На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международная торговля лицензиями и ноу-хау

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    Введение. 

    Мировая экономика – это сложная, динамично  развивающаяся система. Все большую  преобладающую роль в мировой  экономике играет торговля услугами, которая включает в себя различные  формы ее проявления, в т.ч. торговлю лицензиями и ноу-хау.
    Технологический обмен оказывает все большее влияние на экономическое развитие страны и обуславливает ускорение его темпов.
    В современных условиях в развитых странах практически все изобретения  и новые товары патентуются. Лицензионная торговля играет все возрастающую роль в экспорте наукоемкой продукции. Одной из причин быстрого развития лицензионной торговли является повышение ее доходности.
    Международная торговля лицензиями и ноу-хау стала  важной составляющей частью современной  мировой торговли. Экспорт лицензий и ноу-хау стимулирует расширение традиционных товарных потоков.
    Я думаю, что торговля лицензиями и  ноу-хау актуальная тема, т.к. как  и продажа, так и приобретение лицензий позволяют достичь определенного  положительного экономического эффекта.
    В первом случае лицензиар получает необходимые финансовые ресурсы в виде дохода от продажи, в некоторых случаях – рекламу, зарабатывает репутацию; во втором – лицензиат получает необходимые ему секретные знания, технологии и т.д. для своей производственной деятельности, получает доступ на рынки, которые раньше были для него не доступны.
    В своей работе я попыталась:
    -рассмотреть  сущность лицензионной торговли;
    -дать  определение таким понятиям, как  «лицензия» и «ноу-хау»;
    -рассмотреть  основные формы технологического  обмена;
    -дать  общий обзор на современное  состояние рынка лицензий и  ноу-хау;
    -определить  роль и место лицензий и  ноу-хау в экономике России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Понятие лицензионной торговли. 

    1.1. Сущность понятий «лицензия» и «ноу-хау». 

    Мировая экономика является сложной системой. Между странами возникают различные экономические отношения. Перемещение факторов производства лежит в основе международной торговли знаниями (международная передача технологий). 1
    Когда речь идет о выгодах, обусловленных инновациями, подразумеваются, прежде всего, выгоды коммерческие, которые сводятся к экономии издержек или изобретению новой продукции. Если такие инновации осуществлять на регулярной основе, они могут стать источником систематически сменяющих друг друга монополий-торговли новыми продуктами или подешевевшими старыми, ориентированных на получение сверхприбыли до тех пор, пока другие не освоят те же продукты или технологии.2
    Легализация и законодательное оформление прав собственности создают условия  для индивидуальных усилий и экономической активности. Конкурентный рынок работает, если права собственности защищены законом и институтами, обеспечивающими его исполнение.3
    Лицензионная  торговля – основная форма международной  торговли технологиями, включающая сделки с «ноу-хау», патентами и лицензиями на изобретения.4
    Лицензия  – это разрешение продавца (лицензиара) на использование другим лицом-покупателем  лицензии (лицензиатом) – изобретения, технологии, технологических знаний, производственного опыта, секретов производства, торговой марки, которые необходимы для производства коммерческой и иной информации, в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.5
    Ноу-хау (англ. «know-how»)  - знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой.6
    Предметами  лицензии являются:
    -запатентованные изобретения;
    -промышленные образцы;
    -товарные знаки;
    -ноу-хау;
    Существуют, как минимум, девять экономических  причин для лицензирования своей  интеллектуальной собственности: 7
    -с  помощью лицензирования лицензиар  получает дополнительные ресурсы  в виде тех, что имеются в  наличии у лицензиата. Предоставляя лицензиату право продвигать и распространять свою продукцию, лицензиар получает возможность проникнуть на те рынки, которые раньше были для него закрыты;
    -лицензирование  расширяет географию рынков. Большинство  продуктов, экспортирующихся за  границу, требуют определенной адаптации. Потребуется модификация товаров для их соответствия местным законам и стандартам - маркетинговая политика будет расширяться;
    -лицензирование  расширяет товарные возможности  рынков. Фирма может иметь ресурсы  для использования своей интеллектуальной собственности в рамках только одного продукта, в то время как эта интеллектуальная собственность может быть применима по отношению к другим товарам и услугам;
    -если  фирме не хватает финансовых  ресурсов или персонала для  быстрого проникновения на рынок, продажа лицензии существенно ускоряет этот процесс;
    -некоторые  товары продаются лучше, если  они продаются вместе или для  использования и другим продуктом; 
    -компания  может предоставить лицензию  по запросу фирмы, оперирующей  в неконкурентной сфере. Лицензирование с этой целью возможно лишь в том случае, если лицензиар не заинтересован в использовании интеллектуальной собственности в неконкурентной области;
    -лицензирование - один из способов для фирмы  получить технологии, за которые в другом случае ей пришлось бы заплатить. Лицензиар, как правило, имеет право получать информацию об улучшениях, внесенных лицензиатом в интеллектуальную собственность. Перекрестное лицензирование также является эффективным методом технологического обмена, когда две конкурирующие фирмы с различными научными и технологическими преимуществами могут по договоренности пользоваться разработками друг друга. Такой вид лицензирования дает тот же эффект, что и совместное предприятие, но без необходимости координации совместных операций;
    -в  случае, если объектом лицензии  выступает торговая марка, лицензиат  соблюдает стандарты качества  и успешно осуществляет продажи,  лицензиар получает такие дополнительные  преимущества, как известность среди  потребителей, хорошую репутацию и др.;
    -лицензирование  позволяет фирме осуществлять  определенный контроль над собственными  инновациям и над направлением, в котором развивается отрасль  в целом.
