Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по аудиту

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
  Тема 1: Основные понятия, цели и правовые основы аудиторской деятельности.
    Понятие, сущность и направление аудиторской деятельности.
    Цели и задачи аудиторской деятельности.
    Этические принципы проведения аудиторской деятельности.
    Правовое регулирование аудиторской деятельности.
    Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности.
 
 
    Понятие, сущность и направление  аудиторской деятельности
 
  Аудиторская деятельность (аудит) – представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых, вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказание иных аудиторских услуг.
  Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
  Под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается такая степень точности данных отчетности, которая позволяет квалифицированному пользователю информации отчетности делать на ее основе правильные выводы о финансовом положении и результатах деятельности аудируемых организаций и принимать соответствующие обоснованные решения. 

  Сопутствующие аудиту работы и услуги – это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм), включающая следующие основные направления: бухгалтерские услуги, услуги по проведению проверок и экспертиз, не являющихся аудитом, консультационные услуги, обучение аудиторов и прочие услуги. Все эти виды деятельности требуют от исполнителя компетенции в области аудита, бухгалтерского учета, контроля, анализа хозяйственной деятельности, финансов, налогообложения и хозяйственного права.
  Аудитор – это лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.
  Пользователи  информации, полученной в результате аудиторской проверки: собственники (в том числе коллективные), государство, кредиторы, поставщики, работники предприятия, судьи, прокуроры, следователи. 

  Рационально проводить аудит  по направлениям:
    определение типа, структуры предприятия и управления им
    планирование и последующий контроль аудита
    изучение и оценка форм и методов учета
    изучение, оценка и проверка внутреннего контроля
    проверка хозяйственных операций и учетных регистров
    проверка реальности статей баланса
    проверка соответствия данных бухгалтерской отчетности учетным регистрам
    проверка соответствия прибыли и убытков фактическим результатам деятельности
    проверка соответствия бухгалтерской отчетности действующему законодательству
    анализ бухгалтерской отчетности в целом и определение достоверности и объективности информации содержащейся в отчетности
    обобщение результатов проверки и составление аудиторского заключения. 
 
    2.Цели и задачи аудиторской деятельности 

  Целью аудита является выражение мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности в ее существенных аспектах.
  Назначение  аудита – проверка финансовых отчетов с целью:
    подтверждения достоверности отчетов или утверждения их недостоверности;
    контроля соблюдения законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;
    подтверждения полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности активов, обязательств, собственных средств, затрат, доходов и финансовых результатов;
    выявления резервов лучшего использования оборотных и основных средств, финансовых резервов и заемных средств.
 
 
 
  Для достижения цели и  представления заключения аудитор должен составить  мнение по следующим  вопросам:
    общая приемлемость отчетности
    обоснованность (есть ли основания для включения тех или иных сумм в отчет)
    законченность (включены ли в отчет все необходимые суммы)
    оценка (все ли статьи баланса правильно оценены, итоги)
    классификация (подтверждение правильности отнесения той или иной суммы к той статье, куда бухгалтер ее отнес)
    разделение (правильность отнесения суммы к определенному времени)
    аккуратность (двойная запись в обоих учетных регистрах, правильность)
    раскрытие (все ли статьи занесены в финансовую отчетность)
 
Задачи  аудитора состоят:
1.  в оценке уровня бухгалтерского учета, в квалификации учетных кадров, качества обработки информации , правильность и законность совершения бухгалтерской записи;
2. в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;
3.-  в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат. 

3.Этические принципы проведения аудита 

  Аудиторская организация в ходе своей деятельности обязаны соблюдать и использовать в качестве основы для принятия решений профессионального характера профессиональные этические принципы:
    независимость (Предполагает свободу аудитора от влияния, давления, контроля, как со стороны проверяемого субъекта, так и со стороны любых третьих лиц. Независимость аудитора - отсутствие какой-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме; аудитор не может проверять фирму, одним из собственников которой он является; не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами клиента его связывают родственные отношения)
    честность (Предполагает приверженность аудитора профессиональному долгу)
    объективность (Беспристрастность аудитора при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений)
    профессиональная компетентность (аудитор должен обладать необходимым объемом знаний и умением квалифицированно применять эти знания при рассмотрении конкретных ситуаций)
    добросовестность (Оказание аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей)
    конфиденциальность (Аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности и не вправе передавать эти документы каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия проверяемого субъекта)
    профессиональное поведение (Принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии)
  Этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов обобщены в Кодексе этики аудиторов РФ.
  Нормы профессионального поведения, определяемые этим Кодексом, основаны на международных этических нормах, разработанных международной федерацией бухгалтеров (IFAC). 

