На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджетная политика Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  и науки РФ
Филиал  СПбГИЭУ в г. Вологде. 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа.
Дисциплина: «Финансы».
Тема: «Бюджетная политика Российской Федерации». 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:
студентка
Золотина  Ольга
Курс 3
группа  Фо-32
Зачётная  книжка № 01-66 

Проверила:
Жаравина  Ю.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вологда
2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 
     В современных условиях развитие России, как государства с рыночной формой экономики, органически связано с бюджетной деятельностью и ее экономико-правовым механизмом.
     В Российской Федерации продолжаются начатые в конце 1991 г. экономические  реформы, в том числе и в  бюджетной сфере. В ходе проводимых в стране в последние годы преобразований, резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система государства. В условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
       Актуальность данной темы заключается в том, что в период кризиса очень важную роль играет составление и исполнение бюджета, а также его пересмотр, в ходе которого были внесены значительные изменения.
     Цель  работы состоит в изучении таких  аспектов и понятий, как категории  бюджетной системы, её составляющих, целей и задач бюджетной политики.
     Работа  может быть полезна для студентов, финансовых аналитиков и всех интересующихся вопросами бюджетного процесса.
     В условиях кризиса ключевую роль будет  играть бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет  ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более, чем на четверть, по сравнению с 2008 годом, планируемые расходы будут сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой. При этом решения о сокращении значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы.  

1. Теоретические основы  бюджетной политики

1.1. Бюджетная система  страны, понятие бюджетной  политики

       По мнению Дюбина В.В. [6], составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система государства – главное звено финансовой системы государства.
     Бюджетная система Российской Федерации – система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
     В бюджетную систему России, как  федеративного государства, входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями:
    федеральный бюджет;
    региональные бюджеты субъектов РФ - республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
    бюджеты местных административно-территориальных образований - районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
     Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации  не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
     По  существу федеральный бюджет является главным законом экономической  жизни государства, в котором  фиксируются не только цифры доходов  и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития.
     Бюджет  субъекта Российской Федерации и  местный бюджет – формы образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам их ведения.
     Совершенно  обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета.
     Консолидированный бюджет Российской Федерации — это  свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации.
     Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.
     
     Рис. 1. Консолидированный бюджет Российской Федерации
     Консолидированные бюджеты Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в  первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.
     Показатели  консолидированных бюджетов используются в бюджетных и финансовых планировании и прогнозировании (при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов). А также при анализе формирования и использования финансового фонда страны (суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему). Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование.
     В работе Врублевской О.В. [4] отмечается, бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
     Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений  использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.
     Основу  бюджетной политики составляют стратегические направления экономии, и социальной политики государства; именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы  использования бюджетных средств в интересах решения главных экономии, и социальных задач. В условиях рынка бюджетной политики - главный рычаг определения основных направлений экономии, воздействия государства на общественное производство.
     Для обеспечения эффективности бюджетной  политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетная политика во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы. В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п. Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию [19].

