На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие лица и правоспособности в Римском праве

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                                    1.Патриции и плебеи
Сначала всем заправляли, как в старину  в Греции, родовитые, многосемейные, богатые люди, патриции (что буквально  значит – отцовские семьи). Они  владели большими стадами. Их окружали мелкие люди, зависимые от них и отдавшиеся под их покровительство. Главы этих семей и составляли сенат, и из них выбирались консулы и жрецы. Но войско по большей части состояло из крестьян-земледельцев. Они назывались плебеями. 

Плебеи  являлись в город в праздники, когда был базар, для закупки орудий, предметов обихода и для продажи своих сельских произведений. В эти же дни обыкновенно бывали народные собрания. На суде плебеям вначале трудно было тягаться с патрициями: патриции брали верх, приводя с собою свое многочисленное родство и зависимых людей; трудно было притом простому человеку заучить слова клятвы на суде и не спутаться в них. 

Плебеи  стали из своей среды выбирать ходатаев и вожаков, трибунов. Эти  плебейские защитники приходили  в суд выгораживать плебеев; они объявляли себя поручителями за должников или за тех плебеев, которых собирался схватить ликтор по приказу консула; трибуны тогда останавливали силой арест. Правителям-патрициям пришлось поневоле признать этих плебейских вожаков. Если простой народ был недоволен, патрициям было легче столковаться с немногими его вождями, чем с целой толпой шумевших плебеев; народу было позволено выбирать плебейских трибунов, по десяти каждый год, так же, как ежегодно все римляне выбирали консулов. 

Трибуны стали собирать народ в особые сходки, где было свободнее и где  можно было обсудить всякое дело. В  этих сходках становились не по войсковым  сотням и не по виду оружия, а по волостям (трибам): в каждом отделении вместе подавали голос соседи, близко знавшие друг друга, и особенных почетных отделений тут не было. Если плебейская сходка решила что-нибудь единогласно, консулы и сенат поневоле должны были принять это решение. Трибунов стали пускать в сенат, где они могли изложить решение народа. 

Народные вожаки сделались очень заметными людьми. Многие из них добивались теперь вступить в число правителей: занимать должности консулов и жрецов. Патриции долго находили обидным пустить рядом с собою безродных людей. Особенно они старались не пропускать плебеев на должности жрецов: гадания и календарь были священными тайнами, и их не хотели открывать. От жрецов много зависело в народных собраниях: жрецы-патриции могли назначать для собраний такие дни, в которые крестьянам было трудно прийти в город; они могли объявить, что человек, которого народ выбрал начальником, неугоден богам, и выбор отменялся. 

Но несмотря на эти затруднения, народ все  чаще и чаще выбирал своих вожаков  консулами и жрецами. Тайны гаданий  пришлось открыть плебеям (в 300 г.). Видные плебеи, занимавшие  
 

должности, также стали собирать вокруг себя родство и зависимых людей. Отцы таких плебейских семей становились  сенаторами наравне с патрициями; к старинным родам патрицианским  прибавились новые плебейские. 

Римляне могли теперь сказать, что у них все граждане имеют одинаковые права, что всякий может добиться любого положения. Государство и называлось республика (т. е. Общественное дело) римлян. На самом деле правили как прежде, так и теперь, немногие семьи; между ними лишь различались старые и новые. 

                             2. Понятие лица и правоспособности в Римском праве
Для того чтобы выступать полноправным субъектом  в сфере частного права с подразумеваемой  правоспособностью (caput), человек должен был отвечать двойной совокупности условий. Во-первых, он должен быть человеком с позиций естественного права (иметь разумную душу и человеческое тело с отчетливыми признаками пола). Во-вторых, он должен представлять лицо (persona) с позиций гражданского права. На характеристику человека как лица гражданского права влияли несколько обстоятельств (состояния, статусов); его состояние свободы или несвободы состояние гражданства, т.е. принадлежность к римскому гражданству или к гражданству союзнических общин, других народов и т.п., ею положение в римской семье. Отсутствие, какого бы то ни было статуса, не позволяло говорить о человеке как субъекте гражданского права. Полноценным субъектом частного права, предполагалось, могло быть лицо, обладающее всеми тремя статусами: 

- status libertatis, находящееся и свободном состоянии; 

- status civitatis, принадлежащее к римскому гражданству; 

- status familiae, занимающее особое положение  в римской семье в качестве persona sui juris, т.е. обладающее завершенной  дееспособностью. 

Дополнительно подразумевалось, что все эти характеристики относятся к человеку не моложе 25 лет по возрасту, а также к лицу мужского пола, не подвергшемуся законным запретам и ограничениям по религиозным и другим основаниям. 
 
