На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Общие понятия, содержание и роль финансового анализа

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЛЕКЦИЯ 1.
Тема: Общие понятия, содержание и роль финансового анализа.
    Необходимость, цели и задачи финансового анализа. Основные приемы и способы финансового  анализа. Внутренний и внешний финансовый анализ.
    Экспресс-анализ и детализированный (углубленный) финансовый анализ.
    Роль  финансового анализа в принятии управленческих решений.
    Взаимосвязь финансового и управленческого  анализа.
    Методы  и приемы финансового анализа.
    Информационное  обеспечение финансового анализа. 
     

     Многие  небольшие компании считают, что  анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия – это голая теория, которая не имеет отношения к  реальному бизнесу. Между тем, если фирма хочет развиваться, она  должна иметь не только стратегические планы развития, но и уметь анализировать  свою текущую деятельность, выявляя  в ней слабые места.
     В специальной литературе анализ финансово-хозяйственной  деятельности принято подразделять на финансовый и управленческий. Под первым понимают анализ данных финансового учета, финансовой отчетности, составленной в соответствии со стандартами учета и законодательством. Это классический расчет финансовых коэффициентов, который в российской практике обычно требуется предприятиям только при взаимоотношениях с кредитными учреждениями. Применение его в хозяйственной деятельности достаточно ограничено в связи с такими причинами, как, например двойная бухгалтерия и размывание бизнеса по нескольким юридическим лицам.
     А управленческий анализ как часть  управленческого учета имеет  важное практическое значение, так  как служит инструментом выработки  управленческих решений собственниками и руководителями фирмы. В отличие  от финансового управленческий учет ничем не регламентируется, а потому максимально отражает внутрихозяйственные связи на предприятии. Результаты управленческого анализа недоступны внешним пользователям, так как являются конфиденциальной информацией.
     Финансовый  анализ используется как самой компанией, так и внешними субъектами рынка  при осуществлении различных  сделок или для предоставления информации о финансовом состоянии компании третьим лицам. Как правило, финансовый анализ проводится при:
    реструктуризации. В процессе выделения структурных подразделений в отдельные бизнес-единицы необходимо оценивать такие показатели их текущей деятельности, как размеры дебиторской и кредиторской задолженностей, рентабельность, оборачиваемость материальных запасов, производительность труда и т. д. Благоприятное финансовое состояние структурной единицы может послужить дополнительным фактором в пользу оставления ее в составе компании;
    оценке стоимости бизнеса, в том числе для его продажи/покупки. Обоснованная оценка финансового состояния позволяет на значить справедливую цену сделки и может служить инструментом изменения суммы сделки;
    получении кредита/привлечении инвестора. Результаты финансового анализа деятельности компании являются основным индикатором для банка или инвестора при принятии решения о выдаче кредита;
    выходе на фондовую биржу (с облигациями или акциями). По требованиям российских и западных бирж компания обязана рассчитывать определенный набор коэффициентов, отражающих ее финансовое состояние, и публиковать эти коэффициенты в отчетах о своей деятельности. Например, по российскому законодательству в проспекте эмиссии ценных бумаг компании необходимо указывать степень покрытия платежей по обслуживанию долгов, уровень просроченной задолженности, оборачиваемость чистых активов, долю налога на прибыль в прибыли до налогообложения и т. д.
     Финансовый  анализ может проводиться для сравнения собственной компании с другой (бенчмаркинг). Для проведения разовых оценок финансового состояния предприятия имеет смысл привлекать профессиональных оценщиков и аудиторов. Это позволит повысить надежность оценки в глазах третьих лиц.
     В оперативной деятельности финансовый анализ используется для:
    оценки финансового состояния компании;
    установления ограничений при формировании планов и бюджетов. Например, можно ограничить ликвидность компании (указать, что она должна быть не ниже определенного уровня), оборачиваемость запасов, соотношение собственных и заемных средств, стоимость привлечения капитала и т. д. Во многих компаниях существует практика установления лимитов для филиалов и дочерних предприятий на основе таких показателей, как рентабельность, себестоимость продукции, отдача на инвестиции и т. д.;
    оценки прогнозируемых и достигнутых результатов деятельности.
