На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Инновационная политики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 

Введение………………………………………………………………….…3 
 

1. Основы  государственного регулирования  инновационной 

деятельности  ………………………………….……………………………5 

2. Формирование  государственной инновационная  политики в 

зарубежных  странах…………………………….…………………………8 

3. Особенности государственного регулирования инновационной 

деятельности  в Российской Федерации………………………………….14 

Заключение...………………………………………………………………24 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Основу  эффективности национальной экономики  современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста. 

«В широком  смысле слова инновационная деятельность - это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития. 

В узком («специфически экономическом) смысле слова инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых  научно-технических знаний.»1 

Содержание  инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых, реализуются технико-экономические потребности общества. 

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической  маркетинговой функции, специфических  методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта. 

В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития и поддержки. 

Для России сейчас особую значимость приобрело  творческое использование опыта  развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности. 

Сегодня только государство способно приостановить  разрушение накопленного научно-технического потенциала в России, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ. 

В этой связи, мне кажется целесообразным поподробнее остановиться на методах  государственного регулирования инновационной деятельности. 
 

1. Основы  государственного регулирования 

инновационной деятельности 
 

«Государственное  регулирование инновационной деятельности, реализуемое посредством целенаправленного  воздействия органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы, предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций»2. Таким образом орган государственного управления осуществляет регулирующее воздействие на объект инновационной деятельности так, чтобы получать желаемые результаты. 

Вероятные реакции инновационных организаций  на положительные меры государственного регулирования могут быть следующие: 

* освоение  новых рынков; 

* кооперация  с другими организациями; 

* улучшение  качества продукции; 

* поиск  партнеров и кредитов и т.д. 

При уменьшении возможностей реакции организации  будут следующие: 

* сокращение  ресурсного потенциала; 

* свертывание  деятельности; 

* снижение  уровня рисковости; 

* отказ от заказов с низкой эффективностью; 

* свертывание  инвестиций; 

* банкротство  или самоликвидация; 

В разных странах по-разному государство  регулирует инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между  товаропроизводителями. Однако конкурентная борьба товаропроизводителей чаще всего привязана к краткосрочному финансовому эффекту. Рыночное саморегулирование неспособно обеспечить выполнение перспективных исследований и разработок, связанных с высокой степень риска и неопределенностью, большими издержками, Также огромное влияние оказывает социальные и экономические проблемы. 

В условиях, когда высока неопределенность коммерческого  успеха инновационного проекта, велики затраты финансовых ресурсов, частный  сектор предпочитает ориентироваться не на перспективное, а на существующее соотношение спроса и предложения. В этой связи, задачей государства становится формирование системы поддержки малого инновационного бизнеса, которая включает в себя информационное обеспечение, подготовку кадров, проведение маркетинговых разработок, в том числе на внешнем рынке. 

Основными функциями государственных органов  в инновационной сфере являются следующие: 

> аккумулирование  средств на НИОКР и инновации; 

> координация  инновационной деятельности; 

> стимулирование  инноваций, конкуренции в данной  сфере, страхование инновационных  рисков, введение государственных  санкций за выпуск устаревшей  продукции; 

> создание  правовой базы инновационных  процессов, в том числе системы  защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности; 

> кадровое  обеспечение инновационной деятельности; 

> формирование  инновационной инфраструктуры; 

> институциональное  обеспечение инновационных процессов  в отраслях государственного  сектора; 

> обеспечение  социальной и экологической направленности  инноваций; 

> повышение  общественного статуса инновационной  деятельности; 

> региональное  регулирование инновационных процессов; 

> регулирование  международных аспектов инновационных  процессов3. 

Государственное регулирование базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлениях и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития. Одной из задач государственного регулирования является проведение комплекса мер по организационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержке инновационной активности предприятий. 

Государственное регулирование использует формы  и методы, соответствующие потенциальными возможностям, которые предоставляют  существующие рыночные отношения. В Германии и Японии, где традиционно придают особо важную роль государственному воздействию на функционирование рыночной экономики, используют меры протекционизма, направленные на сдерживание стихийной конкуренции, с выгодой для хозяйствующих субъектов. 

«Государство  формирует цели и принципы в области  своей политики и собственные  приоритеты в инновационной и  научной сферах.»4 При этом необходимо различать научно-техническую и  инновационную политику. В первом случае государство преследует цель получения новых научных знаний. Цель инновационной политики – создание и потребление инноваций, удовлетворяющих личные и общественные потребности. 
 
 

2. Формирование  государственной инновационной 

политики  в зарубежных странах 
 

Механизм  формирования и реализации научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий. 

К особенностям реализации научной и инновационной  политики в разных странах относятся различные доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Здесь является лидером Швейцария, затем идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США. По объему финансирования НИР и ОКР в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань. 

По уровню и формам поддержки в мировой  практике принято выделять: 

* государственные  стратегии активного вмешательства; 

* децентрализованного  регулирования; 

* смешанные. 

