На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное  учреждение
  высшего профессионального  образования
«АЛТАЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
Географический  факультет
Кафедра рекреационной географии, туризма  и регионального 
маркетинга 
 
 
 
 
 

     ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ
(курсовая  работа) 
 

                                                                                                                                       Выполнила студентка
                                                                                                3 курса, 983 группы
                                                                                                Татьяна Юрьевна Ворона
                                                                                                                  ________________
                                                                                                               Научный руководитель
                                                                                              к.г.н., доцент
                                                                                                                Марина Владимировна 
                                                                                                 Войтенко
                                                                                                                 _______________
                                                                                                                  Работа защищена
                                                                                                                  __________2011г.
                                                                                                                  Оценка __________ 
 
 
 

Барнаул 2011 

      СОДЕРЖАНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ        3     
      1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА         5  
      1.1 Основные понятия этнографического туризма                                       5
      1.2 Понятие этнографического объекта                                                        7
      1.3 Анимационные программы в этнографическом туризме                         8
       
      2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМ А 15

      2.1 Использование этнографического наследия в туризме                          15

      2.2 Особенности развития этнографического туризма в России              18
      2. 3. Современные этнографические музеи России                                         23 

      3 ЗНАМЕНИТЫЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ МИРА        30

      3.1 Скансен (швед. Skansen)                                                                              30

      3.2 Историко-этнографическая деревня и «деревня ловцов жемчуга» (Heritage Village) в ОАЭ                                                                                             31

      3.3 Этнографическая деревня Хата в ОАЭ                                                   33
      3.4 Плимутская плантация  (Plimoth Plantation)                                            35

      3.5 Государственный историко-архитектурный и этнографический        музей-заповедник "Кижи" в России                                                                            37

      3.6 Этнографический  музей Тальцы                                                                 40

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   44    
      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                  47      

 

       ВВЕДЕНИЕ
      Развитие  туризма имеет большое значение как для государства в целом, так и для отдельной личности. Культурное самовыражение народа, его история, традиции, обычаи всегда вызывали и вызывают интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образует один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.
      Туризм - наилучший способ знакомства с  культурой. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма. Поэтому желание познакомиться с особенностями культуры различных регионов мира все чаще побуждает людей проводить отпуск в путешествии. Знакомство с культурой и обычаями разных народностей обогащает духовный мир человека, способствует расширению кругозора.
      Следует учитывать, что культурное наследие народа сохраняется не только в письменной истории, но и в его традициях и обычаях, представлениях об окружающем мире и верованиях, орудиях труда, пище, одежде и жилище, в памятниках древности, которые встречаются на могильных полях и местах древних поселений, в легендах и эпических сказаниях, т. е. в этнокулътуре (во всем комплексе культуры, созданном данным этносом и отличающем его от других).
      Познакомиться с культурой и обычаями страны помогает этнографический туризм, основой которого является культурно-исторический потенциал страны, включающий всю социокультурную среду - с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.
      Развитие  данного вида туризма является очень  перспективным для России, так как наша страна обладает уникальным культурным и этнографическим наследием.
      На сегодняшний день весьма актуальна практическая значимость внедрения анимационных программ в этнографический туризм.
      Цель  работы – изучить особенности  развития этнографического туризма  на современном туристском рынке.
      Задачи: рассмотреть теоретические основы и изучить основные понятия этнографического туризма, проанализировать современное состояние этнографического туризма, познакомиться со знаменитыми этнографическими объектами мира
      Объектом  исследования является этнографический  туризм, предметом – особенности развития этнографического туризма.
      При написании курсовой работы  были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод, исторический метод, метод анализа  и синтеза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
 
      Основные  понятия этнографического туризма
 
      Тури?зм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника. [3, с.37]
      Познавательный туризм- разновидность турима, целью которого является приобщение к материальным и духовным ценностям различных стран и народов. В отличие от развлекательного познавательный туризм позволяет участникам туров более глубоко ознакомиться как с целой культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявлениями. Познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте [4]. 
        Этнографический туризм — это особый вид познавательного туризма, основой которого является посещение этнографических объектов с целью познания культуры, архитектуры, быта того или иного народа (этноса), проживающего сейчас или проживавшего когда-либо на данной территории.
      Другими словами, этнографический туризм выступает  формой познания историко-литературного наследия региона, которая основана на интересе потенциального потребителя к подлинной жизни народа, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. Своим названием этнографический туризм обязан науке этнографии. 

      Этнография - наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Этнография занимается исследованием и собранием памятников народного творчества в форме сказаний, песен, поговорок, пословиц, обычаев, обрядов и т. п., что составляет предмет особого отдела этнографии - фольклора. С конца XIX в., помимо фольклора и общественно-семейного быта, в этнографии серьезно стала изучаться материальная культура (поселения, одежда, орудия, промыслы), с чем связано появление и расширение этнографических музеев.
      Русская (а точнее восточнославянская) этнография как самостоятельная отрасль знаний возникла в первой половине XIX столетия на базе созданного в 1845 г. Русского географического общества, а зародилась в недрах Кунсткамеры Петербургской академии наук. Само определение науки этнографии как народоописания - подразумевало сбор и описание эмпирического материала, накопленного на протяжении всей письменной истории человечества. 