     Финансовый  анализ позволяет не только оценить  финансовое состояние компании, но и спрогнозировать ее дальнейшее развитие. Однако менеджерам необходимо очень внимательно отнестись к определению показателей, которые будут использоваться для оценки компании: их неправильный выбор может привести к тому, что трудоемкий финансовый анализ не принесет предприятию никакой пользы. Одна из проблем в работе аналитиков - "технический", без осмысления, подход к решению задач инвестиционного и финансового анализа; смешение задач бухгалтерского учета, инвестиционного анализа, управленческого анализа. "Технический" подход рождает "штампы", которые становятся причиной некорректных выводов рекомендаций.
     Взаимосвязанные части финансового анализа. Финансовый анализ состоит из трех взаимосвязанных  частей:
      собственно анализа (от греч. «analysis» ) – совокупность логических приемов определения понятия финансов предприятия, когда это понятие разлагают по признакам на составные части, чтобы сделать познание его ясным в полном его объеме;
    синтеза (от греч. «synthesis») – соединения ранее разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое;
    выработки мер по улучшению финансового состояния предприятия.
     Определение финансового анализа. Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющего целью:
    оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;
    оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;
    выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
    спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.
     Основная цель, основная задача, предмет, объект, субъекты и информационная база финансового анализа. Основная цель финансового анализаоценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования предприятия.
     Основная  задача – эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия.
     Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки.
     Объектом  финансового анализа является финансовая деятельность предприятия
     Субъектами выступают органы государственной власти, научно-исследовательские институты, фонды, центры, общественные организации, средства массовой информации, аналитические службы предприятий
     Информационная  база – годовая, полугодовая или квартальная бухгалтерская отчетность предприятия.
     Финансовый  анализ делится на внешний и внутренний. Финансовый анализ имеет больше характер внешнего в силу ряда особенностей:
     – большого числа пользователей информации о предприятии;
     – разнообразие их целей и интересов, наличие типовых методик и  стандартов;
     – ориентация анализа на публичную  внешнюю отчетность;
     – максимальная открытость финансового  анализа для пользователей;
     – из этих особенностей вытекают основные задачи финансового анализа;
     – анализ показателей прибыли и  рентабельности;
     – анализ финансового состояния, финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности;
     – анализ эффективности использования  заемного капитала;
     – экономическая диагностика финансового  состояния предприятия и рейтинговая  оценка эмитентов.
     Внутренний  финансовый анализ использует более обширную информацию,
     т. к. ориентирован на внутренних пользователей. Основная задача внутреннего финансового анализа – выяснить факторы оптимизации управления (анализ эффективности использования авансированного капитала, анализ взаимосвязи себестоимости, прибыли и объема выпуска и реализации продукции и т. д.).
     Главная задача как внешнего, так и внутреннего  финансового анализа – обеспечить денежные потоки для получения прибыли  с целью организации производства, удовлетворения потребностей работников предприятия и его владельцев, расширение и техническое перевооружение производства, укрепление его конкурентных возможностей на рынке и т. д.
     Чем жестче операционный цикл компании (промежуток времени между приобретением  ресурсов, используемых в процессе производства, и обращением готовой  продукции в денежные средства.), тем больше внимания должно уделяться финансовому анализу, так как он является одним из основных средств ежедневного управления и контроля платежеспособности бизнеса. К таким компаниям относятся, например, банки, страховые и торговые компании с высокой оборачиваемостью товара. Большинству же производственных и торговых компаний достаточно отслеживать финансовые коэффициенты время от времени, как правило, раз в месяц или даже раз в квартал в зависимости от периодичности подготовки отчетности.
