На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Делопроизводства в Самарской областной юношеской библиотеке

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Введение
      Наша  страна в конце XX века вступила в качественно новый этап общественного развития, противоречивый, но с четко выраженные позитивным вектором происходящих преобразований. Действовавшая систем; государственного управления библиотеками, эффективно справлявшаяся провозглашенными ранее задачами, перестала работать. Изменилась сам; система государственности, изменились потребности граждан, а значит,— изменились и сами библиотеки.
       Современная публичная библиотека является общедоступным  учреждением, предназначенным для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения. В начале 1990-х гг. массовые /или публичные, общедоступные/ библиотеки оказались в сложных социально-экономических условиях. Статистка свидетельствует, что общее количество публичных библиотек в стране в 1990 г. составляло 63 018, в 1995 г.- 54 384, в 1998 г.- 52 177, то есть неуклонно сокращалось. Снижалось также количество читателей (1990 г. – 71,8 млн.; 1995 г. – 60,5 млн.; 1998 г. – 59,3 млн. человек) и количество экземпляров совокупного библиотечного фонда (1990 г. – 71,8 млн., 1995 г. – 60,5 млн., 1998 г. – 59,3 млн. экз.) (52).
      Несмотря  на эти данные, сеть публичных библиотек, по прежнему, является самой крупной  библиотечной сетью страны. Она включает в себя общероссийские национальные и другие федеральные библиотеки. В сеть публичных библиотек входят также центральные библиотеки всех 89 субъектов Российской Федерации – универсальные научные, детские, юношеские, специальные библиотеки для слепых.
      Вопрос  о том, что такое библиотека когда, как и почему она возникла какие пути развития прошла, в чем заключаются ее современные функции, механизм деятельности, имеют основополагающее значение для правильной ориентации ее деятельности.
      Современное делопроизводство – это такое  направление деятельности, которое заключается в составлении, оформлении документов, их обработке и хранении.
      Современное делопроизводство должно справляться  с огромным потоком документов. В  данном дипломе сделана попытка систематизации уже накопленных знаний по проблемам современного делопроизводства в Самарской областной юношеской библиотеке (СОЮБ).
      Документационное  обеспечение деятельности публичной  библиотеки существует с момента  возникновения данного учреждения. В последние десятилетия, в связи  с использованием новых технологий, необходимо также рассматривать вопросы, связанные с информационным обеспечением деятельности публичных библиотек. Если же в каком-то элементе не благополучно, то, естественно, не может идти речи ни о каком благополучии всей системы, именно поэтому данная тема актуальна.
      В современной социально-экономической  обстановке в условиях поиска оптимальных  путей информатизации общества и  вхождения России в мировое информационное пространство первостепенное значение приобретает решение многоаспектной проблемы документационного обеспечения управления (ДОУ), при помощи которого процессы документирования, организации документов и документооборота приобретают нормативный или упорядоченный характер. Приоритетными следует сегодня признать документоведческие, правовые, экономические, организационные, кадровые и другие аспекты.
           С уверенностью можно констатировать  нахождение в рассматриваемой  проблеме как исторически унаследованных  характеристик, так и новых,  связанных с коренными техническими  и социально-экономическими преобразованиями в сфере документации. В особом внимании нуждается исследование организации информационного взаимодействия государственных и негосударственных структур федерального, "субъектного" и других уровней управления.
        Цель данной дипломной работы - развитие и совершенствование информационного и документационного обеспечения деятельности публичных библиотек России.
      Практическая  значимость: Материалы дипломной работы могут быть использованы для разработки рекомендаций по совершенствованию информационного и документационного обеспечения деятельности публичных библиотек.
      Научная новизна: особенности информационного и документационного обеспечения деятельности публичной библиотеки.
      Объект  исследования: Информационное и документационное обеспечение деятельности библиотеки (на примере Самарской областной юношеской библиотеки).
      Предмет исследования: Организация и технология информационного и документационного обеспечения деятельности публичной библиотеки (на примере Самарской областной юношеской библиотеки).
      Программа исследования:
    Выявить круг источников.
    Проанализировать документный массив.
    Провести теоретический анализ информационного и документационного обеспечения деятельности Самарской ОЮБ.
      Методы  исследования – научно-аналитический обзор публикаций в профессиональных изданиях, анализ  информационного и документационного обеспечения деятельности Самарской ОЮБ, наблюдение.
      База  проведения исследования: Самарская областная юношеская библиотека.
      Степень изученности проблемы: Особенности темы дипломной работы потребовали привлечения широкого круга источников по организации, экономике и управлению библиотечно-информационной деятельностью, информационным технологиям в библиотеке, общему делопроизводству, проектной деятельности библиотек, библиотечному обслуживанию, истории библиотечного дела в России, документационному обеспечению управления библиотечных учреждений и т.п.
      Работы  по делопроизводству представлены изданиями  М.Ю. Рогожина, Ю.М. Демина, М.В. Кирсанова, Ю.М. Аксенова и др. Использовались работы А.Н. Ванеева, В.Р. Фирсова, И.М. Сусловой, Е.Ю. Качановой, В.С. Соловьева и др. Привлекались справочные издания (Справочник библиотекаря, Энциклопедия делопроизводства), стандарты по библиотечно-информационной деятельности, работы по проблемам управления, маркетинга, связям с общественностью.
      Практическая  часть работы была написана на основе анализа документов, образующихся в  деятельности Самарской областной  юношеской библиотеки и представленных в приложениях.
      Структурно  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
 

