На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психолого-педагогическая характеристика основных трудностей овладения учебными знаниями, учащимися с нарушениями речи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Психолого-педагогическая характеристика основных трудностей овладения  учебными знаниями, учащимися с нарушениями  речи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………….….….3 

Глава 1 Школа  для детей с тяжёлыми нарушениями речи (V вида)……..……4 

Глава 2 Характеристика детей с тяжелыми нарушениями  речи…………..…...6 

Глава 3 Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи……………………………………………………………….11 

Глава 4 Трудности  в овладении связной речью  у детей с ТНР……….………13 

Заключение……………………………………………………………….……....16 

Библиографический список…………………………………………………..…17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Научно-обоснованные представления о формах и видах  речевых нарушений являются исходными  условиями для разработки эффективных методик их преодоления. На протяжении всей истории развития логопедии исследователи стремились к созданию классификации речевых нарушений, охватывающей всё их многообразие. Но и в настоящее время проблема классификации остаётся одной из актуальных не только логопедии, но и других научных дисциплин. В отечественной логопедии находятся две классификации речевых нарушений, одна - клинико-педагогическая, вторая - психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р.Е. Левиной).  

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. 

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые  расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. 

Недоразвитие  может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного  её состояния до развёрнутой, но с  элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребёнка общее недоразвитие подразделяется на три уровня. 

Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учётом множества определяющих его факторов. Дифференциальный подход осуществляется на основе учёта этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.  

Глава 1 Школа  для детей с тяжёлыми нарушениями  речи (V вида) 
 

Школа для детей  с тяжёлыми нарушениями речи - тип  специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия. 

Первоначально эти школы обеспечивали образование  в объёме 4 классов массовой школы. 

Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются  в специфические задачи: 

1. преодоление  различных видов нарушений устной  и письменной речи; 

2. устранение  связанных с ними особенностей  психического развития в процессе  коррекционно-воспитательной работы  в учебное и внеучебное время; 

3. профессионально-трудовая подготовка. 

Школа состоит  из двух отделений. 

В I отделение  школы принимаются дети с диагнозом: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжёлой степени, препятствующее обучение в общеобразовательной  школе. При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта. 

Во II отделение  зачисляются дети, страдающие тяжёлой  формой заикания при нормальном развитии речи. 

В I и II отделении  образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнем образования программ двух отделений. В I отделении - I ступень - начальное общее образование с нормативным сроком освоения - 4 - 5 лет; II ступень - основное общее образование с нормативным сроком освоения - 6 лет.[ 

Предельная наполняемость классов составляет 12 человек. 

Выпускники специальных  школ получают свидетельство о неполном среднем образовании. 

В учебном процессе предусматривается большое число  часов на производственно-трудовое обучение. При этом решаются две задачи: труд как важное коррекционно- воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, и как главное условие подготовки детей с отклонением в психофизическом развитии к жизни и труду в обществе. 

Коррекция нарушений  речи и письма у учащихся проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках родного языка. В связи с этим выделены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи. 

Преодоление разнообразных  проявлений речевых дефектов детей  обеспечивается сочетанием фронтальных (урочных) и индивидуальных форм работы. 

Глава 2 Характеристика детей  с тяжелыми нарушениями  речи 
 

Нарушения речи у детей групп с ТНР можно классифицировать и кодифицировать следующим образом: расстройство экспрессивной речи (моторная алалия); расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия); приобретенная афазия с эпилепсией (детская афазия); расстройства развития речи и языка неуточненные (неосложненный вариант общего недоразвития речи - ОНР  невыясненного патогенеза); заикание.[1] 

Моторная алалия - отсутствие или недоразвитие  экспрессивной (активной) речи при достаточно сохранном  понимании речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. При моторной алалии у детей  не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения языкового высказывания. 

Моторную алалию вызывает комплекс различных причин эндогенного и экзогенного характера (токсикоз беременности, различные  соматические заболевания матери, патологические роды, родовая травма, асфиксия).[1] 

Основными проявлениями моторной алалии являются: 

? задержка темпа  нормального  усвоения языка  (первые слова появляются в  2-3 года, фразы - к 3-4 годам, у  некоторых детей наблюдается  полное отсутствие речи до 4-5 летнего  возраста); 

? наличие той  или иной степени выраженности  нарушений всех подсистем языка (лексических, синтаксических, морфологических, фонематических, фонетических); 

? удовлетворительное  понимание обращенной речи (в  случае грубого недоразвития  речи могут наблюдаться трудности   в понимании сложных конструкций,  различных грамматических форм, но при этом понимание обиходно-бытовой речи сохранно). 

Проявления моторной алалии колеблются в широких пределах: от полного отсутствия экспрессивной  речи до незначительных нарушений  какой-либо подсистеме. В связи с  этим  выделяют три уровня речевого развития при моторной алалии: 

? первый уровень  (ОНР I ур.) характеризуется отсутствием  речевых средств общения или  лепетным состоянием речи; 

? второй уровень  (ОНР II ур.) характеризуется осуществлением  общения посредством использования   постоянного, хотя искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов; 

? третий уровень  (ОНР Ш ур.) характеризуется наличием  развернутой фразовой речи с  элементами лексико-грамматического  и фонетико-фонематического недоразвития речи. 

Выделение уровней  речевого развития при моторной алалии необходимо для осуществления дифференцированного подхода в логопедической работе и для комплектования специальных учреждений. 

Сенсорная алалия - нарушение понимания речи (импрессивной речи) вследствие поражения коркового отдела речеслухового анализатора. 

Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания  речи при сохранном слухе и  первично сохранном интеллекте. Ребенок  слышит, но не понимает обращенную речь, т.к. у него наблюдается недостаточность  анализа и синтеза звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга. 

Ребенок при  сенсорной алалии понимает отдельные  слова, но теряет их значение на фоне развернутого высказывания, не понимает инструкции, слова вне конкретной ситуации. В  случае грубых нарушений ребенок совсем не понимает  речи окружающих, не дифференцирует шумы неречевого характера. При сенсорной алалии грубо искажена и  экспрессивная речь. Наблюдается феномен отчуждения смысла слов, эхолалия (механическое повторение слов и фраз за говорящим), иногда - бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов (логоррея). Характерна повышенная речевая активность на фоне  пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за собственной речью.[5] 

Детская афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением головного мозга (травмами, воспалительными процессами или инфекционными заболеваниями головного мозга, возникающими в возрасте после 3-5 лет).  

Характер речевого нарушения во многом зависит от  степени сформированности речи до момента поражения. Афазия у детей чаще всего носит сенсомоторный характер, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. 

Общее недоразвитие речи - речевое расстройство, при  котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. 

Симптоматика  ОНР включает позднее начало развития речи, ограниченный словарный запас, Аграмматизм, дефекты звукопроизношения. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени. Выделены три уровня речевого развития: 

? первый уровень  (ОНР I ур.)  характеризуется почти  полным отсутствием словесных  средств общения или весьма  ограниченным их развитием. У  детей, находящихся на первом  уровне речевого развития, активный  словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации. 

? второй уровень  (ОНР II ур.) характеризуется возрастанием  речевой активности детей. У  них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остается выраженный аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного характера, наблюдаются трудности в формировании  обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов, встречаются семантические (смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к  простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира. 

? третий уровень(ОНР Ш ур.) характеризуется  развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Условная верхняя граница  Ш уровня определяется как нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР). 

Учет уровня развития речи имеет принципиальное значение для построения коррекционного образовательного маршрута ребенка с ОНР (в том числе для выбора типа коррекционного учреждения, формы и продолжительности занятий)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.