На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Диагностика управления прибылью

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ………..5
    ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………… 13.
    ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «ДОНЕЦКРЫБА» НА ОСНОВЕ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ………..23
    ДИАГНОСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ЗАО «ДОНЕЦКРЫБА»………………………………………………………..34
    ПЛАНИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………...51
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...53
ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Прибыль один из основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной  деятельности организаций. За счет прибыли  осуществляется финансирование мероприятий  по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников.
     Актуальность  курсовой  работы  состоит в том,  что с переходом от  административно-командных методов управления  экономикой  к рыночным, значительно изменилась роль прибыли в развитии  экономики Украины.
     Прибыль занимает одно  из  центральных  мест  в  общей  системе  стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. Поскольку финансы, кредит,  цены, себестоимость и другие экономические рычаги прямо  или  побочно  связаны  с прибылью. От  прибыли  зависит  финансовое  положение  предприятий,  уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того  за счет платежей с  прибыли  до  бюджета  формируется  основная  часть  ресурсов государства, региональных и местных органов власти.
     Категория  прибыли  является предметом   исследования   многих   ученых экономистов.  Большой взнос в разработку  теоретических и   практических аспектов прибыли внесли такие ученые, как Ковалёв В.В.,  Бланк  И.А.,  Яцюк Н.А., Чернов В.И., Шамхалов Ф.Р. и другие.
     Однако  прибыль является одной из самых сложных экономических  категорий.
     Выучив  источники  получения  прибыли  можно  разработать  научный  подход  к решению многих проблем, например, повысить эффективность  и  ответственность  трудового  коллектива,  достижение  конечных  результатов   при   самых малых расходах.  При этом  укрепление  коммерческого расчета во  всех   звеньях производства каждого отдельного предприятия в решающей  степени зависит от управления  прибылью  и выявления специфических резервов  роста   прибыли каждого отдельного  хозяйничающего  субъекта.  Таким  как  объект исследования   есть   финансово-хозяйственная   деятельность   торгового предприятия ЗАО «Донецкрыба».  Предметом исследования  является  определение факторов, которые влияют  на  прибыль  предприятия,  оценка  их  места  и  роли  в повышении прибыли и при принятии управленческого решения при планировании прибыли.
     Целью работы является рассмотрение политики управления прибылью предприятия на принципах его анализа и резервов увеличения.
     В работе поставленные и решенные следующие  задачи:
     - определенная сущность, содержание и классификация видов планирования прибыли предприятия;
     - рассмотренные пути и инструменты управления прибылью предприятия;
     - обнаруженные факторы, которые влияют на формирование прибыли, рассмотрена их классификация;
     - проведенный анализ показателей прибыли;
     - предоставленная общая  характеристика  предприятия  и его  финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Донецкрыба»;
     - проанализированные результаты финансово-хозяйственной деятельности  ЗАО «Донецкрыба»   на основе системы показателей;
     - сформулированы и обоснованны  рекомендации к  увеличению   прибыли предприятия;
     - обоснованы важнейшие направления политики управления прибылью предприятия.
      Ключевые слова: прибыль, предприятие, политика управления, диагностика прибыли, методы планирования прибыли, анализ показателей, финансово-хозяйственная деятельность, товарооборот, доход, расходы обращения, рентабельность. 
 