 
 
 

По своему содержанию состояние полной правоспособности в частноправовой сфере включало в себя несколько наиболее существенных элементов: 

1) jus conubii - право вступать в полноценный,  признанный законом брак, рождающий  для всех членов семьи равные  и предусмотренные законами выгоды  и последствия; 

2) jus commcrcii - право участвовать в коммерческом обороте, выступать субъектом вещных и обязательственных нрав, вступать в различные предусмотренные сделки; 

3) testamenti factio -- обладание завещательной способностью, т.е. правом распоряжаться своим  имуществом и правом получать по завещанию; 

4) legis actio - право подавать законные иски  и соответственно пользоваться  предусмотренными квиритским правом  формами охраны своих интересов.  Все эти совокупности правомочий  были настолько важны для римского  гражданина, что нередко само состояние гражданства характеризовалось через наличие (или отсутствие) у лица права вступать в законный римский брак, права заключать сделки по требованиям цивильного права и т.д. 

Отсутствие  однозначного обладания каким-либо из трех важнейших статусов гражданского права могло дать основу для юридического спора. Состояние свободы (или несвободы), положение в римской семье (самовластное или подвластное) могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски - средства защиты или оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства - принадлежность к римскому гражданству определялась публично-правовыми средствами и публично-правовым порядком гарантировалась. 

Не подлежал оспариванию также объем гражданских прав лица в зависимости от возрастной, половой и сословной характеристики субъекта. Женщины, даже будучи римскими гражданками, не обладали полной правоспособностью, невзирая на положение в семье, и никогда не могли претендовать на таковое. Безусловным отсутствием полноценной правоспособностью характеризовались несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении публичного права они были полноправными гражданами). Не могли претендовать на caput гражданского права лица, находившиеся в другом сословном положении, определяемом как общим гражданским публично-правовым статусом этих лиц, так и их происхождением. 

Правовые  категории лиц в зависимости  от состояния свободы. Согласно отправным  принципам римского права, «главное деление в отношении правового положения людей в том, что все люди свободные или рабы. Из свободных - одни с рождения, другие - отпущенные. Свободнорожденные все, кто родились свободными, освобожденные - те, кто отпущен из правоустановленного рабства». 

Таким образом, в зависимости от status libertatis лица в интересах частного права  разделялись на три класса: свободные (это качество было, безусловно, обязательным для обладания римским гражданством и полной правоспособностью), рабы и  вольноотпущенники. 

Рабы (servi) представляли низшую категорию общества не только, но своему реальному жизненному положению, но и в отношении признаваемых за ними прав. Раб не признавался  самостоятельным субъектом частного права, он не обладал правоспособностью. В большинстве правовых ситуаций раб выступал лишь как объект правовых отношений либо как «говорящее орудие», посредством которого полноправное лицо реализовывало свой хозяйственный интерес или свои правомочия. 

Основаниями рабства могли быть: 

а) рождение от матери-рабыни; 

б) пленение на войне «врага Рима», т.е. человека, принадлежавшего открыто враждебному  для римского народа государству  или иному сообществу; 

в) продажа  в рабство - в порядке ответственности  по обязательствам или в качестве частной сделки самозаклада; 

г) осуждение  на пребывание в рабстве за преступления. 

Последние два случая могли касаться и ранее  свободных и даже римских граждан. 

Раб всегда считался объектом прав, даже если в  какой-то данный момент по случайным  обстоятельствам у него не было конкретного господина - в этом случае весь римский народ выступал по отношению к нему в абстрактной роли dominus. Раб мог принадлежать не только индивидуальному владельцу, но и корпорации. Раб пользовался частичным признанием своей человеческой личности, и связанные с этим проявления гарантировались правом. Пол, возраст, религиозные привязанности раба должны учитываться господином в осуществлении им власти над рабом. Место погребения раба не могло быть предметом осквернения или посягательств. Признавались родственные и кровные связи рабов (наличие у них семей, родительско-кровных связей); аморальным поступком считалось принуждение рабов к сожительству с нарушением кровных связей. Власть господина в отношении раба не была абсолютно безграничной: раб пользовался правом убежища (в храме, в церкви, монастыре), в христианскую эпоху, безусловно, запрещалось господину самолично убивать своих рабов даже в случае совершения ими тяжких преступлений. 

