На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Российский рынок государственных ценных бумаг

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание
Введение…………………………………………………………………………..................3
1.Теоретические  аспекты функционирования рынка  государственных ценных бумаг…………………………………………………………………………………………5
1.1. Государственные ценные бумаги, их виды и функции……………………………..5
1.2. Особенности ценообразования государственных ценных бумаг…………………..7
2. Особенности рынка государственных  ценных бумаг в Российской Федерации.......10
2.1. Виды российских государственных ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения………………………………………………………………………………….10
2.2. Исторические аспекты формирования российского рынка государственных ценных бумаг…………………………………………………………………………........18
3.Анализ  текущего состояния рынка государственных  ценных бумаг России и перспективы  его развития………………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………………...35
Список  использованных источников…………………………………………………….36 
 

 

      

      Введение

      Развитие  российской экономики требует повышения  результативности функционирования рынка  государственных ценных бумаг, который  оказывает непосредственное воздействие  на формирование государственного бюджета, обеспечение эффективности денежно-кредитной  политики, поддержание активности работы всех сфер экономики.
      Актуальность  вопроса развития рынка государственных  ценных бумаг объясняется важной ролью государственных ценных бумаг  в мобилизации свободных денежных средств для государственных нужд. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, в связи с чем, его позитивные и негативные характеристики напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора экономики.
        Рынок государственных ценных  бумаг, государственные ценные  бумаги, их различная предназначенность  и целевые аспекты требуют  постоянного изучения и анализа.  Весь этот механизм подвергся значительной автоматизации и компьютеризации под воздействием научно-технической революции, в результате чего необходимо совершенствовать рынок государственных ценных бумаг, предлагать новые пути развития
      Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг  и его роли в экономике.
      Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических аспектов функционирования государственных  ценных бумаг, изучение исторических аспектов функционирования рынка государственных  ценных бумаг в России, а также  тенденций его развития.
      В первой главе данной работы рассмотрены  теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг, включая вопрос их ценообразования. Вторая глава посвящена рынку  ценных бумаг в Российской Федерации. В ней рассмотрены виды российских ценных бумаг, особенности их эмиссии  и обращения в Российской Федерации. В третьей главе проведён анализ текущего состояния российского  рынка государственных ценных бумаг, а также перспективы его развития.
      Данная  работа выполнена на основе учебной  литературы, законодательных актов (Федеральных Законов, Постановлений  Правительства, Положений и Писем  Центрального Банка, Приказов Министерства финансов), а также периодической  литературы, отчетов ММВБ и т.д. 
 
 
 
 
 
 

    Теоретические аспекты функционирования рынка государственных  ценных бумаг
      Государственные ценные бумаги, их виды и функции
 
 
      В современной рыночной экономике  одним из основных эмитентов ценных бумаг становится государство. Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местных бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения конкретных задач.
      В нормативных документах под государственными ценными бумагами понимаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации1. Государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента денежных средств в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.
      Существуют  несколько способов классификации  государственных ценных бумаг в  зависимости от критерия. 
      По  срокам обращения принято выделять:
    краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;
    среднесрочные, срок обращения, которых растягивается на период обычно от 1 года до 5—10 лет;
    долгосрочные, имеющие срок жизни обычно свыше 10—15 лет.
      По  форме обращаемости:
    рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;
    нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через обусловленный срок возвращены эмитенту.
      По  способу выплаты (получения) доходов:
    процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации, плавающей, ступенчатой);
    дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;
    индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;
    выигрышные, доход, по которым выплачивается в форме выигрышей;
    комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.
      Выпуск  государственных ценных бумаг обуславливается  необходимостью привлечения государством дополнительных денежных средств. Долговые ценные бумаги для покрытия постоянного  дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год обслуживают систематическую  задолженность государства (среднесрочные  и долгосрочные ценные бумаги). Наряду с долгосрочными облигациями  выпускаются краткосрочные, которые  служат для покрытия временных дефицитов  бюджета (кассовых разрывов), которые  образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов  и постоянными расходами из бюджета. Также принято выделять целевые  облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов. В качестве таких  ценных бумаг можно рассматривать  облигации АО "Высокоскоростные магистрали", которые были выпущены под гарантию Правительства РФ, средства от продажи данных облигаций направлялись на финансирование строительства железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург.2
      Таким образом, государственные ценные бумаги выпускаются для решения таких  задач, как покрытие постоянного  дефицита государственного бюджета, а  также  краткосрочных кассовых разрывов в бюджете в связи с неравномерностью поступления налогов и производимых расходов. Государственные ценные бумаги предоставляют возможность привлечения ресурсов для осуществления крупномасштабных проектов, для покрытия целевых расходов правительства, а также в целях привлечения средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.
      В настоящее время в экономически развитых странах государственные  ценные бумаги являются главным источником формирования и реализации внутренней государственной задолженности 
      Практика  показывает, что выпуск государственных  ценных бумаг для покрытия дефицитов  бюджетов является наиболее приоритетным направление по отношению к другим, применяемым в эмиссионных системах развитых стран, так как способствует снижению темпов роста инфляции, росту  текущих резервов, создаваемых в  центральных банках для регулирования  рынков ссудных капиталов и ценных бумаг, финансирования развития различных  отраслей экономики. 