       Глава 1. Организация  информационного  и документационного  обеспечения деятельности публичных библиотек  в России.
      1. Из истории библиотек
      После окончания Великой Отечественной  войны советский народ, приступил к мирному созидательному труду. Одной из важнейших задач1 Советского государства в послевоенный период стало восстановление и дальнейшее развитие сети библиотек, широкое развертывание библиотечного обслуживания населения.
      В 1945 г. в РСФСР и других союзных республиках была проведена; государственная регистрация библиотек, позволившая выявить действительное состояние их сети. Она показала, что в РСФСР около 50% районных библиотек имели фонд менее 5 тыс. книг каждая и 62,7% сельских библиотек - до 1 тыс Такое же неудовлетворительное положение было выявлено при проверю детских библиотек(17).
      На  основе государственных заданий  в каждой республике был составлен  пятилетний план, предусматривавший полное восстановление библиотечной сети и некоторое увеличение числа массовых библиотек по сравнению с 1941 г В РСФСР была поставлена задача в 2-3 года увеличить фонды каждой сельской! библиотеки не менее чем до З тыс. экземпляров, районной - до 10 тыс., детской - до 20 тыс., областной (краевой)- до 100 тыс. экземпляров.
      В 1948г. 55 библиотек-автомобилей в 24 областях (краях) и автономны) республиках РСФСР охватили библиотечным обслуживанием свыше 1,7тыс сельских населенных пунктов, привлекли к чтению около 46тыс. читателей которым выдавали около  310 тыс. книг. Эта форма обслуживания сельского населения         постоянно         развивалась         в         последующие         годы.
      Большое внимание библиотечному строительству  на селе стали уделять колхозы. По инициативе Омской области, где уже в 1949г. почти все колхозы открыли библиотеки, движение за создание сети колхозных библиотек охватило Воронежскую, Костромскую, Московскую, Ростовскую и др. области! РСФСР. Был организован массовый сбор книг для новых сельских и колхозных  библиотек.  В РСФСР только  в   1949  г.   собрали около 3   млн.   изданий.
      В результате принятых мер в РСФСР  уже в 1948г. сеть районных и окружных библиотек по сравнению с 1941г. составила 112% и сельских 97,9%. В этом же году сеть городских и детских библиотек по сравнению с довоенным периодом увеличилась на 16-22%. К началу 1950г. сеть массовых библиотек Комитета по делам культурно-просветительских учреждений РСФСР превысила довоенную более чем на 2 тыс.
      В целом по сравнению с довоенным  периодом число массовых библиотек в СССР увеличилось почти на 28 тыс., а их книжный фонд - почти на 6О млн. экземпляров. В конце 1950 г. в СССР уже было 351,1 тыс. библиотек всех видов с книжным фондом 714 млн. экземпляров1 .
      В 1953г. руководство сетью государственных  массовых и республиканских библиотек было возложено на образованные в СССР и союзных республиках министерства культуры, призванные координировать работу библиотек различных ведомств и организаций. Создание министерств культуры способствовало дальнейшему подъему библиотечного дела, усилению государственного контроля за работой библиотек, упорядочению их сети и более равномерному размещению по территории страны. Начало перестройке работы библиотек в соответствии с новыми историческими задачами положило постановление ЦК КПСС "О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране", которое вышло в 1959г. Постановление указало на неудовлетворительное состояние материально-технической базы библиотек, а также работы по подбору и воспитанию библиотечных кадров.
      Определяя пути улучшения библиотечного дела в стране, ЦК КПСС возложил на Министерство культуры СССР и министерства культуры союзных республик методическое руководство библиотечным делом и координацию деятельности   библиотек   всех   ведомств,    организаций   и   колхозов.    Для осуществления государственного контроля за работой библиотек при Министерстве культуры СССР была организована Главная библиотечная инспекция.
      Постановление наметило меры по улучшению комплектования библиотечных фондов, подготовки кадров, особенно для научных, вузовских и специальных библиотек, по развитию научно- информационной и рекомендательной библиографии, строительству и оборудованию библиотек, организации централизованной классификации и каталогизации книг и др.
      Одним из важнейших направлений совершенствования библиотечного дела в стране явилась централизация сети библиотек. По инициативе Министерства культуры РСФСР с начала 1966г. был организован эксперимент по централизации сети массовых библиотек в Липецке, Нижнем Тагиле и Шахтах.
      1966 г. Министерство культуры СССР и ВЦСПС утвердили "Примерные положения организации единой сети массовых библиотек", которые обязали республиканские министерства культуры совместно с советами профсоюзов разработать с учетом национальных, природно- географических, экономических и культурных особенностей основные положения об объединении в единую сеть всех массовых библиотек республики и утверждать их в установленном порядке.
      Эксперимент по объединению ранее самостоятельных  массовых библиотек в единую библиотечную систему с общим книжным фондом и штатом работников, единым административным и хозяйственным руководством, централизованным комплектованием и обработкой литературы, выделение центральных библиотек и реорганизация всех других в ее филиалы дали положительные результаты. Во всех городах и районах, где проводилась централизация, заметно улучшилось комплектование и использование фондов, стали внедряться экономичные и прогрессивные методы обслуживания книгой всех групп населения, повысилась организующая роль центральных библиотек, их ответственность за состояние библиотечной работы в регионе.
      К началу 1974 года централизация сети государственных массовых библиотек была осуществлена более чем в 140 городах и сельских районах восьми союзных республик.
      Важным  достижением советского библиотечного строительства в 60-е гг. явилось создание сети самостоятельных юношеских библиотек. В октябре 1966г. была открыта Государственная республиканская юношеская библиотека РСФСР - научно-методический центр для библиотек, работающих с юным читателем. В начале 70-х гг. в РСФСР работало уже 25 самостоятельных юношеских библиотек.
      Этот  этап, прежде всего, характеризуется укреплением и дальнейшим развитием междуведомственных связей в библиотечном деле, усилением координации и кооперирования деятельности библиотек.
      Важной  особенностью нового этапа библиотечного  строительства явилось осуществление ленинской идеи создания в стране планомерно организованной сети библиотек. В десятой пятилетке планируется завершить централизацию государственных массовых библиотек и создать около 4тыс. централизованных библиотечных систем.
      Решения июньского (1983г) Пленума ЦК КПСС выдвигают  перед библиотеками как идеологическими  и информационными учреждениями требование поднять свою деятельность на уровень больших и сложных задач, которые решаются партией в процессе совершенствования развитого социализма.
      В культурном потенциале страны важное место принадлежит книжным фондам библиотек. Совокупный книжный фонд библиотек всех типов и видов  различной ведомственной подчиненности достиг в 1983г. объема в 5млрд. экз.
      Изыскивая пути совершенствования своей идеологической, воспитательной, пропагандистской, культурно-просветительной и информационной деятельности в соответствии с решениями июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС, библиотеки, методические центры и органы культуры должны учитывать постоянный рост информированности советских людей,
      уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки. Именно этим обусловлены новые, высокие требования к работе библиотек по комплектованию, организации, пропаганде, использованию и сохранности фондов.
      13 марта 1984г. в свет выходит  "Положение о библиотечном  деле в СССР". Основным принципом организации библиотечного дела в СССР, законодательно закрепленным в Положении, является объединение библиотек в единую систему, плановое их развитие и рациональное размещение на территории страны с учетом особенностей и перспектив развития отдельных регионов и отраслей народного хозяйства. В Положении отмечено, что в основе организации, развития и функционирования единой системы лежит централизация- объединение библиотек в ведомственные (отраслевые) или межведомственные (межотраслевые) системы. В связи с этим органы руководства библиотечным делом должны усилить внимание к вопросам совершенствования работы библиотек в условиях централизации.
      "Положение  о библиотечном деле в СССР" определило основы организации и функционирования единой системы библиотек нашей страны, цели и перспективы её дальнейшего развития. Законодательно установлена необходимость согласования профилей комплектования фондов библиотек, совместной организации научно- методической, справочно-библиографической и научно- исследовательской работы, использование технических средств, осуществления иных форм координации и кооперации работы, независимо от подчиненности в масштабах города, района, автономного округа, автономной области, края, а также отдельных отраслей народного хозяйства. Таким образом, объективно существующая тенденция к объединению средств и усилий библиотек в организации обслуживания населения на территориальном уровне получила юридическое обоснование.
      В 1988г. в стране насчитывалось ЗЗО тыс. библиотек с общим фондом в 5,6 млрд. ед. хр., которые обслуживают 220млн. человек (17).
