На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Юридическая ответственность в области экологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ  

План   

1.        Понятие и общая характеристика юридической ответственности в сфере экологии.
2.        Понятие и состав экологического правонарушения.
3.        Дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность за нарушение требований экологического законодательства.
4.        Административная ответственность в области экологии.
5.        Общая характеристика уголовной ответственности за экологические преступления.  

1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ  В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ
Юридическая ответственность выступает в  качестве самостоятельного института  экологического права и является важнейшим составным элементом  правового обеспечения рационального  природопользования и охраны окружающей природной среды.
Таким образом, можно определить, что ответственность  в области экологии представляет собой совокупность правовых отношений  между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившими экологическое правонарушение физическими  и юридическими лицами, в которых  при помощи правовых норм обеспечивается добровольное или принудительное соблюдение требований законодательства в области  эффективного и рационального использования  природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической  безопасности населения.
Сущность  юридической ответственности в  области экологии заключается в  возможности претерпевания для  лиц, нарушающих требования экологического законодательства, неблагоприятных  последствий, т.е. определенных лишений, предусмотренных эколого-правовыми  нормами. Посредством применения мер  юридической ответственности осуществляется реализация государственного принуждения  к исполнению требований природоохранного законодательства. Следует отметить, что юридическая ответственность  не является единственным инструментом, при помощи которого государство  осуществляет принуждение в сфере  обеспечения соблюдения требований экологического законодательства. Такую  роль выполняет также экологическая  экспертиза, лицензирование, контроль, сертификация и другие функции управления природопользованием и охраной  окружающей среды.
Развитие  законодательства, регулирующего порядок  применения мер юридической ответственности  в области экологии происходило  в рамках общих правовых норм, регламентирующих совокупность общественных отношений  в области использования природных  ресурсов, охраны окружающей среды  и обеспечения экологической  безопасности населения. В этом контексте  определялся круг противоправных деяний, которые посягают на перечисленные  выше общественные отношения.
В научной  литературе юридическую ответственность  в сфере экологии принято рассматривать  в двух аспектах:
-        в позитивном плане она представляет собой обязанность законодательства, регламентирующего порядок осуществления рационального природопользования, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения;
-        в ретроспективном смысле – это порядок применения соответствующих санкций к лицам, виновным в нарушении требований экологического законодательства. Они сосредоточены в нормах экологического и других отраслей права, которые выполняют экологические функции, направленные на обеспечение принудительного исполнения физическими и юридическими лицами предусмотренных законом экологических норм и правил.
Таким образом, на основании вышесказанного можно  сделать вывод о том, что санкция  является мерой юридической ответственности  за экологическое правонарушение. При  отсутствии санкции фактически отсутствует  правовая норма, т.е. в том случае, если правовая норма не содержит санкции, она фактически обречена на бездействие.
Юридическая ответственность за экологические  правонарушения выполняет ряд основных функций:
-        стимулирующая: обеспечивает добровольное исполнение норм и правил природоохранного законодательства;
-        компенсационная – направлена на возмещение ущерба, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека вследствие осуществления экологически опасной деятельности;
-        превентивная – ее задача состоит в необходимости предупреждения правонарушений в области экологии;
-        карательная – заключается в применении соответствующих мер воздействия к лицам, виновным в совершении экологического правонарушения.
На основании  вышеизложенного можно заключить, что основными целями юридической  ответственности в сфере экологии являются:
-        наказание лиц, виновных в совершении экологических правонарушений;
-        предупреждение нарушения законодательства, регулирующего отношения в области осуществления рационального природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности населения;
-        восстановление нарушенных прав собственников природных ресурсов, природопользователей и других лиц, осуществляющих деятельность в сфере экологии.
Одной из основных особенностей юридической ответственности  за нарушение требований эколого-правовых норм является содержание в указанных  нормах относительно полного перечня  правонарушений, которые объединены в специальные самостоятельные  разделы различных законодательных  актов, которые посвящены ответственности  за нарушение правового режима использования  и охраны различных природных  ресурсов. Отсюда следует, что основным условием для возложения юридической  ответственности в рассматриваемой  сфере является наличие реального  факта совершения экологического правонарушения, анализ понятия и состава которого будет осуществлен в соответствующем  параграфе. К другим основаниям возникновения  юридической ответственности в  области экологии можно отнести  следующие:
-        наличие эколого-правовой нормы, предусматривающей каждое конкретное правонарушение;
-        соглашение или контракт, заключенное между физическими и юридическими лицами об осуществлении определенных действий в области экологии;
-        распоряжение соответствующего органа государственного управления;;
-        решение суда по каждому конкретному делу;
-        международно-правовые договоры и соглашения в области экологии и т.д.