1.2. Основные задачи  бюджетной политики

     Бюджетная политика на современном этапе должна способствовать решению важнейших задач социально-экономического развития страны, таких как:
    выполнение в полном объеме социальных гарантий и обязательств государства;
    обеспечение национальной безопасности на должном уровне;
    соблюдение правопорядка, защита прав граждан от преступных посягательств, борьба с преступностью, коррупцией;
    обслуживание и погашение государственного долга, включая обязательства по восстановлению дореформенных сбережений граждан;
    поддержка системы образования на всех ступенях, от дошкольной до послевузовского образования, переход ко всеобщему доступному бесплатному высшему образованию, а также сохранение бесплатного начального и среднего образования;
    обеспечение охраны здоровья граждан на современном научно-технологическом уровне;
    охрана культурного наследия народов России;
    обеспечение высоких темпов экономического роста государства за счет развития отечественного производства и сферы услуг;
    повышение уровня и качества жизни населения;
    формирование благоприятного предпринимательского климата;
    повышение конкурентоспособности отечественной экономики;
    поддержка наукоемких отраслей производства;
    достижение стабильности и эффективности налоговой системы;
    повышение эффективности использования средств федерального бюджета, отказ от необоснованных расходов;
    повышение эффективности использования государственной собственности;
    создание системы государственной поддержки ипотечного кредитования;
    поддержание отечественного сельскохозяйственного производства, в том числе путем субсидирования процентных ставок по кредитам, обеспечения сельскохозяйственной техникой на условиях лизинга, приобретения удобрений и т. п.;
    обеспечение охраны окружающей среды;
    проведение мероприятий, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы [5].
     Для эффективного решения задач бюджетной политики необходимо реализовать ряд первоочередных мер.
     Для пополнения доходной базы федерального бюджета необходимо пересмотреть систему  налогообложения пользователей  природных ресурсов, ввести новый  налог на предметы роскоши, принять меры по повышению собираемости налогов, создать необходимые условия для возврата в экономику вывезенного капитала, который при его легализации даст в бюджет дополнительные налоговые поступления, а также позволит снизить налоги, сдерживающие развитие производства. Вопрос о перераспределении налоговой нагрузки должен решаться в тесной связи с определением стратегических направлений в бюджетной политике. Необходимо добиться того, чтобы дополнительные доходы, полученные налогоплательщиками от облегчения налоговой нагрузки, направлялись ими на цели инвестирования, а не на расширение потребления импортных товаров и отток капитала за рубеж. Исходя из этого целесообразно наряду с планируемыми правительством мерами предоставить налоговые льготы для стимулирования инвестиционной и инновационной активности, создания малых предприятий, расширения занятости.
     В условиях продолжающегося сокращения основных производственных фондов вследствие их физического и морального износа, деградации производственной и социальной инфраструктуры и научно-технической сферы, налоговая нагрузка должна быть перераспределена таким образом, чтобы в первую очередь стимулировать формирование и реализацию инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производственной и социальной инфраструктуры, развитие научно-технического и интеллектуального потенциала государства.
     Необходимо  особое внимание уделить поддержанию  обменного курса рубля на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность  отечественных товаров по сравнению  с импортными, на проведение дедолларизации экономики, недопущение зависимости экономики от других иностранных валют, повышение доверия населения к российскому рублю.
     При формировании расходной части федерального бюджета необходимо в первую очередь  стимулировать те отрасли экономики, которые в будущем позволят стране уйти от сырьевой зависимости и будут служить основой для стабильного и существенного увеличения ВВП. Для постепенного перехода экономики от ориентации на экспорт энергоносителей к развитию производства, особенно производства высокотехнологичной продукции, следует сконцентрировать усилия на создании условий для роста инвестиционной активности, переориентации денежных потоков на финансирование реального сектора экономики, в том числе продолжать снижение налогов в производственной сфере, осуществить освобождение от налогообложения доходов предприятий, направляемых на инвестиции в развитие производства, проведение НИОКР и освоение новых технологий. Должны заработать действенным образом институты развития.
     С целью сдерживания инфляции необходимо принятие комплекса мер, и в первую очередь - проведение жесткой антимонопольной политики с целью недопущения дальнейшего удорожания услуг естественных монополий, которое повлечет за собой неизбежный рост цен во всех других областях экономики страны вне зависимости от того, будет ли Правительство искусственно изымать деньги из обращения, направляя их в Стабилизационный фонд или нет.
     Социальная  политика, проводимая в государстве, должна быть направлена на преодоление  негативных тенденций к вымиранию нации. Необходимо отказаться от практики замещения бесплатных социальных услуг платными под предлогом повышения их качества. Следует разработать комплекс мер в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, направленных на стимулирование рождаемости, рост продолжительности и качества жизни. При этом невозможно выполнить задачу обеспечения каждому гражданину России предоставления необходимых социальных услуг без законодательного утверждения единых государственных социальных стандартов.
     Во  взаимоотношениях федерального бюджета  с бюджетами нижестоящих уровней  необходимо повысить эффективность  финансовой помощи как инструмента  регулирования межбюджетных отношений  в целях обеспечения единого  экономического и социального пространства. Добиться того, чтобы любой гражданин России вне зависимости от места его проживания, от обеспеченности региона, имел возможность получить необходимые социальные услуги на достойном уровне [13].

1.3. Основные направления  бюджетной политики  в РФ в период 2000-2008 гг.