      Происходящие  в стране сложные процессы в сфере межнациональных отношений требует более пристального внимания библиотекарей к этому направлению идейно- воспитательной работы. Отсюда повышенная значимость проблемы языкового состава книжных фондов, обеспечения каждому гражданину условий для пользования литературой и на родном языке, и на русском как языке межнационального общения. Нужно наладить межреспубликанский обмен литературой в соответствии с конкретными потребностями, создать условия для двуязычного и трёхъязычного чтения.
      Хорошие предпосылки к повышению качества комплектования библиотечных фондов создало совместное постановление коллегией Министерства культуры СССР и Госкомиздата СССР "О состоянии и мерах по улучшению    обеспечения    библиотек    книгами"    (от    13    января    1989г.)
      Глубокие преобразования в социально-политической и культурной жизни страны в 1990г. привели в движение теорию и практику библиотечной деятельности, обнажили многие проблемы отрасли. С одной стороны, библиотечная система страны характеризуется довольно высокими количественными показателями: 326 тыс. библиотек располагают огромным книжным фондом- 5,6 млрд.ед.хр. по среднему числу книг, библиотек и их работников на тысячу жителей мы занимаем лидирующее место в мире. Однако с другой стороны - уровень услуг населению, информационного обслуживания запросов науки, производства, образования, культуры- с точки зрения мировой практики во многом выглядит архаично. Здесь произошло ухудшение основных качественных показателей.
      Ключевая  проблема библиотечной деятельности - совершенствование системы книгообеспечения, взаимосвязей библиотеки, читателей и книжной торговли, ибо от содержания фондов, в конечном счёте, зависит, насколько полной эффективно смогут библиотеки     обеспечивать     всему     населению     доступ    к     достижениям отечественной и зарубежной книжной культуры, насколько действенно они будут способствовать решению задач обновления общества. Трудности, возникающие в ходе перестройки, в значительной степени связаны с несоответствием материально- технической базы и технологии библиотечной деятельности современным требованиям общества.
      Важнейшей составной частью перестройки библиотечной деятельности является подготовка и внедрение автоматизированной информационно- библиотечной системы Министерства культуры СССР, куда вошли 44220 библиотек всесоюзного, республиканского и областного уровней, а также центральные библиотеки ЦБС. Внедрение этой системы даст возможность пользоваться удобными современными видами информационных услуг, приблизить доступ удалённым банкам данных.
      Стержнем  всей государственной политики, направленной на всемирное развитие, перестройку библиотечной системы, становится подготовка и использование кадров, создание для их плодотворной деятельности необходимых материальных и бытовых условий. Растёт неудовлетворённость условиями и оплатой труда, неясностью перспектив изменения положения дел к лучшему, медленно внедряется стимулирование эффективного труда библиотекарей, нерушимыми остаются вопросы социально- бытового обеспечения.
      В развитии библиотечной системы страны накопились проблемы, требующие неотложного решения. Крайне неудовлетворительным является состояние крупнейших библиотечных услуг, сокращается пополнение библиотечных фондов. В критическом положении находятся многие шедевры книжного и рукописного искусства, являющиеся памятниками мировой и отечественной культуры, национальным достоянием всего человечества. В связи с этим 13 апреля 1991 года вышел указ Президента СССР "О неотложных мерах по развитию крупнейших библиотек страны". В указе уточнены источники и объём финансирования библиотек, сроки исполнения намеченных работ.
      Понятие "библиотечная политика" прочно утвердилось  в профессиональном лексиконе во второй половине 90-х годов XX в. Более распространенным является обобщающее по отношению к библиотечной политике понятие культурной политики. Однако и оно в профессиональной литературе впервые появляется в 1960—1980-х годах, входя в употребление параллельно уходящему понятию "культурная революция" и широко употребляющемуся понятию "культурное строительство".
      Одна  из наиболее характерных черт развития нашего общества последнего десятилетия XX века — последовательное разгосударствление различных сфер общественного устройства. В полной мере оно коснулось и культуры.
      С 1993 г. центральным вопросом ежегодно проходящих совещаний директоров крупнейших библиотек России (как федеральных, так и субъектов Федерации) становится именно вопрос государственной библиотечной политики. На этих совещаниях Министерство стало высказывать свое видение "приоритетов библиотечной политики".
      Другая  причина выдвижения вопросов культурной политики в центр внимания носила международный характер. В начале 1990-х годов Россия заявила о своем желании вступить в Совет Европы — международную политическую, консультативную организацию, членство в которой накладывает определенные обязанности на государства-участники. Часть из них связана с базовыми правами человека — на доступность культуры, информации, на свободу культурного творчества и самовыражения. Наличие сформулированной культурной политики становится не только желательным, но и необходимым, прежде всего для анализа степени ее соответствия международным нормам, закрепленным в конвенциях, подписанных странами — членами Совета Европы.
      В октябре 1993 г. в стране произошли  события, которые серьезно повлияли не только на дальнейшее политическое развитие России, но и на судьбу    конкретного    законопроекта    "О    библиотечном    деле".    Перестал существовать Верховный Совет России. Пришедшая ему на смену Государственная Дума России начала с ревизии всего того, что было наработано предшественниками. 5 апреля 1994 г. вопрос о проекте федерального закона выносится на парламентские слушания. Их цель — предварительное ознакомление и выявление мнений по законопроекту заинтересованных участников различных комитетов Государственной Думы. Парламентские слушания устраиваются, как правило, на самых предварительных этапах подготовки законопроектов. В рекомендациях, принятых участниками парламентских слушаний, отмечалась необходимость "безотлагательного ... законодательного регулирования" деятельности библиотек, так как это "создаст правовую базу для цивилизованной и демократической организации библиотечного обслуживания, обеспечит общедоступность сокровищ мировой культуры, сосредоточенных в библиотеках"
      16 ноября 1994 г. проект Федерального  закона "О библиотечном деле" принимается во втором чтении. К этому времени Закон прошел полный цикл новых согласований и экспертизы. В пакет предложенной парламентариям документации входил "Лист согласования проекта ФЗ „О библиотечном деле" с субъектами Российской Федерации". 76 регионов дали в целом положительные заключения. Другой документ представлял Сводную таблицу "Поправок к проекту ФЗ Российской Федерации ФЗ „О библиотечном деле", рассмотренных и принятых Комитетом Государственной Думы по образованию, культуре и науке" (12).
      Пик законодательной активности в регионах России наблюдался в 1996–1997 гг. К 2000 г. каждый субъект РФ (за исключением Чечни) сформировал собственное правовое поле библиотечной деятельности (либо действующее, либо в проектном варианте).    
      Среди субъектов РФ наиболее инициативны  в формировании законодательной  основы отрасли – республики, а  более инертны – города федерального значения, которые имеют проектные  варианты правовых актов, но не спешат придать им юридическую силу.
      На  начальном этапе каждый регион стремился  законодательно закрепить две проблемы:
      - организацию, сохранение и развитие  библиотечного дела,
      - политику формирования обязательного  экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда.
      Региональные  нормотворцы разрабатывали, а затем  выносили на суд общественности два  вида нормативно-правовых документа  – о библиотечном деле и об обязательном экземпляре документов, которые в совокупности и составляли понятие «региональное библиотечное законодательство». Иногда обе проблемы объединялись в одном правовом акте. Одной из особенностей современного этапа развития регионального библиотечного законодательства стала эволюция этого понятия. Дело в том, что в повседневной библиотечной практике возникают актуальные проблемы, требующие правового решения, что стимулирует появление новых видов нормативно-правовых документов.  Сегодня значительная часть субъектов РФ пополнила региональное библиотечное законодательство специальными нормативно-правовыми актами, отражающими узкие, конкретные вопросы, например, социальная защита библиотечных работников. А в Иркутской области принят закон «Об административной ответственности за правонарушения в сфере библиотечного дела Иркутской области» (1999). Закон лаконичен, в нем регламентируются специфически «библиотечные» ситуации, в результате которых возникает административная ответственность.
      Таким образом, библиотечное законодательство находится на стадии активного формирования: процесс охватил все регионы России. Основными тенденциями развития  регионального библиотечного законодательства в России на современном этапе можно считать:
      - детализация библиотечных проблем,  облекаемых в нормативно-правовые нормы;
      - расширение понятия «региональное  библиотечное законодательство»;
      - увеличение количества принимаемых на региональном уровне нормативных документов, появление разнообразных типов и видов документов.
 