 4.Правовое регулирование аудиторской деятельности 

  Законодательные акты, регулирующие аудиторскую деятельность:
    Закон ПМР от 28.11.95 г. «Об аудиторской деятельности в ПМР»
    Указ Президента ПМР «О персональном составе комиссии по аудиторской деятельности при президенте ПМР и об уполномоченном органе, в ведении которого находятся вопросы организационного и методического обеспечения комиссии»
    Указ Президента ПМР «Об утверждении Положения о комиссии по аудиторской деятельности при президенте ПМР, Положения о порядке проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности комиссией по аудиторской деятельности при президенте ПМР и Положения о порядке включения, отказа на включение в государственный реестр учебно-методических центров и исключение учебно-медодических центров из государственного реестра».
    Приказ Минфина ПМР «Об утверждении временного Положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в ПМР»
 
  В РФ законодательство по регулирования  аудиторской деятельности включает:
  1. Закон об аудите
  2. стандарты или правила аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов установление норма аудита однозначно рассматриваемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и Арбитражным судом.
  3. документы, необходимые для реализации стандартов 

  Организация государственного регулирования аудиторской  деятельности в ПМР осуществляется комиссией по аудиторской деятельности при президенте ПМР, являющейся коллегиальным органом при президенте (подотчетен и подчинен только президенту ПМР). В РФ – так же. 

  Функции комиссии в ПМР:
    принимает и рассматривает в установленном порядке заявления о допуске к аттестации и переаттестации;
    формирует аттестационное дело,
    принимает решение о продлении, приостановление действий, выдача дубликата, аннулирование квалификационного аттестата аудитора;
    проводит аттестацию, рассматривает и утверждает ее результаты, принимает на их основании решение о выдаче (отказе) квалификационного аттестата аудитора;
    выдает квалификационные аттестаты аудитора;
    осуществляет рассмотрение апелляций;
    утверждает программу проведения экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора,
    формирует и утверждает индивидуальный экзаменационный комплект билетов и тестов.
  Вопросы организационного и методического  обеспечения работы комиссии в ПМР  находятся в ведении Минфина. Полномочия государственной службы:
    осуществляет надзор за деятельностью аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов в части соблюдения требований законодательства в области аудиторской деятельности;
    осуществляет надзор за  деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в части соблюдения процедур по контролю качества аудиторской работы;
    организует и осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами стандартов аудиторской деятельности, исполнение выданных квалификационных аттестатов аудиторам;
    определяет объем и порядок представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
    ведет государственный реестр аттестованных аудиторов, аудиторских организаций и объединений, учебно-методических центров;
    осуществляет аккредитацию профессиональных аудиторских объединений.
 
    5.Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности 

  Физические  лица, желающие осуществлять аудиторскую  деятельность обязаны пройти аттестацию. Аттестация призвана обеспечить: контроль знаний специалистов, претендующих на приобретение статуса аудитора или являющихся аудиторами по теоретическим основам аудиторской деятельности и их практическим навыкам ;осуществления аудиторской практики; ответственность специалистов в области аудиторской деятельности за результаты его работы; контроль качества подготовки специалистов образовательными учреждениями.
  Аттестация  проводится в письменной форме в  виде квалификационного экзамена, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих  типов:
      в области общего аудита
      в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов
      в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования
      в области аудита кредитных организаций и учреждений
  К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое высшее или среднеспециальное образование, а также стаж работы не менее 3х лет, причем из последних 5 лет, в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.
  Квалификационный аттестат должен быть выдан в месячный срок со дня проведения аттестации на срок действия 3 года. По истечении срока действия аудитор вправе подать в комиссию заявление о продлении аттестата. Действие аттестата может быть продлено  не более 1 раза сроком на 3 года при условии прохождения обучения по программам повышения квалификации аудиторов.
  Аттестат  аннулируется комиссией:
    1.самостоятельно в случаях:
    при обнаружении недостоверных  сведений, на основании которых выдан аттестат
    при вступлении в силу приговора суда, который предусматривает наказание в виде лишения права занятия аудиторской деятельностью в течение определенного срока
    при установлении факта нарушения аудитором требований Законодательства ПМР
    при установлении факта подписания аудитором заключения без проведения аудиторской проверки
    при установлении факта неосуществления  аудитором аудиторской деятельности в течение 2х календарных лет подряд
    2.по представлению исполнительного органа государственной власти в ведении которого находятся вопросы регулирования аудиторской деятельности в случае нарушения законодательства.
 

   Тема2: Виды аудита и стандарты аудиторской деятельности
    Виды аудита.
    Услуги, сопутствующие аудиту.
    Стандарты (правила) аудиторской деятельности.
 