Раб мог  выступать субъектом коммерческого  оборота в нескольких регламентированных правом ситуациях. Возможность полноправного обладания рабом имущества не допускалась: он не мог быть ни собственником, ни владельцем, ни пользователем со всеми вытекающими отсюда правомочиями на требования. Раб мог совершать отдельные виды сделок, не связанные с обязательствами личного плана: купить, продать, взять в долг, обменять и т.п. Все заключенные им в этом случае обязательства признавались правовыми и давали основание для искового требования к господину раба, даже если эти сделки были заключены без ведома господина или в период пребывания раба «в бегах». Освобождение рабов должно было носить правовую форму manumissio. Оно носило только личный характер. Господин мог сделать распоряжение об освобождении раба, как собственным решением, так и в завещании, а также посредством фиктивного судебного процесса об отчуждении имущества. Процедура освобождения и его размеры также были регламентированы: так, нельзя было отпустить на свободу всех рабов, отпустить без мотивации - это считалось опасным для публичного порядка и могло послужить поводом для вмешательства магистратов. 

Вольноотпущенники (libertini) представляли категорию лиц  свободного состояния, но отличавшуюся в своих правах от полноценных  римских граждан; в этом смысле они  противопоставлялись свободнорожденным. Положение вольноотпущенников различалось в зависимости от условий (источника) их прежнего рабского состояния. Те, кто отпускались из рабства, связанного с военным пленом (т.е. кто ранее был «врагом римского народа»), никогда не могли приобрести прав римского или латинского гражданства; особыми условиями было обставлено и освобождение из рабства приговоренных преступников и осужденных заочно. Только отпущенные на свободу в самом Риме считались римскими гражданами (cives Romani), но не полноправными. Отпущение из рабства прежних римских граждан не создавало специальной ситуации: они вполне восстанавливали прежний статус, если в период рабского состояния не совершали преступлений и иных постыдных дел. 

В сфере  публичного права вольноотпущенники навсегда подвергались ограничениям в занятии государственных должностей: они не могли быть магистратами, избираться в судьи и т.п. В сфере частного права вольноотпущенники не признавались вполне самостоятельными и должны были до конца своей жизни подвергаться патронату прежнего господина. Обязанности, вытекавшие из условий требовательного патроната, предполагали, что: 

а) вольноотпущенник обязуется оказывать прежнему господину  всемерное уважение, не может возбуждать против него позорящий иск и вообще возбуждать иски невещного свойства; 

б) вольноотпущенник обязан оказывать прежнему патрону  материальное вспомоществование, вплоть до специально устанавливаемого алиментарного  содержания в случае хронической  нужды патрона; 

в) патрон имеет некоторые наследственные права на имущество вольноотпущенника; 

г) вольноотпущенник обязуется оказывать патрону  житейские, ремесленные и т.п. услуги без вознаграждения и без заключения правовых обязательств. Нарушение вольноотпущенником обязанностей почтительности и алиментарного вспомоществования патрону в случае особой признанной «неблагодарности» и могло дать основание для возвращения отпущенника в рабское состояние прежнему господину - по решению магистрата либо органа, санкционировавшего ранее отпуск на волю. 

Вольноотпущенники никогда не могли достичь высшего сословного положения среди римских граждан. Только верховной государственной властью они могли быть пожалованы во всадническое сословие (соответственно своему имущественному состоянию), однако сенаторское сословие или жреческое (в языческую эпоху) было для них закрыто полностью. 

Положение вольноотпущенников наиболее показательно свидетельствует, что одного состояния  свободы было недостаточно, чтобы  стать полноправным и ничем в  своих частных правах не ограниченным субъектом цивильного римского права. Необходимо было обладать еще особым качеством - быть лицом «своего права», что определялось другими правовыми условиями. 

Правовые  категории лиц в зависимости  от состояния гражданства. В классическую эпоху римского права на общую правоспособность лиц в сфере частного права влияла также принадлежность к той или другой категории гражданства, установленной публичным правом. В этом отношении наряду с полноценными римскими гражданами выделялись две специализированные категории: латины и перегрины. 

Латины (latini) были исторически и этнически  специализированной категорией гражданства  для населения так называемых союзнических территорий, окружавших собственно Рим в Италии, прежде всего области Латиума. Не признававшись  римскими гражданами, свободные и самостоятельные латины пользовались правами латинского гражданства, которое могло достаточно легко перерасти в римское при обретении местожительства в Риме. Латины не имели публичных прав, признанных для римских граждан, однако они должны были нести воинскую обязанность в составе специальных легионов. Статус латина предполагал право на земельный надел в Латиуме согласно традиционным нормам и порядку наделения им. Латинское гражданство подразумевало полное jus commercii и jus conubii, уравнивавшее исторических жителей Лациума с римскими гражданами. 