 
     В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [2] отмечается: на протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой, значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.
     Но  для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:
    реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
    ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
    жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
    увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;
    усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.
     Согласно  Бюджетному кодексу РФ [1] Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.
     В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [2] о бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу были определены стратегические цели бюджетной политики - обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, создание эффективной системы управления государственными финансами, снижение налоговой нагрузки на экономику, концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, реформирование межбюджетных отношений.
     Начиная с 2000 года федеральный бюджет исполняется  с превышением доходов над  расходами. Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая  многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Это способствовало нормализации состояния расчетов в экономике в целом.
     Превышение  бюджетных доходов над расходами  и связанное с этим изменение  государственной долговой политики позволило радикально (с более чем 100 процентов валового внутреннего продукта в 1999 году до 9 процентов валового внутреннего продукта к концу 2006 года) снизить масштабы государственного долга и расходы на его обслуживание. Восстановлено доверие к России как к надежному финансовому партнеру. Кредитные рейтинги страны достигли инвестиционного уровня.
     Были  отменены "необеспеченные федеральные  мандаты" - расходные обязательства, установленные законодательными актами без определения источников их финансирования, общий объем которых в начале десятилетия более чем в полтора раза превышал возможности бюджетной системы страны. С 2005 года прекращена порочная практика ежегодного приостановления действия отдельных законодательных актов и установленных ими расходных обязательств федеральными законами о федеральном бюджете.
     Завершено формирование системы Федерального казначейства, осуществляющего в  соответствии с едиными стандартами  и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Это, в частности, увеличило степень сохранности бюджетных средств. Обеспечена прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджетов, повысилась оперативность предоставления и достоверность бюджетной отчетности. Появились возможности для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств.
     Внедрена  основанная на международных стандартах система бюджетной классификации  и бюджетного учета, существенно  повысившая прозрачность и управленческую значимость бюджетной отчетности.
     На  федеральном уровне и в ряде субъектов  Российской Федерации осуществлен  переход к формированию годового бюджета как составной части 3-летнего  перспективного финансового плана.
     Составлены  первые реестры расходных обязательств публично-правовых образований, позволившие более четко определить состав и объемы действующих обязательств.
     Началось  практическое внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты, и  современных методов финансового  менеджмента.
     Основные  направления бюджетной политики до 2001г., разработанные Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:
    осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;
    осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса в Российской Федерации;
    полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
    сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;
    снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения при уменьшении доходности государственных ценных бумаг процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;
    совершенствование межбюджетных отношений.
     Анализ  экономики России за последние несколько  лет позволяет подтвердить действенность  и в российских условиях важнейших  составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния [16].
     В 2000 - 2006 годах расходы консолидированного бюджета Российской Федерации увеличились  с 2 трлн. рублей до 8,4 трлн. рублей, или  более чем вдвое в реальном выражении. Рост объема расходов происходил в целом адекватно росту валового внутреннего продукта и не сопровождался существенным повышением зависимости бюджета от конъюнктуры мировых рынков нефти и газа.
     Расходные приоритеты, определенные в 2000 году, в  целом были выдержаны. Так, расходы  консолидированного бюджета Российской Федерации на образование в реальном выражении увеличились в 2,4 раза, на здравоохранение - в 3,4 раза.
     Бюджет  все в большей степени выступает  в качестве инструмента проведения структурных реформ, поддержки позитивных процессов в различных сферах экономической деятельности. Сформирован и начал работу Инвестиционный фонд Российской Федерации. В федеральном бюджете впервые предусмотрены ассигнования, необходимые для ликвидации перекрестного субсидирования в сфере электроснабжения и железнодорожных перевозок. Постепенно запускаются эффективные механизмы государственной поддержки приоритетных секторов экономики, прежде всего сельского хозяйства и авиастроения.
     Таким образом, несмотря на ряд сохраняющихся  ограничений и нерешенных проблем, в 2000 - 2006 годах в целом было завершено формирование основ новой бюджетной системы [2].