    1.Виды аудита
    по отношению к пользователям информации;
  Внутренний  аудитэто организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников, основанная на внутренних документах система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля. Объекты внутреннего аудита – это решения отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия.
  Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
    по отношению к требованиям Законодательства- обязательный аудит - инициативный аудит
  Обязательный аудит - ежегодная обязательная внешняя аудиторская проверка ведения бухгалтерского учёта и финансовой отчётности организации в силу требований Закона «Об аудиторской деятельности в ПМР»или иных законов ПМР.
      Обязательный аудит  проводится в случаях,  если:
   а) юридическое лицо имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
   б) юридическое лицо является субъектом публичной заинтересованности (интереса);
   в) юридическое лицо является государственным внебюджетным фондом; фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
   г)  юридическое лицо, в уставном капитале которого доля гос. собственности составляет не менее 25 %;
   д) юридическое лицо, у которого на дату составления годового бухгалтерского баланса превышены пределы двух из следующих критериев за два последних года:
  1) доходы  от реализации продукции (товаров), работ, услуг, доходы от операций  с долгосрочными и текущими активами, внереализационные доходы, операционные доходы, доходы от инвестиционной и финансовой деятельности свыше 3 000 000 РУ МЗП в год;
  2) итог  бухгалтерского баланса свыше  1 500 000 РУ МЗП в год;
  3) среднесписочная  численность более 50 человек в год.
   е) юридическое лицо, имеющее дочерние  и зависимые общества, у которого  на дату составления консолидированного  бух. баланса превышены пределы двух из следующих критериев за два последних года:
     1) доходы от реализации продукции  (товаров), работ, услуг, доходы от операций с долгосрочными и текущими активами, внереализационные доходы, операционные доходы, доходы от инвестиционной и финансовой деятельности свыше 22 000 000 РУ МЗП в год;
     2) итог консолидированного бухгалтерского  баланса свыше 11 000 000 РУ МЗП в год;
  3) среднесписочная  численность более 250 человек  в год.
     Организации, для которых аудит  является обязательным и которые  в соответствии с законодательством  ПМР публикуют в периодических  печатных изданиях годовую финансовую  отчётность, обязаны публиковать вместе с годовой финансовой отчётностью и итоговую часть аудиторского заключения.
     Обязательный аудит может осуществляться  по требованию судебных инстанций,  а также в других случаях  предусмотренных действующим законодательством ПМР.
  Инициативный аудит – аудит, который проводится по инициативе аудируемого субъекта, по требованию акционеров (участников) с учётом конкретных задач, сроков и объёмов аудита, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг между инициатором и аудиторской организацией.
    по объектам аудита- общий – банковский - аудит страховых организаций - аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов
    по назначению аудит финансовой отчетности - налоговый аудит - аудит на соответствие требованиям - аудит хозяйственной деятельности - управленческий (производственный)
    Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются компанией и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.  
   
Налоговый аудит — это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.  
    Аудит на соответствие требованиям — это анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляют сотрудники предприятия, выполняющие функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с
аудитом финансовых отчетов либо как специальный аудит.  
     Управленческий (производственный) аудит — это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.  
    Аудит хозяйственной деятельности довольно близок к управленческому аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей (выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;внесение рекомендаций относительно улучшения деятельности или дальнейших действий).Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

     5.по времени осуществления первоначальный - согласованный (повторяющийся) – оперативный
 Первоначальный  аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля.
 Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля). Отрицательной стороной повторяющегося аудита является постепенная утрата независимости аудиторов от клиента.
 Оперативный аудит — это кратковременная аудиторская проверка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности.
   6.по характеру проверки подтверждающий (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности)- системно ориентированный (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению) - аудит, базирующийся на риске(концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском).  

    2.Услуги, сопутствующие аудиту 

  Сопутствующие аудиту услуги можно разделить на 2 группы:
1.совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки:
2. не совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки:
  Совместимые услуги:
1.внутренний аудит (как вид аутсорсинг – передача организацией определённых функций на обслуживание других организаций);
2.анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансовое планирование;
3.экономическое, финансовое и управленческое консультирование;
4.консультации и информационное обслуживание по вопросам ведения б\у и состояния финансовой отчётности;
5.автоматизация б\у и внедрение информационных технологий;
6.обучение специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
7.разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
8.проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распределение их результатов на бумажных и электронных носителях;
9. проведение  маркетинговых исследований
10.оценка стоимости имущества и предприятий
11. правовое консультирование, представительство в судебных, административных  и налоговых органах по налоговым  и таможенным сборам;
  Несовместимые услуги:
      1.постановка, восстановление и ведение б\у;
      2.составление финансовой и налоговой отчётности;
      3.бухгалтерская экспертиза;
      4.налоговое консультирование, расчёт обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
      5.заполнение налоговых деклараций по доходам физических лиц;
      6.содействие в администрации, реорганизации и ликвидации предприятия.
  Аудиторские организации оказывающие  услуги должны:
  1. действовать  в соответствии с заданием  сформулированным в письменном виде;
  2. планировать  порядок выполнения работ или  оказание услуг;
  3. документировать ход выполнения работ (услуг);
  4. при  выполнении части задания сторонними  организациями или сотрудниками  четко разграничивать ответственность, функции исполнителей;
  5. подготовить типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым видам работ, услуг;
  6. иметь  систему контроля качества выполняемых  работ,услуг 

    3.Стандарты (правила) аудиторской деятельности 

  Стандарты (правила) – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
  Значение  аудиторских стандартов:
  а) обеспечивают высокое качество аудиторской  проверки;
  б) содействуют внедрению в аудиторскую  практику новых научных достижений;
  в) определяют действие аудитора в конкретных ситуациях. 

  Выделяют 3 группы стандартов:
  1) Национальные – существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения б\у и составления отчётности. В России стандарты аудита начали развиваться с середины 90 г. XX века. В 1996г. первые из них были одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при президенте РФ. В ПМР стандарты не разработаны. 
  2) международные – действуют при любом проведении независимого аудита и могут применяться аудиторами при выполнении ими сопутствующих услуг. Эти стандарты не превалируют над национальными. Разработкой международных стандартов занимается несколько организаций: международная федерация бухгалтеров (IFAC), в рамках которой аудиторскими стандартами занимается международный комитет по аудиторской практике (IAPC).
  3) внутренние (внутрифирменные) – обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме. Они не должны противоречить национальным стандартам или международным стандартам. Они являются индивидуальными и авторскими, их содержание это закрытая информация – это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объёма, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине  изменения среды  их применения.  