При осуществлении  стратегии активного вмешательства  государство признает научную, научно-техническую  и инновационную деятельность главными и определяющими факторами экономического роста национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства. 

Так, в  Японии, руководствующейся данной стратегией, наблюдается тесные связи между органами государственного управления и товаропроизводителями. Государство не только выполняет ориентирующие функции, но и играет активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов. 

Стратегия активного вмешательства наряду с финансированием высшей школы и значительными льготами коммерческим организациям, осуществляющим собственные НИОКР, активизирует инновационную деятельность в Японии, Франции, Нидерландах и других странах. 

Стратегия децентрализованного регулирования более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство, использующее эту стратегию, сохраняет главную, лидирующую роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства. 

Например, государство предлагает в экономической  сфере созданные в госсекторе научно-технические новшества и  создает инфраструктуру инновационной  сферы; формирует условия, способствующие повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы; выделяет государственные ресурсы для создания начального спроса на нововведения. При осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие стимулы инновационной активности. Данная стратегия реализуется в США, Великобритании и ряде других стран. 

В отличие  от стратегии активного вмешательства, при которой «ведущая роль в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству, в стратегии  децентрализованного регулирования  на первое место в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для этой деятельности.»5 

Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции. 

«В США, с помощью крупномасштабных целевых  проектов государственное регулирование  инновационных процессов осуществляется в следующих основных направлениях: 

* стимулирование  создания венчурных фирм и  исследовательских центров мелких  и средних инновационных предприятий,  в том числе фирм «спин-офф», отделяющихся от университетов,  государственных исследовательских  центров и специальных лабораторий  крупных промышленных корпораций, посредством целевого бесплатного субсидирования этих субъектов инновационной деятельности Национальным научным фондом США; 

* бесплатная  выдача лицензий на коммерческое  использование изобретений, запатентованных  в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства; 

* льготное  кредитование и выдача грантов  мелким фирмам – инноваторам  и отдельным изобретателям-одиночкам  Национальным научным фондом, Инвестиционным  фондом Министерства энергетики  США и другими инвестиционными фондами, имеющими некоммерческую филантропическую направленность финансирования; 

* формирование  государственной инновационной  инфраструктуры и способствование  функционированию рынка инноваций,  на котором государство выступает  как агент отношений купли-продажи инноваций; 

* мониторинг  и прогнозирование инновационных  процессов в стране и за  рубежом, государственная экспертиза  инновационных проектов, разрабатываемых  различными субъектами инновационной  деятельности; 

* предоставление субъектам инновационной деятельности льгот по оплате государственных услуг (связи, тепла, электроэнергии); 

* осуществление  морального поощрения выдающихся  ученых и инноваторов (вручение  государственных наград, присвоение  почетных званий, пропаганда достижений и потребления инновационных продуктов и услуг и проч.); 

* льготное  налогообложение инновационной  деятельности; 

* антимонопольное  законодательство, обеспечивающее  развитие внутренней и международной  конкурентоспособности национальных  товаропроизводителей.»6 

Япония  и Южная Корея начали реализацию политики превращения стран из «имитаторов» и «рационализаторов» в творцов  технологий, прежде всего в таких  областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые  материалы, за счет государственной политики, которая обеспечивает восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в области науки и технологий. 

В Японии для развития экспортного производства используются не только прямое субсидирование и другие традиционные экономические и административные способы воздействия на экспортеров, но и специфичные косвенные методы, к числу которых относятся целевое распределение финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в приоритетных отраслях. 

К основным направлениям инновационной политики, осуществляемой странами, входящими  в Евросоюз, относятся: 

* единое  антимонопольное законодательство; 

* система  ускоренной амортизации оборудования; 

* льготное  налогообложение НИОКР; 

* поощрение  малого наукоемкого бизнеса; 

* прямое  финансирование предприятий, осуществляющих  инновационные проекты в области  новейших технологий; 

* кооперация  университетской науки и предприятий,  производящих наукоемкую продукцию. 

Повышение роли государства в области инновационной деятельности одно из важнейших факторов при условии, когда фирме выгодна и доступна непрерывная инновационная деятельность, а рынок не всегда может ей это предоставить. 

Функция дополнительного стимулирования осуществляется государством посредством инструментов экономической политики (кредит, налоги, антитрестовское законодательство, регулирование международного обмена технологиями и др.), что позволяет существенно уменьшить стоимость ее ресурсов и повысить их доступность и качество. 

Другой  причиной повышения роли государства  в области инновационной деятельности является стремительный рост затрат, необходимых для ее осуществления. Это связано в первую очередь  с увеличением затрат на научно-исследовательское  оборудование, приборы и инструменты, и повышением заработной платы высококвалифицированных научно-технических и инженерных кадров. 