1.2 Особенности ценообразования государственных ценных бумаг 

      Рассматривая  вопрос ценообразования на рынке  государственных ценных бумаг, следует  сразу оговориться, что государство, выступающее в роли эмитента государственных  ценных бумаг, является одновременно главным  субъектом макроэкономики, поэтому  такие микроуровневые по форме факторы, как имидж и финансовое состояние  эмитента, применительно к государственным  ценным бумагам, становятся макроуровневыми. Таким образом, ценообразование  на рынке государственных ценных бумаг находится под значительным влиянием внешних факторов, характеризующих  общее состояние экономики страны в целом (состояние производства, денежного обращения, финансов, бюджета) и особенности функционирования рынка государственных ценных бумаг (возможный объем операций, взаимодействие с другими рынками).
      Принято выделять субъективные и объективные  факторы ценообразования на рынке  ценных бумаг. К субъективным факторам рыночного ценообразования  

      на  государственные ценные бумаги относят  факторы, характеризующие реакцию  отдельных субъектов рынка на складывающуюся на нем (или прогнозируемую) ситуацию. Ведущее место здесь  принадлежит рыночным ожиданиям. Это  предвидение благоприятной или  неблагоприятной для данного  лица ситуации на рынке, ощущение опасности  и риска, психологические установки  участника сделок с ценными бумагами. Целесообразно выделять из числа  субъективных факторов факторы спекулятивной  природы; благодаря им происходит приток денежных средств, поступающих на фондовые рынки, в те сегменты, которые обещают принести наибольшую прибыль.
      К числу первичных и наиболее важных объективных внешних факторов ценообразования  на государственные ценные бумаги относятся  регламентирование способа установления цены и придание определенной направленности процессу дальнейшего изменения  текущих цен. Эти возможности  заложены в условиях выпуска и  распространения ценных бумаг. При  жесткой регламентации заранее  задаются исходная цена продажи, конечная цена выкупа и весь тренд изменения  цен в пределах между этими  заданными значениями. Цены на государственные  ценные бумаги становятся фиксированными ценами продавца, не зависящими от поведения  покупателя. При мягкой регламентации  эмитент предопределяет только первичную  цену и цену выкупа, тогда как  на вторичном рынке имеет место  свободное рыночное ценообразование.
      Ряд внешних факторов регулятивной природы  оказывает влияние на цены не прямо, а посредством воздействия на величину спроса и предложения, от которых, как известно, зависит рыночная цена государственных ценных бумаг. В  реальной практике чаще всего происходит понижение рыночной цены ценных бумаг  вследствие сокращения спроса на них  или роста предложения.
      Выделение узкой зоны мест проведения сделок с государственными ценными бумагами существенно сокращает спрос  на них со стороны потенциальных  инвесторов, удаленных от этих мест. Отсутствие прямой продажи государственных  краткосрочных облигаций, равно  как и необходимость приобретать  их через дилеров с выплатой комиссионных вознаграждений им и ММВБ, также  снижает спрос на этот вид ценных бумаг.
      К объективным факторам ценообразования  на государственные ценные бумаги следует  отнести так называемый законодательный  риск. Существует опасность выхода в свет новых законодательных  актов, нормативных документов, изменяющих правовую базу рынка ценных бумаг  в связи с осуществлением экономических  реформ или сменой правительственного курса, корректировкой экономической  политики.
      Рассмотрим  теперь рыночные факторы ценообразования  на государственные ценные бумаги.
      Среди этих факторов следует выделить в  первую очередь конъюнктуру смежных  секторов финансового рынка: кредитного, валютного, драгоценных металлов. Например, цена золотого сертификата практически  в полной мере определялась ценой  золота на Лондонском рынке, выраженной в долларах США на Московской валютной бирже.
      Наиболее  сильное взаимодействие, являющееся фактором ценообразования на государственные  ценные бумаги, имеет место между  кредитным и валютным рынками, с  одной стороны, и рынком ГКО ? с другой. Три обозначенных сегмента финансового рынка представляют традиционные банковские рынки, на которых активно действуют коммерческие банки. Увеличение доходности одного из этих рынков порождает рост спроса на его продукт и соответствующий перемещение денежных капиталов. Вследствие этого при относительно стабильной общей денежной массе поток средств на другие рынки ослабевает, что приводит к падению спроса на продукт данного рынка.
      К рыночным факторам ценообразования  на государственные ценные бумаги относятся  и конъюнктурные риски. Риск неплатежа  или непогашения проявляется, прежде всего, в наличии ненулевой вероятности того, что государство не сможет или не пожелает расплатиться с инвесторами. Приводя к снижению спроса и рыночных цен на государственные ценные бумаги, он обусловлен недоверием к российскому государству как к финансовому субъекту, заемщику средств.
      Таким образом, цены на государственные ценные бумаги формируются в соответствии с общими принципами ценообразования, но под влиянием специфики и многофакторности, т. е. существует основной тренд цен, отклонения от которого и объясняются  присутствием или отсутствием какого-либо ряда факторов.
 

      
    Особенности рынка государственных  ценных бумаг  в Российской Федерации

2.1 Виды российских государственных ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения

 
 
      Классификацию российских государственных ценных бумаг можно представить в рамках таблицы 2.1.
Таблица 2.1
Виды  государственных ценных бумаг 

Уровни  органов  власти
Виды  государственных  ценных бумаг
Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные
 
Федеральные органы власти
 
 
Краткосрочные облигации и векселя
Облигации федерального займа (ОФЗ) Облигации сберегательного займа (ОГСЗ)
 
Государственные долговые облигации (ГДО)
Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
 Другие  органы гос. власти Краткосрочные бескупонные облигации,
векселя
Среднесрочные облигации. Муницип. жилищные сертификаты
 
 
      Источник: Рынок ценных бумаг: учебник под ред. В.А.Галанова, А.И. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика. 2007.  

