На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка конкурентоспособности предприятия Студия загара «Фигура+»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Глобальным  фактором, определяющим успешное формирование рыночного пространства, является гибкое использование законов конкуренции.
     Реальная  конкурентная среда является сложной, многофакторной и динамично изменяющейся системой, поэтому необходимо постоянно совершенствовать методы и способы оценки конкурентоспособности организаций, определяя их потенциал для успешного развития в будущем.
     Анализ  экономической литературы показал, что повышение эффективности  управления развитием предприятия во многом зависит от адекватной оценки его конкурентоспособности на рынке.
     Вместе  с тем многообразие публикаций научных работ, посвященных вопросам конкурентоспособности и ее управлению, отражает объективную сложность предмета научного исследования. В частности существуют различные трактовки самого понятия конкурентоспособности организации и методики ее оценки.
     Целью работы является теоретическое и практическое исследование конкурентоспособности организации.
     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
      Изучить основные подходы к понятию конкуренции и конкурентоспособности;
      Определить состав и значимость факторов, определяющих конкурентоспособность;
      Проанализировать существующие методы оценки конкурентоспособности организации;
      Оценить конкурентоспособность предприятия Студия загара «Фигура+»
     Методологической  и информационной базой исследования послужили труды отечественных  и зарубежных учёных, статьи в научных  сборниках и периодической печати по исследуемой проблеме.
     1. Сущность конкурентоспособности  организации и  ее факторы
     1.1. Понятие конкуренции  и конкурентоспособности  организации
     Только  выход на рынок с конкурентоспособным  товаром дает возможность предприятию  выжить в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный товар обречены на гибель. О конкуренции и конкурентоспособности написано и опубликовано достаточно много научных работ, в каждой из которых даются те или иные определения.
     В литературе, посвященной данной проблеме, в принципе присутствует три подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка1.
     Конкуренция - есть особый вид по замыслу честной  экономической борьбы, в которых  при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
     соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
     соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции;
     соперничество на рынке между производителями  товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей;
     Конкуренция - механизм регулирования пропорций  общественного производства. Через  механизм межотраслевой конкуренции  происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
     По  поводу понятия эффективной конкуренции существуют различные мнения. Й.Шумпетер считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию.
     Динамическую  конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Шумпетер и называл эффективной конкуренцией.
     Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого  с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации2.
      Наличие конкуренции на рынке товаров  или услуг, на котором действует  предприятие, требует от него обеспечения  определенной конкурентоспособности  или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков. В чем же сущность конкурентоспособности?
      Ожегов  С.И. в “Толковом словаре русского языка” термин конкурентоспособность  трактует, как способность выдерживать  конкуренцию, противостоять конкурентам3.
      Данное  определение конкурентоспособности не дает полного представления и не применимо для оценки конкретного товара или услуги. Кныш М.И.4 характеризует конкурентоспособность как степень притягательности.
      Некоторые авторы дают определение конкурентоспособности как способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса. Грошев В.П. толкует конкурентоспособность как комплекс свойств, определяющий отличие от аналога5.
     Рассмотрим  определение конкурентоспособности  организации.
     Далее перечислены наиболее часто встречающиеся определения термина конкурентоспособность организации.
     Это способность фирмы, компании конкурировать  на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.
     Способность противостоять на рынке другим изготовителям  и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.
     Возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы.
     Способность фирмы выпускать конкурентоспособную  продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами.
     Это способность успешно оперировать  на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем  выпуска и реализации конкурентоспособных  изделий и услуг6.
     Другие  определения термина конкурентоспособности организации приведены в таблице 17. 

Таблица 1
Определения термина “конкурентоспособность организации“
Автор Определение
Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршнев  А.Г., Райзберг Б.А. Способность компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей
Киперман  Г.Я. Способность противостоять  на рынке другим изготовителям и  поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности
Перцовский  Н.И. Возможность эффективной  хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы
Фатхутдинов Р.А. Способность предприятия  выпускать конкурентоспособную  продукцию, преимущество предприятия  по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами 
Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Способность успешно  оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг
 
     Однако, на наш взгляд, можно дать следующее определение конкурентоспособности организации: конкурентоспособность организации – это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации.
     Данное  определение учитывает два ключевых положения конкурентоспособности  организации, во-первых, товары, услуги организации должны быть конкурентоспособными, во-вторых, она должна превосходить конкурентов по потенциалу производить  в будущем конкурентоспособные товары.
     Причем  превосходство должно достигаться  без ущерба финансовому состоянию  предприятия. 

