На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психологические особенности личности руководителя

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РФ
        Казанский государственный архитектурно-строительный  университет
                   Кафедра профессионального обучения  и науки 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Психологии социального взаимодействия»
на тему: «Психологические особенности личности руководителя» 
 
 
 
 

                                                                                 Выполнил:
                                                                                 Студент группы 1ТГ103
                                                                                 Загидуллин Салават
                                                                                 Проверила: Чернухина М.Е. 
 
 
 
 

                                                Казань- 2011г 
 

Содержание  

1       ВВЕДЕНИЕ
2      КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
3       ЧЕРТЫ СЛАБОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
3      ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
4      ТРИ ВИДА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5       СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
7  ТИПЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
13  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
14  СПИСОК ЛИТЕРАТУРА                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ВВЕДЕНИЕ   
 

Руководитель  в коллективе- это ключевая фигура.
Сущность работы руководителя состоит в её эффективности. Чем бы ни занималься руководитель, от него требуется прежде всего правильное и качественное выполнение задач, которые зависят от его способностей. Но для того чтобы стать эффективным руководителем, необходимо освоить новые правила игры. Обстановка в бизнесе сегодня меняется, причём с поистине беспрецедентной скоростью. Изменилась и работа руководителя. Времена, когда он выполнял роль диктатора и когда существовала чёткая граница между руководителем и подчинёнными, давно прошли. Командно- контрольный метод управления уже не вписывается в современную структуру бизнеса. Современная схема взаимоотношений построена на партнёрстве между руководителем и персоналом.Основная задача менеджмента состоит сегодня в том, чтобы брать на себя ответственность и принимать решения. Для этого руководителю необходимо прислушиваться к своей интуиции и правильно определить приоритеты и, а затем активно действовать.
Успешный руководитель должен располагать полной информацией о своём предприятии, о продукции и услугах; людях, занятых на предприятии; о конкурентах. Он должен владеть управленческими процессами и умело распоряжаться человеческими ресурсами. Быть мастером на все руки. Одинаково хорошо разбираться и в кадрах , и в бухгалтерии, и в маркетинге, и в производственных процессах. Он должен всё видеть и всё слышать и постоянно совершенствоваться.
Руководство становится эффективным лишь тогда, когда у  руководителя сложилось убеждение, что главное в производстве –  это люди. Все действия руководителя должны быть пронизаны верой, что  люди представляют собой наивысшую ценность и способность мотивировать и нацеливать их на работу – важнейшая составная часть эффективного руководителя.           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 КАЧЕСТВА  ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.  

Хорошего руководителя отличает высокий уровень психической  деятельности, так как руководитель воздействует на людей, их ум, и чувства. Сильная, доминирующая, креативная , уверенная в себе личность неприменное условие профессионального успеха руководителя. Формирование в себе качеств сильной личности является одним из обязательных условий работы руководителя над собой.
Руководитель  с осознанием своих сильных и  слабых сторон, с преодолением стереотипов  мышления, которые мешают строить  эффективные отношения с персоналом , блокируют возможности для творческого, профессионального и собственного развития, должен начать работу над собой.
1.Наличие воли, твёрдая воля в мягких формах, исключающих подавление,      принуждение.
2.Способность  убеждать, воздействовать на ум  людей, внушать, владеть приёмами  суггестии.
3. Толерантность  к недостаткам, умение видеть  главное в человеке.
4. Объективное  отношение без предвзятости и  субъектививных оценок.
5. Наблюдательность.
6. Устойчивость  взглядов.
7. Умение запоминать  и удерживать в памяти необходимые  события, факты, лица.
8. Оптимизм.
9. Умение управлять  эмоциями, сдержанность.
10. Психологическая  избирательность как способность  наиболее полно и глубоко отражать  психологию людей, быстро реагировать  на их психологические особенности,  интерес к общению с людьми, к их делам и поступкам, склонность  к психологическому анализу поведения,  поступков подчинённых и своих  собственных, способностью мысленно  поставить себя в психологическую  ситуацию другого человека, сопереживание,  эмпатия.
11. Наличие практического  ума, умение распределять обязанности  с учётом индивидуальных способностей, быстрая ориентировка в ситуации, среди людей, постоянный учёт  настроения коллектива, способность  учитывать особенности взаимоотношений  в коллективе, выступать их регулятором.
12.Психологический  такт- умение быстро найти нужный тон, форму общения, чуткость, простота общения, естественность поведения.
13. Умение слушать,  дохотчиво говорить.
14. Порядочность, независимость, общительность.
15. Подлинный  авторитет, имеющий и неформальное  влияние.
16. Необходимость  контроля со стороны руководителя  за своими эмоциональными проявлениями  и поиск средств эмоциональной  разрядки.Руководителя постоянно окружают люди, и независимо от статуса, настроения, личного расположения, со всеми должны быть ровные, деловые отношения. Эмоциональная неуравновешенность может снизить уверенность человека в своих силах со всеми негативными последствиями.
17. Креативность  является одним из ведущих  параметров в структуре организационной  направленности руководителя и  характеризует связь организаторской  направленности со способностями.                     