    Лицензии  могут быть патентными и беспатентными.
Патентная лицензия - это передача права использования патента без соответствующего ноу-хау ("чистый патент").
    Патентные предполагают наличие у покупателя развитой технологической базы для  проведения дальнейших исследований в  области НИОКР, расходов на внедрение в производство. Во внешнеторговой практике СССР много примеров, когда приобретались технологические линии для производства конкретной продукции, медицинское оборудование без ноу-хау, в результате чего огромные затраты превращались в груды металла.
      Беспатентные передают покупателю ноу-хау, сохраняя права собственности на инновационный продукт за лицензиаром. В настоящее время на их долю приходится основная часть лицензионной торговли в мире.
    Также выделяют самостоятельные ("чистые") и сопутствующие лицензии. Самостоятельные  предполагают передачу технологий или технических разработок независимо от их материального носителя, то есть предметом продажи является сама лицензия, а сопутствующие имеют зависимый характер и предоставляются одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставку технологического оборудования или оказание консультационных услуг.
    Наибольшее  распространение в международной  торговле получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную  передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними ноу-хау. Однако в последнее время в мире наметилась тенденцию к сокращению объема продаж беспатентных лицензий, т.к. в развитых странах патентуются технические решения, изобретения и товары, производимые по новой технологии.
    В зависимости от характера и объема прав на использование предметов лицензии они могут быть:
    -неисключительными  (простыми), которые оставляют лицензиару  возможность предоставлять одну  и ту же лицензию нескольким  лицензиатам, расположенным на  данной территории. Продажа такого вида лицензий характерна в сфере массового производства;
     -исключительными, которые предполагают  монопольное право лицензиата  на использование предмета лицензии. Лицензиар отказывается от самостоятельного  использования запатентованного  им предмета лицензии и продажи его на оговоренной территории. Является наиболее распространенной формой лицензий в международной торговле. Популярность данного вида лицензий объясняется тем, что нет риска столкнуться с другим лицензиатом, что избавляет от нежелательной конкуренции;
    -полными,  которые предоставляют лицензиату  исключительное право на использование  патента или ноу-хау в течение  действия соглашения.
    Наиболее  характерными при передаче технологии являются лицензионные соглашения на приобретение ноу-хау в сочетание с контрактом на техническое содействие и на промышленное и коммерческое использование патента, с контрактом на инженерно-консультационные услуги, использование товарного знака и технологическое содействие.
    Продажа лицензий осуществляется посредством  заключения лицензионного соглашения - договора, по которому лицензиар предоставляет своему покупателю разрешение или право на использование объекта лицензии за определенное вознаграждение. При этом право собственности на предмет договора остается за продавцом, а лицензиат получает право на его использование на конкретных условиях в течение срока действия соглашения. Если в соглашении оговорена такая возможность, то лицензиат, купивший полную или исключительную лицензию, может предоставлять третьим лицам сублицензию, по объему прав практически аналогичную простой лицензии.
