На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности конституционного статуса лиц, осужденных к лишению свободы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ 

АКАДЕМИЯ  ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ 
 

Кафедра теории государства  и права,
международного  и европейского права 
 
 
 
 

                            КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 
 

Курсовая  работа

 ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

 
 
 
 
 
                      Подготовила:
                      Студент
                      242 учебной группы 
                      Черпаков  В.В. 

                      Научный руководитель:
                                                                        Оленев М.Г. 
 
 
 
 
 
 

                                                 Рязань 2011
 


    Оглавление
Оглавление 2
Введение 3 

1. Понятие конституционного статуса личности. 6 

2. Реализация осужденными к лишению свободы
конституционных личных прав. 17 

3. Особенности реализации осужденными политических прав и свобод. 20 

4. Социально–экономические конституционные права и
свободы в правовом статусе лиц, осужденных
к лишению свободы. 23 

Заключение 27
Список используемой литературы 29
 

    
    Введение
     Лишение свободы как вид уголовного наказания  заключается в принудительной изоляции преступника от общества с возложением обязанности подчиняться установленным в местах лишения свободы правилам поведения, соблюдение которых обеспечивается постоянным всесторонним надзором за ним со стороны администрации учреждений, исполняющих наказание.
     Актуальность данной темы заключается в том, что в судебной практике Российской Федерации лишение свободы традиционно занимает значительное место среди других видов наказаний.
     По  состоянию на 1 мая 2011 года в учреждения УИС содержалось 806 тысяч 100 человек, в том числе:
     - в 753 исправительных колониях  отбывало наказание 682, 6 тысяч  человек;
     - в 158 колониях-поселениях отбывало  наказание 48, 5 тысяч человек;
     - в 5 ИК для осужденных к пожизненному  лишению свободы отбывало наказание 1766 человек;
     - в 230 следственных изоляторах  и 165 помещениях, функционирующих  в режиме следственных изоляторов  при колониях содержалось –  118, 3 тысяч человек;
     - в 7 тюрьмах отбывало наказание 1, 5 тысячи человек;
     - в 62 воспитательных колониях для  несовершеннолетних – 3, 5 тысячи  человек.
     В учреждениях УИС содержится 65, 7 тысяч  женщин, в том числе 54, 7 тысячи осужденных, содержащихся в ИК, и 10, 9 тысяч человек, в отношении которых избрана мера пресечения «заключение под стражу». 1
     Проблема  ограничения прав лиц, осужденных к  лишению свободы является весьма актуальной. В связи с чем она стала предметом глубокого анализа в рамках проводимых исследований таких видных представителей юридической науки, как В.И. Селиверстов, Г.Л. Минаков, Г.О. Бекузаров. Ими были разработаны концепции, позволяющие получить объективное представление о сущности, характере и видах ограничений прав и свобод лиц, осужденных к лишению свободы.
     Объектом  исследования данной курсовой работы является конституционно-правовой статус лиц. Осужденных к лишению свободы.
     Цель  данной курсовой работы – раскрыть содержание понятия «конституционный статус личности. Осужденной к лишению свободы».
     В ходе достижения поставленной цели следует  решить следующие задачи:
    раскрыть конституционные основы правового статуса лиц, осужденных к лишению свободы в Российской Федерации;
    уяснить организационно-правовой механизм реализации осужденными конституционных личных прав;
    объяснить регламентацию в законодательстве социально-экономических  и политических конституционных прав и свобод лиц. Осужденных к лишению свободы;
    обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
     Изучение  и исследование данной темы проходило  с помощью следующих методов:
     - изучение исторической и правовой  базы;
     - анализ источников и литературы, которые отражают данную тему  в современных условиях;
     - личные наблюдения и выводы  в процессе изучения методической  литературы.
 


