На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Интерактивные методы обучения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЕРЕВАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЛИНГВИСТИЧЕКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я.БРЮСОВА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ТЕМА: Интерактивные методы обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                               Студентки:Лилит   Авагян и
                                   Лилит Ваганян
              ФРИЯ,   3-ий курс,  группа «З»
              Руководитель: М.Г. Мискарян 
               
               
               
               
               
               
               
               
               

                                                ЕРЕВАН 2011 

Содержание  

Введение ---------------------------------------------------------------------------------------3 

1 Общее понятие о методах интерактивного обучения
1.1.    Интерактивные методы обучения, как средство формирования
         передметных компетенций -----------------------------------------------------------4
1.2.    Применение интерактивного метода обучения, как средство
     повышения познавательных способностей учашихся -------------------------5
1.3.    Методы обучения ---------------------------------------------------------------------6 

2 Педагогические условия реализации интерактивных методов обучения
2.1.   Интерактивные методы обучения и их преимушества ------------------------11
2.2.   Интерактивные подходы ------------------------------------------------------------13
2.3.   Структура интерактивного урока --------------------------------------------------16 

Заключение ------------------------------------------------------------------------------------18
Список литературы --------------------------------------------------------------------------19
Приложение -----------------------------------------------------------------------------------20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   
 
 

  ВВЕДЕНИЕ 
 

«Страшная это опасность-безделье за партой:
безделье  шесть часов ежедневно, безделье месяцы
 и годы - это разрушает, морально калечит человека,
и ни школьная бригада, не мастерская, ни школьный
участок- не что не  может возместить того,
что упушено  в самой главной сфере, где  человек
 должен  быть тружеником, - в сфере мысли».1 

В.А.Сухомлинский 

     Интерактивное обучение (от англ. «Inter»–взаимный, «akt»-действовать) – это обучение  построенное  на взаимадействии  учащегося  с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
     Учашийся  становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.По сравнеию с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося:активность педагога уступает место активности учащихся,  а задачей  педагога становится создание условий для их инециативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускаюшего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помошника  в работе, одного из источников информации.
     Интерактивное обучение широко используется  в  интенсивном обучении. К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют  вовлечению учащегося в активный процесс получения и переработки знаний.Для того, чтобы освоить и применять эти методы в учебной практике, учитель на занятиях включается  в различные методике группового взаимодействия. К ним можно отнести занятия, ориентированные  на  содержание.
     Особую  актуальность тема работы приобретает в настоящее время, когда широкое распростраение приобретают информационные технологии в обучении. Информационные технологии позволяют создавать интерактивные обучающие программы, оказывающие допалнительную поддержку учащимся в освоении учебной программы и развитии познавательной деятельности.
Объектом  моей работы являются интерактивные  методы обучения и их преимушества.
     Задача  нашей работы:изучить имеющуюся литературу и интернет – ресурсы по данной теме. Наша работа состоит из 2 глав:
1. Общее  понятие о методах интерактивного обучения.
2. Педагогические условия реализации интерактивных методов обучения. 
 
 
 
 
 

1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О МЕТОДАХ ИНТЕРАКТИВНОГО  ОБУЧЕНИЯ 

1.1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
     
      На современном этапе образования, перед социально - гуманитарными предметами стоит задача формирования компетенций, включающих в себя фундаментальные и практические знания о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей; о возможности достижения успеха в том или ином виде деятельности, ценностные ориентиры деятельности; умение и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды деятельности.В ее реализации главную роль играют такие предметы, которые позволяют учащимся:
    овладеть системой учебной деятельности, призванной развить аналитические навыки школьников, учения использовать характерные методы для познания, в результате чего происходит формирование мышления;
    освоить  разнообразные методы поиска и анализа информации, навыки свободной ориентации  в современном информационном пространстве;
    развить коммуникативную культуру, став толерандным, способным к пониманию и признанию других мнений и точек зрения;
    определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
    овладеть системой жизненнных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством.
      При формирвании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески – критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности.Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяют интерактивные методы обучения:групповое обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления через чтение и письмо и обучение с использованием  информационно-коммуникационных технологий (электронный учебник, репетитор, и т.д.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 