       2. Правовое положение  библиотек.
      Период подготовки Федерального закона "О библиотечном деле" занял более трех лет. В течение всего этого времени основные двигающие доминанты оставались такими: желание правовым путем остановить разрушительные процессы в библиотечной сфере, сохранить библиотеки, библиотечные фонды и обеспечить какие-либо перспективы развития. Данная установка довлела не только над разработчиками законопроекта — членами экспертной группы. Весь ход широчайшего профессионального обсуждения проекта еще более генерировал эту направленность:
      необходимость заложить правовые основы деятельности библиотек в качестве демократического института.
      стремление обеспечить не столько достойное, сколько справедливое существование работников библиотек на фоне работников других сфер социальной занятости (12).
      В период подготовки Закона в правовой сфере произошли кардинальные изменения, важнейшие из которых — принятие Конституции РФ и развернувшийся процесс перераспределения властных полномочий.
      Другой  фактор, оказавший серьезное влияние  на формирующееся содержание проекта,— небывалые масштабы его экспертизы. Это отзывы и заключения из библиотечной и смежных сфер, из государственных органов всех субъектов РФ.
      Принятый  Федеральный закон "регулирует общие  вопросы организации библиотечного  дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела" (Преамбула).
      Специально  выделим — Закон регулирует взаимоотношения    (т.    е.    права    и    обязанности,    возникающие    в    ходе взаимоотношений) трех субъектов: государства, библиотек и граждан (12). Соотношение и содержание прав и обязанностей определяется понятием компетенции. Учитывая, что главенствующим фактором происходящих преобразований в этот период было разгосударствление всех общественных сфер, вопрос о компетенции государства в библиотечной сфере стал ключевым.
      Весь  ход подготовки Закона показал, что  в части определения обязанностей библиотек не возникло активной полемики, равно как и в части определения их прав, поскольку большая мера правомочности библиотек соответствовала общему духу преобразований. Так, в действующем тексте, в отличие от предшествующих, удалось закрепить большую независимость библиотеки от учредителя, который, неся обязанности по финансированию и обладая правом контроля, в то же время "не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки" (12).
      С принятием Конституции 1993 г. в России складывается принципиально новая  правовая ситуация. В рамках единой правовой системы институируется двухуровневое законодательное регулирование. В отличие от предшествующего положения устанавливается равенство всех субъектов Федерации, что означает возможность принятия собственных законов не только в республиках, но в и краях, областях, городах — субъектах Федерации, автономной области и автономных округах. В соответствии с п. 4 ст. 76 Конституции вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации все субъекты Федерации "осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов". Единственная разница заключается в юридической базе соответствующего законодательства: для республик — это принимаемые ими конституции, для остальных субъектов Федерации —уставы.
      Данное  положение отражает реальную федерализацию, происходящую в РФ не только в плане децентрализации правового регулирования в масштабах государства, но и в плане формирования правовых основ общественной жизни в субъектах Федерации. Принципиальное отличие закона заключается в следующих характеристиках:
      принимается представительным органом;
      устанавливает, отменяет или изменяет общие правила — нормы права;
    занимает в иерархии правовых актов главенствующее место, т. е. ему должны    соответствовать    все   другие   правовые   акты,   принимаемые   на соответствующей территории (25).
      Последнее обстоятельство имеет наибольшее значение, поскольку на смену дублирующим и противоречащим постановлениям региональных исполнительных комитетов должны прийти законы, фиксирующие конкретные права и обязанности.
      Несомненно, что принятый Федеральный закон "О библиотечном деле" затрагивает не только "общие вопросы" культуры применительно к библиотечному делу. Очевидно также, что по своему статусу он является законом прямого действия. И все же, с нашей точки зрения, разработка законов в сфере библиотечного дела на уровне субъектов Федерации необходима. Приведем некоторые доводы в пользу этого.
      В условиях сложившегося правового общества, сформированного федерализма всякое дублирование законодательства, будь то — по горизонтали — на отраслевом и межотраслевом уровнях, или — по вертикали — на федеральном-территориальном уровнях, не только нецелесообразно, но и вредно, поскольку ведет к инфляции принимаемых актов, снижению правовой культуры. Однако применительно к РФ мы должны отметить, что, во-первых, федерализм у нас еще только формирующийся, во-вторых, правовое общество у нас также находится в стадии начального становления. В такой ситуации:
    во-первых,   принимаемые  территориальные  библиотечные  законы, выполняют  в  какой-то  мере  роль  постановления   о  введении  в  действие Федерального   закона.   Несмотря   на   то,   что   с   правовой   точки   зрения необходимости в таких постановлениях нет, на практике, в условиях слабости федерального центра, ослаблено и действие едеральных законов. В этом смысле будет оправданным и дублирование ключевых позиций федерального закона;
    во-вторых,  и это  главное,  именно  в законе  на уровне  субъекта Федерации должны быть решены те задачи, которые не входят в полномочия центра  и   не  могли   быть  решены   федеральным  законом,—  установление конкретных нормативов (размещения библиотек, их финансирования и т. д.), определение  порядка  местного  налогообложения,  особых  условий  оплаты труда и др.;
    в-третьих, такой закон должен отражать специфику библиотечной сферы в зависимости от социально-культурных и исторических особенностей региона   (культурные   традиции,   преобладающий   тип   поселения,   характер административного   устройства   и   т.   д.).   Это   особенно   актуально   для библиотечной сферы, впрямую зависящей от местных особенностей;
    в-четвертых,    именно    форма    закона    наиболее    подходит    Для утверждения основных принципов территориальной библиотечной политики. Даже если они также будут во многом дублировать федеральный закон, это целесообразно,  так  как  данные  принципы  будут  декларированы  высшим органом законодательной власти субъекта Федерации (23).
      Введение  новой конституционной нормы, дающей право всем субъектам РФ принимать законы, стало условием для развернувшейся с 1993 г. работы по территориальному правотворчеству, по подготовке актов высшей правовой силы — законов. Но реальной причиной, обусловившей этот процесс, была начавшаяся    подготовка,    а    потом    принятие    Федерального    закона    "О библиотечном деле", т. е. импульс последовал из федерального центра. В период значительного ухудшения материального положения библиотек, начавшегося их закрытия в ряде регионов принимались соответствующие постановления. Так, в августе 1992 г. принимается постановление Администрации Нижегородской области "О мерах социально-экономической поддержки библиотек в период экономических реформ". В июле 1994 г. принимается постановление Главы Администрации Московской области "О мерах по сохранению библиотечной системы Московской области". Однако в отличие от законов они не содержали общих принципов деятельности библиотек, гарантии их деятельности, а главное, положений о правах граждан, т. е. носили отраслевой, ведомственный характер. Так, ключевым положением Постановления Администрации Московской области было "запретить закрытие библиотек и отчуждение библиотечных помещений без согласования с комитетом по культуре и туризму Администрации Московской области, Мособлкомимуществом и соответствующими комитетами на местах".
      Первым  субъектом Федерации, принявшим  Палатой представителей Государственного собрания Закон "О библиотечном деле", была Республика Саха (Якутия). Это произошло в июле месяце 1994 г. Данное положение не случайно. Во-первых, республики обладали опытом подготовки законов еще до принятия Конституции 1993 г. Во-вторых, именно в Сахе, как мы уже отмечали, в тот период наиболее активно работали законодатели. И в-третьих, это, конечно, отображает реальное признание значимости библиотек в республике, авторитета библиотечных руководителей. В своих принципиальных положениях закон не противоречил еще разрабатываемому тогда федеральному закону, так как его авторы активно участвовали в обсуждении федерального проекта. Это избавило республику от необходимости внесения последующих изменений. Вместе с тем в законе удалось более конкретно прописать важные для условий республики положения: о библиотечных фондах в качестве достояния народов Республики Саха,   о   статусе   Национальной   библиотеки,   об   оплате   труда   и   льготах
      библиотечных  работников. Последнее обстоятельство имело большой резонанс среди  библиотекарей России и во многом катализировало дальнейший процесс  законотворчества в субъектах Федерации.
      В 1995 г. по предложению РБА и по решению совещания представителей федеральных библиотек в Управлении библиотек Министерства культуры на основании Приказа Министра культуры № 532 от 25 июля 1993 г. была создана специализированная рабочая группа "по обеспечению внедрения Федерального закона «О библиотечном деле» и подготовки местных законодательных актов". В состав группы вошли специалисты, принявшие активное участие в подготовке Федерального закона, что во многом предопределило направленность ее действий. Основная цель создания группы — оказание научной, справочной, консультативной помощи библиотекам России в разработке территориального законодательства и других нормативных актов в области библиотечного дела. Большинство принятых впоследствии законодательных актов в различных субъектах Федерации либо готовилось с помощью членов группы, либо рецензировалось ими на различных стадиях. Причем работа происходила как в Москве, С. -Петербурге, так и непосредственно в регионах.
      Большую помощь разработчикам законов оказали  подготовленные специалистами РНБ и вышедшие в 1996 г. аналитические материалы "Библиотеки России в новой правовой среде". К этому времени специалисты уже имели возможность обобщить имеющийся на территориальном уровне опыт, его достоинства и недостатки, новые решения. Анализ был построен по проблемному принципу и давал возможность самостоятельно формулировать необходимые решения при построении конкретных статей проектов. Дальнейшее обобщение территориального законотворчества проделал Ю. А. Гриханов, а также ряд других специалистов.
      В целом, как мы видим, Министерство культуры России, РБА, ведущие специалисты федерального уровня заняли очень активную позицию по оказанию помощи в разработке территориального законодательства. Это имело и свои положительные стороны — в плане активизации процесса, и отрицательные — в плане неизбежного влияния, интерференции отработанных при подготовке федерального закона схем. По нашим оценкам, дублирование содержания в законах субъектов Федерации, по отношению к Федеральному закону, составляет от 30 до 80 %.
      В соответствии с Манифестом ЮНЕСКО о  публичных библиотеках одна из их сущностных задач — обеспечивать пользователей прежде всего местной  информацией. Библиотека, которая содержится на местные деньги, должна обеспечивать право граждан на исчерпывающую информацию о местной жизни. Однако и это право нигде не получило своего закрепления. Данный вопрос тем более важен, что в настоящее время в регионах формируется механизм местного самоуправления. Его внедрение приведет к реальным изменениям во взаимоотношениях местных жителей с муниципальной библиотекой в плане возможности влияния на ее работу. В развитом виде этот механизм еще нигде не сформирован, несмотря на то, что его развитие активно инициируется федеральными органами. Но хотя бы общие подходы во взаимоотношениях читателей с библиотекой в условиях местного самоуправления целесообразно было бы сформулировать. Естественно, что данный вопрос даже не намечен в Федеральном законе, однако теперь, когда Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации" принят и Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, появилась возможность для конкретизации несколько иной модели муниципальной библиотеки.
      Права граждан более или менее стабильны, но они обеспечиваются прежде всего за счет доступности библиотечных фондов, а в данном случае наблюдается явная динамика в пространстве и особенно во времени. Обеспечение равных прав всех граждан на территории России — это задача федерального законодательства. Законодательство субъектов Федерации должно   стремиться   создать   приоритетные   права   своим   гражданам,   т.   е. предоставить им возможности лучше, чем в других регионах, что является одним из условий жизнеспособности федерализма.
      Принятые  территориальные законы о библиотечном деле, конечно, отражают и недостатки Федерального закона. В частности, дальнейшее развитие федерализма показало, что распределение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации смещается в сторону увеличения полномочий субъектов Федерации, что не в полной мере учтено в Федеральном законе. Данное положение объяснимо не только поправкой на время (подготовка Закона началась до принятия Конституции, закончилась год спустя), но и социально-психологическим механизмом — Федеральный закон готовили специалисты из федеральных центров. Однако очевидно, что, не вступая в противоречие с Федеральным законом, местные законы должны более подробно представлять обязанности государственных органов субъектов Федерации. Тем более, как мы уже указывали, что даже в сфере совместной компетенции, на уровне субъекта Федерации, могут приниматься решения при отсутствии таковых на федеральном уровне. Так, в подавляющем большинстве законов фиксируется лишь право местных органов принимать стандарты и нормативы, и в то же время конкретно они не приводятся. А между тем "нормативы организации сети муниципальных библиотек, а также нормативы выделения бюджетных средств на библиотечное обслуживание в регионе (особенно на комплектование библиотечных фондов) — это центральные вопросы территориального законодательства и нормативного регулирования",— считает Е. И. Борисова (4), и мы совершенно согласны с его мнением. Как уже отмечалось в печати, наиболее конструктивно данные вопросы решены в законе "О библиотечном деле и об обязательном экземпляре документов" Псковской области.
      Одним из наиболее проработанных в территориальных  актах оказался вопрос о статусе центральных библиотек. В некоторых из них выделяется только одна центральная библиотека, в других — несколько (кроме универсальной — юношеская, детская, библиотека для слепых). Однако нигде не использовано положение п. 4 ст. 20 Федерального закона "О библиотечном деле" о возможности распределения различных функций между несколькими центральными библиотеками. При определении статуса центральной библиотеки в большинстве законов используются заложенные в федеральном законе критерии: наиболее полное универсальное собрание документов, организация взаимопользования библиотечных ресурсов и научно-методическая помощь библиотекам (п. 2 ст. 20). Более продуктивная позиция, на наш взгляд, заложена в тех законах, где не только перечислены критерии, но и конкретно зафиксированы реальные библиотеки (как это сделано в Федеральном законе применительно к национальным библиотекам).
      Не  во все территориальные законы удалось  ввести нормы, отражающие социальную защиту работников библиотек. С точки зрения теории права, регулирования трудовых взаимоотношений и социальных льгот это — сфера действия специальных отраслей права. Однако на практике именно неудовлетворительное положение библиотечных работников часто выступало одним из мотивов подготовки законов
      На  сегодняшний день основная тенденция  формирующегося территориального библиотечного законодательства — это дублирование решений, предложенных Федеральным законом. Вектор данной тенденции противоречит прокламируемой и во многих сферах реально происходящей децентрализации государственного устройства. Оценивая это, мы исходим из следующего положения. Жизнеспособность федеративного государства всегда обеспечивается наличием как центробежных, так и центростремительных сил.
 