    1. Понятие конституционного  статуса личности.
     Конституционный статус личности представляет собой  систему юридических прав, особенностей и законных интересов личности в их единстве – гражданство, правосубъектность, а также юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов личности.
     Юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов обеспечивают их реализацию и защиту (правоприменительная деятельность в исправительных учреждениях, судебный контроль, прокурорский надзор).
     Социально-правовое значение института правового положения  осужденных в последнее время не охватывается только решением задач в сфере правоохранительной деятельности. Российская Федерация как правопреемник СССР является участником многочисленных международных договоров, в том числе по вопросам соблюдения прав лиц, отбывающих наказание.
     В числе таких документов следует  назвать Минимальные стандартные  правила обращения с заключенными (1955 год), 2 Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Пекинские правила (1985 год) и другие. Развитие правового статуса осужденных, особенно в свете указанных международных актов, служит своеобразным показателем желания и возможности России соблюдать принятые на себя обстоятельства.
     В теории права принято выделять три  вида правовых статусов: общие правовой статус граждан, специальный правовой статус какой-либо категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального правового статуса, который в свою очередь подразделяется на правовой статус лиц, отбывающих различные виды наказания (лишение свободы, исправительные работы и т.д.).
     Отличительной чертой специального правового статуса  осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, поскольку в ст. 6 Конституции прямо указывается на то, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства:
     «1. Гражданство Российской Федерации  приобретается и прекращается в  соответствии с федеральным законом, является единым и равным не зависимо от оснований приобретения.
     2. Каждый гражданин Российской  Федерации обладает на её территории  всеми правами и свободами  и несет равные обязанности.  Предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
     3. Гражданин Российской федерации  не может быть лишен своего  гражданства и права изменить его».
     Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» 3 от 31 мая 2002 года не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Согласно ст. 20 этого закона, «выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:…привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда…».
     Наказание как разновидность государственного принуждения выражается в причинении виновному определенных лишений  и ограничений (кары). В правовой форме оно выражается в виде ограничения прав и свобод человека и гражданина. Например, для осужденных к исправительным работам – ограничение в свободе выбора труда. Кроме того, в нормах гражданского. Трудового. Брачно-семейного и других отраслей права имеются положения, ограничивающие права и свободы осужденных граждан России.
     В условиях наказания происходит не только ограничение общих прав граждан, но и их конкретизация (детализация) и дополнение. Правовой статус осужденных следует рассматривать как межотраслевой правовой институт. При сохранении доминирующей роли норм уголовно-исполнительного права все большее число отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденного, регулируются нормами государственного, административного, трудового и иных отраслей права.
     Например, нормы, устанавливающие гарантии обеспечения  здоровья осужденных в места лишения  свободы (ст. 29 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан). 4
     Таким образом, правовой статус лиц, отбывающих наказания, есть закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания наказания того или иного вида.
     В содержание правового статуса осужденных входят права, законные интересы и обязанности. Они возникают и реализуются, как правило, в рамках уголовно-исполнительных правоотношений, но могут возникать и в отношениях, регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.
     Субъективное  право осужденного есть закрепленная законом и гарантируемая государством реальная возможность определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами, которая обеспечивается юридическими обязанностями должностных лиц органов, исполняющих наказания.
     Сущность  законных интересов осужденных заключается  в возможности стремления к самостоятельному поведению. Свободе личного усмотрения в пользовании каким-либо социальным благом, как материального (получение дополнительных посылок), так и духовного (предоставление дополнительного свидания).
     Объектом  законных интересов могут быть социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденного (перевод из исправительной колонии в колонию – поселение), так и не сопровождающиеся таковыми (оказание материальной помощи при освобождении).
     Поэтому в качестве второго элемента содержания законных интересов осужденных следует  считать возможность ходатайствовать (но не требовать) перед должностными лицами органов, исполняющих наказания, об их соответствующих действиях, направленных на реализацию законных интересов о переводе его на улучшенные условия содержания.
     Третий  элемент – возможность обращения  к компетентным органам за защитой законных интересов.
     Таким образом, законные интересы осужденного  – это закрепленные в правовых нормах конкретные действия осужденных к обладанию теми или иными  благами, удовлетворяемыми в результате оценки его поведения администрацией органов, исполняющих наказания.
     «Законные интересы» в последнее время  активно анализируются в общетеоретических исследованиях, посвященных правовому статусу личности.  В юриспруденции наметилось несколько позиций относительно юридической природы законных интересов. Нередко законные интересы отождествляются с охраняемыми законом интересами, под которыми понимаются экономические, социальные, моральные и другие интересы, подлежащие правовой защите в виде предоставления субъективных прав или непосредственной защиты со стороны правоохранительных органов (например, такой охраняемый законом интерес, как неприкосновенность частной собственности; в случае его нарушения у лица возникает право на его самостоятельную защиту либо компетентные государственные органы вправе вмешаться сами и восстановить нарушенный порядок).
