений, т.е. применения принципов логистики; усиление противоречий в руководстве организации. Выбор и реализация инновационных стратегий неизбежно вызывает противоречие интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных руководителей организации. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговых решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Виды  инновационных стратегий  и их взаимосвязь
    2.1 Классические виды  инновационных стратегий 


Наступательная  стратегия - технологическое лидерство
   
Стратегия базируется на разработке и выпуске на рынок  принципиально нового продукта. Основной мотив данной стратегии - добиться признания  данной технологии как образца для  отрасли и продолжать лидерство путем дальнейших незначительных модификаций и иных нововведений, направленных на более полных охват рынка и снижение издержек. Стратегия требует особо значительных финансовых и иных ресурсов и сопровождается высоким риском.
   
Данная стратегия  требует ряда важных условий:
    в области научно-исследовательской деятельности
      широкий фронт научно-исследовательской деятельности в ряд смежных областей и постоянная связь с фундаментальными исследованиями в данных областях,
      постоянный обзор результатов научно-исследовательской деятельности и отбор наиболее важных результатов для внедрения в производство;
      отсутствие жестких финансовых ограничений на отдельные темы и разработки, оперативное изменение приоритетов финансирования в зависимости от ожидаемых маркетинговых результатов.
    в области опытно-конструкторской деятельности и создания прототипов:
      мощная опытно-конструкторская база
      наличие особо квалифицированного персонала в модельных и инструментальных подразделениях,
      постоянная обратная связь опытно-конструкторской деятельности с научными исследования для решения возникающих проблем.
    в области лицензирования и патентования:
      максимальное наиболее раннее патентование всех многообещающих исходных нововведений и дополнительных инноваций, возникающих в ходе опытно-конструкторских работ и создания прототипов;
      интенсивное лицензирование на тех рынках, в которые фирма не может быстро проникнуть или на которых слаба (отсутствует патентная) защита.
    в области маркетинга: постоянная обратная связь между НИОКР и маркетингом в области оценки рыночной приемлемости и финансовой результативности технических нововведений;
    кооперация и обучение конечных потребителей для получения оперативной информации о необходимых модификациях и улучшениях

Оборонительная  стратегия – «следование за лидером»
   
Стратегия базируется на максимально быстрой абсорбции  нововведений и расширении рыночной базы. Выгода стратегии состоит в  том, что фирма может концентрироваться  на продуктах, уже ставших известными рынку и получивших (минимальное) признание. Данная стратегия требует соблюдения следующих условий:
    в области научно-исследовательской деятельности:
      постоянное отслеживание направлений НИОКР технологического лидера и создание минимальных заделов в данных областях
      в области опытно-конструкторской деятельности
      особое внимание на скорость проектирования образцов и их практическую доводку до полномасштабного промышленного использования для компенсации потери времени
    в области лицензирования и патентования: активное патентование собственных нововведений, базирующихся на принципиальном нововведении технологического лидера;
    в области маркетинга: активное расширение потребительской базы для данного типа продуктов (услуг), поиск новых типов потребителей, не охваченных продуктами технологического лидера

Стратегия имитации
   
Стратегия базируется на использовании известных технологий и их необходимом развитии в соответствии с требованиями специфического рынка. Как правило, данная стратегия предусматривает  лишь опытно-конструкторские работы для освоения закупаемых извне лицензий и ноу-хау. Характерный пример подобной стратегии дает фармацевтическая промышленность в развивающихся странах, производящие лицензированные лекарства или популярные лекарства с истекшими патентами. Так как фирма, проводящая стратегию имитации, не несет издержек по исследованиям (за исключением затрат на приобретение лицензий), то она может добиться значительного снижения издержек и высокой рентабельности.
   
Основное внимание уделяется быстрому освоению технологии и запуску производства. Соответственно, особое значение имеет подготовка производства

Стратегия зависимости
   
Предельный случай стратегии имитации - стратегия зависимости. В данной ситуации все функции  НИОКР остаются вне фирмы, и она  сосредотачивает свои усилия лишь в  области производства и маркетинга. Как правило, такие стратегии реализуются в форме отдельных совместных производств или подразделений крупных международных компаний, проникающих на новые рынки