    Государственные долгосрочные облигации – ГДО.
      Государственные долгосрочные ценные бумаги представлены государственным республиканским  внутренним займом РСФСР 1991 г. Данный заём осуществлялся в виде государственных долгосрочных  облигаций с купонной ставкой — 15% годовых сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г.  по  1 июля  2021 г.  Облигации были выпущены в бланковом виде с набором купонов и реализовывались только среди юридических лиц3. Владельцы облигаций займов могут перепродавать их через учреждения банков юридическим лицам, а также кредитным учреждениям.
      Доходы  по облигациям займа выплачиваются  учреждениями банков в безналичном  порядке один раз в год. Срок выплаты  доходов наступает 1 июля каждого  года, начиная с 1 июля 1992 года. Доход  по облигациям может быть получен  владельцем облигации, в любое время, начиная с 1 июля текущего года по 30 июня следующего года включительно.
    Облигации внутреннего валютного займа – ОВВЗ 1993 г.
      В июне 1991 г. произошло банкротство Банка внешнеэкономической деятельности СССР, который оказался не в состоянии вернуть юридическим и физическим лицам их валютные средства, которые к этому моменту хранились на счете Банка. С целью гарантирования возвращения этих средств российским резидентам Министерством финансов Российской Федерации в первой половине 1993 г. был выпущен внутренний валютный заем, в соответствии с которым долги перед юридическими лицами переводились в облигации этого займа. (Долги перед физическими лицами были погашены в полном объеме с 1 июля 1993 года).
      Процентная  ставка по данному виду облигаций  составляет 3% годовых. Номинал облигации  — 1000, 10.000 и 100.000 долларов США. Форма  выпуска — предъявительская облигация  с купонами. Дата выплаты по купонам  — 14 мая каждого года; купон действителен в течение 10 лет.
      Погашение облигаций производится по их нарицательной (номинальной) стоимости после предъявления облигаций и последних купонов, подлежащих оплате, не позднее, чем за 30 календарных дней до соответствующей даты погашения4.
      Облигации внутреннего валютного займа  могут свободно продаваться и  покупаться с расчетом за рубли или  за конвертируемую валюту. Вывоз этих облигаций из России запрещен.
      Приобретение  этих облигаций иностранными юридическими или физическими лицами (т.е. нерезидентами) разрешено только за счет средств специальных рублевых счетов в уполномоченных российских банках. Валютные облигации могут вноситься в качестве вклада в уставный капитал предприятий и коммерческих организаций.
      Имеется биржевой и внебиржевой рынок  рассматриваемых облигаций. Биржевой рынок организован на базе Московской межбанковской валютной биржи. Число его участников сравнительно невелико и насчитывает несколько десятков торгующих фирм.
    Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).
      ГКО – высоколиквидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволяет  официальным дилерам и их клиентам быстро и надёжно инвестировать  находящиеся в их распоряжении временно свободные  средства. Операционные издержки при таких инвестициях  сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состоит  в том, что все виды доходов  от операций с этими ценными бумагами освобождены от налога на прибыль.
      Эволюция  рынка привела к тому, что ГКО  при первичном размещении в известном  смысле играют определённую макроэкономическую роль. Приобретая или продавая облигации, ЦБР тем самым будет соответственно увеличивать дополнительную ликвидность  либо изымать избыточную с денежного  рынка. Складывающаяся доходность по ГКО  станет важнейшим денежным ориентиром денежного рынка. Вторым следствием, обусловленным характером структурного свойства, стало расширение рынка ГКО, закономерно вызывающее существенное перераспределение оборотов и финансовых средств между валютными, кредитным и облигационными секторами денежного рынка в пользу последнего.
      Надёжность  ГКО по сравнению со всеми другими  инструментами финансового рынка, в том числе и государственными, представляется достаточно высокой, поскольку  агентом выступает Центральный  Банк России, который по соглашению с Минфином в случае, если Минфин окажется не в состоянии что-либо погасить, автоматически погашает рефинансируемые  выпуски, так что надёжность ГКО  исключительно высока.
      Ликвидность данного вида ценных бумаг довольно высока, так как на рынке присутствует маркет-мейкер, роль которого выполняет  Центральный Банк России, который  вполне в состоянии поддержать ликвидность  в тот момент, когда предложений  на продажу больше, чем на покупку, поддержать тем, чтобы в такой  момент купить бумаги, а потом продать.