      Этнос - это группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающиеся ею от таковых других групп. 

      Этническая  культура - совокупность «компонентов материальной, духовной и социо-нормативной культуры, которые возникли среди данного этноса, являются для него специфическими, отличающимися в той или иной степени от бытующих среди него элементов иной этнической культуры и интернациональной культуры». Именно специфичность этнокультуры и определяет ее привлекательность для иностранных туристов, являющихся представителями других культур [7].
      Наиболее  четко и ярко этнокультура проявляется  в этнических традициях, символике, различных формах материальной культуры, фольклоре. 
 

      Понятие этнографического объекта
 
 
    Как и для любого другого  вида туризма, для этнографического характерны свои
специфические объекты показа или этнографические объекты.
  Этнографический объект - это  культурно-исторический объект (явление), содержащий информацию об этнических проявлениях в традиционно-бытовой культуре.
     Этнографический объект необходимо рассматривать как систему признаков, характеризующих культуру этноса в сочетании его оригинальных и специфических конкретных форм.
     К оригинальным формам относятся явления  и предметы традиционно-бытовой  культуры, соответствующие данному  хозяйственно- культурному типу и характеризующие неповторимые черты этноса (украшения, орнаментация и т.п.).
     Специфические конкретные формы присутствуют при  выражении в культуре этноса явлений, связанных с проявлением признаков  хозяйственно-культурного типа, природно-географической зоны, этнокультурной области, с проникновением элементов сельской и городской культуры, воздействием современных этнических процессов[20, с.198].
     Выделяют  следующие категории объектов, которые можно отнести к этнографическим:
     - памятники архитектуры, выполненные в традиционном для этноса стиле и связанные с определенным периодом в культурной жизни этноса (причем в некоторых конкретных случаях этническая принадлежность архитектора не играет существенной роли);
     - культовые сооружения, отражающие конфессиональную принадлежность представителей того или иного этноса, отличающиеся набором традиционных приемов в архитектуре, орнаментации;
     - некрополи, кладбища с традиционными  надгробными сооружениями, надписями  на родном языке, орнаментацией (в качестве объекта могут выступать и отдельные захоронения с уникальными надгробиями);
     - традиционные жилища (нежилые, но  сохранившие внешний вид и  внутреннюю планировку; жилые - с  традиционным интерьером, убранством, набором традиционных предметов  быта);
     - поселения, сохранившие "этнический  тип", в местах компактного  проживания представителей того  или иного этноса, с традиционной  планировкой улиц, положением жилищ  и хозяйственных построек;
     - бытовые объекты, соответствующие  традиционному хозяйственному типу: колодцы, фонтаны, мельницы;
     - места проведения народных праздников  с участием фольклорных ансамблей,  использованием традиционной одежды;
     - места возрождения народных промыслов  и традиционных занятий; 
     - этнографические музеи, выставки, комплексы этнографических предметов;
     - комплексы архитектурных или  культовых сооружений, создаваемые  представителями различных этносов  в местах длительного совместного  проживания;
      - археологические объекты (памятники  культуры), имеющие этническую специфику [40]. 
 

  1.3 Анимационные программы в этнографическом туризме 
 

      Анимационные  программы в туризме имеют  самые разнообразные формы и содержание. Их сущность в том, чтобы через использование образных находок и неординарных решений наиболее ярко и художественно воспроизвести ту или иную проблему, историческую эпоху, добавить в тур именно то действие, при помощи которого турист сможет наиболее зримо и полно воспринять замысел тура.
      Использование анимационных программ в сфере этнического  и бытового туризма поможет наиболее ярко и разнообразно представить программу тура. В какую бы сферу национальных традиций и культуры, ее истории ни заглянул человек - везде присутствуют многообразие, высокая духовность и самобытность того или иного народа. 

      Программа этнографических туров должна быть составлена с учетом интересов туристов, увлекающихся фольклором, интересующихся историей и национальными особенностями данного региона. Технология организации таких туров подразумевает комплексный тематический подбор экскурсий и досуговых мероприятий, освещающих национальные особенности и богатства региона [1]. Целесообразно снабдить автобусы аудиокассетами с записями национальной музыки для воспроизведения ее во время длительных переездов, что подготавливает туристов к восприятию темы, а гид может прокомментировать музыкальное сопровождение.
      Нелишним  будет посещение тех мест, где  туристы смогут приобрести на память изделия народных промыслов, поэтому при организации туров необходимо оставлять туристам свободное время для отдыха, прогулок и покупок.
      При разработке анимационных программ необходимо включать посещение фольклорных праздников, концертов русских  народных коллективов. Привлекательным является личное участие туристов в плясках, хороводах, играх и т. д. Хорошо также предлагать при этом услуги фото- и видеосъемки.
      К сожалению, использование этнографических  объектов в качестве анимационных часто связано с рядом проблем. Некоторые по своей уникальности заслуживают внимания туристов, но находятся в недостаточно хорошем для осмотра состоянии или имеют плохую транспортную доступность. Однако одиночные этнографические объекты, т. е. разбросанные на территории различных удаленных друг от друга территориальных единиц и поэтому не включенные в экскурсию, могут быть прекрасным анимационным объектом при условии грамотно составленной анимационной программы [17].
      Объекты этнографического наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным этнографическим туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами с увлекательными анимационными программами и предлагать их на туристский рынок. 