     
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
     История экономической мысли насчитывает значительное количество теорий происхождения прибыли и определений сущности этой категории. В процессе развития экономической теории определение понятия «прибыль» постоянно трансформировалось от простейшего – как доход, полученный от производства и реализации товара, до понятия чистой прибыли [24, с.19]. В зависимости от научной школы или позиции определенного ученого выдвигаются различные взгляды относительно определения данного понятия. Эволюция понятия «прибыль» приведена в таблице 1 Приложения А.
     Критический обзор различных точек зрения относительно определения категории прибыль свидетельствует о том, что подавляющее большинство ученых рассматривают прибыль как форму дополнительной стоимости, которая формируется в процессе производства и выражает отношения собственности между наемными работниками и владельцами капитала.
      На  современном этапе развития отечественной  экономической мысли среди научных  работников нет единственного признания концептуальных основ природы образования прибыли. Прибылью предприятия традиционно называют позитивный финансовый результат субъекта ведения хозяйства, который вычисляется как разница между совокупными доходами и расходами предприятия.
      Прибыль выступает как экономическая  категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистой прибыли общества, источник формирования разнообразных фондов [13, с.11].
      Как экономическая категория прибыль  отображает совокупность отношений  субъектов ведения хозяйства, которые принимают участие в формировании и делении национального дохода. Как результативный показатель он характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неудача) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.
      Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, или между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения – между валовыми доходами и издержками обращения). Прибыль, будучи конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.
      Прибыль – сложная и неоднозначная  категория. Она определяется как  безусловная прибыль от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неуверенности, как монопольная прибыль, как этическую категорию.
      В зависимости от положения предприятия  на рынке, наличии ресурсов, длительности периода, основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение оптимальной прибыли, в краткосрочном – необходимого размера прибыли при определенных объемах деятельности. При этом оптимальная прибыль в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров прибыли. Обеспечение необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах обусловлено потребностями в развитии предприятия, удовлетворении экономических интересов владельцев, обеспечении интересов общества и коллектива [15, с.7].
      Наиболее  полно экономическая сущность прибыли предприятия раскрывается через выполняемые ею функций. В экономической литературе разные авторы выделяют разное количество функций прибыли. К основным функциям прибыли относят:
    Прибыль является показателем, который наиболее полно отображает эффективность производства и оценивает хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция).
    2) Прибыль осуществляет стимулирующее действие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция).
    3) Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция) [22, с.20].
     Значение  прибыли заключается в том, что  он отображает финансовый результат, который  показывает эффективность производства, объем и качество выработанной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т.д. То есть прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.
     Содержание  стимулирующей функции прибыли заключается в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, то есть реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет части чистой прибыли, которая осталась в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников.
      Наконец, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов. Он поступает  в бюджеты в виде налогов и  вместе с другими прибыльными  поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
      В экономической теории и практике в зависимости от метода вычисления оперируют такими видами прибыли: экономическая, бухгалтерская, валовая, номинальная, реальная, минимальная, нормальная (удовлетворительная), максимальная, целевая, недополученная, оптимальная, прибыль как возможность к самофинансированию, предпринимательский, допустимая, нераспределенная (накопленная), облагаемая налогом и необлагаемая налогом, консолидированная, которая остается в распоряжении предприятия, другая прибыль [15, с.7].
     Как уже отмечалось, прибыль предприятия  характеризуется не только своей  многоаспектной ролью, но и многообразием обличий, в которых она выступает.
     На  рисунке  приведены отдельные виды прибыли предприятия в соответствии с приведенной ее систематизацией по основным признакам (Рис.1.1) [13, с.126].    Рассмотрим детальнее отдельные виды прибыли.
      Под экономической прибылью понимают разницу между валовыми доходами и экономическими расходами (явные + неявные или расходы потерянных возможностей).
      Бухгалтерская прибыль – это разница между  полученными валовыми доходами и  бухгалтерскими (явными) расходами. Бухгалтерская прибыль тождественна прибыли к налогообложению и прибыли от реализации товаров.
      Прибыль от реализации рассчитывается как разница  между объемом реализации продукции (без НДС, акциза и сборов) и полной себестоимостью. Валовая прибыль включает прибыль от реализации и других видов деятельности, сальдо прибылей и расходов от внереализационных операций.
      Реальная  прибыль – это номинальная  прибыль, откорректированная на уровень  инфляции. Он характеризует покупательную  способность предприятия.
      Минимальная, нормальная, целевая, оптимальная и  максимальная прибыли связаны с  плановым объектом деятельности. Достижение каждого из них означает, что предприятие  находится в зоне убыточности, безубыточности, прибыльности.
      Минимальной считается такая прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, который сложился за исследуемый период. 
 
 
 
 
 

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.1 - Виды прибыли предприятия по основным показателям
      Под целевой прибылью понимается та прибыль, которая остается после уплаты налогов  и отвечает потребностям предприятия  в его социальном и производственном развитии.
      Под нормальной прибылью понимается минимальное вознаграждение предпринимателю, которое удерживает его в избранной им сфере деятельности.
      Максимальная  прибыль является основной целевой  установкой для частного предприятия, ориентированного на достижение определенных потоков средств (наличности) в определенные периоды. Достижение максимальной прибыли означает стремление к максимальному увеличению прибыли в обороте или к его росту на определенный размер.
      Недополученная  прибыль (расходы упущенных возможностей) – денежные прибыли, которые могло  бы получить предприятие при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов.
      Показатель  прибыли как поток наличности применяется в заграничной практике и определяется путем приложения к чистой прибыли амортизационных  отчислений. Этот показатель применяется при оценке ликвидности и общей прибыльности предприятия.
      Предпринимательская прибыль также рассчитывается с  помощью потока наличности.
      Налогооблагаемая  прибыль – это та часть прибыли, которая в соответствии с действующим  законодательством подлежит налогообложению. Государство через налоговое законодательство может предусмотреть льготы по налогообложению. Тогда льготная часть прибыли, которая направляется на научно-техническое развитие или другие цели, будет считаться необлагаемой налогом на прибыль.
      Нераспределенная прибыль – это часть чистой прибыли за вычетом включенных дивидендов, аналогичных отчислений, резервного фонда. Она используется в последующих хозяйственных операциях, то есть реинвестируется.
      Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия, представляет собой чистую прибыль за вычетом налогов и отчислений, созданных из чистой прибыли [15, с.7-9].
     Несмотря  на достаточно значительный перечень рассмотренных классификационных  признаков, он, однако, не отображает всего  многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии  предпринимательской практике.
     Со  структурой отдельных видов прибыли, формируемой на предприятии, связано  понятие "качества прибыли". В  наиболее обобщенном виде оно характеризует  структуру источников формирования прибыли по видам деятельности: операционной, инвестиционной, финансовой. В рамках каждого из этих видов прибыли данное понятие характеризует конкретные источники роста прибыли.
     Прибыльность  принято  считать  основным  показателем  успешной  работы подраздела или корпорации в целом, который в дальнейшем  учитывается  ее руководителями при начислении премий  сотрудникам.  Несмотря на  избыточную популярность  показателей  прибыли, как  критерия  оценки  успешной   работы предприятия, их слабые стороны давно не представляют  ни  для  кого  секрета (Рис.1.2) [31, с.310].
     