      Эмиссия государственных краткосрочных  бескупонных облигаций осуществляется отдельными выпусками. Объем каждого  выпуска определяется Министерством  финансов Российской Федерации исходя из предельного объема эмиссии этих облигаций, установленного Правительством Российской Федерации на соответствующий год.5 Владельцами государственных краткосрочных бескупонных облигаций могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Номинальная стоимость государственных краткосрочных облигаций выражается в валюте Российской Федерации и составляет 1000 рублей. Государственные краткосрочные облигации размещаются путем проведения аукциона.
      Государственные краткосрочные бескупонные облигации  выпускаются в документарной  форме с обязательным централизованным хранением в депозитариях. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые государственными краткосрочными бескупонными облигациями  каждого выпуска, является глобальный сертификат, реквизиты которого устанавливаются  Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с законодательством  Российской Федерации и настоящими Генеральными условиями. Глобальный сертификат хранится в депозитарии.
      Доходом по государственным краткосрочным  облигациям считается дисконт, полученный в виде разницы между ценой  размещения (покупки) и ценой погашения (продажи).6
      Доходность  определялась на основе рыночных торгов. Доходность на момент выпуска устанавливалась  в ходе проведения аукционов по так  называемым конкурентным заявкам, т.е. заявкам, которые принимают участие  в определении цены облигации.
    Облигации федерального займа (ОФЗ).
      ОФЗ – первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации. Появление ОФЗ и для  Минфина, и для всей финансовой системы  имеет исключительно важное значение, поскольку при этом появляется некоторая стабильность на рынке государственного долга. Происходит приближение к идее долгосрочных заимствований, которые желательны на любом финансовом рынке.
      ОФЗ выпускаются сроком на один год и  две недели, что объясняется особенностями  российского законодательства (нужен  срок более года, чтобы бумага считалась  среднесрочной), и удобством начисления доходности (плюс две недели). По этой бумаге доходы выплачиваются раз  в квартал, причём доход привязан к доходу на рынке ГКО: берутся  четыре последних выпуска ГКО, исчисляется  средняя взвешенная и по этой величине ОФЗ продаётся (в безбумажном  виде) на аукционе на ММВБ. Как и цены на ГКО,  цену на эту бумагу ставят сами инвесторы. Роль Минфина сводится к тому, чтобы определить, устраивает ли Министерство эта цена. Это называется ценой отсечения: Министерство финансов отсекает те предложения, которые ему  невыгодны, и принимает те, которые  выгодны.
      Облигации федеральных займов выпускаются  в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями  федеральных займов каждого выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый  на этот выпуск. Глобальный сертификат хранится в депозитарии7.
      До  августа 1998 г. выпускались ОФЗ с переменным и постоянным купонным доходом. Доход по ОФЗ с переменным купонным доходом устанавливался на каждые последующие три месяца исходя из средней доходности по ГКО.
      Задолженность по ОФЗ со сроками погашения до 31.12.99 г. и выпущенных в обращение  до 17.08.98 г. реструктурирована во вновь  выпускаемые ОФЗ с фиксированным  купонным доходом8 (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет с соответствующими процентными ставками, с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроком обращения 3 года и нулевым купонным доходом.
    Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).
      Облигации государственного сберегательного  займа являются государственными ценными  бумагами на предъявителя и выпускаются  в документарной форме без  обязательного централизованного  хранения. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого  выпуска, является сертификат.9 Номинальная стоимость Облигации указана в валюте Российской Федерации и составляет 1000 (одну тысячу) рублей. Владельцы — юридические и физические лица; резиденты и нерезиденты.
      По  срокам обращения Облигации могут  быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными.
      ОГСЗ  свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Министерством  финансов в форме закрытых торгов.
      Владелец  облигаций имеет право на получение  при их погашении суммы основного  долга (номинальной стоимости), а  также дохода в соответствии с  условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость  облигации.
      Облигации являются именными государственными ценными  бумагами и предоставляют Инвесторам право на:
      получение при погашении Облигаций их номинальной стоимости;
      получение доходов в виде процентов, начисляемых исходя из номинальной стоимости Облигаций;
      предъявление Облигаций к обмену на федеральные государственные ценные бумаги;