     Выбор анализируемых показателей. Чтобы определить, какие показатели нужно рассчитывать, следует сначала проанализировать стратегию компании и цели, которые она хочет достичь. Затем выявляются коэффициенты, которые следует рассчитывать, и устанавливаются их нормативные значения. Эта работа обычно выполняется в рамках проекта постановки управленческого учета, бюджетирования или системы сбалансированных показателей. Если же набор показателей взять из учебника по финансам, то такой финансовый анализ не принесет предприятию никакой пользы.
     В большинстве случаев, финансовый анализ превращается в статистический и представляет собой расчет бесконечного числа показателей с умными названиями. Разговоры о финансовом анализе сводятся, как правило, к нюансам расчетов того или иного коэффициента. Возможно, именно поэтому финансовый анализ представляется управленцам таким скучным.
     Без понимания основных закономерностей  в экономике предприятия бесконечный  строй показателей превращается в ненужный хлам. И наоборот, четкое знание этих взаимосвязей позволяет  проводить качественную диагностику  компании и строить эффективное  управление на основании минимума показателей.
     Распространенный  штамп финансового  анализа - поиск причин изменения показателя в его расчетной формуле.
     Все финансовые неприятности предприятий  одинаковы. Можно обнаружить три основные проблемы в финансовом состоянии
     1. Дефицит денежных средств. Низкая  платежеспособность. На практике  это означает, что у компании  в ближайшее время может не  хватить или уже не хватает  средств для того, чтобы своевременно расплачиваться по своим обязательствам - то есть означает появление "финансовых дыр". О низкой платежеспособности свидетельствуют также сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом, кредиторами, угрожающий рост привлекаемых кредитов, возникающие как следствие "затыкания" этих финансовых дыр. О возможных проблемах с погашением обязательств говорит снижение коэффициентов ликвидности.
     2. Недостаточное удовлетворение интересов  собственника. Эту проблему чаще  всего называют "низкая рентабельность  собственного капитала". На практике  это означает, что собственник  получает доходы, неадекватно малые  своим вложениям. Следствием такой  ситуации может быть и недовольство  менеджментом организации, и появление  желания выйти из компании. О снижающейся отдаче на вложенный в компанию капитал скажет снижение показателей рентабельности.
     3. Снижение финансовой независимости  или низкая финансовая устойчивость. На практике низкая финансовая  устойчивость грозит возможными  проблемами в погашении обязательств  в будущем, другими словами  - зависимостью компании от кредиторов, потерей самостоятельности. О растущей зависимости компании от кредиторов придется задуматься при снижении коэффициентов автономии (коэффициентов финансовой независимости).
     Метод, категории, научный инструмент и принципы финансового анализа. Метод финансового анализаэто система теоретико-познавательных категорий, научного инструмента и регулятивных принципов исследования финансовой деятельности предприятия, т.е. триада:  М = (К, I, Р), где К – система категорий; I – научный инструментарий; Р – система регулятивных принципов.
     Категории финансового анализа – это наиболее общие, ключевые понятия данной науки (фактор, модель, ставка, процент, дисконт, денежный поток, леверидж и др.).
     Научный инструмент (аппарат) финансового анализа – это совокупность общенаучных и конкретно-научных способов исследования финансовой деятельности предприятия.
     Принципы финансового анализа регулируют процедурную сторону его методологии и методики (системность, комплексность, регулярность, преемственность, объективность и др.)
     Классификация видов анализа финансовой деятельности предприятия
Классификационный признак Вид анализа
Объект  Структурный Функциональный
Периодичность проведения
Систематический Эпизодический (точечный)
Цель  Внутренний Сравнительный
Характер  Динамический Статистический
Масштаб Комплексный (системный) Локальный (объектный)
Содержание  Предметный Операционно-процедурный
Форма оценки результатов
Количественный Качественный
Субъект Анализ хозяйствующего субъекта (самоанализ) Анализ  внешних структур (внешний анализ)
Метод Статистический Факторный
Экспертный
 
     Классификация методов финансового анализа предприятия:
    по степени формализации:
    формализованные методы являются основными при проведении финансового анализа, они носят объективный характер, в их основе лежат строгие аналитические зависимости.