      Компоненты  анимационных программ в этнографическом  туризме:
      1. Весьма живую и многообразную  сторону жизни составляла культура праздника русских крестьян.
      Праздники, бытовавшие в крестьянской среде, условно  можно разделить на 4 группы: календарные, трудовые, семейные и храмовые. Многие праздники пришли из языческих времен, но остались народными. Каждое празднество состояло из нескольких частей, действий, присущих именно этому случаю.
      Сейчас  историю праздников знают не все, но так или иначе Святки, Рождество, Масленицу и другие празднуют многие.
      Для организации анимационных событийных туров большое значение имеет использование календаря праздников и знаменательных событий. Такие туры вызывают интерес туристов к тем или иным датам, праздникам, а личное участие в анимационной программе делает их незабываемыми. 

      2. История и архитектура
      Культурный  потенциал региона выражен в его историческом  наследии. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами - сильнейший побудительный туристский мотив.
      В числе интересных нововведений в  сфере использования анимационных услуг в целях презентации историко-архитектурного наследия и привлечения туристов можно выделить специальные светозвуковые шоу-программы, получившие распространение в Европе и странах Средиземноморья. Специфика таких шоу заключается в особом воспроизведении отдельных страниц истории с использованием различных спецэффектов. Целесообразно проводить анимационные мероприятия, традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира. Крупномасштабные акции культурного характера были организованы в Сингапуре по случаю начала третьего тысячелетия, в Санкт-Петербурге при праздновании 300-летнего юбилея города, в Москве в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
      Крепости, усадьбы, дворцы, замки и другие архитектурные  объекты являются важными элементами туристско-анимационной программы и охотно посещаются туристами. Они интересны как объекты анимации тем, что в них или на их фоне проводятся шоу-представления, праздники, костюмированные балы. 

      3. Литература 
      Литературные  памятники региона имеют меньшую привлекательность по сравнению с другими элeмeнтaми культуры, но все же составляют существенный анимационный мотив и основу организации разноплановых анимационных программ. Литературные произведения обладают способности создавать впечатление о стране и ее культуре. Наличие или отсутствие определенного рода литературы в стране указывает на состояние ее культурной и политической систем.
      В развлекательные программы для  туристов целесообразно включать литературные вечера. В рамках познавательного  туризма рекомендуется организовывать литературные туры с анимационными представлениями по местам, связанным с именами авторов и героев известных литературных произведений, другие мероприятия. 

      4. Агрокультура
      Уровень развития сельского хозяйства, экология и экологичность продуктов питания привлекают внимание туристов, а также фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции, интересующихся агрокультурой региона. В программу специализированного тура следует включать различные мероприятия, во время которых туристу будет интересно познакомиться с ассортиментом выпускаемой в этой местности продукции, принять участие в процессе ее производства, например в сборе урожая.
      Такая практика существует на Гавайях, где программой тура предусмотрено знакомство туристов с сортами выращиваемых на местных плантациях ананасов и участие в их сборе; в Швейцарии, где предлагается не только отдых в деревне, но и участие в сенокосе и сборе урожая. 

      5. Национальная кухня
      Национальная  кухня составляет важный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать национальные блюда той страны, где путешествуют. Например, почти все туристы, посещающие впервые Россию, желают отведать борщ и пельмени. Особый интерес у туристов вызывают кафе, рестораны, трактиры, оформление которых гармонирует с предлагаемым меню. Например ресторан, специализирующийся на блюдах русской кухни, оформленный в национальных традициях. Питание является важным элементом поездки, поэтому особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их качество обязательно оставят след в воспоминаниях не только об отдыхе, но и стране.
      Таким образом, сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления. 