  Аудиторские стандарты включают в себя 4 основных  вида:
  - общие стандарты;
  - рабочие или специальные стандарты;
  - стандарты отчётности; стандарты аудиторского заключения
  - специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных отраслях деятельности.
  Общие стандарты определяют кто должен проводить проверку ,необходимость независимости, профессионализма, добросовестности: Пример: основные принципы аудита; цели и объём аудита финансовой отчётности; стандарт по аудиторскому образованию; письмо-обязательство аудитора перед клиентом.
  Рабочие стандарты содержат требования планирования проверки, контроля за работой участником аудиторской группы, изучение системы внутреннего контроля, обоснование выводов и формирования на их основе аудиторского заключения Пример: планирование аудиторской проверки; контроль качества работы аудитора; аудиторские доказательства; документация аудитора; аналитические процедуры; аудиторская выборка.
  К стандартам отчётности относятся:
    отчёт аудитора о проверке финансовой отчётности;
    виды аудиторских заключений;
    дата составления аудиторского отчёта, события после составления баланса, обнаружение фактов после выпуска финансовой отчётности;
    заключение аудитора специального назначения.
  К специфическим относятся:
  1. специфические стандарты аудита банка;
  2. специфические стандарты аудита страховой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Тема 3: Права и обязанности сторон при осуществлении аудиторской проверки
        Права, обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
        Ответственность аудиторов и аудиторских фирм.
        Права и обязанности хозяйствующего субъекта при осуществлении аудиторской проверки.
 
    1.Права, обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов 

  Права аудиторов и аудиторских  фирм:
    1.самостоятельно определять формы и методы проведения аудита в пределах, предусмотренных стандартами аудита;
    2. проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта, а также наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
    3.получать у должностных лиц аудируемого субъекта разъяснений в устной или письменной формах по возникшим в ходе проверки вопросам;
    4.отказаться от проведения проверки или от выражения своего мнения о достоверности отчетности в случаях:
            непредставления субъектом всей необходимой документации;
            выявления в ходе проверки обстоятельств, оказывающих существенное влияние на мнение аудитора о степени достоверности отчетности субъекта;
            нарушения субъектом условий договора, в том числе вмешательство субъекта в действия аудитора;
    5.пользоваться услугами экспертов, специалистов и других лиц, которые не являются аудиторами, знания которых необходимы в процессе проведения аудита. 

  Обязанности аудиторов и аудиторских  фирм:
    1.осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством;
    2.представлять по требованию субъекта необходимую информацию, касающуюся проведения аудиторской проверки, профессиональной этики аудитора и об уставе соответствующей саморегулируемой организации, на членство в которой ссылается аудитор в своем заключении;
    3.обеспечивать сохранность сведений и документов, полученных и составленных при осуществлении аудиторской деятельности в течение не менее 5 лет после момента их получения или составления. Не в праве передавать указанные сведения, документы и их копии третьим лицам, либо разглашать их без письменного согласия субъекта;
    4.отказываться от проведения аудита, если нарушен принцип независимости. 

  Аудиторская проверка не может  проводиться:
          аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями, либо находящимися в близком родстве или свойстве;
          аудиторскими фирмами в отношении субъектов, являющихся их собственниками или учредителями, их дочерними предприятиями, филиалами;
          аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности;
          при существовании финансовой или имущественной зависимости аудитора от клиента, в том числе при наличии косвенного финансового участия;
          при наличии чрезмерной гостеприимности клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам ниже рыночным;
 
    2.Ответственность аудиторов и аудиторских фирм 

  Профессиональная  ответственность аудитора перед  заказчиком может возникнуть при неисполнении или ненадлежащем исполнении аудитором его обязанностей, если это привело к убыткам заказчика.
  Причины нарушения разделяют  на группы:
    -по неосторожной вине (неумышленная ошибка в бухгалтерском учете, пропуск или искажение информации из-за невнимательности);неправильная оценка фактов, вследствие недостаточной квалификации аудитора; неправильный подход к выборке, в результате которого уменьшен объем информации и сделаны неправильные выводы.
    -умышленная  вина 

  Претензии к аудитору могут возникнуть в том случае, если со стороны заказчика не было утаивания информации или предоставления недостоверной информации. Заказчик при проведении неквалифицированной аудиторской проверки должен обратиться  в уполномоченный орган государственного контроля в области аудиторской деятельности с заявлением о назначении проверки качества аудиторского заключения. Государственной службой проверка проводится за счет заказчика.
  В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства и субъекта,  с аудитора взыскиваются:
    понесенные убытки в полном объеме;
    расходы на проведение перепроверки;
    штраф, зачисляемый в доход республиканского бюджета
 
   Повторная проверка может быть  назначена по инициативе Министерства Финансов  или по предложению прокурора и она проводиться за счет средств республиканского бюджета.
  Ответственность аудитора может возникнуть при несоблюдении конфиденциальности информации, в таком  случае аннулируется квалификационный аттестат ( разглашение коммерческой тайны ведет к уголовной ответственности). 