       Глава 2. Структура управления и распорядительные документы
      2.1. Организационная структура управления.
      Организационная структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления библиотекой и распределением полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.
      Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
      В структуре управления организацией выделяются следующие элементы:
      . Звенья (отделы);
      . Уровни (ступени) управления;
      . Связи - горизонтальные и вертикальные.
      К звеньям управления относятся структурные  подразделения, а так же отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления; либо часть их. К звеньям управления следует относить и библиотечных работников, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.
      В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.
      Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: библиотекари более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.
      Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, горизонтальным и вертикальным. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми (например, между отделами). Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
      В структуре управления организацией различаются так же линейные и  функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между, так называемыми, линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейные и штабные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а так же отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами  организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать и помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения.
      Между всеми названными выше составляющими  организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (числа элементов или уровней, количества или характера связей или полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.
      К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Главные из этих требований к организационной структуре могут быть сформулированы следующим образом:
    Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе уровней управления.
    Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за 
    время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели    произойти    необратимые    отрицательные    изменения,    делающие ненужной реализацию принятых решений.

    Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.
    Экономичность.  Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.
    Гибкость.  Способность изменяться в  соответствии с  изменениями внешней среды.
      6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов (20).
      Совершенство  организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при ее построении соблюдались принципы построения:
      1) Целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение 
времени     прохождения     информации     от     высшего     руководителя     до непосредственного исполнителя;