      6. Фольклор
        Истоки мировой литературы — в героическом эпосе, сказках, легендах, песнях, пословицах, загадках, в том, что обычно называют фольклором. Он возник тогда, когда человечество еще не имело письменности. Труд вызвал к жизни первые песни и сказки. Песни облегчали работу, подчиняя ее определенной размеренности, четкому ритму.
      а) Музыка и танцы
        Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудиопленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа. Этнические танцы - характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой национальный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развлекательных анимационных программ.
      б) Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
      Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных местными мастерами и ремесленниками. Сувениры - хорошая память о стране. Мотивы покупки и свободной траты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассортименте, пользующемся у туристов особым спросом. На предприятиях или в магазинах национального стиля местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей, а также предлагают это сделать туристу. Такая форма торговли является своеобразной достопримечательностью региона, вызывает немалый интерес у туристов и поэтому должна планироваться в анимационных программах 

      7. Изобразительное искусство
      Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры, способных сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона. Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и элементы национального изобразительного искусства. Например, характерной особенностью Эдинбургского фестиваля, который регулярно проходит в Шотландии, является то, что он знакомит туристов не только с произведениями местных художников, но и с творчеством местных композиторов, фольклором и прочим -всем, что вызывает у них интерес. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 

   2.1 Использование этнографического наследия в туризме 
 

        Этнографическое наследие, вовлекаемое  в туристские маршруты, представлено двумя видами: 
      1. экспозиции в музеях народного быта, краеведческих и деревянного зодчества
       2. существующие поселения, сохранившие  особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности. 

      1. Этнографические музеи - научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и общественный строй различных народов.
      Музейные  экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым. В каждой местности на протяжении исторического развития складывался свой особый архитектурный стиль, связанный с национальными и природными особенностями края [5].
      В музеях деревянного зодчества представлены образцы народной архитектуры. Они располагают жилой застройкой, хозяйственными службами (мельницы, амбары и т. д.) и культовыми сооружениями. Сюда свозят экспонаты из различных районов области. В музее они находятся в природных условиях, близких к реальным. Например, Малые Карелы под Архангельском, Витославлицы в Новгородской области, Васильево под Торжком. Деревянное зодчество, кроме того, представлено отдельными объектами в городах и деревнях.  

      2. Существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.
      Указанные поселения можно назвать демонстрационными или показательными, и они бывают как постоянные, так и временные (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей). Туристические маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах. Так, популярным видом отдыха в Египте является сафари по пустыне на джипах, во время которого туристы посещают стоянки бедуинов и знакомятся с их кочевым укладом жизни [6, с. 137].
      Одной из целей поездки в латиноамериканское государство Перу для многих туристов является желание соприкоснуться с традиционным бытом коренных жителей страны – индейцев. Для этого туристы отправляются в глубинные районы страны – в частности, в джунгли бассейна Амазонки. В данном случае четко прослеживается сочетание этнографического туризма с экологическим. Аналогичные маршруты проложены в горах Северной Индии и Северного Таиланда, во внутренних районах Австралии и на островах Океании. И в некоторых сельских поселениях различных стран Европы население иногда использует национальную одежду, привлекая тем самым туристов. Часто в разных регионах мира туристы становятся свидетелями и даже участниками красочных традиционных праздников и фестивалей. Посещая традиционные поселения, туристы с удовольствием приобретают в качестве сувениров различные изделия местных умельцев, пробуя блюда национальной кухни [15, с.5]. 
        Интересный этнографический материал предоставляют места расселения малых народов. Там можно познакомиться со своеобразной культурой, разнообразными формами жилищ (чумы, вигвамы, сакли и т. п.), обрядами, традициями. Такие поселения сохранились на Крайнем Севере у ненцев, чукчей, в Сибири и на Дальнем Востоке у коряков, манси и других, а также среди многочисленных горских народностей Кавказа. 

      Большой интерес у туристов вызывают такие  элементы народной культуры, как искусство, наука, религия, история и др.
      Для этнографических туров особый интерес представляют религиозные традиции, обряды, предметы религиозного культа, памятники культовой архитектуры.
      Принятие  христианства на Руси оказалось благотворным для развития русской культуры. Постепенно христианская церковь стала оказывать влияние на все стороны жизни человека. Она сопровождала его от рождения до смерти, требуя строгого соблюдения установленных моральных требований и норм [15, с. 6].
      Архитектура церковных строений, скульптурные и  живописные украшения, хоровое пение  и различные театрализованные действия, т. е. эстетическая сторона культа, - все это использовалось для влияния на чувства человека.
      Стремясь  преобразовать языческую сущность народных праздников, церковь заменила народный календарь церковными святцами, в которых в календарном порядке были расположены даты поминовения христианских святых, событий из истории церкви и т. д. В результате дни многих народных праздников совпали с датами поминовения христианских святых, и их празднование стало включать как языческие, так и христианские обряды. 

      Этнографический (фольклорный) туризм может быть стационарным и событийным.
       1. Стационарный туризм: Например, туры с анимационной программой, проходящие круглый год (город Мышкин, анимационные туры в усадьбах и др.), т. е. стационарно, а также разово, в честь определенных событий (праздники, фестивали, карнавалы, соревнования и др.) в конкретный период времени. 