     В этой связи наибольшее распространение  получила концепция выведения законных интересов из действия принципов взаимоотношений государства и личности. Под законными интересами в данном случае понимаются интересы, которые не нашли прямого выражения в юридических правах и обязанностях, но подлежат правовой защите со стороны государства. Для того чтобы интерес личности был признан законным, он должен быть не противоправным, т.е. его реализация не должна нарушать норм права, выражающих общие интересы общества.
     Разнообразные конкретные интересы человека являются законными в том смысле, что  они подпадают под сферу действия права и их реализация допускается и поощряется. В такой ситуации можно говорить о правомерности и законности этих интересов с точки зрения не только буквы, но и духа права. К особенностям, определяющим юридическое содержание законных интересов относится то, что по своей природе они представляют собой такой вид правомочий, как правопритязание, реализация которого становится в зависимость от воли компетентных государственных органов (например, возможность выезда осужденного за пределы исправительного учреждения в отпуск зависит от решения его администрации).
     Характеризую  правовой статус лиц, осужденных к лишению  свободы и, останавливаясь на его структурных элементах, связанных с реализацией рассматриваемой категории нельзя не остановиться и на деятельности, которая для осужденных к лишению свободы признана законодателем необходимой, т.е. на их юридическую ответственность.
     Вплоть  до середины 1990-х годов данный элемент  правового статуса лиц рассматриваемой  категории изучался лишь в плане  его законодательного закрепления оставались без внимания теоретические исследования сущности и содержания юридических обязанностей, осужденных к лишению свободы, механизмы их корреспонденции и другие обязанности. Все это сдерживало реализацию конкретных предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы как правового статуса осужденного к лишению свободы в целом, так и входящих в его содержание обязанностей, в частности. И хотя в современной юридической науке проблема юридических обязанностей осужденных к лишению свободы исследована в большей степени, вопросы, связанные с определением их сущности, содержания и механизма осуществления, остаются частично не разрешенными и по сей день.
     Юридическая обязанность лица, содержащегося  в исправительном учреждении. Представляет собой установленную в нормах права меру общественно необходимого, социально полезного и целесообразного поведения осужденного к лишению свободы, направленную на реализацию прав и законных интересов иных лиц, обеспеченную широким кругом правовых и организационных средств.
     Помимо  чисто социальных функции, связанных  с общественно необходимым поведением осужденных к лишению свободы, обязанности лиц данной категории имеют важное юридическое значение – они характеризуют связь двух видов их правового статуса: конституционного, а также специального, присущего только рассматриваемой в данной курсовой работе категорий лиц.
     В общей части теории права сущность юридических обязанностей определяется как требование необходимого и нужного с точки зрения государства, а нормативное содержание – как трехэлементная структура:
    Обязанность совершения активных действий;
    Обязанность воздержания от таких действий;
    Обязанность претерпевания мер юридической ответственности.
     Все эти элементы являются формами прямого  закрепления обязанностей осужденных к лишению свободы. Вместе с тем, в законодательстве существует практика, когда они устанавливаются как бы косвенно – путем предоставления прав соответствующим государственным органам, обусловливающих необходимость надлежащего выполнения лицами рассматриваемой категории тех ил иных их законных требований.
     При формулировке юридических норм, связанных  с установлением обязанностей осужденных к лишению свободы, вытекающих из положений действующего законодательства РФ, приоритет должен отдаваться исключительно нормативным актам высшей юридической силы. Подзаконное правовое регулирование обязанностей осужденных к лишению свободы должно допускаться лишь в сфере, непосредственно связанной с действием уголовно-исполнительного законодательства (например, запрет азартных игр).
     Довольно  большое количество юридических  обязанностей осужденных к лишению свободы обусловливает необходимость обращения к вопросу об их классификации. В юридической литературе предлагается выделять среди обязанностей лиц рассматриваемой категории следующие группы:
    Обязанности, дублирующие общегражданские (охрана природы, окружающей среды и пр.);
    Обязанности, конкретизирующие общегражданские (например, обязанность соблюдения требований федеральных законов, определяющих условия и порядок отбывания наказания в виде лишения свободы);
    Специальные обязанности, выражающие ограничения общегражданских прав (обязанность находиться в пределах исправительного учреждения, ограничивая свободу передвижения и выбора местожительства);
    Специальные специфические обязанности (соблюдение требований личной гигиены и др.).
     Особенности правового статуса осужденных к  лишению свободы позволяют выделить в его содержании две группы обязанностей:
    Общеправовые обязанности – к ним следует отнести обязанности, закрепленные в конституционном законодательстве.
         Данная  группа распадается в свою очередь  на три вида:
     А) обязанности, которые в сравнении  с законопослушными гражданами в  правовом плане не имеют каких-либо обязанностей осуществления (например, охрана окружающей среды);
     Б) обязанности, обладающие не идентичными  со свободными гражданами формами осуществления. Так, например, обязанностью лиц, содержащихся в исправительном учреждении, является неукоснительное соблюдение требований правовых норм, связанных с отбытием применяемого к ним наказания;
     В) особую группу общеправовых обязанностей лиц, осужденных к лишению свободы, составляют так называемые «мертвые» обязанности. В силу известных обстоятельств они освобождены от их осуществления (например, обязанность прохождения воинской службы). 