Перегринами (peregriai) назывались все другие свободнорожденные  категории граждан, не принадлежавшие к римскому или латинскому гражданству, но находившиеся в подданстве Римского государства. Перегрины не только были лишены публично-правового статуса, присущего римским гражданам, но и в сфере частных нрав существенно ограничивались. Брак римских граждан с перегринами создавал особый случай правового регулирования и вытекающих их этого союза обязанностей, нежели типичные для римлян формы правоустановленного брака. Перегрины не обладали правоспособностью цивильного права в собственном смысле. Однако признавалось, что они обладают частными правами в рамках jus gentium, т.е. считаются субъектами хозяйственного оборота в тех формах и в тех обязательствах, которые не полагались присущими только римским гражданам (могли заключать договоры купли-продажи, товарищества и т.д., но не могли оформлять сделки посредством манципации). 

Субъектом государственной жизни и публичного права считался в римской юридической  традиции носитель специального качества, образуемого сочетанием целой совокупности требований - римский гражданин (civis romanus), и это качество было далеко не тождественно любому физическому лицу, даже полноправному в частноправовом смысле. 

Принадлежность  к римскому гражданству означала для субъекта возможность пользования рядом прав и одновременно обременение публичными обязанностями. Публичная правоспособность наступала с 17 лет, с 60 лет гражданин мог быть освобожден от личных повинностей. К публичным правам римского гражданина относились: право обжалования решений должностных лиц в установленных народных собраниях; право собраний и ассоциаций, в том числе соседских сходок (только в дневное время); право участия в народных собраниях под руководством магистратов, пассивное право-обязанность исполнять функции должностного лица при соответствующем имущественном цензе. 

К публичным  по характеру обязанностям относилась военно-милицейская служба; обязанность  подлежать цензу, т.е. исчислению имущества  и доходов; уплата особого налога - трибута, собираемого по чрезвычайной государственной надобности; владение и полезное использование землями покоренных народов. 

Приобретение  прав гражданства. Права римского гражданина могли приобретаться двояким  в правовом отношении путем: 

1) в  силу установлений естественного  права, санкционированного законами; 

2) в  силу непосредственных предписаний  публичного права. 

Правовые  категории лиц в зависимости  от положения в семье. Последнее  важное правовое разграничение лиц  свободного состояния, касавшееся полноты их правоспособности в сфере частных прав, обуславливалось наличием или отсутствием специального семейного качества: «Лица могут быть именно, самостоятельны в праве, другие стоят в зависимой связи. Из последних выделяются те, которые стоят под властью, другие - под рукой, третьи - в обладании другого». 

Полностью самостоятельной гражданской правоспособностью (лицом своего нрава - persona suijuris) в  требованиях римского цивильного права  мог быть только глава, или отец семейства. 

Аналогичные требования выдвигались и в отношении свободных лиц других гражданских категорий. Домовладыка (paterfamilias) мог быть только один для кровнородственной семьи, обладавшей совокупным и единым имуществом; ею власть прекращалась только со смертью или с утратой (по тем или иным правовым причинам) его семейного, гражданского или другого статуса в праве. 

Правами домовладыки мог обладать только мужчина старшей в данной семье  степени родства (даже если он не был, безусловно, старшим по возрасту относительно других домочадцев, родственников и свойственников). 

Власть  домовладыки в отношении его  подвластных ограничивалась только обычаями и нравами; закон и право  вмешивались в эту сферу в  минимальной степени. 

Сохранение  статуса домовладыки не зависело также от приобретения подвластными, детьми, домочадцами какого-либо специального публично-правового статуса: так, даже избранный магистратом сын сохранял подчиненность в сфере частного права своему отцу или домовладыке, если не был от этого освобожден через соответствующую правовую процедуру (что, впрочем, требовали приличия - mores). 

Способы умаления правоспособности. Особое явление  с особыми юридическими последствиями  составляло умаление чести вследствие бесчестья (infamia). Это явление распространялось на римских граждан и фактически ограничивало их правоспособность 

Бесчестье могло наступать по основаниям фактическим  и по законным. Фактическое бесчестье  вытекало из нравственного осуждения  обществом равных морального облика или поведения лица (не пойманный  вор, распутник, карточный шулер). 

В формально-правовом отношении это было как бы превентивное лишение равноправия: лицо, характеризующееся  как turpitude, устранялось из числа возможных  свидетелей, от вообще решения общественно  нравственных вопросов, возможных опекунов, кандидатов в должностные лица; turpitude создавало вполне достаточное основание для лишения данного лица прав наследства. 

Законное  бесчестье наступало в силу конкретного  распоряжения закона или вообще гражданского права. Оно могло быть непосредственным или опосредованным. 