      предъявление Облигаций к выкупу в объемах и в сроки, определенные решением о выпуске Облигаций. 10
      Форма выплаты дохода — купонная; процентный доход устанавливается на каждые последующие три месяца и выплачивается  ежеквартально учреждениями Сбербанка  РФ.
    Государственные облигации, размещаемые на мировом рынке
      С 1996 г. Россия осуществляет размещение своих долговых ценных бумаг на мировом рынке. На европейском рынке эти бумаги называются еврооблигациями.
      Сроки размещения еврооблигаций составляет 5—10 лет. Доход — купонный, в процентах  к номиналу (примерно 9—13% годовых); выплачивается в валюте номинала 1—2 раза в год. Форма существования  еврооблигаций обычно бездокументарная.
      Еврооблигации свободно обращаются на мировом рынке  ценных бумаг. В отличие от рассмотренных  ранее государственных ценных бумаг  еврооблигации представляют собой  форму государственного внешнего, а  не внутреннего долга.
    Ценные бумаги региональных органов государственной власти
      Федеральным законом «Об особенностях эмиссии  и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг» классификация государственных ценных бумаг имеет следующий вид:
      • федеральные государственные ценные бумаги, т.е. ценные бумаги, выпускаемые  федеральным правительством, рассмотренные  выше;
      • государственные ценные бумаги субъектов  Российской Федерации, т.е. ценные бумаги, выпускаемые этими субъектами государственного управления;
      • муниципальные ценные бумаги, т.е. ценные бумаги, выпускаемые от имени муниципального органа государственного управления.
      Ценные  бумаги субъектов Федерации и  муниципальных органов власти есть ценные бумаги, выпускаемые региональными  органами государственной власти, то есть региональные ценные бумаги.
      Задачей региональных ценных бумаг является привлечение финансовых ресурсов региональными органами государственной власти для:
      • покрытия временного дефицита регионального  бюджета;
      • финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных вложений крупных средств, которыми не располагает  ежегодный бюджет: строительство, реконструкция  и ремонт объектов социального и объектов региональной инфраструктуры;
      • финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются  в течение нескольких лет за счет получаемой от них прибыли;
      • финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции жилья, как правило, на основе их самоокупаемости, т.е. затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части  построенного жилого фонда.
      Существуют  две главные формы региональных займов: выпуск региональных ценных бумаг и ссуды. Региональные ценные бумаги обычно выпускаются в виде облигаций, реже векселей11. Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов), либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд предприятиям и организациям. В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.
      Региональные  ценные бумаги имеют обычно статус государственных ценных бумаг с  точки зрения вопросов налогообложения  для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии  и обращения.
      Основными покупателями региональных ценных бумаг  выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия. Приобретение указанных ценных бумаг  оказывается привлекательным для  инвесторов по двум основным причинам:
      • более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;
      • надежность этих ценных бумаг по сравнению  с ценными бумагами акционерных  обществ или банков.
      Обеспечением  этих ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в  целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены региональные облигации.
      Решение о региональном займе и форме  его выпуска (обычно в виде муниципальных  облигаций) принимает руководящий  орган местного самоуправления. Размещение облигационного займа осуществляется через посредство одного или нескольких уполномоченных на это коммерческих банков или других коммерческих структур. Выбор таких посредников для  размещения займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он, в свою очередь, заключает договоры на размещение регионального займа, реализует муниципальные облигации органа власти их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно региональные облигации являются свободно обращаемыми, т.е. их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный заем. По окончании срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой дохода, если это предусмотрено условиями займа).
      В целом на региональные облигации  распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как  одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и  эти облигации, наравне с другими  ценными бумагами, могут продаваться  и покупаться на соответствующем  биржевом или внебиржевом рынке.12 
 