    3.Права и обязанности хозяйствующего субъекта при осуществлении аудиторской проверки 

  Аудируемый  субъект вправе:
    самостоятельно выбирать аудиторскую организацию для оказания аудиторских услуг;
    получать от аудитора полную информацию о законодательных и других актах, на которых основывается выводы аудитора;
    получать от аудиторской организации аудиторское заключение в срок, определённый договором оказания аудиторских услуг;
    отказаться от услуг аудиторской организации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств, либо потребовать замены аудитора;
    обратиться с жалобой к исполнительному органу государственной власти в случае обнаружения нарушений законодательства со стороны аудиторов;
    требовать от аудиторской организации предоставления договора страхования гражданской профессиональной ответственности аудитора.
 
---
  Обязанности аудируемого субъекта:
    заключать договора на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные государством; 
    создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять информацию и необходимую документацию. Давать по устному или письменному запросу аудитора исчерпывающие разъяснения в устной или письменной формах. Запрашивать необходимые для подтверждения аудиторской проверки сведения третих лиц. ;
    не предпринимать действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении проверки;
    устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности.
    своевременно оплачивать услуги аудиторской организации  в соответствии с договором.
  Аудируемому субъекту запрещается вмешиваться  в действия аудитора по вопросам, касающимся методологии проведения аудита.
  Аудируемые  субъекты, подлежащие обязательному  аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.
 

   Тема4: Организация труда аудиторов
    Организация труда в аудиторских фирмах.
    Рабочие документы аудитора.
    Контроль качества аудита.
 
    1.Организация труда в аудиторских фирмах 

  Все аудиторские фирмы  делятся на 2 вида:
    универсальные аудиторские фирмы – имеют право проводить несколько видов аудита, характеризуются большим объёмом реализуемых услуг и численностью аудиторов от 10 человек и более;
    специализированные аудиторские фирмы – имеют право на проведение одного вида аудита, сосредоточивают своё внимание на определённых видах работ, имеют численность аудиторов в пределах 10 человек.
  В универсальных аудиторских фирмах выделяют отдельную группу аудиторов, которая отвечает за профессионализм работы фирмы. Полномочия группы: изучение поступающих документов по правовым вопросам, учёту, отчётности и налогообложению;  разработка внутрифирменных стандартов; консультирование по наиболее сложным вопросам.
  Аудиторы  это физические лица зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, как правило получают квалификационный аттестат на один вид аудита и выполняют  работу собственными силами.
      Сотрудники аудиторской организации могут быть разделены на категории:        
    руководители аудиторской организации;
    руководители аудиторских проверок;
    старшие аудиторы (руководители звеньев);
    рядовые участники аудиторских проверок.
 
  Руководитель  аудиторской организации – это сотрудник, входящий в состав администрации или собственников организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от имени этих организаций и аттестованный на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.
  Обязанности руководителя:
    вести переговоры с руководством аудируемого субъекта;
    назначать руководителя аудиторской проверки и комплектовать бригаду специалистов, направленную на аудит субъекта;
    выражать мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчётности, отражённое в аудиторском заключении.
 
  Руководитель  аудиторской проверки – это сотрудник, которому поручено проводить проверку и руководить персоналом, занятым в проверке, и который аттестован на право аудиторской деятельности по определённой специализации. Руководитель аудиторской проверки назначается руководителем аудиторской организации и подотчётен ему.
  Ответственность руководителя проверки:
    за организацию и текущий контроль работы с экономическим субъектом;
    за процедуру планирования работы (подтверждает общий план и программу аудита);
    за соответствие проводимого аудита и  подготовленной рабочей документации стандартам аудиторской деятельности и внутрифирменным требованиям;
    за доведение до сведения руководителя аудиторской организации основных результатов аудита.
 
  Старший аудитор – сотрудник аудиторской организации, которому поручено в ходе данной аудиторской проверки руководить рядовыми участниками, и который аттестован на право осуществления аудиторской деятельности по одной из специализаций. Старший аудитор подчинён руководителю аудиторской проверки и по отношению к нему является исполнителем.
  Ответственность старшего аудитора: 
    за подготовку, осуществление и документальное оформление результатов аудиторских процедур;
    за организацию и контроль работы подотчётных ему рядовых участников проверки.
 
  Рядовой участник аудиторской  проверки – это сотрудник подотчётный старшему аудитору или руководителю аудиторской проверки.
  Рядовые участники несут  ответственность за выполнение обязанностей порученных им в ходе осуществления аудита. 
 

          2.Рабочие документы аудитора 

 В аудиторской документации можно выделить две  группы:
    нормативно-справочная и налоговая документация. Это информационная база для проведения аудита;
    рабочие документы, создаваемые аудиторской организацией и получаемые от экономического субъекта или 3-х лиц при аудиторской проверке.
 К этой группе относятся:
                информация относительно организационно-правовой формы и организационной структуры субъекта;
                копии учредительных документов субъекта, а также иных документов, необходимых для проверки, т.е. договор, контракт;
                описание системы внутреннего контроля и организации б\у субъекта;
                планы и программы проведения аудита;
                описание используемых аудиторских процедур и их результатов, сведения о том, кем и когда они выполнились;
                объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;
                аналитические документы аудиторской организации;
                второй экземпляр письменной информации аудитора руководству субъекта по результатам проведения аудита.
 Каждый  рабочий документ должен иметь свой идентификационный номер, создаваться своевременно и быть завершённым к моменту представления аудиторского заключения.
 Примерный состав реквизитов рабочей  документации:
                  наименование документа;
                  наименование экономического субъекта;
                  период, за который проводится аудит;
                  дата выполнения аудиторской процедуры или составления документа;
                  содержание документа;
                  личная подпись лица, создавшего документ, и её расшифровка (фамилия).
  Документы должны содержать ссылки на источник сведений, включаемых в них.
  Рабочие документы ведутся аудиторскими фирмами по каждому клиенту, срок их хранения не менее 5 лет. 