      2. Событийно-анимационные туристские программы - новый вид продуктов программного туризма. Стоящие на стыке экскурсионно-познавательных и зрелищно-развлекательных программ обслуживания туристов, событийно-анимационные туры удачно сочетают в себе все лучшие качества. Это не только стандартный экскурсионный показ, но и вовлечение туриста в действие, которое, в свою очередь, основано на исторически сложившемся факте празднования той или иной даты.
      Событийно-анимационные туры - особый вид программного туризма. Их планирование имеет ряд специфических особенностей, отличий от создания стандартного турпродукта, следовательно, подлежит особой разработке. Особенность разработки данного вида турпродукта требует знаний фольклора, культуры, традиций, обычаев, празднований особых дат, суеверий, легенд, связанных с ними, т. е. всего того, без чего событийная программа перестает быть таковой, а также методики и технологии анимации, ставящих целью включение туриста в активную деятельность в процессе потребления услуг, интеграции психологических и психофизических аспектов при создании максимально комфортного событийно-анимационного тура. 
 

      2.2 Особенности развития этнографического туризма в России 

      Россия  располагает огромным потенциалом  как для развития всех видов туризма, в том числе и этнографического туризма. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие. В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие этнографического туризма - делает современных россиян и граждан других государств интересными друг другу.
      Важнейшая задача развития этнокультурного туризма  в ближайшие десятилетия –  необходимость расширения потока туристов в центральную зону европейской части России, характеризующуюся наиболее высокими социально-экономическими показателями [21, с.16].
        Бесспорное конкурентное преимущество  Центральной России перед такими  богатыми этнокультурными ресурсами  макрорегионами, как Поволжье, Урал или Русский Север, — имидж исторического очага становления русского этноса, наличие многих широко известных центров народной культуры.
      Формирование  регионами имиджа неповторимых и  уникальных туристских центров этнографического туризма требует активной пропаганды тысячелетнего этнокультурного единства и многообразия различных народов страны. Яркий пример теснейшего сотрудничества властных национальных структур с региональными администрациями в деле поддержания и развития традиционной этнической культуры – Мордовия. С 2006 года столица Мордовии Саранск позиционируется как общероссийский центр изучения финно-угорских этносов. Поволжский центр культур финно-угорских народов в Саранске включает в себя межрегиональный научный центр финно-угроведения.  

      Этнографические деревни зачастую не располагают необходимым штатом научных сотрудников, соответствующей информационной базой, не имеют благоприятного транспортно-географического положения.
      Постепенно возрастает популярность туров на Русский Север, Алтай, в Прибайкалье, в которых удачно совмещены элементы экологического, этнографического и агротуризма, свидетельствует о больших шансах на успех подобного рода программ и в других регионах России. 

      В настоящее время отечественный  этнографический туризм не получил уровня развития, соответствующего его богатейшему ресурсному потенциалу.
      Сдерживающее  влияние на развитие этнографического туризма, по словам Бутузова А.Г. [43], оказала идеология урбанизации в советский период, когда у элиты отсутствовало понимание необходимости сохранения культурной преемственности между выходцами из сельской среды и их потомками. Также одной из причин относительно низкой притягательности целого ряда регионов страны для любителей этнографического туризма — отсутствие четких ассоциаций с глубокими историческими «пластами».
      На  современном туристском рынке отсутствуют  профессиональные организаторы, специализирующиеся исключительно или преимущественно  на этнографических и ностальгических  турах. Более того, в последние  годы многие эксперты отмечают некоторое снижение интереса к внутреннему этнографическому туризму.
      На  этом фоне впечатляют довольно высокие  темпы увеличения въездного и  внутреннего этнографического туризма  во многих регионах Европейского Севера, Дальнего Востока, Восточной Сибири. Так или иначе, но доля этого вида путешествий в структуре национального туризма по-прежнему не превышает нескольких процентов.
      По  уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения  туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим образом:
      - регионы с высоким уровнем  развития туристского продукта - Москва и Московская область,  Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца;
      - регионы со средним уровнем  развития туристского продукта - Северо-Западный регион, Тверская  область, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье, такие республики Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Ростовская область, Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ;
      - регионы с недостаточным уровнем  развития туристского продукта, но обладающие значительным потенциалом для перспективного развития: прибрежные территории Каспийского и Азовского морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный регион (Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский край, Чукотка, Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и др.), Тува (п.Кунгуртуг, озеро Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия, Урал. В перечисленных районах качественный туристский продукт только начинает появляться [20].
      Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении  дальнейшего развития туризма в  России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.
      На  сегодняшний день почти в каждом регионе России получают развитие проекты в области этнографического туризма. Так на территории Краснодарского края  у всех желающих появилась возможность ближе познакомиться как со своей национальной культурой, так и погрузиться в традиции других народов Кубани.
      В анапском селе Гай Кодзоре открыт культурный армянский центр «Арин-Берд», где все приезжие смогут познакомиться  с историей и культурой одной  из самых больших диаспор на Кубани.
      На  территории Анапского района существует парк «Добродея». В состав данного парка входит этнографическая экспозиция «Казачье подворье» представленное в виде казачьего музея, где всем желающим рассказывают об истории и традициях казачества на Кубани.
      В Крымском районе Краснодарского края открыт этнический культурно-развлекательный центр «Кавказские легенды», в котором гостей знакомят с черкесскими обычаями и фольклором.
      Аналогичные проекты развиваются в Пермском крае, они знакомят  жителей и  гостей региона с живой самобытной культурой коренных народов Прикамья.
      В Нижегородской области предлагают уникальное путешествие по загадочным и малоизученным заволжским местам силы, осознанное исследование взаимосвязи  внутреннего пространства и окружающего  мира через красоту природы, познание национальной культуры и быта, освоение ремесел.
      На  Чукотке стоит только попасть  в дом к оленеводу, охотнику как  моментально вливаешься в традиционный уклад. И за долгими утренними  и вечерними «чаепитиями» пропитываешься их стилем жизни, переживаешь их захватывающие  тундровые или морские истории, и просто становишься частью Чукотки на некоторое время.
      Наличие такого количества крупных проектов говорит о том, что в настоящий  момент интерес к традиционной культуре народов, их языкам, обычаям, обрядам, истории  постоянно растет. И на сегодняшний день строительство объектов этнического стиля является перспективным направлением развития туризма в России. 