ЧЕРТЫ СЛАБОГО  РУКОВОДИТЕЛЯ:  

Слабый руководитель сталкивается с массой неожиданных, непредвиденных обстоятельств, тратя  на их огромное количество времени  и сил. Происходит это из-за того, что он не может предугадать, почувствовать  приближение проблем и вовремя  подготовиться к их появлению, и  потому что он постоянно занят  второстепенными вопросами, выпуская из вида главные, пуская их на самотёк.
Слабый руководитель убеждён, что дело своё знает, как  нельзя лучше и лучше всех, поэтому  старается выполнять всё сам.
Решение любого, особенно важного дела и вопроса  старается отложить. Он никогда не доводит дело до конца, надеется, что кто-то другой решит проблему, либо всё решиться само по себе.
Обладает чёрно-белым  мышлением. Всё видит только хорошим  или плохим. Его оценка всегда однозначна, категорична и без компромиссна.
Он раздувает  детали и придаёт слишком большое значение случайным, второстепенным деталям, не умеет отличить главное, от второстепенного, важное от неважного, существенное от несущественного.
Старается избегать ответственности, склонен перекладывать вину на других.
Старается принять  наилучшее решение, вместо выполнимых.
Присваивает себе успех отдельных сотрудников  и своего коллектива.                    

 ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.  

Любой руководитель совершает множество управленческих и элементарных ошибок:
1. ПЕРЕНОС РЕШЕНИЯ НА ЗАВТРА ИЛИ НА НЕОПРЕДЕЛЁННЫЙ СРОК. Для устранения данной ошибки руководства необходимо:
письменная формулировка ближайших задач;
обсуждение проблемы с ближайшими сотрудниками;
установление  жестких сроков решения проблемы;
разделение задачи на части и их поэтапное решение;
выделение компонента вызывающего напряжение и преодоление  его.
2. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ НАПОЛОВИНУ. С точки зрения организации и в целях сохранения собственной нервной системы, гораздо полезнее ограничиваться окончательным решением только нескольких проблем, чем начинать множество дел одновременно. Для устранения данной ошибки необходимо заниматься только теми делами, которые руководитель может решать сегодня. Если задача слишком объёмная и сложная, то её следует разделить на части, чтобы ежедневно можно было бы решать целиком одну из них.
3. СТРЕМЛЕНИЕ ВСЁ ДЕЛАТЬ СРАЗУ. Переходить к решению новой задачи можно только тогда, когда предыдущая задача уже решена или получено ясное представление о характере её решения, и кто будет её решать .Задача руководителя заключается в том, чтобы создать условия для эффективного функционирования системы, а не принимать участие во всех деталях или в ликвидации каждого сбоя в работе.
4. СТРЕМЛЕНИЕ ВСЁ СДЕЛАТЬ САМОМУ. Дело руководителя – управлять, а не производить. Для эффективной деятельности, руководитель, обязан заниматься только теми задачами, которые никто кроме него решить не может.
5. УБЕЖДЕНИЕ,  ЧТО РУКОВОДИТЕЛЬ ЗНАЕТ ВСЁ ЛУЧШЕ ВСЕХ
6. НЕУМЕНИЕ РАЗГРАНИЧИВАТЬ ПОЛНОМОЧИЯ. Отсутствие чёткого разграничения функций подчинённых – это основная проблема любой организации. Для избежания неприятностей неоходимо чётко определить круг обязанностей каждого сотрудника, создать понятные должностные обязанности.
7. СВАЛИВАНИЕ  ВИНЫ НА ДРУГИХ.    
 