      За продажу лицензий выплачивается  вознаграждение (лицензионные платежи), наиболее распространенными видами  которого являются:
     -периодические отчисления (роялти) от дохода покупателя в течение  всего периода действия соглашения, позволяющие установить прямую зависимость размера вознаграждения от экономического эффекта использования предмета лицензии, т.е. периодические отчисления выступают в виде участия в прибыли лицензиата. Такие отчисления могут находиться в пределах от 10% - по простой - до 20-30% - по исключительной лицензии. Роялти выплачивается обычно в конце каждого года действия соглашения, начиная с момента выпуска готовой продукции. Форма расчета от суммы продаж применяется тогда, когда определение реальной прибыли лицензиата связано со сложностями. Колебания цен на мировом рынке могут уменьшить прибыль лицензиата и сделать обременительной выплату роялти в твердо установленном размере. Поэтому при долгосрочных соглашениях применяются дифференцированные ставки, изменяющиеся по годам.
    -единовременные (паушальные) платежи, устанавливаемые  на основе экспертных оценок. Эти платежи не связаны во  времени с фактическим использованием  лицензии. Паушальный платеж представляет  собой выплату твердо зафиксированной суммы лицензионного вознаграждения единовременно или в 2-3 приема. Эта форма встречается довольно редко, обычно при продаже прав на патенты или при разработке технологии на уровне идеи.
      На практике чаще всего встречаются  комбинированные платежи, включающие в себя первоначальную сумму в виде паушального платежа (10-13 % от общей лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).
    Особая  форма лицензионных расчетов - перекрестное лицензирование - взаимный обмен лицензиара и лицензиата лицензиями на льготных условиях, с взаимным информированием обо всех усовершенствованиях, доработках и нововведениях в рамках предмета и срока соглашения. Перекрестное лицензирование возникло в мировой практике в середине 70-х гг. и сейчас получает все большее развитие в связи с расширением масштабов научно-технического сотрудничества и научно-производственной кооперации между независимыми фирмами и компаниями, а также между ТНК и его филиалами.
    Одним из наиболее сложных вопросов при заключении сделок по торговле лицензиями является определение их цены.8
    Цена  лицензии - фиксированная сумма платежей, находящаяся в зоне между минимально допустимой для лицензиара и максимально  допустимой для лицензиата. В связи  с этим расчет стоимости лицензии должен быть направлен на правильное установление зоны оптимальных, справедливых сумм платежей.9
    Подход  к определению цена лицензии должен быть основан на реальной оценке того экономического эффекта, который сможет получить покупатель лицензии.
    При определении размера лицензионного вознаграждения лицензиар и лицензиат учитывают следующие факторы, влияющие на цену лицензии:
    -научно-техническую  значимость и коммерческие возможности  использования нововведения, обеспечивающие  лицензиату получение дополнительной  прибыли от применения предмета лицензии;
    -степень  разработки изобретения: идея, техническое  решение, полупромышленное или  промышленное использование;
    -размер  капиталовложений, необходимых для  организации производства продукции  по лицензии;
    -правовую  защиту изобретения (патентная или беспатентная лицензия, ноу-хау);
    территорию  договора, т.е. перечень стран, на территории которых лицензиату предоставлено  право на использование технологии для организации производства и  продажу продукции по лицензии;
    -предоставляемое  лицензиату право на использование объекта промышленной собственности в рамках оговоренной территории (исключительное или неисключительное);
    -расходы  на собственные НИОКР при разработке  новой технологии, сопоставимой  по экономической эффективности  с закупаемой;
    -объем передаваемой технической документации по научно-технической разработке или ноу-хау. В цене учитывается, передается ли в рамках лицензионного соглашения техдокументация в полном объеме (конструкторская, технологическая и эксплуатационная) или частично (только конструкторская);
    -зависимость  лицензиата от лицензиара в  поставках необходимых сырья,  материалов, узлов и деталей для  организации производства продукции  по лицензии;
    -условия  лицензионного договора о взаимообмене  техническими усовершенствованиями, как обеспеченными, так и не обеспеченными лицензионной защитой;
    -объем  технической помощи, оказываемой  лицензиаром лицензиату в освоении  закупленной им лицензии;
    -наличие  конкурентных предложений на  продажу технологий, сопоставимых  по экономической эффективности с закупаемой (продаваемой) технологией;
    -государственное  регулирование лицензионной торговли (налогообложение, размер роялти  и т.д.);
    -вид  платежа за лицензию;
    -условия  лицензионного договора о судебных  издержках по возможным искам  третьих лиц о нарушении их патентных прав;
    другие  условия.
    Цена  лицензии - обобщающий показатель полезности ноу-хау, по своей природе и формам оплаты аналогичен цене лицензии.