     
    Специальные обязанности, предусмотренные нормами  уголовно-исполнительного законодательства, которые присущи исключительно осужденным к лишению свободы (например, обязанность носить одежду установленного образца).
     Указанная классификация отражает специфику  правового статуса осужденных, позволяет определить, к какой конкретно из названных групп можно отнести ту или иную юридическую обязанность осужденного к лишению свободы, с той целью, чтобы достоверно установить конкретные особенности ее осуществления.
     Подводя итог вышесказанному, можно предложить определение юридических обязанностей лиц, осужденных к лишению свободы.
     Юридическая обязанность осужденных – это  установленная в нормах права  мера необходимого поведения осужденного  во время отбывания наказания, обеспечивающая достижение цели уголовного наказания.
     Все права и свободы лиц, осужденных к лишению свободы, уместно разделить на следующие группы:
    Конституционные права и свободы, реализуемые наравне с законопослушными гражданами (право на жизнь, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и др.);
    Конституционные права и свободы, осуществление которых осужденными к лишению свободы имеет определенные особенности (право на свободу предпринимательской деятельности и др.);
    Специальные права и свободы, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством.
 
     Конституционно-правовой статус лиц, осужденных к лишению  свободы, в ряде случаев приобретает особые формы. Такие ситуации могут возникать в случаях непосредственного указания на это в законе (например, ограничение права на участие в управлении делами государства), либо когда реализация определенного права невозможна в силу особого статуса осужденных к лишению свободы (право на пикетирование, участие в демонстрациях и т.д.). В остальных ситуациях, когда нет прямых нормативных предписаний на запрет тех или иных действий, лица данной категории остаются носителями прав и свобод, присущих всем российским гражданам.
     В этой связи можно разделить права  осужденных к лишению свободы  на два уровня. Первый – это общие  права и свободы рассматриваемой  категории лиц, не подверженные каким-либо изменениям и равным правам законопослушных граждан. Второй уровень – это группа специальных прав и свобод осужденных (как конституционных, так и отраслевых), осуществление которых имеет определенные особенности. Ее можно назвать специфической, поскольку она присуща исключительно лицам данной категории и реализуется ими при наличии определенных условий и в особом порядке.
     Закрепление правового положения осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве необходимо оценивать с учетом положений Конституции РФ. Так, в ч. 3 ст. 55 Конституции установлено, что «права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
     Из  этого следует, что ограничение  прав гражданина не могут устанавливаться подзаконными, в том числе ведомственными актами. Ограничения общегражданских прав осужденных не могут устанавливаться законами субъекта Федерации, поскольку в соответствии со ст. 71 Конституции уголовно-исполнительное законодательство отнесено к исключительному ведению РФ.
     В уголовно-исполнительном законодательстве правовое положение осужденных закрепляется двумя путями: 1) установление нормативного определения правового положения осужденных; 2) регламентация прав, законных интересов и обязанностей.
     Нормативное определение правового положения  осужденных содержится в ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, где указывается, что «РФ уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний». 5
     С юридической точки зрения наказание  представляет собой строго определенный правовыми нормами комплекс правоограничений. Обычные права граждан ограничиваются или видоизменяются, некоторых прав осужденный может быть вообще лишен посредством установления соответствующего запрета.
     В части 2 ст. 10 УИК РФ говорится, что  «при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятием и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом».
     Из  содержания указанной нормы вытекает, что наказание не ведет к лишению осужденного российского гражданства. Это положение имеет важное политическое, юридическое и воспитательное значение. Общество не исключает их из своего числа членов. Исполнение наказания не прерывает духовную связь осужденного с обществом. Он продолжает пользоваться правами и несет свои гражданские обязанности. Вместе с тем комплекс изъятий и правоограничений в правовом статусе осужденного, предусмотренных уголовным, уголовно - исполнительным и иным законодательством, будет уточнять конституционные права и обязанности гражданина, в определенной мере ограничивая их.
       В итоге анализа изученного  материала можно выработать понятие  правового статуса осужденных к лишению свободы, под которым предлагается понимать совокупность юридических элементов, определяющих место осужденных к лишению свободы в социальной структуре общества и обеспечивающих правомерную реализацию ими своих интересов либо интересов других лиц.
 


    2. Реализация осужденными  к лишению свободы
    конституционных личных прав. 

    Личные  права и свободы – это возможности человека, ограждающие его от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир.
    К личным правам относятся право: на жизнь; достоинство личности; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; тайну переписки; телефонных переговоров; почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища; свободное определение и указание своей национальной принадлежности. 

    Право осужденного на жизнь. Относится к естественному праву. Наделены все граждане, в т.ч. приговоренные к разным срокам изоляции от общества. В целях юридической гарантии, УИК РФ впервые провозглашает право осужденных на личную безопасность. В соответствии со ст.13 УИК пи возникновении угрозы личной безопасности, осужденный вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющее наказание с просьбой об обеспечения его личной безопасности, соответствующее должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося к нему лица. Осужденные, независимо от их согласия, не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.