     В последнее время велик интерес к тем образовательным моделям, педагогоческим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данной цели.
     На  первый план при обучении выходят не функциональные компетенции, а воспитание таких личных способностей учащегося, которые впоследствии позволяют ему занять активную позицию в жизненных обстоятельствах и самому определить образовательную траекторию,  карьерный рост, понимание других людей и сотрудничество.
     Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициaтивность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помошника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у  учащихся способность самостоятельного решенеия проблемы.
     Вопросами совершенствования учебно-воспитательного  процесса, развития познавательных способностей учащихся, формирование у них основных приемов и навыков учебной деятельности, занимались различные специалисты по педагогике и психологии.В педагогике под познавательной деятельностью понимают совокупность мер предпринимаемых с целью ее эффективности.
     Л.С.Выготский  сказал: «Для того, чтобы учащийся по настоящему включился в работу нужно, чтобы задачи, которые ставятся в ходе учебной деятельности, были  не только понятны, но и внутренне приняты или чтобы ни приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях. Развивающие особенности-это развитие физических, познавательных, нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей».2
     Анализ  литературы о развитии познавательных способностей учащихся показывает, что  эту проблему решили многие. Среди них Р.Декарт, Р.В.Лейбниц. Они утверждали, что «это врожденное образование». «Способности – индивидуально - психологические особенности личности, являются условием успешного выполнения той или иной  продуктивной деятельности». «Способности включают себя как отдельные знания, так и готонвность к обучению новым спсобам  и приемам деятельности».3
     Познание  требует активной работы мысли и совокупности всех процессов сознательной деятельности.  Овладение знаниями, их «присвоение» требует не только запоминания, но и их переосмысления.
     Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение и множество других операции познавательной деятельности способствует опробированию знания, совершенствованию их усвоения.
     Операясь  на вышесказанном, мы убеждаемся, что  повысив эффективность развития познавательных спсосбностей учащихся путем  применения интерактивных методов в образовательном процессе, позволяет добиться достаточно высоких результатов 
 

1.3. МЕТОДЫ ОЬУЧЕНИЯ 

     Существующая  система образования кажется  для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные  психологами социологами  в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводя в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.
     Исследование, описываемое в статье А.Зверева  «10 и 90-новая статистика интеллекта», начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым из разных стран, которые недавно окончили школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.
     Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М.Балабана сделать вывод, что школа независимо  от того, в  какой стране она находится, учит успешно только одного из десятих своих учащихся.
Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется  все теми же 10%  учащихся. Объяснение очень простое: «только 10% людей способны учиться с книгой в руках». Говоря инымы словами, только для 10% учащихся приемлимы методы, используемые традиционной школе.Оставшиеся 90% учащихся так же способны учиться, но не  с книгой в руках, а  по другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».4
     Результаты  этого исследования привели к  выводу, что обучение должно строится иначе, по - другому таким  образом, чтобы все учащиеся могли учиться,так  как «полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи».5
     Один  из вариантов организации учебного процесса-использованные педагогом  в своей деятельности методов  интерактивного обучения.Существующее в настоящее время множество  методов интерактивного  обучения позволяют осуществлять данный процесс  достаточно успешно. 
 

СИСТЕМА МАРКИРОВКИ ТЕКСТА INSERT.
     Этот  прием имеет два этапа, и только первый из них важен для стадии осмысления.Учащимся   предлагается   система   маркировки   текста   особыми   знаками,   с   целью отфильтрования содержащейся в нём информации.
Например:
V Галочкой помечается то, что им уже известно.
- Знаком  минус помечается то, что противоречит  их представлениям.
+ Знаком  плюс помечается то, что является  для них интерсным и неожиданным.
? Вопросительный  знак ставится, если у них возникло  желание узнать о чем-то подробнее.
     Читая текст, учащиеся помечают сответствующим знаком на полях отдельные абзацы и предложения. 

ДЕСЯТИМИНУТНОЕ  СОЧЕНЕНИЕ
     После чтения текста или общего обсуждения можно предложить учащимся выразить свои мысли в десятиминутном эссе. Для этого учитель просит учащихся в течение десяти минут записывать свои мысли, неостанавливаясь по конкретной темой, соответвующей предыдущего обсуждения пли проработанного текста.
     Учащиеся   пишут  свободное  сочинение   непрерывно.   В   случае,  если    они не  могут придумать, что написать, следует записать  фразу: «Я  не знаю, что дальше  писать»…. 
     Главное  - писать   без   остановки.   После   свободного   эссе   многие   учителя иногда   предлагают  учащимся   просмотреть   написанное, выделить  основополагающие идеи, написать новое сочинение, используя эти идеи как стержень. 