    Формируется за счет передачи части дополнительной прибыли, полученной покупателем в  результате использования ноу-хау на производстве, продавцу.
      Фактическая цена ноу-хау выражается  либо в виде паушального платежа,  либо в виде роялти, выплачиваемой  покупателю за период действия  соглашения о передаче ноу-хау.
    Ноу-хау  позволяет передавать технические  знания практический опыт во всех аспектах человеческой деятельности, если он представляет коммерческую ценность и применим в производственной и профессиональной практике. Ноу-хау могут включать:
    -предметы - образцы изделий, незапатентованные  промышленные образцы, машины, приборы, запасные части, инструменты и т. д.;
    -техническую  документацию - формулы, расчеты,  чертежи, схемы, незапатентованные  изобретения и т. д.;
    -инструкции - пояснения, касающиеся конструкции производства или применения изделия, процесса производства, производственных навыков, практических советов; сведения и данные, помогающие решить экономические вопросы.
    Таким образом, понятие "ноу-хау" достаточно широко. Оно охватывает всевозможную техническую и иную информацию, необходимую, прежде всего, для производства какого-либо изделия, и представляет собой определенную экономическую ценность.
    В отличие от запатентованного изобретения  ноу-хау не пользуются особой правовой защитой, и поэтому наилучшей формой подобных знаний является коммерческая тайна.
    В международной практике наиболее часто  встречаются патентные лицензии с одновременной передачей ноу-хау  и оказанием технической помощи в налаживании производства. Второе место занимают лицензии на ноу-хау, и только третье - чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Т.к. на ноу-хау не распространяется патентная защита, особое значение в данном виде лицензионных соглашений имеют условия о неразглашении ноу-хау как в период срока действия лицензионного соглашения, так и после его окончания. В этой связи иногда в соглашении даже оговаривается порядок ознакомления с ноу-хау сотрудников лицензиата.
    Наиболее  характерными условиями лицензионных соглашений, ограничивающими лицензиата в использовании ноу-хау, являются:
    -не  передавать приобретенные знания и опыт третьей стороне в течение срока действия соглашения и в среднем до пяти лет после окончания этого срока;
    -указывать  в рекламных документах или  на выпускаемой продукции, что  она изготовлена по лицензии  другой фирмы;
    -не  предоставлять сублицензии на ноу-хау, так как это может повлечь за собой его утрату.
    Существует 7 основных принципов ноу-хау, исполнение которых способствует более эффективному их использованию и получению максимально возможного экономического эффекта:
    -Ноу-хау – всегда научно-техническое достижение.
    При этом его уровень не имеет значения. Это может быть изобретение без  патента, не полученного с целью  сохранения тайны и не разглашения  направления поиска проводимого  фирмой. За рубежом на предприятиях распространены собственные патентные библиотеки – картотеки: в них вносятся все патенты, заявки, отчеты с конференций и прочие данные которые удалось получить по интересующей тематике. Разработчик, пользуясь подобной картотекой, еще до разработки изделия может определить его новизну, технические решения конкурентов, срок выхода на рынок аналогичного изделия, уровень его юридической защиты. Поиск решений идет в направлении обхода существующих моментов с учетом коммерческой целесообразности и срока исполнения.
    -Научно-технические достижения имеют техническую ценность.
    Данные  решения могут быть воспроизведены промышленным путем. Далеко не все технические  решения в силу не состыковки с  существующей производственной технологией  пригодны для серийного повторения, отсюда производство на коленках в электронной промышленности и нереализуемые концепт - кары в автомобильной.
    -Научно-технические достижения не защищены законодательством.
    Предполагается  только монополия секретности. Сам  факт существования ноу-хау зачастую хранится в тайне.
    -Носит секретный характер.
    Ноу-хау  известно ограниченному кругу лиц  на предприятии и только в той  части, знание которой необходимо для  выполнения их служебных обязанностей. На начальном этапе переговоров  заключается опционное соглашение в форме Соглашения о конфиденциальности, Договора о намерениях, Меморандума или Памятной записки. Суть сводится к тому, что продавец обязуется ознакомить покупателя с общим содержанием ноу-хау, а покупатель обязуется купить данное ноу-хау, в случае отказа от покупки обязуется не использовать полученные сведения, не разглашать их и не передавать третьим лицам. Иногда стороны идут на депонирование средств в счет продавца, переходящих ему при каких-либо нарушениях Соглашения. В данной ситуации опционный договор не может иметь в заглавии слова “соглашение”, поскольку по международной традиции соглашения не подразумевают операции по изменению прав собственности.