      2) Четкое обособление составных частей организационной структуры 
(состава ее подразделений, потоков информации и пр.);

      3) Обеспечение   способности   к   быстрой   реакции   на   изменения   в управляемой системе;
      4) Предоставление     полномочий     на     решение     вопросов     тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
      5) Приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей   системе   управления   организацией   в   целом   и   к   внешней   среде   в частности(20). 
      Основными инструментами формирования организационной  структуры управления предприятия являются: а) Анализ и разделение управленческих и инновационных процессов на отдельные составляющие функции, задания; b) Синтез и группировка заданий в однородные группы достаточно устойчивые на протяжении длительности периода деятельности предприятия; с) Создание специализированных подразделений и служб путем закрепления за ними однородных групп заданий, объектов, функций управления, состава работников и оборудования;  d) Разработка должностных инструкций и положений об отделах, службах, подразделениях для документального фиксирования принятой организационной структуры управления.
      Дифференциация  задач и заданий по виду деятельности, функциям управления и иерархическому уровню чаще всего используется для формирования структур управления, вертикальному разделению труда менеджеров, определению степени централизации и децентрализации управления, делегированию полномочий и ответственности. Дифференциация работ по виду продукции, стадии производственного процесса, месту расположения производства в большей степени отражается на элементах производственной структуры, таких горизонтальное разделение труда, специализация и кооперирование производственных звеньев, их масштаб и объемы деятельности.
      Следует иметь в виду, что в различных  организациях (с учетом специфики их работы) используются и другие принципы построения организационных структур, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.
      Реализация  этих принципов означает необходимость  учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.
      Главный фактор, "задающий" возможные контуры  и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее.
      Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.
 

       2.2.Особенности документирования деятельности библиотек
        Организацию и ведение нормативного  хозяйства в библиотеке осуществляют секретариат, канцелярия, методист, методкабинет, научно-методический отдел, ответственное лицо, в отделах — заведующие. Их задача: своевременное снабжение документами и доведение информации о них до заинтересованных подразделений и вышестоящих организаций; систематический контроль за внедрением и соблюдением норм, правил и требований, установленных в документах.
      При оперативном управлении библиотекой  необходимо систематически получать необходимую  информацию, обрабатывать и анализировать  ее. Преобладающей формой и носителем информации является документ, без которого не может осуществляться ни одна функция управления в любой сфере производства, в том числе и в библиотеке. Документальная информация охватывает все стороны внутренней и внешней деятельности библиотеки. При помощи документов начинаются и завершаются все операции по ее управлению.
      Существующая  документация классифицируется по видам, форме и содержанию. Выделяются следующие виды: организационно-распорядительная документация, которая подразделяется на пять. основных групп — организационная (положения, уставы, инструкции, правила), распорядительная (постановления, распоряжения, приказы, указания), справочно-информационная (письма, докладные записки, справки, обзоры, сводки), о личном составе (приказы, личные дела, карточки, документация учета личного состава кадров по их приему, подготовке и переподготовке, записи о переводе, характеристики), предложения, заявления и жалобы. Административная, или деловая, документация содержит внутреннюю и внешнюю корреспонденцию, предназначена для выполнения административных функций. Планово-учетная документация включает документы, которые используются для планирования финансовой деятельности, анализа, учета и выполнения плановых задач. Оперативно-производственная документация выполняет задачи оперативного планирования и контроля за ходом работ. Техническая документация включает комплекс документов по технической подготовке и обслуживанию здания, средств механизации и автоматизации, регламентирующие и методические материалы.
        Применяются следующие типы классификации  документов: алфавитная, цифровая, тематическая. Для ее ведения оформляются папки по видам документов: приказы, справки, планы, отчеты и т.д.; формы — журнальная, картотечная, компьютерная и т.д. Создаются тематические сборники типовых текстов, писем, образцов заявлений. Правильная организация документооборота способствует оперативному прохождению документов. Практическое осуществление этого требования осуществляется посредством схем рационального движения документов в аппарате управления, которые разрабатываются исходя из принципиальных схем, приведенных в основных положениях ЕСКД. В деле обеспечения комплексного управления большое значение имеет своевременность     поступления     от     всех     структурных     подразделений необходимых оперативных данных, позволяющих судить о равномерности хода работы библиотеки, структурных подразделений и должностных лиц. Всю поступающую в библиотеку документацию можно поделить на две части: передаваемую дирекции и направляемую в структурные подразделения, и в первую очередь в отделы комплектования, справочно-библиографической и информационной работы, МБА, массовой и воспитательной работы, обслуживания читателей и т.д. В библиотеке должна существовать тщательно продуманная система документации. Работу по ведению делопроизводства осуществляют ученый секретарь, заведующий канцелярией, архивом, секретарь, секретарь-машинистка, а в отделах — заведующие. Секретарь должен работать четко, производительно, быть инициативным и находчивым, обладать хорошими манерами, тактом и выдержкой, быть внимательным и вежливым в обращении с сотрудниками и посетителями.
      Целью делопроизводства является своевременное  обеспечение до 
кументооборота. Задача сотрудников, осуществляющих эту работу, — прием 
поступившей внешней и внутренней документации; ее регистрация, учет, 
распределение и доставка исполнителям; оформление и отправка исходящих 
документов; изготовление документов и их оперативное размножение; 
осуществление контроля за сроками исполнения и ведением делопроизводства в подразделениях; формирование дел и сдача их в архив; хранение и обеспечение использования документов и ведение архива библиотеки; регулярное проведение экспертизы и практической ценности документов с целью определения срока их хранения, методическая помощь сотрудникам в ознакомлении с основами делопроизводства.   