В заключении следует определить основные виды юридической  ответственности за совершение экологических  правонарушений. К ним можно отнести  следующие:
-        дисциплинарная ответственность;
-        имущественная ответственность;
-        административная ответственность;
-        уголовная ответственность.
Каждый из вышеперечисленных видов юридической  ответственности в области экологии будет рассмотрен в соответствующем  параграфе настоящей темы курса.   

2. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Как уже  было определено выше, одним из наиболее важных оснований возникновения  юридической ответственности является совершение экологичес5ого правонарушения.
Экологическое правонарушение представляет собой  противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом, обладающем право- и дееспособностью, которое посягает на установленный  порядок использования природных  ресурсов, охраны окружающей среды, а  также нарушает экологические и  связанные с ними права человека и требования обеспечения экологической  безопасности населения.
На основании  указанного определения можно сделать  вывод о том, что экологическое  правонарушение характеризуется такими чертами как эколого-правовая направленность, повышенная экологическая опасность, а также экологическая противоправность.
Виды экологических  правонарушений можно классифицировать по следующим основаниям:
1. По степени  общественной опасности:
-        дисциплинарный проступок;
-        гражданское правонарушение;
-        административное правонарушение;
-        уголовное преступление.
Первые три  вида экологических правонарушений являются менее опасными по сравнению  с уголовным преступлением. За совершение каждого из указанных правонарушений наступает соответствующий вид  юридической ответственности.
2. В зависимости  от того, в какой области совершено  то или иное правонарушение, они  подразделяются на земельные,  водные, лесные и др., в зависимости  от того нормы какого законодательства  являются нарушенными.
В соответствии с общей теорией права экологическое  правонарушение по своей структуре  состоит из объекта, субъекта, объективной  и субъективной сторон. Следует рассмотреть  в отдельности каждый из вышеперечисленных  элементов.
Объект  экологического правонарушения. В качестве объекта выступает совокупность общественных отношений по поводу окружающей среды в целом, а также отдельных ее компонентов, которые урегулированы нормами экологического законодательства. Такие отношения возникают при осуществлении правомочий собственности, рационального природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности населения.
Субъектами  экологического правонарушения могут быть физические и юридические лица, совершившее правонарушения, связанные с осуществлением природопользования, охраной окружающей природной среды и обеспечением экологической безопасности населения. В качестве субъектов экологического правонарушения могут выступать наряду с гражданами Украины также иностранные граждане и лица без гражданства.
Объективная сторона экологического правонарушения традиционно состоит из трех элементов:
-        противоправность поведения, т.е. то или иное деяние является противоправным только в том случае, если оно предусмотрено соответствующей эколого-правовой нормой;
-        фактическое причинение или реальная угроза причинения экологического вреда;
-        причинно-следственная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.
Субъективная  сторона правонарушения характеризуется наличием такого фактора как вина. Вина представляет собой внутреннее, психическое отношение лица к совершенному деянию, которое может проявляться как в действии, так и в бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором лицо предвидит наступление негативных последствий своего поведения и желает (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел) их наступления. Неосторожность бывает двух видов: преступная самонадеянность и преступная небрежность. Самонадеянность проявляется тогда, когда лицо, совершая экологическое правонарушение, предвидит общественно вредные последствия своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на то, что такие последствия не наступят. Небрежность имеет место тогда, когда лицо не предвидит наступления общественно вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В то же время  на практике имеет место безвиновная (абсолютная) ответственность. Она наступает  в том случае, если вред причинен источником повышенной опасности и  регламентируется нормами гражданского законодательства.
И, в заключении следует обратить внимание на ст. 68 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», которая определяет основные правонарушения в области  экологии, за совершение которых наступает  ответственность. К числу таких  правонарушений относятся следующие:
-        нарушение прав граждан на экологически безопасную окружающую природную среду;
-        нарушение норм экологической безопасности;
-        нарушение требований законодательства Украины о проведении экологической экспертизы, в том числе представление заведомо ложного экспертного заключения;
-        невыполнение требований государственной экологической экспертизы;
-        финансирование, строительство и внедрение в производство новых технологий и оборудования без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
-        нарушение экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, введении в действие, эксплуатации, ликвидации предприятий и других объектов;
-        превышение лимитов и нарушение других требований использования природных ресурсов;
-        самовольное специальное использование природных ресурсов;
-        нарушение сроков внесения платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей природной среды;
-        не проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации экологических последствий аварий и другого вредного влияния на окружающую природную среду;
-        невыполнение распоряжений органов, которые осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей природной среды и создание препятствий их представителям;
-        невыполнение требований охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также территорий, которые подлежат особой охране, видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины и др.