       

       
 
 
 
 
 

Рис. 1.2 - Слабые стороны показателей прибыли. 

     Высокая роль прибыли в развитии предприятия  и обеспечении интересов его  владельцев и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью является процессом выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, деления, использования и планирования на предприятии [44 с.20]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
 
     В рыночной экономике выживают и успешно  функционируют лишь те предприятия, которые сопоставляют свои доходы с  расходами и величиной вложенного капитала. Ориентация деятельности только на объем выручки от реализации, на выполнение намеченных программ дорогой ценой – это явный путь к банкротству.
     Высокая роль прибыли в развитии предприятия  и обеспечении интересов его  владельцев и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью является процессом выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, деления, использования и планирования на предприятии [44 с.20].
     Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия  определяет ряд требований к этому процессу представленные на рисунке 2.1 [19, с.95].
     С учетом содержания процесса управления прибылью и требований, которые предъявляются  к нему, формируются его цели и  задачи. 
 
 
 

       

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 2.1 - Ряд требований к обеспечению эффективного управления прибылью предприятия.
       Главной целью управления  прибылью  является  обеспечение  максимизации  благосостояния владельцев предприятия  в текущем и перспективном   периоде. Эта главная цель призванная обеспечивать одновременно  гармонизацию  интересов владельцев с интересами государства и персонала предприятия.
      Исходя  из главной цели, можно сформулировать систему основных  задач направленных на реализацию  главной цели  управления  прибылью (Рис.2.2) [9, с.126].
           Все  рассмотренные  задачи   управления   прибылью   теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из  них  и  носят  разнонаправленный  характер (например,  максимизация  уровня  прибыли при  минимизации  уровня   риска; обеспечение  достаточного  уровня  удовлетворения  интересов   владельцев  предприятия и  его  персонала;  обеспечение  достаточного  размера  прибыли, что направляется на  прирост  активов  и  на  потребление  и  т.п.).  Потому  в процессе управления прибылью отдельные  задачи  должны  быть  оптимальными между собой.
 

     Рис.2.2 - Система основных  задач, направленных на реализацию  главной цели  управления  прибылью. 

         Как и каждая управляющая система,  управление  прибылью  реализует   свою основную цель и главные задачи  путем  осуществления  определенных  функций [10, с.176].
     Построение   системы   управления    прибылью    требует    формирование систематизированного    перечня    объектов    этого    управления.    Такая систематизация  объектов  управления  должна  с одной стороны   отображать функциональную направленность этого управления, а с другой -  разные  его уровни.
     Функциональная   направленность   объектов   управления   прибылью    по общепринятым стандартам выделяет два основных их вида:
          1) управление формирования прибыли;
          2)  управление делением и использованием прибыли.
     Каждый  из  этих  макрообъектов  управления  прибылью  в  свою  очередь подразделяется  на  объекты    низшего  порядка,  образовывая  определенную иерархическую   систему [20, с.211].
     Процесс  управления  прибылью  предприятия  базируется  на  определенном механизме.  В  структуру  механизма  управления  прибылью  входят  следующие элементы (Рис.2.3).
        
 
 

              ). 
 
 
 
 
 

     Рис. 2.3 – Составные элементы  механизма управления  прибылью. 