     1.2. Факторы конкурентоспособности  организации
     Оценка  конкурентоспособности организации  может осуществляться только среди  предприятий, относящихся к одной отрасли, либо производящих одинаковые товары или услуги. Конкурентоспособность организации во многом зависит от того, насколько фирма может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. В отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий промежуток времени.
     Конкурентоспособность организации достигается при  длительной и безупречной работе на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что, фирма, работающая более длительный период времени на рынке имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества.
     Конкурентные  преимущества в свою очередь делятся на внешние и внутренние. Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.
     Внутренние  конкурентные преимущества организации  подразделяются на шесть групп8: 1) структурные, образуемые при проектировании организации; 2) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации; 3) технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации; 4) управленческие; 5) рыночные; 6) эффективности.
      Данные  внутренние и внешние факторы  конкурентного преимущества применимы  для абстрактной организации, но для каждой конкретной организации данные конкурентного преимущества необходимо уточнять.
      Рассмотрим  факторы (критерии), которые определяют конкурентоспособность организации у других авторов.
      Артур А. Томпсон-мл и А. Дж. Стрикленд  предлагают при разработке стратегии организации (компании) на основе анализа отрасли и конкуренции выявлять ключевые факторы ее успеха, в том числе такие, как9: качество и характеристики продукции; репутация (имидж); производственные мощности; использование технологий; дилерская сеть и возможности распространения; инновационные возможности;  финансовые ресурсы; издержки по сравнению с конкурентами; обслуживание клиентов.
      Девид Кревенс считает, что при разработке стратегических перспектив руководство  организации (компании) должно во главу угла ставить ключевые компетенции, которые определяются10: конкурентными преимуществами; универсальностью (конкурентное преимущество в различных ситуациях); сложностью дублирования.
      Он  предлагает группировку компетенций (факторов) осуществлять согласно направленности функциональных процессов – внешние (направленные из внешнего окружения  внутрь организации), внутренние (идущие изнутри организации) и двусторонние. Внешние процессы связывают организацию с ее внешним окружением, обеспечивая обратную с ней связь и формируя внешние связи. Внутренние процессы направлены на удовлетворение нужд потребителей. Внешние процессы задают также направленность компетенциям организации, определяемым внутренними  и двусторонними функциональными процессами. Рассматриваемые процессы характеризуются множеством компетенций  (факторов). Данный подход по набору факторов, определяющих конкурентоспособность организации, практически не отличается от рассмотренного выше. В то же время подобный подход позволяет организации строить свою структуру управления, ориентируясь на межфункциональное взаимодействие.
      Голубков  Е.П. предлагает при проведении маркетинговых исследований  для оценки конкурентоспособности организации использовать 16 факторов ее результативности деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности11.   
      Также всю совокупность факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, предлагается разделить на три группы: цели, которые ставит перед собой организация; ресурсы, которыми располагает организация; факторы внешней среды.
      Конкурентоспособность организации  определяется качеством продукции, относительной ее ценой, продвижением продукции на рынки, мощностью сбытовой сети.
      Предлагается  также учитывать  в качестве критериев, определяющих конкурентоспособность организации следующие: критерий, отражающий в динамике степень удовлетворения потребителя; временной критерий эффективности производства.