 

ТРИ ВИДА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:   

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ – это соотношение результатов деятельности организации или предприятия и затрат на их достижение.
СОЦИАЛЬНАЯ – соотношение социальных результатов деятельности организации или предприятия и затрат на их достижение.
СОЦИАЛЬНО –  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ – соотношение экономических и социальных результатов и затрат на их достижение.
Основным показателем  эффективности труда руководителя как организатора и воспитателя  являются результаты труда коллектива в целом и каждого члена  в отдельности. Они измеряются различными производственно- экономическими показателями, на которые оказывают влияние технические,экономические и организационные решения. При характеристике эффективности работы руководителя нельзя ограничиваться только производственно- экономическими показателями труда. Необходимо учитывать такжесоциально-психологические факторы, такие как комплекс показателей жизнедеятельности коллектива. К социально- психологическим показателям, характеризующим деятельность руководителя относятся: совпадение формального и неформального лидера, психологическая совместимость коллектива и психологический климат.
Эффективная деятельность руководителя зависит от его способностей( свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности) .
Умение обеспечить положительную самоорганизацию  управленческой системы.Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своём подразделении. Сильный руководитель подбирает сильных подчинённых, слабый слабых. Вред от слабого руководителя большой: во-первых это малоэффективная деятельность, во-вторых это отрицательная самоорганизация.
Каждого руководителя можно оцениватьи по его деловым, профессиональным качествам.
Хороший руководитель умеет правильно оценить эффективность  деятельности своих подчинённых, стараясь не привликать к решению сложных, важных вопросов и задач слабых подчинённых.
Так как люди являются наиболее важным организационным  ресурсом, то руководитель обязан основную часть своего времени уделять  именно управлению людьми. Руководители являются важнейшими инструментами  претворения в жизни методов  управления, то недостаточное внимание с их стороны к этому трансформируются в низкое качество управления персоналом.
В процессе изменения  старого механизма управления и  формирование нового совершается качественный переворот в силе управления. Рождаются  новые, непривычные ситуации, нуждающиеся  в неординарных и результативных методах воздействия. В руководстве  организации нужны хорошо подготовленные руководители.                                                        
 
 

 СТИЛИ  РУКОВОДСТВА  
Стиль руководства  является принадлежностью всякого  аппарата управления.По этому различают индивидуальный и общий стили руководства. Индивидуальный стиль рассматривается как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива.Особенности личности руководителя включают субъективное начало, субъективный элемент стиля :
принципы и  установки, обуславливающие умение пользоваться властью;
специфику психического склада руководителя – его темперамент  и характер;
выбор форм и  методов воздействия на подчинённых  в каждой конкретной ситуации; неповторимые личные качества, определяющие управленческий почерк; 
индивидуальные  особенности исполнения социальных ролей; 
уровень профессиональных знаний, интеллекта, культуры, определяющих характер поведения.
Субъективные  факторы зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются  под влиянием окружающей среды. Объектиный стиль руководителя диктуется сознательной целью, определяющей способ и характер его действий:
спецификой систем, целей, задач, структуры;
закономерностями  управления;
функциональным  назначением сферы конкретной деятельности;
особенностями руководимого коллектива- структурой, уровнем подготовки, характером взаимоотношений, социально – психологическими чертами исполнителей;
уровнем практики управления;
способами и  приёмами управления, используемыми руководством;  
Поиск правильного  пути руководства представляет собой  сферу приложения усилий множества  людей.Происходящие изменения в современном, техническо –интенсивном, прогрессивном, информационном мире заставляют пересматривать нормы и ценности руководства людьми в организацмях и предприятиях.Проблема стиля руководства – это тема потенциала взаимодействия людей, включённых в совместную деятельность.Стиль выступает в качестве психологической системы и согласованности с совокупностью деятельности руководителя с внешней средой.
Стиль руководства  – это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его  отношении с подчинёнными. Это  способ, которым руководитель управляет  подчинёнными, и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец его поведения ( устойчивое и инавариантное).
Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и предпочитаемый подчинёнными зависит  от личных качеств подчинённых и  требований со стороны внешней среды. Если у подчинённых наблюдается  большая потребность в самоуважении и принадлежности, то стиль поддержки (ориентированный на человеческие отношения) будет самым подходящим. Если же у подчинённого существует потребность  в автономии и самовыражении, он предпочитает инструментальный ( ориентированный на задачу) стиль.
К.Левин предложил разделить системы воздействия одного человека на группу людей на :      
         АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ.
Это жесткие, централизованные  приёмы управлениия, пересечения инициативы, единоличные решения основных и мелких вопросов в жизни коллектива. Руководители авторитарного стиля сосредатачивают всю власть в своих руках и не поощряют формирование отношений между подчинёнными. Сознательно ограничивают контакты с подчинёнными и между подчинёнными.
Такой руководитель догматичен, жаждет подчинения своей воле, не терпит возражений, не прислушивается к чужому мнению, часто вмешивается в работу подчинённых и жестко контролирует их действия. Критику не выносит , не признаёт своих ошибок, но любит покритиковать других. 
Основным механизмом административного воздействия  при авторитарном стиле является внушение, а формой воздействия- приказ, распоряжение.
Автократ работает много, заставляет работать других, в  том числе внерабочее время.
Наиболее эффективен в экстремальных условиях,при лимите времени и на больших предприятиях.При данных обстоятельствах управление должно быть наиболее централизованным и однонаправленным.
НЕДОСТАТКИ АВТОРИТАРНОГО  СТИЛЯ
Ориентация на формальные способы воздействия  приводит к тому, что среди подчинённых  нарастает наряжение, конфликтность.  
Главным недостатком  является отсутствие уважения к своим подчинённым. 
Автократ может  оказывать и психологическое  давление на своих подчинённых , которое проявляется в виде угроз.
Отсутствие структуированных отношений приводит к тому, что часто подчинённые не знают цели, которая известна только руководителю, и деятельность таких руководителей носит неосмысленный, имитационный характер.          