Для развития информационного обеспечения НИОКР  создан Европейский информационный центр. В 90-е годы стали приниматься  целевые программы: по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР "ВЭЛЬЮ"); Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем («ЭСТПРИТ»), программа по исследованию передовых способов связи в Европе (РАСЕ). Целью этих программ является повышение конкурентоспособности европейских компаний на рынках высоких технологий. 

Активное  участие государства в инновационной  деятельности связано с необходимостью долгосрочного прогнозирования  результатов научно-технической  и инновационной деятельности. Эффективность нововведения в значительной степени зависит от правильности выбора области и вида инновации и времени их внедрения. 
 

3. 

Особенности государственного регулирования инновационной  деятельности в Российской Федерации 
 

Формирование рыночных отношений в России коренным образом меняет систему государственного управления инновациями. Принципиально изменяются функции органов государственного управления в связи с переходом от ведомственно-отраслевого к программно-целевому управлению. 

Правительство Российской Федерации совместно  с регионами управляет единой топливно-энергетической и транспортной системами, оборонными предприятиями, связью и информацией, метрологией  и стандартизацией, программами  фундаментальных НИР и стимулирования нововведений. 

Государственная инновационная политика в России реализуется на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и  региональном (местном). 

Основной  задачей федеральной инновационной  политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере. «Общегосударственная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящим к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.»7 

Общие вопросы инновационной политики отражены в указах Президента РФ, в  подготовке которых участвуют отделы аппарата Президента, а также Совет  по научно-технической политике при Президенте РФ. Являясь консультативным органом, Совет информирует Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом; разрабатывает предложения о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации; подготавливает предложения по заключению межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам; и т.п. 

Органы  законодательной власти РФ – Государственная  Дума и Совет Федерации – имеют  право на законодательные инициативы в сфере инновационной деятельности. На сегодняшний день действует Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы". 

Для целей  настоящей Концепции используются следующие термины: 

- "инновация  (нововведение)" - конечный результат  инновационной деятельности, получивший  реализацию в виде нового или  усовершенствованного продукта, реализуемого  на рынке, нового или усовершенствованного  технологического процесса, используемого в практической деятельности; 

- "инновационная  деятельность" - процесс, направленный  на реализацию результатов законченных  научных исследований и разработок  либо иных научно-технических  достижений в новый или усовершенствованный  продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки; 

- "государственная  инновационная политика" - определение  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов; 

- "инновационный  потенциал (государства, региона, отрасли, организации)" - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности; 

"инновационная  сфера" - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций; 

- "инновационная  инфраструктура" - организации, способствующие  осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации); 

- "инновационная  программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)" - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий). 

Правительственная комиссия по научно-технической политике, возглавляемая Председателем Правительства, «координирует деятельность министерств и ведомств в инновационной сфере, обеспечивая согласованную работу федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской Академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной политики в инновационной сфере, по стимулированию реализации в производстве научно-технических достижений.»8 

Исключительной  прерогативой государства является правовое регулирование инновационной деятельности. Однако до сих пор отсутствует законодательное закрепление инновационной деятельности, прав инноваторов, механизма разработки и реализации инновационной политики. Комиссия по научно-технической политики, созданная при Правительстве РФ, для координации действий государственных органов управления в вопросах развития инновационной деятельности, приняла Положение «О приоритетных направлениях развития науки и техники и перечне критических технологий федерального уровня». 

Одна  из функций государства по поддержке  инновационной деятельности – руководство  формированием федеральных целевых  программ. Разработка ведется в рамках государственных научно-технических  программ. Координацию усилий государства по поддержке инновационной деятельности осуществляют три ведомства – Министерство экономики, Министерство промышленности, науки и технологий и Государственный комитет по промышленной политике. 

Министерство  экономики РФ, непосредственно разрабатывающее государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии отраслей национальной экономики, основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной деятельности. 

Координацию выполнения стратегии развития промышленности осуществляет Госкомитет РФ по промышленной политике. Этот Госкомитет разрабатывает предложения по основным направлениям инвестиционной политике, осуществляет меры по развитию предпринимательства, конкуренции, поддержке малого и среднего бизнеса в промышленном комплексе страны. А также, Госкомитет определяет перспективные направления НИОКР в промышленности. 

Бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит осуществляет Министерство финансов РФ. 

Сейчас, в условия кризиса экономики  России безвозвратное бюджетное финансирование распространяется только на фундаментальные исследования. Во всех остальных случаях финансирования предоставляется на срочной, возвратной и платной основе. 

В России функционируют специальные государственные  органы (Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства), которые финансируют предпринимательские проекты и предоставляют государственные гарантии под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур. 

Государственные внебюджетные формы поддержки инновационной  деятельности финансируют мероприятия  за счет внебюджетных фондов, создаваемых  в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Внебюджетные фонды  создаются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций. В РФ субъектами образования внебюджетных фондов являются: 

o Министерство  промышленности, науки и технологии  РФ, формирующее Российский фонд  технологического развития; 

o федеральные  министерства, создающие внебюджетные фонды соответствующих министерств;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.