      К предпосылкам развития этнографического туризма в России можно отнести: 
1) высокая степень этнического разнообразия населения, проявляющаяся не только в национальном или макро- региональном масштабах, но и в пределах отдельных субъектов федерации и даже на уровне низовых административных единиц (районов, муниципалитетов, сельских поселений); 
2) уникальное сочетание различных этнокультурных комплексов, прежде всего, восточнославянского, тюркского и финно-угорского, сложившееся в процессе длительной межэтнической интеграции, аккультурации и ассимиляции; 
3) необходимость активной пропаганды идей межэтнической толерантности с учетом напряженных, а в некоторых регионах – серьезно осложнившихся за последние десятилетия – межэтнических отношений; 
4) традиционно сравнительно невысокий (в Приволжье, на Урале) и резко снизившийся за последние десятилетия вследствие массовых миграций (на Северном Кавказе) уровень территориальной консолидации этнических групп в соответствующих национальных республиках; 
6) деструктивное влияние урбанизации на традиционный культурный комплекс практически всех этнических групп страны; 
7) необходимость более эффективного продвижения на отечественном и зарубежных туристских рынках регионов России, в особенности — с низким рейтингом туристских предпочтений туристов [15]

      2. 3. Современные этнографические музеи России

 
      Этнографические музеи - группа исторических музеев, собирающих, хранящих, изучающих и экспонирующих этнографические коллекции, документирующие процессы этногенеза, быт и культуру различных этнических общностей.
      Документирование  осуществляется как в рамках коллекционных музеев, собирающих и экспонирующих этнографические коллекции, включающие преимущественно вещевые памятники, так и методом музеефикации, в т.ч. фрагментов среды и объектов нематериального наследия. Одной из наиболее распространенных форм этнографических музеев являются музеи под открытым небом, осуществляющие комплексное хранение и демонстрацию быта и культуры человеческих сообществ в естественной среде[18, с. 29]. 

      В последние десятилетия 20 в. получила развитие практика комплексного сохранения этнографических материальных и нематериальных объектов без изъятия из среды бытования. Так, охрана исторических территорий проживания малочисленных народов может осуществляться путем придания им статуса уникальных исторических территорий. В основном этот статус присваивают богатым памятникам материальной и нематериальной культуры районов Сибири и Европейского Севера, получившим в проектных документах название "этно-экологических районов проживания малочисленных народов"; в их состав, как правило, входят этнографические живые музеи или учреждения музейного типа [21, с. 4].
      Современная тенденция демонстрации этнографических коллекций связана с выполнением этнографическими экспозициями задачи воспитания толерантности, терпимости, понимания людей другой расы, народности, культуры. Осознание важности сохранения традиционных экологических представлений и взгляда на человека как часть природы привела к появлению музейных проектов, совмещающих изучение и показ памятников природы и этнографии [16, с. 35]. 