       3.Контроль качества аудита 

  Контроль  качества направлен на соблюдение аудиторами требований стандартов аудиторской деятельности.
  Система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:
                соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности, профессиональной этики;
                укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения своих обязанностей;
                поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;
                выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;
                получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний соответствующих консультаций внутри аудиторских организаций и вне ее;
                разработка и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры отбора и отклонения клиентов;
                осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы;
                принятие необходимых мер в отношении сотрудников организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.
  Контроль  качества аудита осуществляется многоступенчато:
1.контроль со стороны государства за деятельностью аудиторов и аудиторских фирм (внешний контроль качества) осуществляется комиссией по аудиторской деятельности при президенте ПМР. При осуществлении контроля проверяются:
    качество аудиторских проверок, осуществляемых аудиторскими фирмами или аудиторами, путем перепроверки;
    факты нарушения требований законодательства ПМР;
2.контроль аудиторской фирмы за работой своих ведущих аудиторов (внутренний контроль качества) осуществляется:
    посредством обсуждения и проверки обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита у данного клиента;
    посредством строгого соблюдения организационно-этических аудиторских принципов;
    повторные бесплатные для клиента перепроверки достоверности отчетности другими аудиторами фирмы после выдачи аудиторского заключения основным аудитором или смена ведущих аудиторов, проверяющих постоянных клиентов фирмы;
3.контроль ведущего аудитора за работой своих ассистентов (внутренний контроль качества). Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита. В процессе проведения аудиторской проверки он должен контролировать и направлять работу, выполняемую ассистентами. Ассистенты должны быть проинструктированы об их ответственности и о задачах процедур, которые они должны выполнять, о деятельности предприятия, о возможных учетных аудиторских проблемах, которые могут воздействовать на сущность, время проведения и масштаб аудиторских процедур. Письменная программа аудитора является важным элементом для передачи аудиторских полномочий. 

  Профессиональные  сотрудники, осуществляющие текущий контроль, выполняют функции:
    проверяют, обладают ли исполнители необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения работ;
    проверяют, понимают ли исполнители соответствующие направляющие указания;
    выясняют, соответствует ли выполняемая работа общему плану аудита и программе;
    выявляют проблемы, связанные с бухгалтерским учетом и аудитом, встречающиеся в ходе аудита, дают им оценку и принимают в связи с этим в пределах своих полномочий решения о корректировке общего плана и программы аудита.
  При проверке результатов  следует уделять  внимание следующим  вопросам:
          выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита;
          документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты;
          все ли существующие замечания, возникшие в ходе проверки, были выяснены и нашли отражение в выводах аудитора;
          достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур;
          вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов работы, и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Тема5: Оценка существенности и аудиторские риски
    Действия аудитора при выявлении искажений.
    Оценка и уровень существенности ошибок, и значение существенности в аудите.
    Аудиторский риск и его составляющие. Страхование ответственности аудиторов и аудиторских фирм.
    Понятие внутрихозяйственного (чистого) риска. Факторы, влияющие на его величину. Определение величины внутрихозяйственного риска.
    Понятие контрольного риска. Факторы, влияющие на его величину. Определение величины контрольного риска.
    Понятие риска необнаружения (процедурного) и пути его снижения.
 
1.Действия аудитора при выявлении искажений 

  Аудитору  не следует специально вести поиск  факторов, указывающих на наличие искажений. Аудитор не может судить о преднамеренности искажений.
  Конечная  цель аудитора при выявлении ошибок – оценить их влияние на достоверность отчётности во всех существенных отношениях.
    Аудитор должен отметить наличие  ошибок в своих рабочих документах, в письменной информации аудитора руководству субъекта и поставить об этом в известность руководителей, работников бухгалтерии и других должностных лиц. 

  При обнаружении искажений  аудитор может  выбрать один из вариантов  поведения:
    не требовать внесения исправлений – этот вариант применяется тогда, когда ошибка незначительна по величине, существенно не затрагивает отчётности и не порождена незаконными действиями: неправильное округление бухгалтером; 
    потребовать исправления ошибки – этот вариант применяется в случае обнаружения значительной ошибки, влияющей на отчётность, или вызванной нарушением юридической достоверности информации: отсутствие подписи, реквизитов, неверные исправления. Кроме того требует справдения ошибки затрагивающее налогообложение.
  Если  выявленные аудитором искажения  исправлены, об этом делается пометка  в рабочих документах аудитора, если нет, то указывается, по какой причине  и какие последствия будут.
  Для того чтобы у аудитора не было сомнений в том, какой вариант поведения выбрать, величина существенности ошибки может быть оговорена с руководством организации на стадии планирования аудиторской проверки. 