      Документооборот должен отвечать следующим требованиям: оперативности, точности адресования, четкости и своевременности исполнения с последующим извещением об исполнении. Прием и первоначальная обработка поступающей корреспонденции осуществляется в централизованном порядке. Каждая библиотека должна иметь перечень документов, не подлежащих регистрации, утвержденный директором. В соответствии с этим перечнем документы в секретариате сортируются на регистрируемые и нерегистрируемые и передаются руководителям или непосредственным исполнителям.
      При регистрации документов должен соблюдаться принцип однократности:   каждый  документ  должен  регистрироваться  только   один  раз, входящие документы — в день поступления, исходящие и внутренние — в день подписания. В этой работе секретариат библиотеки поддерживает тесную связь с канцелярией вуза. Регистрация документов осуществляется централизованно. Обязательной регистрации подлежат документы, поступающие из вышестоящих организаций или направляемые в их адрес, важнейшие внутренние (приказы по основной деятельности, приказы по личному составу, протоколы, докладные записки) предложения, заявления, жалобы, письма, требующие ответа или выполнения определенной работы. Количественному учету подлежат все входящие, исходящие и внутренние документы библиотеки при их первоначальной обработке и отправке. Рассмотрение зарегистрированной корреспонденции, направленной руководителями исполнителю, производится в день их поступления. Результаты рассмотрения документов отражают в резолюциях, с указанием непосредственного исполнителя. Если он не установлен вышестоящим руководителем, сроки исполнения, документов могут быть изменены (продлены или сокращены) директором библиотеки. Контроль за исполнением документов и содержащихся в них поручений осуществляют руководители библиотеки, отделов или уполномоченные ими лица. Документы после исполнения подписываются и подшиваются в соответствующее дело согласно утвержденной номенклатуре дел. В частности, в дело группируются исполненные документы одного календарного года.
      Для совершенствования управления библиотекой большое значение имеют стандартизация, унификация первичной документации, строгая регламентация ее оборота и сроков представления документов в соответствующие отделы и службы библиотеки, внедрение современных средств оргтехники. Аппарат управления должен уделять этому вопросу повседневное внимание.
 

       Выводы 
      Управленческая  деятельность присуща всем учреждениям, организациям и предприятиям. В процессе управления собирается, обрабатывается и передается огромное количество информации. Эффективность управления зависит от объема, оперативности и достоверности информации, большая часть которой отражается в документах. Законодательными и нормативными актами предусмотрен ряд ситуаций, при которых документирование информации является обязательным. В зависимости от конкретной управленческой ситуации создается множество различных видов документов. Документы используются в различных областях деятельности, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования многих научных дисциплин, поэтому содержание понятия "документ" многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется.
      Большие возможности открывает региональное законотворчество на пути включения  вопросов библиотечно-информационного  обслуживания и развития библиотечной инфраструктуры в общие и отраслевые правовые акты - по налогобложению, административным правонарушениям, охране природы и экологическим проблемам, социальной защите и другим отраслям права. В настоящее время муниципальные библиотеки не располагают экономически обоснованными нормативами и механизмами оптимального формирования и использования бюджетных средств для производства и предоставления библиотечных услуг населению.
      Таким образом, дальнейшее развитие и обогащение библиотечного законодательства в большой степени зависит от инициативности, энергии и творческого подхода к работе с парламентариями местных библиотечных сообществ.
 

       Глава 3. Развитие и совершенствование информационного и документационного обеспечения деятельности региональных публичных библиотек (на примере Самарской областной юношеской библиотеки) 

      3.1. Краткая характеристика Самарской областной юношеской    библиотеки.
      Самарская областная юношеская библиотека создана в 1974 году. Это специализированная библиотека, ориентированная на культурно-досуговое и информационное обслуживание читателей в возрасте от 14 до 24 лет. Ежегодно библиотека обслуживает около 10 000 читателей. Фонд библиотеки насчитывает около 150 000 книг универсальной тематики, более 1000 видеофильмов, почти 1,5 тысячи компакт и MP3-дисков, уникальную коллекцию грамзаписей (более 15 000 экз.). Для молодых читателей выписывается более 2 000 наименований газет и журналов.
      Пользователи  Самарской областной юношеской  библиотеки – молодые люди в возрасте от 14 до 24 лет (старшеклассники, студенты средне-специальных и высших учебных заведений). Это очень сложная, требовательная категория.
      На  современном этапе Самарская  областная юношеская библиотека стремится не просто предоставить читателям  нужную для образования и самообразования информацию, но и стать современным центром досуга и общения, помочь творческой самореализации личности. Областная юношеская библиотека является своеобразной «территорией творчества» и создает развивающую информационную среду для своих молодых читателей.
      Самарская областная юношеская библиотека – информационный и методический центр для библиотек области  и других культурно-просветительных  организаций, работающих с молодежью.
      С момента своего создания библиотека рассматривает себя как творческую лабораторию по созданию и внедрению инновационных форм культурно-просветительской работы с молодежью.
      В основе деятельности областной юношеской  библиотеки стоит работа по проектам и программам, направленных на развитие своего учреждения, координации с  другими ведомствами и инновационного подхода в обслуживании читателей.
      На  современном этапе СОЮБ, обслуживающая  молодежь, стремится не просто предоставить читателям нужную для образования  и самообразования информацию, но и стать современным центром  досуга, помочь творческой самореализации личности. Областная юношеская библиотека является своеобразной «территорией творчества» и создает развивающую информационную среду для своих молодых читателей.
      Приоритетными направлениями деятельности библиотеки являются:
    комфортное обеспечение пользования книгами, другими информационными источниками — художественными, научными и документальными, печатными и электронными, локальными и удаленными;
    формирование у молодого человека готовности к современной жизни, успешному вхождению личности в социум, потребности в постоянном самообразовании; содействие в овладении информационной культурой, компьютерной грамотностью и умении пользоваться информационно-коммуникативными технологиями;
    создание культурно-образовательного пространства и приобщение к духовному наследию, культурным ценностям, знаниям; помощь в восприятии новых идей, научных достижений, совре* менного искусства и литературы, в решении жизненных проблем, осознании своих прав, планировании будущей жизни, организации общения и досуга.
    -комплектование, развитие и сохранение фондов;
    -финансово-хозяйственная деятельность;
    -управление персоналом;
      Структура СОЮБ (представлена в схеме 1): 