Непосредственное  законное бесчестье (mfamiajuris immediata) следовало  в случае причастности к образу жизни  или поведению, осужденных законом: проституция, ростовщичество, занятие  сценическими искусствами, позорная отставка солдата и т.н. и не требовало никаких индивидуально-правовых постановлений. 

Опосредованное  законное бесчестье наступало (infamia juris mcdiata) в качестве индивидуального  акта по приговору суда вследствие совершения некоторых уголовных  преступлений (как сопутствующее основному наказанию) или вследствие неисполнения ряда частноправовых обязательств, отнесенных к особому типу позорящих, а также обязанностей по опеке. 

Результатом бесчестья (вне зависимости от его  конкретного вида) была потеря публичных  прав - на занятие почетных должностей, на место при играх или религиозных церемониях, а также ряда частных прав, прежде всего, наследования. 

Умаление  чести могло быть пожизненным  или временным. В любом случае восстановление се могло быть реализовано  либо только тем же властным органом, который наложил в свое время бесчестье, либо верховной властью от имени римского народа. 

Ограничение прав римского гражданства, не следующее  из правового лишения его либо из умаления чести, могло последовать  также, но обстоятельствам религиозным или по признаку пола. 

Несоблюдение  требований языческой религии в  классическую эпоху с необходимостью влекло общественное осуждение turpitude с  общими для этого правовыми последствиями. 

В эпоху  христианства как господствующей религии  состояние римского гражданства подразумевало и обязательное исповедание только христианского вероучения, причем в официально-каноническом, признанном государственной властью виде. 

Соответственно  язычники, еретики и разного рода отступники от канонического христианства, иудеи и т.д. ни в каком случае не могли пользоваться нравами римского гражданина. 

Римское гражданство приобреталось, прежде всего, путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем - путем  отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу.
Прекращалось  римское гражданство или смертью, или в результате capitis deminutio maxima. Эта  последняя (после различных исторических изменений) в эпоху Юстиниана  наступала в случае присуждения  к наиболее тяжелым уголовным наказаниям и пр., в случаях захвата римского гражданина во власть врагов или недружественного народа (впрочем, в случае последующего возвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах; это называлось ius postliminii) .
Правоспособность  римского гражданства в области  частного права слагалась из двух основных элементов: ius conubii, т. е. право  вступать в законный брак, при котором  дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и ius commercii - по определению Ульпиана emendi vendendique invicem ius, т. е. право торговать, совершать сделки, а, следовательно, приобретать и отчуждать имущество.
Существенное  значение имело деление римских  граждан на свободнорожденных и  вольноотпущенников (libertini); последние не только находились в зависимости от своих патронов (т. е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировались ими.
В III в. н. э. формально было провозглашено  равенство в правоспособности. В  действительности полного уравнения не произошло. В частности, неравенство вызывалось образованием в период империи сословий, которое сопровождалось прикреплением к профессиям. Различались следующие сословия: сенаторы, всадники, военное сословие, городские декурионы или куриалы, торговцы, ремесленники, крестьяне.
Сословные и иные социальные различия особенно сильно давали о себе знать в области  налогового обложения и вообще в  публичном праве; но они сказывались  и в области частного права, например, на допускался брак между сенатором  и вольноотпущенницей и пр.
В современном  праве различают правоспособность и дееспособность (т. е. способность  совершать действия с соответствующими юридическими последствиями). Римское  право на знало соответствующих  категорий, однако в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями.
Дееспособность  человека всегда и везде, прежде всего, зависит от возраста, так как понимание  смысла совершаемых действий и способность  владеть собой и трезво принимать  то или иное решение приходит лишь с годами. В Римском праве различались: infantes (до 7 лет) - вполне недееспособные; impuberes (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет).
Impuberes признавались  способными самостоятельно совершать  такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего (без каких-либо потерь или установления обязанностей). Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанности, требовалось разрешение опекуна (auctorias tutoris), которое должно было даваться непременно при самом совершении сделки (не раньше и не позже). Опекуном был обычно ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего, сделанному в его завещании, или по назначению магистра. Опекун обязан был заботиться о личности и имуществе несовершеннолетнего. Отчуждать имущество несовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда это было, безусловно, необходимо.
Если  несовершеннолетний совершал сделку без  разрешения опекуна, она юридически обязывала его только в пределах полученного обогащения.
Следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до 25 лет. В этом возрасте лицо было дееспособно. Но по просьбе таких лиц претор (в  последние годы республики) стал давать им возможность отказаться от заключенной сделки и восстановить то имущественное положение, какое было до совершения сделки (так называемая реституция, restitutio in integrum). Co II в. н. э. за лицами, не достигшими 25 лет, стали признавать право испросить себе куратора (попечителя).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.