Далее в  указанной статье определяется, что  законодательством Украины может  быть установлена ответственность  за иные нарушения законодательства об охране окружающей природной среды.   

3. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ И  ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Теперь необходимо рассмотреть каждый из перечисленных  выше видов юридической ответственности  за нарушение экологического законодательства.
Одним из таких  видов является дисциплинарная ответственность, которая выражается в наложении  администрацией предприятия, учреждения, организации взыскания на лиц, виновных в невыполнении функциональных обязанностей и других требований дисциплины труда, связанных с осуществление5м рационального  природопользования, охраной окружающей среды и обеспечением экологической  безопасности населения.
Порядок наложения  дисциплинарного взыскания за совершение экологического проступка регламентируется ст. 68 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» и Кодексом законов  о труде Украины. Последний, в  частности устанавливает, что к  лицам, совершающим вышеуказанные нарушения в области экологии, могут быть применены такие виды дисциплинарных взысканий как:
-        предупреждение;
-        выговор;
-        строгий выговор;
-        увольнение с работы.
Также подчеркивается, что законодательством о дисциплинарной ответственности и уставами предприятий  могут быть установлены иные виды дисциплинарных взысканий, такие как, например, перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный срок или понижение  в должности.
В свою очередь, ст. 68 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» определяет, что  должностные лица и специалисты, виновные в нарушении требований охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической  безопасности по представлению государственных  органов охраны окружающей природной  среды в соответствии с решениями  их управленческих органов лишаются премии по основным результатам хозяйственной  деятельности полностью или частично. Порядок лишения премий определяется законодательством Украины.
Порядок наложения  и снятия дисциплинарного взыскания  урегулирован трудовым законодательством. В частности, при наложении такого взыскания должны быть учтены тяжесть  совершенного проступка, служебная  характеристика и поведение работника, а также другие обстоятельства. За каждое нарушение трудовой дисциплины налагается только одно взыскание. Законодательство определяет, что до наложения взыскания  от правонарушителя должно быть истребовано  объяснение. О наложении дисциплинарного  взыскания работнику объявляется  приказом под расписку. Этот приказ должен в обязательном порядке содержать  информацию о том, за какой проступок  и какое наказание накладывается.
Дисциплинарное  взыскание может быть применено  к нарушителю не позднее одного месяца со дня его обнаружения (кроме  случаев болезни работника или  пребывания его в отпуске). Трудовые споры по поводу наложения дисциплинарных взысканий рассматриваются в  установленном законом порядке  комиссией по трудовым спорам, а  также судом.
Наложение дисциплинарного взыскания не исключает  возможности применения к правонарушителю  других, более строгих мер ответственности, в частности, гражданской, административной, уголовной.
Одним из видов  юридической ответственности за экологические правонарушения является гражданско-правовая ответственность, которая заключается в возложении на правонарушителя обязанности  возместить потерпевшей стороне  ущерб, причиненный в результате нарушения требований экологического законодательства.
Таким образом, применение мер гражданско-правовой ответственности в сфере экологии связано в первую очередь с  причинением экологического вреда. В научной литературе под экологическим  вредом принято понимать любое ухудшение  состояния окружающей природной  среды, связанное с осуществлением экологически опасной деятельности, а также нарушением требований природоохранного законодательства. Этот ущерб проявляется  прежде всего в форме загрязнения  окружающей природной среды, порчи, уничтожении, повреждении, истощении  природных ресурсов, разрушения экосистем, а также способствует ухудшению  здоровья населения.
В Украине  порядок возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в  результате осуществления экологически опасной деятельности регламентируется Гражданским Кодексом Украины и  Законом «Об охране окружающей природной  среды». В частности, ст. 68 указанного закона определяет, что предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возмещать ущерб, причиненный  ими вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среде, в порядке и размерах, установленных  законодательством Украины.