ПЯТИМИНУТНОЕ  СОЧЕНЕНИЕ
     Этот  вид письменного задания применяется  в конце урока,чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изучаемой  теме и дать учителю почувствовать, что происходит в сознании его учеников. Учащихся просят выполнить следующие два задания: написать то, что они узнали по данной теме и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Учитель собирает эти письменные работы и может использовать их при планировании следующего урока. 

Т-ОБРАЗНАЯ ТАБЛИЦА
  Т-образная таблица-это гибкий графический классификатор, используемый при записи тех обсуждаемых вопросов, которые требуют двоякого ответа (да-нет. за-протнв) или предусматривают  сравнительно    -  противопоставительный    анализ.   Метод   можно использовать при индивидуальной или групповой работе.  
 
 

ДИАГРАМА  ВЕННА
        Диаграмма Венна представляет  из себя две или более окружности, имеющие большую общую площадь  посередине.
     Эту диаграмму можно использовать с целью выявления противопоставлений пли общности определённых идей. Это упражнение можно выполнять как индивидуаьно, так и в группах. Оно не содержит большого и подробного объёма информации, хотя следует  отметить то обстоятельство, что, отмечая общности и особенности, от учеников требуется записывать всеохватывающие формулировки. Очень часто этот метод используется на  уроках литературы при обсуждении двух противоположных характеров.  

ПРИЗМА
       Призма - это активный метод обучения. Он стимулирует    свободное и раскованнее  обдумывание какой-либо темы. Этот метод делает процесс мышления наглядным и  образным. Его используют в начальной стадии урока, для обеспечения связи уже имеющихся у учеников знаний и понятий с новым изучаемым материалом. Использонанние данного  метода  обеспечивает  удачное  начало  урока.   Его   можно  использовать   при индивидуальной работе,  но  его применение более результативно  во  время работы в группах. «Призма» не занимает много времени, проходит быстро и живо.
   Шаги, необходимые для выполнения «Призмы»:
     1. Даётся исходное слово, то есть, то основное понятие, которое 
       изучается.
     2. Процесс продолжается до конца. Наиболее результативна
        трёхступенчатая призма, после чего призма начинает
        закрываться. В этом случае клеточки заполняются е учётом 
        ассоциативной связи двух предыдущих слов.
         3. Заканчивается призма замыкающим словом.
         4. Заключительный шаг призмы — найти логическую связь между
            исходным и   замыкающым словом и составить предложение.
     Таким образом, если в течение  построения призмы активизируется  сфера подсознательного, то на  последней стадии, связывая исходное  и замыкающее слово в одну  мысль или предложение, тем  самым развивается сфера сознательного. 

МЕТОД ПРОЕКТА
Подготовительный  этап
      организационная работа
      планирование работы
      разработка критериев оценивания
 
Обучающий этап
      знакомство с критериями оценивания
      знакомство с рабочими материалами
      самостоятельная исследовательская работа
      оценивание
 
Заключительный этап
      представление результатов
      оценивание презентации
      организационная работа
      выбор способа презентации
      Роwеr Рoint
      Буклет
      Web  сайт
      Видеофильм
      oрганизация     мероприятия,  на     котором    будут     представлены     результаты иследованний
      оценивание представленных результатов
 
КЛАСТЕР
  Кластер позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, даёт доступ к собственным знаниям, пониманию или представление об определенной теме, развивает память и пространственное мышление.
   Кластер может применяться на  всех трёх  стадиях урока для изучения  новой теме и закрепления, повторения и контроля. Его можно составлять, индивидуально, в группах или всем классом.
     На стадии вызова  в середине листа или доски пишется ключевое слово (тема) и вокруг записываются слова или словосочетания, которые приходят на ум в связи с данной темой, на этой  стадии  кластар стимулирует мысленную деятельность, восстанавливает в памяти словарный запас. Этот метод можно использовать также для повторения ранее изученной темы;
  На стадии осмысления  кластер помогает хорошо понять и усвоить содержание, способствует развитию умения выделять главную информацию, анализировать и запоминать её;
     На   стадии   размышления   кластер   используется   в   качестве   средства   для  закрепления темы и подведения итогов, для контроля и самоконтроля. 