    -Технические решения имеют коммерческую ценность.
    Данный  момент особенно выгодно использовать при переговорах: целое изделие дробится на блоки, блоки на узлы, узлы на части, из узлов или частей выделяют ноу-хау. Таким образом, удается получить плату за все ноу-хау содержащиеся в изделии. Такая тактика особа эффективна при торговле комплексным оборудованием, когда удается продать до сотен сопутствующих лицензий на ноу-хау.
    -Для использования ноу-хау необходимо обладать определенными знаниями.
    Обычно  применяется понятие “существующий  уровень техники”, описывающее знания, которыми обладает специалист в своей  специальности, полученные из доступных не специалистам источников, т.е. за уровень техники принимается уровень открытых публикаций. Буквальное понимание данного подхода приводит к высоким затратам по освоению и применению полученных ноу-хау, что однозначно повышает уровень производства, но снижает коммерческую эффективность всей операции.
    Также без учета данного критерия возможно выдвижение покупателем требований к продавцу по подготовке специалистов покупателя до уровня, необходимого для  применения полученного ноу-хау  за счет продавца. Если же существует данная запись, то подобные образовательные услуги оформляются отдельным договором либо отдельной статьей в общем договоре и имеют самостоятельную стоимость и отдельный расчет цены.
    -Не  имеет значения при продаже лицензии устно, письменно или зрительно будет передано ноу-хау.
    Это исключительно российское дополнение, продиктованное стремлением избежать потерь на этапе переговоров и  последующей подготовки документации. В мировой практике существует традиция устной лицензии, не фиксируемой ни на каких носителях и сокрытой формой оплаты. Ее существование продиктовано сложной конкурентной борьбой на мировых рынках. Однако опционное соглашение должно быть заключено при любых условиях.
    Продажа ноу-хау всегда способствует увеличению доходов продавца и ускорению освоения предметов соглашения покупателем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2.  Формы обмена технологиями. 

    Высокие темпы научно-технического прогресса  во второй половине XX в. Привели к расширению технологического обмена.
    Международный технологический обмен может осуществляться:
    -на  некоммерческой основе (научно-технические  публикации, конференции и симпозиумы, миграции ученых и специалистов);
    -на  коммерческой основе (передача на  условиях лицензионных соглашений  прав пользования изобретениями – патентов, лицензий, ноу-хау).10
    В сферу технологического обмена включены важнейшие формы человеческой деятельности – наука, техника, производство, управление. При этом в обмен могут быть включены как одновременно все четыре формы человеческой деятельности, так и любые их сочетания.
    Формы реализации технологии на мировом рынке  различны. В проекте «Международного  кодекса поведения в области  передачи технологии», разработанном  в рамках ЮНКТАД, был сформулирован  следующий перечень сделок, заключаемых  при:
    -передаче, продаже или предоставлении по  лицензии всех форм промышленной  собственности (за исключением  товарных и фирменных знаков). Современные лицензионные соглашения не только включают право лицензиата на использование изобретений, но и предусматривают передачу ему лицензиаром знаний, технического опыта и т.д., необходимых для практического освоения предмета лицензии;
    -предоставление  ноу-хау и технического опыта.  Договоры на передачу ноу-хау  отличаются от лицензионных соглашений  тем, что владелец технологии  или изобретения оказался по  каким-либо соображениям от их  патентования, не отказываясь в  то же время от продажи самой технологии;
    -предоставление  технологических знаний, необходимых  для приобретения, монтажа и использования  машин и оборудования, полуфабрикатов  и материалов, полученных за счет  закупки, аренды, лизинга или каким-либо  другим путем; 
    -промышленном и техническом сотрудничестве в части, касающейся технического содержания машин, оборудования, полуфабрикатов и материалов;
    -оказании  инжиниринговых услуг, к которым  относятся подготовка технико-экономических  обоснований, проектов; консультации; строительный, инвесторский и технический надзор; кратко- и долгосрочные консультационные услуги; проектирование новой технологии; техническое содействие при проведении специализированных работ; проведение испытаний и проверки оборудования и машин и переработка сырья заказчика с использованием оригинальной технологи;
    -передача  технологии в рамках научно-технической  и производственной кооперации, когда в значительной степени  объединяются научно-технические  потенциалы каждой из сторон  и происходит оперативный и  стабильный обмен технологией в течение длительного времени;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.