      Интерес к предметам, произведенным другими  народностями, наблюдается с эпохи  античности. Однако до 18-19 вв. привезенные  из далеких стран предметы не выделялись в отдельные коллекции и воспринимались в основном как диковинки, а представление  об их происхождении и свойствах нередко сводилось к фантастическим легендам.
      Начало  сбору этнографических предметов  в России было положено Петром I, приобретшем  в Амстердаме в 1716 г. этнографическую  коллекцию для Кунсткамеры, в  которой со временем сформировался  этнографический отдел. В 1-й пол. 19 в. развитие и обособление этнографии как научной дисциплины стимулировало рост научного интереса к сбору и изучению этнографических памятников. Немалую роль в формировании сети этнографических музеев в 19 в. сыграли этнографические выставки, особенно такие значительные, как Этнографическая выставка (1867 г.), Антропологическая выставка (1879 г.). Этнографические кабинеты и музеи сформировались в ряде университетов, значительные этнографические отделы существовали в музеях научных обществ, музеях статистических комитетов, музеях местного края и др. Этнографические коллекции народов, населяющих территорию России, легли в основу этнографического отдела Русского музея, созданного в 1902 г. и возглавлявшегося крупным этнографом Д.А. Клеменцем. Сегодня это ведущий этнографический музей страны. В Петербурге действует и другой крупнейший этнографический музей - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, ведущий свою историю от Петровской Кунсткамеры. В 20 в. богатые этнографические музеи и этнографические отделы краеведческих музеев возникли во всех регионах РФ (один из крупнейших - Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока в г. Новосибирск) [35].
      Наиболее  активно развивающейся подгруппой этнографических музеев становятся историко-этнографические и архитектурно-этнографические музеи под открытым небом, осуществляющие комплексное сохранение и демонстрацию этнографических коллекций в подлинной или достоверной среде и природном окружении (Историко-этнографический музей Вологодской обл. в д. Семенково, Архитектурно-этнографический музей народов Приангарья и Иркутской обл. "Тальцы" и др.) В последние десятилетия 20 в. в связи с развитием во многих регионах культурных центров в них также стали складываться музеи этнографической направленности (Музей Татарского Сибирского центра в Тобольске). Интерес к памятникам городской этнографии вызвал к жизни целый ряд музеев городской культуры и быта, занимающих промежуточное положение между этнографическими и историко-бытовыми музеями (Омский музей городского быта, Нижнетагильский музей городского быта и ремесел и др). Появились частные этнографические музеи (Музей народности сету в Изборском р-не Псковской обл.). В отдаленных регионах Севера и Сибири возникла новая перспективная форма этнографического музея - сельские этномузеи, сохраняющие, изучающие и демонстрирующие традиционные формы материальной и нематериальной культуры малых народностей непосредственно в среде бытования. Особо удачным специалисты признают опыт создания таких музеев в Ханты-Мансийском автономном округе. Сельские этномузеи малых народностей по характеру, методам и задачам работы приближаются к экомузеям [8, с.29].
      Музеи под открытым небом - группа музеев, основные объекты и экспозиции которых расположены вне помещений, на открытых территориях. Музеи под открытым небом создаются на основе недвижимых памятников истории и культуры на месте их нахождения и в природном окружении или на основе перевозки памятников на специально отведенную территорию из других мест[11]. Значительную часть составляют музеи смешанного типа, включающие памятники как музеефицированные на месте, так и перевезенные. Наиболее ценным музеям под открытым небом присваивается статус музеев-заповедников. Сегодня термин "Музеи под открытым небом" наиболее часто употребляется по отношению к музеям, созданным на основе свезенных памятников, или смешанного типа; музеи под открытым небом, созданные на базе музеефикации архитектурных ансамблей, ландшафтов, поселений и т.п., как правило, называют музеями-заповедниками [12]. 