     Эффективный механизм управления прибылью предприятия  позволяет в  полном объеме  реализовать  цели, которые стоят  перед  ним, и   задачи,   способствующие результативному осуществлению  функций  этого  управления.  Важной  составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы  и  методы ее анализа. Анализ прибыли является процессом  исследования  условий и результатов ее формирования и использования   с   целью   выявления   резервов  для  последующего    повышения эффективности управления ею на предприятии [35, с.15].
     Для решения конкретных задач управления прибылью применяется целый ряд  специальных систем и методов  анализа, позволяя получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, деления и использования, как в статике, так и в динамике.
     В практике управления прибылью в зависимости  от используемых методов различают  следующие основные системы проведения анализа на предприятии [12,с.48]:
      1. горизонтальный анализ;
      2.  вертикальный анализ;
      3. сравнительный анализ;
      4. анализ рисков;
      5. анализ коэффициентов;
      6. интегральный анализ;
      7. анализ фактора.
      1. Горизонтальный (или трендовый) анализ прибыли базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда).
     Все виды горизонтального (трендового) анализа  прибыли, дополняются обычно исследованием  влияния отдельных факторов на смену соответствующих результативных ее показателей. Результаты такого исследования позволяют построить соответствующие модели факторов, которые потом используются в процессе планирования отдельных показателей прибыли.
     2. Вертикальный (или структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, деления и использованный и я. В процессе применения этой системы анализа рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли.
     3. Сравнительный анализ прибыли  базируется на сопоставлении  значений отдельных групп аналогичных  ее показателей между собой.  В процессе использования этой  системы анализа рассчитываются  размеры абсолютных и относительных  отклонений сравниваемых показателей.
     4. Анализ уровня рисков не отделено  от анализа уровня прибыли  по операциям всех сфер деятельности  предприятия - производственной, инвестиционной  и финансовой. Это связано с  тем, что, определяя меру прибыли  по хозяйственной деятельности (отдельным  ее операциям) след всегда одновременно определять и меру риска ей сопутствующего. В связи с этим система анализа уровня рисков должна получит широкое использование в процессе управления прибылью предприятия.
     Под хозяйственным риском понимается достоверность возникновения непредвиденных финансовых потерь (снижение суммы прибыли или доходов, потери вложенного капитала и т.п.) в ситуации неопределенности условий для осуществления отдельных видов деятельности предприятия.
      5. Анализ коэффициентов (R-анализ) базируется на расчете соотношения разных абсолютных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются разные относительные показатели, которые характеризуют отдельные аспекты формирования. деления и использования прибыли предприятия. В практике управления прибылью наибольшее распространение приобрели следующие системы аналитических коэффициентов:
     1) Коэффициенты рентабельности. Основной  целью расчета и использования  этой системы коэффициентов является  определение эффективности формирования прибыли предприятия. В процессе такой оценки должен строго придерживаться принцип соответствия показателей, которые соотносятся, при расчете коэффициентов по конкретным видам деятельности предприятия.
     Коэффициенты  рентабельности могут определяться как в десятичном выражении, так и в процентах.
     а) Для наиболее обобщенной оценки эффективности  формирования Коэффициент рентабельности активов (коэффициент экономической    рентабельности)
     Коэффициент рентабельности собственного капитала (коэффициент финансовой   рентабельности).
     б) Для оценки эффективности формирования прибыли в процессе операционной деятельности используются следующие  коэффициенты рентабельности:
    Коэффициент рентабельности операционных активов
    Коэффициент маржинальной рентабельности реализации продукции.
    Коэффициент валовой рентабельности реализации продукции.
    Коэффициент чистой рентабельности реализации продукции.
    Коэффициент валовой рентабельности.
    Коэффициент чистой рентабельности операционных расходов.
            в) Для оценки эффективности формирования прибыли в процессе инвестиционной деятельности используются следующие основные коэффициенты рентабельности:
    Коэффициент рентабельности инвестиций
    Коэффициент прибыльности фондового портфеля.
      г) Для оценки эффективности формирования прибыли в процессе финансовой деятельности используются следующие коэффициенты:
    Стоимость привлечения ссудного капитала.
    Стоимость привлечения дополнительного собственного капитала из  внешних источников.
    Коэффициент рентабельности среднего остатка денежных активов на счетах в банке.
     2) Коэффициенты эффективности деления  прибыли. Основной целью расчета  и использования этой системы  коэффициентов является определение  степени оптимума деления и  использования полученной предприятием  прибыли. Эти показатели могут  определяться как в десятичном выражении, так и в процентах.
     а) Для обобщенной оценки эффективности  деления прибыли используются следующие  основные показатель:
     б) Коэффициент чистой прибыли;
     в) Коэффициент капитализации прибыли;
     г) Коэффициент потребления прибыли.
     3) Другие группы финансовых коэффициентов.  Для оценки отдельных аспектов формирования прибыли предприятия используются и другие группы коэффициентов, основными из которых являются:
     а) Коэффициенты платежеспособности. Они  характеризуют возможность предприятия своевременно рассчитываться по своим финансовым обязательствам. Основным из этих коэффициентов является коэффициент текущей платежеспособности.
     б) Коэффициенты финансовой стойкости. Они  характеризуют структуру источников капитала, используемого предприятием, что сложилась. Основным их этих коэффициентов есть коэффициент автономии.
     в) Коэффициенты оборотности активов (капитала). Они показывают насколько  быстро средства, вложенные в активы или отдельные виды капитала, вращаются  в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Основным из этих коэффициентов является коэффициент оборотности.
     6. Интегральный анализ прибыли  позволяет получить наиболее  обобщенную характеристику условий  ее формирования [45, с.82].
     7. Анализ фактора - анализ влияния  отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Анализ фактора может быть:
    Прямой - здесь результативный показатель делят на составные части;
    Обратный (синтез) - здесь отдельные элементы соединяют в общий    результативный показатель.
      Одним  из  инструментов  управления   прибыли   является   планирование. Планирование - упорядоченный, основанный на обработке  информации  процесс по разработке проекта, который определяет параметры для достижения  целей  в будущем [19, с.86]. Этот  процесс  связан  с  рядом  трудностей:  во-первых, планированием  занимается  большое  количество  лиц,  во-вторых,  избыточной свободой в действиях и реакциях в системе и, наконец, несовершенным  знанием о развитии в будущем, что сильно суживает  горизонт  предвидения.  Результатом планирования является план или система планов. План следует отличать от прогноза. Поскольку прогноз является лишь частью планирования. И он нужен для получения той ориентированной на будущее информации, которая и делает возможной оценку альтернатив. Существует множество видов планирования по разным основаниям: по величине, по форме координации, по формам адаптации. В рамках деления планирования по величине выделяют планирование по признаку иерархии. Это значит, что отдельные планы предприятия могут находиться относительно подчиненности друг к другу. При этом один план считается вышестоящим, если он очерчивает рамки действий, в которых должен быть сформулирован другой (ниже стоячий) план. По признаку иерархии планирования различают три уровня: 1) стратегический (более высокий), 2) тактический (средний), 3) оперативный (низкий).
     Тактическое планирование является  средством  реализации  стратегических планов. Если основная цель стратегического  плана заключается  в  том,  чтобы определить то, чего хочет добиться предприятие  в  перспективе,  тактическое планирование должно  ответить  на  вопрос,  как  предприятие  может  достичь такого состояния. Эти виды планирования различаются целями и  средствами  их достижения.
      Решения, которые принимаются при тактическом  планировании, менее субъективные, чем при стратегическом, так как базируются на более объективной и более полной информации.  Реализация  тактического  плана связана с меньшим риском, поскольку  его  решения     детальнее,   касаются   внутренних   проблем предприятия и имеют меньший  разрыв  во  времени.  Кроме того,  тактические решения легче оценить, ранжировать и выбрать оптимальный вариант. В связи с тем, что тактический план  представлен  системой  конкретных  количественных показателей, при его разработке могут широко  применяться  разные  методы оптимизации. Тактическое планирование наиболее развитое на практике.  Именно поэтому мы рассмотрим более конкретное тактическое планирование.
      План  по  прибыли  рекомендуется  составлять:   в   ценах   и   условиях планируемого периода; в ценах и условиях, сопоставимых с  предыдущим  годом; в действующих ценах и условиях. Для полного и  всестороннего  учета  влияния изменения цен, использование отчетных данных предыдущего года и обеспечение соответствия между перспективным и текущим планами предприятия, расчеты прибыли сначала должны выполняться в ценах и условиях  предыдущего года, а для сопоставления с перспективным планом  необходимый  расчет  и  в ценах, принятых в перспективном плане.
      Одновременно целесообразно определить влияние изменения цен, тарифов, условий оплаты труда и других подобных факторов на расходы производства и прибыль.
      Конечным финансовым результатом  является   прибыль,  которая включает [34, с.29]: прибыль от  реализации  продукции,  выполнения  работ и   предоставления   услуг основного производства; прибыль от  другой  реализации,  в частности основных  фондов  и другого имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.
      Таким образом, после изучения данного раздела мы можем дать определение понятию прибыли предприятия. Прибыль вычисляется через расходы, которые определяются путем разделения их на внешние и внутренние. С помощью приведенной в этом разделе классификации выделяются необходимые виды прибыли для конкретного ее анализа, что дает наиболее достоверную базу для принятия решений по управлению прибыли. Управление прибылью является процессом выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, деления, использования и планирования на предприятии. Эффективность управления будет наивысшей, если будут, выполнены все требования, которые предъявляются к этому процессу. Процесс управления прибылью основывается на проведенном анализе прибыли. Но перед началом анализа необходимо определить: какая именно форма анализа принесет наибольший эффект. Безусловно, лучше всего провести все формы анализа, и на этой основе выбрать оптимальные мероприятия по управлению прибыли. Но на это будет потрачено много времени и средств. На выбор формы анализа влияет множество факторов: отрасль, в которой осуществляет свою деятельность организация, специализация и вид деятельности предприятия объем товарооборота  и его скорость и другие. Потому менеджерам организации необходимо грамотно оценить ситуацию, что сложилась, на предприятии выбрать именно ту форму анализа, которая даст наиболее исчерпывающую информацию для разработки мероприятий по управлению прибыли с целью ее увеличения. После этого следует выделить факторы, которые влияют на прибыль выделить факторы, которые влияют на прибыль, вычислить показатели оценки прибыли и осуществить ее планирование. 
 