1.4. Инструменты реализации  бюджетной политики  государства

     Основными инструментами финансово-бюджетной  политики в области кредитно-денежных отношений, по мнению А.М. Ковалёвой [8], являются эмиссия денежной массы и учетная ставка Центрального банка РФ. К налоговым инструментам относятся виды и ставки взимаемых налогов, а также особенности налогового администрирования.
     Характер  финансирования социальной сферы, объемы и нормативы бесплатных или льготных для населения услуг, степень  платности в социальной сфере  также выступает одним из инструментов финансово-бюджетной политики.
     Существенным  моментом в финансово-бюджетной  политике является определение органов  и организаций, а также их функций  в бюджетном процессе.
     Перечень  органов, наделенных бюджетными полномочиями, включает:
     - органы законодательной (представительной) и исполнительной власти;
     - финансовые и налоговые органы;
     - органы денежно-кредитного регулирования;
     - органы государственного финансового  контроля;
     - главные распорядители кредитов;
     - государственные целевые внебюджетные  фонды.
     Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
     Бюджетная политика выражается в системе мероприятий, проводимых государством посредством бюджетных доходов и расходов. Формируя доходную и расходную части бюджета, государство оказывает воздействие на поведение производителей, рост и использование доходов в народном хозяйстве.
     Главной задачей бюджетной политики является удовлетворение потребностей экономики с минимальными издержками дефицита бюджета. Поскольку доходные и расходные части бюджета формируют различные факторы, то это приводит к созданию дефицита, который необходимо покрывать либо за счет внутренних источников (кредиты Центрального банка, выпуск правительственных облигаций), либо за счет внешнего заимствования у иностранных кредиторов - правительств или финансовых институтов. Так, формирование доходов в большей степени зависит от способности экономики к их созданию, нежели формирование расходов.
     Финансирование  бюджета имеет важное значение, поскольку  тесным образом связано с процессами инфляции, роста внешнего долга, ухудшения  платежного баланса и негативными  последствиями изменения валютного  курса. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться таким образом, чтобы в необходимой мере финансировать народнохозяйственные и социальные нужды, стимулировать сбережения предприятий и населения, достаточные для удовлетворения потребностей предприятий в оборотных средствах и инвестициях, не допускать излишней централизации финансовых ресурсов в руках у государства, что может привести к сбоям в экономике.
     Функциональный  аспект бюджетной политики включает: политику в области доходов бюджета (фискальную), политику в области  расходов бюджета, политику в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным (муниципальным) долгом, политику в области межбюджетиых отношений [22].

2. Анализ современной бюджетной политики РФ

2.1. Направления и  применяемые меры бюджетной политики 2007-2008 гг.

     В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [2] о бюджетной политике в 2008–2010 годах были определены стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу – содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учёте критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.
     Были  реализованы меры по следующим направлениям.
     1. Модернизация бюджетного процесса
     В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации была создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора. 
     Законодательно  определён новый механизм использования  нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры  формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.
     Действовавший в 2004–2007годах Стабилизационный фонд Российской Федерации выполнил возложенные на него задачи поддержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговой нагрузки.
     Сформированы  Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов, и Фонд национального благосостояния, ориентированный прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.
     Данные  по консолидированному бюджету приведены  в таблице 1 [14].  
 
 
 