Исходя из основных начал гражданского права, экологический вред подразделяется на имущественный и моральный. Порядок  возмещения имущественного вреда, причиненного окружающей природной среде в  процессе осуществления экологически опасной деятельности предусмотрен ст. 69 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», которая определяет, что ущерб, причиненный вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, подлежит компенсации, как правило, в полном объеме без применения норм снижения взыскания  и не зависимо от платы за загрязнение окружающей природной среды и ухудшения качества природных ресурсов и далее подчеркивается, что лица, которым причинен такой ущерб имеют право на возмещение неполученных доходов за время, необходимое для восстановления здоровья, качества окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов до состояния, пригодного для использования по целевому назначению. В указанной статье также идет речь о том, что лица, которые владеют источниками повышенной экологической опасности, обязаны компенсировать причиненный ущерб гражданам и юридическим лицам, если не будет доказано, что ущерб возник вследствие стихийных природных явлений или неумышленных действий потерпевших.
Новым для  украинского экологического законодательства является возмещение морального вреда. Этот вред может заключаться в  нравственных переживаниях в связи  с отсутствием возможности продолжать активную общественную жизнь, с потерей  работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья, или в связи с заболеванием, возникшим и перенесенным в результате внутренних, нравственных переживаний. Моральный вред может возмещаться  наряду с имущественным и при  определении его размера суд  должен учитывать все обстоятельства каждого конкретного случая.  

4. АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
Одним из видов  юридической ответственности в  области экологии является административная ответственность, которая представляет собой возможность претерпевания  неблагоприятных последствий для  лиц, совершивших противоправные деяния, которые посягают на установленный  порядок природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности населения.
Нормы, регулирующие порядок применения мер административной ответственности за экологические  правонарушения содержатся в Кодексе  Украины «Об административных правонарушениях» (далее КоАП) и в целом ряде иных законодательных актов. В частности, КоАП устанавливает, что в качестве субъектов административной ответственности  выступают исключительно физические лица. В настоящее время в научной  литературе идет острая дискуссия по вопросу придания юридическим лицам  статуса субъектов административной ответственности. Такая попытка  была предпринята в Законе Украины  «Об исключительной (морской) экономической  зоне», в котором четко определен  перечень правонарушений, за совершение которых юридические лица подвергаются административным взысканиям.
Объектом  административной ответственности  является экологическая безопасность, т.е. такое состояние защищенности жизненно важных экологических интересов  человека, которое способствует полноценной  реализации его прав и свобод. Экологические  правонарушения могут совершаться  как в форме умысла, так и  в форме неосторожности.
Кодекс Украины  «Об административных правонарушениях» определяет следующие виды правонарушений в сфере экологии, за совершение которых наступает административная ответственность:
-        нарушение права государственной собственности на недра (ст. 47 КоАП);
-        нарушение права государственной собственности на воды (ст. 48 КоАП);
-        нарушение права государственной собственности на леса (ст. 49 КоАП);
-        нарушение права государственной собственности на животный мир (ст. 50 КоАП);
-        мелкое расхищение государственного или коллективного имущества (ст. 51 КоАП);
-        отклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлениями предприятиям, учреждениям, организациям (ст.511 КоАП);
-        нарушение прав собственника патента на сорта растений (ст.512 КоАП);
-        порча и загрязнение сельскохозяйственных и иных земель (ст.52 КоАП);
-        нарушение правил использования земель (ст.53 КоАП);
-        самовольное занятие земельного участка (ст. 531 КоАП);
-        утаивание или искажение данных земельного кадастра (ст. 532 КоАП);
-        несвоевременный возврат временно занятых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 54 КоАП);
-        самовольное отклонение от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 55 КоАП);
-        уничтожение межевых знаков (ст. 56 КоАП);
-        нарушение требований охраны недр (ст. 57 КоАП);
-        нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 58 КоАП);
-        нарушение правил охраны водных ресурсов (ст. 59 КоАП);
-        нарушение правил охраны территориальных и внутренних морских вод от загрязнения и засорения (ст. 591 КоАП);
-        нарушение правил водопользования (ст.60 КоАП);
-        повреждение водохозяйственных сооружений и построек, нарушение правил их эксплуатации (ст. 61 КоАП);
-        невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и (ст. 62 КоАП);
-        незаконное использование земель государственного лесного фонда (ст. 63 КоАП);
-        нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывоза древесины, заготовки живицы (ст. 64 КоАП);
-        незаконная порубка, повреждение и уничтожение лесных культур и молодняка (ст.65 КоАП);
-        уничтожение или повреждение полезащитных лесных полос и защитных лесных насаждений (ст. 651 КоАП);
-        уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 66 КоАП);
-        осуществление лесных пользований не в соответствии с целью или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 67 КоАП);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.