 
 
 
 

    ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ  ЗАО «ДОНЕЦКРЫБА»
     Общество  зарегистрировано Исполнительным комитетом  Калининского районного совета г. Донецка, решения № 181/1 от 13.03.2002 г., регистрационный  РО 105311Ю00Г70032  .
       Закрытое акционерное общество  “Донецкрыба” является правопреемником  прав и обязанностей коллективного  предприятия “Донецкрыба”, в зарегистрированном Калининским РВК г. Донецка в 12.12.1999 году, за № 1011, код ЕДРПОУ 21957348, и находится по адресу: Украина, г.Донецк, ул. Сеченова 3. Форма собственности коллективная. Организационно-правовая форма -  закрытое акционерное общество.
       Целью создания ЗАО “Донецкрыба”  является осуществление коммерческой  деятельности в Украине, а также  другой, что приносит прибыль  и не запрещенной законодательством  хозяйственной и финансовой деятельности.
       Важнейшие задачи ЗАО “Донецкрыба”:
      1. Получение дохода.
      2. Обеспечение продукцией потребителей.
      3. Обеспечение персонала заработной платой.
      4. Обеспечение персонала нормальными условиями труда и возможностями профессионального роста.
      5. Создание рабочих мест для населения.
      6. Охрана окружающей среды.
      7. Недопущение сбоев в работе (срыва поставок, резкого объема продаж, снижения рентабельности и т.д.).
       Согласно Устава ЗАО “Донецкрыба” имеет право на осуществление следующих видов деятельности:
    организация и осуществление розничной, оптовой, комиссионной торговли продуктами питания;
    предоставление услуг физическим и юридическим лицам по реализации продукции;
    осуществление коммерческой деятельности с товаром и сырьем;
    организация фирм, магазинов, руководство их деятельностью;
    организация и осуществление платных услуг населению;
    организация туризма;
    организация, проведение и участие в выставках, торгах, конкурсах, ярмарках, аукционах;
    инвестиционная деятельность;
    рекламная деятельность;
    благодетельная и спонсорская деятельность.
     Внешняя среда предприятия состоит из макро- и микросреды, анализируя макросреду нужно сказать, что у нее входят политико-правовые, экономические, социально-демографические, технико-технологические факторы (PEST-факторы). Что касается политико-правового фактора, то  ЗАО “Донецкрыба”,  осуществляя свою деятельность,  право на льготы по НДС, налогу на прибыль и оплате на землю не имеет. А это значит, что особенного преимущества перед конкурентами оно не имеет, поскольку не должен случая снижать цену, а значит получать высшую прибыль.
     Следующая группа факторов макросреды - экономические. Здесь наибольшее влияние на предприятие  предоставляет такой фактор как  покупательная способность населения. В последние годы наблюдается  рост доходов населения, что не может  не отразиться положительно на предприятие. 
     Такая группа как социально-демографических  факторов не имеет сильного влияния  на предприятие. В этой группе особенно следует отметить такие факторы, как динамика численности и снижения уровня образования. Менее сильное  влияние имеет поло-возрастная  структура населения. Снижение численности населения, потребителей продукции предприятия, ведет в соответствии со снижением общего объема спроса на продукцию. Снижение уровня образования в будущем, вероятно, может привести к тому, что появится дефицит квалифицированных специалистов. Изменение поло-возрастной структуры в сторону увеличения частицы лиц преклонных лет и пенсионеров, которые не отличаются большой покупательной активностью, может привести к общему снижению платежеспособного спроса на продукцию предприятия в будущем.
     Группа  технико-технологических факторов существенного значения не имеет  для данного предприятия, поскольку  в данном случае речь идет о торговом предприятии, основной вид деятельности которого - сбыт.
     Цену  на товар и его конкурентоспособность, в контексте торгового предприятия определяют в большей степени не технологии, а торговые наценки, расходы на сбыт и т.д. Они же определяют положение предприятия на рынке.
     Делая вывод о макросреде ЗАО “Донецкрыба” можно сказать, что она, в целом, благоприятная.  Для уменьшения влияния всех негативных факторов предприятие должно обнаруживать следствия, какие они могут за собой повлечь. Здесь следует сказать, что факторы макросреды не поддаются никакому влиянию со стороны предприятия, потому их нужно просто принимать во внимание при планировании и разработке мероприятий по достижению плановых показателей.
     Микросреда  предприятия, как правило, анализируется  по пяти направлениям: поставщики, потребители, конкуренты, посредники и контактные аудитории.
     Говоря  о поставщиках, можно отметить следующие  предприятия: ООО “Галатея”, ООО  “Центр” гавани, ТК «ПДУ», Укрморепродукт, Агропромснаб.
     Данные  о конкретных посредниках отсутствуют, можно сказать, что это свидетельствует  о старании избежать лишних расходов. Предприятие стремится ограничить количество участников движения товара, чтобы розничная цена была рациональной. То есть цена на продукцию предприятия наиболее отвечала желанием потребителей и обеспечивала необходимый уровень конкурентоспособности товара.
     Основными конкурентами являются предприятия  розничной торговли, которые находятся  в том же городе: ОАО “Донецкмореродукты”,  ЗАО “Катрис”, магазин №53, киоски, которые продают морепродукты, расположенный  поблизости рынков, а также в городе Горловка ОАО “Рондо” и ОАО “Карат”. Здесь нужно отметить, что ЗАО “ Донецкрыба” является предприятием с оптимальным уровнем цен, по сравнению с конкурентами, а это положительно отражается на его положении - предприятие постепенно приобретает новых потребителей.
     Характеризуя внутреннюю среду деятельности предприятия, необходимо осветить организационное построение и структуру управления предприятием, состав персонала.
     Как отмечалось выше, ЗАО “Донецкрыба  ” по организационно-правовой форме - закрытое акционерное общество.
     Общество  является самостоятельным хозяйствующим  субъектом - юридическое лицо, имеет  обособленное имущество, баланс, расчетный  и другие счета, круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием, эмблему, фирменный знак и другое.
     Органы  управления.
     1. Высший орган - общие сборы  акционеров. Компетенция:
    внесение изменений в устав общества;
    определение основных направлений деятельности;
    избрание и отзыв членов Наблюдательного совета, Председателя правления, голову и членов Ревизионной комиссии;
    принятие решения о привлечении к имущественной ответственности должностных лиц;
    принятие решения о выпуске и приобретении акций;
    создание, реорганизация, ликвидация дочерних предприятий;
    принятие решения о ликвидации общества.
    Сборы сзываются 1 раз в год не позже за 3 месяца по окончании финансового года. Внеочередные сборы сзываются в случае неплатежеспособности и в других случаях по требованию правления, Совета Акционеров или Ревизионной комиссии.
    Наблюдательный  совет контролирует и регулирует деятельность общества, складывается  из числа акционеров. Полномочия:
    согласование проведения операций по распоряжению недвижимым имуществом;
    предыдущее рассмотрение годовых отчетов и выводов по ним, сделанным ревизионной комиссией;
    утверждение отчетов;
    анализ действий правления относительно управления обществом;
    организация и проведение внеочередных ревизий и т.д.
     Правление - исполнительный орган, осуществляет общее руководство деятельностью, подотчетное Общим сборам акционеров и Наблюдательному совету. Заседания  правления проводят не реже 1 разу в месяц.
     Генеральный директор осуществляет непосредственное руководство и управление текущей  деятельностью общества. Занимается наймом, освобождением работников, утверждает размер должностных окладов, надбавок, поощрений работников, выдает приказы, распоряжения, инструкции, подписывает договоры и выдает доверенность, утверждает штатное расписание, назначает руководителей структурными подразделениями и т.д.
     Ревизионная комиссия осуществляет контроль финансово-хозяйственной деятельности общества. Основная функция - составление выводов по годовым отчетам и балансам.
     Орган самоуправления трудового коллектива - сборы трудового коллектива.
     Основные  показатели деятельности предприятия  приведены в Приложении В.
     Из  проведенных расчетов можно сделать следующие выводы: наблюдается тенденция к снижению товарооборота на 5,16%, а учитывая индекс цены (за прошлый год 22,9%) еще больше - на 18,68%. Это объясняется снижением чистого дохода от реализации и прибыли от реализации. Анализируя основные показатели хозяйственной деятельности предприятия можно сделать выводы о том, что товарооборот ЗАО «Донецкрыба» в сравнительных ценах уменьшился  в 2009 г. на 4956,76 тыс.грн, что негативно повлияло на доход от реализации и на прибыль. На это повлияли расходы обращения, которые увеличились в 2009 г. на  142,40 в сравнении с 2008 г. Но благодаря тому что ЗАО «Донецкрыба» имеет другие операционные доходы, которые в 2009 году увеличились на 230,40 тыс.грн. сравнительно с 2008 годом. А другие операционные расходы увеличились на 32,78% в 2009 году сравнительно с 2008 годом. Таким образом, предприятие имеет позитивную динамику чистой прибыли в 2009 году сравнительно с 2008 годом на 29,1 тыс. грн, а темп изменения его составляет 8%.
       Относительно результата от операционной деятельности, получены такие данные: в целом он снизился на 10%, а относительно товарооборота на 5%. Прибыль от обычной деятельности до налогообложения увеличилась на 4,41%, в % к товарообороту на 10,12%. На предприятии наблюдается снижение производительности труда на 6,41% на фоне роста расходов на оплату труда в % к товарообороту 20,18%, что негативно отражается на деятельности предприятия, так как не выполняется условие эффективного функционирования предприятия (производительность труда должна увеличиваться более быстрыми темпами, чем оплата труда). Среднегодовая стоимость основных фондов и фондоотдача снизились соответственно на 4,98% и 0,33%.  Среднегодовая стоимость оборотных активов, напротив, увеличилась на 9,47%, а коэффициент оборотности оборотных активов снизился на 13,38%. Длительность одного оборота увеличились на 8,5 дней.
      Таким образом, анализ оборотных активов свидетельствует о снижении эффективности деятельности предприятия, потому что на фоне увеличения среднегодовой их стоимости снизился такой показатель, как  коэффициент оборотности оборотных активов и увеличилась длительность одного оборота.
     Анализ  прибыли проводится с целью выявления  и оценки добытых финансовых результатов, определения факторов, их обусловливающие, тенденции развития, резервов последующего увеличения массы прибыли и уровня рентабельности хозяйственной деятельности предприятия.
     Анализ  прибыли проводится в следующей  последовательности:
     · анализ выполнения плана, динамики прибыли и рентабельности;
     · анализ факторов, которые влияют на прибыль  и рентабельность;
     · анализ распределения и использования прибыли.
     Первое  направление анализа, как правило, проводится методом сравнения. При  этом проводится анализ динамики показателя прибыли в сравнении с динамикой развития товарооборота, затраты обращения и валового дохода. Это позволяет провести экспресс-анализ рентабельности и факторов, которые определяют развитие прибыли, установить тенденцию изменения, как массы прибыли, так и уровня рентабельности.
     Прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятия. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятия, увеличения фонда оплаты труда его рабочих. Прибыль является не только важным источником обеспечения потребностей предприятия, но приобретает большое значение  в формулировке бюджетных ресурсов, благотворительных и вне бюджетных фондов.
     Для того, чтобы оценить влияние факторов на прибыль, предприятия используем данные таблицы 3.1. А для анализа этих данных сделаем оценку структуры влияния факторов на прибыль предприятия ЗАО „Донецкрыба” в виде таблицы 3.2.
     Проведем  анализ прибыли предприятия ЗАО  „Донецкрыба” (табл.3.1).
   Таблица 3.1
   Формирование  прибыли предприятия ЗАО „Донецкрыба”
Показатели Ед. зм. 2008 год, тыс. грн 2009 год, тыс. грн Абсолютное  отклонение,(+, -) Темп изменения, %
1    2 3 4 5    6
Товарооборот в тек. ценах
тыс. грн 21691,10 20566,50 -1124,60 94,82
в сопоставимых ценах тыс.грн 21691,10 16734,34  
-4956,76
81,32
Товарооборот  без НДС                
сумма тыс. грн 18062,00 17113,60 -948,40 94,75
в % к товарообороту    % 83,27 83,21 -0,06 99,93
 