    2.Оценка и уровень существенности ошибок, и значение существенности в аудите
  Аудиторские организации в ходе проверки не должны устанавливать достоверность отчётности с абсолютной точностью, но обязаны устанавливать её достоверность во всех существенных отношениях.
  Под достоверностью отчётности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской отчётности, при которой квалифицированный пользователь отчётности оказывается в состоянии делать на её основе правильные выводы и принимать правильные экономический решения.
  Аудитор обязан принимать во внимание две  стороны существенности в аудите: качественную и количественную.
  С качественной точки  зрения аудитор должен использовать своё профессиональное суждение для того, чтобы определить носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершения операций от требований нормативных актов.
  С количественной точки  зрения аудитор должен оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения количественный критерий – уровень существенности.
  Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчётности с большей степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на её основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
  При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать  за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчётности субъекта, называемые базовыми показателями бухгалтерской отчётности. Набор базовых показателей зависит от отраслевых особенностей деятельности предприятия (часто измеритель существенности – прибыль предприятия до налогообложения; если проблемы с платежеспособностью – оборотный капитал).
  Далее аудиторская организация устанавливает  допустимую долю (в %) отклонений от базовых показателей (например: для наиболее значимых показателей 2%, для наименее – 5%).
  Система базовых показателей и порядок  нахождения уровня существенности оформляется  документально и применяется  на постоянной основе. Для аудиторских фирм такой документ должен быть утверждён решением исполнительного органа аудиторской фирмы.
  Изменение порядка нахождения уровня существенности возможно в случаях:
    при изменении законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения, затрагивающем порядок определения статей баланса или базовых показателей бухгалтерской отчётности;
    при изменении законодательства в области аудита, устанавливающем требования к методам определения уровня существенности;
    при изменении аудиторской специализации аудиторской организации;
    при работе с субъектами других отраслей производства или другого рода деятельности, с которыми ранее данная аудиторская организация не работала;
    при смене руководства аудиторской фирмы.
  Можно рассчитать как единый показатель уровня существенности для конкретной проверки, так и набор разных значений уровня существенности, каждый из которых должен быть предназначен для оценки определённой группы счетов бухгалтерского учета, статей баланса, показателей отчётности.
  Значение  уровня существенности для данной аудиторской проверки должно быть определено по завершению этапа планирования аудиторской проверки. Полученное значение уровня существенности должно быть зафиксировано в общем плане аудита. При возникновении обстоятельств во время проверки аудитор имеет право скорректировать значение уровня существенности, указав это в рабочих документах и утвердив у руководителя проверки. 

  При оценке существенности учитываются следующие  факторы:
              абсолютная величина ошибки – не может выступать в качестве единственного критерия существенности т.к. размер ошибки может быть важным при одних условиях хозяйствования и не важным при других;
              относительная величина ошибки – устанавливается в процентах к базовой величине, при этом опыт аудитора проявляется в выборе той базовой величины, которая становится точкой отсчёта погрешности;
              содержание статьи отчётности – это важный качественный фактор. Возможность появления ошибок по счетам более ликвидных активов более вероятна, чем по другим счетам. С ликвидными активами возможны хищения или злоупотребления, тогда ошибки считаются существенными не из-за абсолютной величины, а вследствие своей незаконности;
              конкретные условия – при оценке существенности следует учитывать, для кого предназначена отчётность;
              неопределённость – например: в сроках деятельности и наличии признаков неплатёжеспособности при оценке существенности следует исходить из строгих критериев существенности;
              суммарная ошибка – следует оценивать общий размер известных ошибок, т.к. каждая из них может быть несущественной, а в общей сумме будут существенными.
 
  Выделяют  два подхода при  оценке существенности:
                индуктивный подход – сначала определяется существенность каждой статьи отчётности, а затем оценки по отдельным статьям суммируются для определения общей существенности;
                дедуктивный подход – сначала определяется общая величина допустимой ошибки, затем она распределяется между статьями отчётности в целях определения объёма работ по каждому счёту.
 
  При проведении аудиторской проверки аудитор  находит искажения, определяет их суммарную величину применительно к какому-либо базовому показателю, сравнивая эту суммарную величину с соответствующим показателем уровня существенности, и делает вывод о влиянии найденных нарушений на бухгалтерскую отчётность.  

  В том случае, если одновременно:
    отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного меньше уровня существенности;
    качественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учёта и отчётности от требований нормативных документов по профессиональному суждению аудитора являются несущественными;
      то  аудитор вправе сделать  вывод о том, что  отчётность субъекта является достоверной  во всех существенных отношениях. 

  В том случае, если выполняется хотя бы одно из двух условий:
    отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составят величину, которая намного больше уровня существенности;
    качественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учёта и отчётности от требований нормативных документов по профессиональному суждению аудитора имеют существенный характер;
      то  аудитор обязан сделать  вывод о том, что  отчётность субъекта в существенных  отношениях не может  быть признана достоверной.  