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
     Цель  метода: обмен информацией, разработка идей; развитие умений слушать, работать самостоятельно, критически и творчески  мыслить, представлять результаты работы.  

Организация работы.
     1.Учебный  материал или задание делится  на 4-6 частей. Каждая группа получает  для изучения одну из этих  частей. Количество групп может  быть больше количества частей  учебного материала. В этом  случае одну и ту же часть  материала изучают две группы.
     2. Группы, состоящие из четырех участников, работают над полученной частью материала и создают картину, коллаж, таблицу, диаграмму и пр.
     3. Готовые работы вывешиваются на стене комнаты, создавая как бы картинную галерею.
     4. Внутри групп участники рассчитываются до четырёх и формируют четыре новые группы в соответствии со своими номерами: все первые номера - одна группа, все вторые - другая и т.д.
     5. Эти новые группы обходят галерею, останавливаясь перед каждым экспонатом. Участник данной группы, который участвовал в разработке данного экспоната, подробно представляет работу, отвечает на вопросы и по предложению других участников группы   вносит дополнения или изменения. Путешествие завершается, когда все группы ознакомятся со всеми работами.
     6. После путешествия по картинной галерее основные  группы вновь обсуждают свою работу, сравнивают её с другими работами и анализируют  возникшие вопросы.
 
СНЕЖНЫЙ КОМ
  Цель метода:
     обмен  мнениями между участниками группы, отбор, сбор н формулирование  идей и мнений группы;
       демонстрация преимущества работы  в малых группах – от двух  до четырёх участников.  

Организация работы
     1. Учитель представляет ученикам  какую-либо историю, рассказ или  комикс.
     2. Индивидуальная работа: какая мысль возникла у вас в первую очередь в связи с представленным материалом? Запишите ваши мысли, идеи по поводу рассказа, истории комикса. На работу отводится 4 минуты.
     3. Составьте пары, представьте друг другу ваши личные мнения, затем вместе сформулируйте общие для вас обоих 3-5 мнений, взятых из перечня ваших собственных идей, и запишите их на листе бумаги.
     4. Сформируйте группу из четырёх человек.Представьте мнения, сформулированные в парах. Снова сформулируйте общие уже для всей группы четыре мнения. Запишите их на отдельной бумаге. На работу отводится 8 минут!
     5. Две группы каждая по четыре человека объединяются и создают большие группы не восемь человек. Группы представляют свои мнения, выясняют, в чём они совпадают и чем  отличаются. Снова формулируют четыре общих для всей группы мнения.
    6. Все мнения, сформулированные в группах, представляются классу. 7. 7. 7. Рефлексия с помощью следующих вопросов: 

    а) Что вы чувствовали, когда работали одни?
    б) В чём преимущество работы в парс по сравнению с индивидуальной    работой?
    в) На каком этапе все принимали   активное участие?
    г) На каком этапе легче было принимать решения?
    д) Все  ли участвовали в обсуждении при работе в группе из восьми человек?
   В интерактивном  обучении основной является активность учащегося, которая задается  не только непосредственно методом, но и другими факторами, например образовательной средой создаваемой в учебном заведении, и т.д. Необходимо акцентировать внимание и на том, что метод нельзя превращать в средство избавления  учащихся от  скуки на занятии. Только проработанное и обдуманное применение методов в сочетании с основательным знанием темы обеспечивает планомерное развитие образовательной ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

CAEE??AIEA 
 

        Каковы основные характеристики §интерактива¦? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
       Суть интерактивного обучения  состоит в том, что учебный  процесс организован  таким  образом, что практически все  учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
     Интерактивная деятельность на  уроках предполагает организацию  и развитие диалогового общения,  которое ведет к взаимопониманию,  взаимодействию, к совместному решению  общих, но значимых для каждого  участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
       В настоящее время методистами  и учителями-практиками разработано  немало форм групповой работы  для обучения. Наиболее известные  из них -§большой круг¦, §вертушка¦, §аквариум¦, §мозговой штурм¦, §дебаты¦.
       Активные методы обучения являются  необходимым инструментом для  создания современной и эффективной  модели учебного процесса подготовки  специалистов в любой сфере.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 

    А.Зверев 10 и 90 – новая статистика интелекта Знание  - сила – 1997г./N 4
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.