               Продолжение таблицы 3.1
Издержки  обращения          
сумма тыс.грн 2446,40 2588,80 142,40 105,82
в % к товарообороту % 11,28 12,59 1,31 111,61
Прибыль (убыток) от реализации          
сумма тыс. грн -281,20 -424,20 -143,00 150,85
в % к товарообороту % -1,30 -2,06 -0,77 159,10
Результат от операционной деятельности          
сумма    тыс. грн 548,20 494,10 -54,10 90,13
в % к товарообороту    % 2,53 2,40 -0,12 95,06
Прибыль от обычной деятельности до налогообложения                   
сумма    тыс. грн 551,50 575,80 24,30 104,41
в % к товарообороту    % 2,54 2,80 0,26 110,12
Чистая  прибыль                   
сумма    тыс. грн 360,90 390,00    29,10    108,06
в % к товарообороту    % 1,66 1,90    0,23    113,97
Другие  операционные доходы    тыс. грн 1261,10 1491,50    230,40    118,27
Другие  операционные расходы    тыс. грн 431,70 573,20    141,50    132,78
Рентабельность  продаж    % -1,3 -2,1    -0,77 159,102
Среднегодовая стоимость оборотных активов  тыс. грн. 3265,50 3575,25    309,35 109,47
Коэффициент оборотности оборотных активов    обороты 6,64 5,75    -0,89 86,62
 