    неформализованные методы основаны на логическом описании аналитических приемов, они субъективны, так как на результат большое влияние оказывают интуиция, опыт и знания аналитика.
    по применяемому инструментарию:
    экономические методы;
    статистические методы;
    математико-статистические методы;
    методы оптимального программирования;
    методы теории принятия решения;
    методы финансовых вычислений.
     Основные  типы моделей, используемые в финансовом анализе. Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, которые позволяют выявить связи между основными показателями с целью:
      определения финансового положения предприятия в настоящий момент времени;
      выявление изменений в финансовом состоянии предприятия в динамике;
      выявление основных факторов, вызвавших изменение финансового состояния предприятия;
      прогноз основных тенденций изменения финансового состояния предприятия.
     В финансовом анализе используется три основных типа моделей:
     1. дескриптивные;
     2. нормативные;
     3. предикатные.
     Дескриптивная модель анализа является моделью  описательного характера для  оценки финансового состояния предприятия (например, система четных балансов, вертикальный и горизонтальный анализ, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчету). Все они основаны на бухгалтерской отчетности. На основе бухгалтерской информации проводятся следующие виды анализа:
      вертикальный анализ. Направлен на выявление структуры итоговых показателей и динамики их изменения для определения структурных сдвигов;
      горизонтальный анализ. Направлен на выявление тенденции изменения отдельных показателей и исчисления темпов их роста и прироста;
      система аналитических коэффициентов. Используется для различных групп пользователей этой информации.
     В такую систему включено около  пяти групп показателей. Рассмотрим их более подробно.
     1. Показатели ликвидности характеризуют  способность предприятия отвечать  по своим текущим обязательствам  на основе сопоставления текущих  активов с краткосрочными пассивами.  Рассчитывают несколько показателей  ликвидности: абсолютный, текущий и общий.
     2. Показатели текущей деятельности  характеризуют эффективность использования  денежных средств, производственных 4?запасов и затрат. Это показатели  использования материальных, трудовых  и финансовых ресурсов: выработка,  фондоотдача, коэффициент оборачиваемости  средств в запасах и расчетах.
     3. Показатели финансовой устойчивости  предприятия оценивают состав  источников финансирования имущества  предприятия и их структуру,  т. к. в итоге они определяют  цену капитала, степень риска  и др.
     4. Показатели рентабельности характеризуют  общую эффективность вложения  средств в данное предприятие, т. е. капитала в целом. Рассчитывают рентабельность совокупного капитала и рентабельность собственного капитала.
     5. Показатели оценки положения  предприятия на рынке капитала –– дивидендный доход, доход на акцию и др. Ценные бумаги могут быть использованы предприятием для временного размещения свободных денежных ресурсов.
     Нормативная модель используется для сравнения фактических результатов деятельности предприятия с ожидаемыми результатами, которые будут рассчитаны по бюджету. Эта модель используется в основном для внутреннего анализа и опирается на информацию не только бухгалтерской отчетности. С помощью нормативной модели выявляют отклонения фактических расходов по каждой статье от установленной их нормативной величины.
     Предикативная модель носит характер прогностической и используется для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния в условиях динамично изменяющихся условий рынка. Расчет точки критического объема продаж; прогноз финансового отчета; модели динамического анализа (факторная и регрессивная) и ситуационного анализа являются примерами предикативных моделей.
    Дескриптивные модели – это модели описательного характера, базирующиеся на данных бухгалтерской отчетности, включают:
    Вертикальный анализ - представление статей баланса в виде относительных величин (удельных весов), характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей.
    Горизонтальный анализ – определение динамики (изменения) балансовых статей, выявление тенденций отдельных статей баланса или их групп.