      Белоусов  В.Л. возможные критерии конкурентоспособности  организации группирует по отдельным  элементам комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации), а также учитывает деловую активность и эффективность деятельности12.
      К основным критериям конкурентоспособности организации относятся также эффективность ее производственной деятельности, финансовое положение, эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке, конкурентоспособность продукции.
     Конкурентоспособность предприятия оценивается путем сопоставления конкретных позиций нескольких предприятий на одном и том же рынке по таким параметрам, как: технология, разрешающая способность оборудования, знания и практический опыт персонала, система управления, маркетинговая политика, имидж и коммуникации. Конкурентоспособность предприятия определяется действием комплекса факторов внешней и внутренней среды его жизнедеятельности.
      В целом, проведенный анализ литературных источников показал, что:
      разные  авторы в зависимости от своих  научных взглядов и области исследований обосновывают разный набор факторов, определяющих конкурентоспособность организации;
      наиболее  обоснованный набор факторов организации, широко используемый при проведении стратегического анализа и маркетинговых  исследований, на наш взгляд, приведен в работах    Артура А. Томпсона-мл и А. Дж. Стрикленда, Девида Кревенса  и Голубкова Е.П. Остальные авторы в той или иной мере используют основные положения отмеченных работ, пытаясь развить их для конкретных направлений деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Методы оценки  конкурентоспособности  организации
     2.1. Системный анализ  организации –  основа оценки ее конкурентоспособности
     Для оценки конкурентоспособности организации (фирмы) сначала необходимо провести анализ ее состояния. Качество анализа  будет высоким при его  проведении с позиций системного подхода. Тогда  анализ можно называть системным. Цель системного анализа - установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров, эффективности и устойчивости функционирования фирмы.
     Этапы проведения системного анализа состояния  организации предлагается «привязывать» к структуре системы управления организацией13:
     анализ  качества научного сопровождения системы управления с точки зрения количества и глубины применяемых инструментов новой экономики;
     анализ  компонентов выхода системы, т. е. качества стратегии организации, уточнение целей исходя из ее внутренних слабых и сильных сторон, внешних угроз и возможностей (SWOT-анализ);
     анализ  конкурентоспособности, эффективности и устойчивости функционирования основных конкурентов на выходе организации, внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон конкурентов;
     анализ  механизма действия закона конкуренции в отрасли, антимонопольного (антитрестовского) законодательства, формы (структуры) и силы конкуренции в отрасли;
     анализ  факторов макросреды страны и инфраструктуры данного региона (города), оказывающих позитивное и негативное влияние на организацию;
     анализ  механизма действия закона конкуренции на входе системы, антимонопольного законодательства и силы конкуренции среди поставщиков организации;
     анализ  внешних угроз и возможностей,  внутренних сильных и слабых сторон организации по сравнению с конкурентами в обеспечивающей подсистеме, т. е. в правовом, методическом, ресурсном, информационном обеспечении организации;
     анализ  сильных и слабых сторон, угроз и возможностей организации в ее организационно-техническом и социальном развитии («процесс» в системе);
     анализ  качества  управляемой  подсистемы  системы 
управления в части формирования системы показателей качества и ресурсоемкости товаров, качества их сервиса, инфраструктуры рынка, организации анализа эффективности этих направлений деятельности и формирования мероприятий по их улучшению;