     Изучение  данных таблицы 3.1 позволило сделать следующие выводы о прибыли предприятия: чистая прибыль, как по сумме, так и в процентах к товарообороту увеличилась. При этом другие операционные расходы увеличились на больший процент, чем другие операционные доходы.
     Для анализа влияния факторов на прибыль  используем модель цепных подстановок. Для этого используем формулы:
     1. Влияние изменения рентабельности продаж на прибыль от реализации:
         ?П (Рен.)= ((Рен.1-Рен.0)ТО0 )/100                                                                                        (3.1.)
     где Рен.1, 0 -  соответственно рентабельность продаж 2008 и 2007 годы,
     ТО0 – товарооборот 2008 года.
     2. Влияние изменения коэффициента оборачиваемости оборотных активов на прибыль от реализации:
         ?П(Кобор.)=(Рен.1*(Кобор.1-Кобор.2)*ОА0)/100                                (3.2.)                                               
     где Рен.1 – рентабельность продаж 2009 года;
     Кобор.1,0 – коэффициент оборачиваемости оборотных активов 2008 и 2008 годы соответственно;
     ОА0 – оборотные активы 2008.
     3. Влияние изменения оборотных активов на прибыль от реализации:
     ?П (ОА) = (Рен.1*Кобор.1*(ОА1-ОА0))/100                                         (3.3.)
     где ОА1,ОА0 – оборотные активы 2009 и 2008 года соответственно.
     Более конкретное представление о количественном влиянии на прибыль показателей, которые ее формируют, дает факторный анализ прибыли(табл.3.2).
   Таблица 3.2.
   Сведенная таблица влияния факторов на прибыль  ЗАО „Донецкрыба” за 2009г.

и т.д.................


 Показатели (факторы) Размер  влияния, тыс. рн   Степень влияния
  в % ко всему

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.