    Трендовый анализ – изучение динамики относительных показателей за определенный период.
    Предикативные модели – это модели-прогнозы финансового отчета, модели динамического анализа.
    Нормативные модели – это модели, позволяющие сравнивать фактические результаты деятельности с законодательно установленными, средники по отрасли или внутренними нормативами предприятия.
     Методы  управленческого  анализа. Основными методами проведения анализа эффективности бизнеса являются:
    горизонтальный анализ;
    вертикальный анализ;
    трендовый анализ;
    методы структурного анализа;
    анализ коэффициентов.
     Горизонтальный  анализ предполагает сравнение отчетных показателей во времени и позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав управленческой отчетности. Например, у анализируемой фирмы за отчетный период объем продаж вырос на 20 процентов, а себестоимость на 50 процентов. Это может означать снижение эффективности бизнеса.
     В основе вертикального анализа лежит представление данных отчетности в виде относительных величин, характеризующих структуру итоговых показателей. С помощью этого метода аналитик отслеживает и прогнозирует структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия. Например, себестоимость фирмы А в базисном периоде составляет 85 процентов от продаж, а в отчетном ее доля увеличилась до 89 процентов.
     Трендовый анализ позволяет определить тенденции в изменении показателей во времени с исключением случайных отклонений. После этого анализа специалист может сделать соответствующий прогноз. Например, стабильный рост объема продаж на 5 процентов ежегодно позволяет предположить и в дальнейшем продолжение такой тенденции.
     Структурный анализ обычно представлен  двумя методами –  сравнительным анализом (сравнение показателей анализируемого предприятия с аналогичными у других предприятий) и факторным анализом (оценка влияния отдельных факторов на изменения итоговых показателей). Система аналитических коэффициентов состоит из производственных и финансовых показателей. Производственные предприятия в рамках первой группы показателей рассчитывают показатели производительности труда и использования основных фондов. Предприятия всех видов деятельности проводят анализ продаж.
     При проведении анализа эффективности ведения бизнеса в первую очередь оценивают финансовое состояние фирмы, и ведущим элементом этого анализа являются финансовые коэффициенты. Известны десятки таких показателей, поэтому для удобства они подразделяются на несколько групп. Чаще всего выделяют следующие – показатели рентабельности, ликвидности, оборачиваемости, финансовой зависимости и инвестиционные коэффициенты.
     Формализованные методы финансового анализа предприятия
название  методов  содержание  методов
формализованные методы строгие формализованные  аналитические зависимости
факторный выявление, классификация  и оценка степени влияния отдельных  факторов
конъюнктурный установоление текущего состояния с позиций соотношения спроса и предложения
математический цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, расчет простых и сложных  процентов
статистический корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный, экстраполяционный анализ; методы главных компонент, средних и относительных величин, группировки; графический и индексный методы обработки рядов динамики
методы  исследования операций и принятия решений использование теорий графов, игр, массового обслуживания; построение деревьев целей и ресурсов, байесовский анализ, сетевое планирование
эконометрические матричный, гармонический, спектральный анализ, производственные функции, межотраслевой баланс
экономико-математическое моделирование и оптимальное  программирование дескриптивные (описательные), предикативные (предстаказательные, прогностические) и нормативные модели; системный анализ, машинная иммитация; линейное, нелинейное, динамическое, выпуклое программирование
 
     Неформализованные методы финансового анализа предприятия
название  методов  содержание  методов
неформализованные методы логическое, субъективное исследование
экспертный оценка ситуации высококлассными специалистами
морфологический систематизация  наборов альтернативных решений  по возможным сочетаниям вариантов  и выбор сначала приемлемых, а  затем наиболее эффективных вариантов
рейтинговый систематизация, ранжирование и определение наилучших  результатов по ряду показателей
фактографический анализ зафиксированных  фактов в сми, научных работах и т.д.
мониторинг детальный, систематический  анализ изменений
логическое  моделирование
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.