Таблица 1
Консолидированный бюджет РФ в 2007 г.
  Млрд. руб. В процентах  
к ВВП
Доходы- всего 13250,7 40,2
из них:    
налог на прибыль  организаций 2172,0 6,6
налог на доходы физических лиц 1266,6 3,8
единый социальный налог  656,7 2,0
налог на добавленную  стоимость:    
на товары (работы, услуги),  
   реализуемые на территории  
   Российской Федерации
1390,6 4,2
на товары, ввозимые на территорию  
   Российской Федерации
871,1 2,6
акцизы по подакцизным товарам (продукции):    
производимым  на территории  
   Российской Федерации
288,2 0,9
ввозимым  на территорию  
   Российской Федерации
26,2 0,1
налоги на совокупный доход  141,8 0,4
налоги на имущество 411,2 1,2
налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами 1235,1 3,7
доходы от внешнеэкономической деятельности 2408,3 7,3
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 525,0 1,6
платежи при  пользовании природными ресурсами 82,4 0,2
безвозмездные поступления 17,7 0,1
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 112,3 0,3
Расходы - всего 11245,8 34,1
из них:    
на общегосударственные  вопросы  1166,7 3,5
из них  на обслуживание  
   государственного и муниципального  
   долга
175,2 0,5
на национальную оборону 834,0 2,5
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 864,4 2,6
на национальную экономику 1560,4 4,7
из нее:    
на топливо  и энергетику 33,5 0,1
на сельское хозяйство и рыболовство 147,0 0,4
на транспорт  580,7 1,8
на связь  и информатику 36,8 0,1
на прикладные научные исследования  
   в области национальной экономики
62,9 0,2
на другие вопросы в области  
   национальной экономики
589,9 1,8
на жилищно-коммунальное хозяйство 1101,4 3,3
на социально-культурные мероприятия 5692,3 17,3
Профицит 2004,9 6,1
     2. Внедрение механизмов бюджетирования по результатам
     Законодательно  установлены нормы, направленные на повышение результативности бюджетных  расходов.
     В качестве новых бюджетных инструментов введены долгосрочные и ведомственные  целевые программы, государственные  и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты, упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.
     Однако практическое внедрение этих инструментов и механизмов неоправданно затянулось. Правительство Российской Федерации в установленные сроки не утвердило порядки формирования, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ, формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, формирования и финансового обеспечения государственного задания федеральным государственным учреждениям.
     С 2008 года внедрена система мониторинга  качества финансового управления, осуществляемого  главными распорядителями средств федерального бюджета.
     3. Бюджетные расходы
     Бюджетные расходы в целом (табл.2) способствовали реализации приоритетов экономического и социального развития страны [14].
     Таблица 2
Исполнение федерального бюджета РФ в 2007 г.
  Утверж- 
дено Федеральным законом о федеральном бюджете, млрд. руб.
Фактическое  
исполнение
млрд. руб. в процентах 
к утверж- 
денному бюджету
Доходы 7443,9 7779,1 104,5
из них:      
налог на прибыль  организаций 635,6 641,3 100,9
единый социальный налог 389,1 405,0 104,1
налог на добавленную  стоимость:      
на товары (работы, услуги), реализуемые  
   на территории Российской Федерации
1381,9 1390,4 100,6
на товары, ввозимые на территорию  
   Российской Федерации
848,8 871,1 102,6
акцизы по подакцизным товарам (продукции):      
производимым  на территории Российской  
   Федерации
107,4 108,8 101,4
ввозимым  на территорию Российской  
   Федерации
25,5 26,2 102,8
налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами 1114,7 1157,4 103,8
доходы от внешнеэкономической деятельности 2364,3 2408,3 101,9
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 88,2 265,4 300,8
платежи при  пользовании природными ресурсами 46,6 61,3 131,7
Расходы 6531,4 5983,0 91,6
из них:      
на общегосударственные  вопросы  1122,1 812,1 72,4
из них  на обслуживание государственного и  
   муниципального долга
149,1 143,1 96,0
на национальную оборону 839,1 831,9 99,1
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 674,8 667,0 98,8
на национальную экономику 730,2 692,6 94,8
из нее:      
на топливо  и энергетику 12,7 8,3 65,8
на сельское хозяйство и рыболовство 27,1 27,8 102,8
на транспорт  218,6 172,6 78,9
на связь  и информатику 28,7 14,1 49,3
на прикладные научные исследования в  
   области национальной экономики
60,9 60,7 99,7
на другие вопросы в области  
   национальной экономики
323,5 348,3 107,7
на социально-культурные мероприятия 920,9 776,1 84,3
на межбюджетные трансферты 1939,7 1900,1 98,0
Профицит 912,5 1796,1 196,8
 
     С 1 февраля 2008г. на 14 процентов увеличены фонды оплаты труда федеральных государственных учреждений, на  9 процентов повышено денежное довольствие военнослужащих.
     Была  продолжена работа по повышению уровня жизни пенсионеров. С 1 декабря 2007г. увеличен размер базовой части трудовой пенсии на 300 рублей, с 1 августа 2008г. предусмотрена её индексация на 15 процентов. С 1 февраля 2008г. страховая часть трудовой пенсии проиндексирована на 12 процентов, а с 1 апреля 2008г. – еще на 7,5 процента.
     В 2007 году существенно увеличены размеры ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам и стоимость набора предоставляемых им социальных услуг, размеры «детских» и других социальных пособий. Соответствующие бюджетные ассигнования предусмотрены и на 2008 год.
     Реализованы решения, направленные на капитализацию институтов развития и финансовое обеспечение важнейших инфраструктурных проектов.
     Ряд значимых результатов был получен  в рамках приоритетных национальных проектов.
     В то же время в целом бюджетные  учреждения слабо ориентированы  на повышение качества оказываемых ими услуг, эффективное использование бюджетных ассигнований и закреплённого за ними государственного имущества. В ряде случаев сложилась практика  взимания разного рода поборов  с населения за оказание гарантированных государством и уже оплаченных бюджетом услуг и увлечения «внебюджетными» доходами в ущерб основной деятельности. В результате, с одной стороны, усиливаются различия в доступности и качестве бюджетных услуг для разных категорий населения, с другой – проявляется резкая меж- и внутриотраслевая дифференциация реального финансового состояния бюджетных учреждений [23].