2.2 Исторические аспекты формирования российского рынка государственных ценных бумаг 
 

      Становление рынка государственных ценных бумаг  можно подразделить на этапы, которые  отражают его интенсивное развитие, появление ресурсных ограничений, открытие рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса  и посткризисную историю рынка.
    Май 1993 – конец 1995 гг.
      Целью создания российского рынка государственных  ценных бумаг был переход от прямого  кредитования Центробанком РФ Министерства финансов (то есть финансирования дефицита федерального бюджета за счет денежной эмиссии) к эмиссии государственных  ценных бумаг и их размещению на финансовом рынке. Предполагалось, что данный способ финансирования бюджетного дефицита будет способствовать снижению инфляции, развитию финансового рынка России, в том числе стимулировать рост банковских сбережений экономических агентов (юридических и физических лиц), и расширение спектра предлагаемых банковских услуг.
       Высокие процентные ставки по депозитам  населения, существовавшие на том этапе  развития экономики, обуславливали  ускоренный прирост депозитов населения  в коммерческих банках (по сравнению  с ростом внутреннего долга), что  создавало условия для расширения ресурсной базы для данного сегмента финансового рынка (см. рисунок 1). Депозитные вклады населения в коммерческих банках устойчиво возрастали с начала 1994 г., что объяснялось развитием национальной банковской системы и финансовых рынков. Рост банковских депозитов населения обеспечил формирование ресурсной базы рынка внутреннего долга, равно как и финансовую стабилизацию. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рисунок 1 – Доля депозитных вкладов населения  в совокупном денежном предложении (агрегате М2), в % к итогу.
      Источник: Ведеев А., Клепач А. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития. Аналитическая лаборатория "Веди". 2008 //www.vedi.ru  