  В том случае, если:
    отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составят величину, которая больше, либо меньше, но в целом близка по величине к значению уровня существенности;
    имеются расхождения порядка ведения учёта и отчётности субъекта с требованиями нормативных документов, но расхождения однозначно не могут быть признаны существенными;
      то  аудитор, используя  своё профессиональное суждение, обязан взять  на себя ответственность  и принять решение  о том, сделать  или нет в данной ситуации вывод о  существенных нарушениях в проверяемой  отчётности, либо сделать вывод о необходимости включения соответствующих оговорок в аудиторское заключение. При этом для уточнения ситуации может потребоваться проведение дополнительных аудиторских процедур.
  Аудитору  следует предложить руководству  субъекта внести в установленном порядке исправительные проводки по устранению нарушений. В случае, если отмеченные искажения отчётности имеют существенный характер, несогласие руководства клиента с внесением исправлений может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно-положительного. 

3.Аудиторский риск и его составляющие. Страхование ответственности аудиторов и аудиторских фирм 

  С аудитом финансовой отчетности связаны  следующие виды риска: предпринимательский;аудиторский.
  Предпринимательский риск заключается в том, что аудитор может потерпеть неудачу из-за конфликта с клиентом даже при условии, что представленное аудиторское заключение положительное. Он зависит от факторов: 
      конкурентоспособности аудитора;
      недружественной рекламной деятельности аудитора;
      вероятности судебных исков по отношению к аудитору;
      финансового состояния клиента;
      характера операций клиента.
  Аудиторский риск означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки или искажения после подтверждения её достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.
  Приемлемый  аудиторский риск, выражающий меру готовности аудитора признать тот факт, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки, после того как уже завершен аудит и дано положительное аудиторское заключение, состоит из трёх компонентов:
      внутрихозяйственный риск (чистый);
      риск средств контроля (контрольный);
      риск необнаружения (процедурный).
  Существует  два метода оценки аудиторских рисков:
      оценочный (интуитивный) метод: аудиторы исходя из своего опыта и знания клиента определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный, и используют эту оценку в планировании аудита;
      количественный метод: предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска, одна из них: Ар=Вр*Кр*Пр
  Ар  – аудиторский риск; Вр – внутрихозяйственный риск; Кр – контрольный риск ;Пр – процедурный риск. 

  Эта модель является основой планирования аудита, так как позволяет понять взаимосвязь отдельных составляющих аудиторского риска.
  Аудитор обязан изучать эти риски, в ходе работы оценивать их и документировать результаты оценки. При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех вышеназванных градаций. Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках риска, либо об использовании для оценки рисков количественных показателей (процентов или долей единицы). Т.е. аудиторский риск может быть измерен либо по шкале приоритетов, либо путем исчисления вероятности от 0 до 1. Аудитор при проведении аудита должен предпринимать необходимые меры для того, чтобы снизить аудиторский риск до разумного минимального уровня.
  Наличие аудиторского риска ставит вопрос о  страховании профессиональной ответственности  аудиторских фирм. В большинстве  стран страхование ответственности аудиторов является обязательным, у нас такое страхование затруднено, в связи с:
    отсутствием закона, который установил бы степень обязательности страхования ответственности  и регулировал виды, порядок и условия такого страхования;
    страховые компании ставят определённые условия: факт наступления страхового случая должен подтверждать арбитражный суд, решение которого должно быть основанием для выплаты возмещения;
  Платежи по добровольному страхованию профессиональной ответственности включаются в себестоимость услуг аудиторских фирм.
      4.Понятие внутрихозяйственного (чистого) риска. Факторы, влияющие на его величину. Определение величины внутрихозяйственного риска 

  Под внутрихозяйственным риском понимают вероятность появления существенных искажений в бухгалтерском учете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операций и в отчетности субъекта до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля. Внутрихозяйственный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счетов бухгалтерского учета, статьей баланса, отчетности у проверяемого экономического субъекта. 

  При оценке внутрихозяйственного риска в отношении баланса и отчетности учитываются факторы:
      особенности функционирования и экономического положения отрасли, в которой действует экономический субъект;
      специфические особенности деятельности, осуществляемой субъектом;
      честность персонала субъекта, осуществляющего руководство и ответственного за ведение учета и подготовку отчетности,
      опыт и квалификация работников, ответственных за ведение учета и подготовку отчетности;;
      возможность наличия внешнего давления на руководителей и персонал субъекта с целью достижения любой ценой определенных показателей бухгалтерской отчетности.
      возможность контроля за деятельностью предприятия со стороны его собственников.
 
  При оценке внутрихозяйственного риска в отношении счетов учета и однотипных групп хозяйственных операций принимаются во внимание факторы:
      наличие отдельных счетов учета, для которых характерно появление в них непреднамеренных искажений;
      наличие отдельных счетов учета, для которых характерно появление в них преднамеренных искажений вследствие высокой вероятности использования их для совершения злоупотреблений;
      сложность учитываемых хозяйственных операций, которые требуют для их правильного оформления высокой квалификации исполнителей;
      наличие хозяйственных операций, бухгалтерское оформление которых может быть основано полностью или частично на субъективном мнении исполнителей;
      наличие хозяйственных операций, порядок правильного оформления которых неоднозначно трактуется действующим законодательством;
      наличие редких, необычных, нестандартных хозяйственных операций.
  При оценке внутрихозяйственного риска  аудитор может использовать данные аудита прошлых лет, но при этом он должен убедиться в том, что оценки величины этого риска, сделанные в предыдущем году, справедливы и для проверяемого года.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.