     анализ  качества управляющей подсистемы системы управления организацией в части управления персоналом по разработке и реализации стратегических и тактических управленческих решений;
     анализ  структуры, содержания и качества связей в системе стратегического маркетинга, инновационного и производственного менеджмента, тактического маркетинга, установление их слабых и сильных сторон;
     анализ  конкурентоспособности выпускаемых товаров, новшеств и выполняемых услуг, персонала и технологий, организации в целом;
     анализ  эффективности использования ресурсов и рентабельности производства;
     анализ  устойчивости функционирования организации;
     установление  стратегических и тактических факторов конкурентоспособности товаров, эффективности и устойчивости функционирования организации для разработки на их основе ее стратегии. На этом этапе синтезируется вся предыдущая работа.
     В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики в настоящее время не решается.  

     2.2. Методы определения комплексного показателя конкурентоспособности
     Проанализируем  используемые на практике методы, с  помощью которых отдельные критерии организации, выраженные количественно, объединяются в комплексную оценку конкурентоспособности.
     1.Представление комплексного показателя конкурентоспособности организации и продукции  (К) суммой вида:
     
,

     где Кi - единичные показатели конкурентоспособности  организации (продукции) общим числом N.   
       Как отмечают Артур А. Томпсон-мл  и А. Дж. Стрикленд, для оценки  конкурентоспособности организации (конкурентной силы организации) менеджеры составляют список ключевых факторов успеха данной отрасли и конкурентных преимуществ либо недостатков (6 – 10 показателей). Затем  проводится оценка организации  по всем показателям (желательно использовать оценки от 1 до 10) и эти оценки суммируются для получения оценки комплексного показателя конкурентоспособности организации14. Аналогичная процедура проводится и для наиболее сильных организаций конкурентов. Сравнение полученных оценок комплексных показателей конкурентоспособности организации и конкурентов позволяет выявить преимущество или отставание организации по отношению к конкурентам.
     В выражении в качестве единичных  показателей конкурентоспособности  организации (продукции) могут выступать и относительные значения, полученные путем деления значений конкретных показателей для организации (продукции) на максимальные значения или на соответствующие показатели для наиболее сильной организации конкурента (продукции конкурента). В этом случае рассчитанный по данной формуле комплексный показатель будет отражать уровень конкурентоспособности организации (продукции) по отношению к организации конкурента (продукции конкурента).
     Данный  метод отличается простотой, но может  искажать общую оценку конкурентоспособности  организации, так как единичные  показатели конкурентоспособности  отдельных показателей не всегда будут одинаково важны для  общей оценки.
     2. Представление комплексного показателя  конкурентоспособности организации и продукции (К) на основе использования среднего взвешенного арифметического показателя единичных показателей конкурентоспособности:                                                
       ,                             
     где Кi  - единичные показатели конкурентоспособности  организации (продукции)  общим числом N; Wi - показатель значимости (веса) i – го единичного показателя конкурентоспособности.
     Чаще  всего на практике используют нормированные  значения значимостей (весов) единичных  показателей конкурентоспособности, т.е. их сумма должна быть равной единице. Тогда комплексный показатель конкурентоспособности будет измеряться в той же шкале измерения, что единичные показатели конкурентоспособности.
     Этот  подход к определению комплексного показателя конкурентоспособности организации предлагают использовать Артур А. Томпсон-мл и А. Дж. Стрикленд, Голубков Е.П и ряд других авторов15.
     Максимов  И., применяя данную формулу, получает для коэффициента конкурентоспособности организации следующее выражение16:
     Ккп = 0,15Эп + 0,29Фп + 0,23Эс + 0,33Ат,
     где Ккп - коэффициент конкурентоспособности  организации; Эп - значение критерия эффективности производственной деятельности организации; Фп - значение критерия финансового положения организации; Эс - значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке; Ат - значение критерия конкурентоспособности продукции.
     Коэффициенты 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 определены экспертным способом последовательных сравнений. Отдельные  показатели Эп, Фп, Эс, Ат в этом выражении  в свою очередь также определяются по взвешенным аддитивным выражениям.
     Метод позволяет определить оценки комплексных показателей конкурентоспособности для организации и конкурентов и выявить относительную позицию на рынке. Преимущество данного подхода состоит в том, что учитывается  важность единичных показателей конкурентоспособности, что дает уверенность в том, что комплексный показатель конкурентоспособности будет более точно отражать измеряемое свойство. К недостаткам этого подхода следует отнести субъективность определения показателей значимости (веса) единичных показателей конкурентоспособности  организации. 
     3. Определение комплексного показателя конкурентоспособности организации через среднее арифметическое показателей конкурентоспособности отдельных видов продукции:                                           
       К = ,                            
     где Кi -   показатель конкурентоспособности  i - ой  продукции организации; N – общее число продукции, производимой организацией.
     Белоусов  В.Л. предлагает использовать данную формулу для расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности организации на основе итоговых показателей конкурентоспособности отдельных видов продукции (Кi), которые он называет «коэффициентами маркетингового тестирования конкурентоспособности»17. В свою очередь каждый показатель конкурентоспособности отдельных видов продукции (Кi) он определяет как сумму коэффициентов рыночной доли, предпродажной подготовки, изменения объема продаж, уровня цен, доведения продукта до потребителя, рекламной деятельности, использования персональных продаж, использования связей с общественностью деленную на общее число этих  коэффициентов, т.е. на восемь.
     Ряд авторов предлагает использовать формулу для определения конкурентоспособности организации, предварительно оценив конкурентоспособность каждого i – ого вида продукции:
     Кi =
,

     где Е – полезный эффект от потребления  продукции, определяемый отношением числа показателей, по которым продукция является наиболее привлекательной для потребителя, к общему числу оцениваемых показателей; Р – цена потребления продукции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.