      После кризиса в октябре 1994 года на валютном рынке рынок государственных  ценных бумаг впервые был использован  для стабилизации состояния российских финансов. Тогда, сразу после резкого  падения курса рубля (более чем  на 25%), наряду с проведением Центробанком РФ валютных интервенций, была резко  повышена доходность госбумаг, что  позволило привлечь на рассматриваемый  сегмент свободные рублевые ресурсы  и, соответственно, сбить спрос на иностранную валюту. В дальнейшем подобная практика регулирования доходности государственных ценных бумаг для улучшения обстановки на валютном рынке использовалась вплоть до кризиса в августе 1998 г.
      После банковского кризиса в августе  1995 г. рынок госбумаг фактически стал играть роль рынка межбанковских кредитов (т.е. определять минимальную стоимость свободных финансовых ресурсов). Кризис на рынке межбанковских кредитов, разразившийся в августе 1995 г. и вызванный банкротством ряда банков и "финансовых пирамид", был назван "кризисом доверия". В данной ситуации резко полагаться на коммерческие банки стало опасно, и тогда рынок государственных ценных бумаг стал рассматриваться в качестве наименее рискованного и наиболее ликвидного рынка и фактически стал основным сегментом, на котором размещались свободные краткосрочные ресурсы. Рынок межбанковских кредитов служил лишь дополнением рынка госбумаг, позволяя после завершения сессий вторичных торгов госбумагами перераспределять оставшиеся рублевые ресурсы.
      Такое развитие рынка государственных  ценных бумаг привело как к  положительным, так и отрицательным  результатам. В качестве позитивных особенностей, содействовавших финансовой стабилизации, можно выделить следующие:
    Стабилизация финансовой сферы России. Рынок государственных облигаций способствовал снижению инфляции и стабилизации обменного курса рубля.
    Развитие российской банковской системы и организованных сбережений экономических агентов. Рынок государственного долга сыграл важную роль в развитии российской банковской системы, аккумулировании сбережений экономических агентов в форме депозитов, что также выступило в качестве фактора достижения финансовой стабилизации.
      Одновременно  первый этап развития рынка внутреннего  долга содержал негативные моменты с точки зрения состояния финансовой сферы:
    Перераспределение сбережений экономических агентов в пользу рынка ГКО/ОФЗ. На рынок внутреннего долга привлекались практически все сбережения экономических агентов, что снижало возможности банковского кредитования реального сектора.
    Высокие реальные процентные ставки. Высокие процентные ставки способствовали быстрому росту облигационного долга, причем доля аккумулированного на рынке процентного дохода также быстро возрастала. Высокий уровень реальных процентных ставок на рынке внутреннего долга определял еще более высокие ставки для других банковских активов, что делало банковский кредит практически недоступным.
    Начало 1996 – конец 1997 гг.
      Исчерпав  внутренние ресурсы развития рынка  внутреннего долга, денежные власти России фактически оказались перед  необходимостью открытия его для внешних инвесторов. И начиная с февраля 1996 г. внешние инвесторы были допущены на первичные аукционы, с августа 1996 г. – и на вторичные торги по государственным ценным бумагам. В дальнейшем ситуация, обусловленная сравнительно высокой доходностью федеральных облигаций, стремительно ухудшалась для денежных властей, поскольку на обслуживание долга тратилось все больше средств, тогда как привлекалось все меньше рублевых ресурсов.