Стратегия ниши
   
Данная стратегия  состоит в поиске ниши на рынке, недостаточной, чтобы привлечь крупную инновационную фирму, но достаточную, чтобы обеспечивать существование и развитие небольшой фирмы. Основное требование к данной стратегии - достаточное внимание к опытно-конструкторским разработкам и освоению модифицированной продукции, чтобы удовлетворить требования специфических заказчиков5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
2.2 Классификация стратегий по Б. Санто
   
Б. Санто приводит следующую классификацию стратегий:
    по характеру "плановиков" и "реализаторов": институциональные (на уровне предприятия) и центральные (на государственном уровне);
    по предметному содержанию на уровне предприятий различают стратегии в области исследований и разработок, продуктовой структуры, рынка, финансов, организации и т.п., являющиеся составными частями долгосрочной инновационной стратегии;
    по "менеджерскому поведению": традиционная, оппортунистская, имитационная, оборонительная, зависимая, наступательная.
   
Понимая под  инновационной стратегией ту или  иную модель поведения компании в новых рыночных условиях, можно выделить две группы стратегий: активные и пассивные (рис. 1).
   
Подход, основанный на идентификации стратегического  конкурентного поведения на рынке, был предложен Л.Г. Раменским. В соответствии с ним производится классификация компаний и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому подходу стратегическое поведение подразделяется на четыре вида:
    виолентная (силовая) стратегия;
    патиентная (нишевая) стратегия;
    коммутантная (соединяющая) стратегия;
    эксплерентная (пионерская) стратегия.



Рис. 1. Классификация инновационных стратегий в зависимости от модели поведения предприятия на рынке
   
В основе другого  подхода к классификации инновационных  стратегий лежит определение цели разрабатываемой стратегии. В качестве таких целей рассматриваются достижение лидирующего положения на рынке либо удержание завоеванных позиций (рис. 2).

 

Рис. 2. Классификация инновационных  стратегий в зависимости  от инновационных  целей
   
Данная классификация  расширяет и дополняет деление  инновационных стратегий по "менеджерскому поведению", предложенное 
Б. Санто.6

     
2.3  Инновационные стратегии  в сфере массового  производства

Крупные фирмы, осуществляющие массовое производство, обладают большой ресурсной силой, и, естественно, им свойственно силовое  конкурентное и инновационное поведение на рынке, которое принято называть виолентом. Эти фирмы обладают крупными размерами, большой численностью работающих, множеством филиалов и дочерних предприятий, полнотой ассортимента, способностью к массовому производству. Их отличают большие расходы на НИОКР (Научно исследовательские и опытно конструкторские работы), производство, маркетинговые и сбытовые сети. Для этого требуются серьезные инвестиции. Их постоянная проблема - загрузка мощностей.

Продукция виолентов  обладает высоким качеством, связанным с высоким уровнем стандартизации, унификации и технологичности, низкими ценами, свойственными массовому производству. Многие виоленты представляют собой транснациональные компании, создают олигополистический рынок.

Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике, обслуживании и т. д.

Крупные организации  постоянно подвергаются критике  за консерватизм, бюрократизацию, расточительность, неуправляемость. Однако при всех недостатках они являются стержнем любой современной развитой экономики. Для крупных фирм жизненно-важное значение имеет постоянное сокращение издержек. Инновационное решение этой проблемы заключается в переходе на новые ресурсосберегающие технологии, которые они создают сами или, что случается более часто, перенимают у разработчиков и первых инноваторов. Не отказываются виоленты подключиться и к производству новых продуктов на этапе созревания их массового рынка.

Для успеха на рынке крупная корпорация должна осуществить взаимосвязанные инвестиции в трех направлениях:

- создание крупного  производства;

- создание общенациональной, а затем и интернациональной  сбытовой и маркетинговой сети;

- создание эффективного  управленческого аппарата.
   
2.4 Стратегии инновационных  исследовательских  и разрабатывающих организаций

Фирмы - эксплеренты в основном небольшие организации. Их главная роль в экономике - инновационная, состоящая в создании радикальных, «прорывных» нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Как создатели радикальных нововведений фирмы - эксплеренты, или так называемые «хитрые лис», отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем сотрудников и лидера, большими расходами на НИОКР. В России питомником фирм - эксплерентов является оборонный комплекс. Даже спустя 10 лет после начала конверсии оборонные предприятия просто начинены различными технологическими разработками, с помощью которых можно революционизировать многие отрасли производства. Об этом убедительно свидетельствует многочисленные награды, получаемые россиянами на международных научно-технических ярмарках, «утечка мозгов» за границу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.