 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ  СТИЛЬ.
Это распределение  функций и ответственности, самостоятельности  между членами группы. Основными  принципами демократического стиля  являются коллегиальность и поощрение  инициативы. Руководитель, практикующий демократический стиль, ориентирован на убеждение как основной механизм воздействия, а в качестве основной формы воздействия используются групповые процедуры ( собрания, совещания).
Руководитель- демократ во всей своей деятельности лично  занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчинённым решать всё остальное.Он старается часто советоваться и прислушиваться к мнению своих подчинённых. Никогда не подчёркивает своего превосходства, разумно реагирует на критику.,не уходит от ответственности.         
В психологической  литературе данный стиль является идеальной  формой упрпавления.
Наиболее эффективен в тех ситуациях, когда деятельность осуществляется в стандартных условиях, поэтому возможно принимать алгоритмы обсуждения и группового принятия решения.                  
НЕДОСТАТКИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
Не смотря на коллегиальность, основные решения принимаются на высшем уровне управления, а сотрудники выступают в роли совещательного органа.
Ориентация на демократические процедуры приводит руководителя к убеждению о том, что сами эти процедуры и обеспечивают правильность принимаемых решений  и их эффективность. При данном стиле управления порядок принятия решения всегда главенствует над задачей и содержанием обсуждаемой проблемы.
В нестандартных условиях, из-за отсутствия времени этот стиль является неэффективным. 
 
 
 