2.2. Внесение поправок  в бюджет 2009-2011гг. вследствие кризиса

           Федеральный бюджет России на 2009-2011 года был принят осенью 2008 года и содержал ряд параметров, которые оказалось невозможно выполнить в условиях разразившегося финансового кризиса. Из-за этого уже к декабрю 2008 года Минэкономразвития представило новые бюджетные проектировки. В январе 2009 года они были пересмотрены еще раз, а профильным министерствам было поручено переписать бюджет с учетом цен на нефть в 40 долларов за баррель.
     По  словам премьер-министра РФ В.В. Путина, федеральный бюджет на 2009 год имеет  ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более чем на четверть, по сравнению с 2008 годом, планируемые расходы будут сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой [18].
     За  период с января по ноябрь 2008 г. бюджеты  субъектов РФ исполнялись со значительным ростом к уровню прошлого года (33 %). Это позволило создать существенные заделы для исполнения расходных обязательств. Начиная с ноября 2008 г. в доходной части консолидированных бюджетов субъектов РФ происходит значительное сокращение поступлений от налога на прибыль организаций (поступление в ноябре составило 38 % от уровня ноября прошлого года, в декабре — 91 % по сравнению с уровнем декабря 2007 г. против прироста на 45 % за 10 месяцев 2008 г.). Темпы роста поступлений от налога на доходы физических лиц также снижаются (114 % в ноябре и 100 % в декабре против 136 % за 10 месяцев 2008 г.).
     Сокращение  доходов в большей степени  затрагивает экономически развитые регионы, бюджеты которых сформированы на основе собственных налоговых доходов, которые поступали от имеющихся на их территории крупных предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки и т. п. (Белгородская, Калужская, Владимирская, Липецкая, Вологодская, Самарская, Свердловская, Челябинская области). Проблема в немалой степени затронула и те регионы, которые зависят от поступлений НДПИ по нефти (Республика Коми, Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Пермский край, Томская, Оренбургская, Тюменская области и другие). Субъекты РФ, доходная база которых формируется главным образом за счет финансовой помощи из федерального бюджета, страдают в меньшей степени [21].

2.3. Исполнение бюджета РФ в настоящее время

     По  предварительным данным (табл.3), доходы консолидированных бюджетов субъектов  РФ в 2008 г. составили 6,2 трлн руб., что  на 28 % выше уровня 2007 г. Расходы составили 6,3 трлн руб. (131 % к уровню 2007 г.).
     В 2009 г. прогнозируется существенное снижение доходной базы, что обусловит сокращение доходов в целом на 15 % по сравнению с уровнем 2008 г. — до 5,4 трлн руб. При этом снижение поступлений по налогу на прибыль ожидается на уровне 40–60 %, по налогу на доходы физических лиц  5–15 %. По предварительной оценке, дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2009 г. прогнозируется в объеме более 700 млрд руб.
Таблица 3
Исполнение  консолидированного бюджета Российской Федерации 
и бюджетов государственных внебюджетных фондов, млрд.рублей

  Доходы Расходы Профицит
2008г.
Январь 1015,5 454,5 561,0
Январь-февраль 2066,9 1372,8 694,1
I квартал 3334,2 2335,9 998,4
Январь-апрель 5154,8 3361,9 1793,0
Январь-май 6410,7 4357,3 2053,4
I полугодие 7543,7 5515,5 2028,1
Январь-июль 9700,1 6626,2 3073,8
Январь-август 10939,7 7634,0 3305,6
Январь-сентябрь 12178,9 8741,5 3437,4
Январь-октябрь 13785,2 9950,6 3834,6
Январь-ноябрь 14743,2 11363,2 3380,0
Год1) 16003,4 13989,2 2014,2
2009г.
Январь 1059,9 477,0 582,9
1) Предварительные данные.
     Структура консолидированного бюджета представлена в таблице 4:
Таблица 4
Структура консолидированного бюджета Российской Федерации 
и бюджетов государственных внебюджетных фондов 
в январе 2009 года

  Млрд. 
рублей
В % к 
итогу
Справочно 
январь 2008г.
млрд. 
рублей
в % к 
итогу
Доходы 1059,9 100 1015,5 100
из  них: 
налог на прибыль организаций
77,4 7,3 109,3 10,8
налог на доходы физических лиц 84,1 7,9 84,4 8,3
налоги  и взносы на социальные нужды
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.