      Схема1. Структура СОЮБ
 

      За  последний период в управлении библиотекой  произошли существенные изменения, в библиотеке были введены в штатное  расписание новые должности и  реорганизованы некоторые отделы.
      В настоящее время СОЮБ возглавляет  Рамодина Зоя Константиновна, заместителем по развитию является Косолапова Светлана Ивановна, заместителем по хозяйственной работе – Майорова Алла Эрнестовна. Проблемы организационно-управленческого характера, низкое материальное стимулирование рядовых сотрудников привели к тому, что в библиотеку перестали поступать молодые специалисты, нехватка кадров негативно сказались на деятельности многих отделов. В том числе, за последний год, в библиотеке сменилось несколько заведующих отделами Медиатека и абонемент.
      Организационно-управленческие проблемы библиотеки сказываются на всех подсистемах обеспечения ее деятельности, включая информационное и документационное обеспечение. 

      3. 2.    Информационная подсистема СОЮБ 

      В 2004 гг. в СОЮБ был создан сектор развития информационных ресурсов, а в 2007 году он был переименованным в сектор автоматизации, на который было возложено решение проблем автоматизации и компьютеризации библиотеки. Так же в 2007 году была введена должность заместителя директора по развитию, были объединены методический и библиографические отделы в информационный центр.
      Консультационную  помощь сотрудникам СОЮБ оказывали  преподаватели Самарской государственной  академии культуры и искусств: Л. Л. Мотова, В. Н. Стрельников, Л. Н. Голенок. Была приобретена необходимая техника (компьютеры, периферия, технические  средства), базы данных («Консультант плюс, MARC SQL). В отделе Медиатека были организованны АРМы «Оцифровка» для создания полнотекстовых баз данных. Цель оцифровки – сохранение уникального фонда, обеспечение доступа пользователей Самарской области к материалам имеющим культурную, историческую ценность.
      Продолжилось  создание электронного каталога. Информационно-библиографический  отдел (далее Информационный центр) в автоматизированном режиме осуществлял  текущую аналитическую роспись  периодических изданий на предмет отбора краеведческой информации и краеведческого электронного каталога. В информационном центре, создающим основной массив электронных каталогов, параллельно с вводом информации создавались словари ключевых слов, продолжалась разработка технологической документации, рабочих инструкций, паспортов (приложение 1: паспорт характеристика базы данных «JURN.LDB»).
      Все отделы, участвующие в компьютеризации  освоили текстовые редакторы  «Word», а также пакет Microsoft Office (2003, 2007). С 2000 г. СОЮБ подключена к сети Интернет, создана также локальная компьютерная сеть. В библиотеку закупается лицензионное программное обеспечение.
      В настоящее время в Самарской  областной юношеской библиотеке имеются следующие базы данных.(Представлен в Таблице 1)
      Таблица 1. Электронные базы данных СОУНБ
      Отдел Название БД Тип БД Тематика  Ретроспектива
    1.
Отдел комплектования и обработки  «Фонд» Библиографическая Все области  знания, отрасли народного хозяйства (ББК) с 1997 г.
    2.
Отдел обработки  литературы и каталогизации «Систематическая  картотека статей» Электронные  ресурсы  Библиографическая Электронные ресурсы (CD-ROM, DVD-ROM), имеющихся в фонде СОЮБ с 1998 г.
    3
Информационный  центр        
«Литературоведение» Библиографическая Документы литературоведческого характера С 2001 г..

Информационный  центр «Краеведение» Библиографическая документы краеведческого содержания по всем отраслям знания и  практической деятельности С 1997 г.
    5.
Информационный  центр        «Инновации»       Библиографическая Методика и  практический инновационный опыт в библиотечно-библиографическом обслуживании юношества С 2000г.
    6.
Информационный  центр        «Ювенология»       Библиографическая Психология  юношеского возраста, проблемы социализации юношества, молодежная субкультура С 2001 г.
    4
Информационно- библиографический отдел «Сценарии»       Библиографическая Сценарии информационных, культурно-просветительных и развлекательных  мероприятий, адресованных юношеской  аудитории с 1995 г.
    5
      Информационно- библиографический отдел 

  «Фонд методического отдела»

      
      Библиографическая Библиотековдение, библиотечное дело, история библиотечного  дела, проблемы социологии и психологии чтения       РФ 
С 1998 г.
    6
      Информационно- библиографический отдел  «БИБЛИОТЕКА» 
      
Библиографическая Библиотековдение, библиотечное дело, история библиотечного дела, проблемы социологии и психологии чтения С 2000 г.
    9
Отдел Медиатека «СD» Библиографическая Информация  о наличии лазерных дисков с 1997 г.
    10
Отдел Медиатека       «Ноты» Библиографическая       Ноты  с 1997 г.
 
      Бухгалтерия СОУНБ использует специальную программу «1С Бухгалтерия». Администрация использует пакет Microsoft Office. В отделе кадров ведется 1C «Кадры».
      Информационное  обеспечение СОЮБ находится на стадии совершенствования, библиотека переходит  на автоматизированное обслуживание читателей с помощью программы MARC SQL.
      На  2009 год библиотекой запланировано:
    Создание современного компьютерного парка для организации автоматизированного обслуживания пользователей в информационно-библиотечной системе «Marc-SQL».
    Конвертирование электронного каталога в «Marc-SQL» и выделение  автоматизированных рабочего мест для пользователей
    Создание читательских баз данных для электронного формуляра
    Штрих-кодирование фонда библиотеки.
    Обучение специалистов библиотеки  работе в «Marc-SQL» в ЗАО Информ система г. Москва.
    Размещение электронного каталога на сайте Самарской ОЮБ
    Проведение мастер-классов для библиотек Самарской области «Автоматизированное обслуживание пользователей».
 
 
 
      3.3 Документирование организационно-управленческой деятельности СОЮБ. 

      В процессе управления собирается, обрабатывается и передается огромное количество информации. Эффективность управления зависит  от объема, оперативности и достоверности  информации, большая часть которой  отражается в документах. Законодательными и нормативными актами предусмотрен ряд ситуаций, при которых документирование информации является обязательным. В зависимости от конкретной управленческой ситуации создается множество различных видов документов.
      Современная мировая практика документационного обеспечения управления библиотечным делом имеет устойчивые количественные нормы.
      В настоящее время в деятельности Самарской областной юношеской  библиотеки применяются следующие основные системы документации:
      -организационно-распорядительная  документация;
      -первичная  учетная документация;
      -бухгалтерская  документация 
      -кадровая  документация;
      -технологическая  документация.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.