ТИПЫ  РУКОВОДИТЕЛЕЙ
   Харизматичный лидер
   Это главный герой всех американских историй успеха. Человек, как правило, без высшего образования (это  если по американской мечте), построивший  бизнес с нуля своими руками. Он умеет  вдохновлять людей, как никто  другой (да, это умели и знаменитые полководцы, тот же Ганнибал, который  потерял почти 40 тысяч человек  при переходе через Альпы ради мечты о завоевании Рима). Его  энергия заразительна. Именно в компаниях  с такими руководителями чаще всего  случаются технические революции.
   Подобный  управленец обычно игнорирует дресс-код, всегда готов выслушать любого сотрудника, что, правда, не значит, что он согласится с его мнением. Как показывает история, именно к такому типу руководителей более всего привязаны служащие компании, так как его идеи служат для них неким катализатором, переходящим впоследствии в преданность. Вырасти вместе с таким руководителем может каждый работник. И это одно из главных преимуществ подобного стиля. Уверенность в себе и воля являются основными чертами данного типа. Подобный управленец терпеть не может поражений, так как это бьет по его ЭГО.
   Конечно, тот факт, что данный руководитель всячески поощряет риск и новые идеи также положительно сказывается на талантливых сотрудниках. Правда, харизматичный лидер сегодня актуален далеко не везде. Такой руководитель, конечно, является самым популярным в США, высока его популярность во многих странах Европы (англосаксонских). Но вот в Азии и Австралии такой тип руководства вовсе неприемлем. В силу культурных традиций.
   Кроме того, стоит отметить, что подобный стиль руководства очень продуктивен  на стадии становления бизнеса. Когда  воля является одним из важнейших  атрибутов успеха. В случае разрастания  компании руководителю придется меняться, хотя, конечно, не кардинальным образом. Одним из самых известных представителей данного типа является сооснователь Apple Стив Джобс.
   Дипломат
   Из  названия уже становится понятно, что  подобный управленец основное внимание уделяет командной деятельности. Пожалуй, это лучший тип руководителя для бизнесов, где работают высокообразованные специалисты (которые могут быть намного умнее управленца, например ученые). Дипломат характеризуется  доброжелательностью,  компетентностью, способностью слушать.
   Как правило, главное задачей дипломата  является установка равноправных отношений  с сотрудниками. Они не подчиненные, а партнеры. Все наиболее значимые решения принимаются после обсуждений с сотрудниками, причем дипломат старается  сделать так, чтобы были учтены мнения всех и каждого. Настолько насколько это, конечно, возможно в конкретно взятой фирме.
   Наибольшей  популярностью дипломаты пользуются в Японии. Именно из этой страны и  пришел данный тип руководства. Мудрый, понимающий, что без других людей невозможно добиться успеха. При этом данный руководитель не считает себя выше других. Он никогда не скажет: «Я это сделал», но всегда может отметить: «Мы сделали это».
   Если  говорить о представителях данного  типа, то сразу же на ум приходит Коносуке Мацусита из компании Panasonic. Кроме Азии подобный тип руководства пользуется большой популярностью и в Латинской Америке.
   Гуманист
   Данный  тип руководителя рассматривает  компанию, как одну большую семью. Он, прежде всего, ценит сотрудников  как людей, и уже потом обращает внимание на их профессиональные качества. В компаниях такого типа сотрудники часто отдыхают вместе, дружат, выезжают на природу. Начальник вполне может  решить некоторые проблемы подчиненных  (например, добровольно оплатить лечение их родственников, причем он сам позвонит врачу, чтобы узнать, как состояние больного не потому, что это надо для работы, а чисто из человеческих соображений).
   В компаниях, где у руля стоит гуманист, обычно нет каких-то штрафов, жестких  систем для контроля сотрудников. Несомненно, такой стиль руководства лучше  всего применим в маленьких фирмах, так как с ростом компании руководителю будет все сложнее общаться с  каждым сотрудником, как с другом. Наибольшей популярностью подобный стиль пользуется в некоторых  странах Латинской Америки, Китае. В Европе и США руководители-гуманисты  не прижились. Во-первых, потому, что  здесь не любят вмешательство  в личную жизнь (даже из добрых побуждений), а во-вторых, здесь выше доходы, и  совсем другой стиль работы, из-за чего выстроить такие отношения крайне сложно.
   Демократ
   Демократ  характеризуется тем, что готов  делегировать часть своих полномочий сотрудникам. Тем самым, разделив с  ними и ответственность за результат. Надо отметить, что демократ должен полностью доверять своим работникам и быть уверенным в том, что  они справятся с теми задачами, которые он перед ними ставит.
   Подобный  руководитель достаточно тесно общается с коллективом. Более того, часто  проводит с сотрудниками нерабочее  время (бильярд, боулинг, рыбалка и  так далее). Он не считает себя избранным, и уж тем более кем-то, кто ставит себя выше сотрудников. Все равны, и  могут в любой момент высказаться. Правда, это не значит, что в компаниях, где у руля стоит демократ, отсутствует  контроль выполняемой работы. Просто контролем занимается не только руководитель, но и те работники, которым были делегированы определенные полномочия. Они уже  отчитываются о проделанной работе перед руководителем. И конечно на них висит ответственность за результат. И перед коллективом в том числе.
   Благодаря такому стилю управления компанией  управляют служащие. Наибольшее распространение  подобный тип получил в Германии и США.  

   Бюрократ
   На  сегодняшний день данный тип руководителя уже не так распространен как ранее, но почти все другие типы вобрали в себя некоторые черты от бюрократа. Четкий контроль, система оценок сотрудников, постоянные отчеты, правила, которые следует соблюдать. Все это излюбленные инструменты руководителя-бюрократа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.