      Часто музеи под открытым небом типа "скансен" входят в состав больших  музеев-заповедников: так, музей народной архитектуры "Витославлицы" (осн. в 1964 г.) является филиалом Новгородского объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в составе Нижегородского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника - Музей истории архитектуры и быта народов нижегородского Поволжья "Щелыковский хутор" и т.п. В 1970-80-е гг. остро дискутировался вопрос о правомочности и целесообразности изъятия памятников деревянной архитектуры из подлинной среды бытования и перемещения в искусственную музейную среду; однако решить вопрос охраны и музеефикации деревянной архитектуры в отдаленных районах не удается, и перевозка в музей под открытым небом для большинства из них до сих пор является единственным путем сохранения [23, с. 56].
      Сегодня в РФ также многие музеи имеют отдельные экспозиции под открытым небом. Военно-исторические музеи организуют под открытым небом выставки боевой техники (Музей Великой Отечественной войны в Москве, Саратовский музей боевой славы, музей авиации в Монино, Музей бронетанковой техники в Кубинке (Московская обл.),художественные музеи - экспозиции скульптуры (Ярославский художественный музей - экспозиция "Скульптура в пленэре" в Губернаторском саду; Московский дом художника - постоянная выставка скульптуры); научно-технические музеи и промышленные музеи - экспозиции крупногабаритного оборудования (Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала, Екатеринбургский музей архитектуры и техники). Сегодня нередко целые поселения и крупные территории рассматриваются в качестве музея под открытым небом (например, города-музеи).
      Прообразом  музеев под открытым небом в России можно считать Летний сад. С 1-й  половины 19 в. появляется тенденция  оставлять открытыми для осмотра  территории археологических раскопок, появляются археологические экспозиции под открытым небом. В 1885 г. складывается "Исторический уголок города Вологды"; в него вошли Дом Петра I, церковь Феодора Стратилата, сад на берегу р. Вологды, в котором были размещены под открытым небом такие экспонаты, как пушки и била петровского времени [22, с. 126]. Черты музеев под открытым небом имели многие музеи-усадьбы и музеи-монастыри, созданные после 1917 г. После 1958 г. большинство музеев под открытым небом, созданных путем музеефикации памятников на месте их нахождения, получают статус музеев-заповедников.
      Первый  в мире музей на основе свезенных  памятников был основан в 1891 г. в  Стокгольме (Швеция) ученым-этнографом А. Газелиусом и по месту расположения получил имя "Скансен", ставшее впоследствии нарицательным для музеев этого типа. В России "первый советский скансен" был создан на территории музея "Коломенское" в Москве П.Д. Барановским в 1929-34 гг. и долго оставался единственным в РФ. В него вошли хозяйственная постройка из с. Преображенское 18 в., Дом Петра I 1702 г. из Архангельска (первоначально находился на о. Марков в устье Северной Двины), проездная шатровая башня Николо-Корельского монастыря 1692 г.
      Дальнейшее  развитие сети музеев под открытым небом происходило в 1960-90-е гг. В 1963 г. был основан Архангельский  музей деревянного зодчества  и народного искусства "Малые  Корелы" (организован по программе  арх. В.А. Лапина, генплан разработан в 1971 г. арх. Б.В. Гнедовским, первые памятники перевезены в 1968, открыт в 1973, включает 92 постройки). С 1975 г. в музее действует "живая" экспозиция "Звоны северные" [14]. Самым известным среди музеев смешанного типа стал организованный в 1960-е гг. Музей-заповедник народного деревянного зодчества и этнографии "Кижи" в республике Карелия, занимающий территорию о. Кижи, окружающих островов и часть побережья Онежского озера (с 1969 г. - Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи"). Организация заповедной зоны вокруг острова началась еще в 1945 г. Заповедник организован на основе памятников деревянной архитектуры Карелии, музеефицированных на месте бытования и свезенных на остров. В составе музея Кижский погост - всемирно известный ансамбль шедевров северной деревянной архитектуры, включающий 37-метровую 22-главую Преображенскую церковь 1714 г., 10-главую Покровскую церковь 1764 г., шатровую колокольню 1874 г. Среди десятков памятников, перевезенных на о-в Кижи, особо выделяется древнейшая из дошедших до наших дней русских деревянных церквей - клетская церковь св. Лазаря, датированная 14 в.
        Также с 1960-х гг. формируется  сеть сибирских "скансенов", крупнейшим из которых являются "Тальцы" (своз памятников начался  в 1964 г., музей открыт для посетителей в 1980 г.), насчитывающий свыше 60 подлинных памятников народной архитектуры [33].
      В 1990-е гг. процесс формирования экспозиций российских скансенов затормозился в связи с экономическими проблемами. 

      Экомузеи - тип средовых музеев, нацеленных в первую очередь на решение насущных социальных, экономических, культурных проблем местного сообщества на основе его активного включения в работу по сохранению и использованию всех видов своего наследия.
      Экомузеи характеризуются:
      - Интенсивным взаимодействием с  местным населением, связью с  его хозяйственной и культурной  деятельностью, активным участием  местного населения на всех  этапах создания и функционирования  музея;
      - наличием четко зафиксированной  социальной миссии, направленной на творческое развитие местного сообщества, его культурной самоидентификации и на решение его насущных социальных проблем;
      - широким пониманием историко-культурного  наследия, в качестве которого  выступает вся территория проживания  данного социума, а сосредоточенные на ней как материальные объекты, так и формы социальной и культурной деятельности являются потенциальными музейными объектами;
      - отсутствием задач музеефикации в ее традиционном понимании, необязательностью собирания коллекций путем изъятия предметов из среды бытования, преобладанием "мягкой", "частичной музеефикации" [10, с. 23].
      Теоретическое осмысление принципов построения экомузеев  выразилось в т.н. "новой музеологии". Один из основных творцов и идеологов экомузея Ж.-А. Ривьер назвал его музеем "места, времени и действия". Другое его образное определение гласит, что экомузей - это зеркало, глядя в которое сообщество узнает о себе, и окно, глядя в которое, о нем узнают другие [34].
      В РФ идеи экомузеологии распространялись медленно и не привели к созданию крупных и влиятельных музейных учреждений. Ближе всего к типу экомузея оказались небольшие этномузеи Сибири - живые музеи народной культуры коренных малочисленных народов. Несколько экомузеев начали создаваться в Кемеровской обл. В конце 20 в. в сторону экомузея эволюционировали некоторые музеи-заповедники, характеризующиеся ориентацией на активное участие местного населения в сохранении и актуализации своего материального и нематериального наследия ("Кижи", "Шушенское", Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 ЗНАМЕНИТЫЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ МИРА

      3.1 Скансен (швед. Skansen)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.