      Результаты  второго этапа развития рынка  внутреннего долга также могут  быть оценены как неоднозначные. Содержание второго этапа естественным образом следовало из общего характера  развития экономики России, внешних  условий и из основных установок  и методов реализации бюджетной  и денежной политики. В результате в качестве позитивных характеристик  рассмотренного этапа можно выделить:
    Макроэкономическую и финансовую стабилизацию. В течение данного этапа наблюдались значительное замедление темпов инфляции, стабилизация обменного курса рубля, снижение процентных ставок. Впервые за время проведения рыночных преобразований были зафиксированы незначительный, но рост объемов промышленного производства и увеличение реальных доходов населения.
    Российский финансовый рынок последовательно интегрировался в мировую финансовую систему. Наиболее известные международные рейтинговые агентства (Standard&Poors, Moody's, Fitch IBCA) присвоили России, регионам РФ и ряду предприятий достаточно высокие инвестиционные рейтинги, что позволило им привлечь значительные объемы кредитных ресурсов. По данным внешнеплатежного баланса РФ, в 1996 г. в Россию поступило портфельных инвестиций в иностранной валюте на сумму 1.7 млрд. долл., в 1997 г. – на 8.7 млрд. долл.; помимо этого в российские внутренние ценные бумаги было направлено 5.9 млрд. долл. в 1996 г. и 10.9 млрд. долл. в 1997 г.
    Снижение процентных ставок. Средневзвешенная доходность государственных ценных бумаг снизилась со 142% годовых в мае 1996 г. до 18.15% годовых в октябре 1997 г. Подобный процесс обусловливал общее снижение процентных ставок в экономике и создавал определенные предпосылки для роста кредитования реального сектора экономики России.
      Но  на данном этапе развития рынка государственных  ценных бумаг были сформированы и  основные предпосылки для возникновения  предкризисной ситуации, а впоследствии – и системного финансового кризиса. Ключевыми негативными факторами на втором этапе явились следующие:
    Реализация модели "долговой экономики" – развитие национального рынка капитала одновременно с ухудшением внешней конъюнктуры и внешнеплатежного баланса РФ. Привлечение сбережений российских экономических агентов и внешних инвестиций на рынок внутреннего долга и последующее использование заемных средств на текущее потребление увеличили совокупный внутренний спрос в экономике России. С учетом того, что производство, по меньшей мере, не увеличивалось, а рост цен был минимальным, расширение совокупного спроса компенсировалось ростом импорта. Кроме того, существенно возрос отток капитала из России – только чистые покупки иностранной валюты населением в 1996–1997 гг. составили 22 млрд. долл.
    Рост рисков банковской системы. Российские коммерческие банки активно работали на финансовом рынке, предлагая различные банковские инструменты и высокие процентные ставки по депозитам для физических и юридических лиц. Клиенты коммерческих банков, в свою очередь, были ориентированы на высокие процентные ставки по имеющимся у них свободным рублевым ресурсам. С точки зрения привлеченных рублевых средств отечественные коммерческие банки не устраивала текущая доходность государственных облигаций. В связи с этим коммерческие кредитные учреждения реализовывали тогда обещающие набольшую выгоду, но и более рискованные стратегии управления портфельными инвестициями.
    Увеличение риска финансового кризиса. В течение данного этапа в России существенно возрос инфляционно-девальвационный потенциал, главным образом по причине притока иностранных порт
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.